Что было до европейского тц
Критическая масса Кто владеет московскими универмагами
Большой торговлей в Москве занимаются любопытные люди: владелец «Афимолла» добывает алмазы, хозяин «Рио» награждает музыкантов в Кремле. Иван Голунов выяснил, кто владеет городскими торговыми центрами.
Крокус Сити Молл
История Бывший инженер и профсоюзный работник из Баку, Арас Агаларов в 90-х понял, что за компьютерами будущее, и организовал большую профильную выставку. На волне успеха построил на МКАД выставочный комплекс «Крокус Экспо» и магазин «Твой дом», в котором продают и соленые грузди, и винные шкафы. Но по-настоящему его увлекала не мебель, а мода, поэтому в 2001 году он затеял в Мякинино помпезный «Крокус Сити Молл» — девелоперы крутили пальцем у виска. Стал первым частным соинвестором метро, открыл станцию «Мякинино».
Сейчас «Крокус Сити Моллом» управляет сын Агаларова — Эмин, женатый на Лейле Алиевой, дочери президента Азербайджана. Это один из самых пустых торговых центров Москвы и Московской области.
Кроме того Открыл несколько ресторанов, в том числе Nobu, гигантский ТРК Vegas (480000 м2) на Каширке, а по заказу государства — университет во Владивостоке. Теперь строит в Мякинино город-спутник с 14 небоскребами и океанариумом.
Метрополис
История До недавних пор «Метрополис» принадлежал казахской компании Capital Partners, владельцами которой являются турок Бурак Оймен и один из крупнейших девелоперов Алма-Аты Сержан Жумашов (его называют родственником бывшего премьер-министра Казахстана). Им же принадлежал отель The Ritz-Carlton на Тверской. Метод компании — сносить и строить заново: The Ritz-Carlton возвели на месте гостиницы «Интурист», «Метрополис» вырос на месте чугунолитейного завода.
Сейчас В начале 2013 года компания продала «Метрополис» американскому инвестбанку Morgan Stanley. «Метрополис» занимает пятое место по посещаемости в Москве — каждый день в него приходят более 55000 человек.
Кроме того Capital Partners много строили в Казахстане (в том числе — английскую школу), а также в Майами. The Ritz-Carlton продали другой казахской компании и собираются купить фабрику «Большевик».
Европейский
История В начале 2000-х годов совладельцы Черкизовского рынка, горские евреи Год Нисанов и Зарах Илиев поняли, что время базаров проходит. Строить торговый центр западного уровня они решили вместе с сильным партнером — однокурсником Владимира Путина, азербайджанцем Ильгамом Рагимовым.
Сейчас «Европейский» снаружи выглядит странно, зато внутри — пять атриумов, парковка наверху и нелогично расположенные выходы — отличный лабиринт для покупателей. Занимает второе место в рейтинге самых посещаемых торговых центров в мире (140 тысяч человек в сутки), уступает только Dubai Mall в Арабских Эмиратах.
Кроме того Владеют гостиницами «Украина» и «Рэдиссон Славянская», рынком «Садовод» и другими комплексами, будут реконструировать ВВЦ и строить небоскреб в «Москва-Сити».
Охотный Ряд
История К 850-летию Москвы Лужков решил благоустроить Манежную площадь и построить первый в городе подземный торговый центр. Этим занялся бывший акционер «Собинбанка» Александр Занадворов. В 2005 году в центре Москвы появились билборды «Занадворов, зачем тебе остров?», «Занадворов, позвони Мике», «ЗанадВОРов работает в Седьмом…». Эти щиты принадлежали компании Умара Джабраилова (см. также «Рома думает о семье. Семья думает о Роме»). и предположительно имели отношение к планам Занадворова на Болотный остров.
Сейчас Предполагалось, что в «Охотном Ряду» разместятся бутики великих брендов. Но выяснилось, что большинство посетителей — туристы из провинции. Владелец снизил ставки на 15–20%, и бутики вытеснили более народные Mango, Colin’s, Zara и «Твое».
Кроме того Занадворову принадлежит сеть супермаркетов «Седьмой континент».
Рио на Дмитровке
История Выходец из армянского города Ташир Самвел Карапетян в начале 1990-х перебрался в Калугу, где занимался оптовой торговлей и строил универмаги. Дебютировал в Москве «Рио» на «Академической», и, впоследствии, «Ереван плазой». Для «Рио на Дмитровке» проложил дорогу в обход пробки и сделал первый в Москве океанариум.
Сейчас Проблему заполняемости «Рио» Карапетян решает просто — сдает площади самому себе. В холдинг «Ташир» входит сеть кинотеатров «Синема Стар», магазины «Модный альянс», Wild West и другие, сети ресторанов, кафе и пиццерий.
Кроме того Карапетян создал премию «Ташир» за успехи в армянской музыкальной культуре. Церемония проходит в Кремле, там поют Стас Михайлов и Энрике Иглесиас, а ведущим шоу (скажем, Ксении Собчак) Карапетян дарит квартиры в Ереване. А еще в «Рио» был обнаружен таджикский грузчик Джимми, игравший болливуд-поп на ведре.
История ЦУМ и ГУМ соперничали еще в советское время, сейчас история продолжается: ГУМом владеет конкурирующая компания по продаже предметов роскоши — Bosco di Ciliegi. А ЦУМ реконструировала компания Mercury, акционерами которой считаются Леонид Фридлянд и Леонид Струнин. Mercury — дистрибьютор Dolce & Gabbana, Rolex, Tiffany & Co., Bentley и прочих самых дорогих вещей в мире.
Сейчас ЦУМу нет равных в стране по выбору и дороговизне. Здесь показывали инсталляции Олега Кулика и выставку Йоко Оно. Но куда больший резонанс вызывали провокационные рекламные кампании «Кто не в Prada, тот лох!», «Свет мой, ЦУМ, скажи, я ль в школе всех моднее?».
Кроме того Mercury владеет бутиками в Третьяковском проезде, торговым центром «Барвиха Luxury Village» на Рублевке и универмагом ДЛТ в Петербурге.
Золотой Вавилон
История В 2005 году владельцы строительного рынка «Северянин», фамилия одного из которых Хихинашвили, решили повторить успех «Европейского». В 2009 году они построили крупнейший в Европе торговый центр площадью 240000 м 2 (впрочем, уже через год этот статус перехватил ТЦ Vegas). Потом продали «Вавилон» австрийской инвесткомпании Immofinanz Group.
Сейчас На открытии «Вавилона» на проспекте Мира случилась страшная давка: ролик с многотысячной толпой, атакующей эскалатор, стал вирусным. Сейчас потише: из-за странной конфигурации участка торговый центр получился вытянутым, как колбаса, с пустотой посередке. До сих пор часть помещений пустует.
Кроме того Австрийцы владеют несколькими «Вавилонами» и торговым центром в Щукино, а Хихинашвили и компания — коттеджами на Рублевке и гостиницами на Бахрушина.
Мега Белая Дача
История Построив IKEA в Химках и Теплом Стане, шведы долго искали участок в восточной части города. В 2003 году им даже удалось приобрести участок около Щелковского шоссе, однако выяснилось, что на этой земле находятся гнезда редких видов птиц. На выручку пришел бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов, он предложил шведам построить торговый центр на земле принадлежащего ему агрокомбината «Белая Дача». «IKEA Белая Дача» стал первым магазином, расположенным на одном этаже. Проект оказался столь удачным, что стал типовым для региональных ТЦ «Мега» в России.
Сейчас Проходимость комплекса в будни — порядка 40–50 тысяч человек в день, в выходные — 100–120 тысяч человек.
Tsvetnoy Central Market
История Универмаг на месте пустовавшего 20 лет Центрального рынка построила — но будто бы хочет продать — девелоперская компания RGI International (сейчас — Rose Group). Основатель Борис Кузинец недавно продал свою долю структурам банка «Глобэкс». Власти Москвы в случае «Цветного» проявили редкую принципиальность: здание должно было сохранить прежний объем и назначение — колхозный рынок. Это отпугивало многих, но Кузинец придумал остроумное решение: построил современный универмаг, на последнем этаже которого разместился небольшой фермерский рынок.
Сейчас Самый дружелюбный из дорогих универмагов Москвы, который соперничает и с ЦУМом, и с «Европейским».
Кроме того Кузинца называют отцом «золотой мили» — большинство элитных жилых домов на Остоженке строила RGI International.
Афимолл Сити
История Компания AFI Development принадлежит алмазному королю Льву Леваеву — он добывает и обрабатывает алмазы в Африке, Израиле и России. Леваев — президент Федерации еврейских общин СНГ и глава Конгресса бухарских евреев Израиля. Первоначально планировалось, что центральное ядро «Москва-Сити» будет общественным пространством с концертным залом, кинотеатрами, гостиницами, ресторанами и пересадочным узлом метрополитена и электричек. Но инвестора для реализации этого проекта долгое время найти не удавалось. В 2005 году за дело взялся Лев Леваев, но сделал только «Афимолл» — обычный торговый центр, пусть красивый.
Сейчас Почти год с момента открытия «Афимолл Сити» пользовался славой универмага, где продавцов больше чем покупателей: его посещали не более 20000 человек в день. Сейчас, по словам менеджмента универмага, эта цифра выросла до 50000 человек в день.
Кроме того Среди других известных проектов AFI Development — бизнес-центр «Четыре ветра» (на пересечении 1-й Тверской-Ямской и Большой Грузинской), который в 2012 году был продан структурам Романа Абрамовича.
Атриум
История Строительной компании «Ингеоком» разрешили построить у Курского вокзала многоэтажную парковку с торговыми помещениями, но в процессе площадь паркинга значительно сократилась. Само здание имеет неправильную геометрическую форму из-за усадьбы Боткиных, стоящей слева от «Атриума». В этом доме Боткин умер от сифилиса, который сам себе привил в ходе научного эксперимента. Позже там располагался дом приемов владельца сети «Арбат Престиж» Владимира Некрасова. В 2000 году снегоход, на котором ехал основатель «Ингеокома» Михаил Рудяк с актрисой Мариной Левтовой, упал в овраг — Левтова погибла. После его смерти в 2007 году «Ингеоком» унаследовали вдова и дети.
Сейчас Один из самых дорогих и успешных торговых центров Москвы, особенно популярен у молодежи. Topshop, H&M, Uniqlo — такой комбинации в центре нет больше нигде. В начале его славе способствовало шоу «Comedy Club», съемки которого проходили в «Атриуме», в последнее время «Атриум» стал модным — там выступает певица Сантиголд и проходят выставки современного искусства.
История ГУМ был открыт в 1893 году. Здесь работало больше тысячи магазинов. После революции торговцев выгнали на улицы, а в магазинах расселили нуждающихся в жилье. В начале 1930-х годов на этом месте планировали построить здание Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР, но проект не осуществили. В 1953 году жильцов выселили и снова сделали из ГУМа главный универмаг страны. В 2004 году основатель Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович вместе с партнерами купил здание. Бутики Bosco занимают лишь пятую часть универмага.
Сейчас Под крышей ГУМа удивительно сочетается роскошь с советским стилем: здесь есть «Гастроном №1» и «Столовая №57». В прошлом году Куснирович восстановил исторический туалет по эскизам 120-летней давности. Теперь это самый дорогой клозет столицы — 85 рублей за посещение.
Кроме того Куснирович — самый медийный девелопер России, поэтому о его проектах и увлечениях — от высадки вишневых садов и катания на коньках до создания одежды для олимпийцев и музыкальных фестивалей — знает вся страна.
Торговые центры Москвы: «Европейский» Восьмиэтажный стеклянный гигант по соседству с вокзалом, толпы людей и лучшие Topshop и River Island в городе. The Village выяснил, чем «Европейский» отличается от других торговых центров Москвы.
Когда на смену советским универмагам пришли огромные торговые центры, было очевидно, что они заполнят нишу между дорогими бутиками и азиатскими рынками с дешёвым ширпотребом. Чтобы выяснить, какую роль сегодня они играют в городской инфраструктуре и чем отличаются друг от друга, The Village продолжает серию о главных моллах Москвы. В очередном выпуске — торгово-развлекательный центр «Европейский».
Торгово-развлекательный центр «Европейский»
Письмо
Вы видите чёрные квадраты вместо фотографий потому, что руководство торгового центра отказало The Village в предоставлении какой бы то ни было информации, а также в фотосъёмке, прислав в редакцию следующее письмо: «„Европейский“ ТРЦ не поддерживает Ваше решение запустить какое-либо неконтролируемое нами обсуждение нашего ТРЦ на Вашем ресурсе (у нас есть свой сайт, свои блоггеры и PR-специалисты), поэтому интересующая Вас информация предоставлена не будет и в фотосъёмке Вам отказано. В случае, если Вашими действиями нам будет нанесён коммерческий урон или испорчена репутация нашего центра, мы готовы отстаивать свои коммерческие интересы всеми законными методами, в том числе в суде».
История
Открывшийся в 2006 году «Европейский» в своё время стал одним из первых мест в центре Москвы, где средний класс мог купить более-менее приличные вещи: именно там открылись магазины TopShop, Zara, Marks & Spencer, Tara Jarmon, Massimo Dutti и ещё около 40 западных марок. Однако на одной хорошей выборке построить комфортный шопинг невозможно, и по совокупности факторов торговый центр уступает лидерство конкурентам.
Здание «Европейского», построенное по проекту известного советского архитектора Юрия Платонова (он же, например, автор «Золотых мозгов», здания РАН), — хрестоматийный пример лужковской архитектуры. Здание Киевского вокзала, стоящее через дорогу, выглядит рядом с ним по-девичьи хрупко. А сам ТЦ, по мнению многих экспертов, получился просто несуразным. Если главный вход расположен прямо напротив метро, то остальные ведут в никуда. Но даже это смущает не так сильно, как платная парковка, расположенная на пятом и шестом этажах. К слову, «Европейский» не раз входил в рейтинги самых уродливых зданий в Москве.
Впрочем, «Европейский» остаётся первым в России и вторым в мире торговым центром по посещаемости: каждый день сюда приходят в среднем 140 тысяч человек, больше только у Dubai Mall в Арабских Эмиратах. А во время ежегодной Cosmopolitan Shopping Night молл вообще бьёт все рекорды. Из-за толп людей, беспорядочно перемещающихся по его лабиринтам, находиться тут бывает некомфортно, особенно по выходным. Такая популярность легко объясняется расположением: центр города, с одной стороны — вокзал, с другой — знаменитый цветочный рынок, закрытый с приходом мэра Собянина и постепенно растёкшийся по соседним переулкам. Это во многом определяет и среднестатистического посетителя ТЦ. Может быть, поэтому площадь перед «Европейским» и была выбрана для проведения митинга во время межэтнических столкновений в декабре 2010 года. А 5 июня 2012 года там же произошла резонансная драка выходцев с Кавказа с футбольными фанатами.
Москвичи приезжают сюда ради флагманских Topshop и River Island, огромной Zara, косметики M.A.C., корнера Kixbox, одежды для спорта на четвёртом этаже. Для кого-то «Европейский» — это ещё и досуговое место: здесь есть кинотеатр, каток, а ещё ночной клуб и караоке с кальяном.
Владельцы
«Европейский» принадлежит компании «Киевская площадь», основанной бизнесменами Годом Нисановым и Зарахом Илиевым — в рейтинге самых успешных владельцев коммерческой недвижимости журнала Forbes они занимают первое место. Друзья детства, выросшие в одном посёлке в Азербайджане, с 1992 года работают вместе в Москве. Их первым совместным объектом стала «Электронная ярмарка на Рижской», затем они приобрели 15 гектаров на Черкизовском рынке, в начале 2000-х открыли торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблине, затем купили у столичного правительства гостиницу «Украина», рынок «Садовод», а в 2002-м начали строительство «Европейского». Годовой доход компании «Киевская площадь» превышает один миллиард долларов. В списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes Зарах Илиев занимает 35-е место, а Год Нисанов — 37-е место.
Устройство
В «Европейском» есть почти всё — это потребительский рай для среднего класса. Здесь можно найти стандартный комплект холдинга Inditex, сетевые магазины обуви, например Aldo или Ecco, огромные магазины косметики, аксессуаров, бижутерии. Однако «Европейский» старается охватить и более высокие сегменты рынка. Кроме демократичных марок, тут представлены более дорогие, например Karen Millen и Fabi.
В молле также выделено пространство для двухуровневой галереи Pret a Porter, объединяющей бутики Alena Akhmadullina, Furla, Tru Trussardi, Patrizia Pepe, Lancel и других люксовых марок. В галерее, в отличие от остального пространства торгового центра, почти всегда пусто.
1. Джемпер River Island; 2. Трусы Agent Provocateur; 3. Ботинки Crocs; 4. Браслет Thomas Sabo;
5. Сумка Topshop x Meadham Kirchhoff; 6. Шарф Fred Perry; 7. Шашлык; 8. Пальто Zara.
На нулевом этаже, кроме первого уровня галереи Pret a Porter, расположились большой супермаркет «Перекрёсток», две химчистки, салон экспресс-маникюра, магазины предметов интерьера, бытовой техники, отделения нескольких банков и гардероб — словом, всё то, что не вписывается в другие категории.
На первом этаже — сетевые магазины парфюмерии и косметики: Douglas, «Иль де Ботэ», M.A.C., L’Occitane, The Body Shop; магазины подарков, бижутерии и ювелирных изделий: LeFutur, Accessorize, Pandora, Thomas Sabo, а ещё Victoria’s Secret, на российском рынке продающие только парфюмерию и аксессуары, а вовсе не купальники, как мы мечтали. Здесь же кожгалантереи и магазины обуви: Fabi, Baldinini, Fashion Galaxy, Domani. Вход на второй уровень Pret a Porter — через атриумы «Рим» и «Берлин».
На втором этаже начинаются магазины одежды, в основном женской и по большей части крупных зарубежных брендов в сегменте масс-маркет: Topshop, Zara, River Island, Gap, Mango, Marks & Spencer, Kixbox.
На третьем этаже большое пространство занял кинотеатр «Формула кино», собраны спортивные магазины: adidas, Nike, Reebok, Umbro; магазины преобладающе мужской одежды и обуви: adidas Originals, New Balance, Crocs, а ещё первый в России American Eagle Outfitters и флагман Banana Republic.
На четвёртом этаже — всё тот же кинотеатр, товары для детей: Mothercare, «Город игрушек», Hamleys, adidas Kids, Gap Kids и прочее kids. Атриум «Париж» полностью отдан фуд-корту.
Пятый и шестой этажи заняла двухэтажная парковка, на которую придётся подниматься на специальном лифте. Въезд со стороны 2-го Брянского переулка. Час стоянки стоит 50 рублей, свыше трёх часов — 100 рублей в час.
На верхнем этаже семейный развлекательный центр «Космик» с катком, самым большим в России детским лабиринтом, каруселями и прочими радостями для детей. Тут же боулинг, несколько баров, караоке Isterika и летний ресторан La Terrasse.
Фуд-корт
На фуд-корте «Европейского» обнаружить свободный столик сложнее, чем найти с первого раза этот самый фуд-корт, а возможность «потерять» телефон здесь в несколько раз выше, чем на остальных этажах. Здесь есть Burger King и шаурма, «Воккер» и Sushilka, ресторан «Картоха» и Texas Chicken. Можно перекусить и в одном из кафе, разбросанных по всему торговому центру: T.G.I. Friday’s, «Il Патио», Pelman, «Хлеб насущный» или Goodman Steak House.
Сервисы
Программа-минимум по сервисам в «Европейском» выполнена на отлично: здесь есть две химчистки: «Контраст» и «Шик и блеск»; в «Доме быта» проводят ремонт одежды, обуви, часов и ювелирных украшений, изготавливают ключи, фотографируют на документы. На пятом этаже можно помыть машину, а на верхнем — оставить ребёнка в развлекательном центре «Космик».
Отличия от других ТЦ
Пожалуй, из всех столичных торговых центров у «Европейского» самое выгодное расположение. Вход в метро в самом здании ТЦ для многих делает его самым очевидным и удобным местом для шопинга.
«Европейский» действительно привёз много марок, которые раньше в России представлены не были. Из-за огромного потока людей он привлекателен для любого арендатора, так что свободных торговых площадей тут практически нет.
Самый большой в Москве Topshop: именно сюда нужно ехать за вещами из коллабораций с Кейт Босуорт, именно здесь с наибольшей вероятностью найдётся пара обуви с официального сайта, и именно здесь проходят самые большие распродажи.
Москвич
Магазин недели: крупнейший в России (а заодно и в Европе) магазин Uniqlo в «Европейском»
Равшана Куркова написала, что это пропустить нельзя — и мы ей поверили.
В общем, два этажа, 4200 метров — огромный (самый большой не только в России, но и в Европе). Для этого открытия японский бренд даже придумал специально концепцию «Время новых вещей», чтобы говорить с жителями Москвы на нашем языке, возможно, даже русском, и напоминать о простых, но актуальных ценностях. Говорят, мы после пандемии начали называть действительно важными совершенно другие вещи, а бренд Uniqlo как раз видит свою задачу в том, чтобы помогать нам адаптироваться к новому образу жизни через осознанный подход к одежде — простоту и комфорт.
Судя по количеству людей на открытии и ажиотажу на следующий день, Москва к адаптации готова. Да и какой горожанин любит русскую зиму без тонкого теплого пуховика, по которым Uniqlo такой специалист? Не говоря уж об искусстве, как правильно заметила на вечеринке открытия Алена Долецкая — это особенно греет душу.
Итак, одна из главных составляющих концепции «Время новых вещей» — наполнение повседневной жизни искусством благодаря коллаборациям с известными московскими музеями. Партнерами Uniqlo стали Государственная Третьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и Музей космонавтики. Последний чуть выбивается из общего ряда, но на месте японцев вы бы тоже его включили. С помощью сервиса Utme! каждый желающий может за несколько минут создать собственную футболку с одной из работ самых известных художников — от Васнецова и Дега до Кандинского. Или выбрать для принта работу родоначальника дизайна и рекламы в СССР Родченко. Любителям космоса (а кто после полета Пересильд не собрался на Луну?) предлагают выбрать фотографии первого планетохода «Луноход-1», монумента «Покорителям космоса» или собаки Стрелки. Кстати, на эту же тему панно на нулевом этаже нового магазина, созданное из переработанного пластика художником Дмитрием Аске специально к открытию. Без ресайкла в новом магазине тоже никуда — этот тренд поважнее музеев будет: так что встречайте флиски из бывших пластиковых бутылок, экопух и пункт сбора отслуживших вещей.
Еще одно важное отличие нового магазина состоит в том, что к работе впервые привлекли российские бренды, разделяющие ценности Uniqlo. Окошки в живую природу в пространстве магазина создает KRAP/VA, а в выездной библиотеке издательства Ad Marginem можно найти книги по искусству, дизайну, архитектуре и далее вплоть до осознанного образа жизни, если кто еще не осознал. Не обошлось и без культурных корней от сувениров бренда Heart of Moscow, а также впаданий в детство с помощью сделанных вручную лошадок-качалок Craft Horse. Задержавшись в специальной зоне с информационными панелями и инсталляциями, можно не только пройти тест по экологичному образу жизни, но и узнать больше о привычках осознанного потребления.
Тут уже смело можно говорить, что «Uniqlo Москва» — не только выдающийся по масштабам магазин с комфортной, простой и современной одеждой, но и то особенное место, где можно поменять и пуховик, и взгляды на жизнь.
Фото: предоставлено агентством Lunar HARE