Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Аналитик Файол указал на превосходство «Северного потока — 2» над украинской ГТС

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Газопровод «Северный поток — 2» обладает важным преимуществом перед газотранспортной системой Украины, уверен аналитик из американского издания The Washington Post Энтони Файол.

Новый трубопровод будет дублировать уже действующий «Северный поток», отметил эксперт. По его словам, он должен удвоить пропускную способность инфраструктуры, которая необходима для транзита голубого топлива в Германию, передает «ПолитРоссия».

Конгрессмены из США пытаются сорвать запуск «СП-2», а администрация американского лидера Джо Байдена оказывает давление на канцлера ФРГ Олава Шольца, требуя от него гарантий блокировки газопровода.

Рассуждая о выгоде, которую получат европейцы от запуска «Северного потока — 2», Файол напомнил об ужасающем состоянии украинской ГТС. Аналитик раскрыл неудобную для Киева правду.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

«Трубопроводы «Северный поток» считаются гораздо более современными, надежными и эффективными, чем скрипящие и протекающие газовые сети Украины», — констатировал он.

Как стало известно ранее, «СП-2» стал поводом для ссоры среди американских сенаторов. Они разругались из-за голосования по вопросу введения санкций в отношении газопровода, пишет RT.

Источник

Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.

«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.

Водородно-транспортная труба

Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.

Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.

Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.

«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.

Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.

Демонтаж

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.

«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.

ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».

По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».

Частично порежут на металлолом

Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.

«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.

Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.

Источник

«Северный поток-2» разорит Украину

Чем обернется для незалежной достройка российского газопровода

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

После запуска газопровода «Северный поток-2» прокачка газа через газотранспортную систему Украины станет убыточной. Такое мнение, как пишет РИА Новости, в интервью GolosUA высказал украинский экономист Олег Пендзин.

Эксперт напомнил, что мощность украинской ГТС составляет около 150−170 миллиардов кубометров газа в год, при этом обычно прокачивалось примерно 120 миллиардов. «А когда достроили „Северный поток“ и другие мелкие „потоки“ (очевидно, имеется в виду „Турецкий поток“ —Ред.), то уже по результатам 2020 года Украина прокачивала 70−80 миллиардов кубометров газа, то есть меньше обычного», — подчеркнул он.

Пендзин также рассказал, что, по приблизительным оценкам, прокачка газа в объеме менее 40 миллиардов кубометров в год является убыточной для ГТС.

«Та цифра, которая может сохраняться как транзит в украинской ГТС после запуска „Северного потока — 2“ в полном объеме, и все, что останется Украине после того, как Россия раскинула по разным газопроводам свои объемы, — около 35 миллиардов кубометров, а это ниже точки убыточности. Поэтому Украина крайне заинтересована в том, чтобы россияне „Северный поток — 2“ не запустили», — добавил экономист.

Стоит отметить, что Киев постоянно делает заявления о необходимости остановки российско-германского проекта, однако едва ли там кто-то всерьез верит в том, что его заявления способны на что-то повлиять. Повлиять может только позиция Европы и США, однако они, судя по всему, пришли к определенному консенсусу в том, что газопровод-таки будет достроен.

Вопрос в том, на каких условиях. По некоторым данным, Германия согласилась на торможение «потока» в случае прекращения украинского транзита, во всяком случае она не раз высказывалась за его сохранение.

В любом случае от прокачки газа через Украину никто не отказывается, тем более, что между Москвой и Киевом действует контракт до конца 2024 года, который предусматривает прокачку в первый год 65 миллиардов кубометров топлива, в следующие четыре года — по 40 миллиардов, при этом объемы прокачки могут быть увеличены в случае возрастания спроса в Европе, как было этой зимой.

То есть свои 40 миллиардов кубометров Украина будет иметь в любом случае. Но что если этот объем и впрямь уменьшится? Это грозит Киеву большими потерями, как утверждает украинский экономист, или он просто нагнетает?

— Безусловно, грозит, — соглашается заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Для украинской ГТС проблема поддерживать рентабельность существует уже при 40−50 млрд куб. м в год. Напомню, что на 2021−2024 годы гарантированный объём прокачки составляет 40 млрд куб. м. Но при текущем уровне спроса в Европе и доступности газотранспортных мощностей Газпром может прокачать через Украину в текущем году около 55 млрд куб. м. После запуска «Северного потока — 2» надобность в украинской трубе снизится. Если, конечно, в середине 2020-х годов не подскочит резко спрос в Европе. Предпосылки для этого есть.
«СП»: — А что означает убыточность украинской ГТС? На кого лягут эти расходы?
— На Оператора ГТС Украины. Попытаются переложить потери на население. Но тут успехов ждать не приходится, так как население уже сейчас генерирует миллиардные долги.
«СП»: — Насколько реально транзит через Украину может уменьшиться с запуском «Северного потока-2», и чем это грозит Украине?

— Конкретные объёмы будут зависеть от спроса на российский газ в Европе и загрузки «Северного потока — 2». Кроме того, определённое влияние может оказать противостояние с Польшей на газопроводе «Ямал — Европа». Но в целом можно ожидать, что прокачка через ГТС Украины после завершения контракта может упасть ниже 40 млрд куб. м.
Украинская труба и так недофинансирована, а при снижении выручки денег на неё будет оставаться всё меньше и меньше.

«СП»: — Украина крайне заинтересована в том, чтобы россияне «Северный поток — 2» не запустили, — говорит Пендзин. Они об этом постоянно твердят. И что? На что они еще рассчитывают? Если все время говорить «халва», станет слаще во рту?
— На терапевтический эффект этих заявлений и на всесильную руку хозяев из-за Атлантического океана. Всё.
«СП»: — Судя по всему, потери от «Северного потока-2» будут еще у поляков и прибалтов? Иначе чего они так дергаются? Что они теряют?
— Прибалты ничего не теряют. Они просто всегда против. А у поляков возникает риск уменьшения загрузки направления «Ямал — Европа». Хотя я бы в данном случае не искал причин позиции Польши в объективно существующих экономических проблемах. Их позиция — чистая политика.

— Тут важно отделить финансовый вопрос от технического, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— У Газпрома с украинскими компаниями есть коммерческий контракт на транзит газа до конца 2024 г. Там есть условие «Качай или плати». И по этому контракту, даже если Газпром достроит и будет использовать «Северный поток 2», то он все равно будет должен платить оператору украинской ГТС деньги, как будто он прокачивает 40 млрд. куб. м. газа. В 2020 г. объем «качай или плати» распространялся на 65 млрд. куб. м., а в 2021—2024 гг. объем — 40 млрд. куб м. в год. Поэтому даже если использование украинской ГТС прекратится, то это не приведет к потере средств от транзита на ближайшие годы. Но с технической точки зрения действительно качать меньше 40 млрд. куб. м. газа в год может оказаться не только нерентабельно, но и затруднительно. Ведь газотранспортная система строилась для прокачки большого объема газа. И для Украины негативный вариант может заключаться в том, что если «Северный поток-2» все-таки будет запущен, но будет работать на 50% из-за ограничений Газовой директивы, то украинская труба не опустеет, а будет загружена на 15−20 млрд. куб. м. И это большая проблема, так как возникнут технические трудности.

Но все эти проблемы с убыточностью — проблема украинской стороны. Если они не смогут прокачивать российский газ, когда Газпром уменьшит объем транзит меньше 40 млрд. куб. м., то можно будет подавать иски к Нафтогазу о невыполнении договора.

«СП»: — Но ведь с запуском СП-2 украинский транзит не уменьшится? Есть же контракт…

— С запуском «Северного потока-2» транзит вполне может уменьшиться. Новый газопровод же нужно чем-то загружать и демонстрировать его востребованность. Часть газа в «Северном потоке-2» перейдет с «Северного потока-1», так как этот газопровод сейчас работает с превышением проектной мощности. Это стало возможным благодаря тому, что газ на берегу Германии из СП-1 подается в трубы — продолжение СП-2. Ведь одно из продолжений СП-1 (газопровод ОПАЛ) находится под ограничениями Газовой директивы. Часть газа с Украинского маршрута уйдет на Турецкий поток, где только собираются запустить европейское продолжение трубы. В 2020 г. через Украину прокачали около 55,8 млрд. куб. м., если и СП-1 и СП-2 останутся под ограничениями газовой директивы, то при условии их максимально доступной загрузки и загрузки Турецкого потока для украинского транзита останется около 20 млрд. куб. м.

Но деньги Украина будет получать все равно, как будто прокачала 40 млрд. куб. м. в год.

«СП»: — В последнее время много говорилось о том, что Германия рассматривает вариант экстренной приостановки СП-2, если Россия прекратит транзит через Украину. Возможно ли это? И если да, означает ли, что украинский транзит — это навсегда?

— Подобные действия в настоящее время незаконны. Строительство и использование газопроводов происходит в соответствии с европейским законодательством. Механизма увязки объемов прокачки по двум маршрутам сегодня не существует. ЕС может выработать подобный механизм, но Россия сочтет это санкциями и будет вводить ответные меры.

Все прекрасно понимают, что СП-2 и украинская ГТС — взаимоисключающие маршруты доставки газа. Россия и так уже гарантировала доход Украины на 5 лет.

В 2020 г. Украина за транзит газа получила около 2,1 млрд долларов. В 2021—2024 гг. будет получать примерно по 1,5 млрд. долларов в год. Если она не сможет качать те объемы, которые будет заказывать Газпром, то может встать вопрос о разрыве контракта.

«СП»: — То есть им реально остается только жаловаться?

— Ну, а что еще? Они постоянно говорят об угрозе из России, о необходимости остановить СП-2. Они же еще и демонстрируют тем самым свою лояльность США. Вашингтон заявляет о том, что он против СП-2, и Киев тут должен поддержать информационно своего патрона.

«СП»: — А остальные? Польша? Прибалты?

— Ну у прибалтов никаких потерь не будет, так как они от транзита ничего не получают. У Польши в принципе тоже, так как они получают мало. Там Газпром бронирует мощности по транзиту на аукционе, а так как кроме него никто в нем не участвует, то бронирование происходит по низкой ставке. Наоборот, с экономической точки зрения им всем выгоден СП-2. Потому что если СП-2 не будет, то мы будем заперты на украинском транзите, а США его перекроют. В этом и есть их стратегия. В результате в Европе будет дефицит газа, и цена возрастет. США будет поставлять в Европу свой газ, да еще и по высокой цене. Но газ подорожает на всем европейском рынке, в том числе для Прибалтики и Польши.

Кроме того, сейчас, когда российский газ по СП-1 приходит в Германию, там образуются излишки, которые на спотовом рынке скупает Польша и передает тем потребителям в Германии, которые должны были получить российский газ через газопровод «Ямал-Европа», а сами аналогичный объем оставляют у себя на восточной границе и так экономят на транспортировке. А СП-2 даст возможность увеличить такие операции.

Источник

«Северный поток – 2» закроет вопрос с польским и украинским транзитом

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Снижение транзита «Газпрома» через Польшу и Украину связано с сокращением европейских заявок на российский газ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, добавив, что запуск «Северного потока – 2» решил бы эти проблемы. Под новый газопровод уже существуют подписанные контракты на поставку газа.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Транзит через Польшу и Украину не пользуется спросом

«Газпром» не забронировал дополнительные мощности по транзиту газа через Украину на январь 2021 года и заказал только 21,6% мощностей газопровода «Ямал – Европа», который проходит через Польшу.

Цифры следуют из статистики RBP и GSA Platform. Это означает, что в самый холодный период зимы транзит «Газпрома» в Европу будет находиться на минимальном уровне. «Северный поток – 1» работает на 100%, «Турецкий поток» осуществляет часть поставок, которые раньше шли через украинскую ГТС, но суммарно это самые небольшие цифры транзита со времен локдауна.

Цены на нидерландской бирже TTF сегодня, 20 декабря 2021 года, снова пошли вверх и на 14:42 по Москве составляют 142,8 евро за МВт*час (1645,74 долларов за тысячу кубов), в целом котировки барражируют между 1550 и 1750 долларами.

Цены носят аномальный характер и вместе с сокращением газового транзита через Польшу и Украину грозят европейской экономике огромными проблемами. Кроме того, непонятно, сколько сырья пойдет через украинскую ГТС: у «Газпрома» существует обязательство оплатить Киеву 109,3 млн кубов транзита в день, но российская компания имеет право транзитировать меньшие объемы сырья.

Подобная ситуация наблюдалась в ноябре и декабре 2021 года, в результате чего украинский транзит сократился до рекордно низких объемов.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Проблемы ЕС решит «Северный поток – 2»

Раз «Газпром» не стал бронировать дополнительные мощности на Украине и минимизировал запрос в Польше, то это означает, что больших объемов ему не требуется. Текущие заявки европейских контрагентов «Газпром» может удовлетворить и без этого.

Из-за этого приходили новости, что в какой-то день загрузка польского направления составляла 15%, а другой – снижалась до 4%.

Часто газотранспортную политику «Газпрома» связывают с лоббированием «Северного потока – 2», сертификация которого заморожена решением Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzwerk), но российские поставки не сокращаются в одностороннем порядке.

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

В таком случае европейцы получили бы сырье по приемлемым ценам, а в случае заключения новых контрактов на поставку по другим маршрутам, им придется покупать газ по текущим спотовым котировкам, что для них неприемлемо.

Источник

Аналитики предрекли крах украинской экономике после достройки «Северного потока»

«Денег хватает только на «поддержание штанов»

Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Смотреть картинку Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Картинка про Что будет с украинской гтс после запуска сп2. Фото Что будет с украинской гтс после запуска сп2

Фото: Ольга Шуклина

— А что будет после окончания контракта, к тому времени уже и «СП-2» достроят и запустят?

— Ничего страшного не случится. Просто будет новый транзитный договор на новых условиях – вот и все. А вся шумиха, которую поднимают в Европе и Америке вокруг украинской ГТС, на самом деле связана только с «Северным потоком-2», а не потому что Москва отнимает у Киева что-то вкусное.

Кстати, Россия пока нет «СП-2» пропускает через украинскую ГТС даже чуть большие объемы, чем было запланировано, чтобы обеспечить газом Европу.

— Но после запуска «Северного потока-2» такие объемы прокачки газа через Украину нам будут уже не нужны.

— Да, в новом договоре скорее всего будут фигурировать цифры 25-40 млрд. кубометров газа. Но полностью отказываться от украинской трубы мы вряд ли будем. Потому что любые трубопроводы должны ремонтироваться, а, значит, нужны резервные пути прокачки. Кроме того, зимой бывают пиковые нагрузки на ГТС, и здесь тоже без резерва не обойтись.

— Но в качестве резервного украинский трубопровод будет нужен примерно раз в год, а в остальное время как будет использоваться ГТС?

— Во-первых, по нему поставляется газ в соседние к ней страны. Во-вторых, сама Украина использует его. Если не будет задействована ее ГТС в сторону Европы, то не будет и никакого возврата, по которому Киев получает газ для собственных нужд. Они и сейчас покупают у европейских партнеров наш газ недешево, а если он будет идти только через «Северный поток-2», то голубое топливо будет вообще стоить баснословные деньги для украинских потребителей.

— Украинская ГТС строилась еще при Советском Союзе, сейчас она нуждается в реконструкции. Есть ли у Киева на это деньги?

— А это вопрос открытый. На «поддержание штанов» – содержать ее в более-менее рабочем состоянии – у них средств хватает. А вот для того, чтобы сделать полную реконструкцию трубопровода, демонтировать старую трубу и проложить новую, нужны несколько миллиардов долларов.

— Откуда их может взять Киев?

— Варианты есть. Может взять кредит Украина, а могут вложиться трейдеры. Все равно демонтировать трубу на металлолом нельзя. Киев использует ее не только как транзитную экспортную систему, но это еще и внутренняя газотранспортная сеть. Вся страна от нее питается газом. Кроме этого, на территории Украины находятся самые большие в Европе хранилища газа, поэтому трейдеры, торгующие газом на европейском рынке, тоже заинтересованы в реконструкции украинской ГТС. Если подойти к этому вопросу с умом, то всегда можно найти инвесторов, заинтересованных в реализации этого проекта.

Комментарий киевского аналитика Андрея ВАДЖРА:

— Экономика Украины разрушена, серьезных источников доходов у страны нет. Сейчас вообще на первый план выходят по уровню поступления валюты «заробитчане», то есть люди, которые уезжают в Европу на заработки и привозят потом в страну валюту. Поэтому газовый транзит из России в Европу для Киева – это один из основных источников дохода в бюджет. И если транзит прекратится, то компенсировать эти доходы будет нечем. Отсюда весь этот шум и гвалт вокруг украинской ГТС на западе. Наши партнеры понимают, что тогда им придется содержать Украину, а они уже давно слили Нежалежную и даже крышку унитаза за собой закрыли.

К сожалению, развал украинской экономики достиг уже такого масштаба, что будет или нет транзит российского газа через Украину после окончания транзитного договора, для нас это принципиального значения уже не имеет. Спасти нашу экономику может только чудо, а не ржавый трубопровод и уж точно не досужие разговоры политиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *