Что будет за убийство президента
5 преступлений, за которые в России предусмотрена смертная казнь
Конечно, в соответствии с Протоколом № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия не применяет смертную казнь. Тем не менее этот документ до сих пор не был ратифицирован, а в законодательстве РФ остались нормы, касающиеся применения этого вида наказания. Конкретно указывается, кто её осуществляет, как и, главное, за что. Статей, за которые можно отхватить расстрел, не так много, но при этом каждая из них по-своему уникальна, ведь по ним можно определить, что наше государство считает самым страшным преступлением.
1. Убийство
Общественная опасность такого деяния, как убийство, достаточно очевидна. В нашей судебной практике подобные случаи рассматриваются часто. Интересно, что оправдательных приговоров ничтожное количество, и если человек попадает под следствие, то спастись ему вряд ли удастся. При этом буквально следующая статья, 106-я, которая предусматривает наказание за убийство матерью ребёнка, не содержит в санкции смертную казнь, как и пожизненное заключение.
2. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Следующая статья, в санкции которой присутствует смертная казнь, — 277-я. Она наказывает всех, кто посмел покуситься на жизнь любого государственного служащего, который своей деятельностью обеспечивал охрану конституционных основ государства и его политической системы. К ним относятся: Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека и многие другие. Также, помимо чиновников, к особо охраняемым людям относятся и кандидаты в президенты.
3. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Разница с предыдущей статьёй в том, что здесь государственные служащие, а именно судьи, должны быть убиты в процессе осуществления своих полномочий. Также под статью попадают и сотрудники органов дознания, эксперты, приставы, специалисты и прочие участники судебного процесса. Наказание за это сурово: 20 лет тюрьмы, пожизненное заключение или смертная казнь. К этим лицам прибавляются еще и их близкие родственники.
4. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов
Деятельность сотрудников связана с поддержанием общественного порядка, а в этой норме под ним понимается противодействие совершению преступлений, участие в их раскрытии или предотвращении. Охраняются не только жизни ментов и военных, но и их родственников, через которых преступник может пытаться воздействовать на сотрудников.
Действия, которым препятствует убийца, должны быть заведомо законными. Если человек противостоит произволу органов власти и пытается защитить свои конституционные права, то под статью 317 он не пойдёт.
5. Геноцид
Любимое занятие фашистов из сороковых годов тоже нашло свое отражение в законодательстве РФ. 357-я статья наказывает всех, кто пытается уничтожить любую группу людей, которые объединены по национальному, территориальному или религиозному принципам. Законодатель даёт чёткое определение геноциду, так как человечество научено горьким опытом. Осуждённых по данной статье очень мало, но они всё же встречаются.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Комментарий к Ст. 277 УК РФ
1. Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).
Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.
Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.
Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.
При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.
В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.
Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).
Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.
Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.
4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).
При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК). Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.
5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.
Чем грозит посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля?
За убийство в уголовном законодательстве всех стран предусмотрено весьма суровое наказание — за решеткой можно провести как десять лет, так и всю жизнь, а то и вовсе — закончить ее на электрическом стуле.
Но о какой бы стране речь ни шла, особняком стоит целостность и сохранность слуг народа — то есть деятелей государства и его главы.
Еще в XVI веке была предусмотрена смертная казнь за покушение на царя, либо приближенных к нему чинов.
Понятие
Общественный деятель — лицо, принимающее активное участие в работе различных объединений. Какую должность это лицо там занимает, значения не имеет.
К общественным деятелям относятся: руководители профсоюзов, ответственные представители науки, культуры, массовых движений, политических партий.
Государственным деятелем называют человека, занимающего ответственную должность в органах власти.
Это, к примеру: министры и ответственные работники министерств, губернаторы, работники администрации Президента РФ, депутаты.
Преступление в виде посягательства на жизнь чиновника или общественного деятеля описана в ст. 277 УК РФ.
Деяние это напрямую связано с активной профессиональной деятельностью «слуг народа».
Совершая попытку убить члена общественного объединения или чиновника, злоумышленник преследует цель:
Уголовно-правовая характеристика
Состав преступления
Объектом в данном случае является жизнь человека и политическая система Российской Федерации (конкретно принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия).
Субъектом считается человек, достигший шестнадцати лет — гражданин РФ, иностранец или же лицо без гражданства.
Объективная сторона в данном случае есть сами действия, путем совершения которых преступник пытался убить. Причем неважно, удалось злоумышленнику исполнить задуманное или нет.
Допустим, детонатор бомбы не сработал или же стрелявший «промазал», квалификация все равно будет та же.
Последствиями для данного деяния являются наступившая смерть, также ущерб здоровью той или иной степени тяжести.
Они учитываются не при квалификации деяния, а при оценке его опасности и при вынесении меры наказания.
Квалифицирующие признаки
То есть, был не простым клерком, а стоял «у руля» власти ( например, это министры, их заместители, депутаты любого уровня) и прекращение его деятельности означает изменение в той или иной мере самой системы, политической обстановки в стране.
Может быть, эти изменения или реформы уже наступили и гибель будет означать месть за них. Или же этот человек был главой политической партии, а его убийство освободит дорогу сопернику в дележе сфер влияния или опять же будет актом мести.
Отдельно стоят дипломаты, представители международной организации, находящиеся под международной защитой или же «слуги народа» другой страны (список таких определен Конвенцией ООН в 1973 году).
Если же лицо, на которое было совершено покушение — простой госслужащий, мелкий клерк, не занимает видных и активных постов, то его жизнь и здоровье «оценивает» уже другая статья Уголовного кодекса — 105 («Умышленное убийство).
Или же — статьи 295 и 317, если речь идет о служителе Фемиды, следователе или работнике правоохранительных органов.
Какое наказание и ответственность предусмотрено?
Примеры из судебной практики
Даже в очевидном случае, когда потерпевший — именно «неугодный» государственник, не всегда квалифицируют деяние именно статьей 277. Значение имеет, как уже говорилось, субъект.
Суд квалифицировал преступление не по 277 статье УК, где убийца может быть, что называется, от шестнадцати и старше, а «всего лишь», по статье 105 (ч. 2, пункт «б»).
Здесь многое зависит от общественной опасности и масштабов совершенного деяния.
Даже активное сотрудничество со следствием не всегда поможет.
Посадят ли в тюрьму президента, если он убьет человека? (1 фото)
Представим себе такую ситуацию: президент России (давайте без имен-отчеств, просто некий человек, занимающий эту должность) убивает человека. Смогут ли главу государства посадить в тюрьму? Что по этому поводу говорит закон?
Что ждет президента, если он убьет человека
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сразу же к Конституции нашей страны. Согласно ст.91 Основного закона, человек, занимающий этот пост, имеет неприкосновенность, которая является правовой гарантией его деятельности на посту главы государства. Это означает, что президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть обыску, досмотру и иным мерам принудительного характера. Более того, неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, которые занимает данное лицо, а также на используемые им личные и служебные транспортные средства, документы, средства связи и вещи.
Однако наличие такой мощной защиты, как неприкосновенность, не освобождает президента от политической конституционной ответственности. Это означает, что человек может быть отрешен от своей должности согласно ст.93 Конституции РФ, в которой как раз описана данная процедура.
Теперь возвращаемся к нашему вопросу: может ли президент России попасть в тюрьму за убийство человека? Ответ на него (если действовать строго в рамках закона) будет положительным. В данном случае процедура может выглядеть следующим образом: по факту убийства Следственный комитет возбуждает уголовное дело и начинает расследование. В процессе его представители устанавливают, что виновником преступления является именно президент – на это указывают свидетели, камеры наблюдения и т.д. Все материалы по делу передаются главе ведомства, который с присущей ему непредвзятостью передает документы в Верховный суд.
ВС РФ, в свою очередь, обязан заключить, есть ли в действиях президента признаки тяжкого преступления. Если таковые имеются, то положительное заключение Верховного суда передается в Конституционный суд (КС) страны, который должен установить, что ВС смог неукоснительно соблюсти процедуру.
Как только КС РФ согласился с мнением ВС РФ, в дело вступает Государственная Дума – не менее трети депутатов должны выдвинуть аргументированное обвинение в адрес президента, что тот совершил тяжкое преступление, являющееся причиной отрешения его от должности. Это обвинение поступает на рассмотрение специальной комиссии, избираемой палатой. Если комиссия соглашается с выводами КС и ВС РФ, затем обвинение должны поддержать две трети депутатов – не менее. Их доводы в пятидневный срок направляются в Совет Федерации, а также в Верховный и Конституционный суды.
Далее отрешение президента от должности ложится на плечи Совета Федерации: его представители должны созвать внеочередное собрание и обратиться в КС с вопросом о том, являются ли законными основания для отрешения президента от должности. Если КС дает отрицательный ответ (мало ли что могло измениться за это время), то вся процедура останавливается.
Если же КС отвечает утвердительно, то Совет Федерации проводит тайное голосование среди своих представителей. Чтобы процесс отрешения от должности продолжился, против президента должны проголосовать не менее двух третей членов Совета Федерации.
Допустим, СФ необходимым количество голосов проголосовал за отрешение – что дальше? А дальше Совет Федерации обязан в течение трех месяцев (ни днем больше!) после выдвижения обвинения принять окончательное решение о том, что президент обязан покинуть свой пост. Если в установленный срок решение не будет принято (ну мало ли что может измениться за это время), глава государства остается на своей должности.
Если СФ выносит положительный вердикт, президент страны лишается и своего поста, и неприкосновенности. После этого, по идее, он может предстать перед судом как обычный гражданин России.
Возможно, в этой цепи есть лишние или недостающие звенья – укажите на них, пожалуйста. Рассмотрите эту последовательность с юридической точки зрения (а не под воздействием эмоций) и без упоминания конкретных личностей.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, одинаковая ли мера наказание за убийство обычного служащего и президента.
На сегодняшний день УК РФ [21] содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни:
Статья 105 «Убийство»
Статья 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
Статья 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»
Статья 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
Статья 357 «Геноцид»
Единственным видом смертной казни в России является расстрел. Смертная казнь не может применяться по отношению к женщинам, а также к мужчинам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет или достигшим возраста более 65 лет. В порядке помилования смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
Данным Указом предписывалось подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции «о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. Данный Протокол был подписан распоряжением Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп, но в данный момент не ратифицирован и юридической силы не имеет согласно законодательству РФ.
В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола № 6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола № 6).