Что будет с украинской гтс
Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему
Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.
После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.
«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.
Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.
«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.
Водородно-транспортная труба
Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.
Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.
Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.
«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.
Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.
Демонтаж
Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.
«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.
ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».
По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».
Частично порежут на металлолом
Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.
«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.
Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.
Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.
«После 2024 года никакого транзита через Украину не будет»
Почему невозможен новый газовый контракт между Москвой и Киевом
Потянет ли труба
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о необходимости продлить действующий транзитный контракт с «Газпромом». В идеале, как сказал политик, Киеву нужно настаивать на 15-летней пролонгации — вплоть до 2039 года, увеличив при этом суточную пропускную способность ГТС на 55 млн кубометров сверх 110 млн куб. м, прописанных в текущем соглашении. Шмыгаль отметил, что газовый излишек Украина готова поставлять в Европу по цене вдвое ниже, чем в существующем контракте.
С учетом нынешнего аварийного состояния украинской ГТС дополнительные 55 млн куб. м прокачки могут стать проблемой для Киева. Однако с каждым годом экономические и технологические риски для «Газпрома» и европейских потребителей будут становиться все больше, сошлись во мнении опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, в самое ближайшее время ожидать катастрофы на украинской ГТС не стоит. Но в течение ближайших 5-10 лет ее состояние может достичь критического.
«Риски газовых взрывов на Украине будут расти с каждым днем. Со временем газотранспортная система, по сути, превратится в решето.
В последние десятилетия Киев не вкладывал денег в глубокую модернизацию. Капитально никто на Украине заниматься этим не хочет. Тем более, что уже сейчас многие политики прекрасно понимают, что после 2024 года никакого транзита через Украину не будет», — сказал Юшков.
Эксперт добавил, что в 2020 году местная ГТС пропустила около 65 млрд кубометров газа. Предложение же Шмыгаля подразумевает увеличение транзита, которое по факту не нужно ни ЕС, ни России, поскольку уже сейчас есть эффективные обходные маршруты, включая газопроводы «Ямал-Европа», «Турецкий поток» и «Северный поток».
Противоположное мнение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По словам эксперта, заявления киевских властей о наращивании газовых поставок можно расценивать как фантазию, не имеющую никакого отношения к действительности. Причина — ГТС Украины не потянет увеличение транзита без проведения глубокой модернизации всей системы.
Сколько будет стоить модернизация
Он добавил, что затраты Украины на модернизацию ГТС могут быть увеличены с учетом уменьшения транзитного потока. В таком случае необходимо будет демонтировать часть труб, что обойдется бюджету в дополнительные миллионы долларов.
«На столь большие инвестиции «Нафтогаз» может пойти только при получении гарантий долгосрочного транзита от «Газпрома». Таких гарантий нет, в итоге получается замкнутый круг. Поэтому я бы не стал исключать возможности полного обнуления транзитного потока после 2024 года из-за все большего ветшания ГТС Украины», — резюмировал эксперт.
Судебная угроза для Киева
Обещания Киева западным партнерам вдвое снизить цены газовых поставок в случае получения транзитных излишек, сам того не желая, подводит страну под судебное разбирательство, отметил Кондратьев.
«Даже 50% скидки Зеленского европейцам за газовый транзит не спасут Украину. Это предложение было адресовано скорее «Газпрому», чтобы задобрить российского монополиста. Однако оно может привести к еще большим последствиям для Киева.
Если Украина с такой легкостью отказывается от собственных же «рыночных» ставок, то «Газпром» вполне может обратиться в Стокгольмский суд по поводу обоснованности завышенных транзитных цен», — объяснил аналитик.
Кондратьев также добавил, что в этом случае европейский арбитраж может пересмотреть уже осуществленные платежи «Газпрома» за предыдущие годы. В итоге Киев рискует потерять еще сотни миллионов долларов.
Конец украинской ГТС. Кремль полностью переиграл Киев
В 2011 году наша страна была плотно завязана на транзит через магистральные газопроводы Украины и Беларуси. За десятилетие «Газпром» реализовал великолепную комбинацию по уничтожению украинского транзита. Введены в эксплуатацию «Северный поток» и «Северный поток – 2», сдан «Турецкий поток». Шахматную партию с отечественным энергетическим монополистом «Нафтогаз» проиграл полностью.
Венгрия нанесла Украине настоящий экономический удар: маленькое, но гордое европейское государство больше не будет зависеть от украинской газотранспортной системы, потому что заключило долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставки голубого топлива через Австрийскую республику и Сербию. В год мадьяры будут получать 4,5 миллиарда кубических метров природного газа. Действие контракта продлится до 2036 года (естественно, существует более чем высокая вероятность его пролонгирования).
В Киеве заплакал один комик
Реакция украинских властей весьма красноречива. Руководитель «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон написал на своей странице в «Фейсбуке» про поставки в Венгрию в обход «нэзалэжной»:
Яркий пример политики Кремля в отношении Украины – как только появляется техническая возможность обойти Украину при транзите газа, «Газпром» запускает газ через более длинные, но собственные транзитные газопроводы.
Так и хочется прокомментировать: вы так говорите «обойти Украину», как будто это что-то плохое.
На самом деле в Кремле на протяжении двух десятилетий пытались добиться от Киева гарантий стабильного и беспроблемного транзита природного газа в Европу. За счёт работы ГТС украинское государство получало огромные деньги: тридцать лет независимости принесли казне суверенной Украины 100 (!) миллиардов долларов. И эти доходы продолжали бы течь рекой, если бы не стремление Банковой использовать газотранспортную систему в целях шантажа. Верно говорят: деньги любят тишину, но вот её-то как раз и не хватало. Транзитные скандалы при президенте Викторе Ющенко привели к началу строительства магистрального газопровода «Северный поток». Последовавший политический конфликт 2014 года способствовал началу возведения его дублёра – «Северного потока – 2».
«Газпром», реализовав за несколько лет стратегию диверсификации поставок, переиграл и уничтожил украинский «Нафтогаз». Уже сейчас администрация Владимира Зеленского размышляет над тем, как в дальнейшем использовать огромную ГТС, доставшуюся в наследство от Советского Союза. Высказываются различные завиральные идеи вроде закачки в трубы водорода, но эксперты полагают такой вариант нереализуемым.
Газовые «щупальца» Кремля
Просто обратимся к цифрам. На 2011 год у нас имелась украинская ГТС, через которую транзит шёл объёмом в 100 млрд кубометров ежегодно, а также газопровод «Ямал – Европа» (через Белоруссию и Польшу) мощностью 32,9 миллиарда кубов.
За 10 лет к ним добавились «Северный поток» (55 млрд м 3 ), «Северный поток – 2» (55 млрд м 3 ) и «Турецкий поток» (31,5 миллиарда м 3 ) общей пропускной способностью в 141,5 миллиарда кубических метров (плюс «Ямал – Европа» со своими 32,9 миллиарда). Да, существуют определённые проблемы с тем, что европейская бюрократия всячески ставит палки в колёса и стремится применить к «газпромовским» магистральным газопроводам положения антимонопольного Третьего энергетического пакета, согласно которому пропускная способность «Северного потока – 2» может быть ограничена наполовину. Однако эти ограничения можно обойти, что Россия сейчас и намеревается сделать.
Нам в помощь складывается и ценовая конъюнктура на европейском рынке газа. Буквально вчера стоимость голубого топлива на нидерландской бирже TFF пробила отметку в 1000 долларов за тысячу кубометров и достигла стоимости 1030 долларов за тысячу кубов. Аналитики уже сравнивают эту ситуацию со знаменитым энергетическим кризисом 1973 года, когда арабские государства решили устроить поддерживающим Израиль странам Запада нефтяной армагеддон. Американское агентство «Блумберг» вообще прогнозирует в случае аномально холодной зимы и непогоды в Мексиканском заливе цену в 3500 долларов за тысячу кубометров. Есть подозрение, что при таком раскладе своё неуёмное стремление уйти от «русской зависимости» в Брюсселе заархивируют.
Либералам по зубам
А ведь как кричали и истерили либералы, заливаясь пеной изо рта, утверждая, что газопроводы являются непомерными для России тратами, которые не окупятся никогда. Якобы всё это геополитические игрушки Путина, воплощение его «хотелок».
Но достаточно сугубо посмотреть на цифры, чтобы опровергнуть этот либеральный бред. Транспортируя 90 млрд кубометров газа через украинскую ГТС, «Газпром» ежегодно платил Киеву порядка 3 млрд долларов. То есть 330 млн за каждые 10 млрд кубометров.
Стоимость «Северного потока – 2» составляет 9,5 млрд евро (11,1 млрд долларов), «Турецкого потока» – 7 млрд долларов. Мощность газопроводов, как было сказано выше, 55 млрд кубометров и 31,5 млрд кубометров соответственно. Таким образом, путём несложных подсчётов можно установить, что только в результате экономии от транзитных платежей через Украину «Северный поток – 2» окупится за 6 лет, «Турецкий поток» – за 7 лет. А дальше газопроводы будут приносить огромную прибыль. 6-7 лет для подобных мегапроектов – очень хороший срок. К тому же бонусом, помимо очевидной коммерческой выгоды, является снятие головной боли, которая регулярно возникает при начале переговоров о транзитном контракте с Украиной.
Что с того?
Избавление России от украинской транзитной зависимости следует рассматривать не только в геополитическом контексте. «Газпром» является государственной компанией, которая направляет львиную долю своей выручки в консолидированный бюджет. Только за один докризисный год в государственную казну от «Газпрома» поступило 2,6 трлн налоговых отчислений плюс 180 млрд рублей в пользу государства составили дивиденды газового монополиста. Таким образом, чем больше прибыль «Газпрома», тем больше доходов получает федеральный бюджет.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Экономика
Убытки на миллиарды и рост тарифов: чего ждать Украине после конца контракта с Газпромом (Главред, Украина)
Несмотря на действующий контракт с Нафтогазом, Газпром продолжает снижать поставки газа через Украину в страны ЕС, отправляя топливо в обход украинской ГТС. Как следствие, Украина уже лишилась транзита в Румынию и вскоре рискует потерять транзит газа в Венгрию и ряд других стран ЕС. И это, в свою очередь, грозит государству убытками в миллиарды долларов. Рассказываем, чего ожидать в будущем и чем нам грозит уменьшение транзита или его полное прекращение.
На юге — уже без Румынии
На днях генеральный директор «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон сообщил, что с 1 апреля Украина перестала обеспечивать транзит газа в Румынию, так как теперь он идет в обход Украины по российскому газопроводу «Турецкий поток — 2».
Напомним, что ТП-2, запущенный в январе этого года, дал РФ возможность перевести транзит газа в обход Украины в Турцию, Грецию и Болгарию. А после того, как от транзита через Украину отказалась и Румыния, газопровод фактически остановил прокачку газа через Украину по южному направлению. Ведь, как уточняли в ГТС, объемы транзита в 2020 году и так были небольшими — 1 миллиард кубометров для Румынии и 3 — для Молдавии при общей мощности газопровода в 27 миллиардов кубометров.
Теперь же, как уверяет Макогон, в случае окончания строительства ТП-2, которое обещают завершить уже к концу этого года, над ГТС Украины может нависнуть новая опасность. «Если будет завершено продолжение „Турецкого потока» через Болгарию и Сербию, то Газпром переведет транзит в Венгрию тоже через „Турецкий поток — 2″. Для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 миллиардов кубобометров транзита ежегодно», — пояснил Макогон.
Миллиардные убытки
Согласно пятилетнему контракту по принципу «качай или плати», подписанному между Нафтогазом и Газпромом в 2019 году, Газпром должен оплачивать перекачку газа, независимо от его объема, в следствие чего за это время Украина должна гарантированно получить около 7 миллиардов дохода.
Но, как отмечает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, контракт с Газпромом изначально был заточен под уменьшение транзита через Украину. «С 2021 года мы договорились о транзите 40 миллиардов кубометров вместо 65 миллиардов в 2020 году. Соответственно, контракт изначально предполагал сокращение транзита», — уточняет эксперт.
По его мнению, после достройки «Северного потока — 2» потребность в украинской ГТС как у РФ, так и у стран ЕС может исчезнуть вовсе, а украинский маршрут могут использовать как запасной. В таком случае транзит газа во Францию, Германию, Нидерланды, Австрию и ряд других стран ЕС, Россия будет поставлять не по украинской ГТС, а обходным путем посредством Северного и Турецкого потоков.
«Русским это на руку, потому что у них есть задача — минимизировать (но не отказаться совсем) от транзита через Украину, чтобы после 2024 года новый контракт предусматривал не условие „качай или плати», а использование ГТС Украины в режиме резервной системы. В этих условиях мы будем качать газ при необходимости — но не нашей, а ЕС или РФ. Например, в летний период, когда будет продолжаться закачка газа в европейские газохранилища или зимой, когда будет возникать дополнительная потребность в газе, когда не будет хватать поставок через Турецкий и Северный потоки», — соглашается с коллегой энергетический эксперт, сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Собственно, в России этого не скрывают. Там уже сейчас начинают строить планы на будущее после завершения контракта с Нафтогазом и в них украинской ГТС места нет.
«После [окончания строительства СП-2] смысла в украинской трубе нет. Пусть сами думают, что с ней делать. Мы можем использовать ее как резервную», — заявил профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. По его словам, в случае использования украинской ГТС как резерва, Украина почти лишится заработка на транзите, поскольку львиную долю средств от перекачки придется отправлять на обслуживание газопровода.
Вероятность такого неутешительного развития событий подтверждает Корольчук: «Если до 2019 года, когда Украина транзитировала до 90 миллиардов кубометров, мы могли за год заработать около 2,5 миллиарда долларов, в прошлом году из 65 миллиардов транзита мы заработали около 2 миллиардов, то если транзит сократится до 20-30 миллиардов, мы сможем заработать максимум 1 миллиард долларов при том, что каждый год мы вкладываем в ГТС около 500 миллионов долларов».
Что будет с тарифами
Контекст
Поляки: россияне гениально используют тактику «разделяй и властвуй» (Interia)
Biznes Alert: Газпром берет Европу в газовые клещи
Но, помимо прямых убытков, которые будет нести Украина из-за отсутствия транзита, могут возникнуть проблемы и у украинских потребителей с их 30 миллиардами кубометров в год — больше, чем в любой другой европейской стране.
Как объяснили «Главреду» эксперты, если не будет транзитного газа и давления в системе, придется больше сжигать газа, и, соответственно повышать стоимость транспортировки этого газа до конечного потребителя. Как следствие — транспортная составляющая может вырасти с нынешних 15-20 до минимум 50 процентов — также, как и в некоторых странах ЕС, где потребители платят больше именно за транспортировку, а не за газ как ресурс.
Модернизация как способ спасения ГТС
Так как объемы транзита газа через Украину будут продолжать снижаться, Украине пора уже сейчас думать над тем, как оптимизировать работу ГТС под такие объемы. Как объяснял в интервью венгерским СМИ Макогон, сейчас обсуждается несколько вариантов. Один из наиболее вероятных — модернизация компрессорных станций.
«Если транзит по украинской ГТС будет прекращен, то Украина будет вынуждена оптимизировать свою газотранспортную систему исключительно для удовлетворения внутреннего спроса», — говорил в интервью венгерским СМИ в марте.
Но, как убежден сопредседатель Фонда энергетических стратегий, эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич, оптимизация и вывод из эксплуатации компрессорного оборудования на деле означает сокращение персонала. «Потому что на внутреннем транзите много заработать не выйдет — это просто нереальный сценарий», — говорит Марунич.
По его мнению, в этом случае могла бы помочь интеграция украинской системы с европейской путем строительства новых интерконнекторов. Но, с учетом того, как идет строительство такого интерконнектора с Польшей, рассчитывать и на такой исход не приходится, поскольку все упирается в инвестиции, которых нет ни с украинской, ни с польской стороны.
Не менее нереальным (во всяком случае, пока) эксперт считает и ранее анонсированную премьер-министром Украины транспортировку водорода в страны Европейского союза по трубопроводу «Дружба», по которому и поставляется газ в Европу как альтернативу транзиту из РФ.
«Основная проблема с водородом — в низком давлении. На Украине проводили соответствующие эксперименты, но потери водорода были около 40 процентов. Потому это возможно только в теории, а на практике нужно будет еще подтвердить способность магистральных трубопроводов транспортировать водород, не говоря уже о проблемах с безопасностью и экологией, которые могут из-за этого возникнуть. Потому пока такой вариант только на уровне болтовни премьер-министра», — заключил Марунич.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.