Что буреет на воздухе

Что буреет на воздухе

А) Соли FeSO4 и FeCl3 образованы одним и тем же металлом, но в разной степени окисления. Соединения железа(II) проявляют основные свойства, соединения железа(III) проявляют слабые амфотерные свойства. Гидроксид железа(II) более сильное основание, чем гидроксид железа(III), осадки гидроксидов имеют разную окраску:

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

образуется серо-зеленый осадок, буреющий на воздухе,

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

образуется красно-коричневый осадок.

С помощью NaOH можно отличить друг от друга соли железа(II) соли железа(III).

Б) Соли Na2SO3 и Na2SO4 образованы одним и тем же основанием, но разными кислотами: слабой и сильной. Обе соли хорошо растворимы в воде:

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

Более сильная кислота вытесняет более слабую и неустойчивую кислоту. Появится специфический запах. Лакмусовая бумажка, смоченная водой над пробиркой будет краснеть за счет взаимодействия с выделяющимся диоксидом серы, который проявляет кислотные свойства.

При добавлении к раствору сульфата натрия серной кислоты никаких изменений происходить не будет.

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

реакция протекать не может.

С помощью H2SO4 можно отличить друг от друга соли Na2SO3и Na2SO4.

В) Соли Na2S и NаNO3 образованы одним и тем же основанием, но разными кислотами: слабой – сероводородной и сильной – азотной. Обе соли хорошо растворимы в воде.

Качественной реакцией на сульфид-ионы (Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе) является использование солей свинца:

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

выпадает черный осадок.

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

реакция не протекает.

С помощью Pb(NO3)2 можно отличить друг от друга соли Na2S и NаNO3

Источник

Химический аспект биологических объектов

Интегрированные учебно-творческие задачи

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе«Почему так происходит?» С этого вопроса начинается любая наука, в том числе химия и биология. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши ученики стали мыслящими людьми, необходимо научить их задавать себе этот вопрос постоянно.

Представленный материал содержит учебно-творческие интегрированные задания по химии и биологии, снабженные научно-популярной информацией. Каждое задание начинается с практико-ориентированного проблемного вопроса «почему?».

Содержание учебно-творческих заданий расширяет представления учащихся о химической сущности биологических объектов. Выполняя такие задания, учащиеся смогут открыть новые для себя знания, сформировать соответствующие этим знаниям умения работать с научно-популярной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

Учебно-творческие задания позволят преподавателю реализовать следующие практические цели обучения химии и биологии:

– ознакомление с веществами и раскрытие химической природы тех явлений, с которыми учащиеся встречаются постоянно;
– раскрытие химической сущности явлений в жизни растений и животных;
– демонстрация необходимости и важности применения химических знаний и методов в решении биологических проблем.

Часть 1. Химия в мире животных

Цель использования данной группы учебно-творческих заданий в процессе обучения химии: раскрытие химической сущности явлений в жизни животных.

Тема: «Основные понятия химии»

Задача № 1. Почему орел зоркий?

Информация-подсказка. У орла содержание селена в сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене составляет 100 мг.

Задание: вычислите, сколько фисташек необходимо съедать ежесуточно, чтобы восполнить суточную потребность организма человека в селене, если в 100 г фисташек содержится 0,45 мг селена. (Ответ. 2222 г.)

Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространении селена в природе.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление массы продукта по массе элемента.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в быту;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Образовательный продукт: подготовленное сообщение.

Тема: «Вывод химических формул»

Задача № 2. Почему место муравьиного укуса чешется и болит?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту HCООH, которая вызывает резкую боль.

Задание: вычислите массовые доли элементов в муравьиной кислоте. (Ответ. С – 26,08%, Н – 4,35%, О – 69,56%.)

Творческое задание. Составьте интеллект-карту темы «Основные понятия химии».

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление массовой доли элемента по формуле вещества.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение выделять главное;
– создание собственного интеллектуального продукта.

Образовательный продукт: интеллект-карта.

Тема: «Оксиды»

Задача № 3. Почему человек, входящий в Собачью пещеру в Италии, может стоять в ней довольно долго, а забежавшая туда собака погибает через несколько минут?

Информация-подсказка. Объясняется это тем, что в нижней своей части пещера заполнена углекислым газом, который не поддерживает дыхание. Углекислый газ выделяется из вулканической трещины в пещере. Поскольку он тяжелее воздуха, то скапливается в нижней части пещеры. Человеческая голова выше этой зоны, а собачья – нет.

Задание: объясните, почему углекислый газ в Собачьей пещере скапливается в ее нижней части. (Ответ. М12 = 44/29 = 1,52, т.е. углекислый газ в 1,52 раза тяжелее воздуха.)

Творческое задание. Составить карточку «Анкетные данные углекислого газа» (агрегатное состояние, запах, содержание в воздухе и т.д.).

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление относительной плотности газа по молекулярным массам.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Образовательный продукт: карточка «Анкетные данные».

Тема «Реакции ионного обмена»

Задача № 4. Почему боль утихает, если место муравьиного укуса смочить нашатырным спиртом?

Информация-подсказка. При укусах муравьев возникает чувство боли от воздействия муравьиной кислоты HCООH. Если место укуса смочить нашатырным спиртом, боль пропадает, т.к. нашатырный спирт – это гидроксид аммония, имеющий основные свойства и нейтрализующий кислоту.

Задание: составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения нашатырного спирта для уменьшения боли при укусах муравьев. (Ответ. NH4ОH + HCООH → HCООNH4 + H2O.)

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

Творческое задание. Подготовить сообщение «Химический характер житейских ситуаций» (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций нейтрализации.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Образовательный продукт: подготовленное сообщение.

Тема: «Щелочные металлы»

Задача № 5. Почему травоядные животные чаще испытывают недостаток соли, чем хищные, зачем в корм скоту иногда добавляют поваренную соль?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

Информация-подсказка. В растительной пище преобладают соли калия, поэтому в корм скоту добавляют поваренную соль, а дикие травоядные животные, например олени, отыскивают солончаковые почвы и слизывают выступающие на поверхности отложения соли.

Задание: напишите формулы солей калия. (Ответ. KNO3, KF, KJ, KBr, KCl, KNO2, K2SO3 и т.д.)

Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространении калия в природе.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение составлять формулы солей.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Образовательный продукт: подготовленное сообщение.

Тема: «Щелочноземельные металлы»

Задача № 6. Почему летом в очень жаркую погоду лучше поить кур не обычной, а газированной водой?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. У кур, в отличие от млекопитающих, нет потовых желез, поэтому в жаркую погоду теплообмен регулируется за счет повышения интенсивности дыхания, при этом из организма выделяется значительно больше углекислого газа, чем в прохладную погоду. Содержание углекислого газа в крови снижается, а это сказывается на прочности скорлупы (содержит СаСО3). Замена обычной воды на газированную позволяет несколько повысить содержание углекислого газа в организме и таким обра-
зом повлиять на прочность скорлупы.

Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Повышение прочности скорлупы».

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций, умение проводить эксперимент.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
– умение проектировать имитационный опыт.

Образовательный продукт: план проведения имитационного опыта.

Тема: «Кислород»

Задача № 7. Почему рыбы задыхаются в кипяченой воде?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухе

Информация-подсказка. Растворимость кислорода с повышением температуры уменьшается: при 0 °С она составляет 5 объемов в 100 объемах воды, а при 20 °С в 100 объемах воды растворяется 3 объема O2. При длительном кипячении из воды удаляются все газы, которые были в ней растворены, в том числе и кислород.

Задание: сколько литров кислорода растворится в 200 л воды при 0 °С и при 20 °С. (Ответ. 6 л и 10 л O2.)

Творческое задание. Составить карточку «Анкетные данные кислорода».

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление объемов прореагировавших веществ в зависимости от внешних условий.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение выделять главное;
– умение обрабатывать текстовую информацию.

Образовательный продукт: карточка «Анкетные данные кислорода».

Тема: «Галогены»

Задача № 8. Почему маленьких волчат родители вскармливают не свежим мясом, а отрыгивая часть съеденной ими пищи?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Для переваривания свежего мяса необходимо поддержание кислой среды в желудке, а у волчат соляной кислоты вырабатывается еще недостаточно. Полупереваренная взрослыми волками пища содержит необходимую кислую среду и пищеварительные ферменты, поэтому легко усваивается волчатами.

Задание: установите молекулярную формулу галогеноводородной кислоты, если массовые доли элементов в нем составляют: Н – 3,52%, Cl – 75,30%. (Ответ. HCl.)

Творческое задание. Составить развернутый план текста параграфа в учебнике.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на установление молекулярных формул химических соединений по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– умение выделять главное;
– умение обрабатывать текстовую информацию.

Образовательный продукт: составленный план текста параграфа.

Тема: «Карбоновые кислоты»

Задача № 9. Почему кровососущие насекомые (в частности, комары) быстро находят свою жертву?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Молочная кислота является промежуточным продуктом обмена у теплокровных животных. Запах этой кислоты улавливается кровососущими насекомыми на значительном расстоянии.

Задание: установите молекулярную формулу кислоты, которая помогает насекомым находить теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 40,00%, Н – 6,67%, О – 53,33%. (Ответ. С3H6O3.)

Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку для соседа по парте с алгоритмом вывода молекулярной формулы вещества по его элементному составу.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение ясно выражать свою мысль.

Образовательный продукт: составленная инструкция-подсказка.

Тема: «Углеводы»

Задача № 10. Почему дельфиньи слезы сладкие?

Информация-подсказка. Дельфиньи слезы сладкие, потому что они имеют белково-углеводный состав и содержат, в частности, сахара галактозу и фруктозу. Слезы дельфина, напоминающие по консистенции белок куриного яйца, служат смазкой, защищающей его глаза даже при быстром плавании.

Задание: установите молекулярную формулу фруктозы, которая придает дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 40,0%, Н – 6,6%, О – 53,4%. (Ответ. С6H12O6.)

Творческое задание. Сравнить (в виде таблицы) физические свойства глюкозы и фруктозы.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение сравнивать;
– умение создавать собственный интеллектуальный продукт.

Образовательный продукт: сравнительная таблица.

Часть 2. Химия в мире растений

Цель использования данной группы учебно-творческих заданий в процессе обучения химии: раскрытие химической сущности явлений в жизни растений.

Тема: «Вывод химических формул»

Задача № 1. Почему ягоды облепихи остаются мягкими на морозе?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. В состав облепихового масла входят ненасыщенные жирные кислоты: олеиновая, пальмитолеиновая, линолевая и линоленовая, а также каротиноиды и другие соединения, из-за которых температура замерзания мякоти оказывается ниже 0 °C, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими.

Задание: установите молекулярную формулу олеиновой кислоты, входящей в состав ягод облепихи, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 85,04%, Н – 2,36%, О – 12,60%. (Ответ. С18H34O2.)

Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вывода молекулярной формулы вещества по его составу.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение создавать собственный интеллектуальный продукт.

Образовательный продукт: составленная инструкция-подсказка.

Тема: «Химический элемент»

Задача № 2. Зачем в городах озеленяют улицы, в парках специально высаживают деревья?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. В природных и технологических процессах расходуются огромные количества кислорода. Пока это количество составляет лишь несколько процентов от количества кислорода, выделяемого растениями суши. Снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе приведет к изменениям интенсивности процессов жизнедеятельности различных организмов, нарушению экологического баланса. Установлено, что четыре взрослых дерева (тополь, липа и т.п.) обеспечивают суточную потребность в кислороде одного человека. Взрослый человек потребляет в сутки около 700 г кислорода.

Задание: определите, сколько кислорода в среднем выделяет одно взрослое дерево. (Ответ. 700 г/4 = 175 г.)

Творческое задание. Нарисовать плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепить умения вычислять массу с использованием пропорций.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
– умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.

Образовательный продукт: плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.

Тема: «Строение атома»

Задача № 3. Почему традиционно фиолетовые цветы сон-травы на Южном Урале имеют белый цвет?

Информация-подсказка. Цвет и форма цветков многих растений зависят от химического состава почвы. Геоботаники используют это свойство растений для поиска рудных месторождений. В частности, цветки сон-травы (пульсатиллы) обесцвечиваются при повышенном содержании в почве определенного металла.

Творческое задание. Пользуясь литературными источниками, составьте таблицу «Изменения в растениях, вызываемые избытком или недостатком химических элементов».

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение определять положение химического элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение работать с различными источниками информации;
– умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (таблиц).

Образовательный продукт: подготовленная геоботаническая таблица.

Тема: «Теория электролитической диссоциации»

Задача № 4. Почему, нарезая лук, мы так часто плачем?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Когда луковицу разрезают, соединения серы, содержащиеся в клетках лука, соединяются со специальными ферментами, под действием которых образуется чрезвычайно летучее вещество тиопропанол-S-оксид (С3H6SO). Это раздражающее вещество, обладающее слезоточивым действием. При его растворении в воде или слезах в очень небольших количествах образуется серная кислота, которая вызывает дополнительное раздражение слизистой оболочки глаза и может привести к ее повреждению.

Творческое задание. Составить развернутый план текста параграфа в учебнике.

Формируемые специальные химические умения и навыки: научиться составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, правильно обозначать заряды ионов и называть их.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– умение выделять главное;
– умение обрабатывать текстовую информацию.

Образовательный продукт: составленный план текста параграфа.

Тема: «Кислород»

Задача № 5. Почему в хвойных лесах легко дышится?

Информация-подсказка. В составе приземного воздуха в хвойных лесах обнаруживается большое количество различных терпеноидов (альфа- и бетапинены, камфен, дельта-3-карен, лимонен, терпинолен и др.), которые участвуют в процессах окисления и фотоокисления (особенно в жаркие летние дни) и приводят к повышенному содержанию в воздухе озона и аэроионов. Такой воздух благотворно действует на легочных больных, но противопоказан при астме и гипертонической болезни.

Задание: составьте уравнение химической реакции образования озона из кислорода, сравните физические свойства аллотропных модификаций кислорода. (Ответ. 3O2 → 2O3.)

Творческое задание. Написать сочинение «от имени» озона.

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения сравнивать свойства аллотропных модификаций.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение создавать собственный интеллектуальный продукт.

Образовательный продукт: написанное сочинение.

Задача № 6. Почему запасы кислорода никогда не иссякают, хотя он постоянно потребляется живыми существами, промышленностью, транспортом?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Запасы кислорода в атмосфере не иссякают, поскольку фотоавтотрофы – растения и фотосинтезирующие бактерии – выделяют его в процессе своего питания. У высших растений для создания 1 моля глюкозы с выделением 6 молей кислорода требуется 2900 кДж солнечной энергии. В умеренном климате 1 м 2 листьев за сутки поглощает 20 000 кДж, при этом эффективность фотосинтеза составляет примерно 1,2%.

Творческое задание. Создайте киносценарий научно-популярного фильма «Растительность – источник кислорода».

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать практико-ориентированные задачи.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

Образовательный продукт: киносценарий научно-популярного фильма.

Тема: «Железо»

Задача № 7. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Яблоки содержат много соединений железа (II). Их окисление приводит к образованию соединений железа (III), имеющих бурую окраску.

Задание: составьте уравнение окисления сульфата железа в присутствии перманганата калия в сернокислой среде. (Ответ. FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 = = Fe2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O.)

Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию «Свойства и применение железа».

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение составлять уравнения окислитель-
но-восстановительных реакций и уравнивать коэффициенты.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение обрабатывать текстовую информацию с использованием компьютера;
– умение создавать собственный интеллектуальный продукт.

Образовательный продукт: подготовленная слайд-экскурсия.

Тема: «Карбоновые кислоты»

Задача № 8. Почему крапива больно жжется?

Что буреет на воздухе. Смотреть фото Что буреет на воздухе. Смотреть картинку Что буреет на воздухе. Картинка про Что буреет на воздухе. Фото Что буреет на воздухеИнформация-подсказка. Растение покрыто специальными стрекательными клетками, имеющими хрупкие кончики, которые при прикосновении обламываются, а острые края клетки пронзают кожу, и в ранку попадает секрет стрекательной клетки. Чувство жжения и ожог возникают за счет действия этого секрета, содержащего, в частности, муравьиную кислоту.

Задание: установите молекулярную формулу кислоты, которая вызывает чувство жжения на коже, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 26,08%, Н – 4,35%, О – 69,56%. (Ответ. НСООН.)

Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку (алгоритм) соседу по парте для вывода молекулярной формулы вещества по его составу.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение создавать алгоритмы решения задач.

Образовательный продукт: составленная инструкция-подсказка.

Тема: «Типы химических реакций»

Задача № 9. Почему образуются «блуждающие огоньки» на болоте?

Задание: составьте уравнение химической реакции самовоспламенения метана на воздухе, которая является причиной возникновения «блуждающих огоньков». (Ответ. CH4 + 2O2 → CO2↑ +2H2O.)

Творческое задание. Написать шпаргалку для участия в «конкурсе шпаргалок» по теме «Типы химических реакций».

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепить умения записывать уравнения реакций.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение выделять главное;
– создание собственного интеллектуального продукта.

Образовательный продукт: составленная шпаргалка.

При разработке учебно-творческих заданий использовались публикации в журнале «Химия в школе», газете «Химия» (ИД «Первое сентября») и научно-популярная литература по химии и биологии.

1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2006. – 187 с.
2. Зеленин К.Н. Химия: Учебник для медицинских вузов / К.Н. Зеленин. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 688 с.
3. Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью / Т. Н. Литвинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 128 с.
4. Неорганическая химия. Энциклопедия школьника. / Гл. ред. И.П. Алимарин. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – 384 с.
5. Пичугина Г.В. Химия в технологиях сельского хозяйства. Метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
6. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е.А. Алферова, Н.С. Ахметов, Н.Н. Гара и др. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 784 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *