Что будет со школами

Досрочные школьные каникулы в декабре 2021 года: продление каникул в школах в январе 2022 года. Введение дистанта в школах с 21 декабря 2021 года

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Родители все чаще интересуются, надо ли отправлять детей идти в школу 27-30 декабря? Также актуален вопрос о досрочных каникулах и дистанционном обучении. Все дело в том, что уже несколько регионов России запланировали закончить учебную четверть раньше традиционного периода, а в где-то вообще, ученики уже ушили на удаленку и вернутся за парты только после праздников, сообщает Wikiprofit.ru.

Всех школьников переведут на дистанционку в конце декабря: названа дата

Вопрос о переходе школ на дистанционное обучение в России по-прежнему не уходит из повестки. С повышением заболеваемости в стране все чаще задумываются об отправке детей на домашнее обучение. В конце декабря такое решение должны принять в ряде регионов, сообщает PRIMPRESS.

В частности, о том, что все школы планируют перевести на дистант уже в ближайшее время, заявили в Самарской области.

Там уровень заболеваемости коронавирусом, как и во всей стране, планомерно растет с осени. Чтобы защитить население от распространения инфекции, министр здравоохранения региона Армен Бенян призвал перевести все школы на дистанционное обучение.

«Решение о формате обучения после 20 декабря будет принято на заседании оперативного штаба на следующей неделе с учетом эпидемиологической ситуации», – отметили местные власти.

Отмечается, что пока планируется перевести все школы на дистант на непродолжительный период: с 21 декабря по 10 января, то есть до окончания новогодних каникул. В дальнейшем эта мера может быть отменена или продлена, в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Ранее сообщалось, что Роспотребнадзор принял решение о продлении ограничительных мер для российских учебных заведений. Новое постановление подписала глава ведомства Анна Попова. Как следует из документа, в школах и детских садах России нынешние санитарные правила будут действовать до конца 2021 года.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Новое правило дистанционного обучения в России

Депутаты Государственной думы уверены, что порядок организации удаленной формы проведения уроков в школах должен быть изменен. В частности за это выступает депутат Сергей Миронов.

Миронов придерживается мнения, что организовывать дистант нельзя без согласия родителей. По его словам, депутаты уже подготовили законопроект, который будет предусматривать это и ограничивать действия учебных заведений на законодательном уровне.

Если родители не дали согласие в письменном виде на любые изменения в учебном процессе, то они и не могут быть введены. Отмечается, что и педагоги и ученики тоже должны быть опрошены и согласны.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Миронов считает, что самоуправление на местах нужно ограничить, так как в некоторых школах вводят удаленку неоправданно, даже при нормальной эпид ситуации.

Школьники могут уйти на зимние каникулы досрочно.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Ряд регионов объявил о досрочных зимних каникулах в декабре 2021 года

На досрочные зимние каникулы уйдут школьники в ряде российских регионов. После длинных каникул осенью, большинство школьников учились очно, но в декабре из-за резкой вспышки сезонного ГРИППа и ОРВИ, а также коронавируса в ряде школ перешли на дистанционный формат обучения. Причем на дистанционку переходят не только классами, но и целиком школами.

По официальной информации на сегодняшний день, в Минпросвещения сообщили что не планируют переводить все российские школы на дистант и передали такие полномочия в регионы, чем там и воспользовались. Из-за неблагоприятной эпидобстановки, где уже превышен порог заболеваемости ОРВИ и гриппом принимают меры по нераспространению инфекции.

В дополнение к сезонным заболеваниям не редкость случаи коронавируса в среде школьников. Это также служит поводом для объявления карантина и перевода уроков в онлайн режим.

Продлится ли удаленный режим до новогодних каникул или школьники все же успеют выйти на очную учебу до конца четверти, зависит от количества заболевших. Так, если 20% учеников класса или школы отсутствуют по причине заболевания гриппом или ОРВИ, то такой класс или школа переходят на дистанционный режим.

Зимние каникулы начнутся раньше: в каких регионах школьники уйдут на каникулы досрочно

Зимние каникулы должны начаться во всех регионах России 29 декабря и продлиться до 9 января 2022 года, а учеба начнется только с понедельника 10 января 2022 года. Регионы могут изменить даты каникул, в том числе досрочно распустить учеников по домам. Это может быть связано с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в конкретном регионе.

Некоторые регионы уже приняли решение о введении каникул досрочно:

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Продлят ли зимние каникулы до 1 февраля в 2022 году?

Сообщение о том, что новогодние каникулы продлят до 1 февраля 2022 года, было опубликовано изданием «Панорама». Это издание публикует фейки с целью посмеяться. В нем говорилось, что в Минтруда задумались о данной мере из-за «непредсказуемости темпов распространения коронавируса» и «тяжелых климатических условий». Работодателям якобы разрешат не оплачивать эти дни, так как их объявят выходными. Сотрудникам, которых в этот период вызовут на работу, полагаются выплаты за внеурочную работу.

Предполагалось, что в обычном режиме продолжат трудиться следующие категории работников:

Помимо этого, в публикации говорилось, что ведомство предупредило работодателей о недопустимости лишения сотрудников дней отпуска в любой период года. Также они будут обязаны выплатить им отпускные в соответствии с действующим законодательством. В противном случае их обещали привлечь к ответственности, как и предприятия, которые вопреки предписаниям властей будут работать в январе.

Подтверждения этой информации из официальных источников, в том числе от самого Минтруда, пока не поступало. Издание, опубликовавшее ее, позиционирует себя, как сатирическое. В связи с этим говорить о том, будет ли продление новогодних каникул в 2022 году из-за коронавируса, пока рано.

В Москве и Санкт-Петербурге раньше срока отправят школьников на каникулы

Зимние каникулы у московских школьников начнутся 27 декабря, сообщили РБК в департаменте образования и науки Москвы. Соответствующие рекомендации власти отправили школам. Решение начать каникулы раньше обычного связано с эпидемией COVID-19.

Ранее об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на учителя школы в Восточном административном округе, родителя ученика из школы в Северном административном округе, а также сайты нескольких образовательных учреждений.

Каникулы у школьников должны были начаться 30 декабря, но московские власти решили увеличить их на три дня и довести общую продолжительность до двух недель.

«Продление осенних каникул показало, что двухнедельное разобщение детей крайне эффективно для разрыва цепочки распространения заболевания COVID-19 среди школьников. С середины ноября количество классов на карантинах уменьшилось в разы по сравнению с данными за октябрь», — объяснили в департаменте.

Кроме того, чиновники напомнили, что «в каждой семье есть планы на новогодние праздники». «Чтобы все запланированные путешествия состоялись, важно сохранить здоровье и возможность передвижения, не ограниченную карантинными мерами. Данная мера направлена на укрепление тенденции по снижению заболеваемости в городе», — добавили в пресс-службе.

Для учащихся начальных классов c 27 по 30 декабря будут предусмотрены дежурные группы. Детских садов и колледжей продление каникул не коснется.

Схожее решение уже приняли в Санкт-Петербурге. Там власти ввели свободное расписание в последние дни школьной четверти.

«Это означает, что дети смогут приходить туда как обычно. Но каждая образовательная организация сама примет решение: будут ли в эти дни идти уроки, работать кружки или пройдут какие-то другие занятия. Если же родители готовы оставить ребят дома, уехать на дачу или в отпуск — они могут начать каникулы уже с 25 декабря», — рассказывала вице-губернатор Ирина Потехина.

Этой осенью у школьников уже случались «коронавирусные каникулы»: ввести их в конце октября на фоне локдауна рекомендовало Минпросвещения.

Будет ли дистанционное обучение в 2022 году у российских школьников

В связи с большим количеством слухов в Министерстве просвещения решили прокомментировать нынешнюю ситуацию. Замглавы ведомства Татьяна Васильева рассказала о том, каким будет формат обучения в образовательных учреждениях в 2022 году.

Стало известно, что школьники не будут учиться дистанционно в 2022 году. По крайней мере, так заявили в Министерстве просвещения. Эксперты отметили, что школьная цифровизация только помогает учителю делать проекты для учащихся, и в этом нет ничего плохого. Но при этом обучение должно проходить в привычном офлайн-формате.

Заместитель министра просвещения Васильева отметила, что родителям не стоит беспокоиться раньше времени, так как их дети продолжат обучение в привычном формате.

Источник

Как будет выглядеть школьное образование в будущем: 5 главных трендов 2021 года

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и «тёмная» сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Источник

Уроки пандемии

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Одна из самых горячих ее новостей: торжественные линейки для российских учеников 1 сентября пройдут в обновленном формате.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что еще ждет российские школы в новом учебном году?

По словам министра, принято решение создать государственную информационную систему «Цифровая образовательная среда», где будет верифицированный контент, соответствующий стандартам образования, который можно будет использовать в школах.

По словам главы ведомства, также в начале учебного года будет проведена диагностика знаний школьников.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

В марте в России в один момент на «удаленку» перешли более 16 миллионов школьников из около 40 тысяч учебных заведений. Понятно, что условия в регионах разные: кое-где, особенно в малых городах и селах, были проблемы и с техникой, и с интернетом. Многим ребятам понадобилась помощь. За почти три месяца «удаленки» благодаря всероссийской акции «Помоги учиться дома» удалось собрать и передать нуждающимся детям более 500 тысяч компьютеров, планшетов и ноутбуков. Новую технику для дистанционного обучения получили более 80 тысяч российских учителей. Был создан проект «Моя школа online», который связал традиционный учебник, онлайн-курсы и уроки по телевидению в единую систему.

Опыт Москвы

По словам мэра, московским школам удалось эффективно организовать дистанционное обучение. В течение недели образовательная система Москвы, которая насчитывает около миллиона учащихся, была переведена в онлайн-режим. Обеспечивали переход на новые условия учебы ежедневно 38 тысяч классных руководителей. Профессионализм управленческой педагогической команды по достоинству оценен в международных рейтингах. По результатам международного исследования, московские учителя заняли первое место по компьютерной и информационной грамотности. Помогло в этом то, считает мэр, что цифровые технологии давно прочно «прописались» в столичном образовании:

«Еще до пандемии все здания московских школ были подключены к высокоскоростному интернету, в них было установлено почти 53 тысячи новых точек Wi-Fi, 21 тысяча современных интерактивных панелей, практически каждый учитель обеспечен новым ноутбуком. Нам не пришлось в период пандемии срочно закупать оборудование или что-то модернизировать. Более того, выяснилось, что школы имеют ресурсы, чтобы помочь техникой нуждающимся ученикам из малообеспеченных семей».

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Источник

Открытие с 1 сентября или дистант до 2021 года? Что будет со школами в эпоху пандемии

С 1 сентября в России должны в очном режиме заработать школы, обучение в которых прервалось весной из-за пандемии коронавируса. Как считают в Минпросвещения, проведена достаточная работа, чтобы учеба протекала при полной защите здоровья учащихся и педагогов. Схожей политики придерживаются и другие страны, считающие, что коронавирус не может серьезно навредить детям. Однако эту точку зрения разделяют не все.

США и Великобритания выбрали русский путь

Большинство стран готовятся к открытию школ с нового учебного года, несмотря на пандемию. Так происходит, например, в Соединенных Штатах Америки, где коронавирусом заболело больше 5,7 млн человек. За это высказался президент Дональд Трамп: по его словам, открыть школы необходимо, а риски минимальны, так как у детей COVID-19 часто проходит только с легкими симптомами и «очень, очень, очень редко ведет к осложнениям». Часть американцев настороженно отнеслась к предложению президента. На протесты под лозунгом «Я не могу преподавать из могилы» вышли и некоторые учителя. На стороне Трампа выступил и центр по контролю и предотвращению заболеваемости США (CDC). В ведомстве считают, что продолжительное закрытие школ вредит детям и плохо сказывается на их академической успеваемости, в то время как риски ребенка умереть от коронавируса меньше, чем от обычного сезонного гриппа.

В настоящий момент в штатах сохраняется дифференцированный подход к проблеме. Как пишет The Guardian, пока большинство американцев предпочитает онлайн-обучение вместо стандартных классов и часть школ предоставляет такую возможность.

Схожей с Трампом позиции придерживается и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. «Жизненно важно, чтобы дети в сентябре пошли в школы. Это важно для их образования, для их физического и ментального развития. Родители немного беспокоятся о том, что дети могут контактировать с коронавирусом, но я могу сказать, что риск очень-очень мал и, даже если они заболеют, вероятность того, что они будут тяжело болеть, очень невелика», — прокомментировал он накануне. Поэтому школы Соединенного Королевства готовятся к открытию уже в сентябре.

В Индии, где коронавирусом заразилось уже 3,6 млн человек, школы закрылись пять месяцев назад. Некоторые частные и элитные учебные заведения проводят уроки онлайн, но такая роскошь доступна не всем. Как пишет Aljazeera, только в 8% индийских домохозяйств есть компьютер и интернет-связь, а у многих нет даже электричества. Сейчас правительство рассматривает возможность открыть их для старших школьников, но против выступают сами граждане: согласно результатам опроса LocalCircles, 62% родителей не намерены отправлять детей в школы, даже если их откроют. Большинство из них считает, что не следует поднимать вопрос о возобновлении очных занятий до нового года. Окончательное решение будет принято только в начале сентября.

В Бразилии — с 3,6 млн зараженных и довольно агрессивным распространением вируса — школы открылись еще неделю назад. Так, первые государственные школы открылись в Манаусе в режиме ограниченного посещения: школьники ходят через день и занимаются в масках. Уже на следующий день подтвердилось заражение одного из учителей, двумя днями позже восемь школ были закрыты на дезинфекцию после сообщений о случаях заболевания. По жалобам сотрудников, за неделю зафиксировали заражение в 30% только что открытых школ. Несмотря на это, в бразильских штатах планируют открывать школы уже в сентябре —октябре.

То же происходит и в ЮАР, где зарегистрировано больше 611 тыс. зараженных и 13 тыс. смертей от COVID-19. Многие школы открываются, но против этого выступают учительские профсоюзы, пишет Anadolu Agency. Они считают школы недостаточно подготовленными для того, чтобы справиться с инфекцией и не допустить новых вспышек. Предыдущая попытка открыть школы в стране привела к росту числа заражений, и ЮАР была вынуждена пойти на повторное закрытие учебных заведений.

В странах, где правительства все же решились на открытие школ, условия работы могут сильно различаться. Так, в Кашмире занятия проводят на открытом воздухе, в Таиланде используют маски и специальные пластиковые экраны, чтобы оградить учеников от возможного заражения.

Тотальный локдаун

Совсем противоположной практики придерживается Перу, где выявлено почти 600 тыс. зараженных. Как рассказала в своем телеграм-канале жительница Перу Юлия, школы пока не открываются, а некоторые университеты уведомили педагогов о том, что режим обучения продлен до 2021 года. «Значит, и школы тоже… Пока родителей и учащихся не известили, но новость вполне ожидаемая. Я не особенно рассчитывала на то, что в марте учебный год начнется в нормальном режиме, теперь и маленькой искры надежды нет», — пишет она.

Аналогичную позицию заняло правительство Мексики, где заболели 563 тыс. человек. В этом году страна не будет возобновлять очные занятия в школах, пишет CNN. В Мексике один из самых высоких показателей летальности — свыше 10%, и официальные лица заявляют, что возвращать детей в школы слишком опасно.

Вместо этого уроки детям преподают по телевизору.

Ситуация с обеспеченностью техникой здесь лучше, чем в той же Индии: 56% домохозяйств имеют доступ к интернету, а у 93% семей есть телевизор, поэтому правительство решило, что так будет проще донести знания до детей. Мексиканские власти запланировали записать 640 образовательных программ, которые будут транслироваться на 18 телеканалах до декабря. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из эпидемиологической ситуации.

Школьный локдаун устраивают и власти стран, где заболеваемость не так велика. Например, сегодня корейские центры по профилактике заболеваний в Южной Корее сообщили о 280 новых случаях (общее их число достигло 17,9 тыс. человек) — и это оказалось достаточным поводом для закрытия большинства школ в Сеуле и прилегающих районах, пишет Reuters. За исключением старшеклассников, в городах Сеуле и Инчхоне и в провинции Геонгги будут заниматься онлайн до 11 сентября, сообщило во вторник министерство образования Кореи. В остальной Корее школы пока работают. Это объяснимо: страна мало пострадала во время первой волны пандемии в марте, а показатели заболеваемости по сравнению с другими странами здесь до сих пор остается низкими.

Источник

Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Российский бизнес кровно заинтересован в квалифицированных кадрах, и многие компании сегодня сотрудничают не только с вузами, но и со школами. Некоторые предприниматели мыслят еще шире — они открывают собственные учебные заведения. Например, в Новой Москве начала работать школа-пансион «Летово» Вадима Мошковича, основатель «Тройки Диалог» и Московской школы управления «Сколково» Рубен Варданян запустил частную школу в Дилижане (Армения), семья президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа открыла в российской столице Хорошевскую прогимназию.

Парта как социальный лифт

Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.

Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?

В рамках исследования «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» мы изучили ситуацию с подготовкой школьников. В частности, сравнили качество обучения в школах Москвы и крупнейших городов мира (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, Гонконг, Лондон, Берлин, Сингапур, Шанхай, Хельсинки и др.). Выяснилось, что Москва входит в число мировых лидеров — среди 20 мегаполисов российская столица находится на пятом месте по рассчитанному нами интегральному показателю «Знания» (включает средний уровень знаний школьников, доступность образования и достижения сильнейших учеников), а по достижениям сильнейших учащихся (по сути, по результатам на международных предметных олимпиадах) — на четвертом месте. В обоих случаях впереди только города Азии. При этом важно подчеркнуть доступность московского образования — среди городов с высоким средним уровнем знаний школьников разброс между «худшими» и «лучшими» в Москве существенно ниже. Ситуация в других регионах России, конечно, отличается, но многие лучшие практики можно перенимать из столицы.

Для наиболее мотивированных детей в Москве есть школы топ-уровня, их история складывалась десятилетиями («Пятьдесят седьмая школа», которой Bain pro bono помогал с разработкой стратегии, 179-я школа, лицей «Вторая школа», лицей №1535, школа-интернат имени А.Н. Колмогорова и другие). Сюда принимают только после серьезного отбора и, как правило, детей постарше. В последние годы топовых школ становится все больше. Например, лицей НИУ ВШЭ — прекрасный трамплин для поступления в Вышку. Появляются также передовые частные школы, но их число пока невелико.

Для способных детей, родители которых не могут позволить себе платное обучение, некоторые частные школы предлагают стипендии. Например, схему финансовой поддержки активно применяют в «Летове», хотя отбор здесь одинаково строгий для всех детей без исключения.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.

Расписание на завтра

Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках. Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю. В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.

Учитывая быстрое изменение рынка труда, все чаще говорят о необходимости «научить детей учиться», дать им навыки «открытости новому», «критического мышления», «умения взаимодействовать и сотрудничать» с другими людьми. Однако, на наш взгляд, в школе пока рано обучать только soft skills — мы видим ценность в том, чтобы предлагать детям и широкий набор фундаментальных знаний в ключевых предметных областях.

Что будет со школами. Смотреть фото Что будет со школами. Смотреть картинку Что будет со школами. Картинка про Что будет со школами. Фото Что будет со школами

Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент. Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.

Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.

Средняя школа без середнячков

После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.

К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.

Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.). Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science. Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.

Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.

Конкуренция за юных гениев

Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей. Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.

Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.

Старшие классы в профиль

Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.

Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение. От каких-то курсов можно вообще отказаться. Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).

Гибкость программы в старших классах нужна детям, которые еще не осознали свои интересы, а также тем, кто хочет чего-то необычного. Например, у направления «компьютерная лингвистика» нетипичный набор предметов, и вряд ли школа соберет целый профильный класс. Однако дети, которых интересует эта сфера, могут самостоятельно выбрать продвинутую математику, программирование, языки.

Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе. Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов. Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.

Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.

Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *