Что будет с рынком автомобилей
Что будет дальше с ценами на машины? Эксперт все объяснил
Дефицит новых автомобилей, с которым столкнулся рынок в прошлом году, продолжается. На этот раз основная причина нехватки машин — снижение мощности производства микрочипов. Дистрибьюторы ежемесячно переписывают ценники, но спрос на новые модели пока не падает. Свою лепту в завышение цен вносят и российские дилеры, отказываясь продавать клиентам автомобили без допов и накручивая тем самым к стоимости машин от сотен тысяч до миллионов рублей.
Autonews.ru поговорил о формировании цен на новые автомобили с директором агентства «Автостат» Сергеем Удаловым. Эксперт уверен, что рост цен на машины не остановится в ближайшие 1,5 года:
«Цены на машины будут продолжать расти в этом году и, скорее всего, продолжат расти в следующем году. Потому что на сегодня дефицит на рынке только усиливается. Есть серьезная нехватка по компонентам, она не будет устранена в ближайшее время. Останавливаются некоторые производства, уже сделанные компоненты пойдут не на автомобильные рынки, поэтому автопромышленность снова не дополучит деталей. В связи с этим и цены на детали растут. А спрос на автомобили есть, поэтому стоимость машин будет только расти.
Когда у нас было колебание валют в 2014 году, производители сдерживали цены. И когда валюты отыграли обратно, цены на машины не снизились. Гораздо важнее здесь фактор дефицита и спроса. Если есть спрос на новые автомобили, то цены снижаться не будут. И укрепление рубля тут не поможет. Если бы у дилеров и дистрибьюторов были полные склады новых машин, это помогало бы снижать новые цены. А сейчас фактор рубля не работает. Цена автомобиля сегодня определяется не его себестоимостью и не курсом валют, а спросом. Что бы не происходило с рублем, машины будут дорожать.
Существует два основных момента, которые привели к данной ситуации. Первое — остановки заводов из-за пандемии. Второй момент — дефицит чипов, который также произошел из-за ограничения производства. Но то, что было создано за этот год, в большинстве своем ушло на гаджеты, компьютеры, смартфоны и бытовую технику. Не в автопром. А быстро увеличить производство не удастся, по микрочипам очень длинный цикл, кристаллы выращивают несколько месяцев. И получается, что автопром сейчас в этой части конкурирует с другими отраслями, где продавать выгоднее. Там и спроса больше, и цены на такие детали выше. В автопроме всегда был очень длинный цикл заказа, поэтому производители микрочипов в условиях дефицита быстро переориентировались на другие рынки.
Чтобы уйти от данной проблемы, нужно чтобы спрос на автомобили упал, причем по всему миру. А это практически невыполнимо, во всех странах сейчас высокий спрос как на новые автомобили, так и на машины с пробегом. И цены растут везде».
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Российскому авторынку предрекли шок в 2022 году
Благодаря бурному росту продаж в первом полугодии российский авторынок еще имеет шансы закончить 2021 год «в плюсе». Однако последние полгода продажи новых машин уверенно катятся вниз, и в наступающем году вряд ли вернутся к росту.
Если в 2019-2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии), то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на их снижение. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.
На волне всеобщего дефицита уже сейчас китайские производители укрепляют свои позиции в нашей стране, перехватывая часть аудитории у других брендов, и в следующем году эта тенденция продолжится, считает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
По его мнению, в 2022 году премиальные бренды, вероятно, будут иметь преимущество на российском рынке и смогут минимизировать падение продаж, несмотря на рост цен и дефицит микрочипов. Однако это вряд ли повлияет на расклад сил на рынке: бюджетный сегмент и модели таких марок как Lada, Hyundai, Kia и других, несмотря на падение, всё так же будут доминировать на рынке.
Как считает Игорь Олейников, в 2022 году на российском рынке по-прежнему можно будет наблюдать рост цен и дефицит машин из-за недостатка электронных компонентов. Ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022-го, но надо понимать, что процесс восстановления рынка будет постепенным и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году. При этом будет постепенное снижение спроса, так как цены на автомобили растут.
Власти захотели ограничить цены на автомобили
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Минпромторг захотел ограничить 10 процентами максимальную наценку официальных автодилеров при продаже новых машин, передает ТАСС со ссылкой на представителя министерства. Власти выступили за то, чтобы лимит действовал даже в периоды пикового спроса.
«Мы в процессе организации договоренности между ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и объединением автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили 10 процентами», — рассказал источник.
Вместе с тем в ведомстве отметили, что цена останется выгодной для дилеров. Там напомнили, что норма прибыли автопроизводителей составляет 5-6 процентов, а размер средней наценки на новые машины у официального дилера варьируется от 7 до 10 процентов. Поэтому предложение министерства «позволит официальному дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу», отметил источник.
Инициативу в Минпромторге объяснили тем, что на фоне огромного спроса и нехватки машин дилеры продают автомобили с неоправданно дорогими дополнительными опциями, несмотря на рекомендованные розничные цены. Представители министерства уже обратились в Федеральную антимонопольную службу по этому вопросу.
Даже при завышенных ценах Минпромторг ожидает увеличения продаж примерно на 5 процентов. «На фоне дефицита предложения рынок [в этом году] вырастет примерно на 5 процентов. Но спрос еще выше, люди заинтересованы в покупке», — сообщили в ведомстве.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль рассказал, что навязывание дилерами дополнительных опций и оборудования, которые увеличивают стоимость автомобиля на 200-400 тысяч рублей, нарушает закон «О защите прав потребителей». Согласно этому нормативно-правовому акту, в России запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других.
Дилеры потеряли половину клиентов из-за высоких цен
Более половины россиян отказались от покупки автомобиля в 2021 году
Ситуация с дефицитом новых автомобилей, непрерывным ростом цен и навязыванием опций и дополнительных условий со стороны дилеров повлияла на планы большинства россиян, связанные с покупкой автомобиля, свидетельствуют данные опроса «Авито Авто».
Почти 44% из 10 тыс. опрошенных классифайдом автомобилистов планировали в этом году купить автомобиль, однако 52% из них решили перенести покупку.
Главным фактором, повлиявшим на желание приобрести машину, 59% опрошенных указали повышение цен, 10% — дефицит новых моделей.
Почти четверть из тех, кто все же приобрел автомобиль, вынужденно выбрали более дешевую модель или менее престижную марку, 13% вместо новой машины купили подержанную, 12% — согласились на более скудную комплектацию, чем планировалась изначально, отмечается в исследовании.
На рынке продолжается дефицит новых автомобилей, но ажиотажного спроса, наблюдавшегося в середине года, сейчас уже нет, говорят опрошенные «Газетой.Ru» представители крупных дилерских холдингов.
«Около трех-четырех месяцев назад на рынке сохранялся пиковый спрос на автомобили, а сейчас он умеренный.
Однако это не падение трафика и интереса: люди продолжают активно мониторить рынок, звонить, приезжать в дилерские центры, смотреть и сравнивать, — говорит «Газете.Ru» председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович, — Можно сказать, что часть клиентов принимает решение о приобретении автомобиля спустя некоторое время, серьезно обдумывая свой выбор».
Ситуация с ценами и наличием машин должна перемениться перед завершением финансового года, уверен гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский.
«По ряду брендов идет коррекция политики продаж и дилеры готовы снижать маржинальность, — отмечает Ольховский в беседе с «Газетой.Ru», —
Нельзя это назвать скидками, но у клиентов есть возможность получить дополнительные преимущества».
Маловероятно, что ситуацию с дефицитом автомобилей удастся стабилизировать раньше середины будущего года, цены за это время вырастут в лучшем случае на процент инфляции, прогнозирует гендиректор группы компаний «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич.
«Падение объемов продаж легковых автомобилей, которое наблюдалось в течение последних месяцев, связано с ограниченной доступностью автомобилей. При этом спрос со стороны клиентов держится на довольно высоком уровне», — отмечает он.
В группе компаний «Ключавто» также признают, что активность клиентов в дилерских центрах сейчас нехарактерна для обычной ситуации в декабре, однако не рекомендуют откладывать покупку из-за возможного дальнейшего подорожания.
Будут дешевле
Уже сейчас на рынке существуют предпосылки к развороту тренда в сторону более благоприятных условий для потребителя – это может произойти в течение следующего года, ожидают эксперты.
«С точки зрения предложения ситуация вряд ли улучшится в ближайшие месяцы, — говорит «Газете.Ru» аналитик «ВТБ Капитала по автопрому Владимир Беспалов, —
Но, возможно, во втором полугодии она будет уже более благоприятной с точки зрения потребителя».
К существенному подорожанию автомобилей в этом году привело сочетание дефицита автомобилей из-за проблем с микрочипами и инфляционных процессов. Естественно, что в этих условиях часть людей отказалась от покупки, часть пошла на вторичный рынок, добавляет он.
Предпосылки к смене «рынка продавца» на «рынок покупателя» уже наблюдаются – по отдельным маркам и моделям автомобилей дефицит спадает, хотя дилеры все еще не готовы снижать цены, указывает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«По некоторым маркам и моделям уже сейчас есть достаточное количество автомобилей на складах.
Например, в премиальном сегменте все уже достаточно стабильно, и в целом есть понимание, что дилерские склады уже не пустые,
— говорит Целиков «Газете.Ru», — Дилеры пока завышают цены, но рано или поздно их придется опускать. Думаю, что в течение года это постепенно произойдет».
Наиболее ощутимые проблемы с поставками машин в настоящее время наблюдаются у Volkswagen и Skoda, также в дефиците недорогие массовые модели корейских марок, а вот у китайских компаний практически не наблюдается проблем с поставками, уточняет эксперт.
По итогам ноября продажи автомобилей в России снизились на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, свидетельствует статистика Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) — за месяц было реализовано более 125 тыс. машин. По итогам 11 месяцев российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей пока остается в плюсе — с января по ноябрь продано более 1,4 млн машин, что почти на 7% больше, чем годом ранее.