Что будет с рижским вокзалом
Куда денут поезда с Рижского вокзала Москвы: об удобстве пассажирам придется забыть
Поезда дальнего следования уходят с Рижского вокзала в конце февраля 2021 года. После этого вокзал закрывается для поездов дальнего следования. Его дальнейшая судьба неизвестна. На днях стало понятно, что станет с некоторыми из поездов Рижского вокзала. Пассажирам улучшений ждать не приходится.
Поезд Москва – Псков на Рижском вокзале Москвы летом 2019 года.
У нас есть канал в телеграме, где подобные новости появляются намного оперативнее. Подпишитесь на него.
Что будет с Рижским вокзалом
Сейчас Рижский вокзал обслуживает всего два поезда дальнего следования – пассажирский поезд №661/662 Москва – Великие Луки и скорый поезд №61/62 Москва – Псков. По сути, это один и тот же поезд. Суммарно он делает три рейса в неделю – дважды до Великих Лук и один раз дальше – до Пскова. Кроме того, за Рижским вокзалом закреплен международный поезд №1/2 Москва – Рига, который сейчас не ходит из-за закрытых границ.
Четыре года назад в РЖД решили пустить территорию Рижского грузового двора, который находится за забором от путей поездов дальнего следования Рижского вокзала, под застройку. Там создадут новый головной офис компании, общественные пространства и жилье. При этом о судьбе вокзала никто не говорил, но в ноябре 2020 года стало известно, что с марта 2021 года поезда дальнего следования будут выведены оттуда «в связи с предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская».
Проект застройки территории Рижского грузового двора японской компанией Nikken Sekkei
Что сделают с поездами, было непонятно. Высказывались разные сценарии – перенесут на Ленинградский вокзал, но он забит, пустят с Курского через Каланчевскую на рижское направление, но курский ход и так разгружают, переведут на новый вокзал в Черкизово, но его еще не достроили.
Новый маршрут старых поездов
Решение нашли нетривиальное. Теперь поезда будут отправляться с Белорусского вокзала, доезжать до Вязьмы, там менять направление и через Осугу выходить в Ржев, где менять направление еще раз.
Это удивительно. Когда в Российской империи строились железные дороги, они проектировались по возможности по кратчайшим маршрутам. Ни о какой смене направлений речи не шло, все было логично! От Москвы до Владивостока поезда, идущие по Транссибу, ни разу не меняют направления движения.
Но в последние годы все пошло наперекосяк. Строить новые съезды никто не думает. Доходит до абсурда. Поезд Петербург – Севастополь, например, меняет направление движения четыре раза! А ведь к Крыму у нас повышенное внимание, почет и уважение. Естественно, раз с крымскими поездами никто не заморачивался, то и с великолукскими не будут тем более. Две смены направления для обычного ночного поезда – запросто!
Итого, что мы теперь имеем.
По новому расписанию поезд будет отправляться из Москвы в 21:13 (вместо нынешних 21:41) и прибывать в Великие Луки в 07:50 (вместо 07:02). Таким образом, время в пути составит 10 часов 37 минут вместо 9 часов 20 минут.
А теперь самое интересное. Поезд меняет номер с 661/662 на 61/62, то есть из пассажирского становится скорым. Это может только РЖД! Время в пути выросло, но поезд стал скорым! Секрет в том, что на определение того, скорый поезд или пассажирский, влияет его средняя скорость. Если скорость выше 50 км/ч, то поезд уже скорый.
А знаете, что еще это значит на практике для пассажира? Правильно! Это значит, что билеты будут стоить дороже, потому что поезд стал скорым, а на скорый поезд тариф выше. Его маршрут стал длиннее, а чем длиннее маршрут, тем дороже билет! Ловкость рук и никакого мошенничества!
Обратно поезд будет уходить из Великих Лук в 19:55 (вместо 20:57) и прибывать в Москву в 7:23 (вместо 6:49). Время в пути составит 11 часов 28 минут вместо нынешних 9 часов 52 минут.
За 11 часов 28 минут на машине можно съездить из Москвы в Великие Луки и вернуться обратно в Москву, попутно выпив чаю с видом на Ржевский мемориал, и при этом ни разу не превысить скорость.
Что касается поезда №63/64 Москва – Псков, то теперь он будет отправляться из Москвы в 21:13 (вместо 21:41), прибывать в Псков в 13:49 (вместо 12:10). Время в пути составит 16:36 (вместо 14:29). В обратную сторону поезд будет отправляться из Пскова в 13:54 (вместо 15:15) и прибывать в Москву в 7:23 (вместо 6:49). Время в пути увеличится до 17:29 (вместо 15:34).
Железнодорожный вокзал Пскова
В принципе, это означает медленное убийство поезда. И так-то отправление в 15:15 было слишком ранним. Фактически люди теряли половину воскресенья (а он ходит по воскресеньям). Старт в 13:54 делает поезд вовсе бессмысленным. Это выброшенный день.
Да, у поезда 63/64 есть альтернатива в виде фирменного поезда «Псков», который идет быстрым и удобным графиком и другим маршрутом, но тамошний тариф далеко не всем псковичам по карману. Мне кажется, поезд 63/64, который ходит в Псков по пятницам и обратно по воскресеньям, держат только ради того, чтобы сохранить фирменность десятки (по правилам, фирменный поезд может ходить только при наличии нефирменной альтернативы).
Дооптимизировались
Ну и напоследок. Поезда 661/662, 63/64 и 9/10 обслуживались Псковом. Это неплохо. Небольшой городок, свой резерв проводников, свои рабочие места… Теперь поезд 9/10 отдают в Москву, а 61/62/63/64 завяжут в общий оборот с поездом 677/678 Петербург – Великие Луки. Это значит, что обслуживание поезда передадут в Петербург, а псковские бригады расформируют.
И еще есть вопрос, что станет с двумя поездами.
Неясна судьба поезда №1/2 Москва – Рига. После открытия границ его вернут, но куда и каким маршрутом, пока неизвестно. Отправляться он будет или с Ленинградского, или с Белорусского вокзалов.
Кроме того, неизвестно, что станет с поездом №55/56 Москва – Гомель. Его «нитку» (то есть расписание) на участке от Москвы до Вязьмы отдали пока поездам 61/62/63/64. Решать его судьбу также будут только после открытия госграниц.
Москвич
Напротив Рижского вокзала собрались строить новый — для высокоскоростных поездов
Стройка у Рижского вокзала, похоже, не закончится никогда.
Во-первых, на месте грузового двора за Рижским вокзалом собираются строить огромный квартал с офисами (здесь расположится штаб-квартира РЖД) и жильем. Во-вторых, завершают строительство БКЛ и реконструкцию платформы Рижская для МЦД. Огорожена вся площадь.
Теперь в Москомархитектуре говорят, что здесь будут строить еще один вокзал. Как и в случае с Комсомольской площадью, для высокоскоростных поездов — новая магистраль в Петербург будет проходить через Рижскую, где будет первая после Ленинградского вокзала остановка (еще две — на Петровско-Разумовской и в Зеленограде).
Новый вокзал — часть огромного ТПУ «Рижская» с метро, диаметрами и маршрутами наземного транспорта. Здесь будут пересадки со всего на все: возможно, даже трамвай с Трифоновской улицы до Рижского вокзала дотянется, говорит председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. На Трифоновской и Гиляровского трамвайного движения нет с 1990-х, хотя периодически власти вспоминают об обещании восстановить здесь трамвайное движение.
Так что площадь, которую не успели реконструировать, в будущем ждет как минимум еще одна реконструкция, в том числе для того, чтобы сделать удобную пересадку на новый вокзал с метро и МЦД. По словам Княжевской, также перенесут стоянку такси и остановки общественного транспорта.
Проект нового вокзала будет готов в следующем году, а закончить работы обещают к концу 2024-го (и наверняка к тому времени на площади захотят опять что-то поменять).
Москвич
Поезда дальнего следования перестанут приходить на Рижский вокзал в конце февраля 2021-го
Судьба Рижского вокзала не первый десяток лет волнует и москвичей, и городские власти.
В начале нулевых шли разговоры чуть ли не о сносе, но это казалось абсурдом: здание Рижского, построенное в начале прошлого века по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского — одно из знаковых для Москвы. Сноса не случилось, но несколько лет назад руководство РЖД приняло решение пустить под застройку территорию Рижского грузового двора, что на задах вокзала, через забор от путей поездов дальнего следования. Там решено было создать новый головной офис РЖД, общественные пространства и жилые дома.
Год назад «Москвич Mag» писал об итогах конкурса проектов по застройке; победителем тогда стала японская компания Nikken Sekkei. Так или иначе, проект никак не затрагивал железнодорожные пути, и даже на проектных рендерах японского бюро и здание вокзала, и пути оставались на своих местах.
Однако несколько дней назад на неофициальном форуме Московского железнодорожного агентства rail-club.ru была опубликована выдержка о закрытии продажи билетов на поезда дальнего следования, отправляющиеся с Рижского вокзала: «В связи с предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская и изменением маршрута следования пассажирских поездов со сменой вокзала прибытия в Московском узле закройте продажу проездных документов на поезда согласно периодичности курсирования:
№64/63 Псков—Москва отправлением со ст. Псков с 28/02-2021, отправлением со ст. Москва-Рижская с 05/03-2021;
№661/662 Москва—Великие Луки отправлением со ст. Москва-Рижская с 01/03-2021, отправлением со ст. Великие Луки с 02/03-2021».
Да, нынче с Рижского вокзала всего лишь трижды в неделю ходит один поезд дальнего следования, №661/662 Москва—Великие Луки (раз в неделю он под номером 61/62 едет до Пскова), а ежедневный поезд №1/2 Москва—Рига отменили в марте в связи с пандемией коронавируса. Однако об отмене великолукского поезда речи, судя по всему, не идет. Куда же, в таком случае, он будет приходить? Неопределенные слухи относительно Курского и Ленинградского вокзалов, похоже, безосновательны: первый, наоборот, зачищают от путей дальнего следования ради сразу двух центральных диаметров, а второй и без того перегружен. Наиболее вероятный кандидат — Белорусский вокзал, но и это пока не подтверждено.
Так или иначе, судя по всему, с марта с Рижского вокзала будут отправляться только пригородные поезда.
РЖД не нужен вокзал. С Рижского перестанут ходить поезда дальнего следования
Самый тихий и уютный московский вокзал «Рижский» вдруг напомнил о себе. Появилась информация, что с него теперь будет невозможно добраться до Пскова и Великих Лук. Якобы билеты на поезда дальнего следования больше продаваться не будут, а работать вокзал будет исключительно под пригородное сообщение. Вместе с этой новостью эксперты вновь вспомнили, что рядом с Рижским должен быть реализован глобальный проект по застройке грузового двора. Корреспондент vgudok.com заехал на самый тихий столичный вокзал и выяснил, что там происходит сейчас, и не затронет ли эта стройка здание вокзала, которое имеет статус культурного наследия.
Не так давно на неофициальном форуме Московского железнодорожного агентства rail-club.ru была опубликована выдержка о закрытии продажи билетов на поезда дальнего следования, отправляющиеся с Рижского вокзала:
«В связи с предстоящим закрытием путей общего пользования на территории грузового двора железнодорожной станции Москва-Рижская и изменением маршрута следования пассажирских поездов со сменой вокзала прибытия в Московском узле закройте продажу проездных документов на поезда согласно периодичности курсирования:
№64/63 Псков — Москва отправлением со ст. Псков с 28/02-2021, отправлением со ст. Москва-Рижская с 05/03-2021;
№661/662 Москва — Великие Луки отправлением со ст. Москва-Рижская с 01/03-2021, отправлением со ст. Великие Луки с 02/03-2021».
Рижский вокзал всегда славился своей тишиной и немноголюдностью. Сродни тому как Киевский долго ассоциировался с бесконечными продавцами цветов: покупателей гвоздик и роз там всегда было больше, чем пассажиров. Аналогичная ситуация сложилась с Савёловским, но там цветы заменили на технику. Люди шли вдоль вокзала на радиорынок за мобильниками и прочей техникой. «Три вокзала» на то и три вокзала, что там круглосуточная суета со всеми вытекающими последствиями в виде бездомных, наглых таксистов, воришек и попрошаек. Курский сам по себе был серым и слишком большим. Про Павелецкий даже написать нечего.
Рижский на фоне собратьев выглядел, как место для комфортного отдыха: народу минимум, суеты никакой, маленький и уютный. Знающие люди во времена, когда ещё купить билет онлайн было невозможно, не ленились сделать крюк и доехать до «Рижака», чтобы там без очередей в кассах купить проездной на любой поезд.
Безусловно, все специалисты и эксперты говорили и продолжают говорить, что содержать полноценный вокзал, пусть он и носит статус культурного наследия столицы, ради одного поезда до Пскова и обратно невыгодно и затратно (второй маршрут до Риги закрыт из-за коронавируса). Отказаться от этого направления, безусловно, нельзя и никто на такой шаг не пойдёт, а значит, маршрут перенесут, но вот куда? В планах — отправлять поезда с Белорусского через Ржев и Вязьму. Однако это глупо, высказал мнение vgudok.com председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
«В лучшие годы на этом вокзале были четыре, максимум пять поездов. Сейчас вообще один состав; возможно, будет восстановлен поезд в Ригу, но ради двух держать целый вокзал — не очень понятно, зачем. Раньше всегда речь шла о том, чтобы перегонять поезда с Рижского на Курский. Но сейчас с учётом МЦД их на Курский не пригонишь. И поезд Великие Луки — Псков каким-то совершенно безумным образом погнали на Белорусский вокзал через Ржев и Вязьму, — рассказал эксперт. — Это на три часа увеличивает время хода. Абсолютно дурацкое решение. Поезд можно было по большому московскому кольцу отправить на Киевский. Тем более сейчас этот хаб явно не загружен, в связи с тем что поездов на Украину гораздо меньше, чем было раньше.
Время хода было бы увеличено, но на час, а никак не на три. А вообще, состав можно было отправлять хоть с Тушино.
Я понимаю ностальгию многих, кому Рижский вокзал дорог, но в основном ностальгируют любители железных дорог. А пассажирам, в общем-то, без разницы, если поезд до Пскова перенесут на какой-то другой вокзал».
Помимо статуса самого тихого Рижский вокзал является объектом культурного наследия Москвы. Несмотря на это, слухи о его возможном сносе ходили ещё со времен, когда мэром столицы был Юрий Лужков, рассказал vgudok.com координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
«Рижский вокзал — объект культурного наследия, так что о прямом сносе речи идти не должно, как здание он сохранится, но, конечно, утрата двух рельсовых путей убавит его аутентичности.
Архитектором Рижского вокзала был Станислав Бржозовский. Он, в частности, автор Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Это одна из визитных карточек питерского модерна. Здание Рижского вокзала совершенно другое. Это русский стиль, стилизация под архитектуру XVII века. С точки зрения архитектуры это однозначно здание интересное. Для своего времени оно очень хорошо было технически оснащено, — напоминает наш собеседник. — С момента открытия там была своя электростанция в подвале. Соответственно, электрическое освещение и в помещениях, и на платформах. В плане того, что там были колоссальные объёмы движения поездов — об этом говорить не приходится: он всегда был неактивный, но в этом его прелесть.
Это такой островок спокойствия на московском железнодорожном узле. Хотелось бы, чтобы каким-то образом это осталось.
Помимо этого ведь есть ещё и ряд ценных построек рядом с вокзалом. К примеру, можно увидеть нижний этаж водонапорной башни, которая там стояла. Похожая, но не такая же, есть на территории музейного депо «Подмосковное». Там же сохранилось, правда, к сожалению, обшитое сайдингом, здание паровозного депо веерного типа. Оно совсем маленькое. Рядом с депо стоит, опять же под сайдингом, деревянный дом для отдыха локомотивных бригад 1901 года. Ценнейшее здание, особенно если вспомнить, что такое же было, к сожалению, снесено в депо «Подмосковное», не дождалось оно музейного статуса. Вопрос, что будет со всеми этими зданиями? Хотелось бы, чтобы со временем они пришли в порядок, вошли в единый комплекс московского вокзала».
Про Рижский сейчас заговорили в связи с отменой продаж билетов на дальние направления, то есть на Великие Луки и Псков. Не исключено, что это каким-то образом может быть связано с подвижками на грузовом дворе. Огромная территория, которая принадлежит РЖД и находится впритирку с вокзалом, давно никак не задействована.
Эти гектары уже давно расписаны под застройку. Именно на месте грузового рижского двора появится новая штаб-квартира холдинга. Однако планы планами, а коронавирус коронавирусом. Было бы очень странно, если бы РЖД именно в период пандемии и экономического кризиса начали возводить свой новый штаб, считает Кирилл Янков.
«В условиях падения ВВП и доходов бюджета не время строить новую штаб-квартиру. К примеру, государство отказалось от строительства Государственной думы и Совета Федерации в новых местах, хотя эта идея много раз обсуждалась.
Только Газпром построил новую штаб-квартиру в Петербурге, и то он начинал этот проект в условиях экономического подъёма.
А начинать строить в условиях полномасштабного кризиса, вызванного, прежде всего, пандемией, хотя, не только ей, это было бы довольно странным решением», — уверен эксперт.
Не сегодня, так завтра, но что-то на месте грузового двора возникнет. И это «что-то» навсегда убьёт сам вид на культурное наследие Москвы, говорит Юрий Егоров.
«На грузовом дворе работы практически не ведутся. Там запланированы огромные кварталы офисов РЖД, помимо этого жильё. Конечно, всё это задавит вокзал. Понятно, что у «Рижского» всего пару этажей, они, конечно, высокие, это не обычные потолки в 2,5 – 3 метра. Здание, безусловно, будет задавлено новой архитектурой и потеряется. Видовые точки, которые есть сейчас на вокзале, будут другими. Окружающая среда будет преобладать над зданием вокзала», — с грустью констатирует эксперт.
Пользователи в сети по-разному отнеслись к новости об отмене поездов дальнего следования с Рижского вокзала.
Valentina Morozova: «Поезд Москва — Великие Луки проходит по территории Тверской области — это не только города, но и поселки. И так движение этого поезда сократили и сделали неудобным проезд туда-обратно по дням. Осталось вообще всё сократить, нечего ездить людям, чего уж там».
Kirill Tokarev: «Да как-то не очень нравится такое положение! А сам вокзал такой тихий и уютный! Однажды туда приехал, а там фильм какой-то снимался! Стоит паровоз и пара вагонов. Всё атрибуты сегодняшней жизни убраны или завешаны!».
Vladimir Yakovlev: «А потом оленевод его снесёт и застроит».
Юлия Жукова: «В Псков с Ленинградского. В Ригу не будем ездить».
Екатерина Шварц: «Курский, Ленинградский, Ярославский, Рижский, Савеловский и Белорусский вокзалы соединены путями. Нет проблем отправить поезд с другого вокзала. С Савеловского тоже когда-то ходили поезда. ».
Денис Цитко: «В какую Ригу? Вы думаете, границы откроют? Наивные!»
Maria Kristina Fadeeva: «Какой кошмар, какой позор ((((».
Ilya M. Greenberg: «…а потом закроют совсем и сделают в нем русский музей Д Орсэ. С Шишкиным и Врубелем».
Александр Митрофанов: «В Псков давно с Ленинградского ходят».
Ирина Чистякова: «Ломать не строить! Как обычно, не знаем куда их деть, но уже ломаем».
Nikolay Ovsyannikov: «В Псков быстрее самолетом. Даже из Липецка до Москвы самолеты летают, а он ближе Пскова».
Пока что Рижский работает. Или хотя бы старается играть роль действующего транспортного узла. Парочка касс открыты, на месте дежурный по вокзалу и многочисленные охранники. Последние, скорее из-за безделья, тщательно проверяют тех, кто заглядывает внутрь. Впрочем, желающих единицы и возникает ощущение, что на входе и выходе толпятся какие-то будущие пассажиры, которые группой готовы сесть в поезд, но только все они одеты в одну и ту же форменную одежду.
Зато на перроне есть жизнь. Не сказать, что сильно кипит, но и не застыла. Возводится деревянный настил для путей. Как рассказал один из строителей, «вооружённый» молотком, он вместе с бригадой строит перрон, который будут использовать в ближайший год. За это время вторые пути, дальние от здания вокзала и соседствующие через забор с грузовым двором, будут ликвидированы.
Останется только один подход к зданию Рижского, который пока, по словам рабочего, убирать не будут.
Абсолютное большинство помещений на вокзале пустуют. В левом торце здания детский центр развития «Паровозик Рижик». Судя по наглухо закрытым дверям, он давно не работает. Из-за ковида или по причине «обмеления» вокзала — выяснить не удалось. В правом торце выставочный комплекс РЖД. Его главная достопримечательность — экспозиция моделей поездов. Совсем рядом музей железнодорожной техники под открытым небом. Но и там пусто.
В общем, так или иначе, Рижский вокзал стремительно теряет статус полноценного действующего транспортного узла Москвы. Если уже не потерял. Электрички с него так и будут ходить, их никуда не денешь. А вот пройтись по старинному зданию, посидеть в зале ожидания и постоять в кассу, скорее всего, скоро уже не удастся. Остаётся только рассматривать фотографии или смотреть документальные фильмы. Хотя можно пересмотреть и художественные. Рижский по праву считается самым «звёздным» вокзалом из всех: на нём снимали «Вокзал для двоих», «По семейным обстоятельствам», «Семнадцать мгновений весны», «Мы из джаза». Будут ли снимать фильмы в новой штаб-квартире РЖД? Едва ли.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Москвич
Показали, как будет выглядеть «Рижская» после всех изменений
На днях в Москомархитектуре рассказали, что напротив Рижского вокзала построят еще один. Теперь дептранс показывает, как это все будет выглядеть.
Здесь, на «Рижской», свяжутся в узел станции Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий, второго, третьего и четвертого диаметров, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Петербург. Запутаться, в общем-то, довольно легко: раньше здесь были только платформа, наземные маршруты и выход с Калужско-Рижской линии.
Стоит внимательно присмотреться к рендеру-схеме: можно найти много интересного. Во-первых, конечно, огромный комплекс высоток, которые окружают круглый вестибюль «Рижской», совсем крохотный на их фоне. На сайте Стройкомплекса говорится, что при организации ТПУ предусмотрена коммерческая часть — многофункциональный комплекс. Судя по рендеру, он возникнет как раз здесь, на месте универмага «Крестовский». А за Рижским вокзалом, на месте грузового двора, вырастет «РЖД-Сити» с офисами и жильем.
Обрастет «Рижская» и новыми лабиринтами переходов и выходов из метро. В центре Рижской площади, где сейчас стройплощадка, появится выход с Большой кольцевой линии. Круглый вестибюль соединят с новым выходом, который будет вести, судя по всему, прямо внутрь многофункционального комплекса и к Рижскому вокзалу через проспект Мира. А еще к диаметрам и высокоскоростным поездам: справа можно увидеть современный пассажирский терминал треугольной формы.