Что бунину является противовесом закатной цивилизации
Конспект урока по литературе «Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». (11 класс)
Литература. 11 класс. Тема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина, показать, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое.
I . Вступительное слово учителя.
— Сегодня нам предстоит разговор об одном из самых знаменитых рассказов И.А.Буни-на, в котором вам предстоит рассказать о своем прочтении этого рассказа.
Итак, первое задание более чем простое.
— Как вы думаете, справедливо ли замечание исследователя? Если да, то чем вы объясните «отсутствие поэзии» на страницах рассказа?
2. Анализ содержания рассказа по «мелким» вопросам.
1) Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? На что указывает это название рассказа?
2) В чем особенности Сан-Франциско как города?
3) Почему герой выбрал для своей деятельности именно этот город?
4) Почему герой лишне имени?
(Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Go away! Via!» («Прочь!»))
5) Чем примечательна внешность Господина?
6) Как Господин относится к своей семье?
7) Как Господин относится к работе?
8) Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?
9) Есть ли в Господине что-нибудь индивидуальное, например, любимое блюдо, фотография дочери на столике, а может он о чем-то разговаривает со своей женой или дочерью? Почему же автор не говорит об этом? Над чем он скрыто иронизирует? ( Господин подчинил свою жизнь не наслаждению, а подражанию. Он очень хотел походить на тех, кто богаче. Он пуст, его душа уже давно мертва.)
10) С какой целью путешествовал Господин? Это его личное желание – двухгодичное морское путешествие вокруг света?
3. Почему выбран корабль под названием «Атлантида»? Ваши ассоциации по этому поводу?
4. Определите ваше отношение к этому кораблю:
А) от имени капитана корабля;
Б) от имени пассажиров;
В) от имени Господина;
Г) от имени тех, кто обслуживают пассажиров.
( А) «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой пассажиров»
Б) Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»
В) Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»)
5. Выделите этапы развития сюжета. Какую сцену можно назвать кульминационной? Как финал рассказа помогает понять характер конфликта? В чем смысл появления в финале фигуры дьявола? Как композиция рассказа помогает постичь авторскую позицию? ( Композиция рассказа – частично кольцевая. Она помогает раскрыть авторскую позицию – позицию человека, который отрицает буржуазную цивилизацию, когда люди живут только внешне, а внутренне они давно уже мертвы. )
6. Работа с вопросами учебника (№10)
Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилиза ции в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Какова роль эпи зода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»?
Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»?
Писатель «наградил» своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, «на острове снова водворились мир и покой», на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собой прекрасную Италию».
II . Подведение итогов.
Пройдемся по палубам корабля, какое общее впечатление складывается. Загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
Да, пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества, своеобразный искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.
«Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».
Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Теперь писатель в полной мере использует эстетическую категорию «безобразного», чтобы в нашей памяти навсегда запечатлелась отвратительная картина. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать человека, которого никакое богатство не может спасти от последовавшего после кончины унижения. Позже мертвому даруется и подлинное общение с Природой, которого он был лишен, в чем, будучи живым, никогда не испытывал потребности: «звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене».
Домашнее задание. Прочитать рассказы «Легкое дыхание» и «Чистый понедельник»
«Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Карточка-информатор.11 класс. Тема : «Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Прочитайте материал лекции и подготовьтесь к беседе по следующим вопросам:
Кто же такой безымянный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско», отправившийся после обретения определённых сумм на счетах в престижное и дорогостоящее путешествие в Европу, к её священным камням?
Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Go away! Via!» («Прочь!»))
Бунин стал испытывать острейшую тревогу от власти мещанских стандартов, жёстких норм «счастья», «успеха», утверждавшихся и в России, и во всём мире новыми хозяевами жизни. Он видел, что жизнь превращается в механическое функционирование.
Однако Бунин отчётливо осознавал, что все — и уже сколотившие капитал, и ещё рвущиеся к деньгам — пленники золотой клетки, нового футляра, рабы одиночества. Господство идеи хищнического преуспевания превращает народ в безликую толпу, в сыпучий песок без истории, без чувства родины.
Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
Уж как, знать-то, мне по сеничкам
Не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку
Не важивати.
Выходила молода
За новые ворота,
За новые, дубовые,
За решетчатые.
Выпускала сокола,
Из правого рукава:
«полети ты, мой сокол,
Высоко и далеко,
И высоко, и далеко
На родиму сторону.
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живет,
Он грозен,сударь,грозен,
Да не милостив ко мне:
Не велит поздно гулять,
С холостыми мне играть.
Я не слушаю отца,
А потешу молодца.
Я за то его потешу,
Что один сын у отца,
Что один сын у отца,
Уродился в молодца». 1.Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя Длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства. Тематика исторических песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и моральных ценностях. Так, с глубокой скорбью отнеслись люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных крестьян, «родного батюшки»: Емельян ты наш, родный батюшка! На кого ты нас покинул? …Как остались мы, сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать… Не менее значимыми были для народа и другие провозвестники лучшей жизни — Ермак, Степан Разин, чьи подвиги и дела стали сюжетом для песен. В них восхваляются смелость и мужество, смекалка и удаль: Что возговорит Стенька Разин: «Ой ты гой еси, воевода, Пушкарей ты не турбачь же, свово пороху не трать же, Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко не убьет». Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать в строках, посвященных казакам, — «людям вольным», которых не может устрашить ни «грозен царь Иван сын Васильевич», ни «рать великая — в сорок тысячей». Исторические песни позволяют не только лучше узнать историю нашего народа. Они стали драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Заглавие произведения 1815 г. позволяет отнести текст к жанру послания, преобладающему в пушкинских лицейских творениях. Однако традиционная формула обращения к адресату, фигурирующая в зачине стихотворения, является лишь поводом для пространного монолога субъекта речи. В нем изложены «мечты, желанья, цели», которые отражают особенности мировоззрения молодого философа.
В первой строфе также указаны важные сведения о личности героя-поэта, определяющей чертой которой становится упоение «юностью златой». Об энергичности и мечтательности характера сообщается при помощи эпитета «резвый» и перифраза. Хотя субъект речи сомневается, сможет ли точно отразить на бумаге воображаемые образы, он быстро побеждает неуверенность и приступает к описанию картины «быстрой и живой».
Начало следующего эпизода дополняет автопортрет психологическими подробностями. Покой и ленивая расслабленность характеризуют настроение лирического «я» в настоящем. Его убежищем служит «хижина», скромная обстановка которой противопоставлена пышному убранству богатых домов. Отношение к владельцам последних, жизнь которых проходит в суете и заботах о приумножении доходов, обозначено оценочным эпитетом «бедные», составляющим парадоксальное сочетание с лексемой «богачи». Мудрый мыслитель убежден: счастлива судьба тех, кто нашел в себе силы «укрыться» в деревне или тихом городке, вдали от столичных искушений.
Идеальное пространство, где герой наслаждается отрадным уединением, ассоциируется с воспоминаниями детства, имеющими явные автобиографические истоки. На них указывает топоним. Автор воспроизводит узнаваемые компоненты усадебной культуры: сад, залу и кабинет в господском доме. Все они связаны с темой отдыха: в саду можно почитать в тени у ручья или заняться цветами, в столовой — пообедать в приятной компании, в кабинете — «намарать» стихи или помечтать. Деревенские сцены созданы под влиянием «Жизни Званской». Аллюзии на строки Державина становятся особенно явными в эпизоде, описывающем блюда званого обеда.
Воображаемые картины героической военной службы «философа скромного» сменяются любовными мечтаниями. Портрет томной красавицы, ночное свидание под густой ивой, зимняя поездка с прелестной спутницей — разделенное чувство вызывает восторг лирического героя. В финальных строках рождается новый мотив: если добровольное отшельничество приносит покой, то счастье возможно обрести лишь в мире, созданном силой поэтического таланта.
Тема “закатной” цивилизации и образ “нового человека со старым сердцем” в рассказе «Господин из Сан-Франциско (аналитическая беседа)»
Тема “закатной” цивилизации и образ “нового человека со старым сердцем” в рассказе «Господин из Сан-Франциско (аналитическая беседа)»
Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; культуру речи, память, способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом, совершенствованию навыков анализа художественного текста путём выявления авторской позиции; развивать умение аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, коммуникативные компетенции, критическое мышление обучающихся.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни; воспитывать у обучающихся любовь к русской классической литературе, понимание красоты и неповторимости творчества И.А.Бунина, нравственные семейные ценности, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека; внимательного, вдумчивого читателя, способного исследовать «ткань» художественного произведения; гармоничную личность с активной жизненной позицией (противоположную главному герою произведения «Господин из Сан-Франциско»), стремящуюся к взаимопониманию с миром окружающим и живущую в соответствии с общечеловеческими моральными законами.
Методические методы и приемы: аналитическое чтение, приемы сравнения, индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Оборудование: тексты художественного произведения И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Знакомство с темой и целями (тезисно) урока, работа над ней (темой).
Анализ смысла названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»: заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско».
Вопрос к учащимся ( затем обозначены арабскими цифрами ) : 1) Почему? О чем в рассказе пойдет речь? (Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться.) 2) Как можно охарактеризовать такую жизнь? (бездуховная.)
Задание: Попробуйте сформулировать значение понятий «духовность» и «бездуховность».
5) Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «господин»? С какой интонацией обычно произносят обращение «господин»? В каких отношениях находятся люди, употребляющие данное обращение? На что указывает название рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан–Франциско»? (В голосе слышится подобострастие, интонации заискивающие, угодливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя, на отношение к нему окружающих, но и на какую – то безликость, отсутствие лица.)
Работа с текстом (беседа с учениками) ( оформлена в виде таблицы для наглядности конспекта).
Как зовут героя рассказа? Его социальный статус?
Нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть.
Что мы знаем о жизни героя?
Ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец.
У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир.
«Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония».
Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня.
Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года.
У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным. Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не он сам.
Господин из Сан-Франциско не видит красоты природы. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, но которым он не в состоянии наслаждаться.
Выбор корабля Господином.
Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?
В чем смысл названия парохода «Атлантида»?
Капитан: «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой наших пассажиров»
Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»
Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»
Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги.
Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».
Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
Смысл образа капитана
«рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола… и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».
Похоже на мистику. Дьявол, наблюдающий за пароходом, вернее, один из его учеников.
Каким рисует автор портрет господина? ( элементы его портретной характеристики ).
«золотые пломбы», «серебряные» усы, лысая голова блестела, как слоновая кость, «остатки жемчужных волос», голова называется «черепом» и др;
Вид Господина вполне респектабельный, но какой- то неживой.
Что обозначает образ океана в рассказе?
Что же пытается прореветь океан (осудить автор)?
Океан безграничен, бушует, набрасывается на корабль, но даже ему не заглушить звуки оркестра.
Человеку следует быть самим собой.
Многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему так мало говорит?
Речь отрывистая, лающая, он не произносит более 2-3 слов.
В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. Все отрепетировано.
Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?
Наслаждение в путешествии, затем — в ложке супа и глотке вина.
Да. Позднее господин начинает ощущать отчаяние, когда подозревает, что жизнь вырывается из-под его контроля: приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасная качка. И сейчас предел его мечтаний – ложка супа и глоток вина.
Мечта его жизни – богатство, осуществилась, стал ли он счастливее от этого? Почему?
Погода мрачная влияла на взаимоотношения господина с женой (ссоры), болезнь дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать наслаждение, но и здесь этого не происходит, наоборот, заглавный герой (имя вынесено в заглавие) умирает.
Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?
Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создает образ главного героя в последние минуты его жизни.
Кто перед нами – еще господин или уже человек?
«. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание. »
Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая?
Унижения; богатство не спасло;
Не могут предоставить гроб, только ящик из-под содовой ( тоже одна из примет цивилизации );
Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым.
Особенность его мировоззрения
Герой уверен, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.
Можно сказать, что Господин преследует определенную цель: попытка героя упорядочить окружающий мир, жить по установленному им же плану оказывается неосуществимой.
У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.
Мир неподвластен господству отдельного человека.
Основные его черты
Самонадеянность и эгоизм («твердо уверен», имеет «полное право», «надеялся наслаждаться»).
Каково авторское отношение к герою?
И за это, и за прошедшую жизнь, в которой были и жестокая эксплуатация других людей («Прочь»), и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин, и казнит жестоко, беспощадно.
Какова роль эпизодических героев рассказа – Лоренцо и абруццких горцев?
Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии, модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живет вечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Франциско забыли, не успел он умереть.
Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой музыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истинные ценности жизни).
«Образы, имеющие в рассказе символическое значение» ( перед этим ученики должны вспомнить значение понятия «символ» )
Смыслом чего выступает в рассказе корабль «Атлантида»?
Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.
Можем ли мы утверждать, что сам Господин – некий символ того общества, в котором он родился и формировался как личность?
Олицетворение человека буржуазной цивилизации, символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга.
Образ огромного, как утес, дьявола представлен в виде какого символа?
Символ надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.
Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса. океаном».
6) Какова, по-вашему, главная проблема в рассказе?
Вывод : Главная проблема – не частная жизнь Господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природного начал в жизни ( вывод формулируется и записывается обучающимися в тетради. )
7) Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье? (Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе господина из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.)
Общий вывод ( делается совместно учащимися и учителем ):
Автор боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить «живой жизнью», где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.
К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.
Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, — символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершенность, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в ХХ веке.
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — размышление писателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и ложных ценностях, развенчание иллюзий о всесилии денег и власти, гневный упрек Человеку за его непростительную беспечность перед лицом Жизни и Смерти.
IV . Домашнее задание : прочитать рассказы И. А. Бунина «Лёгкое дыхание», «Грамматика любви» и повесть «Митина любовь». Ответить на вопросы, адресованные каждой группе ( каждый ряд – одна из трёх групп ).