Что будете брать иерусалим
DEUS VULT
Был мой друг ужасно скромным Робок был и нелюдим, А теперь толпой огромной Брать идёт Иерусалим!
Deus vult (с лат. — «Этого хочет Бог», иначе «На то воля Божья»; фр. Dieu le veut) — такой повод для войны, который объявляет её святой в самом прямом смысле. То есть боевые действия ведутся не, скажем, на благо страны и ради её величия, а потому что это угодно нашему богу. Нет, конечно, много когда религия привлекалась в том смысле, что наше дело правое, но тут (в классическом варианте) враги объявляются еретиками или мраккультистами, и именно из этого выводится необходимость их завоевать и навести свой порядок. Именно так появляются крестоносцы, а также под этим предлогом иногда планируется вторжение в ад (в плане именно военного вторжения) и собирается толпа с вилами, каждый представитель которой искренне считает любую непонятную и непривычную фигню злонамеренным порождением сотоны.
А вот если супостаты действительно оказываются мраккультистами, то отличие Deus vult опять же в упоре именно на богоугодность войны, а не на то, что это наших поданных приносят в жертву чтобы разбудить Ктулху. И тем более склонны взывать к взаимному истреблению те самые тёмные боги и прочие религии зла. А за второе место упорно бодаются Хрустальный дракон и Незримый орёл, попутно раздавая пинков вообще всем, кто верит во что-то другое.
Содержание
Примеры [ править ]
Литература [ править ]
Кино [ править ]
Видеоигры [ править ]
Настольные игры [ править ]
Музыка [ править ]
Brothers in belief and sword To nights of blood and thunder Strike for glory and reward We came to kill and plunder
Ahead, facing the lead An army of Swedes, performing God’s deeds Showing no fear, their judgement is near Making their sacrifice
The Christian Church wants blood and gold The Christian God demands sacrifice They have come to slash and burn They have come to rape the Earth And the native people shall be their slaves Resistors die under bullets and blades
He swears: «Their eyes are red as flame, I heard, it’s told, from hell they came Their breath is fire, their tongues are forked». That was the men of muslim faith
Что будете брать иерусалим
Иерусалим в истории Ислама (фото: Zuma\TASS)
Если мы обратимся к истории и окунёмся в жизнеописание таких пророков, как Ибрахим, Сулейман, Муса и Иса (мир им), то увидим, что Иерусалим всегда имел важное значение в истории человечества.
Посланник Аллаха (мир ему) посетил Иерусалим во время своего чудесного Ночного Путешествия и последующего за ним Вознесения к Аллаху (Исра ва-ль Миградж). Именно здесь его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по нашей бренной земле, именно здесь они джамаатом совершили намаз.
Более того, Иерусалим был для мусульман первой кыйблой – направлением во время молитвы. И это продолжалось на протяжении более 10 лет, пока Всевышний Аллах не повелел Своему Посланнику (мир ему) изменить кыйблу в сторону Мекки. Почему же тогда мусульмане с самого начала не молились в сторону Каабы?
Во-первых, первоначальное направление было символическим представлением общих верований и наследия мусульман, евреев и христиан. Мухаммад (мир ему) считал всех предшествующих пророков своими братьями, и именно через совершение молитвы в направлении Иерусалима он мог выразить почтение оставленному наследию.
Направление молитвы позже изменилось, чтобы ислам внёс уникальный вклад в это пророческое наследие. Однако обратите внимание, что на протяжении всей истории Иерусалим и его святилища будут по-прежнему почитаться мусульманами за ту ценность, которую они имели для всех посланников Бога.
Значение для религии
Пророк Мухаммад (мир ему) вдохновлял и призывал своих сподвижников и последователей разделить его любовь к Иерусалиму и священной мечети Аль-Акса: Пророк (мир ему) говорил о том, что прочитанная в Аль-Аксе одна молитва по ценности равна 500 по значимости. Путников он наставлял: «Если вы собираетесь путешествовать в любую точку мира, пусть мечеть в Иерусалиме будет приоритетом».
Пророк Мухаммад (мир ему) также отмечал, что, если при посещении мечети намерения человека чисты и искренни, то Всевышний простит все грехи. Однако, пожалуй, отдельно стоит остановится на этом высказывании Пророка (мир ему): «Если вы не можете посетить мечеть Аль-Акса, то, по крайней мере, пошлите масло, чтобы зажечь в ней светильники». Другими словами, сделайте всё возможное, чтобы поддержать мечеть и её прихожан, вне зависимости от вашего географического положения.
Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему) халифом становится Умар ибн аль-Хаттаб. Именно в годы его правления Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда же Умар отправился в новые владения, то Патриарх пригласил халифа помолиться в Храме Гроба Господня. Умар отказался, так как опасался, что в случае совершения намаза в церкви, мусульмане захотят превратить её в мечеть.
Из уважения к христианскому святилищу Умар предпочёл совершить намаз неподалеку. И, как он и предсказывал, позже мусульмане построили мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день на том самом месте, где он читал намаз.
Именно во время этого визита Умар заключил договор с жителями Иерусалима, обещая им безопасность, в том числе сохранение их имущества, церквей и общины в целом, уверяя, что никто не пострадает и не будет принужден оставить свою религию, а священные места и предметы не будут осквернены.
Эти договорённости действовали на протяжении большей части исторического мусульманского правления в Иерусалиме. К примеру, Салах ад-Дин, несмотря на годы кровопролития во время Крестовых походов, предшествовавших взятию им Иерусалима, был милостив по отношению к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища невредимыми и нетронутыми.
Что было прописано в знаменитом договоре халифа Умара (р.а.), заключенном после завоевания Иерусалима?
Точно так же при османском султане Сулеймане Западная стена была значительно расширена и усовершенствована, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Материалы трибунала Османской эпохи также свидетельствуют об участии евреев в исламских судах в качестве истцов и свидетелей, а также занятие ими административных должностей.
Мусульмане и Иерусалим
Мусульмане на протяжении всей истории почитали истинную любовь Пророка Мухаммада (мир ему) к Иерусалиму и всему, что он символизирует. Это была традиция, берущая начало со святилищ, которые она охраняла, и заканчивая переживаниями бесчисленных пророков, посещавших её святые места.
Мусульмане считают Иерусалим священным не только потому, что он почитается всеми религиями, но и потому, что он является символом братства между посланниками и народами.
Советы для тех, кто собрался в Иерусалим
Советы для тех, кто собрался в Иерусалим
09 июня 2018, 17:42 | Автор: | Просмотров:
Город, за который всегда шла война
Кладбище для избранных
Нинель уверяет, что прогуливаться улицами Иерусалима можно вечно. В центре города размещен Гефсиманский сад, в котором растут оливковые деревья, многим из которых сотни лет.
— Примечательно, что некоторые оливы высажены тут еще при жизни Иисуса Христа. Именно в этом саду размещен грот, в котором Христос молился перед казнью. Ныне сюда приходят тысячи паломников.
Нинель предупреждает: въезжая в Иерусалим, сразу понимаешь, что нужно быть всегда начеку. Здесь просто огромный поток машин, которые сигналят одновременно и без остановки. А на улицах толпы туристов, которых местные торговцы и бизнесмены зазывают на каждом шагу. Чтобы не стать заложником города и его улочек, наша героиня советует обязательно воспользоваться услугами экскурсовода.
Наша героиня рассказывает, что первым пунктом экскурсии в Иерусалиме является Храм Гроба Господня. Однако дорога к нему очень тернистая.
Впечатления лучше фотографий
В самом храме Нинель настоятельно советует проникнуться атмосферой и получать впечатления, а не превращаться в туриста-корреспондента и не фотографировать все подряд, превращая посещение святого места в «селфи-марафон».
Собственно, Храм Гроба Господня является одной из важнейших святынь для всех христиан. Именно здесь находятся места, где провел последние моменты жизни Иисус: Голгофа, Камень Миропомазания и Кувуклия (погребальная пещера).
После смерти Христа апостолы создали религию христианства, но первые столетия не получалось начать постройку культовых для религии зданий, так как римляне не признавали новое учение. И только в IV веке мать императора Константина отыскала места, где был Иисус, и приказала возвести здесь храм, старательно сохранив погребальную пещеру. Кстати, первоначальный проект храма был в два раза больше современного.
Нинель рассказывает, что увидеть Храм как отдельное здание невозможно, настолько он оброс различными дополнительными сооружениями со всех сторон.
Нинель рассказала интересную версию, почему около одного окна Храма более ста лет стоит обычная деревянная лестница, которая уже стала достопримечательностью. Она является символом того, что без единогласного решения всех конфессий на территории Храма нельзя ничего ремонтировать или достраивать.
Храм Рождества Христова
Нинель советует обязательно посетить Храм Рождества Христова. Находится он теперь на территории Палестины. Однако и там нужно держать ухо востро.
Омытая слезами и окутанная легендами.
Интересно, что в других языках, в том числе и на иврите, название этого памятника переводится как «Западная стена», а вовсе не «Стена Плача».
— Такое название стене дали арабы, которые постоянно наблюдали, как сюда приходили евреи и плакали о разрушении храма. По другой версии, ее назвали Стеной Плача, так как на ней периодически выступают капли воды, напоминающие слезы. Ученые не могут объяснить этого феномена, а в последний раз капли были зафиксированы в 1940 году.
Примечательно, что в мидраше (раздел Торы), который был написан 2 000 лет назад, сказано, что указанная стена никогда не будет разрушена. Это пророчество удивительно, ведь за минувшие два тысячелетия Иерусалим пережил массу войн, был разрушен и сам храм, и другие стены, а Западная Стена так и осталась нерушимой.
Связь с Богом в режиме онлайн
Почему Иерусалим чтят мусульмане
Найди в себе пророка
Советы для новичков
Исполнив свою давнюю мечту попасть в Вечный город, сегодня Нинель с радостью дает полезные советы тем, кто планирует отправиться в Иерусалим.
Сама Нинель признается, что была разочарована увиденным. Большинство туристов приезжают в Иерусалим за удачными фото, поэтому ярко красятся в храм, не надевают косынки, приходят в шортах, а фотографии делают везде и в разных позах.
На вопрос, как сэкономить в Иерусалиме, Нинель отвечает:
— Не покупать на рынках и в магазинах все, что вам предлагают. Приехали посетить святые места? Туда пускают бесплатно.
После посещения святых мест в Иерусалиме девушка признается, что получила массу впечатлений.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Подпишитесь на нас:
Google Новости
Иерусалим
Иерусалим, Ерушалаим, булгаковский Ершалаим – все это имена одного удивительного города, являющегося, несомненно, историческим и культурным центром ближневосточного региона. Когда мне приходилось бывать здесь, временами возникало чувство, что Иерусалим расположен в самом сердце не только Израиля, но и всего религиозного мира.
В статье про Иерусалим я хочу предложить свой взгляд на этот город и поведать свою историю встречи с ним.
Как добраться
Территориально Иерусалим находится практически в географическом центре страны.
Самолетом
Чтобы посетить Иерусалим, я, как и подавляющее большинство туристов, начинаю свой путь с приземления в упомянутом выше аэропорту имени Бена Гуриона, расположенном недалеко от столичного Тель-Авива. Данный аэропорт является центральным авиаузлом страны.
Из других городов России можно добраться до Тель-Авива с пересадкой в одном из крупных российских городов, а затем в Стамбуле или в других городах Европы. В этом случае время в пути возрастет до 8–10 часов, а цена билета составит от 350 EUR. Цены на авиабилеты можно сравнить тут.
Благополучно приземлившись в Израиле, можете расслабиться: отныне за вашу безопасность отвечают израильские службы, а они с этим справляются на «пять с плюсом».
Итак, едем из Тель-Авива в Иерусалим? Заранее примите решение, каким именно способом вы хотите туда добраться.
Поездом
Как добраться от ж/д вокзала до центра города
Поезд довезет вас до центрального вокзала. Неудобство, на мой взгляд, заключается в том, что вокзал в Иерусалиме находится не в центре, от него до старого города ехать придётся минут 40 на автобусе №18 (такси обойдется в 13 EUR (50 ILS).
Поэтому я рекомендую поезд не как основной способ добраться в Иерусалим, а, скорее, как возмоэность увидеть по пути красивые природные пейзажи.
Автобусом
Я знаю как минимум два варианта добраться автобусом из Тель-Авива до Иерусалима: вариант, совмещённый с передвижением на поезде, или целиком автобусный путь.
Вариант поезда с пересадкой на автобус: за 3 EUR (14 шекелей) проехать на поезде одну остановку до Тель-Авива (остановка «А-Хагана») и, пройдя примерно 300 метров, найти центральный автовокзал города, откуда добраться на автобусе до Иерусалима.
Как добраться от автовокзала до центра города
Автобусы и маршрутки довозят вас до центрального автовокзала. Вам остается сразу пересесть на трамвай (остановка находится рядом), купить в электронной кассе билет за 2 EUR (7 ILS), прокомпостировать его при посадке и выйти на пятой остановке «Сити Холл».
Так вы окажетесь у Яффских ворот, ведущих в Старый город.
Автомобилем
Любителям комфорта доехать до Иерусалима удобнее всего будет на такси: оно доступно круглые сутки без выходных, стоянка расположена прямо недалеко от выхода из терминала международного сообщения.
Если вы арендуете машину для себя, у вас есть два варианта добраться до Иерусалима:
Из России в Иерусалим на машине
Любителей данного варианта немного, тем не менее укажу наиболее важные цифры маршрута из Москвы:
Паромом
О том, что можно добраться до Израиля водным путём, я знаю только понаслышке. Сделать это на удивление трудно. В настоящее время можно воспользоваться только круизными судами. Операторы Louis Cruises и Salamis Cruises организуют круизы, маршруты которых проложены из Лимасола (на Кипре) в Порт Саид (Египет).
Так что думайте сами, нужен ли вам такой невероятно мудрёный способ добраться до Святой Земли.
Резюмируя
Выбор транспорта от Тель-Авива зависит от вашего бюджета и предпочтений. Если разоряться на такси не хочется, оптимальным сочетанием комфорта и цены будет маршрутка: она курсирует круглосуточно и идет быстрее поезда и автобуса (всего час).
Когда сезон. Когда лучше поехать
Тропический климат Иерусалима делает его чрезвычайно комфортным для туристов. Сюда приезжают в течение всего года. Однако перелёт и жилье лучше арендовать в октябре и апреле – это не сезонные месяцы для страны, поездка обойдётся примерно на 30% дешевле. Да и температура воздуха будет благоприятной для культурной программы.
Летом (июль – август) многим в Иерусалиме кажется слишком жарко. Я тоже не рекомендую данные месяцы для знакомства с городом.
Приехав в Иерусалим зимой, вы, скорее всего, замерзнете: здесь становится прохладно и выпадает снег.
Иерусалим летом
Лето в Иерусалиме жаркое и сухое. Днём температура воздуха может подниматься до +45 °С.
Иерусалим осенью
Начало осени – прекрасная пора для того, чтобы навестить древний город.
Народу в октябре-ноябре немного, поэтому можно с комфортом посетить всё, что вы наметили.
Иерусалим весной
Я очень люблю весенний Иерусалим! Начиная с апреля, температура воздуха становится максимально комфортной: +22 °С! Если прибавить к этому пышное цветение всего, что растёт на этой удивительно плодородной земле, получается красочный отдых, лишённый изнуряющей жары.
Иерусалим зимой
Средняя температура воздуха в это время держится около +15 °С, что говорит о влажной и мягкой зиме. Парадоксально, но даже в Иерусалиме иногда выпадает снег – это объясняется климатическими факторами.
Иерусалим — погода по месяцам
Районы. Где лучше жить
Меня всегда восхищает Иерусалим – многоликий город, он словно красочный калейдоскоп, в котором мозаичные осколки истории народов тасуются, образуя причудливые картинки.
Христианские святыни
Пожалуй, это самая заполненная туристами часть старого города.
В этом районе расположены популярные отели и хостелы (от 55–60 EUR за номер в сутки), а также пансионаты для паломников, дающее кров и трапезу за 35 EUR и выше (все зависит от того, в рамках какой программы и группы вы едете).
Иудейский квартал
Я бы сказала, что он самый многолюдный: здесь всегда полно туристов со всего мира и самих евреев.
Остановиться в отеле Иудейского квартала можно за 65 EUR в сутки и выше. Спальное место в групповом номере хостела обойдется от 45 EUR.
Мусульманский квартал
Если гуляя по городу, вы слышите шум, доносящийся со всех концов, и вас оглушают шумные выкрики перебивающихся друг друга людей, то знайте, вы, пожалуй, в самом красочном и колоритном квартале города.
В этой части Старого города также расположены отели, но останавливаться туристам я здесь не советую: слишком специфичные нравы и привычки мусульман (ежедневный крик муэдзина в 6 утра, например) могут испортить ваш отдых.
Армянский квартал
Что делают армяне в Иерусалиме, спросите вы? Владеют собственным кварталом!
В Армянском квартале практически нет отелей. Остановиться здесь можно только в монастырском пансионате (при определённой договорённости), цена составит от 50 EUR в сутки.
И ещё
Не забывайте, что современный Иерусалим расширяет границы истории. Помимо известных на весь мир улочек старого города и древнейших храмов на Святой земле выросли новые улицы, проспекты, бульвары. И это тоже Иерусалим.
В этой части города и самые фешенебельные отели, которые с удовольствием разместят в удобных апартаментах и наполнят ваш отдых комфортом за 230 EUR в сутки.
Резюмируя
Решая сакраментальный туристический вопрос о том, где жить, советую, если есть возможность, раскошелиться на гостиницу в Старом городе: обстановка здесь абсолютно уникальная, вы в самом центре культурной жизни, в шаге от святынь.
Сравнить цены на жильё можно по ссылке, а забронировать номер на всем известном Букинге.
Какие цены на отдых
Не устану повторять, что Израиль – страна недешёвая. Планируя поездку в эту страну, тщательно продумайте свой бюджет исходя из запросов и времени пребывания. Что касается Иерусалима, то здесь цены еще выше, ведь этот город крайне притягателен для туристов. Как и в любом путешествии, вашими основными расходами станут аренда жилья и питание.
Жильё
Традиционно Иерусалим вызывает ажиотаж среди туристов, здесь круглый год бродят желающие приобщиться к святыням, поэтому город плотно напичкан солидными отелями, гостевыми домами средней руки, домами для паломников при монастырях, а также крохотными хостелами, ютящимися во всех жилых кварталах города.
Самостоятельно организующим свой быт туристам подойдёт вариант аренды квартиры на сумму в 150 EUR (470–520 шекелей) в сутки можно арендовать квартиру в центральной части города.
Когда я отдыхала в Иерусалиме и оказывалась в кафе, то цены, представленные в меню, меня повергали в шок. Правда, я узнала, что и уровень доходов в стране выше российского, так что самим жителям эти цены кажутся вполне привычными и приемлемыми.
Резюмируя
Иерусалим – многоликий и пёстрый город. Здесь легко затеряться среди разнородной массы обитателей, поэтому и выбирать жильё нужно из множества вариантов. Соотнесите свои ожидания от комфорта размещения с культурной программой. Если вы любитель встать с утра пораньше, запастись бутербродами и с рюкзаком наперевес отправиться на встречу с Иерусалимом – выбирайте апартаменты и хостелы в центральной части города.
Глава 35. Иисус в Вифании. Торжественный въезд в Иерусалим. Осуждение бесплодной смоковницы. Изгнание торговцев и меновщиков из храма
Иисус в Вифании у Лазаря
Продолжая Свое путешествие, Иисус, за шесть дней до Пасхи ( Ин. 12, 1 ), прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. В тот год пасха совершалась в пятницу, следовательно, Иисус прибыл в Вифанию в субботу. Иисусу предложен был ужин, за которым Лазарь возлежал с Ним и Апостолами, а Марфа служила; сестра же ее Мария взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием.
Помазание Марией ног Иисуса миром; ропот Иуды
Тогда Иуда Искариот, хранитель денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Иисуса с Апостолами и на раздачу нищим, сказал: «Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим, чем так непроизводительно тратить его». Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; если бы это миро было продано за триста динариев, то деньги для раздачи нищим поступили бы к нему, и он имел бы возможность украсть их, если не все, то хотя бы часть; об этом-то он и жалел теперь.
Нищих всегда имеете с собою, – сказал Иисус, – а Меня не всегда ( Ин. 12, 8 ), оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего ( Ин. 12, 7 ). Смысл этого изречения, по мнению епископа Михаила, таков: «Не напрасно, как ты, Иуда, думаешь, и не без цели она помазала Меня теперь; она помазала в предведении и в предзнаменование того дня, когда предательство твое сведет Меня в гроб, и Я буду помазан, как мертвец» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3. С. 366).
Было время, когда Иисус не хотел усиливать злобу фарисеев, и потому нередко уклонялся от открытого столкновения с ними. Но теперь надлежало вынести на Себе всю адскую злобу этих сынов тьмы, и Он решил торжественно вступить в Иерусалим, дабы они не могли потом оправдываться тем, что Он скрывал от них Свое Мессианское достоинство.
Торжественный въезд Господа в Иерусалим
На другой день ( Ин. 12, 12 ) после ужина в Вифании пошел Иисус в Иерусалим. Его сопровождали толпы народа, вышедшего с Ним из Вифании и встречавшегося по пути, дойдя до горы Елеонской, скрывавшей от путников священный город, Иисус остановился; остановилась, конечно, и вся сопровождавшая Его толпа. Подозвав к Себе двух учеников, вероятно, Апостолов, Иисус приказал им идти в ближайшее селение. Войдя в селение, которое прямо перед вами; вы тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу ( Мф. 21, 2–3 ). Ученики пошли, нашли у ворот ослицу и молодого осла привязанных, и, когда стали отвязывать осленка, хозяева его спросили их, зачем они это делают? Они ответили так, как научил их Иисус. И привели к Нему ослицу и осленка, покрыли их своими одеждами и посадили Иисуса на молодого осла. Не в царской колеснице, запряженной конями, въезжал Иисус в столицу Иудейского царства, а на молодом осле, покрытом, вместо дорогих попон, изношенными одеждами Его бедных Апостолов. И в этом, как поясняют Евангелисты Матфей и Иоанн, сбылось предсказание пророка, который говорил: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Апостолы в то время не догадались, что все это было предсказано за четыреста с лишним лет; но когда Иисус воскрес и вознесся, тогда только поняли, что это было не случайное событие, а исполнение древнего пророчества, и что они сами, не ведая того, исполнили то, что было предсказано.
В книге пророка Исайи сказано: Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним ( Ис. 62, 10–11 ). А пророк Захария говорил: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9, 9 ).
По объяснению архиепископа Феофилакта, последние слова означают вот что: «Прежняя вражда, которую мы имели с Богом, прекращена. Ибо не было на земле Царя-Бога. А теперь, когда Бог грядет по земле, поистине мир на небесах, и потому слава в вышних, так как и Ангелы прославляют то единение и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь-Бог».
В то время Иерусалим наполнен был несметными толпами евреев, пришедших на праздник пасхи. Там были и свидетели воскрешения Лазаря, которые, будучи сами поражены этим чудом, не могли не говорить о нем. Они свидетельствовали всенародно, что Иисус вызвал из гроба Лазаря, воскресив его из мертвых. Весть эта быстро разнеслась по городу, и когда народ увидел Иисуса, спускающегося с горы, то вышел к Нему навстречу с пальмовыми ветвями. В полной уверенности, что давно ожидаемое спасение и избавление народа еврейского наконец-то настало, что вот-вот Грядущий к ним Сын Давидов объявит Себя Царем Израилевым и спасет их от римского ига, они восторженно кричали: «Спасение! Спасение! Благословен грядущий во имя Господне наш Царь, Царь Израилев! Благословенно наступающее царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!»
Слово осанна означает спасение. Евреи употребляли его как восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, подобно нашему ура; поэтому выражение осанна в вышних ( Мф. 21, 9 ): означает желание, чтобы крики радости и восторга были слышны не только здесь, на земле, но и в вышних, на небе, там, где Бог (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 1. С. 397).
В сопровождавшей Иисуса толпе были и фарисеи. Но они не приветствовали восторженными криками грядущего Царя-Мессию; злобой на Него кипели их ожесточенные сердца; они готовы были бы тут же растерзать Его, но боялись народа, который был за Него, и потому, отложив до времени исполнение приговора синедриона, чувствуя свое одиночество в этой восторженной толпе, они нашли, однако, нужным предупредить Иисуса, что такое народное движение может перейти в волнение, в восстание против законной власти римлян, и повлечет за собой ужасные последствия. Подойти близко к Иисусу было невозможно; и вот, они из среди народа сказали или, вернее, крикнули Ему: «Учитель! запрети ученикам Твоим ( Лк. 19, 39 ) называть Тебя Царем, Сыном Давида».
«Сказываю вам, – кротко отвечал им Христос, – что если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19, 40 ). Если вы так бездушны и бессердечны, что не можете понять народного восторга, то знайте же, что в такое время легче заставить камни заговорить, чем их – умолкнуть!
Предсказание Иисуса о предстоящей гибели Иерусалима
Иисус продолжал Свой путь среди неумолкавшей толпы, но злобное замечание фарисеев навело на Его грустные думы: Он знал, что этот ликующий народ, видящий теперь в Нем спасение свое, скоро будет неистово вопить: «Распни, распни Его!» Он знал, что этот священный город, в который Он вступает, эта краса и гордость народная, будет скоро разрушен, так что и камня на камне не останется в нем. Все это вызвало в Нем прилив невыразимой скорби, разразившейся рыданием. Несколько дней спустя, подвергаясь оскорблениям, бичеванию и распятию на кресте, Он не проронил ни одной слезы, а теперь рыдал, сознавая, что избранный Богом народ гибнет, что нет уже никакой возможности спасти его. «О, если бы ты хотя теперь, – воскликнул Он, – в этот день твой узнал, что служит к спасению твоему! Но это скрыто и ныне от глаз твоих. И за это твое неверие, за то, что ты не понял этого времени, времени посещения твоего Богом, придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» ( Лк. 19, 43–44 ).
Тридцать шесть лет спустя исполнилось сказанное Иисусом о судьбе Иерусалима и народа еврейского. Осажденный римскими войсками и стесненный со всех сторон окопами, Иерусалим был разрушен, причем погибло более миллиона людей.
Торжественное шествие Иисуса привело в движение всех находившихся в то время в городе. Евреи палестинские несомненно знали, что это идет Иисус, но прибывшие в Иерусалим чужестранцы, в том числе и евреи Вавилона и Египта, могли не знать Его и потому с удивлением спрашивали: «Кто это?» Участвовавшие во встрече и сопровождении Христа отвечали, что это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
Фарисеи же были смущены народной радостью; они видели, что прибыльная для них власть над народом ускользает из их рук, что принимавшиеся до сих пор нерешительные меры против Этого Человека не привели ни к чему, что весь мир идет за Ним. Рассуждая так, они решили безотлагательно, при первом удобном случае, привести в исполнение свой приговор.
Иисус в храме
Торжественное шествие направлялось через весь город прямо к храму. Пройдя через притвор Соломонов, Иисус направился к самому храму, чтобы помолиться. Потом, осмотрев все происходившее в стенах храма, Он увидел, как и три года назад, стада быков и жертвенных животных, столы меновщиков, скамьи с голубями и палатки с разными товарами.
Удаление его на ночлег в Вифанию
Но, по свидетельству Евангелиста Марка, время уже было позднее ( Мк. 11, 11 ), день кончался, наступала ночь, и Иисус с двенадцатью Апостолами поспешил уйти изэтого шумного города в Вифанию, чтобы отдохнуть от испытанных в течение дня волнений. Там, вероятно, в доме Лазаря, провел Он ночь, а на другой день утром пошел опять в Иерусалим.
Возвращение утром в Иерусалим; осуждение бесплодной смоковницы; связь этого осуждения с притчей о смоковнице
На этот раз шествие Его не отличалось никакой торжественностью; сопровождали Его только Апостолы. Дорогой Иисус захотел есть и, увидев издали стоявшую по пути смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней, чтобы утолить голод ее плодами, но, не найдя на ней смокв, сказал: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! ( Мк. 11, 14 ). И смоковница тотчас засохла ( Мф. 21, 19 ).
До сих пор мы видели, что, куда бы ни явился Иисус, Он всюду щедрой рукой сеял вокруг Себя добро, а здесь мы слышим суровый приговор над бездушной смоковницей за то, что на ней не оказалось плодов в то время, когда их и не могло быть. Всеведущий Христос знал, конечно, что не найдет на этой смоковнице плодов; зачем же Он искал их? А если их и не могло быть, то за что же Он осудил ее?
Почти все плодовые деревья сначала цветут и завязывают плоды, а потом уже распускают листья. Таковы и смоковницы Палестины, но между ними имеется разновидность, сохраняющая до весны как листья, так и поздно поспевающие плоды. Евангелист Марк хотя и говорит, что время собирания смокв еще не наступило, но он же свидетельствует, что смоковница, которую издали увидел Иисус, была покрыта листьями; следовательно, на этой смоковнице могли быть прошлогодние плоды, хотя время собирания смокв вообще еще не наступило и другие смоковницы стояли тогда без листьев и плодов. Словом, внешний вид этого дерева давал повод предполагать, что на нем могут быть плоды, а этого было достаточно, чтобы при виде его продолжить сказанную Апостолам раньше притчу о смоковнице и как-бы привести в исполнение отсроченный тогда приговор (см. выше, с. 583). В той притче ( Лк. 13, 6–9 ) под бесплодной смоковницей, росшей в винограднике, разумелся народ еврейский, от которого Владелец виноградника, Бог, требовал плодов, то есть веры в посланного Им Христа, покаяния и добрых дел. Третий год служения Иисуса приходил к концу, а смоковница Божия все еще не давала плода, и потому Владелец виноградника, Бог, сказал Виноградарю, Иисусу Христу: сруби ее: на что она и землю занимает? ( Лк. 13, 7 ) то есть: оставь этот жестокосердный народ! Отвергни его! Место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя, и будут творить волю Мою! Но добрый Виноградарь просил отсрочить исполнение этого приговора, думая, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды: Оставь ее и на этот год, если же не принесет плода, то в следующий год срубишь ее ( Лк. 13, 8–9 ). После того, когда со стороны Виноградаря-Иисуса были приняты особые меры к тому, чтобы вызвать в смоковнице плодоношение, когда совершено много новых чудес и возвращена жизнь разлагавшемуся трупу Лазаря, и когда смоковница все-таки оставалась бесплодной, настало время срубить ее. Восторг народный и крики осанна Христос не мог принять за ожидаемые плоды, так как знал, что тот же народ через четыре дня будет неистово кричать: распни, распни Его! ( Лк. 23, 21 ). Да, настало время срубить бесплодную смоковницу. И вот, как бы продолжая ту притчу, Христос-Виноградарь подходит к смоковнице, резко выделяющейся среди других деревьев: те были не только без плодов, но даже и без листьев, а эта покрыта роскошными листьями, скрывающими ее бесплодие. Но чтобы объявить ее бесплодной и привести в исполнение отсроченный приговор, надо было ближе подойти к ней, надо было показать Апостолам, что она действительно бесплодна, а потому напрасно и землю занимает.
Вот почему и для чего Иисус подошел к бесплодной смоковнице искать на ней плодов, хотя знал, что их нет; вот для чего Он и осудил ее, хотя знал, что смоковницу нельзя наказывать за отсутствие на ней смокв. Не смоковницу осудил Он, а народ еврейский, который отныне выброшен из Божия виноградника; смоковница же, как вещь, как бездушный предмет, служила лишь наглядным изображением бесплодности избранного народа.
Притчу эту и окончательное осуждение бесплодной смоковницы можно применить и к нам грешным. Если я стараюсь казаться набожным, хожу в церковь, ставлю свечи перед иконами и кладу земные поклоны; если среди знакомых рассуждаю об упадке в людях веры и благочестия, громлю пороки их и говорю о необходимости помогать ближним; если все это выходит у меня прекрасно на словах, а сердце мое далеко от этих прекрасных слов; если сам-то я никакого добра не делаю, никакой помощи ближним не оказываю, то не смоковница ли я, пышно разодетая листьями, но. бесплодная? И какова же участь предстоит мне? Та же, как бесплодной смоковнице.
Очищение храма от торговцев
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул ( Мк. 11, 15 ). Все безмолвно повиновались. При первом изгнании торговцев из храма иудеи, то есть фарисеи и торговавшие голубями первосвященники, спросили Его: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? ( Ин. 2, 18 ). Теперь же, когда власть Его так поступать была очевидна даже для врагов Его, никто не осмелился сделать Ему ни малейшего замечания. Вероятно, присутствовавший тут же народ, одушевляемый призывом Иисуса, стал выгонять стада животных, выносить столы меновщиков, палатки, товары и пр.; народ, еще кричавший Иисусу осанна Сыну Давидову! не мог, конечно, оставаться безучастным зрителем очищения храма Божиего от осквернителей его; да и сами торгующие прекрасно понимали незаконность своих действий и потому, в свою очередь, поспешали удалиться. Храм был очищен настолько, что не позволялось даже переносить через дворы его какие-либо вещи.
Речь о значении храма
Очищая храм, Иисус учил тех, конечно, кто разрешил обратить храмовые дворы и притворы в базарную площадь, то есть первосвященников и фарисеев: Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Молча выслушали этот упрек руководители еврейского народа; молчали потому, что сознавали свою вину. Они должны были вспомнить, что в книге пророка Исайи сказано: И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа. Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы. ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56, 6–7 ). Должны были вспомнить они и сказанное пророком Иеремией: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? ( Иер. 7, 11 ). Знали иудеи также, что, когда Соломон выстроил первый храм (разрушенный потом Навуходоносором) и всенародно молился, то просил Бога и об иноплеменниках: Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого. и будет молиться у храма сего, Ты услышь. и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли. знали, что Твоим именем называется дом сей ( 2Пар. 6, 32–33 ). И вот тот храм, который, по мысли первого строителя его, должен был привлекать к Единому Богу всех иноплеменников, стекавшихся в Иерусалим по разным делам, превращен теперь в торговый рынок и производит на иностранцев впечатление скорее вертепа разбойников, чем дома молитвы!
Исцеление больных, слепых, хромых
Когда храм был, наконец, очищен, то приступили к Иисусу все находившиеся в нем слепые и хромые, и Он исцелил их. Евангелист говорит об исцелении только слепых и хромых, приступивших к Иисусу в храме; но несомненно, что все находившиеся в то время в Иерусалиме увечные и страдающие разными недугами спешили к Нему, чтобы исцелиться; трудно допустить предположение, что они не пользовались пребыванием Иисуса в Иерусалиме, где только что встречали Его как грядущего во имя Господне Сына Давидова. Целый день Он пробыл в Иерусалиме; и так как в этот день, кроме изгнания торговцев, исцеления хромых и слепых, бывших в храме, и краткого объяснения с первосвященниками и книжниками, ничего не произошло, то надо полагать, что все остальное время дня было посвящено Иисусом исцелению страждущих.
Восторги присутствовавших при этом детей
Находившиеся в храме дети, слышавшие, как вчера приветствовали Иисуса, видели теперь своими глазами совершаемые Им чудеса, видели, как немые заговорили, слепые стали видеть и глухие слышать, как расслабленные и разбитые параличом вставали с носилок, на которых их принесли, и уходили, славя Бога. Все это должно было произвести на детские, неиспорченные еще фарисеями души необычайное впечатление, и они после каждого исцеления восторженно кричали: осанна Сыну Давидову!
Слышали это первосвященники, книжники и фарисеи. Не дерзая взять Иисуса для исполнения приговора синедриона, они, в бессильной злобе, пытались ослабить значение этих неподдельных детских восторгов и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Ведь это дети, ничего не понимающие: похвала их ничего не стоит.
Иисус отвечал им: «Да! Слышу; но понимаю эту радость детей не так, как вы; разве вы никогда не читали сказанное Давидом: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф. 21, 16 ).
В восьмом псалме воспевается величие Бога, сознаваемое всеми на земле настолько, что даже младенцы и грудные дети славят имя Его: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс. 8, 2–3 ).
Удаление в Вифанию
Изобличенные опять в непонимании Писания, злобные иудеи замолчали. Иисус же, не желая продолжать с ними объяснения, оставил их и, по случаю позднего времени, вышел из города и пошел опять в Вифанию в сопровождении Апостолов. Пришли они в Вифанию, вероятно, довольно поздно, когда уже было темно, так как, проходя мимо осужденной утром смоковницы, Апостолы не отличили ее от других смоковниц, стоявших еще без листьев, не заметили, что она засохла. Это было в понедельник.
Засохшая смоковница
На другой день утром, когда Иисус с Апостолами шли из Вифании в Иерусалим и проходили мимо той смоковницы, все увидели, что она засохла до корня. Собственно засохла она, по свидетельству Евангелиста Матфея, тотчас же после произнесенного Иисусом осуждения, но заметили это Апостолы только теперь, на другой день (во вторник) поутру. Вспомнил Петр сказанное Иисусом вчера и сказал Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла ( Мк. 11, 21 ). В этом возгласе слышалось удивление, что смоковница засохла, и так скоро.
Речь Иисуса о силе веры
«Не удивляйтесь тому, что смоковница засохла, – сказал им Иисус, – истинно говорю вам, что если вы будете иметь сильную веру, не допускающую никаких сомнений, то сделаете больше того, что сделано Мной со смоковницей; сила вашей непоколебимой веры преодолеет все препятствия, какие встретятся вам при исполнении воли Божией; и если бы потребовалось, чтобы гора эта поднялась со своего места и ввергнулась в море, то знайте, что даже и это, кажущееся вам совершенно невозможным, чудо может свершиться».
О власти чудотворения
Неверующие спрашивают: «Отчего же ни Апостолы, ни Сам Иисус не сдвинули с места ни одной горы?» Кто мог воскресить разлагавшийся труп, Кому повиновались бури и волны морские, Кто словом Своим исцелял все болезни, Кто Сам, будучи мертвым, воскрес, – Тот, несомненно, обладал властью и горы перестанавливать с места на место, и в действительности переставил бы, если бы это было необходимо. Власть чудотворения Он передал Апостолам, и они совершали чудеса, как это видно из второй книги Евангелиста Луки Деяния Апостолов. Но власть эта была дана им не для забавы праздных зевак, а для исполнения воли Божией; не было воли Божией, чтобы они сдвинули гору с места, не представлялось в этом надобности – они и не думали о совершении такого чуда.
Относительно власти чудотворения надо заметить, что Апостолы и другие святые люди, обладавшие ею, творили чудеса не своей силой, а силой Бога: Сам Бог творил чудеса по молитвам их, а не они, ибо властью всемогущества обладает только Бог. Апостолы получили власть чудотворения еще тогда, когда посланы были на проповедь; однако, после того, они потерпели неудачу в исцелении бесноватого отрока, ибо не обладали в то время непоколебимой верой во всемогущество Даровавшего им эту власть ( Мф. 17, 19 ; Мк. 9, 28 ). Думается, что если бы Иаков и Иоанн призвали огонь с неба на негостеприимных самарян ( Лк. 9, 54 ), то огонь не сошел бы, ибо, как объяснил им Иисус, власть чудотворения дана им для совершения добрых дел, а не для наказания грешников. А это приводит к заключению, что творит чудеса только Бог, как по Своему непосредственному усмотрению, так и по молитвам людей, выдающихся особенной праведностью, святостью своей.
Думаю, что кстати будет сказать здесь и о чудотворных иконах. Некоторые из мало развитых людей верят, что сама икона творит чудеса. Но такое мнение не только ошибочно, но и опасно. Ошибочно оно потому, что иконы как изображения Спасителя, или Богоматери, или святых людей, не могут обладать всемогуществом, властью господствовать над силами природы. Опасно же оно потому, что может выродиться в поклонение иконам как Самому Божеству. Мы чтим святые иконы, и в этом нет никакого греха (как ошибочно думают некоторые сектанты). Но если мы будем думать, что не Бог совершает чудо по молитвам людей, молящихся перед чудотворной иконой, а сама икона, то это будет нарушение второй синайской заповеди.
Множество чудес совершает Господь по молитвам людей даже и грешных, и совершает их ежедневно, постоянно; но мы не замечаем их или, не понимая милости Божией, принимаем их не за чудо, а за нечто обыкновенное, должное. Обращает же наше внимание только чудо, совершенное всенародно, на виду у всех, чудо несомненное. Потому-то Господь и совершает их перед некоторыми особенно чтимыми иконами, называемыми поэтому чудотворными; совершает их Господь, чтобы напоминать грешным людям о Своем милосердии и призывать их к Себе.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»