Что бухгалтер проверяет в договорах
Памятка для бухгалтера, заключающего договоры с контрагентами
Данную статью подготовила бухгалтер из города Ливны Екатерина Мотина, которая известна пользователям нашего портала как First-rite.
Вводная часть
Руководители многих малых предприятий экономят на должности юриста, взваливая дополнительные обязанности на главного бухгалтера. Как минимум эти обязанности заключаются в составлении договоров. В свою очередь, бухгалтеры не утруждают себя изучением тонкостей законодательства и повсеместно используют типовые формы, огромное количество которых содержится в интернете. Однако договор — это важнейший этап в установлении гражданских прав и обязанностей. Это документ, фиксирующий факт достижения соглашения сторонами. Именно пробелы и неточности в договорах дают налоговикам широкие возможности для доначислений, о чём свидетельствует обширная арбитражная практика.
Кроме того, бухгалтеры нередко забывают в письменном виде фиксировать дополнительные соглашения или изменения к договорам, что зачастую приводит к налоговым спорам. Так, налоговые органы считают, что получить вычет при возврате аванса налогоплательщик вправе только при наличии соглашения о расторжении договора (основание — п. 5 ст. 171 НК РФ). И, несмотря на наличие большого количества положительной для налогоплательщиков судебной практики, отсутствие вышеупомянутого соглашения есть явный налоговый риск.
В данной статье я хочу рассмотреть основные моменты, на которые бухгалтеру необходимо обратить внимание при самостоятельном составлении договора.
Шаг № 1: проверяем контрагента
С недавних пор бизнесу вменили в обязанность проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагента, толком не объяснив, что же это значит (законодательство не содержит подобных терминов). Ясно, что данное понятие базируется на принципах разумности и добросовестности. Поэтому, прежде чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения налогоплательщик должен как можно больше узнать о своем бизнес-партнере.
Крупные компании, как правило, запрашивают бумаг больше, чем банк, выдающий многомиллионный кредит. Это копии учредительных документов, копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, копии лицензий, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры и счета-фактуры, протоколы собраний учредителей и копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера. На мой взгляд, это излишне, о чем свидетельствует и арбитражная практика.
Ее анализ показывает, что существуют всего четыре момента, которые могут свидетельствовать, что компания действовала без должной осмотрительности:
1. Отсутствие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ или регистрация юридического лица по утерянному паспорту либо на недееспособного гражданина;
2. Отсутствие бизнес-партнера по указанному адресу;
3. Подписание документов лицами, не наделенными такими полномочиями;
4. Регулярное предоставление контрагентом «нулевой» отчетности.
Документы, подтверждающие должную осмотрительность
Шаг № 2: выбираем вариант заключения договора
В подпункте 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса сказано, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме (простой или нотариальной).
Договоры заключаются следующими способами:
— путем составления одного документа, подписанного сторонами;
— путем обмена документами с помощью средств связи;
— путем совершения конклюдентных действий.
Первый вариант самый надежный и распространенный. Более того, для отдельных договоров закон прямо устанавливает обязанность их заключения именно таким способом. Среди них, например, договор купли-продажи недвижимости (ст. 549 ГК РФ), договор аренды зданий и сооружений (ст. 651 ГК РФ).
При заключении договора путем обмена документами следует помнить: должна быть возможность достоверно установить, что документы исходят от стороны по договору. Здесь самый оптимальный вариант использовать почтовую связь. Иногда контрагенты предлагают обменяться договорами посредством факса и электронной почты. Лично я такой вариант не приемлю, поскольку возникнут реальные сложности с доказательством того, что договор отправлен именно контрагентом. Еще один существенный минус — факсимильная подпись на договоре. Чтобы она была «законной» ее надо предусмотреть в договоре (постановления ФАС Уральского округа от 24.11.09 № Ф09-9173/09-С2, ФАС Московского округа от 05.02.07 № КГ-А40/13863-06).
О заключении договора путем совершения конклюдентных действий можно говорить в следующей ситуации. Компания направляет в адрес потенциального контрагента письмо с предложением заключить договор поставки с указанием точного количества и ассортимента товара. Не отвечая на письмо, контрагент отгружает товар в соответствии с оговоренными параметрами. Здесь имеет место оферта и акцепт (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Этот вариант, на мой взгляд, больше подходит для разовой сделки. Кроме того, закон требует, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, в противном случае договор будет считаться не заключенным. Это означает, что отгружено должно быть строго то количество товара (и в том ассортименте), которое оговаривалось в письме о договоре поставки.
Не следует забывать и о протоколе разногласий. Как я уже писала, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если в ответе дается согласие заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, такой ответ не может считаться акцептом. Здесь имеет место отказ от акцепта и предложение новой оферты. Договор будет считаться заключенным по достижении соглашения по всем ключевым моментам, т.е. после согласования разногласий (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.06 № Ф04-7033/2006). В окончательном варианте договора желательно, чтобы стороны подписали отдельный протокол согласования разногласий, в котором излагают одни и те же условия в редакции каждой из сторон договора или хотя бы отметили те условия, которые в итоге были приняты как действующие.
Завершая разговор о способах заключения договора, хотелось бы отметить еще вот что. На практике контрагенты очень часто не соблюдают простейшее правило предосторожности, нарушение которого привести к серьезным проблемам. Я говорю о необходимости прошивать многостраничные договоры. Договор нумеруется, сшивается, место сшивки заклеивается, указывается количество страниц, и данная информация скрепляется подписями и печатями. Делается это для того, чтобы ваш недобросовестный контрагент не мог внести в договор неоговоренные изменения. Но можно обойтись подписью и печатью на каждой странице договора.
Шаг № 3: подписываем договор
В подавляющем большинстве случаев договор подписывает руководитель. Только он имеет право действовать без доверенности, все остальные лица при подписании договора обязаны иметь надлежащим образом оформленную доверенность. Отсутствие на доверенности любого из обязательных реквизитов делает ее недействительной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 186 ГК РФ, срок действия доверенности не может превышать трех лет. Поэтому если ваш контрагент впишет больший срок, доверенность будет считаться выданной сроком на один год. То же самое происходит в случае, когда контрагент вовсе не указывает срок действия доверенности.
Обязательно прочтите, какими полномочиями, согласно доверенности, наделено лицо. Они должны быть четко сформулированы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.09 № Ф04-5669/2009).
На практике нередки ситуации, когда руководитель организации выступает ее контрагентом. И здесь возникает вопрос: правомерно ли заключение такого договора? Судебная практика склоняется к следующему: если директор не является одновременно учредителем организации проблем быть не должно, но если директор, единственный учредитель и контрагент — одно лицо, сделка с большой долей вероятности будет признана недействительной (постановление ФАС Уральского округа от 01.03.07 № Ф09-1319/07-С5). Основание: в рассматриваемой ситуации организация и исполнительный орган — это одно целое. Соответственно все действия, совершаемые лицом в отношении организации, совершаются им в отношении себя самого, что согласовывать абсурдно. Не бесспорно, но пока так.
Моменты, которые требуют особого внимания
1. Договор положено хранить не менее четырех лет с момента его исполнения. Обратите внимание: именно исполнения, а не заключения.
2. Следует скрупулезно соблюдать все условия договора. Любые отступления или изменения условий должны быть документально оформлены.
3. Соответствие дат. Дата сделки не может быть раньше даты заключения договора (если договор не имеет обратной силы). Директор не мог подписать договор, если в этот день был в командировке; если организация не работает 1 января, то вряд ли договор может быть подписан в этот день и т.п.
4. Соответствие времени и места. Не может руководитель подписать в один день три договора — один в Москве, другой в Новосибирске, третий в Казани.
5. Номер вашего договора должен быть идентичен номеру договора контрагента. Хоть это и не закреплено законодательно, но лишние судебные споры из-за данной неточности никому не нужны.
6. Не оставляйте в договорах пространства для домысливания. Например, договор аренды заключен на срок с 01.01.2009 г. по 29.12.2010 г. Новый договор будет заключен 31.12.2010 г. А как же 30.12.2010 г.? Вряд ли вы освободите помещение на один день.
7. Все расходы, связанные с исполнением договора обязательно пропишите в тексте. Например, в соответствии со статьей 616 ГК РФ капитальный ремонт производится за счет арендодателя. Соответственно, если капитальный ремонт за свой счет будет производить арендатор, и при этом он не отразит данный факт в договоре, налоговики не позволят списать расходы на ремонт при расчете налога на прибыль.
8. Название и содержание договора должны соответствовать фактически совершенной хозяйственной операции, иначе не избежать переквалификации договора.
9. Будьте осторожней с замысловатыми терминами, не рискуйте зря. Например, вместо «договора толлинга» напишите «договор переработки давальческого сырья», а вместо «договора аутсорсинга» имеет смысл заключить «договор возмездного оказания услуг».
10. Будьте внимательней с ценами. Так, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговики вправе проверять цены по внешнеторговым сделкам. На практике под контроль попадают и сопутствующие им сделки.
11. Заключение договора должно быть экономически обоснованным. Если в договоре не усматривается стремление получить экономический эффект, то есть все шансы быть обвиненными в получении необоснованной налоговой выгоды и получить клеймо недобросовестного налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.06 № А39-106/2005-81/11).
Проверка договора с точки зрения бухгалтера
Несмотря на то, что составление и проверка договора относится к работе юриста, все больше компаний не утверждают серьезные договоры до тех пор, пока на нем не будет проставлена резолюция бухгалтера. И для этого есть свои объективные причины.
Прежде всего, главный бухгалтер является едва ли не вторым человеком после директора. И это действительно так, ведь именно от работы бухгалтерии зависит то, насколько предприятие будет финансово защищено.
Начать проверку договора следует с проверки контрагента. Если он относится к числу новых клиентов организации, необходимо уделить некоторое внимание его финансовому и юридическому «прошлому». В частности, при наличии арестов имущества, судебных процессов, а также частых реорганизации, наличия задолженности по налогам и кредитам, будет являться серьезным поводом отложить на некоторое время заключение такого договора до момента полного выяснения ситуации.
Если вы уверены в компетентности и профессионализме вашей юридической службы, то можно проверить только реквизиты. Однако если такой уверенности у вас нет, необходимо провести более тщательную проверку. Предлагаем рассмотреть разделы договора по общепринятой структуре, с подробным рассмотрением наиболее важных разделов с точки зрения присутствия финансовых рисков.
Юридическая практика знает случаи, когда договор был подписан работником, уволенным из организации, или же подпись ставил работник из несуществующего в действительности дочернего предприятия.
В данном случае необходимо сверить сведения, которые указаны в копии учредительных документов фирмы-контрагента, с той информацией, которая внесена в договор.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы полномочия должностных лиц, которые подписывают документ, и их ФИО были указаны полностью.
Если сотрудник фирмы-контрагента подписывает договор по выданной доверенности, прежде всего, необходимо проверить его полномочия в вопросах права на заключение и подписания договоров, а также дату выдачи доверенности и срок ее действия.
Расчеты сторон
Если в договоре отсутствуют четкие указания на то, каким образом и в какие сроки производится оплата по договору, это вполне может привести к проблемам с платежами, а также к судебным разбирательствам.
Чтобы предупредить подобный сценарий развития событий, необходимо проанализировать указанную схему взаимных расчетов. Она должна иметь четкие формулировки, изложенные понятия не должны иметь двойной смысл.
В данном случае необходимо проверить:
Ответственность сторон
Случаи того, когда необходимо привлечь недобросовестного контрагента к ответственности, довольно нередки. Чтобы застраховать компанию от возможных убытков из-за задержки поставки товара, либо поставки некачественного товара, в данном разделе договора необходимо прописать штрафные санкции, которые будут применены к контрагенту в случае нарушения условий договора.
Изменение и расторжение договора
Наличие финансовых либо других трудностей у одной из сторон могут послужить причиной того, что в договор необходимо внести некоторые изменения, либо вовсе его расторгнуть.
Такие условия лучше всего уточнить отдельно. Особенно те, которые касаются момента одностороннего отказа от исполнения обязательств. Какие должны быть сроки для уведомления второй стороны, а также форма, в которой это уведомление должно быть сделано. Помимо этого не стоит забывать о санкциях.
Форс-мажорные обстоятельства
Очень многие считают, что это формальный пункт договора, однако участившиеся стихийные бедствия показывают, что лучше, все же, не пренебрегать им.
В этот пункт можно включить все те обстоятельства, которые могут стать причиной невыполнения обязательств по договору в конкретной местности.
Разрешение споров: арбитражная оговорка
Зачастую возникают ситуации, когда решение возникших споров не может пройти без вмешательства суда. Если ваш контрагент из другого города, то лучше заранее оговорить этот момент в договоре: в каком городе будет проходить суд, кто обязан уплачивать командировочные расходы юриста и так далее.
Лучше конечно обойтись без суда, но на всякий случай не помешает указать в договоре свой город, а также проверить, имеется ли в договоре возможность урегулирования споров до арбитража.
Список приложений
Основной договор может иметь в качестве приложений большое количество документов. Каждый из них имеет важное значение, так как отсутствие хотя бы одного вполне может стать причиной признания договора недействительным. Именно поэтому необходимо тщательно проверить пакет прилагаемых документов (спецификаций, доверенностей, техзаданий, актов и т.д.).
Реквизиты сторон
Ошибочное указание одной цифры в номере счета вполне способно отправить ваши денежные средства совершенно другому получателю. Поэтому чтобы впоследствии не тратить время и силы на возврат таких денег, лучше провести проверку правильности указанных данных до момента подписания договора.
Подписи сторон
Ставить подпись на договоре может и сотрудник, который не указан в преамбуле. В данном случае необходимо, чтобы к договору была приложена Доверенность с указанием его инициалов и фамилии, а также полномочий. Если данное условие не соблюдено, договор признается недействительным.
После проверки указанных пунктов вы можете визировать договор и отдавать его на подпись руководителю.
Визирует ли главный бухгалтер договор?
Должен ли главный бухгалтер участвовать в экспертизе заключаемых организацией договоров. В некоторых организациях считают, что помимо руководителя договор должен подписать главный бухгалтер. Но является ли это обязательным условием?
Визирует ли главбух договор?
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (далее – Закон), без подписи главного бухгалтера недействительны и не должны исполняться денежные и расчетные документы и финансовые и кредитные обязательства.
Если широко трактовать данный закон, то любой договор, в котором предусматривается порядок расчетов, исполнение денежных обязательств, должен быть подписан главным бухгалтером. Это подтверждают и подзаконные акты. В частности, в пункте 14 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н, указано, что под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Однако действительность договора (правовую силу) определяют по правилам гражданского законодательства.
Отсутствие подписи главного бухгалтера в договорах гражданско-правового характера, подписанных от имени юридического лица, не влечет ничтожность таких договоров по основанию, предусмотренному статьей 168 Гражданского кодекса как не соответствующих требованию пункта 3 статьи 7 Закона. Согласно статье 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или требованиям иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий его нарушения.
Кроме того, в соответствии с гражданским законодательством главный бухгалтер не является органом юридического лица, и положения пункта 1 статьи 53 ГК РФ не устанавливают в качестве обязательного требования к договорам наличие подписи главного бухгалтера. Требование подписывать договор от имени главного бухгалтера также не установлено ни одним из положений части второй ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров. Таким образом, если на договоре отсутствует подпись главного бухгалтера, то это ни в коем случае не влечет его гражданско-правовой недействительности.
Кто обязан быть в курсе
Однако показать договор главному бухгалтеру перед подписанием все же надо. Во-первых, именно главный бухгалтер, как правило, самый сведущий специалист в вопросах налогообложения. Участвуя в подготовке договорной документации на начальной стадии, он сможет заранее проинформировать руководство о том, какие налоговые обязательства возникнут у фирмы, какие подводные камни несет с собой та или иная форма договора, от каких условий надо отказаться, а какие, наоборот, прописать более подробно. Такая практика позволит, кроме того, избежать проблем с контролирующими органами, а следовательно, финансовых и административных санкций. Во-вторых, заблаговременная информация обо всех планируемых сделках позволит бухгалтеру контролировать процесс использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов и обеспечивать его рациональность.
Берем под контроль существенные моменты
Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, при заключении договоров необходимо учитывать, какую систему налогообложения применяет партнер. Этот момент необходимо анализировать при заключении договоров с организациями-поставщиками товаров, работ, услуг по следующей причине. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 2 данной статьи вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России при условии, что товары, работы или услуги приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения по НДС, либо для перепродажи.
Визирование договоров главным бухгалтером не является обязательным условием, но желательно с точки зрения повышения эффективности бизнеса и снижения риска налоговых последствий.
Следовательно, чем больше у предприятия организаций-поставщиков, которые являются плательщиками НДС, тем больше сумма вычетов по налогу, и тем меньшим цифрам равна общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Если поставщик применяет специальную систему налогообложения, например, упрощенную систему или систему налогообложения в виде ЕНВД, он, как известно, не является плательщиком НДС. Следовательно, такой контрагент не предъявляет НДС, а покупатель не платит налог поставщику и не отражает в учете суммы НДС, которые можно было бы предъявить к вычету (и уменьшить, таким образом, платежи, подлежащие уплате в бюджет).
Выходит, что если организация-покупатель является плательщиком НДС, при выборе поставщика ей следует заключать договоры с теми, кто также является плательщиком НДС. Если же контрагент освобожден от уплаты НДС или применяет один из специальных режимов, о налоговом вычете можно забыть.
Кроме того, следует обращать внимание на даты. В договоре должно быть прописано, какими документами будет оформлено исполнение обязательства. Для бухгалтера в этом случае будет существенной дата подписания такого документа, ведь только тогда некоторые доходы и расходы можно признать. Это относится к некоторым видам внереализационых доходов, учитываемых по методу начисления (п. 4 ст. 271 НК РФ).
Умываем руки
Весьма важным представляется вопрос о том, будет ли нести бухгалтер какую-либо ответственность за проставление своей визы в договоре, если завизированный им текст впоследствии окажется содержащим ошибку или противоречащим законодательству. Исходя из положений закона, обязанности у бухгалтера возникают тогда, когда появляются документы, связанные с совершением хозяйственных операций, иначе говоря – с деятельностью организации по исполнению уже заключенных договоров. Проверять «на безошибочность» текст договора – это в первую очередь обязанность юрисконсульта организации, поэтому проставление бухгалтером визы на договоре не может повлечь для него каких-либо юридически значимых последствий. Причем это правило распространяется не только на случаи визирования договора, но и на случаи проставления бухгалтером подписи в договоре, если такая обязанность предусмотрена внутренними документами организации.
Кто за кем?
Наиболее эффективным порядком проведения правовой экспертизы представляется следующая последовательность: юрист – главный бухгалтер – генеральный директор. Юрист анализирует договор на предмет соответствия законодательству РФ и выявления правовых рисков, бухгалтер (в сотрудничестве с юристом) выявляет возможные налоговые и бухгалтерские риски, а на подпись генеральному директору попадает договор, уже досконально проанализированный с точки зрения возможных правовых, налоговых и бухгалтерских последствий. Генеральный директор, имея полную информацию, принимает решение о целесообразности заключения договора с учетом возможных рисков и ожидаемой прибыли.
Визирование договора бухгалтером после юриста позволит, кроме того, обеспечить контроль бухгалтера за вносимыми в условия договора изменениями, поскольку встречаются случаи, когда даже незначительное изменение формулировок юристом, влечет необходимость существенных корректировок со стороны бухгалтера.
Критерий важности
Это лишь несколько аспектов, на которые должен обратить внимание бухгалтер, проводя экспертизу договора. Таким образом, ответ на вопрос, нуждается ли договор в визировании главным бухгалтером, отпадает сам собой. Безусловно, для компании и ее финансового благополучия к формированию договора важно привлекать главного бухгалтера.
При этом необходимо отличать визирование договора от его подписания. Первое действие в отличие от второго не придает договору юридическую силу. Иными словами, договор не может вступить в силу, если он подписан только бухгалтером и не подписан директором. Значение визы бухгалтера состоит в том, что он проверил текст документа (или его определенной части) на соответствие нормам законодательства о налогах и сборах и бухгалтерском учете.
Ульяна Кононенко и Ирина Гончаренко, эксперты PSB Consulting Group
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование