Что бы я хотела изучать на информатике
Что бы я хотела изучать на информатике
Окончила ИТМО с красным дипломом, преподавала курсы моделирования, сайтостроения, программирования игр, мультипликации и компьютерной грамотности
Почему вы решили стать учителем?
Моя мама преподаватель, и начиная с седьмого класса, она отговаривала меня идти по её стопам. Потому что сегодня быть учителем в массовой школе, к сожалению, означает выполнять много бумажной работы и получать невысокую заработную плату.
Я поступила в университет ИТМО на кафедру графических технологий. Наравне с дизайном, мы изучали педагогику, психологию, компьютерные средства обучения. Мне всё это безумно нравилось, я поняла, что хочу преподавать.
Образование не начинается и не заканчивается в школе. В современном мире человек учится всю жизнь, а значит нужны разные преподаватели и форматы обучения.
Сначала я в течение четырёх лет преподавала курсы для школьников в родном университете. Потом создавала авторские программы в образовательном центре «Юниум», а теперь пришла в «Фоксфорд», чтобы вместе с учениками домашней школы совершенствоваться в информатике.
Почему необходимо изучать информатику?
Когда я училась в школе, большинству моих сверстников информатика казалась странным предметом. Никто не понимал, зачем мы решаем какие-то логические задачки и учимся программировать.
Но в 2020 году знать основы информатики — так же элементарно, как заправлять постель или чистить зубы по утрам. Поколению Z предстоит почти повседневно иметь дело с компьютерами и роботами, поэтому важно знать принципы их работы и уметь управлять ими.
На курсе информатики для учеников 7–8 классов «Домашней школы Фоксфорда», который стартует в сентябре, я постараюсь показать ребятам, насколько этот предмет может быть полезен. Ведь кроме «скучной» теории, там много прикладного. Например, зная простейшие алгоритмы, вы сможете запрограммировать свою настольную лампу включаться в определённое время, а в будущем — создать для себя умный дом.
Чтобы у ребёнка была мотивация учиться, нужно объяснить, для чего мы это делаем. Причём если старшеклассники уже могут мыслить на перспективу и видеть выгоду в будущем (поступление в хороший вуз, высокооплачиваемая работа и так далее), то младшеклассникам результат нужен здесь и сейчас (сделать на уроке небольшую игру).
Что вы посоветуете ученикам, которым трудно даётся этот предмет?
Информатика отличается от математики тем, что склад ума не играет роли. Даже гуманитарии могут освоить системы счисления, если им правильно их преподнести, и немного потренироваться. Знали бы вы, как удивляются ученики, когда узнают, что римские цифры, которые они знают чуть ли не с первого класса — это тоже одна из систем счисления.
Для успешного изучения информатики нужна логика. Если у вас трудности со школьным курсом, потренируйте сначала своё логическое мышление на простейших задачах.
В интернете вы найдёте множество сайтов, помогающих развивать логическое мышление. Идите от простого к сложному: если задача кажется пока непосильной, значит, нужно снизить сложность и вернуться к ней позже.
Каковы плюсы и минусы онлайн-обучения?
Преимуществ такого формата, на мой взгляд, больше, чем недостатков. Причём как для учеников, так и для преподавателей. Например, не нужно оглядываться на погоду и какие-то ещё внешние обстоятельства. А главное — время, которое обычно тратится на дорогу, можно направить на подготовку к занятиям.
Минус заключается в том, что от учеников требуется самоконтроль. Если в обычной школе детям постоянно указывают на то, что, когда и в каком объёме нужно делать, то в онлайн-школе ребёнок должен прикладывать усилия, чтобы вовремя присоединяться к вебинарам и работать на занятиях.
Некоторым это поначалу нелегко даётся. Но меня радует, что большинство учеников «Фоксфорда» активные и мотивированные. Мне кажется, их энтузиазм в чате урока помогает новичкам включаться в работу.
Расскажите немного о себе. Чем вы любите заниматься в свободное от занятий время?
Я разносторонний человек. Большинство моих увлечений связаны с рукоделием и книгами. Обожаю шить, вышивать и слушать аудиокниги.
Год назад я также научилась играть на гитаре. С тех пор музыка заряжает меня энергией и вдохновляет на новые свершения.
Книги, которые должен прочитать каждый подросток?
Всё индивидуально, но на меня в своё время произвели впечатление следующие произведения.
Что вы посоветуете ребятам, которые будут изучать информатику в нашей онлайн-школе?
У меня не совет, а скорее просьба — ведите конспекты.
В онлайн-школе вести конспекты можно как угодно. Хотите — распечатывайте фрагменты презентаций, картинки, фотографии и вклеивайте их в тетрадь, а хотите — пишите от руки разными цветами, рисуйте и подчёркивайте. Всё это позволяет лучше понять материал, и даже через пять лет, открыв свои записи, вы без труда вспомните тему, которую конспектировали.
Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?
Лучшая похвала для меня, если ребёнок после курса продолжает заниматься тем, что мы изучали. Недавно, например, мне написал мальчик, который два года назад окончил курс моделирования. Он рассказал, что теперь создаёт персонажей для компьютерных игр. Мне было очень приятно.
Зародить в ребёнке интерес и подтолкнуть к развитию — мне кажется, это и есть главная миссия преподавателя.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Basic по бумажке или что-то большее: чему нужно учить детей на уроках информатики
Разбирать устройство Word и делать конспект в тетради о разных языках программирования — именно так выглядят уроки информатики в большинстве школ. Немудрено, что школьники считают их бесполезными и скучными. Как по-другому преподавать этот предмет и заинтересовать им детей, в эфире «Радиошколы» рассказал руководитель направления «Информатика» «Яндекс.Учебника» Влад Степанов.
Когда наша команда разрабатывала курс информатики, каждый вспоминал, как вели этот предмет в его школе. И опыт у всех примерно одинаковый: либо изучали по бумажке Basic (язык программирования. — Прим. ред.), либо проходили алгоритмы, не понимая, зачем они нужны, либо разбирались в офисных приложениях вроде Word и PowerPoint.
Школьная информатика часто не даёт детям того, что им нужно и интересно. И это отражает процент тех, кто выбирает ЕГЭ по информатике. Количество вузов, где ее изучают, постоянно растёт, а число сдающих предмет на госэкзамене — не так быстро, как хотелось бы (в 2021 году ЕГЭ по информатике сдавали 113 тысяч человек. — Прим. ред.). Так происходит потому, что дети не видят связи между информатикой в школе и современным цифровым миром. Их учат обращаться с классическими офисными приложениями, в то время как они сами уверенно пользуются соцсетями, фото- и видеоредакторами.
Никто из детей не интересуется, как устроен компьютер, вопросы у них возникают практические: «Если я хочу играть, что для этого надо знать?», «Если я хочу редактировать, что мне нужно?» И вот на такие конкретные вопросы наш курс старается ответить.
Например, многие хотели бы стать радиоведущими. Им нужны знания, которые помогут хорошо записать подкаст, отредактировать его, убрать шумы. Такому обычно не учат на курсе информатики, а мы пытаемся это сделать.
Зачем нужны уроки информатики в школе
Важно, чтобы те, кто проходит наш курс, потом хорошо сдавали экзамен. На ЕГЭ и ГИА проверяют умение сделать презентацию, навыки оформления текста, работы с электронными таблицами. Но мы хотим, чтобы полученные на курсе знания пригодились и при сдаче экзамена, и в дальнейшей жизни. Объясняем, что в том, как устроен сервис Google Docs, точно нужно разбираться: там ведут бюджет и отслеживают накопления, рисуют графики, обмениваются информацией. Это важнее, например, чем умение пользоваться горячими клавишами.
Мы выясняем, чем интересуются ученики, какие компьютерные игры предпочитают. Эта информация помогает сделать урок интересным, а значит — запоминающимся. Когда детям рассказывают про видеомонтаж и узнают по формату видео, из какой оно соцсети, их глаза зажигаются.
Все знают про Minecraft — во вселенной этой игры ребёнок может создавать объекты и модифицировать их. На этом примере можно объяснить ребёнку, что такое 3D-моделирование или программное обеспечение. Рассказать, что есть программа, а есть дополнение к ней — и если его установить, то программа будет работать по-другому.
Должны ли гуманитарии программировать?
Сегодня людей по привычке делят на гуманитариев и технарей. Но чем дальше, тем условнее это сравнение: мы все живем в цифровом мире, и даже гуманитариям надо в нем ориентироваться. Я уверен: это разделение вскоре станет более размытым и условным, а цифровые навыки понадобятся абсолютно всем. Чтобы попасть в рекомендации TikTok, надо понимать, как он работает, какие в нем есть алгоритмы. Мы стараемся сделать курс, который подходит всем: и тем, кто идентифицирует себя как гуманитарий, и технарям.
У нас на курсе есть и программирование, и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это две разные сущности, потому что мы не хотим давать программирование тем детям, которым оно не нужно. Но всех важно научить алгоритмизации — умению разделить большую задачу на маленькие или достичь большой цели, реализовав несколько целей поменьше. И часто у учеников уже есть такой опыт.
Современные дети взаимодействуют с техникой с младенчества
Насколько близко — зависит от того, в какой степени родители позволяют это им. Во многих играх ребенок учится делить большую задачу на маленькие. И в этом случае смартфон не просто игрушка, а вещь, которая способствует его развитию.
Учитель в рамках нашего курса может обучить языку программирования Python всех желающих. Но если ученику сложновато, мы показываем, что задачи можно решать по-разному: даже сайт вполне реально написать не через код, а с помощью визуального алгоритма.
IT становится сферой, которая в скором времени станет базовой, потому надо уметь писать грамотные тексты, знать, как редактировать и как устроены цифровые продукты. Но программировать надо далеко не всем.
С какими сложностями сталкиваются преподаватели информатики?
Мы анализируем портрет преподавателей ИКТ, чтобы понимать, для кого создаём продукт. Иногда бывает, что учитель физкультуры и учитель информатики — один и тот же человек.
В идеале же у преподавателя ИКТ есть и педагогическое образование, и технический бэкграунд. Он понимает, что происходит в IT-отрасли, и следит за трендами, знает, как проходят экзамены, чему нужно научить детей, какие профессии существуют в этой области.
Если у преподавателя есть образование в области IT, он быстро переучивается с Паскаля на Python на нашем курсе, и все в порядке. А если преподаватель обучался по другой специальности, а к тому же раньше не особо погружался в программирование, ему может быть сложно. В таком случае мы упрощаем материал, предлагаем им задачи и упражнения, снимаем видеоуроки с нашими преподавателями. Если совсем сложно, эти видео можно смотреть и вместе с детьми.
Узнавать новое всегда сложно: нужно перестраиваться, переступать через себя. Но педагоги всегда могут прийти к нам со своей болью
Вторая проблема для многих учителей — сценарии уроков. Не всегда учитель может подать материал так, чтобы детям было интересно. Но есть множество способов увлечь учеников. Например, в прошлом году мы учили детей делать стикеры для мессенджеров. Правда, мы совершили тактическую ошибку: ориентировались на Telegram, а у большинства учеников, оказывается, установлены WhatsApp и Viber. Telegram популярен у столичных детей, а в регионах — нет. Один преподаватель тогда написал: «Вы бы дали инструкцию для других мессенджеров, было бы отлично».
Полную запись интервью с Владом Степановым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
«Яндекс.Учебник» — это бесплатная и для учителей, и для учеников, и для родителей платформа для обучения школьным предметам. Задания составлены с учетом ФГОС.
Зачем нужна информатика в школе?
Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо — повышается компьютерная грамотность детей. А с другой — зачем нужна информатика в начальной школе?
Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте — значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.
Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.
Что изучают на уроках информатики?
Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).
В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…
Что же изучали мы на уроках информатики?
Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» — вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.
Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).
Посмотрим на оглавление.
5 класс:
6 класс:
7 класс:
8 класс:
9 класс:
10 класс:
11 класс:
Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.
А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…
Зачем нужна информатика?
Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.
Вот список того, что бы я включил в данный курс:
Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?
Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!
С уважением, Сергей Чесноков
Как вам статья?
Задайте вопрос специалисту в комментариях
Есть такая (китайская, кажется) поговорка: «Дай голодному человеку рыбу, и он будет сегодня сыт. Научи его же ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь.» Лично я обеими руками за изучение алгоритмов, машинной логики, принципам формирования интерфейсов и т.п. А вот работе с конкретными программами можно вообще не обучать — если человек знает всю подноготную технологий, то уж с программкой-то разберется запросто. Это как бы выбор между мыслительными процессами в головном мозге и простым обезьянством.
Ещё добавлю:
«Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).»
Стоимость этой проги непосильна для школ, так что лучше пусть учат Гимп, принципы работы в растровых графических редакторах очень схожи. И на винде тоже зацикливаться не надо, есть более десятка разных актуальных операционок, так что тут лучше будет зубрить само понятие «ОС», структуру и функции.
Сергей, вот с этим постом я в корне не согласен, и считаю с точностью наоборот. То, что ты предлагаешь — это умеют делать 90% детей, имеющих компьютеры, а кто не умеет, сами научаться.
Информатика же — это наука. А в раннем возрасте она дает даже не столько какие-то знания, сколько учит логическому мышлению, математически складывает ум, учит создавать и т.п. Сейчас, вот стали очень популярны кружки по робототехнике, где дети, например, делают из обычных конструкторов «роботов» и учатся их программировать.
И в том, что никакой пользы от этого всего нет, я тоже в корне не согласен. Сейчас все завязано на IT, любая отрасль. И детям не обязательно становиться программистами или системными администраторами. Есть масса очень хорошо оплачиваемых близких специальностей, начиная от «сетевиков», заканчивая «ИБ-шниками».
Да и вообще, кому из нас пригодилась физика, химия, да даже математика (считать научились, и нормально)? Но в школе все это преподают и будут преподавать (я надеюсь). Также и информатика — это базис для множества будущих специальностей, которые весьма востребованы, кстати. И рост востребованности будет продолжаться. Так что, я за то, чтобы информатику преподавали с ранних классов.
Тут еще вот в чем момент. Нельзя забывать, что мы живем в России =) И большинство учителей информатики у нас учат только тому, как печатать в Ворде =))) Увы, но это так, особенно на периферии.
Сказ о том, что стоит поменять (удалять) в школьном курсе информатики
Вступление
Про информатику вообще
Про ЯП в школьном курсе
В результате опроса выяснилось, что большая часть студентов учила в школе Pascal. Я не противник этого языка, но считаю что пора бы уже что-то менять. Зачем учить школьников языку, который им не пригодится. Давайте просто сменим ЯП на современные, например Python (для любителей выражать свои мысли без заморочек) и Си/С++ (для любителей строгости и лаконичности). В целом тут может быть почти любой ЯП. В целом тут можно долго обсуждать про то, что важнее навыки, а не реализация, но я считаю что если мы не учим гуманитариев счету только на римских цифрах, то почему мы не делаем так же с информатикой.
Про «современность» знаний
Про Word/Excel/PP
Про железо
А вот такие схемы ровным счетом ничего не показывают и должны использоваться только как самая первая «высокоуровневая» схема
Про правила пользования компьютером и уход за ним
Для меня это стало удивлением, но есть люди, которые не знают, что можно заразиться вирусом из вложенных материалов почты и так далее. Я считаю что помимо правил работы за компьютером, хорошо было бы рассказать про вирусы и как с ними борются, почему операционная система вообще существует и почему для нее программы и вирусы в целом одно и тоже.
Про практику программирования
Многие люди вообще не понимают чем занимаются программисты (глубже «пишут программы») и почему они так нужны всем.
Про ЕГЭ/ОГЭ и в целом школьные экзамены
Я думаю, что мы должны выбросить из егэ очень много заданий. Даже те задания по программированию, которые там есть проверяют только то, готовились ли вы или нет.
Таким образом я бы поставил ЕГЭ по информатике 15 баллов из 100, так как оно проверяет все что угодно, кроме вещей которые понадобятся в ВУЗе.
Про неприятное чувство после
Итоговая картина
Тут конечно стоит еще сказать про устаревание компьютеров, которыми располагает школа, но это тема других сайтов.
UPD: в общем я понял, что споры о Паскаль того не стоят. Возможно (в будущем) выпущу статью со сравнение кода на трех каких-нибудь языках на уровне школьных задач, ну а может и не напишу). Так что я отписался от уведомлений о новых комментариях.