Что будет с техосмотром после выборов
Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти
Вопреки заявлениям СМИ, как таковой отмены техосмотра в России не произошло
История с техосмотром в России всё больше напоминает фарс. За последние шесть месяцев его отменяли и возвращали столько раз, что водители окончательно запутались. Мы попытаемся максимально внятно ответить на вопрос: что именно происходит с техосмотром, и кому придётся его проходить в любом случае?
Техосмотр снова переформатировали
С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.
Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.
Но в начале сентября этого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения анонсировала законопроект, которые превращает техосмотр частных автомобилей в добровольную процедуру, кроме случаев смены собственника автомобиля, да и то если возраст машины превышает четыре года. Поддержать законопроект обещали депутаты ряда партий, и, по мнению профессионального сообщества, нынешняя инициатива будет воплощена в жизнь.
Так техосмотр отменён или это очередной вброс?
Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны. Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент. При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.
Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.
При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам. Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей. Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.
В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.
Почему с техосмотром столько неясностей?
Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры. В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными. Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.
Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме. Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).
При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.
Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур. Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.
И лишь теперь, накануне выборов, правительство и ряд партий анонсировали законопроект, который, по мнению экспертов, дойдет до принятия в той или иной форме. Вопрос лишь в том, сколько оговорок и уточнений будет сделано. Лобби в пользу обязательного техосмотра также достаточно сильно, поэтому история вряд ли закончена.
Страховой рычаг
Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.
Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты. В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса. Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.
В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.
Техосмотр 2021: последние новости для автомобилистов
Обсуждение властями отмены обязательного техосмотра подходит к финальной части. На данный момент законопроект получил все необходимые положительные заключения, а депутаты определились с датой окончательного рассмотрения документа. В Госдуме надеются, что важное нововведение заработает в следующем году. Autonews.ru собрал последние новости, которые касаются самой обсуждаемой темы годы среди российских водителей.
Госдума одобрит документ уже в этом году
Госдума намерена принять закон об отмене обязательного техосмотра для личных автомобилей 22 декабря. Об этом сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин, подчеркнув, что «люди уже ждут решения». После одобрения этой инициативы депутатами, документ должен согласовать Совет Федерации, и только после этого он отправится на подпись к президенту страны. Заработает нововведение не раньше следующего года. Сами власти прогнозируют, что отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов, облегчив жизнь их владельцам.
Власти вносят поправки
Законопроект об отмене обязательного техосмотра прошел процедуру первого чтения в Госдуме еще в ноябре нынешнего года. Однако окончательное рассмотрение этой инициативы вскоре забуксовало из-за необходимости доработать документ. Например, в правительстве потребовали внести в него правки, связанные с соответствием техническому регламенту Таможенного союза. Также, по словам спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина, проект был доработан в интересах автовладельцев. Правки в КоАП, связанные с использованием автомобиля без диагностической карты в личных целях, должен был внести Комитет по транспорту.
Кого будут штрафовать за езду без техосмотра
В Госдуме определились с теми, кому проходить техосмотр все же придется. Так, эта процедура останется обязательной для транспорта, занимающегося коммерческими пассажирскими перевозками. В первую очередь это относится к такси, автобусам и грузовикам. Как объяснил Володин, «это вопрос безопасности наших граждан». Также в некоторых случаях техосмотр придется проходить и обычным водителям. Например, при постановке частных автомобилей и мотоциклов на учет — при смене собственника и только в случае, если машина старше четырех лет. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов.
Нарушителей ждут серьезные санкции
В свою очередь, Госавтоинспекция напомнила, что с 1 марта 2021 года ведомство получило право участвовать и следить за техническим осмотром автомобилей и автобусов. При этом в ГИБДД по Архангельской области предупредили о жестких санкциях за езду с поддельной диагностической картой — вплоть до уголовной ответственности. «Осмотр проводится в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов», — подчеркнули в ГИБДД.
Записываться на техосмотр разрешили онлайн
Для удобства автомобилистов власти разрешили записываться на эту процедуру онлайн. Для этого водители могут воспользоваться порталом Госуслуг. Однако такое нововведения заработало пока только в нескольких городах Московской области: в Дмитрове, Истре, Клину и Люберцах. Пройти техосмотр в случае предварительной онлайн-записи можно в этих же населенных пунктах и только в аккредитованных пунктах. Пока нововведение работает в пилотном режиме. Впрочем, скорее всего, позже к списку городов добавят и другие населенные пункты.
Закон об отмене обязательного техосмотра приняли во втором чтении
Законопроект, подготовленный в «Единой России», касается легкового авто- и мототранспорта, принадлежащего на правах собственности физическим лицам и используемого непосредственно в личных целях.
Госдума оперативно завершила работу над документом, чтобы новый закон в случае окончательного принятия и подписания мог бы вступить в силу уже с 1 января.
В законопроекте уточняется, что необходимость прохождения процедуры остается также при замене основных деталей личного авто, внесении изменений в конструкцию.
Ко второму чтению законопроекта были подготовлены поправки, которые обсуждались с экспертным сообществом, с автомобилистами, сообщил Неверов.
Таким образом, это будет своеобразный бонус для тех, кто все же решил проверить «здоровье» машины. Согласно тексту поправки, если у автомобилиста есть диагностическая карта (выдается по итогам техосмотра), он освобождается от проверок состояния автомобиля инспекторами ГИБДД на дорогах. Предполагается, что полицейский сможет проверить автомобиль только при «визуальном обнаружении признаков неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Кроме того, поправки ко второму чтению уточняют, с какого именно момента будет исчисляться возраст автомобиля, подлежащего техосмотру при постановке на учет или смене собственника. Такая норма предусмотрена для автомобилей, со времени изготовления которых прошло более четырех лет, «включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство».
С необходимостью отмены процедуры, которая стала формальностью, согласились все голосовавшие депутаты. Принимая решение, народные избранники ориентировались в том числе и на Венскую конвенцию о дорожном движении, которая предусматривает обязательный ТО только для коммерческого и общественного транспорта.
Техосмотр отложили на период после выборов, потому что это могло повлиять на голосование?
Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова
Перенос введения вызывающей споры новой процедуры технического осмотра автомобилей на октябрь эксперты объясняют социально-политическими причинами. Дело в том, что процедура после корректировок может подорожать в 6 раз
Эксперты усматривают «подводные камни» в недавнем решении премьер-министра Михаила Мишустина отложить новый техосмотр (ТО) для автолюбителей. Несмотря на то, что реформа началась 1 марта, обязательность похождения этой процедуры для автолюбителей отложена до 1 октября. То есть сразу после единого дня голосования, который пройдет в сентябре.
«С 1 марта в нашей стране предполагалось ввести электронные диагностические карты, фотофиксацию, запустить другие процедуры, которые влияют на работу профильного бизнеса. Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несёт определённые риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить», – пояснил неделю назад Мишустин (цитата по сайту правительства РФ).
Решение чиновника отложить реформу за три дня до ее старта стало сюрпризом. Как известно, цель задуманных несколько лет назад преобразований ТО — исключить факты покупки диагностических карт без предоставления автомобиля на проверку. Госдума приняла, в связи с этим, поправки в несколько нормативных актов.
Автоэксперт Сергей Асланян не верит объяснениям премьер-министра.
По его мнению, «техосмотр не имеет никакого отношения к безопасности – это на самом деле косвенный налог, как и ОСАГО. И стоит он 800 рублей. За такие деньги бизнесу невыгодно строить новые пункты, потому что окупаемость будет очень долгой – на десятилетия. Правительство же в придачу заявило, что будет следить за такими пунктами и больше 12 машин в день на одной установке пропускать не даст». Единственным выходом для правительства ускорить процесс эксперт видит «удорожание стоимости техосмотра – до 3000-5000 рублей»: «Но вы представляете, как это будет воспринято населением?! Ведь для многих это чуть ли не месячная зарплата!»
Автоэксперты рассказали, на сколько могут подорожать диагностические карты при переходе на новую систему техосмотра
Если рядовые автомобилисты должны быть рады решению Мишустина отложить новшество, то для представителей противоположной стороны, для автосервиса последствия могут быть катастрофическими, пригрозил председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов.
«Рынок с трудом пережил последствия пандемии, когда многие пункты не работали и закрылись. Тогда операторов государство не поддержало, — говорит предприниматель. — Оставшиеся на рынке игроки готовились к новым правилам — закупали оборудование, перестраивали помещения, нанимали экспертов-техников, оформляли электронные подписи. Общие инвестиции в подготовку к реформе оцениваются в десятки миллиардов рублей». После последнего решения премьера вложения невозможно будет окупить, поскольку проходить техосмотр в ближайшие семь месяцев никто не будет. Большая часть операторов обанкротятся, и непонятно, где автовладельцу проходить техосмотр после 1 октября, опасаются эксперты.
Кто-то поставил под вопрос саму идею техосмотра. Если с помощью этого ставится цель убрать автохлам с дорог, то это сделать невозможно, рассуждает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Большинство автовладельцев вынуждены пользоваться старыми машинами не по желанию, а в силу своих финансовых проблем.
«Я выступаю исключительно за то, чтобы россияне ездили на новых электрических мерседесах, бээмвэ и ягуарах с талонами техосмотра! Я буду счастлив, если такое время когда-нибудь наступит! Но! Нельзя предъявлять требования стран, где минимальная зарплата 2500 евро, к стране, где средняя зарплата 400 евро в месяц! Люди ездят на газелях за 200 тысяч рублей не из-за любви к газелям, а из-за того, что денег нет», — говорит Шкуматов.
Он называет техосмотр «налогом на бедных»: «Потому что богатые граждане, меняющие свои авто раз в три года, а то и чаще, освобождены от прохождения ТО (машины до 4 лет — вне подозрений). А бедных автовладельцев при среднем возрасте автопарка в 13,4 года у нас абсолютное большинство, или более 40 млн человек».
Повышение расходов автолюбителей может осложнить социальную обстановку в стране. На общественный транспорт автомобилисты вряд ли пересядут, просто будут больше тратить. Это напомнило анекдот про подорожание водки: «Папа, теперь ты будешь меньше пить? Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть!»
С другой стороны, более актуальным станет постулат операторов техосмотра: «Нет исправных автомобилей, есть недосмотренные», иронизирует глава «Синих ведерок».
Да и дело не только в деньгах. 95% автомобилей в стране новый техосмотр не пройдет, считает эксперт: «Даже дилерская БМВ, которая обслуживалась у официального дилера, новая, четыре года тачке, не прошла!»
Петр Шкуматов выступил за то, чтобы техосмотр сделать добровольным. Для легковых автомобилей, которые принадлежат частным лицам и используются в личных целях, риск ДТП по причине неисправности можно переложить на страховые компании, которые определят справедливый тариф для транспортных средств в разном техническом состоянии.
Он провел опрос об отношении к этой инициативе на своем аккаунте в соцсетях, и 90% читателей, по его утверждениям, идею поддержали.
Некоторые эксперты считают не случайным перенос новых правил на 1 октября – период после сентябрьских выборов в регионах и в Госдуму.
«С точки зрения политтехнологов это верное решение. Но жизнь в стране не остановится и после выборов в парламент, тогда как экономическая ситуация в виде роста личных доходов граждан в ближайшие годы ничего радостного не сулит. В этих условиях было бы правильным оставить техосмотр авто таким, как он есть сейчас и не пороть горячку», — отмечают СМИ.
«У меня такое ощущение, что люди, которые пишут все эти законы, за пределы Бульварного кольца просто не выезжали никогда. И у них такое искреннее верование, что везде розовые пони, слоники, радуга и счастливые люди на новых Мерседесах. Поэтому и пишут вот это. А то, что эти новые правила накладывают уже непомерные издержки на транспортную отрасль – так (думают, наверное, так): если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», — отмечает Петр Шкуматов.
Как пройти техосмотр в 2021 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.