Что было дальше история про терминатора
Новый «Терминатор» Как перезапускали «Терминатора»: три попытки
На широкие экраны выходит «Генезис», а сеть «Синема парк» выпускает в прокат отреставрированную версию оригинального фильма 1984 года. Вспоминаем, насколько удачными были предыдущие попытки перезапустить «Терминатора» и чем они кончились.
«Восстание машин» и новый Судный день (2003 год)
Что это: Продолжение второй, вроде бы законченной части «Терминатора» стало возможным благодаря полуоткрытому финалу «Судного дня», который, напомним, включает в себя ночное шоссе и закадровый голос Сары Коннор: «Неизвестное будущее катится нам навстречу, первый раз я смотрю на него с надеждой, потому что если машина, Терминатор, может научиться ценить человеческую жизнь, быть может, и мы сможем это сделать». Ровно те же слова, кстати, Сара произносит и в расширенном специальном издании фильма — за тем важным исключением, что говорит она их в 2027 году на детской площадке в парке города Вашингтона, округ Колумбия, где ее сын Джон, ставший сенатором, играет с дочкой. Судный день в этом радужном будущем так и не наступил. Но, поскольку с данной концовкой знакомы далеко не все, да и канонической она не считается, это давало возможность переосмыслить историю о Терминаторе в «Восстании машин».
Сюжет: Судный день был не отменен, а всего лишь перенесен с 29 августа 1997 года на 24 июля 2004 года. Искусственный интеллект «Скайнет» все-таки создан (военные воспользовались разработками Cyberdyne Systems) и теперь готовит новую атаку на человечество. Но в первую очередь ему нужно избавиться от лидера людского Сопротивления — ведущего маргинальный образ жизни Джона Коннора (Ник Стал) — и его будущей пассии Кейт Брюстер (Клэр Дейнс), чей отец, генерал Брюстер, курирует проект «Скайнет».
Вырезанная сцена, в которой показано, откуда был взят человеческий облик Т-800
Мораль: Несмотря на классический антураж и следование канону, третий «Терминатор» в корне отличался от заложенной во франшизу идеи Кэмерона. Кэмерон говорил: «Нет судьбы, кроме той, которую мы себе выбираем» — то есть будущее всегда можно изменить. А насквозь фаталистическое «Восстание машин» утверждало обратное: ничего поправить нельзя, главное — пережить апокалипсис. Неудивительно, что при таком раскладе третий «Терминатор» закончился победой «Скайнет». Впрочем, в этой победе можно было углядеть не только позицию авторов фильма, но и гипотетическую заявку на сиквел, который, разумеется, состоялся, — только им уже занималась другая компания.
На роль мыслящей машины снова был приглашен Шварценеггер. Арни, правда, упрямился, так как хотел видеть в режиссерском кресле только Кэмерона, однако Джеймс благословил Шварца на то, чтобы тот еще раз влез в шкуру киборга, а также посоветовал запросить себе приличный гонорар.
«Терминатор: Битва за будущее»: перезапуск франшизы на ТВ (2008–2009)
Что это: «Терминатор: Битва за будущее» («Terminator: The Sarah Connor Chronicles») — лучшее, что случилось с франшизой после «Судного дня». Создатели сериала — Джош Фридман (поучаствовавший, помимо всего прочего, в работе над вторым и третьим «Аватаром») и его команда сценаристов — сделали вид, что «Восстания машин» как бы и не было, и сняли продолжение второй части.
Сюжет: Если в «Судном дне» Т-800 заменил Джону Коннору отца, то в сериале красивая терминаторша с неслучайным именем Кэмерон (Саммер Глау, Ривер из «Светлячка») стала для него кем-то вроде девушки.
Собственно, именно Кэмерон оказывается тем киборгом, который сообщает Саре (Лена Хеди) и Джону (Томас Деккер), что Судного дня по традиции не удалось избежать и его новая дата назначена на 21 апреля 2011 года.
Чтобы понять, кто изобрел очередную инкарнацию «Скайнет», «святая троица» переносится на восемь лет вперед, в 2007 год, в то время как по ее следу идут злой терминатор модели Т-888 по имени Кромарти (Гаррет Диллахант), чернокожий агент ФБР Джеймс Эллисон (Ричард Т.Джонс) и брат отца Джона Коннора — Дерек Риз (Брайан Остин Грин).
Мораль: «Битву за будущее» сняли без Шварценеггера, но со смыслом, достойным кэмероновской дилогии. Смысл этот кроется в том, что, как ни крути, «Терминатор» всегда был мощнейшим исследованием отношений человека и машины — и, наверное, никто не понимает киборгов лучше, чем Джон Коннор, всю жизнь проживший среди роботов. Они даже, кажется, ближе ему, чем люди.
Одна из лучших сцен сериала «Терминатор: Битва за будущее»
Как делали: После короткого первого сезона вышел полноценный второй, а потом проект закрыли — из-за невысоких рейтингов. Отчасти зрителей можно понять: сериал действительно получился неровным в том смысле, что выдающиеся серии в нем чередовались с посредственными. Однако были и моменты, которые с лихвой окупают все сценарные огрехи и мелкие недочеты. Например, отрывок, в котором Коннор наотрез отказывается деактивировать разбушевавшуюся Кэмерон. Или первый эпизод второго сезона, начинающийся с грандиозной пятиминутной бессловесной экшен-сцены под песню «Samson and Delilah» Ширли Мэнсон (Мэнсон, кстати, в этой серии появится в одной из важных ролей, а Джон, как и вынесенный в название композиции Самсон, лишится своей богатой шевелюры, только, в отличие от ветхозаветного героя, это его не ослабит, а наоборот — сделает сильнее).
«Генезис» и постаревший Шварценеггер (2015 год)
Фотография: Централ Партнершип / Paramount
Что это: Посмотревший пятого «Терминатора» Джеймс Кэмерон, который на «Генезисе» выступил в роли свадебного генерала, называет эту картину возрождением франшизы.
Сюжет: Кайл Риз (Джей Кортни) отправляется в 1984 год, чтобы спасти Сару, но ему быстро становится понятно, что девушка сама отлично может за себя постоять. Вследствие какого-то временного парадокса в этой альтернативной реальности опекуном Сары стал Терминатор в исполнении Шварценеггера пенсионного возраста («Плоть киборга стареет, как и любая человеческая плоть», — объясняет этот курьез Арни).
Кстати, в фильме мы увидим схватку Шварца со своей компьютерной версией 1984 года, когда та грабит панков (панков, правда, играют другие актеры). Тело молодого Арни в «Генезисе» сыграл бодибилдер Бретт Азар, и, судя по всему, компьютерная версия киборга значительно превзойдет свой аналог из картины «Терминатор: Да придет спаситель».
Мораль: Ожидаются постоянные перемещения во времени и новые модели терминаторов: так, помимо знакомого Т-1000 (Ли Бен Хон), появится Т-3000 с лицом Джона Коннора (Джейсон Кларк), гибрид человека и робота. Так что, очевидно, из мессии (у Джона говорящие инициалы J.C., что полностью совпадает с английской транскрипцией имени Иисуса Христа — Jesus Christ) Коннор в «Генезисе» превратится в Антихриста.
Официальный трейлер фильма «Терминатор: Генезис»
Как делали: В 2007 году Вайна и Кассар продали права на франшизу малоизвестным продюсерам Дереку Андерсону и Виктору Кубичеку из The Halcyon Company. На их студии через пару лет вышел «Терминатор: Да придет спаситель» и его анимационный приквел. Halcyon планировали снять несколько фильмов франшизы, но после четвертой части денег на пятую (в которой Джон Коннор, оказавшийся в нашем времени, знакомился со Шварценеггером в образе австрийского ученого) не нашлось, и права пришлось продать, чтобы расквитаться с долгами. В работе над новой частью саги о Терминаторе свои усилия объединили компании Skydance Productions и Annapurna Pictures. Они рекрутировали двух сценаристов — Лаэту Калогридис («Хищные пташки», «Остров проклятых») и Патрика Люссье («Дракула-2000», «Сумасшедшая езда»), — чтобы те перезапустили франшизу.
На режиссерском посту, в свою очередь, оказался Алан Тейлор, автор второго «Тора» и постановщик всех крупных сериалов последних трех десятилетий: «Клана Сопрано», «Остаться в живых», «Рима», «Безумцев», «Подпольной империи» и «Игры престолов». Из «Игры престолов» в «Генезис», кстати, также перекочевала англичанка Эмилия Кларк, ставшая второй после Лены Хеди артисткой в актерском составе экранизации «Песни льда и пламени», сыгравшей Сару Коннор.
Отреставрированную версию «Терминатора» 1984 года прокатывает к/т «Пионер», показы пройдут в сети «Синема парк» по всей России. Точные даты и расписание сеансов ищите на сайтах «Синема парк».
Фантастические и реальные технологии «Терминатора»
Сегодня Арнольд Шварценеггер отмечает 70-летие, а меньше чем через месяц вернется на экраны в своем главном фильме. «Терминатор-2: Судный день» снова появится в кинотеатрах в обновленной 3D-версии. В России премьера состоится 24 августа 2017 года.
Как видите, интерес к фантастическому боевику, вышедшему в прокат 26 лет назад, не угас до сих пор. В чем причина зрительского интереса? Конечно, в этом огромная заслуга Джеймса Кэмерона, но фильм обрел популярность не только из-за таланта режиссера. Нам просто нравятся хорошие истории про восстание машин, искусственный интеллект и киборгов.
Знаменитый тизер, в котором впервые показана фабрика Скайнета по производству Терминаторов
Речь в статье пойдет о «Терминаторе» и «Терминаторе 2». Потому что все, что следует далее, либо заимствует оригинальные идеи Кэмерона — заимствует снова и снова, пока вас не начнет мутить от повторов — либо нарушает законы логики не только с технической стороны вопроса, но и в рамках собственной вселенной. Было бы ошибкой анализировать с точки зрения реальности технологии истории, в которых не могут разобраться сами сценаристы — благо, это сделали за них во многих разгромных рецензиях.
Да, если вам понравился «Терминатор: Генезис» и вы хотите больше узнать о путешествиях во времени — вы узнаете больше, но подробного разбора не будет. Коснемся лишь тех идей, которые заложил Кэмерон.
А здесь вы видите модель, созданную концепт-художником для фильма «Терминатор: Да придет спаситель» (такой русский перевод Terminator Salvation). Т-400 — Терминатор с пластиковым покрытием, вооруженный плазменной винтовкой.
И работа Кэмерона, и концепт неизвестного художника в итоге не использовались в фильмах. В случае с фильмом «Терминатор» первоначальная задумка с неприметной машиной для убийств кажется логичной. В свою очередь, Терминатор с пластиковым покрытием вызывает много вопросов с точки зрения безопасности такого устройства.
Образ Терминатора у Кэмерона сложился сразу — он просто зарисовал свой ночной кошмар
Про Хенриксена режиссер не забыл и дал ему роль другого киборга — в фильме «Чужие», последовавшем за «Терминатором»
Т-800 предшествовали другие серии машин и многие из них показали в последовавших продолжениях фильмов. Были Терминаторы, выглядевшие как машины, были Терминаторы, которые неумело маскировались под людей с помощью резиновых масок. И, конечно, появились идеальные «копии» людей — Т-1000 из жидкого металла и Т-3000 из нанороботов. Они могли принимать любую гуманоидную форму, имитировать голоса, идеально встраиваться в человеческий социум.
Т-1000 не любит, когда холодно
Почему именно гуманоидная форма? С точки зрения формальной логики ограничение только одно — жидкий металл может принимать любую форму в пределах своего объема. Но увидеть собаку или кошку Т-1000 не позволили ограничения бюджета фильма. Однако в «Терминаторе 2» есть сцена, где Т-1000 ведет огонь из вертолета. Если приглядеться, то будет заметно, что для управления винтокрылой машиной в этот момент Терминатор вырастил себе две дополнительные руки.
В четвертом фильме появились гидротерминаторы, обитающие в воде, и мототерминаторы, рассекающие по разрушенным шоссе. Однако все эти устройства выглядели в первую очередь как машины, без особой маскировки. Кроме внешности человека у Терминатора Т-800 были и другие маскировочные особенности. Его плоть состояла из настоящих клеток. В сценарии и в некоторых удаленных для кинотеатрального показа сценах особо акцентировалось внимание на особенностях «человеческого» строения Терминаторов: по сюжету Т-800 нужно было иногда есть, чтобы поддерживать нормальное состояние клеток; Т-800 также постоянно потел, потому что плоть отторгала металлические части организма.
К слову, мототерминаторы в нашей реальности могут и появиться. Исследовательская команда The Blue Team работает над созданием роботизированного мотоцикла. Их Ghostrider Robot замечательно держит равновесие, умеет распознавать препятствия и объезжать их. Да и гидротерминаторы уже не должны вас удивлять — в Норвежском университете создали змею-робота Eelume. Робот создан для работы под водой, в основном это наблюдение за нефтегазовым оборудованием.
Как мы знаем, современные машины не испытывают никаких проблем с плотью — они просто с ней не знакомы. Да и люди, которые вживляют себе различные импланты, легко переносят в себе небольшие по размерам устройства. Но мы по-прежнему испытываем существенные проблемы с емкостными аккумуляторами — нет подходящих батарей, позволяющих роботам автономно функционировать продолжительное время. Забавно, что у Т-800 в первоначальном сценарии был только один источник питания.
Разнообразие функций
Четвертый «Терминатор» запоминается разнообразием ролей роботов. Здесь есть просто боевые машины, есть знакомый нам Т-800, есть гидротерминаторы, летающие машины, боевые человекоподобные роботы размером с дом, а также гибриды — машины, которым интегрировали мозг человека.
Сценарий, который изменили в самый последний момент, «заходил на огород» Айзека Азимова и напоминал сразу многие рассказы об искусственно созданных существах. В нем впервые появлялись Терминаторы, выполняющие роль обслуги. Была прописана сцена, в которой Терминаторы-садовники ухаживали за садом в городе, населенном киборгами. К слову, это не оригинальная идея — подобный мир будущего описывался в серии комиксов по фильму «Терминатор», издававшихся в конце 80-х годов.
Но и сам «Терминатор» оригинальной идеей не был, наследуя множество элементов из научной фантастики XX века. Наследовал так интенсивно, что писатель Харлан Эллисон подал на Кэмерона в суд, что сюжет «Терминатора» — это эпизод сериала «Сумеречная зона», сценарий которого писатель проработал на основе собственного рассказа.
В концептах для Т-2 было много удивительной техники. Например, огромный робот-трилобит непонятного назначения (если не считать основную цель всех роботов — уничтожение всего человечества).
Роботизированный поезд Скайнета, который так и остался на стадии концепта. Пожалуй, если бы у «Терминатора» бюджет был, как у «Аватара», мы бы увидели совсем другой фильм.
Что-то похожее на роботизированный поезд долгие годы пытался воплотить на экране Гигер. Его поезд кошмаров позади каждого вагона имел выдвигающийся ковш, который забрасывал внутрь бегущих по платформе людей — там их пережевывало, и по составу бежала густая кровь. В результате получилось всего 5 секунд поезда в фильме «Особь», из которых ничего толком не ясно. Но еще есть шанс увидеть ИИ, спрятанный в железнодорожные вагоны — однажды, возможно, экранизация «Темной башни» Стивена Кинга доберется до сюжета про свихнувшийся поезд.
Нам еще повезло, что в первые фильмы хоть что-то попало из войны будущего. На скрине выше вы видите «Hunter Killer (HK) Drone», а вот его более крупная тяжеловооруженная версия HK-Bomber, присутствующая в концептах, так и осталась только на рисунках.
Кэмерон нарисовал подземный комплекс Скайнет и даже саму машину времени, однако бюджетные ограничения не позволили воплотить эти объекты на экране.
На первый «Терминатор» денег не было и спецэффекты делались кустарным способом. Бюджет на «Терминатор 2» оказался и так превышен, поэтому машину времени показали лишь в пятом фильме. Хотя лучше бы не показывали. С точки зрения логики путешествий во времени к фильму «Генезис» возникает слишком много вопросов.
Критики 4-го «Терминатора» часто акцентируют внимание на штабе Скайнет, который выглядит как фабрика, построенная людьми. В оригинальных концептах Кэмерона фабрики созданы машинами для машин и мало похожи на творения человеческих рук.
Можно заметить сходство с городом машин в «Матрице» — еще один дом для ИИ.
Реальные боевые условия
Негоже машине из будущего расправляться с людьми голыми руками, поэтому Т-800 вооружен плазменной винтовкой Westinghouse M95A1. Модель сделали из пистолета-пулемета Calico M960.
Гусеничные танки появились еще в первом фильме — громадные бронемашины, весящие как минимум 100 тонн.
Что из вышеперечисленного похоже на реальность?
Современные автономные боевые системы ближе к классическому вооружению, развивающемуся в последние тридцать лет. Беспилотники похожи на обычные истребители, боевые роботы — простые колесные, гусеничные или стационарные платформы. Череда неудач, сопровождавшая Boston Dynamics, привела к продаже компании. Реальных роботов, способных выполнять хотя бы вспомогательные функции — доставлять боеприпасы солдатам — у нас по-прежнему нет.
А вот это уже российский робот. В России активно развиваются роботы легкого-среднего класса. В первую очередь — «Платформа-М». Это не конкретный вид робота, а целое семейство машин, построенных на базе унифицированного гусеничного шасси. В зависимости от установленного оборудования «Платформа-М» может быть машиной огневой поддержки, разведчиком, патрульным и сапером.
Есть в нашей стране и более внушительные модели. БАС-01Г «Соратник» — семитонный мини-танк, предназначенный для полуавтономного уничтожения целей при помощи пулемета ПКТМ и противотанковых ракет «Корнет-ЭМ».
Роботизированные пулеметы SGR-A1 (производства Samsung) в тестовом режиме охраняют границу Южной Кореи. Первый раз робот-пограничник был представлен более 10 лет назад и с тех пор постоянно модернизируется. Оснащен 5,56-мм пулеметом, гранатометами, многочисленными датчиками, благодаря которым может автоматически идентифицировать и поражать цели на расстоянии до 3,2 километров.
Красивейший беспилотник X-47B способен решать различные боевые задачи в полностью автономном режиме. На данный момент программа X-47B заморожена из-за дороговизны (или, возможно, так сообщили для сокрытия информации), но в Великобритании разрабатывают аналогичный по концепции беспилотник Taranis. Масса британского беспилотника составляет около восьми тонн при длине 12,4 метра, высоте четыре метра и размахе крыла десять метров. И, конечно, он способен нести вооружение.
Эксперименты с жидким металлом — одно из самых перспективных направлений исследований в области физики металлов. Ученые из университета Северной Каролины разработали метод управления движением и формами капель из сплава галлия, точка плавления которого находится ниже комнатной температуры. К сожалению, пока управлять металлом с помощью электрического напряжения можно лишь в воде.
Самодвижущийся жидкий металл разработан и группой ученых под руководством профессора Куроша Калантар-заде. Ученые использовали химический раствор, в котором, меняя кислотность и ионный состав, исследователи добились управления движением металлических капель.
Отдельные части Т-800 уже созданы (за исключением пресловутого источника питания и процессора с ИИ). Электронный имплантат сетчатки, транслирующий изображение с камеры по беспроводной сети, устанавливают для восстановления зрения — чем не бионический глаз?! Роборука никого не удивляет, но есть проект KATIA — не просто рука робота, а механизм, способный к самообучению.
Заключение
Про отдельные успехи в сфере искусственного интеллекта мы не раз уже писали. Здесь ученые смотрят на процесс с большим оптимизмом. В фильмах же роль ИИ играл код, надерганный из разных программ. Так T-X из третьей части вообще работает под управлением Mac OS 9 и обновляет себе Quicktime Player в свободное от рутины время.
А вот будущее франшизы «Терминатора» под большим вопросом. В 2019 году права на фильм вернутся Джеймсу Кэмерону. Кэмерон сообщил о намерении перезапустить историю «Терминатора» и подарить фанатам еще три новых картины про киборгов-убийц. Могут ли эти фильмы сохранять актуальность в наше время, когда реальностью становится так много из того, что раньше, во времена первых двух фильмов, считалось научной фантастикой?
Первый «Терминатор»: история создания
И вот мы уже в будущем! «Терминатору» исполняется 35 лет — самое время оглянуться на его славную и сложную историю. Какие мучения пришлось претерпеть его создателям? И почему «Судный день» считается образцовым сиквелом?
Дожить до рассвета
Под гул синтезатора появляются начальные титры: «И восстали машины из пепла ядерного огня…» Но это не фантастика! Оригинальный «Терминатор» вырос из страхов холодной войны. США и СССР схлестнулись в Афганистане, автоматизация производства привела к массовой безработице, американские мегаполисы задыхались от нищеты и преступности. Символические часы Судного дня замерли в трёх минутах от полуночи.
А где-то в Риме молодой канадский художник по спецэффектам Джеймс Кэмерон боролся с собственным кошмаром. Его только что наняли, затем уволили, а потом наняли ещё раз в качестве постановщика трэш-ужастика «Пиранья 2». Съёмки шли прахом, продюсер-самодур перехватил контроль над монтажом, а тут ещё Кэмерон слёг с пищевым отравлением. В своих лихорадочных видениях он увидел, как из огня к нему ползёт, ощетинившись ножами, безжалостный металлический скелет.
У первого «Терминатора» больше общего с бюджетными фильмами ужасов, нежели с боевиками вроде «Рэмбо» или «Коммандос»
Придя в себя, измученный режиссёр тут же зарисовал свой сон — что, кстати, Кэмерон имеет обыкновение делать по сей день. Вернувшись из Италии, он отнёс свою идею к подруге-продюсеру Гейл Энн Хёрд. Некогда они вместе начинали карьеру в компании легендарного Роджера Кормана, мастера фильмов категории «B». Тот научил их главному: снимать нужно быстро и экономно, а любые проблемы решаются при помощи знакомых и мотка изоленты.
Кэмерон и Хёрд начали обкатывать идеи для сценария, сразу с прицелом на малый бюджет. Режиссёра это не смущало, ведь снял же Джон Карпентер свой «Хэллоуин» всего за 300 тысяч долларов. Вот и «Терминатор» задумывался как техно-слэшер про механического маньяка, который неутомимо преследует Сару Коннор и её защитника, солдата Кайла Риза.
Знакомые действительно пригодились. Работая над сценарием, Кэмерон жил в доме у своего коллеги Рэндалла Фрейкса, а диалоги для него оттачивал приятель Уильям Уишер. В поисках финансирования помог актёр Лэнс Хенриксен; режиссёр подружился с ним во время съёмок «Пираньи» и одно время даже рассматривал его на роль самого Терминатора. Наконец, проект согласилась поддержать компания Orion Pictures: среди их редакторов также нашлись ученики Кормана. А Гейл Энн Хёрд добилась гарантий того, что Кэмерону позволят самостоятельно снять фильм по своему сценарию, несмотря на его мизерный опыт в режиссуре.
«„Терминатор“ обращается к вопросам, волновавшим меня ещё со школьных времён: видения апокалипсиса, любовь/ненависть человечества к технологиям. Люди постоянно движутся к саморазрушению и в то же время верят, что смогут найти выход из любой ситуации» (Джеймс Кэмерон в интервью EW)
В целом руководство Orion было настроено скептически. «Терминатору» недоставало престижа, какой-нибудь яркой восходящей звезды. Австрийский бодибилдер Арнольд Шварценеггер подошёл как нельзя кстати. Он только что стал новой иконой боевиков в суперуспешном «Конане-варваре», и продюсер Майк Медавой пригласил его на роль… Кайла Риза! Кэмерон был решительно против: если «хорошим парнем» будет такой супермен, экшен-сцены начисто лишатся чувства опасности.
На встречу со Шварценеггером режиссёр отправился с намерением поссориться. И вдруг загляделся: как эффектно ложится свет на череп Железного Арни! Кэмерон тут же предложил Шварценеггеру роль Терминатора, но теперь засомневался сам актёр. Он не хотел портить героическое амплуа ролью злодея. Режиссёр не растерялся и заверил звезду, что его робот-убийца будет настолько крут, что зрители гарантированно его полюбят. Арнольд согласился…
…и пропал на девять месяцев — продюсеры «Конана» потребовали от него вернуться к роли, и по контракту Шварценеггер не мог им отказать. Съёмки «Терминатора» пришлось переносить, Кэмерон заложил под проект всё, что имел, и жил впроголодь на купоны для «Макдоналдса». Но всё это время он продолжал работать: делал раскадровки, дорабатывал сценарий и параллельно писал продолжения «Рэмбо» и «Чужого».
Линда Хэмилтон настолько измучилась на съёмках, что впоследствии в шутку говорила:
мол, Кэмерон больше симпатизирует машинам, чем людям
Наконец в марте 1984 съёмкам был дан старт. И снова катастрофа: актриса Линда Хэмилтон серьёзно повредила лодыжку — а ведь её героиня Сара Коннор большую часть фильма проводит, убегая от Терминатора. Наиболее сложные сцены сдвинули в самый конец графика, но даже со всеми послаблениями Хэмилтон ежедневно приходилось сражаться не только со зловещим роботом, но и с адской болью в ноге. Как и сама Сара, актриса оказалась гораздо сильнее, чем могла себе представить.
Продакшен «Терминатора» проходил в чрезвычайно быстром и напряжённом режиме, иногда по восемь-девять дней подряд без выходных. В интересах экономии большую часть сцен снимали ночью на реальных улицах Лос-Анджелеса. Ведь зачем тратиться на дорогостоящие кинолампы, если можно использовать городские фонари с их стильным сине-серебряным светом, в лучших традициях нуара? А в отдельных случаях у команды даже не было разрешения на работу: на съёмках эпилога в мексиканской пустыне киношников едва не задержала полиция, но Кэмерон и Хёрд притворились наивными студентами, которые просто хотят побыстрее доделать свой фильм и ничего не знают ни о каких разрешениях. Довелось ли потом тому полицейскому посмотреть «Терминатора» и что он тогда подумал, история умалчивает.
Апокалипсис завтра
Вопреки расхожему мнению, «Терминатор» не стал хитом в одночасье. Фильм две недели продержался на вершине проката и в итоге собрал в США почти 40 миллионов долларов — солидный результат при бюджете всего в 6,4 миллиона. Но, для сравнения, вышедшие в том же году «Охотники за привидениями» и второй «Индиана Джонс» заработали в четыре-пять раз больше.
Orion не верили в успех «Терминатора», не продвигали его в кинотеатрах и, боясь разгромных рецензий, отменили практически все пресс-показы. Один из руководителей студии, Артур Крим, после тестовых просмотров ругал создателей: «Вы сняли ровно то, чего я боялся,— эксплотейшен в стиле Кормана». За фильм пришлось бороться голливудским агентам. Менеджер Майкла Бина, исполнившего роль Кайла Риза, раструбил о «Терминаторе» всем своим знакомым и пригрозил разорвать сотрудничество с Orion, если они не возьмутся за прокат картины всерьёз. А среди его клиентов были звёзды уровня Мела Гибсона и Ричарда Гира.
Конфликт со студией тяжело ударил по Кэмерону. Но для большинства режиссёров успех — это не миллиардные сборы, а просто возможность снять следующий фильм. И «Терминатор» выстрелил достаточно громко, чтобы компания Fox подписала Кэмерона и Хёрд на продолжение «Чужого». Через год они поженились.
Тем временем киборг с дробовиком потихоньку становился культовым персонажем. Показы «Терминатора» продолжались по всему миру, от Гонконга до Уругвая, а его издание на видеокассетах стало бестселлером 1985 года. Фильм обрёл новую жизнь на телевидении и быстро разошёлся на цитаты. В последующие несколько лет каждый уважающий себя киногерой должен был сказать: «I’ll be back» — от Рэмбо и Скелетора до персонажей самого Шварценеггера в «Коммандос» и «Бегущем человеке».
Классическая реплика «I’ll be back» появилась почти случайно. В изначальном сценарии фраза звучала как «I’ll come back», а на съёмках Шварценеггер вообще просил Кэмерона переписать текст: актёру-австрийцу никак не удавалось произнести «айл»!
Сценарий фильма прост, но техничен и блестяще выверен по темпу. В первые же полчаса зрители получают всю необходимую информацию и усваивают правила игры. Терминатор отвечает полицейскому диспетчеру и имитирует голос патрульного — это заготовка для дальнейшего сюжетного поворота, когда злодей притворяется мамой Сары Коннор. А флешбэк с собаками, реагирующими на замаскированного робота, станет важным чуть позже, когда лай овчарки в мотеле предупредит героев о приближении врага.
Персонажи постоянно в движении, локации сменяют друг друга. Саспенс нарастает: вот Терминатор с автоматом приближается к комнате мотеля, выламывает дверь и открывает огонь — но герои уже успели убежать, и начинается автомобильная погоня в туннеле с перестрелками и взрывами, и вдруг кульминация — авария! Пауза. И новое, восхитительно-неторопливое нагнетание саспенса, пока робот захватывает тяжеленный бензовоз и разворачивается по эстакаде в направлении раненых героев…
«Студии не хотели работать со мной из-за моего акцента. А тут пришёл Кэмерон: „Блин, с этим акцентом ты говоришь как машина, без тебя у нас просто не было бы Терминатора“. И он всем потом рекомендовал мой акцент. „Терминатор“ стал для меня прорывом» (Арнольд Шварценеггер в интервью EW)
В кино Кэмерон начинал как художник, и потому он прекрасно понимает силу образа. У каждого из центральных персонажей есть свой яркий типаж, который моментально даёт зрителям представление об их характере. Терминатор — гора мышц, массивная и неподвижная. Кайл Риз, напротив, — дёрганый, быстрый, кутающийся в слишком большой для него плащ. И, наконец, Сара Коннор — хрупкая официантка с дурацкой причёской, к финалу открывающая свою незаурядную силу.
Впоследствии за Сарой закрепится слава одной из главных героинь фантастики и иконы феминизма, но важно понимать, что этот персонаж родился не из политических убеждений Кэмерона, а из его драматургического чутья. Кто будет идеальной противоположностью для мускулистого киборга-мужчины? Разумеется, уязвимая субтильная девушка. Это создаёт эффектную динамику силы в боевых сценах: героиня не может сражаться со злодеем на равных, а просто старается выжить в грязном каменно-стальном лабиринте Лос-Анджелеса, где и впрямь, кажется, со дня на день наступит апокалипсис.
Битва за будущее
Несмотря на свою жестокость, «Терминатор 2» — идеальное семейное кино про дружбу мальчика и пришельца из другого мира. Почти как «Инопланетянин», только с перестрелками и ядерным взрывом
Кэмерон и сам был не прочь вернуться — правда, на этот раз без Гейл Энн Хёрд. Пара разошлась в 1989 году на непростых съёмках «Бездны», хотя и сохранила добрые рабочие отношения. Новой музой Кэмерона стала сама Линда Хэмилтон. На этот раз её Сара Коннор была не просто жертвой маньяка, но краеугольным камнем «Терминатора 2»: самостоятельным, сложным и не всегда приятным персонажем. А сам сюжет напоминал уже не хоррор, а скорее семейную драму. Юный Джон Коннор, бунтарь и будущий спаситель человечества, убегает из приёмной семьи и пытается наладить отношения со своими настоящими родителями. Его «отец» — перепрограммированный робот-убийца, не знающий человеческих эмоций, а мать — жестокая, измученная кошмарами воительница. Терминатор, открывающий в себе человечность, и человек, сам постепенно превращающийся в Терминатора.
Кассар был настолько впечатлён сценарием, что выписал на фильм колоссальный бюджет в 90 миллионов долларов — в 15 раз больше, чем у первой части! Из этой суммы около 11–12 миллионов отошли Шварценеггеру в виде личного реактивного самолёта. Сам Кэмерон получил примерно 5 миллионов, и ещё столько же было выделено студии Industrial Light & Magic на создание передовых компьютерных эффектов для нового Терминатора из жидкого металла. Кстати, этого персонажа режиссёр придумал ещё для оригинального фильма, но так и не нашёл способа убедительно его реализовать. Теперь же, отработав в «Бездне» технологию создания цифровых инопланетян, Кэмерон не сомневался в успехе.
Для сиквела Линда Хэмилтон прошла жёсткий курс тренировок под руководством израильского спецназовца Узи Гала (создателя знаменитого пистолета-пулемёта), научилась профессионально вскрывать замки и наработала такую мускулатуру, что поразила даже Шварценеггера
«Терминатор 2: Судный день» вышел в июле 1991 года и стал образцовым сиквелом. Не только потому, что он был встречен восторгом зрителей и критиков, собрал полмиллиарда долларов в прокате и получил четыре премии «Оскар» — за звук, монтаж звука, грим и, разумеется, визуальные эффекты. Кэмерон умудрился одновременно воздать должное оригинальному фильму и многократно его усложнить. Хоррор-боевик про железного убийцу вырос до размеров эпического кинополотна о семье, свободе выбора и отношениях между человеком и технологиями. Сиквел оттолкнулся от концепции первого «Терминатора» и выстроил на её основе целую вселенную, в которой при желании можно было рассказать ещё много новых историй.
Смотрите также
Как снимали «Терминатор 2: Судный день»
Крутейшему боевику нашего детства исполняется 25 лет. Вспоминаем, как его создавали и каким он мог быть.