Что будет за проезд зайцем в автобусе
Штраф за безбилетный проезд в 2021 году
За проезд в любом общественном транспорте, будь то автобус, монорельс или самолет, приходится платить определенную таксу. Отказ от оплаты является правонарушением, за которое приходится отдавать еще большую сумму.
В каком размере установлен штраф за безбилетный проезд и можно ли уклониться от его уплаты — тема настоящей статьи.
Основания для наложения взыскания
1) – 2) утратили силу. – Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий –
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Услуги перевозок по городу оказывают муниципальные службы и коммерческие организации, поэтому необходимость взыскания и его размеры определяются на местном уровне.
Сумма штрафа также зависит от тарифа перевозчика и в среднем приравнивается к стоимости нескольких десятков поездок по неоплаченному маршруту. При расчете суммы взыскания перевозчик обязательно учитывает класс перевозки, категорию салона или вагона, в котором был обнаружен безбилетник.
Самые жестокие меры наказания предусмотрены за проезд без билета на пригородном поезде или в электричке. За безбилетную поездку на расстояние до 10 км придется заплатить сумму, которая в 50 раз превышает тариф. Расстояние в 100 км, преодоленное зайцем, обойдется дешевле и составит 5-кратную стоимость билета.
Какое наказание ожидает неплательщика штрафов
Потерянное время и нервы не стоят подобной экономии, если «зайца» все же обнаруживают.
Но случается, что пассажир не только пытается проехать бесплатно, но и уклоняется от уплаты штрафа после разоблачения.
Если через 30 дней квитанция остается неоплаченной, перевозчик получает право на обращение в суд.
С участием судебных приставов ситуация усугубляется, так как к штрафнику применяют одну из следующих санкций:
При несогласии с назначенными мерами любой гражданин имеет право на обжалование ситуации в мировом суде. Но шансы повернуть ситуацию в другую сторону стремятся к нулю, так как суд, скорее всего, займет сторону перевозчика.
Наказание за проезд в автобусе без билета
В регионах России размер штрафа устанавливается органами власти на местах. Учитывается также населенный пункт (город-пригород).
Приведем таблицу стоимости наказания за бесплатный проезд в автобусе в некоторых субъектах РФ:
Регион | Величина штрафа | Регион | Величина штрафа |
Москва | 1000 руб. | Алтай | 100 руб. |
Тульская область | 1000 руб. | Краснодарский край | 200-1000 руб.* |
Волгоградская область | 500 руб. | Ханты-Мансийский АО | 100-5000 руб.* |
Владимирская область | 300 руб. | Еврейская АО | 20 руб. |
Якутия | 200 руб. | Новгородская область | 0 руб. |
Неоднозначная ситуация с санкциями, применяемыми к безбилетникам в автобусе, наблюдаются в регионах России. После того как статья КоАП РФ о безбилетном проезде претерпела изменения в части городского транспорта, в 22 субъектах России перестали выписывать штрафы.
Власти регионов объясняют это пробелом в федеральном законодательстве.
В законодательном акте не указана информация о лицах, уполномоченных составлять протоколы.
Причиной отмена санкций в 22 из 85 субъектов страны является не только пробел в законодательстве. В некоторых регионах устанавливать штраф за безбилетный проезд в автобусе считают бессмысленной мерой, так как нарушители практически отсутствуют.
Так, в Сахалинской области, где «экономных» пассажиров не штрафуют, жалобы на безбилетников полностью отсутствуют. В это же время, в Москве и в Санкт-Петербурге, несмотря на автоматические системы защиты и работу контролирующего подразделения «Организатор перевозок», количество нарушителей только растет.
Взыскание за безбилетный проезд в этих городах установлен в размере 1000 рублей, что является максимальной суммой по России.
За рубежом провинившиеся пассажиры расстаются с гораздо более крупными суммами. В Европе штраф колеблется в пределах 50 Евро, в США составляет около 100 долларов.
В условиях российской экономики сумма до 1000 рублей за безбилетный проезд считается разумной.
Как налагается взыскание
После того как факт безбилетного проезда будет зафиксирован, пассажиру выдадут квитанцию на уплату штрафа.
В квитанции обычно указывают:
Кто вправе наказать безбилетника
Но после внесения поправок в федеральные законы стало неясно, какие органы или субъекты уполномочены выписывать протоколы о нарушениях и наказывать пассажиров материально.
Но не стоит забывать о том, что региональные власти могут создавать поправки в местном законодательстве, самостоятельно назначая ответственных за нарушителей лиц.
Как оплатить штраф
Итак, квитанция выписана, и теперь ее необходимо оплатить. Как это сделать?
Еще совсем недавно с квитанциями на оплату взыскания принимали только в банке. Сегодня за безбилетный проезд можно рассчитаться несколькими способами:
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Добрый день, что делать, если в автобусе карту тройку приложил, но контроллер сказал что оплаты не было и выписал штраф. Технической возможности убедиться, что оплата действительно прошла у меня нет, автомат чеков не выдает. От оплаты за проезд не отказывался, но контроллер не захотел принять оплату, сразу выписал штраф.
Факт попытки оплаты проезда должны были зафиксировать камеры видеонаблюдения в автобусе. Получается, что у меня не было возможности технически оплатить проезд, перевозчик просто такой возможности не предоставил.
Вы имеете право обжаловать действия контроллера: в местное подразделение Минтранса, прокуратуру и суд. По поводу отсутствия технических возможностей у перевозчика можно написать отдельную жалобу: руководству компании-перевозчика, в Минтранс, Роспотребнадзор, прокуратуру.
В отношении Вас должно быть вынесено Постановление о совершении административного проступка. Штраф оплачивается после того, как этот акт вступит в силу, то есть через 10 дней после вынесения, если он не обжалуется.
Как и любой административный акт этот тоже можно обжаловать. Если Вас привлекли к ответственности по региональному КоАПу, то и порядок обжалования тоже регламентируется этим НПА. Общий срок обжалования – 10 дней.
Нет, конечно, такие действия должностного лица неправомерны и явно неадекватны. Вы вправе подать на нее жалобу.
Здравствуйте. я потерял квитанцию штрафа, а теперь никак не могу заплатить штраф, что мне делать?
Обратитесь в организацию (орган), которые Вас привлекали к административной ответственности.
Наличие штрафов можно узнать на сайтах органов, которые Вас привлекали к соответствующему виду юридической ответственности. Часть из них можно также увидеть посредством личного кабинета портала госуслуг.
Добрый день. Город Москва. У меня безлимит на 30 дней карта “Тройка” что позволяет мне пользоваться и метро, и наземным транспортом города Москвы. Ситуация. Вышел из метро направился в сторону остановки. На остановке зашла куча народу я был последним. К эледатору было не возможно прислонить карту. Ехать 3 остановки подумал прислоню на выходе. Через две остановки заходит проверяющий, я успел присесть, даю ему Тройку он проверяет, спрашивает когда я зашел. Я говорю у метро. Он с радостью начал оформлять акт о правонарушении, мол безлимитная карта есть, но проезд не оплачен.(единственное что появляется при прислонении безлимита это дата) Штраф 1000 рублей. Ни предупреждения, ни объяснения, ни где не сказано сколько это “своевременная оплата проезда” турникетов больше нет. Создается вопрос имею ли я возможность обжаловать данное нарушения в свою пользу? Имею ли я право оплачивать проезд при выходе из автобуса?
Во-первых, в юридической практике не такого понятия “право обжаловать в свою пользу”. Вы имеете право обжаловать любое решение, действие (бездействие) должностного лица, даже если оно абсолютно правомерно.
Во-вторых, ни один здравомыслящий юрист никогда ни при каких обстоятельствах не гарантирует Вам вынесение решения при обжаловании в Вашу пользу, поскольку существует множество нюансов и подводных камней в практике правоприменения. Тем более, когда речь идет о заочном дистанционном консультировании.
В-третьих, наличие у Вас безлимитной транспортной карты на руках не подтверждает факта оплата проезда. А штраф как мера административной ответственности налагается именно за сам факт безбилетного проезда. Даже если Вы проехали одну остановку – это уже будет безбилетный проезд. В связи с чем, оплата посредством карты должна производиться в промежутке между станцией входа и следующей остановкой ТС.
В-четвертых, контролер ГУП «Мосгортранс» мог составить только акт (протокол о правонарушении). Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».
В-пятых, все правила проезда и оплаты штрафов, а также обжалования штрафов размещены на официальном сайте мэра г. Москвы.
В-шестых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в течение 10 суток (ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ) со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска предусмотренного срока обжалования, по ходатайству лица, подающего жалобу, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Здравствуйте, подскажите, зашел в автобус с ребенком и, чтобы не задерживать поток входящих в автобус, прошел за валидатор, дабы достать карту из борсетки, сразу подошел контролер, не давая даже возможности достать карту или же оплатить проезд, выписал штраф. На все мои аргументы никак не отреагировал. Правомерно ли действие кондуктора в данной ситуации и стоит ли обжаловать данное действие?
Если действия были осуществлены до прибытия к следующей остановке ТС, то кондуктор поступил неправомерно, поскольку факт безбилетного проезда еще не состоялся. Однако каким образом Вы будете теперь доказывать, что не успели проехать ни 1 остановки на момент оштрафования – остается загадкой. Несогласие с выписанным штрафом необходимо выражать сразу же и требовать отразить это в постановлении по делу об административном правонарушении.
У меня похожая ситуация. Только я села в автобус на первой остановке, пока поставила сумки и доставала карту для оплаты прошло несколько минут, автобус только отъехал о остановки, примерно метров 200. И контроллер преградила мне путь к валидатору и выписали штраф. При этом сумма штрафа не указана. Я написала в протоколе всю ситуацию, она меня сфотографировала. В суд ещё не отправляла. Как мне теперь оплатить штраф. И каковы прогнозы оправдания моей невиновности.
1. Прогнозов мы никаких не делаем, поскольку мы не бюро прогнозов.
2. Чтобы защитить свои интересы, Вам необходимо обжаловать неправомерные действия контролера.
Добрый день, ситуация банальная не сработал вариатор, с контролёром не спорила хотя на тройке и деньги были. Но спорить в прекрасный день не хотелось. Акт положила в сумку и забыла. По истечению срока мне пришло напоминание в госуслугах по оплате. Я штраф оплатила но просрочила на 2 дня. Теперь мне пришла судебная повестка в суд. Но квитанция у меня на руках по оплате. Что мне в этом случае грозит?
Ст. 20.25 КоАП РФ: Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, –
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Подскажите пожалуйста. Сегодня утром зашла в автобус. только автобус тронулся ко мне подошёл контролёр и спросил мой билет. Я как и все с утра не проснувшись прошла мимо валидатора. Т. е. на карте тройка деньги есть. но так как я не оплатила проезд она меня оштрафовала. Дело в том что я даже не проехала ни одну остановку. Имела ли она право меня оштрафовать
Данный вопрос является весьма спорным и по нему до сих нет однозначного ответа. По общим правилам, безбилетным проезд считается в зависимости от обстоятельств произошедшего и установленных перевозчиком правил оплаты проезда. Если в общественном транспорте установлен валидатор, то это предполагает оплату проезда сразу после входа в транспортное средство. Вы же, судя по содержанию Вашего вопроса, прошли мимо валидатора, что могло быть замечено контроллером. Данное административное правонарушение может быть совершено не только с умыслом, но и по неосторожности. В связи с чем, основания для привлечения Вас к административной ответственности в виде штрафа все-таки имелись при подобных обстоятельствах.
Добрый день. Сегодня мне выписали штраф за без билетный проезд. Я сразу же пошла оплатила, некоторые знакомые говорят, что в тот же день нельзя платить якобы еще не внесли в базу. Вопрос, оплата прошла.
Данный вопрос Вам необходимо задавать там, где Вы производили оплату. Мы не располагаем сведениями об индивидуальных процедурах. Оплата в любом случае поступила по указанным Вами реквизитам. Но если штраф еще не внесли в базу данных, то у оплаты будет отсутствовать правильное назначение платежа.
Ваша льгота регламентируется региональными НПА. Т.к. Вы не указали регион Вашего проживания, то ответить на Ваш вопрос не представляется возможным.
Я забыл оплатить проезд в городском автобусе в Москве, т.к при входе в него говорил по телефону. Контролёр потребовал штраф 1000 р. Мог ли я оплатить проезд при контролере и не платить штраф спасибо
Проезд в автобусах г. Москвы считается неоплаченным (безбилетным): если при входе в наземный транспорт или метро вы не списали поездки/средства со своего проездного билета либо, если вы имеете право на льготный или бесплатный проезд, не приложили к валидатору или турникету свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области или карту москвича обучающегося, студента, ординатора и аспиранта.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Использовать льготы на проезд
Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.
На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:
Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:
Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.
Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:
Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.
Как победить выгорание
Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен
Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.
Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:
Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.
Бесплатно возить маленьких детей на коленях
Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:
Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.
Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.
Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску
Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:
Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.
Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.
Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном
Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:
Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.
Уехать на автобусе, если есть свободные места
Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.
Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.
Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.
Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы
Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.
Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.
Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.
Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах
Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.
Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.
Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:
Сдать билет и вернуть 95% стоимости
Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:
Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:
Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.
При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%
Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.
Такая возможность возникает в двух случаях:
В этих случаях пассажир имеет право:
Вернуть часть цены билета при форс-мажоре
Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.
В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.
Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался
Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.
Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.
Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.
Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса
Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.
Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.
Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.
За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.
Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.
Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.
Получить компенсацию в случае ДТП
Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.
Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.
При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:
Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав
Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.
Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.
Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.
Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.
Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.
Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:
Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.
Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию
Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.
Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.
Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.
Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута
Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.
Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.
Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки
Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.
Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.
Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.