Что будет за использование стробоскопов
Мигающие стоп-сигналы: штраф или лишение?
Установка моргающего стоп-сигнала: законно ли?
Вы обратили внимание, что на многих автомобилях с приходом в автопромышленность светодиодов стали ярче задние фонари? Особенно это касается стоп-сигналов. С одной стороны, светодиоды дают более яркое свечение, что способствует безопасности на дороге. Но если речь, конечно, идет о штатных заводских светодиодных фонарях.
Другое дело, когда яркие светодиоды устанавливают любители народного тюнинга, не задумываясь об окружающих участниках дорожного движения, и уж тем более о законе. Мало того, в последнее время стал популярным «колхозный тюнинг» стоп-сигналов в виде мигающих огней. Но законно ли это? Ведь мерцающие стоп-сигналы (если они к тому же светодиодные) мешают другим водителям. Давайте разбираться.
Для начала немного углубимся в суть вопроса. Откуда взялась мода на мигающие стоп-сигналы? Все дело в том, что автопроизводители уже несколько лет оснащают некоторые свои модели автомобилей системой предупреждения об экстренном торможении, которая предупреждает водителей, едущих сзади, о резком снижении скорости. Обычно это происходит, когда антипробуксовочная система (ABS), ESP начинают работать на пределах своих возможностей.
В зависимости от конструкции автомобиля и имеющихся в нем технологий электроника активирует режим подготовки безопасности на случай столкновения (автоматически подтягиваются ремни безопасности, закрываются стекла, автоматически поддерживается тормозное усилие, а также включается режим предупреждения водителей других машин о риске аварии).
Так, в зависимости от технологий в автомобиле автоматически включаются аварийные сигналы или же начинают мигать фонари стоп-сигналов.
Как видите, моргающие «стопы» несут в себе элемент дополнительной безопасности. И мы не сомневаемся, что эта система спасла уже немало людей и автомобилей от тяжких последствий. Но когда моргающие задние фонари используются ради забавы, их полезность превращается в опасность на дороге.
Мало того, что незаводские моргающие стоп-сигналы вводят в заблуждение других водителей, так и в случае использования ярких светодиодных ламп они могут сильно ослеплять окружающих, что, как сами понимаете, не ведет к повышению безопасности (и даже наоборот).
Но почему тогда на дорогах с каждым днем становится все больше автомобилей с подобным «народным тюнингом»? Неужели это законно? Давайте по пунктам разберем этот момент.
Для начала вспомним пункт 2.3.1 Правил дорожного движения, в котором описываются обязанности водителя:
Теперь смотрим пункт 3.1 в Перечне неисправностей и условий, при которых согласно законодательству эксплуатация транспортного средства запрещена:
Соответственно, согласно вышеуказанному, не заводские мигающие стоп-сигналы под запретом, поскольку их режим работы не соответствует заводским настройкам.
Также не лишним будет вспомнить следующие положения действующего законодательства:
Почему моргающие стоп-сигналы незаконны?
Для начала необходимо обратиться к пункту 4.3.16 ГОСТа Р 51709-2001 «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки автотранспорта».
В случае несоответствия этому пункту транспортное средство запрещается эксплуатировать на дорогах общего пользования (пункт 3.3 ПДД Перечня неисправности и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена).
Есть еще один важный документ, который также подтверждает полную незаконность использования мигающих стоп-сигнальных огней.
Речь идет о Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», где в Приложении № 3 (Технические требования в отношении отдельных элементов и свойств объектов технического регулирования для оценки соответствия типов транспортных средств /шасси/) есть пункт 1.7, прямо запрещающий использование в автотранспорте мигающих огней. Вот он:
Какова ответственность за мигающие стоп-сигналы? Лишают ли прав?
Итак, мы выяснили, что установка в автомобиль мигающих ламп стоп-сигналов незаконна. Теперь давайте подробней рассмотрим, что ждет автовладельца согласно закону.
Существует много мнений на этот счет. Кто-то полагает, что за подобный тюнинг задних фонарей могут лишить водительских прав, как в свое время повально лишали водительского удостоверения за установку незаводских ксеноновых ламп в переднюю оптику. Есть те, кто считает, что за этот вид правонарушения предусмотрен лишь штраф. Так кто же прав?
Все зависит от того, какие изменения автолюбитель произвел со стоп-сигналами. Кстати, то же самое касается и ксеноновых ламп. Да-да, вопреки распространенному мнению за ксеноновые (и даже за светодиодные лампы) по-прежнему могут лишить водительских прав.
Для начала давайте вспомним статью 12.5 КоАП РФ:
За стробоскопы есть ли штраф
Многие автовладельцы желают сделать свою машину привлекательной, яркой и неповторимой. Для этого используются не только разрешенные средства и техники, но и даже запрещенные методики. К ним относится установка стробоскопов, которые по-другому называются спецсигналами.
Они могут обладать разными расцветками, но запрещено применять именно красные или синие устройства. Ими могут пользоваться только машины, принадлежащие спецслужбам, поэтому установка таких элементов на обычный автомобиль становится основанием для привлечения автовладельца к ответственности.
Что это за прибор
Он представлен специальным прибором, который подает световой сигнал разного цвета. Среди автомобилистов наиболее распространены светодиодные стробоскопы, которые делают машину более привлекательной и яркой. Но использование определенных расцветок строго запрещено требованиями законодательства.
Основная цель установки данных приборов заключается в подачи сигнала другим участникам движения с помощью ярких световых вспышек. Стробоскоп – это прибор, который воспроизводит и повторяет яркие световые импульсы. Если выбирается желтый или белый свет, то установка оборудования не является нарушением закона.
К плюсам монтажа такого прибора относится:
Когда разрешены и в каком случае будет наказание
Если водитель устанавливает на свою машину прибор, который формирует световой сигнал или издает звуковой сигнал, то он нарушает требования законодательства, если у него отсутствует право на применение спецсигналов. Ответственность назначается по ст. 12.4 КоАП, а если вовсе устанавливается мигалка или сирена, то наказание выбирается по ст. 12.5 КоАП.
Поэтому если водитель планирует установку стробоскопов, то учитываются следующие правила:
Предназначение оборудования
Основная цель установки стробоскопов заключается в привлечении внимания. Машины спецслужб включают данное оборудование, чтобы проехать по дороге без пробок или успеть привезти больного человека в больницу.
Если же устанавливается оборудование на обычную машину, то это позволяет сделать авто более ярким и привлекающим внимание на дороге. Но при этом они не должны слепить других участников движения или имитировать спецсигналы.
Основные разновидности
По цвету выделяются разновидности:
Стробоскоп по-другому называется проблесковым маячком или мигалкой. Он подает световой сигнал нужного света с определенной периодичностью и длительностью. По способу установки изделия могут быть стационарными или съемными. Нередко они дополняются разными звуковыми сигналами. Такие устройства никогда не бывают штатными, поэтому устанавливаются на машину дополнительно.
Водители могут выбрать разные места для установки оборудования. Спецсигналы, представленные проблесковыми маячками, монтируются на крыше автомобиля. Если гражданин не имеет право пользоваться такими сигналами, то он часто устанавливает их внутри салона.
Какие можно ставить
Если владелец машины принимает решение оснастить свое авто стробоскопом, то он должен знать, какие изделия разрешены, а какие запрещены. Некоторые модели имитируют спецсигналы, поэтому их запрещено устанавливать без получения предварительного разрешения.
Если же покупаются белые стробоскопические ходовые огни, то они не являются проблесковыми маячками, поэтому их монтаж и применение не нарушает ПДД.
Спецсигналы устанавливаются на основании положений ГОСТа Р50574-2002. В нем приводится внешний вид световых огней, которые монтируются на машины, принадлежащие экстренным службам. Здесь указываются как типы, так и стандарты световых и звуковых сигналов. Но в этом документе отсутствуют сведения о стробоскопах белого или желтого цвета, поэтому они не причисляются к спецсигналам.
Порядок использования световых и звуковых сигналов
На каждого водителя, работающего в спецслужбах, оформляется специальное свидетельство на спецсигналы. Документация выдается только после того, как гражданин пройдет специальные курсы подготовки, для чего придется обучаться в лицензированном учебном заведении. Данное свидетельство выдается максимально на 5 лет, после чего осуществился переподготовка.
Водители спецслужб дополнительно обучаются навыкам экстремальной езды, а также учатся пользоваться спецсигналами и радиосвязью.
К правилам применения спецсигналов относится:
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:
Заключение
Стробоскопы часто устанавливаются на авто, причем они могут быть представлены спецсигналами или обычными устройствами для привлечения внимания на дорогах. Их можно устанавливать без предварительного получения разрешения только при условии, что они обладают белым или желтым цветом. Если же они незаконно используются в качестве спецсигналов, то это приводит к начислению крупного штрафа и лишению водительских прав.
Только без рук
Напомним, что еще в июле прошлого года Пленум Верховного суда выпустил постановление о применении и толковании так называемой «автомобильной» 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях. В этом постановлении в том числе говорится о том, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Такое средство должно быть размещено в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве. Оно должно быть сертифицировано в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке.
Если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть в таком случае необходимо установить того, кто нарушил правила. Для чего оформить протокол и провести административное расследование.
После этого решения Верховного суда, соответствующие поправки были внесены в КоАП. Причем после него суды в массовом порядке стали отменять подобные дела.
Однако что-то пошло не так. И Верховному суду до сих пор приходится разбираться со штрафами, вынесенными в упрощенном порядке на собственников автомобилей благодаря активному, но не совсем правомерному использованию различных электронных помощников. Сразу несколько таких дел Верховный суд отправил на новое рассмотрение в районные суды.
Так, например, некто Хамидгалеев был привлечен за нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств без осуществления оплаты.
Однако Верховный суд указал, что в нарушение требований статьи 26.1 КоАП судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора). Постановление должностного лица также не содержит таких сведений. Поэтому ВС отменил все решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в районный суд.
Примечательно, что после принятого в июле прошлого года постановления Пленума Верховного cуда Госавтоинспекция перестала выносить в упрощенном порядке штрафы автовладельцам за нарушения, выявленные с помощью таких устройств. Но местные администрации за нарушения в области благоустройства территорий продолжают использовать такие средства и выносить по ним наказания в автоматическом порядке. Как считают адвокаты, такая практика продолжится и далее. И отменять такие решения по-прежнему будет Верховный суд. Так что собственникам автомобилей, чтобы обжаловать такие решения, придется идти от начала и до конца судебной цепочки.
Наказание за стробоскоп на машине
Наказание за стробоскопы определенных цветов достаточно значимое, поэтому многие водители считают, что их установка незаконна. На самом деле есть ряд нюансов, знание которых позволит избежать лишения прав и получить минимально возможное взыскание или даже обойтись без штрафа.
Можно ли ставить стробоскопы на машину
Чтобы разобраться, нужно изучить несколько пунктов Кодекса об административных нарушениях. Для простоты стоит разобрать два из них, которые напрямую касаются стробоскопов:
Если исходить из режима работы стробоскопов, которые мигают несколько раз в секунду, то все они нарушают требования закона. Но при этом прямого указания на данный тип устройств нет, поэтому толкование законодательства может быть разным.
Какие могут быть штрафы за стробоскоп
Тут все зависит от ситуации и цвета установленных стробоскопов. Если исходить из сложившейся практики, можно выделить такие варианты:
Как правильно использовать чтобы не штрафовали
Если необходимо оформить все по закону, придется потратить много времени. Для использования стробоскопов, относящихся к спецсигналам нужно сделать следующее:
Свидетельство выписывается на конкретного человека и ездить на машине с дополнительным оборудованием сможет только он.
Для обычного водителя получить его практически невозможно. Поэтому легальных вариантов использования стробоскопов нет.
Кто может ездить со стробоскопом
Ставить стробоскопы на машину может несколько категорий транспорта, для простоты они разделены на 3 типа. Каждый из них отличается по цвету и особенностям применения:
Варианты третьего типа используют по своему усмотрению, водители транспорта, оборудованного ими, включают его по желанию.
Как уйти от наказания
Сразу стоит отметить, что если инспекторы ДПС обнаружат стробоскопы красного и синего цветов, договориться с ними вряд ли получится. Почти всегда в такой ситуации водитель лишается прав, лучше не нарушать закон и выбирать нейтральные варианты белого цвета.
Стоит отключать оборудование, если навстречу едет полицейская машина или экипаж ДПС. Любой стробоскоп – это нарушение, поэтому если машину не остановили несколько раз, это не значит, что все законно. Рекомендуется устанавливать приборы так, чтобы они не были видны или не бросались в глаза. Один из вариантов – установка в салоне, если цвет белый, водитель ничего не нарушает, так как в КОаП есть указание только о световом оборудовании, расположенном в передней части машины.
Если все-таки возникли проблемы, нужно акцентировать внимание на том, что это не спецсигнал, чтобы получить минимальный штраф. Некоторые водители делают систему, при которой можно переключить стробоскоп в режим постоянного света, в этом случае можно избежать наказания.
Видео обзор о так называемых «вспышках ФСО» (стробоскоп или нет, запрещены или нет?).
Стробоскопы не должны быть красного и синего цветов, этот вариант запрещен, оранжевые варианты тоже являются нарушением. А вот белый свет ставить не запрещено, но при этом штраф все равно могут выписать за нарушение Правил пользования световыми приборами.
ГИБДД вычислила машину со стробоскопами по видео в интернете
В Норильске сотрудники ГИБДД привлекли к административной ответственности автолюбителя, который выложил в интернет видео с собственным нарушением ПДД. Об этом сообщает сайт местного отделения дорожной полиции.
Накануне в одном из городских интернет-сообществ появилось видео, на котором была показана Toyota с установленными на ней фонарями-стробоскопами. Сотрудники ГИБДД вычислили госномер машины и объявили ее в розыск.
В выходные ДПС задержала нарушителя. На иномарке обнаружили подающее специальные сигналы устройство, разрешения на установку которого у водителя не было. Помимо этого, на лобовом и передних боковых стеклах машины была тонировка, которая не соответствовала ГОСТу. По словам задержанного 31-летнего мужчины, он купил автомобиль уже с тонировкой, а об установке стробоскопов даже не догадывался.
Водителя оштрафовали за тонировку, а дело о нелегальной установке стробоскопов передали в суд. Наказание за такое нарушение — лишение водительских прав на срок до полутора лет.
Это уже не первый случай, когда сотрудники дорожной полиции ловят нарушителей на основании записей, которые пользователи сами размещают в социальных сетях. На днях автомобилист из Казани получил штраф в 1500 рублей за зимний дрифт на улицах города — его тоже вычислили по загруженному в сеть видео.
В ГИБДД говорят, что полицейские регулярно мониторят соцсети, где нередко размещаются видеозаписи с грубыми нарушениями ПДД.