Что будут строить на улице
ПИК может построить крупный торговый центр на юго-востоке столицы
Структура группы ПИК приобрела права на 3 га земли на Зеленодольской улице в Кузьминках, рассказали два консультанта, работавшие с участниками сделки. По их словам, на этой территории сейчас находится в том числе бывший филиал универмага «Москва» (5450 кв. м), он же ТЦ «Зеленодольская, 44».
На его месте компания планирует построить современный торгово-развлекательный центр, говорят собеседники «Ведомостей». По данным Росреестра, земля и расположенный на ней объект недвижимости принадлежал фирме «Афганец», которая еще в 2018 г. была признана банкротом.
Все ее имущество спустя год приобрела компания «Астрейд групп», заплатив за него чуть менее 400 млн руб. 10 февраля 2021 г. ее собственником стало АО «Альянс ФТК». Его гендиректор Максим Слабинский ранее руководил фирмой «Специализированный застройщик «Озерная, 44», которая выступает девелопером жилого комплекса «Мичуринский парк». Этот проект входит в портфель ПИК. Представитель группы от официальных комментариев отказался.
ПИК – крупнейший девелопер жилья в России. По собственным данным, в прошлом году компания ввела в эксплуатацию в общей сложности 2,4 млн кв. м недвижимости. Выручка группы за первое полугодие 2020 г. составила 138,5 млрд руб. Основные акционеры группы – Сергей Гордеев (59,3%) и ВТБ (23,1%).
У Гордеева есть собственные проекты в сегменте коммерческой недвижимости. Структурам бизнесмена принадлежат, к примеру, торгово-развлекательные центры Columbus (278 000 кв. м) около ст. м. «Пражская» и «Саларис» (310 000 кв. м) в новой Москве. Кроме того, бизнесмен строит на площади Павелецкого вокзала комплекс «Павелецкая плаза» на 73 000 кв. м. Впрочем, площадку в Кузьминках приобрела сама группа ПИК, уточняют источники «Ведомостей». Ее рыночную стоимость управляющий партнер Colliers International Николай Казанский оценивает в 1,2–1,3 млрд руб.
И покупает, и продает
Основной акционер ПИК Сергей Гордеев может продать ТРЦ Columbus, рассказывали осенью прошлого года консультанты по недвижимости. Основным претендентом на этот объект они называли компанию Malltech, которая специализируется на управлении торговыми центрами и складами и принадлежит топ-менеджерам «Росеврогрупп» и банку Goldman Sachs. Рыночная стоимость Columbus на тот момент оценивалась в 40–50 млрд руб. На какой стадии сейчас находится эта сделка, неизвестно.
У нового торгово-развлекательного комплекса уже есть несколько серьезных конкурентов в этом районе, отмечают опрошенные «Ведомостями» консультанты. Он будет находиться прямо между центрами «Будапешт» и «Высота». Однако их совокупная арендопригодная площадь в 2 раза меньше, чем у планирующегося комплекса, отмечает Малахатько. Она напоминает, что обеспеченность Кузьминок торговыми площадями сейчас составляет 400 кв. м на 1000 человек, тогда как в среднем по Москве этот показатель 511 кв. м. Кроме того, в зоне этого объекта сейчас проживает почти 500 000 человек, так что она считает, что комплекс будет востребован.
С ней согласна и директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина, которая добавляет, что только в 15 минутах ходьбы от будущего центра проживает 70 000–80 000 человек и есть потенциал роста населения за счет нового строительства по программе реновации.
Казанский называет возведение нового крупного комплекса в Москве позитивным сигналом для рынка торговой недвижимости, особенно для инвесторов, которые на фоне пандемии коронавируса и сложной ситуации в ритейле в 2020 г. заняли выжидательную позицию.
Московские стройки: рост продолжается
Департамент строительства подвел итоги 2021 года
За счет городского бюджета в 2021 году Департамент строительства построил 158 объектов общей площадью более 2,75 млн квадратных метров. Об этом рассказал глава Депстроя Рафик Загрутдинов. 138 объектов общей площадью 2,386 млн квадратных метров уже введено в строй, еще 20 будут сданы до конца года. В уходящем году удалось ввести ровно вдвое больше площадей, чем в 2020-м, когда прирост составил 1371,8 млн «квадратов».
Строительство Северо-Восточной хорды активно велось весь год. Фото: АГН «Москва»
По словам Загрутдинова, тенденция к росту продолжится и в 2022 году: запланировано ввести 174 объекта общей площадью почти 3,7 млн квадратных метров, а также 83 км дорог, 19 искусственных сооружений (мостов, эстакад), 11 пешеходных переходов и 7 станций метро. Планируется, что в наступающем году будет введено на 34% больше площадей, чем в уходящем.
Дороги, которые мы воздвигаем
— Уже сейчас план Департамента по строительству дорожно-мостовых объектов выполнен в полном объеме, причем со значительным перевыполнением, — отметил Рафик Загрутдинов. — В эксплуатацию мы успешно ввели 61,8 километра дорог — это перевыполнение плана, изначально намечалось сдать 57,7 километра. Построено 32 искусственных сооружения — план перевыполнен ровно вдвое, в начале года предполагалось построить 16. Пешеходных переходов, при плане в 14 единиц, построено 20.
Одним из важнейших и наиболее объемных объектов уходящего года стала Северо-Восточная хорда, подчеркнул глава Депстроя. В 2021 году был введен участок этой магистрали от Открытого до Ярославского шоссе, включая развязку на пересечении с проспектом Мира. Совсем недавно, в декабре, поехали автомобили по эстакаде основного хода СВХ от станции метро и МЦК «Ботанический сад» до Сельскохозяйственной улицы. Заработала транспортная связка Северо-Восточной и Северо-Западной хорд в районе Дмитровского шоссе — Большой Академической улицы. Открылась и развязка СВХ с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе.
В других частях города также появились востребованные транспортные объекты. В частности, на участке Юго-Восточной хорды между Рязанским проспектом и ТТК появился новый путепровод через железнодорожные пути МЦД-2. На Волоколамском шоссе реконструировали мост через реку Сходня — его открывали с участием мэра Москвы Сергея Собянина, сейчас идет демонтаж временных мостов по бокам трассы. А за МКАД — около железнодорожной платформы Жаворонки — построили путепровод через пути Белорусского направления (МЦД-1).
В 2022-м работа продолжится прежними ударными темпами. Так, будет завершено строительство 83 км улично-дорожной сети, 19 искусственных сооружений, 11 пешеходных переходов. Основные объекты, которые намечено сдать в следующем году, это реконструкция улицы Ивана Франко и Старо-Рублевского путепровода, развязка МКАД и Осташковского шоссе, основной ход Северо-Восточной хорды между Алтуфьевским и Дмитровским шоссе и участки Юго-Восточной хорды и Южной рокады.
— Не менее активно идет строительство под землей, — добавил Рафик Загрутдинов. — С начала 2021 года ввели в эксплуатацию почти 25 км линий и 12 станций, в том числе реконструированную «Каховскую», которая начала работу в рамках Большой кольцевой линии. А в 2022 году завершится строительство семи новых станций БКЛ — «Марьина роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар». Войдет в строй и реконструированная Каховская линия, которая заработает в составе БКЛ. Большое метрокольцо — один из приоритетных объектов строительства в столице, это важнейший элемент нового транспортного каркаса мегаполиса.
Новая сцена «Уголка Дурова». Фото: АГН «Москва»
Жилье — для людей
— В рамках программы реновации уже построено 169 новых домов, из них в 2021 году — 77, — рассказал глава Департамента строительства. — Больше всего жилых домов — 14, общей площадью 267,2 тысячи квадратных метров, — введено в строй в ЮВАО. 66 старых пятиэтажек демонтировано самым современным методом, при помощи технологии «умного сноса», которая минимизирует ущерб окружающей среде. 26 из этих домов разобраны так в этом году.
По словам чиновника, с начала года передан жителям уже 61 дом по программе реновации. Большинство этих домов находится в ЮВАО и ВАО (в каждом округе по 14 домов). Новоселами уже стали почти 8500 семей, или около 22 тысяч человек, подчеркнул Загрутдинов. Еще 800 семей получат ключи от новых квартир в последние дни декабря.
— Планы на 2022 год еще более амбициозные, и эти амбиции оправданны, — заявил глава Депстроя. — Планируется ввести более миллиона квадратных метров жилой недвижимости по программе реновации, начать переселение около 40 тысяч участников программы. Напомню, что речь идет о комплексном обновлении городской среды, это сложнейшая социально значимая работа. В программу реновации входят такие вещи, как перекладка коммуникаций, благоустройство районов и отделка самого жилья по современным стандартам.
К здоровью, знаниям, радости
— Социальная инфраструктура — еще одна ключевая сфера деятельности департамента, — добавил Рафик Загрутдинов. — Так, в 2021 году в Москве сдано шесть новых объектов здравоохранения общей площадью почти 70 тысяч квадратных метров. В их числе детско-взрослая поликлиника в Нагатинском затоне, учебно-лабораторные корпуса на проспекте Вернадского, инфекционный комплекс на 100 коек в больнице в Коммунарке. Возведены две подстанции скорой помощи — в центре, в Даниловском районе, и в поселке Московском (Новая Москва).
— До конца года планируется завершить строительство еще трех объектов общей площадью 36,3 тысячи квадратных метров, — отметил чиновник. — Это роддом на 130 коек и амбулаторный комплекс в Коммунарке, а также медицинский корпус для больницы имени Ерамишанцева.
Планы на 2022 год и в этой сфере значительно выше, чем в уходящем году. Намечено сдать 25 больниц и поликлиник общей площадью более 450 тысяч квадратных метров, в том числе 16 поликлиник, семь больничных корпусов, подстанции скорой и многофункциональный медицинский центр в Сколкове.
— Сколковские объекты для Москвы во многом уникальны, — подчеркнул Загрутдинов. — Это не только медицинские услуги высочайшего класса, но и трансфер новых технологий, в том числе зарубежных. В следующем году планируется приступить там к строительству еще трех объектов общей площадью почти 57 тысяч квадратных метров: это реабилитационный комплекс, центр ядерной медицины и университетский госпиталь.
Не меньшее внимание строители уделяют и образовательным объектам: в 2021 году, по словам главы департамента, ввели в строй семь объектов образования на 4150 мест: это 2 школы, 3 учебных корпуса, два блока начальных классов. Еще два объекта сдадут «под ёлочку» — до конца декабря: это учебный корпус на 400 мест в Кунцеве и школа на 500 мест на улице Цандера (Останкино).
— В 2022 году планируется построить 22 объекта образования, в общей сложности на 8300 мест. 32 объекта сейчас находятся в стадии строительства. Практически все объекты, которые мы предполагаем сдать следующим годом — не только в образовании, но и в других областях, — это задел, то есть объекты, работы по которым уже в разгаре. Так что в их сдаче мы уверены.
— В области спортивных объектов в этом году сданы пять, — рассказал Рафик Загрутдинов. — Это объекты-«изюминки» общей площадью более 48 тысяч квадратных метров. Это ФОК для людей с особенностями здоровья в Коломенском проезде, спорткомплекс в Митине с первым в Москве биатлонным тиром, многофункциональный спорткомплекс в Мневниковской пойме, спортклуб «Самбо-70» на улице Губкина и новый ФОК «Красный Октябрь».
— Еще 18 объектов сейчас в стадии строительства, по ним в 2022 году предусмотрено финансирование в размере более 10 млрд рублей по адресной инвестиционной программе правительства Москвы, — отметил чиновник.
Наконец, строители уже ввели в строй в этом году два уникальных объекта культуры: новую сцену «Уголка Дурова» и здание детского музыкального театра на улице Макаренко. А до конца года откроются долгожданные мост и новый главный вход в Московский зоопарк. Новые культурные объекты будут открываться и в 2022 году; это культурно-досуговые центры в разных районах Москвы, возрожденные оранжереи в Царицыне и другие объекты. Это не менее важно, чем жилье, транспорт и больницы, хотя бы потому, что культурные учреждения дарят людям радость, а без радости в большом, как и в маленьком, городе не прожить.
Реновация, метро и хорды: что построят в Москве в 2021 году
В Москве в 2020 году построили свыше 9,3 млн кв. м недвижимости, из них 4,2 млн кв. м — жилье. Было сдано более 155 км новых дорог, среди них, например, новая вылетная магистраль — проспект Генерала Дорохова, а также дороги для обслуживания инфекционного госпиталя в Вороновском и дублер Калужского шоссе. В уходящем году первых пассажиров приняли семь станций метро. Почти за месяц буквально в чистом поле был построен госпиталь для борьбы с COVID-19 в поселении Вороновское в Новой Москве.
В 2021 году большая стройка в столице продолжится. В планах — строительство 1 млн кв. м жилья только по программе реновации, открытие 11 новых станций метро и спортивных и культурных объектов. «РБК-Недвижимость» рассказывает о главных строительных планах Москвы на будущий год.
Метро
Метростроение, как и в предыдущие годы, в 2021 году продолжит активно развиваться. За год в столице планируется построить 28,3 км новых линий метро и 11 станций. По словам главы столичного Стройкомплекса Андрея Бочкарева, ключевым проектом в следующем году останется строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). На Большом кольце откроются девять новых станций — «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Калужская», «Зюзино», «Улица Новаторов», «Терехово» (прежнее название — «Мневники») и «Кунцевская». Полностью замкнуться БКЛ должна в 2022 году.
Метростроители продолжат работу по продлению существующих линий: Сокольнической — до станции «Новомосковская», Люблинско-Дмитровской — в район Северный, Калининско-Солнцевской — во Внуково, Арбатско-Покровской — в Гольяново и строительство новых радиусов — в Коммунарку, Троицк и Рублево-Архангельское. В 2021 году начнется строительство Бирюлевской линии метро.
Большая кольцевая линия метро (БКЛ) должна соединить все радиальные ветки московского метро на удалении до 10 км от Кольцевой линии. С нее можно будет пересесть на другие линии метро (19 пересадок), МЦК (четыре пересадки), МЦД (шесть пересадок) и на станции железной дороги (11 пересадок). Строительство Большого кольца — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
Еще один масштабный транспортный проект Москвы — это Московские центральные диаметры. В 2021 году планируется завершить строительство пяти новых станций МЦД и реконструкцию девяти существующих. Во втором квартале 2021 года должны открыться станции «Аминьевская» на Киевском направлении МЖД (перспективный МЦД-4), три станции на МЦД-2 — «Печатники», «Щукинская», «Марьина Роща». На конец 2021 года запланировано открытие станции «Минская» на Киевском направлении МЖД (перспективный МЦД-4).
Мосты и подземные переходы: Сельскохозяйственную улицу реконструируют
Участок Сельскохозяйственной улицы от Северо-Восточной хорды до Юрловского проезда реконструируют в ближайшие годы. Сейчас город готовится искать подрядчиков для проектирования.
«Мы планируем в ближайшее время приступить к проведению проектно-изыскательских работ по реконструкции Сельскохозяйственной улицы, — сообщил глава Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. — Сейчас проводим торгово-закупочные процедуры по определению подрядной организации. Проектирование планируем завершить в течение восьми месяцев».
Победителю конкурса предстоит спроектировать мосты через реки Лихоборку и Яузу, внеуличные пешеходные переходы, переустройство инженерных сетей и коммуникаций. Кроме реконструкции самой Сельскохозяйственной улицы в план войдут участки улиц Вильгельма Пика и Декабристов. Работы пройдут и на участке от Проектируемого проезда № 1 до улиц Декабристов и Олонецкой.
Вдоль Сельскохозяйственной улицы появятся боковые проезды. Помимо этого, построят четыре проектируемых проезда, реконструируют Олонецкую улицу от Березовой аллеи до Проектируемого проезда № 4 и построят два подземных пешеходных перехода — у дома 39, строения 9 и у дома 42, строения 1 на Сельскохозяйственной улице. Оба они будут оборудованы пандусами и лифтами.
До конца 2023 года в Москве планируют построить 266 километров дорог, 88 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода. За этот период также завершат строительство Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады.
Как будет выглядеть станция метро «Улица Строителей»
Москомархитектура одобрила дизайн станции «Улица Строителей» будущей Троицкой линии метро. Ее оформят в светло-серых тонах с яркими желтыми вставками. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Станция будет мелкого заложения. Ее построят вдоль Ленинского проспекта на пересечении с улицами Строителей и Панферова.
«Станцию украсят колонны-галочки с яркими желтыми вставками — это смелое современное решение, кроме того, явная отсылка к строительным креплениям. Такие можно увидеть на подъемных кранах, например. Светильники на потолке образуют непрерывную линию. Также осветительные приборы размесятся в черных декоративных конструкциях над зонами посадки-высадки пассажиров. Наземные павильоны будут иметь оригинальный входной портал с г-образной аркой, облицованной металлическими панелями желтого цвета», — рассказал Сергей Кузнецов.
Наклонная облицовка колонн, по задумке авторов, будет ярко-желтого цвета, путевые стены и пол выложат белым мрамором и черным гранитом.
В центре кассового зала возведут прямоугольные колонны с темными металлическими панелями. Пол и потолок облицуют светло-серым гранитом, а стены — белоснежным мрамором. За счет цветового решения вестибюль будет выглядеть неброским и в то же время неординарным.
Общая площадь станции составит около 17 тысяч квадратных метров.
«Улица Строителей» станет одной из 16 станций будущей Троицкой линии метро, строительство которой началось в 2018 году. Открытие нового участка метрополитена снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, сократит интенсивность движения автомобилей по прилегающим улицам, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию на юго-западе столицы.