Что будет за спам смс

Особенности наложения штрафов за СМС-рассылку

СМС-рассылка является популярным способом рекламы. Так компания получает возможность уведомить потенциального клиента о скидках и акциях, привлечь новых покупателей. Однако в последнее время разгорается множество скандалов, связанных с рассылками. Получение СМС от сторонних фирм нарушает право людей на конфиденциальность личных контактов. Незаконная рассылка может привести к наложению штрафов.

Вопрос: Возможно ли наступление ответственности за непринятие мер для предотвращения смс-рассылки, носящей рекламный характер, без согласия абонента?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

Главный закон, регулирующий рассылку – ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года. В этом акте указаны требования к рассылкам, сроки рассмотрения претензий со стороны получателей. Второй по значимости документ – ФЗ №38 «О рекламе» от 13 марта 2006 года. В нем указано, что ЮЛ должно получать согласие у абонента на рассылку. Третий акт – Кодекс об административных правонарушениях. Статья 14.3 Кодекса обязывает нести материальную ответственность за СМС, наделяет правом рассмотрения жалоб потребителей ФАС.

Кафе рассылало СМС-сообщения рекламного характера. При этом гражданин, которому поступило такое сообщение, при обращении в антимонопольную службу указал, что он не является клиентом этого кафе, не давал согласие на рассылку ему подобных сообщений и, более того, никогда ранее не был в городе, где находится это кафе.
В результате общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Не согласившись с таким решением, общество обратилось в суд с просьбой признать незаконным и отменить его на том основании, что:
— его вина не была доказана (общество считало, что обращение потребителя услуг могло быть следствием намеренных действий конкурентов);
— выявленное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ;
— СМС-сообщение было отправлено гражданину по ошибке и т.д.
Может ли быть снижен размер штрафа?
Посмотреть решение суда

Иногда применяется ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года. В частности, акт актуален тогда, когда абонентам навязываются услуги или товары. Если в СМС есть навязывание услуг, жалобы нужно подавать в Роспотребнадзор.

Ответственность за СМС-рассылку

При определении штрафа нужно руководствоваться 14.3 статьей КоАП. В ней указаны следующие суммы:

Также могут накладываться другие штрафы, если дело осложняется дополнительными обстоятельствами. К примеру, через СМС рекламируется алкоголь, рассылка осуществляется в дни траура.

15 января 2018 г. в Тульское УФАС России поступило обращение гр. (8953 443-25-25), направленное ФАС России по подведомственности, по вопросу получения им 07.11.2017 г. в 10:31 с номера +7 902 ///-42-11 рекламы следующего содержания: «Решение финансовых проблем, консультация по телефону 58-50-22», в отсутствие согласия абонента.
Из объяснений (+7 ////-25-25) следует, что своего предварительного согласия и одобрения на получение смс-сообщений от абонента номера +7 902 ///-42-11 он не давал.
Посмотреть мнение суда

Требования к рассылке

Для того чтобы избежать материальной ответственности, нужно соблюдать требования к СМС-рассылке. К ним относятся:

Распространитель может быть привлечен к ответственности в досудебном порядке. Для прекращения рассылки клиенту достаточно обратиться к компании, инициирующей рассылку. Этот вариант актуален в случае, если на получение СМС было получено разрешение. Альтернативный вариант – обращение к оператору связи.

Самое главное для распространителя – получение разрешения от абонента. Бремя доказательств того, что оно было получено, возлагается на компанию. Согласие должно быть правильно оформлено. Простые анкеты для этого не подходят. Необходим документ, в котором есть специальные поля. В них должно быть явно указано, что клиент дает согласие на рекламную рассылку. Свидетельство о согласии может быть электронным. Однако нужно озаботиться о том, чтобы личность абонента можно было достоверно подтвердить.

К СВЕДЕНИЮ! Оператор связи может заблокировать СМС с корпоративных номеров, но не может делать это в отношении сообщений с персональных номеров. Связано это с тем, что оператор вообще не может просматривать персональные переписки. Некоторые предприниматели пользуются этим. Однако нужно учитывать, что абонент имеет право подать жалобу на подобную рассылку в ФАС или оператору связи.

Анкеты с согласием абонента: судебная практика

Основной документ, на основании которого производится рассылка, – анкета с согласием абонента. Всегда ли она страхует от назначения штрафа? Нет. Судебная практика по подобным делам весьма разнообразна. К примеру, штраф может назначаться даже при наличии анкеты в этих случаях:

Однако если дополнительных обстоятельств нет, обычно суды принимают сторону компании.

Рассылка через систему лояльности

Ранее организации активно применяли анкеты клиента. Однако сейчас они сменяются системами лояльности. Клиент предоставляет свои персональные данные взамен каких-либо льгот. К примеру, человеку выдается накопительная карта, позволяющая приобретать продукцию со скидками. Для пользования он должен активировать ее. Для этого нужно задействовать свой номер телефона, дав согласие на рассылку. Клиент не может указывать любые персональные данные. Приведенный номер телефона проверяется посредством кода активации.

Система лояльности предоставляет право предпринимателю использовать СМС-рассылку. Однако и в этом случае нужно помнить о мерах предосторожности. В частности, не рекомендуется использовать непроверенные номера. К примеру, клиент указал в бланке номер, который ему не принадлежит. То есть СМС приходит совершенно другому лицу. В этом случае на компанию накладывается штраф. Код активации позволит проверить номер, что исключает подобного рода ошибки.

Можно ли рекламировать алкоголь через рассылку?

Иногда возникает необходимость прорекламировать алкоголь. Можно ли делать это через СМС? Прямого запрета на это не содержится. Однако отсутствует и однозначный запрет. Если же отсутствует запрет, рассылку делать можно. Однако необходимо ориентироваться на ФЗ «О рекламе». В нем указано, что любая реклама алкоголя должна сопровождаться пометкой с предупреждением о его вреде здоровью.

Судебная практика

Существует судебная практика касательно дел по наложению административного наказания за СМС-рассылку. Изучать ее можно и нужно. Она позволяет изучить особенности применения законов на практике. Рассмотрим доводы, которые обычно используются при привлечении к ответственности на основании части 1 статьи 14.3 КоАП:

Для того чтобы отстоять свои интересы, распространитель должен подтвердить наличие согласия абонента, предоставить текст сообщения, соответствующий закону.

Как привлечь к ответственности за СМС-рассылку

Для направления жалобы в ФАС нужно подготовить эти бумаги:

Для обнаружения нарушения части 1 статьи 18 ФЗ №38 антимонопольная структура должна собрать такие доказательства:

Доказать факт правонарушения достаточно просто. Однако есть нюансы. В некоторых случаях лицо избегает административной ответственности.

Источник

Это преступление — использовать СМС-бомбер в отношении незнакомых людей? И можно ли отследить, кто именно запустил его? И что за это будет?

Согласно УК РФ, признать кого-либо виновным в совершении именно преступления может только суд. До этого действует презумпция невиновности.

Один из методов идентификации злоумышленников, использующих SMS-Bomber, заключается в установлении тех SMS-центров, которые бомбер непосредственно использует для отправки SMS-сообщений. Их не так много, они работают официально и передают информацию о своих пользователях (логи доступа, регистрационные данные, платежные реквизиты) по запросу правоохранительных органов, куда Вам было бы целесообразно обратиться с соответсвующим заявлением.

В случае, если будет доказана вина правонарушителя, то наказание может заключаться в наложении на него штрафа.

Размер штрафа за подобные правонарушения обычно составляет для физических лиц 4000 рублей. При этом к ответственности могут привлекать отдельно за распространение каждого из аналогичных смс-сообщений. Например в сообщениях содержалась реклама поступления товара в один магазин в две разные даты, сообщения были отосланы на один номер с промежутком в 2 дня, рассылка каждого из них была признана правонарушением и повлекла ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в вида штрафа в размере 4000 рублей в обоих случаях. Для юридических лиц за смс-рассылку рекламы в нарушение требований закона обычно назначается штраф в размере 100 000 рублей. В некоторых делах размер штрафа незначительно отличается и составляет, например, 101 000 рублей или 110 000 рублей.

Источник

Как рассылать смс без штрафа

Рекламные смски опасны. В 2016 году Мегафон неаккуратно отправил две рекламные смски и заплатил миллион рублей штрафа. То же самое может случиться с аквапарком, парикмахерской и магазином сумок. Только для них миллион — более серьезная сумма, чем для Мегафона.

Юрист Елена Янина рассказывает, как рассылать смс без штрафов. Статья подходит, если сотрудники запускают рекламную смс-кампанию сами или с помощью подрядчиков. Можно проверить, не нарушают ли они закон.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Кто и за какой закон штрафует

Если компания рассылает смс с рекламой, она может нарушить три закона: о рекламе, связи и персональных данных. За нарушения есть штраф, самый распространенный — за закон о рекламе:

Как компания рассылает смс, следит антимонопольная служба, или сокращенно ФАС. Формально служба вправе штрафовать за каждую незаконную смс. Компания отправила сто смс с нарушениями, штраф — пятьдесят миллионов рублей.

Мегафон рассылал рекламу игры. Получатель отказался от смс, но отказ не сработал, и смс всё равно пришли.

В итоге антимонопольная служба оштрафовала Мегафон на миллион рублей за две незаконные смс.

Антимонопольная служба штрафует не просто так, а по жалобам. Жалобу может подать любой недовольный получатель. Бывает, что служба начинает разбирательства по своей инициативе.

Банк «Траст» рассылал рекламу по электронной почте. Речь шла о рекламе кредитов для сотрудников.

Среди адресов оказался адрес антимонопольной службы в Тамбове. Сотрудники подали жалобу, служба начала разбирательство и в итоге оштрафовала.

Банк пытался оспорить штраф с помощью аргумента: «Служба по ошибке получила письмо, наш сотрудник при отправке нажал не ту кнопку», но суд и антимонопольная служба аргумент не приняли.

Это пример с электронной рассылкой, но правила для рассылки и смс одинаковые. Судебное дело на Гаранте.

Компании надеются, что антимонопольщики не узнают о незаконных смс, поэтому штрафа не будет. Шанс есть, но не сказать что большой.

Антимонопольная служба учит жаловаться. Для этого у службы есть памятка, как правильно жаловаться, и анкета на сайте. Читаете, заполняете, нажимаете кнопку, и жалоба готова. Клиенту хватит пяти минут, чтобы оставить жалобу.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Посмотреть приложение «Росспам»: описание на сайте и в Плей-маркете

Кроме сайта антимонопольной службы, есть приложение «Росспам». Мы не знаем точно, насколько хорошо работает, но слышали отзывы, что всё в порядке. Схема такая: регистрируетесь, записываете жалобу, нажимаете кнопку, и служба узнает об смс. Не надо заходить на сайт, пожаловаться можно с телефона.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Неважно, работает ли это приложение или кто-то создаст новое. Всё равно у антимонопольщиков хватает возможностей узнать о нарушениях.

Если компания работает в малом и среднем бизнесе и это первое нарушение, возможно, служба выдаст предупреждение вместо штрафа. Лучше не рассчитывать на поблажку.

Кто получает штраф

По закону о рекламе, штраф за незаконную смс получает «рекламораспространитель». Выходит, если компания рассылает через Билайн, штраф платит Билайн. Но на практике всё не так однозначно.

Антимонопольная служба рассказаала в письме, кого считать рекламораспространителем:

В переводе это значит:

«Кто рекламируется, тот и платит штраф».

Компания «Авторусь» рассылала смс с рекламой программы утилизации и трейд-ин. Рассылка шла через МТС.

Один из получателей пожаловался на смс, и антимонопольная служба начала разбираться. Итог: штраф у «Авторуси».

По договору между МТС и «Авторусью» дилер обязан рассылать смс только тем, кто дал согласие на смс. Получается, «Авторусь» нарушила закон и условия договора.

Несмотря на письмо, антимонопольная служба штрафует операторов. Например, Билайн получил штраф в триста тысяч рублей за смс с рекламой фитнес-клуба, об этом антимонопольная служба рассказывает на своем сайте.

Штраф за незаконную рекламу в смс может получить любой, кто участвовал в рассылке:

Посмотреть, как антимонопольная служба оценивает жалобу, кого штрафует и на какую сумму, можно на сайте:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

За что штрафует ФАС

Для законной рассылки смс есть два правила: взять согласие получателя и не писать то, что писать нельзя. Нас интересует первое.

Тринадцать процентов нарушений закона о рекламе — рассылка смс без согласия. Это данные отчета антимонопольной службы за 2016 год.

О незаконных смс рассказывает начальник управления службы по контролю рекламы Татьяна Никитина. Цитата из ее интервью:

Что нельзя писать — большая тема, и поговорим о ней в другой статье. Если коротко, нельзя оскорблять чувства, обманывать, рекламировать без сертификатов и лицензий, побуждать к неправильному образу жизни или нарушению закона.

Согласие на смс

Нельзя рассылать смс без согласия получателя. Причем неважно, сколько и как часто рассылать: компания нарушает закон, даже если отправила одну смс одному человеку.

Согласие — действие, которое показывает: я, такой-то, даю согласие на смс с рекламой от конкретной компании.

В законе нет требований по форме согласия, можно получить его как угодно. Чаще всего компании просят поставить галочку в анкете для скидочной карты или на сайте при регистрации.

Пример с Озоном. Озон при регистрации просит согласие на рассылку сообщений. Что это за сообщения, рассказывает на отдельной странице. Это законно, хоть и хитро:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Есть компании, которые согласием считают регистрацию на сайте или другое действие. Это ошибка. Не считается согласием:

Компания «Суточно» разослала рекламную смс по клиентам, которые зарегистрировались на сайте.

Антимонопольная служба признала рассылку смс без согласия незаконной, а компания не согласилась с решением. Ее аргумент:

При регистрации клиент оставляет имя, адрес почты и телефон. В конце формы регистрации есть фраза, где надо поставить галочку. Фраза такая: «Я принимаю условия пользовательского соглашения».

В пользовательском соглашении есть пункт, где компания говорит: после подписи соглашения она вправе рассылать смс с рекламой.

Суд и антимонопольная служба не приняли аргумент.

Не каждая фраза считается согласием. Согласие должно быть буквально на получение рекламы и по смс. Общие слова — сообщения, информация, рассылка — не подходят. При разбирательствах антимонопольная служба может решить, что компания получила согласие на что-то еще, а не на рекламу.

Не подходят фразы
Подходят

Согласен на информирование о новостях

Согласен получать рекламу по смс и электронной почте

Готов получать сведения о компании

Присылать мне смс с новостями и рекламой

С согласием проблемы. Если клиент зашел на сайт или в магазин, можно попросить разрешение на смс. Вопрос, что делать, если это потенциальный клиент.

Открылся фитнес-клуб. В его районе — жилые дома и центры с офисами. Хорошо бы рассказать о клубе жителям и сотрудникам. Но получить разрешение на смс до рассылки не выходит, потому что потенциальные клиенты еще не знают о клубе.

Клуб заказывает рассылку у агентства, агентство рассылает по подходящей базе или собирает базу своими силами. Такая рассылка — нарушение закона.

Если нельзя получить согласие, потому что клиент не обратился в компанию, можно схитрить. Вместо рассылки рекламы пусть компания отправит первую смс с разрешением на рекламу:

Здравствуйте! Это кафе «Вкусные завтраки», мы работаем недалеко от вас. У нас можно позавтракать с семи утра. Если интересно узнавать о скидках, пожалуйста, отправьте «Согласен» в ответ.

Смс с вопросом — всё равно нарушение закона, и нет гарантий, что антимонопольная служба не оштрафует, но эту смс можно объяснить. В службе работают обычные люди, они понимают, что компании надо привлекать клиентов. Поэтому если нарушать закон, то хотя бы так.

Идентификация клиента

По закону согласие должен дать человек, который будет получать смс. Маша Иванова готова получать смс — значит, именно она дает согласие на смс. Мама, муж или лучшая подруга не могут согласиться за Машу.

Идентифицировать покупателя можно как угодно, главное, чтобы получилось доказать, кто именно дает согласие. Самое надежное — опубликовать фразу о согласии на сайте и показывать ее, когда клиент оплачивает покупку. Перед оплатой клиент ставит галочку, и согласие готово.

Часто компании получают согласие, когда покупатель заполняет анкету на скидочную карту. Покупатель пишет имя и фамилию, ставит галочку рядом с разрешением на смс, подписывается и получает карту. Вроде всё в порядке.

Для примера — анкета Мосигры. Мосигра просит оставить свои данные и поставить галочку для разрешения присылать смс. Всё законно:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Проблема с полнотой информации. Формально так: если клиент написал не то отчество или вообще не написал, нельзя доказать, что согласие давал Иванов Иван Иванович, а не его тезка Иванов Иван Александрович.

Нет универсального способа избежать проблем с идентификацией. С юридической точки зрения надежнее проходить всю цепочку:

сделать шаблон заявления на согласие рекламных смс

попросить клиента заполнить паспортные данные и номер телефона

сверить то, что написал клиент, с данными в паспорте. А если паспорта нет, попросить скан

отправить тестовую смс на номер телефона клиента, чтобы убедиться, что номер без опечаток

Для бизнеса рискованно заставлять клиента заполнять анкету по паспорту, а потом выверять ее. Так клиент может отказаться от анкеты и больше никогда не прийти в магазин. Но что выбрать: максимальную защиту от штрафа или удобные условия для клиентов — может решить только компания.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Отказ от смс

У клиента должна быть возможность отказаться от рекламы. Необязательно рассказывать прямо в смске, как это сделать. Для этого подходит письмо или раздел личного кабинета с инструкцией.

Нельзя требовать что-то сложное и диктовать один способ для отказа.

Компания отписывает клиентов от смс, если клиент привозит письменное заявление в офис компании. При этом компания работает в Магадане. Требовать ездить в Магадан из другого города незаконно.

Или компания отписывает от смс, когда клиент присылает смс со словом «Отписать». Это выполнимое условие, но компания диктует единственный способ отказа. Это тоже незаконно.

В качестве отказа подходят любые простые действия, например, прислать письмо, смс, отжать галочку в личном кабинете, позвонить в офис и отказаться от смс голосом.

Как только клиент отказался, компания обязана отписать от смс немедленно. Что такое «немедленно», в законе не сказано. Чтобы не получить штраф, у компании время до следующей смс после отказа. Клиент отказался утром, а смс придет в обед — значит, до обеда надо отписать.

Получить разрешение на обработку персональных данных

Если компания рассылает смс, она использует персональные данные покупателя. Просто так это делать нельзя, надо получить разрешение. Что такое персональные данные и как с ними работать, мы рассказываем в статье Дела «Збагойна: 152 ФЗ».

Если коротко, для согласия понадобится фраза «Я согласен на обработку персональных данных». Ее можно написать там же, где покупатель соглашается на рекламу в смс или регистрируется.

Магазин «Пудра» получает разрешение на персональные данные при регистрации на сайте:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Указывать в смс сведения о компании

Из смс должно быть понятно, кто его отправил. Как минимум для этого надо написать название компании и оставить телефон для связи.

Пример — смс «Самсонайта»: компания рассылает смс от своего имени, в смс оставляет адрес сайта и номер телефона для связи. Так покупатель понимает, кто ему прислал сообщение.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Некоторые компании рассылают смс с чужого номера или указывают номер с ошибкой. Вроде можно сказать: «Это рассылали не мы, а какие-то наши партнеры». Прием не работает.

Если компания не оставляет свой телефон, она нарушает закон. Скорее всего, штраф будет у компании, которая рекламируется. Допустим, «Самсонайт» из нашего примера не оставит свое название, а отправит смс с «Акции». Но раз реклама о «Самсонайте», штраф получит «Самсонайт».

Хранить согласие на смс

На случай если покупатель пожалуется и антимонопольная служба начнет разбирательства, надо хранить согласие на смс. По закону минимальный срок хранения — год.

Хранить согласия можно как угодно. Если согласия в бумажных анкетах, можно хранить анкеты. Или отсканировать и залить в корпоративное облачное хранилище, например, в гугл-диск.

Если клиент соглашается на смс с сайта, запись об этом должна быть в ЦРМ или другой программе. Можно придумать что-то еще, главное, чтобы служба увидела: вот фраза о согласии, вот подпись клиента.

Снять ответственность за смс

Вместо того, чтобы разбираться с законом, можно ничего не делать и переложить ответственность на подрядчика.

Например, кафе «Вкусные завтраки» планирует рекламную кампанию в смс. Чтобы самим не разбираться в законе и процессе рассылки, кафе находит подрядчика.

В договоре с подрядчиком кафе может написать:

Исполнитель (ООО «Реклама в смс») отвечает за формирование базы получателей смс, рассылку сообщений и выполнение требований закона о «Рекламе», «Связи» и «Персональных данных», в том числе получение согласий на рассылку смс.

Если заказчик получает предупреждение от госорганов или штраф за нарушение законов, исполнитель возмещает размер штрафа и ущерб из-за разбирательств с госорганами.

Совет не работает на сто процентов. По договору ответственность может нести одна компания, а штраф получить другая. А еще это не слишком этично.

Что дальше

Это первая статья из серии о рекламе. В следующих расскажем, что антимонопольная служба считает неприличной рекламой, когда можно смеяться над конкурентами и хвастаться господдержкой.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче

Как сделать смс законной

Получить согласие на смс. Именно на смс, а не на скидочную карту или что-то еще

Из согласия должно быть понятно, кто именно соглашается. Чем больше данных о клиенте, тем лучше

Получить согласие на обработку персональных данных

В смс написать, какая компания рассылает рекламу и как связаться

Хранить согласие клиентов для доказательства ФАС

Как подстраховаться

Проверить своих сотрудников и подрядчиков, точно ли они выполняют требования закона

500 000 ₽

такой штраф можно получить за одну незаконную смс с рекламой

Источник

Штраф за спам-рассылку: как его избежать

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Любой человек, который получает от вас письма без согласия, может пожаловаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу), и вас оштрафуют. Возможно, даже на полмиллиона рублей.

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Как это предотвратить и спокойно отправлять письма, зная, что в случае жалобы вам ничего не грозит? В этой статье вы узнаете, есть ли в России закон о спаме, и как законодательство влияет на жизнь обеих сторон: отправителей и получателей писем.

Что в законодательстве говорится о спаме

Закона о спаме в России не существует. Но есть федеральный закон «О рекламе» (N 38-ФЗ) и закон «О персональных данных» (N 152-ФЗ). Разберёмся, как они регулируют email-рассылки.

Закон «О рекламе»

В главе 2, статье 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи»), пункте 1 говорится (здесь и далее курсив наш):

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Отсюда первый вывод: если вы отправляете человеку рекламные сообщения без его согласия, это незаконно. Читаем этот же пункт дальше:

При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

То есть если у вас нет доказательств, что пользователь согласился на получение рекламных писем, то вы снова вне закона. Читаем дальше:

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Другими словами, вы должны предоставить пользователю доступ к немедленному отказу от рассылки. Например, предусмотреть в письме ссылку на моментальную отписку, как в письме от МИФа:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

На сколько могут оштрафовать за нарушение закона о рекламе:

Закон «О персональных данных»

Что такое персональные данные? В статье 3, пункте 1 говорится:

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Другими словами, это информация, которая помогает идентифицировать пользователя, отличить его от другого человека. То есть персональными данными считаются, как минимум:

Читаем этот же закон дальше. Статья 15, пункт 1:

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

То же самое, что в законе о рекламе: если человек не разрешил использовать свои персональные данные, то использовать их в рекламных целях незаконно.

Вот какие штрафы вы можете получить, если неправильно обращаетесь с персональными данными подписчиков:

УК РФ Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»

Ещё один интересный факт, который напрямую касается «чёрных» баз подписчиков. Если вы собрали email-адреса незаконно (скопировали из открытых источников или взломали подписную базу конкурентов), можете получить штраф до 200 тысяч рублей или другие наказания, вплоть до двух лет тюрьмы.

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

За нарушение вам могут грозить:

Поэтому работать с ворованной базой подписчиков — со всех сторон плохая идея. Действительно ли в России могут оштрафовать за спам?

Да, прецеденты уже были. Чаще всего несут ответственность за спам в СМС. Но есть и случаи, связанные с email. Например, в июле 2018 года Ставропольский суд оштрафовал «Сбербанк» за email-рассылку без согласия пользователя. Банк заплатил штраф в 250 000 рублей.

А вот ещё один громкий пример. В 2016 году туристическую компанию Travelata оштрафовали за то, что она присылала письма клиенту без его согласия. Хотя клиент пять раз (!) согласился на получение рассылки, поставив галочку «Хочу получать рассылку», когда заполнял форму на подбор тура.

Проблема в том, что галочка стояла по умолчанию и клиент не до конца понимал или не замечал, что подписался на рассылку. После каждого заказа тура он писал в службу поддержки, чтобы отписаться, а на пятый раз не выдержал и довёл дело до суда.

Так что судебная практика показывает, что галочка в форме подписки ничего не решает. Оказалось, что «решает» только физическая или электронная подпись пользователя. Но не может же каждый интернет-магазин требовать у пользователей подпись перед тем, как начать отправлять им письма, верно? К счастью, есть и другие методы доказать, что рассылка законна.

Как обезопасить себя от штрафов за спам

Следующие технические нюансы повысят ваши шансы на победу, если вдруг кто-то из подписчиков захочет пожаловаться на вас в ФАС.

Используйте double opt-in

Мы говорим об этом почти в каждой статье блога не случайно. Пускай пользователь дважды подтвердит согласие на рассылку: когда отправит данные через форму подписки и когда нажмет на кнопку «Подтвердить email» в первом письме.

Так вы не получите в базу «случайных» подписчиков, которые не заметили, что при отправке данных, например, при регистрации в интернет-магазине, они ещё и подписались на рассылку. Так что «жалобщиков» будет намного меньше или не будет совсем.

Добавьте на сайт пользовательское соглашение

В нём должен быть пункт о том, что вы имеете право использовать данные пользователя для того, чтобы отправлять ему письма. Ссылку на соглашение разместите в форме подписки, например, как у The Village:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Не ставьте галочку «Согласен на обработку персональных данных» по умолчанию

Хотя нет ничего незаконного в том, чтобы ставить галочку по умолчанию, случай с Travelata показывает: это может привести к административной ответственности за спам-рассылку и солидному штрафу. Кстати, теперь Travelata убрала с сайта галочки и оставила фразы вроде «Нажимая „Подписаться“, я принимаю пользовательское соглашение». Отличный ход!

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Добавьте справку

Укажите данные об отправителе и обоснуйте, почему вы отправляете письма этому человеку. Вот примеры футеров писем от BRANDSHOP и «Де Агостини»:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Отправляйте письмо на один адрес

В пункте «Кому» должен стоять только адрес одного получателя, иначе рекламная рассылка будет считаться массовой и автоматической, а это нарушение статьи 18 закона «О рекламе».

Сохраняйте лог-файлы

Это данные с сайта, которые фиксируют действия пользователя. В суде они помогут доказать, что пользователь действительно оставил email и нажал «Подписаться».

Добавьте кнопку «Отписаться»

Пользователь имеет право быстро отказаться от рекламной рассылки, согласно статье 18 закона «О рекламе». Вот пример письма от Ingate:

Что будет за спам смс. Смотреть фото Что будет за спам смс. Смотреть картинку Что будет за спам смс. Картинка про Что будет за спам смс. Фото Что будет за спам смс

Выводы

Если вы отправляете человеку письма без его согласия, это незаконно. Да, в российском законодательстве не предусмотрена прямая ответственность за спам, но за него всё равно вполне реально получить штраф.

Поэтому пользуйтесь советами из этой статьи и подписывайтесь на новые, чтобы быть в курсе последних обновлений. А заодно расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться со штрафами за рассылку спама.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *