Что бы я хотела поменять в своей школе
Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки
От введения школьных шкафчиков до свободного внешнего вида. Мнения записала Яна Корегина, школа 112 Выборского района
От введения школьных шкафчиков до отмены учебы по субботам. «ПУ» попросил порассуждать петербургских школьников о том, каких изменений в школе им не хватает.
1. Алена Груздева, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Я бы уменьшила количество человек в классе. Идеальное количество 25, а не 30 как у нас в школе. Также, я была бы рада ввести программу «Студенты по обмену». Еще одна хорошая идея – это ввести меню для вегетарианцев и диетическое меню»
«Я очень хочу нам в школу пушистого охранника – собаку. Она смогла бы поднимать настроение ученикам. Еще одна идея, в которой меня поддержат многие – снижение цен на булочки в буфете.
Я хочу изучать французский язык, поэтому я нашла бы учителя по французскому для школы. Так как физкультура – один из моих любимых предметов, то я продлила бы уроки физкультуры и разрешила ученикам принимать там душ. Очень сложно изучать технические науки, поэтому я сделала бы распределение на гуманитарные и технические классы. Для атмосферы включала бы музыку на переменах. Отпускала бы всех учеников после каждого праздника, не только после 23 февраля и 8 марта. Во всех американских сериалах про подростков в школе есть газета, я хотела воплотить бы эту идею в нашей школе. Объявляла бы всю важную информацию через громкоговоритель, ведь так намного удобнее»
3. Маргарита Коробкина, Академическая Гимназия №56 Петроградского района
«В своей школе я бы отменила учебу по субботам, так как во многих школах нашего города дети учатся пять дней. Также я сократила бы количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Было бы неплохо убрать из расписания предметы, такие как музыка. Я хотела бы в школу шкафчики, чтобы не носить тяжелые учебники. В нашей школе слишком строго относятся к внешнему виду учеников, поэтому я облегчила бы нормы школьной формы.
Еще одна проблемы в школе – запрет на исправление оценок. Стоит ввести электронный дневник, так как мы не всегда знаем свои текущие оценки. У нас в столовой слишком сильно завышены цены на питание, я бы сделала цены более низкими. Иногда ученики забывают дома книги, поэтому я разрешила бы приносить на литературу электронные книги, ведь ко всему они намного удобнее. Чтобы не перегружать учеников я не ставила бы на каждый урок самостоятельные работы»
4. Мария Филимонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Я разрешила бы приходить в школу утром позже, например в 9 часов, а не в 8, как мы приходим каждый день. Добавила бы в кабинеты химии и физики оборудование для опытов. Установила бы удобные диваны в вестибюль и в рекреации. Начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников, таким способом давая им на самовыразиться»
5. Мария Трифонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Необъективное и порой субъективное оценивание учащихся. Я бы исключила такой подход учителей к своим задачам. Это некомпетентность. Изучение предмета только на теории, практически без практики. Такие предметы как биология, химия, физика и т.п. состоят из экспериментов и опытов. Лишение возможности познакомить детей с этой увлекательной стороной предмета является большим упущением. Представление учителей о своем предмете. К сожалению, практически каждый педагог считает свой предмет центром всей системы образования. Это влияет на требования учителя к ученикам в крайне негативном ключе.»
6. Виталия Тюленева, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Я снизила бы цены в столовой, ведь они ужасно поднялись в сравнении с другими годами. Сделала бы ремонт в некоторых кабинетах. Следила бы за тем, чтобы в туалете всегда было мыло, бумажные полотенца и туалетная бумага. Усовершенствовала оборудование (планшеты, интерактивные доски). Сделала бы первый урок в 10 утра.»
7. Даниил Верик, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Хотелось бы более молодых учителей, чтоб было проще находить общий язык. Также, было бы неплохо обновить ремонт. Некоторые учителя на уроке немного отходят от своего предмета, им стоит объяснять больше материала, который связан с их предметом»
8. Ольга Скулябина, гимназия №42 Приморского района
«Я считаю, что стоит сделать разделение между начальной и старшей школой. Порой дети бегают в хаотичном порядке и сбивают меня с ног. Меня ужасно раздражает, когда девочки проводят свое время в уборной просто так, поэтому я бы запретила им находиться там без надобности. Во время дежурства, которое проходит 40 минут (2 перемены по 20 минут) я бы предоставила дежурным стулья, ведь ноги ужасно устают»
9. Анастасия Лифинцева, ГБОУ школа №112 Выборгского района
« Я сделала бы рацион разнообразнее, добавила больше правильного питания (салаты, рис непереваренный, крупы, отварную курицу). Провела бы косметический ремонт в самой школе и на футбольном поле, потому что с годами школа потерял свой лоск. Неплохо было бы еще 9-11 классы раз в две недели возить в разные вузы и кафедры»
10. Эллина Петрова, ГБОУ школа №112 Выборгского района
11. Александра Землякова, ГБОУ школа №112 Выборгского района
«Я не совсем согласна с нашей школьной программой, поэтому ее стоит изменить. Также, я бы ввела информатику с пятого класса. Этот предмет пригодиться всем нам в будущем. В нашей школе не совсем равномерно рассчитаны часы обучения. Например, химии и физики на неделе целых три часа. По моему мнению, можно уделить хотя бы еще один час географии»
Топ-5 вещей в школе, которые учащиеся хотели бы изменить
Каждый временами вспоминает школьную пору. Для кого-то это счастливое время, а для кого-то время, в которое они никогда не хотели бы возвращаться. Во время учёбы в школе происходит много памятных событий, как хороших, так и не очень. Не зависимо от места обучения, у каждого в своё время было личное идеальное представление о том, как можно было бы изменить школу к лучшему. В современном мире, к сожалению, многие пожелания школьников воспринимаются лишь как пустые жалобы либо же вообще никак не воспринимаются. Попытки предложить изменения достаточно часто даже в наше, казалось бы, «продвинутое» время перекрываются высказываниями о том, что «раньше было намного сложнее, и никто на это не жаловался, а вы и тем более не должны». Порой это действительно лишь жалобы «ленивых» детей на то, что они просто не хотят ходить в школу или же в общем учиться. Но иногда можно услышать весьма интересные предложения от уже достаточно сформировавшихся личностей, пожелания, которые стоят внимания. Таким образом мы открываем наш топ-5 вещей в школе, которые учащиеся хотели бы изменить.
Проведя небольшой опрос среди учащихся старших классов Республики Беларусь и подведя его итоги, на первое место вышел пункт связанный с возможностью выбора изучаемых предметов, особенно в старших классах.
-Можно было бы, например, до 9 класса изучать все предметы, после этого сдавать экзамены. Уже после 9 класса ученики сами выбирают предметы, которые хотят изучать и только по этим предметам сдают экзамены. Ведь согласитесь, что, к примеру, сдавать экзамен по математике ученику, который выбрал гуманитарный профиль, как минимум странно.
-Я бы хотела, чтобы «ненужным» предметам уделялось как можно меньше времени, а основное время уходило на профильные.
Следующим пунктом является мнение насчёт школьной формы.
-Я считаю, что стоит отменить школьную форму, либо же наоборот, тут уж на вкус и цвет, как говорится, но, по-моему, лучше отменить.
-Было бы лучше, если бы ввели обязательную школьную форму, одинаковую для всех (юбка, блузка, жилетка и т.д. для девочек и отдельный гардероб для мальчиков) или же вольный стиль одежды, а не подобие официального.
-Можно было бы отменить деловой стиль, во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, на успеваемость никак не влияет.
Достаточно много ребят также сказали и про еду в столовой (некоторые питаются там далеко не бесплатно).
-Еда в столовой, очень важный вопрос. Иногда достаточно обидно, что ты просто не можешь есть то, за что ты заплатил. Конечно это относится не ко всем школам, но мне кажется, что это стоит внимания.
-Было бы неплохо, если бы в столовой был какой-то выбор. Мне кажется, если таковой будет, то и учащиеся будут питаться лучше.
Домашнее задание-привычная для всех тема. Многие родители привыкли к жалобам детей на домашнее задание, особенно учеников младших классов. Но если задуматься, то его размеры, особенно в старших классах, и правда маленькими не назовёшь. Учитывая также количество всевозможных дополнительных занятий и различных мероприятий, свободного времени остаётся достаточно мало.
-Следует сделать меньше домашнего задания, думаю тут и комментировать не надо. Иногда времени просто не хватает на всё, в добавок в школе проводятся различные мероприятия, в которых нужно принимать участие. В младших классах это ещё может быть и не такая большая проблема, но в старших это всё слишком тяжело как в физическом, так и в эмоциональном плане.
Завершающей в нашем топ-5, но не менее важной является тема взаимоотношений. Это касается как взаимоотношений между учащимися, так и между учащимися и учителями.
-Я думаю, следует проводить больше мероприятий на тему травли в школе. Возможно это и не так распространено, но в некоторых, так скажем, ситуациях это было бы очень даже кстати. Хотя проведение таких мероприятий и не является гарантией, но это, наверное, лучше, чем ничего.
-Я бы изменила отношение учителей к ученикам, касается не всех, но всё же. Иногда отношение учителя может очень повлиять на успеваемость учащихся. Здесь можно выделить несколько вариантов. Бывает, что учителя слишком требовательны, и это сложно в эмоциональном плане. Даже когда ты всё выучил и вроде как знаешь материал, то всё равно не можешь ответить из-за большого волнения. С некоторыми учителями эта проблемы исчезает со временем, но иногда такая «боязнь» может длиться достаточно долго. Слишком безразличные учителя, которым главное выложить материал не зависимо от того, понял ученик его или нет, тоже не особо хороший вариант. Может это звучит слишком требовательно, но хочется, чтобы преподаватели всё-таки находили ту самую золотую середину.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Свой TikTok и никаких линеек. Как дети хотят изменить школу
Ежегодно в первое воскресенье октября в Украине отмечают День учителя. Но так как воскресенье — выходной день, торжественные мероприятия традиционно проходят накануне, то есть в пятницу.
Отличается этот праздник от остальных школьных будней не только нарядными педагогами и букетами цветов, с которыми дети идут на уроки. Одна из традиций — на День учителя проводить праздник самоуправления. Во время него школьники берут на себя обязанности педагогов и администрации школы, а значит могут с головой погрузиться в атмосферу образовательного процесса, увидев его изнутри, и проводить уроки так, как им кажется правильным.
И раз в этот день ученики временно берут бразды правления в свои руки, «Вести» поговорили с детьми разного возраста из разных регионов Украины и узнали о том, что бы они хотели изменить в школе, будь у них на это право и возможность.
Варвара Бонк, 7-й класс, г. Львов
«Я бы сделала начало уроков хотя бы на 9 утра. Тогда бы не пришлось вставать так рано, и не хотелось бы спать целый день. А еще лучше, чтобы уроки начинались в 10:00.
И чтобы перемены были чуточку длиннее. У нас переменка длится 15 минут, а здорово было бы ее увеличить до 25–30 минут. И было бы здорово, если бы в это время в школьных коридорах играла музыка, а на большой перемене учителя проводили флешмобы. А еще было бы классно, чтобы у нашей школы появился свой TikTok-канал. Там она сразу бы стала популярной. На нем можно было бы публиковать не только новости школы, но и видеоуроки и разные интересенки образования».
Вероника Таблина, 6-й класс, г. Борисполь
«Хотелось бы, чтобы иногда вместо монолога учителей нам включали познавательные фильмы. Сегодня в интернете куча роликов, на которых тема урока объясняется гораздо интереснее, чем делает это учитель на уроках.
А еще мне безумно нравится, как в иностранных фильмах о подростках показывают их школьную жизнь. Там у них есть разные клубы и кружки внешкольного досуга. Было бы классно в школе иметь свою газету. А еще идея, которую я и своему классному руководителю предлагала, — объявлять всю важную информацию через громкоговоритель в коридоре, а не вешать ее на доску, где она теряется между других заметок».
Назар Лищук, 9-й класс, г. Харьков
«Если бы у меня была возможность, я бы в первую очередь сократил количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Например, не понимаю, зачем в средней школе такие предметы, как музыка, изобразительное искусство или основы здоровья. Это уроки, на которых просто просиживаешь или делаешь задания по другим предметам«.
Глеб Филатов, 8-й класс, г. Одесса
«Я бы убрал из школьной программы кучу никому не нужных уроков. Например, когда у нас был предмет «Основы здоровья», нас учили переходить дорогу по пешеходному переходу, рассказывали правило светофора и что опасно прыгать в озеро вниз головой. Вообще-то об этом мне мама рассказывала еще в садике. Но мы на это тратили по два урока в неделю. Лучше бы нас раньше отпускали, и я смог бы в это время сделать уроки.
А последний семестр одиннадцатого класса я оставил бы исключительно на подготовку к ВНО. Помню, как в прошлом году моя сестра и в школу ходила, и на подготовительные курсы в институт, и еще с репетитором занималась. Очень уставала. А так круто было бы, если бы мы закончили всю школьную программу одиннадцатого класса, например, к Новому году, а до мая концентрировались на четырех предметах, по которым бы сдавали тесты».
Жаннет Заможськая, 10-й класс, г. Луцк
«Первым моим распоряжением по школе была бы отмена школьной формы. Я начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников. Таким способом давая им возможность самовыражаться и креативить.
А еще я бы ввела в школьную программу экскурсии, чтобы за 11 лет объездить все самые крупные города Украины. И чтобы эти поездки финансировались школой, ведь не все семьи смогут их оплатить самостоятельно».
София Ващук, 9-й класс, г. Одесса
«Я бы совсем убрала школьную форму. Она сейчас официально отменена, но в школах дресс-код все равно присутствует. На прошлой неделе классная руководитель меня забрала с урока и отправила в магазин за средством для снятия лака. Она не пустила меня на следующий урок, пока я не смыла со своих ногтей черный лак. А если бы у меня был ши-лак? Она бы меня в салон красоты отправила? Не считаю, что маникюр каким-то образом отражается на успеваемости».
Дарья Савенко, 8-й класс, г. Белая Церковь
«Я бы хотела, чтобы в нашей школе было больше молодых учителей. С ними легко найти общий язык, они объясняют нам уроки на актуальных примерах, мы понимаем, где и когда можно применить то, что проходили на уроке.
Я вообще бы, наверное, назначала учителей методом голосования. Например, учитель проработал в школе год, а чтобы на следующий год он мог работать дальше, за него должны проголосовать большинство учеников. И вариант, что строгого учителя несправедливо уволят, тут не прокатит, потому что учитель может быть строгим, но справедливым и интересным. А если дети не любят учителя, то они и не полюбят и его предмет. В результате в классе будет несколько любимчиков, а остальные и знать не будут, как его предмет правильно называется».
Мария Велбовец, 7-й класс, г. Барвинковое
«Я бы сделала комнаты отдыха, где можно было бы спокойно сесть на лавочку или пуфик и отдохнуть на переменке, ведь в школьных коридорах никогда не хватает места. Еще бы я сделала развлекательные залы, где бы дети складывали пазлы или играли в настольный теннис.
И еще я бы обязательно отменила в школе все линейки. Это так скучно и неудобно стоять под солнцем целый час на 1 сентября, слушая, как вручают медали прошлогодним отличникам, или толпиться в душном спортзале, чтобы послушать, как нас на путь истинный наставляет какой-то депутат или спонсор школы.
А еще я бы отменила все классные часы, на которых классная целый урок отчитывает нас за плохое поведение. Вместо них я бы ввела беседы с психологом, можно было бы проводить разные тесты, решать конфликты в классе или проводить тесты по профориентации».
Кирилл Билак, 11-й класс, г. Киев
«Я бы все контрольные работы перевел в тестовые задания. Ведь при проверке развернутых ответов часто встречается необъективное и порой даже субъективное оценивание учеников. Нравится учителю мальчик-девочка — он ставит им хорошую оценку, а нет, так он всегда может ее занизить.
А еще считаю, что в школе должны оценивать не правильность результата, а сам ход мышления. В противном случае у детей возникает страх ошибки. А бояться ошибиться — неправильно, ведь только так можно чему-то научиться и докопаться до истины.
Считаю, что нужно изменить и соотношение теоретических и практических занятий по таким предметам, как биология, физика, химия. Они должны больше состоять из экспериментов и опытов, а не из конспектов под диктовку. Особенно остро ощущается эта необходимость на карантине, когда приходится верить учителю на слово, а не своими руками проводить опыт. Я понимаю, что не все школы имеют достаточно оснащенные кабинеты химии и физики, но сегодня эти опыты можно посмотреть на YouTube. Такие короткие видеоролики могут заменить десятки нудных теоретических уроков, а главное — заинтересовать школьников в этих предметах».
Я хочу, чтобы…
Материал опубликован в газете «Вести» от 1 октября №179. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
ЕГЭ убрать, ИЗО — по желанию: как школьники хотят изменить школу
О том, как изменить образование, чтобы детям было интересно учиться, пишут многие. Правда, у самих учеников мнения, как правило, не спрашивают. Поэтому наш новый блогер, школьница, решила рассказать о том, как она видит школу будущего.
Недавно прочитала несколько статей обывателей о том, какие поправки они хотели бы внести в школьное образование. Я хочу поделиться своей точкой зрения на этот счет (потому что я сама варюсь в этом котле), и узнать вашу в комментариях.
ИЗО и музыка
Художественное и культурное образование масс — безусловно, прекрасно, и сама задумка шикарная. Проблема в том, что на этих уроках почти всегда есть два варианта событий (за исключением элитных школ). Первый — дети просто ходят на ушах, издеваются над бедными изошниками и музыкантами. Второй вариант таков: на музыке дети весь урок пишут, потом еще получают письменное задание, а на ИЗО им задают какие-то нереальные рисунки и поделки на дом. И то, и то — ужасно. Поэтому предлагаю после четвертого класса отменить эти два предмета и вместо этого сделать их факультативами для творческих школьников.
Итак, пункт первый: ИЗО и музыку с 5 класса упразднить и сделать факультативами.
ОРКСЭ и ОБЖ
Вот что я предлагаю: переписать учебники по обществознанию так, чтобы ОБЖ вошел в курс по этому предмету, а все лишние параграфы убрать. И ещё добавить час (а лучше два) в неделю для общества, так как даже сейчас один урок в неделю по обществознанию — катастрофически мало, ведь большинство сдают именно этот предмет на экзаменах. Также, к сожалению, в программе по ОБЖ слишком много воды, которую нужно удалить и оставить только необходимые для жизни советы.
Южный океан, 4 полушария, насекомое — это животное. Что не так с учебниками по «окружайке»
Насчет предмета «Основы религиозных культур и светской этики», думаю, все ясно. Лично я считаю, что такие темы как религия обсуждаться в школе не должны. Просто объективно познакомить учащихся с религиями и их доктринами можно за пару уроков. А вот забивать детям голову религией и тратить на это лишние часы — нет. Обучать детей правилам поведения и этике можно на классных часах.
Пункт второй: ОРКСЭ и ОБЖ — тоже упразднить и ввести в курс обществознания и классных часов.
Про ОГЭ и ЕГЭ
Эти экзамены срочно ликвидировать. Число самоубийств и психологических болезней среди подростков растет, причем растет в большинстве своем именно из-за зловещих экзаменов, а министерству образования хоть бы хны. Вместо них стоит ввести предметные экзамены по билетам и сочинения по русскому и литературе. Для естественных и точных наук составить небольшую тестовую часть в несколько заданий.
Пункт третий: ЕГЭ и ОГЭ — запретить и ввести устные экзамены по билетам с небольшой письменной частью.
Информатика
21 век — век передовых технологий и виртуальной среды, поэтому детей информатике нужно учить хотя бы с четвертого, а желательно — с первого класса. Потому что то, что творится сейчас — полное безобразие. Информатике начинают учить только в седьмом классе! А программа? Система двоичного кодирования и рисование в Paint! Это что такое? Если со второй задачей может справиться любой первоклассник и, соответственно, этому учить подростков слишком поздно, то что по с кодами? Зачем ребенку в 12 лет система двоичного кодирования, если он (а), по вашей логике, не умеет рисовать в Paint? Что употребляют люди, составляющие эту программу?
На уроках информатики детей должны учить составлять таблицы в Excel и презентации в Word, регистрироваться в Mail, беречься от интернет-мошенников. Но точно не системе двоичного кодирования, правда.
Пункт номер четыре: переписать полностью программу информатики и начать ее учить детей пораньше.
Выбор предметов
С самими предметами разобрались, теперь осталось определиться, как их преподавать. Я считаю нужным дать ребенку с 7-8 класса право выбрать из, допустим, двенадцати оставшихся после вышенаписанного упразднения предметов, хотя бы семь, приходящихся учащемуся по душе, а остальные, даже важные, сократить в часах. Ибо скажите мне, зачем, уже сформировавшейся личности, которой нравится история и общество, травмировать свой мозг на уроках математики, которые его полностью отвращают? Зачем заставлять прирождённого биохимика учить историю? Конечно, учить математику и историю для общего развития надо, но, повторюсь, если ученику они не нужны, сократить в часах для того, чтобы дать ему поверхностные знания об этих предметах.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Перемен требуют наши сердца»: что дети хотят изменить в школе
Екатерина Алипова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Я думаю, что школы будущего будут построены на колоннах из мрамора, как дворцы знаний. Там будет несколько полян для обучения с климатическим барьером и всегда хорошая погода. Некоторых учителей, когда они болеют, будут заменять роботы. С третьего класса введут новые предметы: роботоведение, паркур, рыболовство. Сам класс — как очень большая квартира. Там приятно пахнет и стоит аквариум. Физкультурный зал — как три класса. Ученикам будет очень приятно учиться. Я думаю, такая школа понравится всем!»
Автор этого рассказа — ученик пятого класса Даниил. Но фантасмагорическим образ школы-дворца с аквариумами и роботами кажется только на первый взгляд. Если задуматься, он отражает реальные ожидания современных школьников от учебных заведений, в которых им хотелось бы получать знания и проводить большую часть дня. Каких же изменений ждут ученики от школ в будущем и о чем говорят детские фантазии? По сути, перемены, которых требуют юные сердца, можно разбить на три большие группы.
Современная архитектура и дизайн
Вика, ученица 11 класса из Подмосковья:
«Для меня идеальная школа выглядит. никак, она отсутствует (смеется). Но, если выбора нет, то сейчас я обращаю внимание на то, насколько школы комфортные и красивые. Есть ли в них зоны отдыха, стильный интерьер. Мне этого не хватает. Кажется, что все школы должны быть именно такими».
Анжелика, ученица 7 класса из Москвы:
«Школа будущего видится мне в современном дизайне, с двумя корпусами, соединенными между собой надземным переходом. Обязательно есть зеленый уголок с растениями и место, где можно поиграть в настольный теннис или просто расслабиться в уютном пространстве, посидеть и почитать, даже подготовиться к уроку».
Пока ученики начальной школы рисуют в воображении мраморные замки и «образовательные поляны» как в Древней Греции, старшеклассники мыслят более приземленно. Но суть запроса одинаковая: хочется, чтобы в пространстве школы было приятно находиться и оно радовало глаз, с чем не справляются типовые бетонные коробки.
Архитектура и дизайн школы в мечтах ребят воплощают баланс рабочего пространства и зон отдыха. Места для релаксации или, напротив, выброса энергии, обилие зелени, просторные общественные зоны — это даже не прихоть, а забота о психическом здоровье учеников.
Мария Виноградова, психолог-консультант, специалист детской и семейной психотерапии:
— За последние годы появилось немало новшеств в области гармонизации окружающего нас пространства: города украшают ландшафтные дизайнеры, современные архитекторы и реставраторы. У молодежи формируется эстетический вкус — определенный уровень зрительного и эмоционального восприятия. Кроме того, нацеленность на здоровый образ жизни (спорт, чередование работы и отдыха, правильное питание) обращает внимание детей на необходимость соответствующей инфраструктуры в школе.
При соединении эстетики и заботы о здоровье с вниманием к собственным внутренним состояниям («Насколько мне удобно и приятно место, в котором я нахожусь», «Чего здесь не хватает для полного ощущения комфорта», «Какое нововведение подошло бы под мои потребности»), дети и подростки начинают осознавать, что красота и удобство пространства важны для позитивного самочувствия и удовольствия в процессе учебы.
О том, какие идеи образовательных пространств предлагают молодые российские архитекторы, читайте в материале «Больше шалостей! Новые идеи в школьной архитектуре».
Связь учебной программы с жизнью
Вика, 11 класс:
«С недавнего времени у нас в школе появились предметы „Предпринимательство“, „Проектная деятельность“, но все они теоретические. В чем смысл изучать проектную деятельность и не делать проекты? Вот если бы на том же предпринимательстве рассказывали про финансовую грамотность, про какие-то полезные для нас лайфхаки, было бы круто.
Думаю, в школах не хватает знаний для жизни. Многим из нас нигде и никогда не пригодится теорема Пифагора. Люди выходят из школ и не знают, как жить эту жизнь, зато умеют доказывать, что треугольник — это треугольник».
«Фантаст» Даниил из пятого класса тоже упоминал, что в школе его мечты изучают роботов, а вместо физкультуры — паркур. Звучит забавно, но ход мысли тот же, что и у старшеклассницы — мир меняется, и школьные предметы не исключение. Необходимо внедрять в программу новые дисциплины, обучающие компетенциям, которые будут востребованы во взрослой жизни: прикладные навыки, soft skills. Современные дети весьма прагматичны: они хотят получать от учебы не оценки, а реальные результаты.
Мария Виноградова, психолог-консультант, специалист детской и семейной психотерапии:
— Современные дети обращают внимание на то, как устроена жизнь и что интересного есть в реальном мире. Они хотят получать не «мертвые» сведения, которые невозможно применить в окружающей их реальности, а отвечающую запросам времени информацию. Сложно не согласиться с 11-классницей Викой в том, что многие школьные знания так и остаются теоретическими, в то время как знания для жизни — в большом дефиците.
А между тем вместе с умением доказывать теорему хорошо было бы получить навык уважения к себе и к окружающим, способность оказывать и получать дружескую поддержку, строить экологичные отношения. Этих умений не хватает даже нам, взрослым! Что уж говорить про детей?
Современные учителя
Это, конечно, самое сложное, но и самое важное. Роботы из рассказа Даниила только заменяли учителей, когда те болели. То есть сам факт наличия в школе значимых взрослых не обсуждается. Вопрос лишь в том, насколько они будут авторитетны и на каком языке станут говорить с детьми.
Вика, 11 класс:
«Что я очень хотела бы поменять в школах, так это учителей, потому что сейчас очень много тех, кто знает предмет, но преподавать совершенно не умеет: не способен так объяснить и подать информацию, чтобы детям было интересно. В идеальной школе дети и взрослые общаются на одной волне и понимают друг друга».
Анжелика, 7 класс:
«Хотелось бы, чтобы учителя в школах были современные. Мне, например, очень нравится учительница по истории. Она прикольная, со своим стилем, у нее интересный Tik-Tok, и она понимает нас и наши увлечения, новые способы общения и обмена информацией, поэтому увлекательно преподает и свой предмет тоже.
Когда я говорю „современные учителя“, я имею в виду, что они преподают по новой системе, что ли: в другом формате, более увлекательном. В основном это видео, презентации с интересной подачей. Современные учителя рассказывают свой предмет, пытаясь нас заинтересовать, а не просто заставляют зубрить информацию.
Мне не нравятся учителя, которые преподают так, как когда-то давно — мама говорит, еще в Советском Союзе. А таких много, они не перестроились под новую реальность, и это очень некомфортно».
Андрей, ученик 11 класса московского лицея:
«У нас в лицее преподают очень увлеченные учителя, часто это недавние выпускники вузов, которые „горят“ своими идеями и любовью к предмету. Уроки проходят в формате лекций, минимум рутинных заданий, большой упор на творчество. Дети и взрослые абсолютно адекватные, относятся друг к другу с уважением.
Учителя много требуют, но это и понятно: весь процесс ориентирован на сознательных людей, осмысленно подходящих к своему будущему, поэтому контроль и муштра не нужны, ставка делается на искреннюю заинтересованность».
Дети и в особенности подростки во все времена ценили преподавателей, которые не закостенели в своих знаниях и методах, а готовы сами постоянно учиться и развиваться.
Речь идет не о дешевой популярности: далеко не все учителя, которые заведут себе Tik-Tok, сразу станут кумирами молодежи. Ребята тонко чувствуют фальшь. Нужна искренняя заинтересованность: желание быть с учениками на одной волне, делиться полезными знаниями, обмениваться эмоциями.
Увлеченность педагогов своим предметом, их умение говорить с детьми уважительно, не покушаться на личные границы, а также возможность применять полученные от них знания в реальной жизни — становятся все более ценными ресурсами в школе.
Мария Виноградова, психолог-консультант, специалист детской и семейной психотерапии:
— Наверное, каждый в какой-то момент обучения в школе хотел, чтобы учительница прониклась его ситуацией, могла поддержать, что-то посоветовать. К сожалению, многие педагоги все еще следуют советской системе, согласно которой учитель — безусловно авторитетная фигура, задача которой — «воспитать в учениках трудолюбие, покорность и дисциплину». Жесткие рамки приводят к формализации обучения, а значит, потере интереса и недовольству учеников.
Сегодня дети хотят видеть в преподавателе, прежде всего, неповторимую личность — живого человека,а не всезнайку, который этим кичится Хочется, чтобы он был увлечен своим предметом, открыт новой информации и разным форматам обучения. Ребята чувствуют, что такое взаимодействие обогащает их, удовлетворяя ведущую потребность возраста — познание себя и укрепление самооценки.
Учитывая это, преподавателям следует больше открываться детям не с «менторской», а с человеческой стороны. И тогда общение в школе станет более свободным, интересным и позитивным для всех.
Школы, где есть функциональный дизайн, новые форматы преподавания, осознанность в обучении и фундаментальное уважительное отношение преподавателей и учащихся друг к другу, конечно, уже существуют. С каждым годом их становится все больше, особенно в частном сегменте. Лучшие из них на слуху у родителей, даже если их собственный ребенок учится в «обычном» учебном заведении.
Но дети мечтают как раз о том, чтобы школы перестали делиться на «обычные», где ставят «двойки», вызывают родителей к директору, зубрят к контрольным и сидят за неудобными партами, и «необычные», словно из фантастического рассказа. Они хотят, чтобы школы были просто школами — «дворцами знаний», где приятно учиться, ведь «такая школа понравится всем».