Что будет за незаконную рассылку смс

Согласие на рассылку: закон, практика и правила получения

Рассылка, на которую получатель не даёт согласия, — это незаконно, невыгодно и просто неприлично. По закону о рекламе за несанкционированную рассылку можно получить штраф, и она навсегда испортит имидж компании.

Что говорит законодательство

Закон «О рекламе» запрещает рассылку рекламных сообщений без согласия получателя. В первой части ФЗ говорится:

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Одновременно закон «О персональных данных» требует получать согласие на обработку персональных данных и регистрацию в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных. Email-адрес — это персональные данные, а значит, отправляя рассылку, вы должны получить согласие на их обработку.

Эти законы говорят об одном: пользователю будет просто привлечь вас к ответственности, если его разозлит несанкционированная рассылка. Достаточно отправить скриншот с письмом в Федеральную антимонопольную службу, и к вам могут применить штрафные санкции:

Отдельный штраф предусмотрен за обработку персональных данных без согласия по ч.1 ст.13.11 КоАП РФ:

В итоге: если вы провели рассылку без согласия получателя, вас могут оштрафовать до 550 тыс. рублей.

Как применялись законы

Закон «О рекламе» применяется не только к несанкционированным рассылкам. Штраф могут выписать даже за ошибку при получении согласия.

Особенно громким стало дело турагентства Travelata. Компания заплатила штраф за рассылку без согласия клиента, хотя постоянно его запрашивала.

Как выяснилось, один из клиентов компании многократно покупал туры и при каждой покупке заполнял форму, в которой стояла «галочка» согласия на получение рассылки. Клиент дважды отписывался от рассылки: первый раз — сам, второй — после общения с менеджером.

Однако после каждой отписки клиент снова попадал в базу подписчиков, когда покупал тур. Согласно решению ФАС, Travelata виновата в том, что не удалила адрес клиента из базы подписчиков навсегда. Штраф пришлось заплатить.

От ответственности не застрахованы и крупные компании: в июле 2018 года Ставропольский суд оштрафовал «Сбербанк» за email-рассылку без согласия пользователя. Банк заплатил штраф 250 тыс. ФАС сочла этот случай «навязыванием клиенту услуг, прямо не связанных с основным предметом договора, которое не может рассматриваться в качестве надлежащего согласия абонента на получение рекламной информации».

Как получить согласие, чтобы не попасть на штраф

Чтобы учесть ошибки других компаний и застраховаться от штрафов, необходимо четко организовать процесс получения согласия на рассылку.

1. Подготовить и опубликовать пользовательское соглашение. Опубликуйте на сайте Пользовательскоое соглашения, утвержденное юристом. В документе должен быть пункт о том, что пользователь соглашается на обработку персональных данных и принимает Соглашение, просматривая сайт.

2. Спросить разрешение на рассылку отдельно. В Пользовательском соглашении может быть пункт о том, что пользователь автоматически соглашается на рассылку, но этого недостаточно. Разрешение нужно спрашивать отдельно везде, где клиент вводит свой email. Например, на странице регистрации или оформлении заказа добавьте чекбокс «Хочу получать рассылки».

Не отправляйте рассылку по купленной или собранной самостоятельно базе. В обоих случаях пользователи не давали согласия на получение рассылки. В лучшем случае вас заблокируют почтовые сервисы, в худшем — придётся платить штраф.

3. Сделайте двойное подтверждение. После оформления подписки отправьте пользователю письмо и предупредите, что он подписан на рассылку. В письме должна быть ссылка на отписку — это ваша перестраховка на случай, если пользователь ошибется и введет в форму чужой адрес.

4. Ставьте ссылку на отписку в каждое письмо. В рассылках напоминайте пользователю, что он получает ее, потому что подписался сам. Например, «Вы получили это письмо, так как дали согласие на рассылку при регистрации». В конце оставьте ссылку для отписки от рассылки.

Ведите базу подписчиков, которые отказались от рассылки, и не подписывайте их снова без двойного подтверждения.

5. Храните лог-файлы. В логах должно быть видно, что пользователь добровольно подписался на рассылку. Это поможет доказать, что вы никого не принуждали, если будут претензии.

Если вы работаете с клиентами из ЕС, изучите правила GDPR (регламент по защите персональных данных, вступивший в силу в 2018 году). Если не выполнять их, на вас могут наложить крупные штрафы — до 4% годового дохода бизнеса или 20 млн евро. Согласно GDPR вы должны определить, какие данные действительно нужны, надежно их зашифровать, сделать схему хранения данных прозрачной и понятной. Также регламент утверждает: компания не только должна соответствовать новым правилам, но и уметь показать, что она это делает.

1. Пользователь должен в явной форме выразить согласие на получение рассылки: поставить галочку, нажать кнопку или сказать «да» устно или письменно.


2. После подписки на рассылку отправляйте письмо с подтверждением.


3. Если пользователь один раз отписался — не предлагайте подписываться снова.

Источник

Как доказать законность рекламной СМС-рассылки?

Штраф за незаконную рассылку рекламных СМС-сообщений можно отменить, если владелец номера мобильного телефона дал свое согласие на получение информационных сообщений при регистрации на сайте.

По закону распространение рекламы по сетям связи допускается исключительно с согласия абонента или адресата на получение такой рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона от 13.03.2006 № 238-ФЗ «О рекламе»).

Федеральная антимонопольная служба оштрафовала организацию, рассылающую рекламу в СМС-сообщениях, на 100 000 рублей на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, то есть за распространение ненадлежащей рекламы. Поводом для наказания стало то, что реклама приходила на мобильный телефон гражданина с телефонного номера этой организации. Гражданин обратился в ФАС, он сообщил, что не давал своего согласия на получение СМС-рассылок. Организация не согласилась с вынесенным наказанием и обжаловала его в суде.

Доказывая свою невиновность, организация сообщила, что при регистрации на сайте компании ее клиент указал свой номер телефона, что является обязательным для прохождения регистрации. В размещенном там же пользовательском соглашении говорится, что пользователь, указавший свой номер, дает согласие на получение СМС-сообщений рекламного характера. Кроме того, после регистрации пользователь может отказаться от СМС-рассылок.

Учитывая это, суд пришел к выводу, что СМС-рассылка в данном случае правомерна, поскольку потребитель дал свое согласие на ее получение, предоставив номер и не предприняв никаких действий, чтобы отозвать это согласие. Таким образом, у ФАС не было законных оснований для назначения компании штрафа. Постановление о наказании было отменено.

Источник: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2021 № 13АП-32090/2020 по делу № А56-64950/2020

Источник

Особенности наложения штрафов за СМС-рассылку

СМС-рассылка является популярным способом рекламы. Так компания получает возможность уведомить потенциального клиента о скидках и акциях, привлечь новых покупателей. Однако в последнее время разгорается множество скандалов, связанных с рассылками. Получение СМС от сторонних фирм нарушает право людей на конфиденциальность личных контактов. Незаконная рассылка может привести к наложению штрафов.

Вопрос: Возможно ли наступление ответственности за непринятие мер для предотвращения смс-рассылки, носящей рекламный характер, без согласия абонента?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

Главный закон, регулирующий рассылку – ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года. В этом акте указаны требования к рассылкам, сроки рассмотрения претензий со стороны получателей. Второй по значимости документ – ФЗ №38 «О рекламе» от 13 марта 2006 года. В нем указано, что ЮЛ должно получать согласие у абонента на рассылку. Третий акт – Кодекс об административных правонарушениях. Статья 14.3 Кодекса обязывает нести материальную ответственность за СМС, наделяет правом рассмотрения жалоб потребителей ФАС.

Кафе рассылало СМС-сообщения рекламного характера. При этом гражданин, которому поступило такое сообщение, при обращении в антимонопольную службу указал, что он не является клиентом этого кафе, не давал согласие на рассылку ему подобных сообщений и, более того, никогда ранее не был в городе, где находится это кафе.
В результате общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Не согласившись с таким решением, общество обратилось в суд с просьбой признать незаконным и отменить его на том основании, что:
— его вина не была доказана (общество считало, что обращение потребителя услуг могло быть следствием намеренных действий конкурентов);
— выявленное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ;
— СМС-сообщение было отправлено гражданину по ошибке и т.д.
Может ли быть снижен размер штрафа?
Посмотреть решение суда

Иногда применяется ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года. В частности, акт актуален тогда, когда абонентам навязываются услуги или товары. Если в СМС есть навязывание услуг, жалобы нужно подавать в Роспотребнадзор.

Ответственность за СМС-рассылку

При определении штрафа нужно руководствоваться 14.3 статьей КоАП. В ней указаны следующие суммы:

Также могут накладываться другие штрафы, если дело осложняется дополнительными обстоятельствами. К примеру, через СМС рекламируется алкоголь, рассылка осуществляется в дни траура.

15 января 2018 г. в Тульское УФАС России поступило обращение гр. (8953 443-25-25), направленное ФАС России по подведомственности, по вопросу получения им 07.11.2017 г. в 10:31 с номера +7 902 ///-42-11 рекламы следующего содержания: «Решение финансовых проблем, консультация по телефону 58-50-22», в отсутствие согласия абонента.
Из объяснений (+7 ////-25-25) следует, что своего предварительного согласия и одобрения на получение смс-сообщений от абонента номера +7 902 ///-42-11 он не давал.
Посмотреть мнение суда

Требования к рассылке

Для того чтобы избежать материальной ответственности, нужно соблюдать требования к СМС-рассылке. К ним относятся:

Распространитель может быть привлечен к ответственности в досудебном порядке. Для прекращения рассылки клиенту достаточно обратиться к компании, инициирующей рассылку. Этот вариант актуален в случае, если на получение СМС было получено разрешение. Альтернативный вариант – обращение к оператору связи.

Самое главное для распространителя – получение разрешения от абонента. Бремя доказательств того, что оно было получено, возлагается на компанию. Согласие должно быть правильно оформлено. Простые анкеты для этого не подходят. Необходим документ, в котором есть специальные поля. В них должно быть явно указано, что клиент дает согласие на рекламную рассылку. Свидетельство о согласии может быть электронным. Однако нужно озаботиться о том, чтобы личность абонента можно было достоверно подтвердить.

К СВЕДЕНИЮ! Оператор связи может заблокировать СМС с корпоративных номеров, но не может делать это в отношении сообщений с персональных номеров. Связано это с тем, что оператор вообще не может просматривать персональные переписки. Некоторые предприниматели пользуются этим. Однако нужно учитывать, что абонент имеет право подать жалобу на подобную рассылку в ФАС или оператору связи.

Анкеты с согласием абонента: судебная практика

Основной документ, на основании которого производится рассылка, – анкета с согласием абонента. Всегда ли она страхует от назначения штрафа? Нет. Судебная практика по подобным делам весьма разнообразна. К примеру, штраф может назначаться даже при наличии анкеты в этих случаях:

Однако если дополнительных обстоятельств нет, обычно суды принимают сторону компании.

Рассылка через систему лояльности

Ранее организации активно применяли анкеты клиента. Однако сейчас они сменяются системами лояльности. Клиент предоставляет свои персональные данные взамен каких-либо льгот. К примеру, человеку выдается накопительная карта, позволяющая приобретать продукцию со скидками. Для пользования он должен активировать ее. Для этого нужно задействовать свой номер телефона, дав согласие на рассылку. Клиент не может указывать любые персональные данные. Приведенный номер телефона проверяется посредством кода активации.

Система лояльности предоставляет право предпринимателю использовать СМС-рассылку. Однако и в этом случае нужно помнить о мерах предосторожности. В частности, не рекомендуется использовать непроверенные номера. К примеру, клиент указал в бланке номер, который ему не принадлежит. То есть СМС приходит совершенно другому лицу. В этом случае на компанию накладывается штраф. Код активации позволит проверить номер, что исключает подобного рода ошибки.

Можно ли рекламировать алкоголь через рассылку?

Иногда возникает необходимость прорекламировать алкоголь. Можно ли делать это через СМС? Прямого запрета на это не содержится. Однако отсутствует и однозначный запрет. Если же отсутствует запрет, рассылку делать можно. Однако необходимо ориентироваться на ФЗ «О рекламе». В нем указано, что любая реклама алкоголя должна сопровождаться пометкой с предупреждением о его вреде здоровью.

Судебная практика

Существует судебная практика касательно дел по наложению административного наказания за СМС-рассылку. Изучать ее можно и нужно. Она позволяет изучить особенности применения законов на практике. Рассмотрим доводы, которые обычно используются при привлечении к ответственности на основании части 1 статьи 14.3 КоАП:

Для того чтобы отстоять свои интересы, распространитель должен подтвердить наличие согласия абонента, предоставить текст сообщения, соответствующий закону.

Как привлечь к ответственности за СМС-рассылку

Для направления жалобы в ФАС нужно подготовить эти бумаги:

Для обнаружения нарушения части 1 статьи 18 ФЗ №38 антимонопольная структура должна собрать такие доказательства:

Доказать факт правонарушения достаточно просто. Однако есть нюансы. В некоторых случаях лицо избегает административной ответственности.

Источник

Клиент жалуется на рекламную рассылку – предприниматель платит

За ошибки при обработке персональных данных в рекламных целях организациям и ИП придется уплачивать штрафы

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

СМС- и email-рассылка – популярные способы продвижения товаров и услуг. При этом многие предприниматели забывают о требованиях законов «О персональных данных» и «О рекламе». Их несоблюдение приводит к административным штрафам и убыткам.

В статье мы рассмотрим основные ошибки предпринимателей при оформлении согласия клиентов на получение рекламных материалов и дадим рекомендации по минимизации рисков.

(Как грамотно обрабатывать персональные данные, чтобы не пришлось платить тысячи и миллионы за нарушение закона, – читайте в статье «Что учесть при переводе бизнеса в Интернет?»)

Ошибка № 1. Обработка персональных данных клиента в рекламных целях без его согласия

Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных»: «Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных».

Часть 1 ст. 15 Закона «О персональных данных»: «Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке […] допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. »

Рассылка рекламных материалов для продвижения товаров, работ, услуг возможна только при наличии предварительного согласия клиентов на обработку персональных данных в рекламных целях. В случае если у клиента возникнут претензии, предприниматель должен будет доказать, что им было получено такое согласие.

Ответственность за нарушение закона: штраф – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для ИП, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Компенсация морального вреда, возмещение убытков и судебных расходов клиента.

Примеры из личной практики

Наши юристы выяснили, что сотрудники компании при продаже товара предлагают покупателям бесплатные бонусные карты. Для получения карты нужно заполнить анкету. Ее форма предусматривает дачу согласия на обработку персональных данных в рекламных целях. Однако в компании не была продумана политика хранения анкет, и некоторые из них были утеряны.

Конфликт удалось уладить, покупатели не стали обращаться в уполномоченные органы. Но в случае спора у клиента не было бы шансов доказать законность обработки персональных данных в рекламных целях и избежать ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Примеры из судебной практики

Суд обязал организацию компенсировать моральный вред, причиненный адресату направлением на электронную почту рекламных материалов без его согласия на обработку персональных данных.

Аналогичное решение. Но в данном случае причиной обращения в суд была СМС-рассылка.

Ошибка № 2. Обработка персональных данных несовместима с целями их сбора

Часть 4 ст. 5 Закона «О персональных данных»: «Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки».

Предприниматели часто используют скачанные из Интернета документы. А они далеко не всегда соответствуют бизнес-модели и содержат нужные положения. Обработка персональных данных клиентов возможна только в рамках заявленных целей. Поэтому важно указывать рекламные цели во всех документах.

Ответственность за нарушения закона: штраф – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для ИП, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

К нам обратился ИП, который дважды привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. В первый раз – за направление рекламных материалов на электронную почту покупателя без получения от него согласия на обработку персональных данных. Во второй раз – за обработку персональных данных, не соответствующую заявленным целям. Оказалось, что опубликованная на сайте политика обработки персональных данных не содержала информацию о рекламных целях обработки.

Ошибка № 3. Направление рекламных материалов клиенту без его согласия на их получение

Часть 1 ст. 18 Закона «О рекламе»: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, […] допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы… Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58: «Согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».

Важно: согласие на обработку персональных данных в рекламных целях и согласие на получение рекламы – это не одно и то же. Одного только согласия на обработку данных в рекламных целях недостаточно для направления рекламы по почте или через СМС. И наоборот, согласие на получение рекламы не дает права на обработку персональных данных в рекламных целях.

Для легального направления рекламных материалов по почте или через СМС необходимо получить согласие покупателя на их получение. Под это правило подпадает и реклама, направленная через мессенджеры WhatsApp, Viber и т.д. (Письмо ФАС России от 24 июня 2019 г. № АК/52901/19).

Ответственность за нарушение закона: штраф – от 4 тыс. до 20 тыс. руб. для ИП, от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Лицо, которое осуществило техническую рассылку рекламы, тоже несет ответственность.

Пример из личной практики

Нашего клиента, торговую компанию, привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Он не смог подтвердить наличие согласия покупателя на получение рекламы по электронной почте.

Опубликованные на сайте компании документы (оферта, политика обработки данных, согласие) были составлены юридически грамотно и содержали информацию о согласии клиента на обработку персональных данных в рекламных целях. Однако в них не было ни слова о согласии на получение рекламы. Именно из-за этого компания была привлечена к ответственности.

Примеры из судебной практики

Компания привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 тыс. руб. за направление рекламного сообщения. К ответственности также было привлечено третье лицо, которое по договору осуществляло техническую рассылку рекламы.

Компания привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

На почту покупателя был направлен электронный авиабилет с изображением рекламного постера третьего лица. Суд признал, что согласие клиента на обработку персональных данных не является основанием считать, что покупатель дал согласие и на получение рекламы от третьего лица.

Дело, аналогичное предыдущему. Оспаривался штраф в размере 200 тыс. руб.

Какую информацию суд признает рекламой?

Для привлечения предпринимателя к ответственности должно быть доказано, что направленная информация является рекламой. Под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе»). Отсюда возникает вопрос: как информация, направленная конкретному человеку, может быть признана рекламой согласно п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе»? Особенно в тех случаях, когда в тексте рекламного сообщения указывается имя клиента.

Примеры из судебной практики

Суд указал, что информация, направленная покупателю, была адресована неопределенному кругу пользователей и являлась неперсонифицированной, поскольку не была обращена к конкретному потребителю и из текста письма не следовало, что оно было адресовано определенному лицу.

Общество привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. за направление клиенту сообщения рекламного характера. СМС содержало не только рекламу, но и сведения о поступлении процентов на банковский вклад. То есть информация была персонифицирована и направлена конкретному лицу. В этом случае она не подпадает под определение рекламы согласно п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе». Однако суд признал ее рекламой, так как по смыслу п. 1 ст. 18 Закона «О рекламе» она необязательно должна быть направлена на неопределенный круг лиц. Более того, информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного абонента-получателя.

Что нужно сделать до рассылки рекламных материалов?

Чек-лист для онлайн-бизнеса

Чек-лист для офлайн-бизнеса

И самое главное: при подготовке документов нужно учитывать требования действующего законодательства и официальные разъяснения Роскомнадзора по спорным вопросам.

(В статье «Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ» читайте о том, как выбрать стратегию выполнения требований закона к обработке персональных данных и оценить риски ее применения. А о том, какие потери могут понести предприниматели из-за несоблюдения требований Регламента о защите персональных данных и как этого избежать, читайте в статье «Российские компании подпали под действие европейского законодательства: каковы последствия?»

Кроме того, в прошлом году вступили в силу Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных. В статье «Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам» читайте о том, кого проверяют, как узнать о проверке, как она будет проходить и как к ней подготовиться.)

Источник

Как рассылать смс без штрафа

Рекламные смски опасны. В 2016 году Мегафон неаккуратно отправил две рекламные смски и заплатил миллион рублей штрафа. То же самое может случиться с аквапарком, парикмахерской и магазином сумок. Только для них миллион — более серьезная сумма, чем для Мегафона.

Юрист Елена Янина рассказывает, как рассылать смс без штрафов. Статья подходит, если сотрудники запускают рекламную смс-кампанию сами или с помощью подрядчиков. Можно проверить, не нарушают ли они закон.

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Кто и за какой закон штрафует

Если компания рассылает смс с рекламой, она может нарушить три закона: о рекламе, связи и персональных данных. За нарушения есть штраф, самый распространенный — за закон о рекламе:

Как компания рассылает смс, следит антимонопольная служба, или сокращенно ФАС. Формально служба вправе штрафовать за каждую незаконную смс. Компания отправила сто смс с нарушениями, штраф — пятьдесят миллионов рублей.

Мегафон рассылал рекламу игры. Получатель отказался от смс, но отказ не сработал, и смс всё равно пришли.

В итоге антимонопольная служба оштрафовала Мегафон на миллион рублей за две незаконные смс.

Антимонопольная служба штрафует не просто так, а по жалобам. Жалобу может подать любой недовольный получатель. Бывает, что служба начинает разбирательства по своей инициативе.

Банк «Траст» рассылал рекламу по электронной почте. Речь шла о рекламе кредитов для сотрудников.

Среди адресов оказался адрес антимонопольной службы в Тамбове. Сотрудники подали жалобу, служба начала разбирательство и в итоге оштрафовала.

Банк пытался оспорить штраф с помощью аргумента: «Служба по ошибке получила письмо, наш сотрудник при отправке нажал не ту кнопку», но суд и антимонопольная служба аргумент не приняли.

Это пример с электронной рассылкой, но правила для рассылки и смс одинаковые. Судебное дело на Гаранте.

Компании надеются, что антимонопольщики не узнают о незаконных смс, поэтому штрафа не будет. Шанс есть, но не сказать что большой.

Антимонопольная служба учит жаловаться. Для этого у службы есть памятка, как правильно жаловаться, и анкета на сайте. Читаете, заполняете, нажимаете кнопку, и жалоба готова. Клиенту хватит пяти минут, чтобы оставить жалобу.

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Посмотреть приложение «Росспам»: описание на сайте и в Плей-маркете

Кроме сайта антимонопольной службы, есть приложение «Росспам». Мы не знаем точно, насколько хорошо работает, но слышали отзывы, что всё в порядке. Схема такая: регистрируетесь, записываете жалобу, нажимаете кнопку, и служба узнает об смс. Не надо заходить на сайт, пожаловаться можно с телефона.

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Неважно, работает ли это приложение или кто-то создаст новое. Всё равно у антимонопольщиков хватает возможностей узнать о нарушениях.

Если компания работает в малом и среднем бизнесе и это первое нарушение, возможно, служба выдаст предупреждение вместо штрафа. Лучше не рассчитывать на поблажку.

Кто получает штраф

По закону о рекламе, штраф за незаконную смс получает «рекламораспространитель». Выходит, если компания рассылает через Билайн, штраф платит Билайн. Но на практике всё не так однозначно.

Антимонопольная служба рассказаала в письме, кого считать рекламораспространителем:

В переводе это значит:

«Кто рекламируется, тот и платит штраф».

Компания «Авторусь» рассылала смс с рекламой программы утилизации и трейд-ин. Рассылка шла через МТС.

Один из получателей пожаловался на смс, и антимонопольная служба начала разбираться. Итог: штраф у «Авторуси».

По договору между МТС и «Авторусью» дилер обязан рассылать смс только тем, кто дал согласие на смс. Получается, «Авторусь» нарушила закон и условия договора.

Несмотря на письмо, антимонопольная служба штрафует операторов. Например, Билайн получил штраф в триста тысяч рублей за смс с рекламой фитнес-клуба, об этом антимонопольная служба рассказывает на своем сайте.

Штраф за незаконную рекламу в смс может получить любой, кто участвовал в рассылке:

Посмотреть, как антимонопольная служба оценивает жалобу, кого штрафует и на какую сумму, можно на сайте:

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

За что штрафует ФАС

Для законной рассылки смс есть два правила: взять согласие получателя и не писать то, что писать нельзя. Нас интересует первое.

Тринадцать процентов нарушений закона о рекламе — рассылка смс без согласия. Это данные отчета антимонопольной службы за 2016 год.

О незаконных смс рассказывает начальник управления службы по контролю рекламы Татьяна Никитина. Цитата из ее интервью:

Что нельзя писать — большая тема, и поговорим о ней в другой статье. Если коротко, нельзя оскорблять чувства, обманывать, рекламировать без сертификатов и лицензий, побуждать к неправильному образу жизни или нарушению закона.

Согласие на смс

Нельзя рассылать смс без согласия получателя. Причем неважно, сколько и как часто рассылать: компания нарушает закон, даже если отправила одну смс одному человеку.

Согласие — действие, которое показывает: я, такой-то, даю согласие на смс с рекламой от конкретной компании.

В законе нет требований по форме согласия, можно получить его как угодно. Чаще всего компании просят поставить галочку в анкете для скидочной карты или на сайте при регистрации.

Пример с Озоном. Озон при регистрации просит согласие на рассылку сообщений. Что это за сообщения, рассказывает на отдельной странице. Это законно, хоть и хитро:

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Есть компании, которые согласием считают регистрацию на сайте или другое действие. Это ошибка. Не считается согласием:

Компания «Суточно» разослала рекламную смс по клиентам, которые зарегистрировались на сайте.

Антимонопольная служба признала рассылку смс без согласия незаконной, а компания не согласилась с решением. Ее аргумент:

При регистрации клиент оставляет имя, адрес почты и телефон. В конце формы регистрации есть фраза, где надо поставить галочку. Фраза такая: «Я принимаю условия пользовательского соглашения».

В пользовательском соглашении есть пункт, где компания говорит: после подписи соглашения она вправе рассылать смс с рекламой.

Суд и антимонопольная служба не приняли аргумент.

Не каждая фраза считается согласием. Согласие должно быть буквально на получение рекламы и по смс. Общие слова — сообщения, информация, рассылка — не подходят. При разбирательствах антимонопольная служба может решить, что компания получила согласие на что-то еще, а не на рекламу.

Не подходят фразы
Подходят

Согласен на информирование о новостях

Согласен получать рекламу по смс и электронной почте

Готов получать сведения о компании

Присылать мне смс с новостями и рекламой

С согласием проблемы. Если клиент зашел на сайт или в магазин, можно попросить разрешение на смс. Вопрос, что делать, если это потенциальный клиент.

Открылся фитнес-клуб. В его районе — жилые дома и центры с офисами. Хорошо бы рассказать о клубе жителям и сотрудникам. Но получить разрешение на смс до рассылки не выходит, потому что потенциальные клиенты еще не знают о клубе.

Клуб заказывает рассылку у агентства, агентство рассылает по подходящей базе или собирает базу своими силами. Такая рассылка — нарушение закона.

Если нельзя получить согласие, потому что клиент не обратился в компанию, можно схитрить. Вместо рассылки рекламы пусть компания отправит первую смс с разрешением на рекламу:

Здравствуйте! Это кафе «Вкусные завтраки», мы работаем недалеко от вас. У нас можно позавтракать с семи утра. Если интересно узнавать о скидках, пожалуйста, отправьте «Согласен» в ответ.

Смс с вопросом — всё равно нарушение закона, и нет гарантий, что антимонопольная служба не оштрафует, но эту смс можно объяснить. В службе работают обычные люди, они понимают, что компании надо привлекать клиентов. Поэтому если нарушать закон, то хотя бы так.

Идентификация клиента

По закону согласие должен дать человек, который будет получать смс. Маша Иванова готова получать смс — значит, именно она дает согласие на смс. Мама, муж или лучшая подруга не могут согласиться за Машу.

Идентифицировать покупателя можно как угодно, главное, чтобы получилось доказать, кто именно дает согласие. Самое надежное — опубликовать фразу о согласии на сайте и показывать ее, когда клиент оплачивает покупку. Перед оплатой клиент ставит галочку, и согласие готово.

Часто компании получают согласие, когда покупатель заполняет анкету на скидочную карту. Покупатель пишет имя и фамилию, ставит галочку рядом с разрешением на смс, подписывается и получает карту. Вроде всё в порядке.

Для примера — анкета Мосигры. Мосигра просит оставить свои данные и поставить галочку для разрешения присылать смс. Всё законно:

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Проблема с полнотой информации. Формально так: если клиент написал не то отчество или вообще не написал, нельзя доказать, что согласие давал Иванов Иван Иванович, а не его тезка Иванов Иван Александрович.

Нет универсального способа избежать проблем с идентификацией. С юридической точки зрения надежнее проходить всю цепочку:

сделать шаблон заявления на согласие рекламных смс

попросить клиента заполнить паспортные данные и номер телефона

сверить то, что написал клиент, с данными в паспорте. А если паспорта нет, попросить скан

отправить тестовую смс на номер телефона клиента, чтобы убедиться, что номер без опечаток

Для бизнеса рискованно заставлять клиента заполнять анкету по паспорту, а потом выверять ее. Так клиент может отказаться от анкеты и больше никогда не прийти в магазин. Но что выбрать: максимальную защиту от штрафа или удобные условия для клиентов — может решить только компания.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Отказ от смс

У клиента должна быть возможность отказаться от рекламы. Необязательно рассказывать прямо в смске, как это сделать. Для этого подходит письмо или раздел личного кабинета с инструкцией.

Нельзя требовать что-то сложное и диктовать один способ для отказа.

Компания отписывает клиентов от смс, если клиент привозит письменное заявление в офис компании. При этом компания работает в Магадане. Требовать ездить в Магадан из другого города незаконно.

Или компания отписывает от смс, когда клиент присылает смс со словом «Отписать». Это выполнимое условие, но компания диктует единственный способ отказа. Это тоже незаконно.

В качестве отказа подходят любые простые действия, например, прислать письмо, смс, отжать галочку в личном кабинете, позвонить в офис и отказаться от смс голосом.

Как только клиент отказался, компания обязана отписать от смс немедленно. Что такое «немедленно», в законе не сказано. Чтобы не получить штраф, у компании время до следующей смс после отказа. Клиент отказался утром, а смс придет в обед — значит, до обеда надо отписать.

Получить разрешение на обработку персональных данных

Если компания рассылает смс, она использует персональные данные покупателя. Просто так это делать нельзя, надо получить разрешение. Что такое персональные данные и как с ними работать, мы рассказываем в статье Дела «Збагойна: 152 ФЗ».

Если коротко, для согласия понадобится фраза «Я согласен на обработку персональных данных». Ее можно написать там же, где покупатель соглашается на рекламу в смс или регистрируется.

Магазин «Пудра» получает разрешение на персональные данные при регистрации на сайте:

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Указывать в смс сведения о компании

Из смс должно быть понятно, кто его отправил. Как минимум для этого надо написать название компании и оставить телефон для связи.

Пример — смс «Самсонайта»: компания рассылает смс от своего имени, в смс оставляет адрес сайта и номер телефона для связи. Так покупатель понимает, кто ему прислал сообщение.

Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть фото Что будет за незаконную рассылку смс. Смотреть картинку Что будет за незаконную рассылку смс. Картинка про Что будет за незаконную рассылку смс. Фото Что будет за незаконную рассылку смс

Некоторые компании рассылают смс с чужого номера или указывают номер с ошибкой. Вроде можно сказать: «Это рассылали не мы, а какие-то наши партнеры». Прием не работает.

Если компания не оставляет свой телефон, она нарушает закон. Скорее всего, штраф будет у компании, которая рекламируется. Допустим, «Самсонайт» из нашего примера не оставит свое название, а отправит смс с «Акции». Но раз реклама о «Самсонайте», штраф получит «Самсонайт».

Хранить согласие на смс

На случай если покупатель пожалуется и антимонопольная служба начнет разбирательства, надо хранить согласие на смс. По закону минимальный срок хранения — год.

Хранить согласия можно как угодно. Если согласия в бумажных анкетах, можно хранить анкеты. Или отсканировать и залить в корпоративное облачное хранилище, например, в гугл-диск.

Если клиент соглашается на смс с сайта, запись об этом должна быть в ЦРМ или другой программе. Можно придумать что-то еще, главное, чтобы служба увидела: вот фраза о согласии, вот подпись клиента.

Снять ответственность за смс

Вместо того, чтобы разбираться с законом, можно ничего не делать и переложить ответственность на подрядчика.

Например, кафе «Вкусные завтраки» планирует рекламную кампанию в смс. Чтобы самим не разбираться в законе и процессе рассылки, кафе находит подрядчика.

В договоре с подрядчиком кафе может написать:

Исполнитель (ООО «Реклама в смс») отвечает за формирование базы получателей смс, рассылку сообщений и выполнение требований закона о «Рекламе», «Связи» и «Персональных данных», в том числе получение согласий на рассылку смс.

Если заказчик получает предупреждение от госорганов или штраф за нарушение законов, исполнитель возмещает размер штрафа и ущерб из-за разбирательств с госорганами.

Совет не работает на сто процентов. По договору ответственность может нести одна компания, а штраф получить другая. А еще это не слишком этично.

Что дальше

Это первая статья из серии о рекламе. В следующих расскажем, что антимонопольная служба считает неприличной рекламой, когда можно смеяться над конкурентами и хвастаться господдержкой.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче

Как сделать смс законной

Получить согласие на смс. Именно на смс, а не на скидочную карту или что-то еще

Из согласия должно быть понятно, кто именно соглашается. Чем больше данных о клиенте, тем лучше

Получить согласие на обработку персональных данных

В смс написать, какая компания рассылает рекламу и как связаться

Хранить согласие клиентов для доказательства ФАС

Как подстраховаться

Проверить своих сотрудников и подрядчиков, точно ли они выполняют требования закона

500 000 ₽

такой штраф можно получить за одну незаконную смс с рекламой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *