Что будет с техосмотром в россии
Закон об отмене обязательного техосмотра приняли во втором чтении
Законопроект, подготовленный в «Единой России», касается легкового авто- и мототранспорта, принадлежащего на правах собственности физическим лицам и используемого непосредственно в личных целях.
Госдума оперативно завершила работу над документом, чтобы новый закон в случае окончательного принятия и подписания мог бы вступить в силу уже с 1 января.
В законопроекте уточняется, что необходимость прохождения процедуры остается также при замене основных деталей личного авто, внесении изменений в конструкцию.
Ко второму чтению законопроекта были подготовлены поправки, которые обсуждались с экспертным сообществом, с автомобилистами, сообщил Неверов.
Таким образом, это будет своеобразный бонус для тех, кто все же решил проверить «здоровье» машины. Согласно тексту поправки, если у автомобилиста есть диагностическая карта (выдается по итогам техосмотра), он освобождается от проверок состояния автомобиля инспекторами ГИБДД на дорогах. Предполагается, что полицейский сможет проверить автомобиль только при «визуальном обнаружении признаков неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Кроме того, поправки ко второму чтению уточняют, с какого именно момента будет исчисляться возраст автомобиля, подлежащего техосмотру при постановке на учет или смене собственника. Такая норма предусмотрена для автомобилей, со времени изготовления которых прошло более четырех лет, «включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство».
С необходимостью отмены процедуры, которая стала формальностью, согласились все голосовавшие депутаты. Принимая решение, народные избранники ориентировались в том числе и на Венскую конвенцию о дорожном движении, которая предусматривает обязательный ТО только для коммерческого и общественного транспорта.
Техосмотр 2022: последние важные новости для автомобилистов
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра для автомобилистов еще в начале ноября. Авторы документа обещали, что до Нового года его примут во втором и третьем чтениях. Однако точных дат рассмотрения законопроекта по-прежнему нет. Разбираемся, что происходит на данный момент с этим документом, а также, какие изменения ожидают саму процедуру техосмотра.
Для кого техосмотр будет обязательным
В случае если законопроект получит окончательный «зеленый свет», автовладельцам разрешат обращаться за проведением техосмотра только по собственному желанию. Обязательной этой процедура останется только при постановке частных автомобилей и мотоциклов на учет — при смене собственника и только в случае, если машина старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. По подсчетам властей, отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов, облегчив жизнь их владельцам.
Что ждет перевозчиков
Эта инициатива распространяется только на физических лиц — перевозчиков и коммерческого транспорта изменения не коснутся. Также в этот список попал личный автотранспорт, используемый в служебных целях.
Почему техосмотр больше не нужен
В пояснительной записке авторы законопроекта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования прописаны в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Почему документу потребовалась доработка
Изначально правительство страны дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. При этом потребовало внести в документ доработки. Правда сам отзыв на данный момент звучит не очень понятно. Там подчеркивается, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать. Внесли ли авторы законопроекта необходимые изменения в документ перед вторым и третьем чтением пока неизвестно.
Штрафы за отсутствие техосмотра могут вырасти
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России. На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
После принятия нового закона штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. Причем наказание для недобросовестных водителей вырастут уже с марта следующего года, когда вступят в силу в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Так, размер взыскания за езду без диагностической карты вырастет до 2000 рублей.
Требования к процедуре техосмотра ужесточат
Поимо ужесточения наказания за езду без диагностических карт, власти собираются изменить требования и к фотографированию автомобилей на пунктах техосмотра. Как объяснили в Министерстве транспорта России, такие меры необходимы для борьбы с мошенничеством. Сейчас во время процедуры прохождения техосмотра должны быть сделаны две фотографии: спереди и сзади автомобиля. Однако в ведомстве хотят изменить это требование. Так, на первом снимке должен быть запечатлен автомобиль в ракурсе спереди и сбоку, а рядом с ним в полный рост должен стоять технический эксперт. В аналогичной композиции должен быть сделан и второй снимок — сзади.
В Минтрансе такие требования объяснили тем, что «участились факты фальсификации» снимков, загружаемых в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД. Нововведение должно заработать с марта следующего года.
Что с техосмотром на сегодня в России: отменили ли? Новые правила и штраф
Новое о техосмотре
С техническим осмотром транспортных средств в 2021 году и ранее произошло довольно много изменений. И отменить его хотели, в связи с чем по сети гуляет целый ряд фейков о том, что он якобы уже не обязателен, и проходить техосмотр сейчас не нужно. И о новом штрафе за отсутствие диагностической карты писали, и об автоматическом регрессе в случае ДТП по ОСАГО, и якобы о новых правилах. На самом деле, такой информации ещё больше перечисленного выше. Однако, не всё это является правдой. В этой статье мы расставим все точки над «и» и выясним, что с техосмотром на сегодня – о чём пишут последние новости, какие новые законы приняты, а старые изменены, а главное, всё это со ссылками на официальные источники.
Принят ли закон об отмене техосмотра в России на сегодня?
И предлагаем сразу начать с официальных источников. В 2021 году технический осмотр – точнее, обязанность его проходить легковым и другим автомобилям – утверждена и практически исчерпывающе регулируется Федеральным законом №170-ФЗ. Его статья 2 указывает, на какие виды транспортных средств распространяется обязанность, а статья 15 – кому и как часто нужно его проходить.
И данный закон по состоянию на 21 Декабря 2021 года является действующим, его никто не упразднял, равно как не вносилось изменений в указанные выше статьи 2 и 15. Хотя, попытки отменить технический осмотр были и даже есть на сегодня, о чём мы ещё поговорим немного ниже.
Как проверить данную информацию?
Между тем, в интернете вы найдёте множество фейков о том, что якобы техосмотр в настоящее время отменён и водители легковых автомобилей имеют право его не проходить. Это неправда. И порождается она, в основном, из инициатив и предложений отдельных власть имущих об упразднении данной процедуры.
Таким образом, мы выяснили, что с техосмотром всё в порядке с точки зрения обязанности его проходить. Он не отменён по состоянию на сегодняшний день, а любые иные последние новости являются не более, чем фейком.
Нужно ли проходить ТО сейчас?
Да, нужно. Хотя не всем и не всегда. Многие автолюбители знают, что новым автомобилям не нужно ехать на ТО первые годы. Но давайте сразу определимся, как часто нужно его делать в зависимости от возраста машины, а также вида транспортного средства и его предназначения.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Легковые авто, работающие в такси | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Мотоциклы | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автобусы | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | 1 раз в год | 1 раз в год | До 5 лет раз в год | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Машины для перевозки опасных грузов | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев | Один раз в 6 месяцев |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить | Не нужно проходить |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не нужно проходить | Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Ежегодно |
Таким образом, для большинства водителей в России, передвигающихся на легковых автомобилях, техосмотр нужно будет проходить только по достижении 4 лет с даты производства автомобиля, указанной в ПТС (учитываются полные годы – то есть год изготовления машины «округляется» до 1 января). С 4 до 10 лет периодичность должна быть каждые 2 года, а после 10 лет – ежегодно.
Отменят ли технический осмотр и когда? Последние новости
Да, отменят. Рано или поздно это должно произойти. Вот только когда это будет, пока неизвестно. На самом деле, попыток упразднения соответствующего ФЗ-170 было немало. Однако, все они заканчивались ничем – поправки не принимали официально. Причин тому может быть несколько, но основных всё же две:
Но перейдём всё же к фактам!
В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, который предлагает отменить технический осмотр, но не для всех видов транспортных средств и не для всех их владельцев. Сейчас он принят в первом чтении (то есть он, разумеется, ещё не действует, поэтому ТО не отменён на сегодня).
Фактически данные поправки вносят две части в статью 15 (сейчас там их 6):
И давайте рассмотрим самую главную тонкость этих изменений.
ТО будет обязателен только при постановке на учёт машины
Как мы уже указали выше, техосмотр будет отменён при следующих условиях:
Тем не менее, поправки ссылаются на исключение, которое установлено другим законом. И в него также предлагается внести изменения. Речь идёт о ФЗ О регистрации транспортных средств. Его статья 15 содержит исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются при совершении регистрационных действий в ГИБДД.
Так вот, часть 2 законопроекта об отмене техосмотра вносит изменения и в данную норму, добавляя в перечень документов диагностическую карту.
В итоге что будет с техосмотром, если примут эти поправки? Верно! Обязанность периодически проходить ТО для легковых авто физлиц отменят, но привяжут необходимость этой процедуры к постановке на учёт автомобиля.
При этом, также ограничен список регдействий, при которых нужен будет техосмотр:
Если отменят, для чего тогда проходить ТО?
Во-первых, отменят, как мы описали выше данные изменения, не для всех автотранспортных средств. Остаются ещё автомобили такси, грузовики и автобусы, транспорт юридических лиц, для которых обязанность проходить технический осмотр всё ещё останется.
Во-вторых, и для физических лиц на легковых автомобилях, используемых в личных целях, обязанность также остаётся – вспоминаем про постановку на учёт и перерегистрацию машины.
А вот последствия могут весьма и весьма печальными. О них поговорим!
А что решили со штрафом за отсутствие техосмотра?
В наличии наказания за езду без диагностической карты также ничего противоречащего отмене технического осмотра нет. И не будет, даже если последний отменят навсегда для указанной выше категории владельцев.
Однако, возможно, у вас и здесь есть не совсем верное понимание последних новостей о соответствующей санкции из-за разного рода искажённой информации в сети.
А теперь по порядку! Штраф за отсутствие технического осмотра утверждён, и он, действительно, есть. Правда, в законную силу пока не вступил, и произойдёт это 1 марта 2022 года. А до этого официальных санкций за отсутствие у водителя диагностической карты нет будет.
Новый штраф будет составлять 2 000 рублей. И, если техосмотр отменят к 1 марта 2022 года, то штрафовать будут только водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам, таксистов, а также грузовые автомобили свыше 3,5 тонн, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым.
Что с регрессом за ДТП без технического осмотра сейчас?
Ещё один фейк в сети касается неверного понимания последствий дорожного происшествия при отсутствии диагностической карты. И нет, безусловного регресса от страховой по ОСАГО в случае отсутствия у вас техосмотра не будет. Для этого как минимум нужно, чтобы вы стали виновником такого ДТП.
Равно как не предусмотрено законного отказа в выплате страхового возмещения по ОСАГО, если на момент ДТП у вас отсутствовала диагностическая карта. Всё это неправда!
А правда в том, что регресс за отсутствие техосмотра есть существует уже давно как законное право страховой компании. Однако, в отношении легковых автомобилей он наступает при соблюдении 3 условий (сразу все они должны выполняться):
Обратите внимание на последний пункт – именно он вносит чёткие коррективы в понимание законности регрессного требования в случае ДТП без диагностической карты. И его предписывает подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Но это также относится только к легковым авто и мотоциклам – в случае такси, грузовиков и автобусов регресс возможен и без обязательного условия неисправного автомобиля.
Что с новыми правилами прохождения ТО в России?
Саму процедуру прохождения решили ужесточить в целях противодействия коррупции. Якобы теперь будет происходить фото- и видеофиксация проверки автомобиля на неисправности. В связи с этим было выпущено несколько нормативных актов, регулирующих порядок проведения техосмотра. Однако, воз и ныне там – фактически технический осмотр можно всё также купить и приблизительно за те же деньги.
Наиболее подробно о том, как нужно проходить техосмотр в 2021 году, мы объяснили в специальной статье.
Проект отмены техосмотра дополнили неприятной для водителей поправкой
Патрули ДПС смогут проверять автомобили при наличии визуальных проблем
Закон об отмене техосмотра для личных автомобилей, не использующихся для перевозок пассажиров или грузов, планируется принять до конца этого года. Об этом накануне сообщил в своем Telegram-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин.
«В понедельник рассмотрим его на Совете Думы. Во вторник — во втором чтении. В среду, 22 декабря, — в третьем», написал Володин, — Нам важно принять закон об отмене обязательного техосмотра уже до конца этого года, чтобы в 2022 году новые нормы могли работать».
Это решение коснется около 50 миллионов транспортных средств, а значит, сделает жизнь проще для их владельцев,
добавил председатель Госдумы. Позднее первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков подтвердил, что рассмотрение состоится во вторник, 21 декабря.
Закон, согласно которому техосмотр должен стать добровольным для частных автовладельцев, был принят в первом чтении в ноябре. Однако его рассмотрение, как ранее сообщала «Газета.Ru», было отложено из-за необходимости доработать ряд пунктов.
«Газета.Ru» ознакомилась с обновленным текстом законопроекта, подготовленным ко второму чтению с учетом правок комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
В частности, предполагается, что даже для автомобилей, имеющих диагностическую карту, проверки технического состояния в рамках надзора ГИБДД сохранятся.
Инспекторы в рамках государственного надзора за безопасностью дорожного движения смогут проверять потенциально неисправные автомобили в случае «визуального обнаружения признаков наличия у них технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения»,
говорится в обновленном тексте законопроекта.
Также поправками ко второму чтению предусматривается уточнить, с какого именно момента будет исчисляться возраст автомобиля, подлежащего техосмотру при постановке на учет или смене собственника – такая норма предусмотрена для автомобилей,
«с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство».
Проходить техосмотр для частного автомобиля и получать диагностическую карту потребуется и в случае внесения изменений в конструкцию машины.
Если автомобиль, принадлежащий физическому лицу, используется в качестве такси, при коммерческих перевозках пассажиров или как служебный, проходить техосмотр на нем по-прежнему необходимо – добровольной процедуру техосмотра сделают только для машин, которыми автовладельцы пользуются для личной необходимости.
Сервисмены негодуют
Законопроект, делающий процедуру техосмотра добровольной для большинства автомобилистов, был внесен в Госдуму в сентябре этого года и вызвал возмущение в профессиональном сообществе – операторы техосмотра незадолго до этого были вынуждены вложить средства в переоборудование пунктов, согласно новым требованиям, которые должны были вступить в силу с 1 марта, но впоследствии были отложены до 1 октября.
Измененный порядок техосмотра предусматривает видеофиксацию автомобилей, проходящих диагностику с привязкой к координатам и времени, оформление электронных диагностических карт через электронную базу МВД и подписание их электронной подписью эксперта.
Перевод техосмотра в добровольный формат для частных автовладельцев может привести к росту стоимости этой услуги для перевозчиков, а также физической недоступности во многих частях России, говорят представители отрасли и эксперты, которые видят в этом вред для безопасности дорожного движения.
«У коллег сейчас идет большая волна возмущения – они все-таки хотят, чтобы техосмотр остался, что совершенно справедливо. Но очевидно, что решение об отмене техосмотра — политическое,
— сообщил «Газете.Ru» председатель правления «Союза автосервисов» Александр Пахомов, — Я не один раз говорил, что техосмотр – хребтовая система безопасности, на которой построена та часть техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», которая относится к поддержанию технически исправных автомобилей в процессе эксплуатации».
Предусмотренная государством цена процедуры техосмотра была примерно вдвое ниже рентабельности этой процедуры, уточняет Пахомов, который уже закрыл пункт техосмотра при своем автосервисе — он действовал в течение 10 лет и принимал по 3-5 автомобилей в неделю.
«Я регулярно бываю в такой стране, где техосмотра нет — это Украина. Если вы посмотрите, что там ездит по дорогам, вы ужаснетесь. Нас ждет примерно такая же история, когда по нашим дорогам будут ездить автомобили непонятно в каком состоянии.
Наши политики, которые торпедировали систему техосмотра, ссылались на то, что раз он не гарантирует безопасность на дорогах, его нужно отменить. Это подмена понятий в чистом виде.
Отсутствие в проекте поправок ко второму чтению списка неисправностей, при которых инспектор может проверить автомобиль, даже имеющий диагностическую карту, открывает простор для злоупотреблений на местах, указывает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр.
«Простор для коррупции, конечно, есть, но таким образом гаишники оставляют для себя возможность просто поймать технически неисправную машину на дороге, что с одной стороны верно.
Перечня неисправностей нет — это плохо, это необходимо дорабатывать, — говорит Хайцеэр «Газете.Ru». — Если они оставят в качестве таковых трещины на заднем стекле и по этому поводу запретят эксплуатировать транспорт — это одно, но если обнаружат неработающую фару, неисправные тормоза или выявят неполадки с выхлопной системой — это может быть оправданно».
Сам техосмотр нужно оставить обязательным, иначе мы рискуем получить большое количества автохлама на дороге, настаивает Хайцеэр, кроме того снижение числа автомобилей, которым нужно его проходить, приведет к удорожанию самой процедуры и уменьшению количества самих пунктов техосмотра.
«Мы можем получить такую ситуацию, что в некоторых регионах для того, чтобы пройти техосмотр, придется проехать километров двести, потому что содержание этого бизнеса не окупается. А проблема с продажей диагностических карт без осмотра уже была побеждена — посредством фотофиксации и привязки GPS-координат», — заключил он.
Отмену техосмотра для частных автовладельцев поддерживает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В то же время, если автомобиль меняет владельца, Госавтоинспекция должна быть уверена в том, что он находится в технически исправном состоянии, считает он.
«Проблеме с техническим осмотром в нашей стране уже почти 100 лет. Сколько он существует, столько идут дискуссии на эту тему. Поэтому это по-настоящему историческое, замечательное событие, которое фактически все меняет для автомобилистов в этом отношении», — говорил ранее Шкуматов «Газете.Ru».