Что будет за пропаганду нацизма
Статья 20.3 КоАП РФ. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
Комментарии к ст. 20.3 КОАП РФ
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).
3. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.
4. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер.
Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.
5. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно.
Следует иметь в виду, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.
Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
6. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
Лица, виновные в демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистскими до степени смешения, несут ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. Организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, не обеспечившие исполнение рассматриваемого запрета, несут административную ответственность в соответствии со ст. 20.2 комментируемого Кодекса.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
8. Демонстрирование нацистской атрибутики и символики или атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 УК РФ.
Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
Комментарий к ст. 20.3 КоАП
1. Объектом правонарушения выступают отношения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона административного правонарушения выражается в пропаганде, публичном демонстрировании, изготовлении, сбыте или приобретении в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Пропаганда и публичное демонстрирование состоит в использовании в общественных местах предметов, слов, жестов, использовавшихся национал-социалистической партией Германии и фашистской партией Италии.
Не является административным правонарушением демонстрация нацистской атрибутики или символики в рамках художественного или научного творчества.
3. Субъектом правонарушения являются граждане (ч. 1), граждане, должностные лица, юридические лица (ч. 2).
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.
Судебная практика по статье 20.3 КоАП
Как следует из представленных материалов, постановлением судьи Балашихинского гарнизонного военного суда от 24 июля 2017 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в отношении К.А. Юркова было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП Российской Федерации; материалы дела и копия названного постановления были направлены в Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, где заявитель проходил военную службу по контракту, для рассмотрения вопроса о его привлечении к дисциплинарной ответственности. Отклонив довод защиты К.А. Юркова о том, что производство по его делу подлежит прекращению в связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, суды посчитали, что норма о сроке давности не подлежит применению в деле заявителя, который, будучи военнослужащим, не может быть привлечен к административной ответственности. Приказом начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации от 7 ноября 2017 года за совершение грубого дисциплинарного проступка К.А. Юрков был отчислен из названного военного образовательного учреждения, при этом с него были удержаны средства, затраченные на его подготовку (обучение).
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Патек Сергея Геннадьевича на решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2019 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2020 г., вынесенные в отношении Патек Сергея Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Воронцова Олега Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 14 марта 2016 г., решение судьи Московского городского суда от 14 июня 2016 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 21 апреля 2017 г., вынесенные в отношении Воронцова Олега Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Бабич Александра Святославовича на вступившие в законную силу постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 ноября 2017 г., решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 8 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 7 июня 2018 г., вынесенные в отношении Бабич Александра Святославовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Суд первой инстанции, исследовав справки ИЦ МВД по РБ от 20 июня 2019 года N 3/3792 об отсутствии в базе данных МВД России и МВД по РБ сведений об имеющихся и (или) имевшихся судимостях, фактах привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, кандидата Хабирова Р.Ф., а также документы, касающиеся создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, которые в несколько раз меньше предельного размера, установленного частью 2 статьи 95.5 Кодекса о выборах, правомерно признал несостоятельными утверждения административного истца о наличии в действиях Хабирова Р.Ф. нарушений, установленных подпунктами «б» и «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Прокурор разъясняет
Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ) установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя, в том числе пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Под нацистской символикой понимается символика, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли.
Согласно Закону №114-ФЗ за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные и юридические лица несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение указанных действий.
Так, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 1 000 до 4 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 10 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанных атрибутики или символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Необходимо отметить, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст.20.3 КоАП РФ, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики. При этом не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
Объективную сторону данного правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, использовавшихся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в СМИ. При этом могут быть использованы различные знаки и предметы (повязки, значки, литеры, атрибуты униформы, музыкальные произведения и т.д.).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3, рассматривают судьи районных судов.
Протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Также законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично (ч.3 ст.354.1 УК РФ).
Перечень дней воинской славы и памятных дат России установлен Федеральным законом от 13.03.1995 №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
Так, в Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы и памятные даты России, связанные с защитой Отечества:
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
29 июня – День партизан и подпольщиков;
2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
3 декабря – День Неизвестного Солдата;
9 декабря – День Героев Отечества.
Совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.354.1 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Прокуратура
Ненецкого автономного округа
Прокуратура Ненецкого автономного округа
10 марта 2015, 15:07
Об ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ) установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя, в том числе пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Под нацистской символикой понимается символика, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли.
Согласно Закону №114-ФЗ за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные и юридические лица несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение указанных действий.
Так, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 1 000 до 4 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 10 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанных атрибутики или символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Необходимо отметить, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст.20.3 КоАП РФ, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики. При этом не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
Объективную сторону данного правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, использовавшихся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в СМИ. При этом могут быть использованы различные знаки и предметы (повязки, значки, литеры, атрибуты униформы, музыкальные произведения и т.д.).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3, рассматривают судьи районных судов.
Протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Также законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично (ч.3 ст.354.1 УК РФ).
Перечень дней воинской славы и памятных дат России установлен Федеральным законом от 13.03.1995 №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
Так, в Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы и памятные даты России, связанные с защитой Отечества:
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
29 июня – День партизан и подпольщиков;
2 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 год);
3 декабря – День Неизвестного Солдата;
9 декабря – День Героев Отечества.
Совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.354.1 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Ответственность за использование нацистской символики
В соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона № 80-ФЗ от 19.05.1995 «Об увековечивании победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
В силу требований ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, является экстремистской деятельностью.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
В частности, ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.
Ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики наступает в случае:
— публичной демонстрации (т.е. показа во время митинга, шествия, изображения на плакатах, ношения на рукавах своего костюма, в качестве головного убора и т. д.) нацистской атрибутики или символики;
— осуществления пропаганды (например, путем безудержного восхваления во время публичных выступлений, в печатных СМИ, в ходе теледебатов, путем изготовления плакатов, распространения листовок и т. д.) нацистской символики и атрибутики;
— совершения указанных действий также в отношении атрибутики или символики сходных до степени смешения (т.е. их трудно различить друг от друга, они отличаются лишь размером, цветом, второстепенными деталями и т. п.) с нацистской;
— изготовления (кустарным образом, с помощью оргтехники, промышленным способом и т. д.) нацистской атрибутики или символики;
— осуществления сбыта (путем дарения, продажи, мены и т. д.) нацистской атрибутики или символики;
— приобретения в целях последующего сбыта нацистской атрибутики и символики (например, черную униформу эсэсовцев, плакаты, восхваляющие арийскую расу, фашистскую свастику, эмблемы, применявшиеся СС, СД, иными гитлеровскими спецслужбами и т. д.);
— изготовления, сбыта, приобретения с целью сбыта нацистской символики (атрибутики) сходной до степени смешения с такой символикой (атрибутикой).
При этом за изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду ч. 2 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.
Пропаганда нацизма: статья и наказание по УК РФ и КоАП РФ
Наиболее ярким в истории случаем культивирования теории превосходства одной расы над другой являлся нацизм и фашизм, при этом масштабность и последствия подобных лже-теорий, появившихся в прошлом, повергает в ужас.
Законы, устанавливающие запреты
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Закон определяет, что за указанные действия на виновных лиц налагается ответственность: уголовная, административная, гражданско-правовая.
КоАП РФ и ответственность
Учитывая тяжесть совершенных виновными лицами преступных действий, направленных на незаконную пропаганду и признаков, отягчающих эти деяния, ответственность может быть как уголовной, так и административной.
Административная статья за пропаганду нацизма представлена в таком виде:
1.Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
2.Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Уголовные наказания
Если при совершении указанных действий, направленных на пропаганду фашизма нарушители осквернили здания и прочие сооружения или надругались над местом захоронения умершего лица, то ответственность приобретет уголовный характер — по ч. 2 статьи 214 УК РФ и ч. 2 статьи 244 УК РФ соответственно.
Помимо этого, действия связанные с реабилитацией нацизма и фашизма наказываются статьей 354.1 Уголовного кодекса РФ. Аналогом административной статьи за фашизм, в действующем УК РФ выступает статья 282.
Это также статья и за национализм, в крайней форме его проявления, возросшей до национальной нетерпимости. Список преступных действий охваченных этой статьей достаточно обширен.
Таким образом, если в какой-либо форме нарушается закон о запрете пропаганды лицами фашизма, то такая пропаганда фашизма преследуется УК РФ при наличии соответствующего состава, или административным законодательством.
Скачать для просмотра и печати:
Раскрытие основных понятий
В законодательстве не содержится точных определений понятий фашизм (нацизм). И одно, и другое в литературе понимается как отдельные политические течения, в основе которых содержится идеология превосходства одной расы над остальными до крайней степени ее превозношения, культивируемые на уровне государства.
Проявляется все это в виде насильственных действиях над другими, а также экспансии. Нацизм под руководством Гитлера считается одной из форм фашизма.
Под экстремистской организацией понимают объединение граждан (в т. ч. религиозное), организацию, деятельность которых судом на основании Закона № 114-ФЗ была признана экстремистской, в связи с чем введен запрет на нее или принято решение о полной ликвидации юридического лица.
Виды экстремистской деятельности раскрываются в статье 1 Закона № 114-ФЗ.
Любая атрибутика (символика) используемая подобными объединениями (организациями) запрещена.
Под пропагандой понимают систематически повторяющиеся воздействия, направленные на отдельного гражданина или их группы, для формирования у них конкретных распространяемых взглядов, ценностных категорий. При этом преподнесенная в этой форме позиция не всегда объективна и полезна для человека. Правдоподобность тезисов достигается путем многократности повторений, простотой их формы и восприятия.
Важно! Незаконной пропаганда признается, если законом установлен на нее прямой запрет — в данном случае законодателем утверждена административная статья за пропаганду нацизма.
Демонстрирование заключается в следующем:
За пропаганду фашизма в РФ предусмотрена статья по каждому из указанных действий. В некоторых случаях факты пропаганды фашизма охвачены статьями УК РФ.
Изготовление подразумевает создание незаконной атрибутики (символики) на различных объектах с целью ее распространения, тиражирования. Это могут быть плакаты, листовки другая печатная продукция, фотографии, видеоматериалы и т.п.
Запрещенная символика (атрибутика) может представляться в различном виде:
За их распространение также предусмотрена административная статья, как и за пропаганду фашизма (нацизма). Следует отметить, что законодательно утвержденного перечня указанной незаконной символики (атрибутики) не определено, что иногда затрудняет применение админ. статьи на практике.
Состав правонарушения
Объективная сторона характеризуется изготовлением любых объектов с изображенной на них незаконной (или сходной с такой) символикой, ее сбыт (продажа и другая форма передачи третьим лицам).
Субъективную сторону определяет умышленность вины.
Поскольку конкретный субъектный состав здесь не устанавливается, то субъектом может выступать:
Правонарушение направлено на безопасность общества и установленный в нем порядок.
Ключевым признаком, определяющим правонарушение, является наличие у лица конкретной цели — обеспечить запрещенную пропаганду. Не могут расцениваться как правонарушения действия граждан, не связанные с намеренной пропагандой указанных символов, связанные с:
В данных случаях не усматриваются признаки пропаганды нацизма как по УК РФ, так и по административному законодательству.
Интересно! Подобные утверждения продиктованы судебной практикой, и не находят четкого отражения в законодательных актах. Причина тому — утрата силы законов, действующих в различных субъектах федерации с момента утверждения административной статьи.
Судебная практика
В марте 2018 в суде Ч. районным судом было рассмотрено административное дело в отношении гр. М. Признаки правонарушения предусмотренного ч. 1 статьи 20.3 КоАП были выявлены в ходе мониторинга соц. сети «М», где на личной странице нарушителя были выявлены нацистские символы — свастика. Определен владелец и администратор страницы, коим является гр. М.
Он признал, что действительно выложил у себя на странице указанное изображение, однако не в целях пропаганды. Его действия носили скорее шуточную форму. О том, что выкладывать подобную символику на посещаемых гражданами ресурсах запрещено, и в России за пропаганду нацизма предусмотрена статья, он не знал.
Суд не счел оправдания подсудимого вескими и признал его виновным, назначив гр. М. админ. штраф в размере 1 тыс. рублей.
Поскольку присутствует смягчающее обстоятельство, суд посчитал достаточным избрать для гр. Ф. наказание не больше 1/3 от максимального, предусмотренного санкцией статьи.
Согласно вынесенному решению, гр. Ф. было определено наказание в виде 5 (пяти) дней административного ареста.