Что было до казанского ханства
Какой народ жил в Казани до прихода татар
В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.
Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.
Кто такие булгары?
О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.
Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия.
Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.
В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.
Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.
Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.
Волжская Булгария
Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.
Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.
Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.
В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.
Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.
В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».
Казанское ханство
После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.
Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.
Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.
В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.
Кто такие татары?
Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.
Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.
Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.
При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.
Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.
История Казанского ханства от появления до завоевания русскими
В XV веке уже в значительной степени сформировалось единое централизованное московское государство. Этот процесс протекал в условиях борьбы с монгольским игом. В XV столетии Золотая Орда, уже долгое время волнуемая внутренними междоусобицами, постепенно распадалась на несколько новых государственных формирований.
Представители местной знати боролись не только за центральную власть, но, как показывали события, были готовы основывать новые политические центры и объединять вокруг них территории, входившие в состав Орды. Одним из таких государств, отношения с которым занимали значительное место во внешней политике московских правителей в XV–XVI веках, являлось казанское ханство.
Образование Казанского ханства
В первой половине XV столетия одно время ханом Золотой Орды являлся Улу-Мухаммед. Однако в результате внутренних междоусобиц его свергли с правления. После этого он со своими сторонниками откочевал на восточные земли Орды, где уже находился город Казань. В 1438 году бывший золотоордынский хан сверг местного правителя Али-бея и начал сам править на этих территориях. Улу-Мухаммед не признавал власти золотоордынских ханов, тем самым земли вокруг Казани вышли из состава Орды. В науке 1438 год считается обычно датой основания нового государства казанское ханство.
Где находилось государство?
Получилось так, что территориально оно располагалось на тех же землях, где в X–XIII веках находилась волжская Булгария. Как известно, она в 1236 году была завоевана ханом Батыем и потом, после распада монгольской империи, находилась в составе Золотой Орды. Это земли, располагающиеся по обоими берегам реки Волги в ее среднем течении, а также охватывающие почти все территории, входящие в бассейн притока Волги реки Камы. Именно в этих местах в XV столетии сформировалось казанское ханство. Оно иногда расширяло свои границы.
На востоке его соседом была ногайская орда, на севере располагалась пермская земля и Вятка, на юге территории Золотой Орды, на западе находились русские земли. Отношения с московским государством периодически выражались в набегах на его территории казанцев, что приводило к войнам, результатом которых стало завоевание казанского ханства Московским царством.
Формирование столицы
Вопрос о времени построения политического центра ханства в науке остается открытым. Известно, что населенный пункт город Казань по сведениям источников существовал в среднем течении Волги еще до прихода сюда Улу-Мухаммеда. Однако многие историки полагают, что столица ханства была построена заново на новом месте и просто переняла название уже существовавшего города. Поэтому в истории казанского ханства обычно в научной литературе применительно к ее центру употребляется наименование новая Казань для обозначения ее как другого населенного пункта по сравнению с прежней старой Казанью.
Ученые обсуждают вопрос о времени и правителе, при котором новая столица была построена. Согласно одной точке зрения, она уже была в среднем течении Волги рядом со старой Казанью в то время, когда сюда пришел Улу-Мухаммед. При этом все равно указывается, что он принял меры и позаботился о ее большем укреплении и расширении в качестве центра своего пребывания. Согласно другой точке зрения, именно Улу-Мухаммед заложил город и при нем он был возведен, а до него его еще не было. В любом случае, ученые сходятся во мнении, что новая Казань приобрела значение политического центра нового государства при Улу-Мухаммеде.
Население и религия
Жители этой страны по этническому признаку относились к разным народам. Поэтому это государство являлось полиэтничным. Одним из наиболее многочисленных народов страны были казанские татары. Среди других народов заметное место занимали башкиры, удмурты (вотяки), чуваши, мордва, марийцы (другое название черемисы), армяне-кыпчаки (имели свою общину в столице).
При этом степень политического подчинения разных народов Казани была разной. Башкиры были во многом политически самостоятельны, ханы посылали к ним наместников в основном только для сбора налогов (назывались ясак). Также башкиры отправляли хану свои вооруженные силы. В остальном ими правили представители местной знати. Также политически в целом самостоятельны были чуваши. Они проживали около реки Свияги. Налоги (ясак) нередко собирали не посылаемые ханом наместники, а представители местной знати.
Более сильной политическая власть правителей Казани была в землях удмуртов. Здесь казанская знать имела много владений, управление территориями производилось из Арского города наместниками хана.
Считается, что большинство населения придерживалось суннитского ислама. В государстве были люди, специально занимавшиеся изучением и обучением других исламу. Их глава назывался сеидом. В управлении он занимал заметное место рядом с ханом. При этом в государстве, как отмечают ученые, был принцип веротерпимости в политике, что исследователи связывают в частности с поддержкой торговли, которую вели представители разных религий.
Система государственного управления
Административно-территориальные единицы, на которые делилось государство, назывались даругами. Это были более крупные регионы. В свою очередь, они состояли из менее крупный единиц, носивших обозначение улусов. В стране сначала было 4 даруги: алатская, галицкая, арская и зюрейская (по-другому называлась чувашская). Потом еще присоединилась пятая даруга ногайская. Улусы включали несколько населенных пунктов.
Главой государства являлся хан из рода Чингисхана. При нем находились высшие чиновники эмиры, которые руководили военными соединениями. Также при правителе функционировал диван. Это был орган, который имел функции совещательные. В нем заседали карачи. Все эти высокие государственные должности замещались представителями высшей знати, они передавались по наследству, замещались пожизненно и считались несменяемыми. Все это позволяет в науке делать вывод о консервативном характере системы управления.
В стране был и такой орган политической власти как курултай. Он считался даже самым высоким политическим учреждением ханства и собирался в особо важных случаях. На нем присутствовали представители основных важных, обладающих политическим и экономическим весом, категорий населения: военных, изучавших ислам, сельских работников.
Нередко происходило так, что реальная власть переходила к определенной группировке аристократии, или шла борьба за влияние между разными группировками и хан реально имел мало власти. Аристократия включала в себя представителей разных уровней. Элита происходила в основном из выходцев из Золотой Орды, ниже на уровне улусов кроме выходцев из Золотой Орды была знать из крымской и ногайской орды, местная знать (на уровне улусов они носили название мурз и беков). Еще ниже находились огланы – начальники небольших конных соединений простых воинов.
В стране были чиновники для сбора налогов. В значительной степени это были десятники и сотники, должности которых были учреждены еще в Золотой Орде.
Хозяйственная жизнь и ремесла
Главным занятием большинства населения страны считается земледелие. Это обычно оценивается как следствие оседлой жизни значительного числа жителей ханства. В свою очередь, оседлый образ жизни во многом в науке считается унаследованным еще от волжской Булгарии. Земля вспахивалась деревянным плугом с металлическим лемехом. Земельные участки были в основном наследственными. С них население платило налоги.
В стране были и лесные регионы. В них земледелие было меньше распространено. В лесных районах люди больше занимались охотой, бортничеством (сбором меда), рыболовством, собирательством. В таких регионах было и меньше ханских чиновников, которые обычно здесь просто собирали ясак. Крупные владения земли знать имела не в лесных, а в земледельческих районах. Выращивались такие культуры как ячмень, овес, полба.
Большое значение имели разные виды ремесел. Например, для потребностей сельского хозяйства изготавливались разные орудия труда и предметы быта из дерева, металла, глины, то есть ремесленники занимались кузнечеством, металлургией, гончарным делом, столярным. Также большое распространение имело кожевенное ремесло, ювелирное.
Другой важной сферой экономики ханства была торговля. Это во многом связано с географическим расположением страны. Среднее течение Волги в те века обычно было одним из крупных центров международной торговли, здесь сходились торговые пути из разных стран. Поэтому в целом в государстве была больше распространена внешняя торговля по сравнению с внутренней. Сама столица Казань была заметным центром международного обмена.
Культура и образование
В культуре казанского ханства обычно в науке выделяется архитектура, резьба по камню, ювелирное дело. Возводились монументальные здания. Ювелиры художественно обрабатывали металлы, камни. Распространение получила письменность на основе арабского письма. Население считалось достаточно грамотным для того времени. В стране имела распространение восточная поэзия. В ханстве были и свои поэты, сочинявшие стихотворные произведения.
Внешняя политика
Наиболее активными внешние отношения у ханства были с русскими землями. Они чередовались периодами войн и мира. С другими соседними государствами у Казани в целом не было крупных событий во внешнеполитической жизни, этими соседями в основном были родственные и политически близкие другие орды, с которыми тоже могли быть иногда военные столкновения и периоды мира.
Русско-казанские войны
Уже Улу-Мухаммед совершал набеги на русские территории, подступал к Москве. В правление великого князя московского Ивана III Васильевича (1462–1505) русские войска несколько раз совершали походы на Казань и в 1487 году взяли ее. После этого правителем был избран хан, проводивший в целом мирную по отношению к Москве политику. Знать периодически пыталась его сместить. Это время длилось до 1521 года, когда казанцы совершили набег, соединившись с крымским ханом, осадившем Москву. В последующие годы войска Казани достаточно часто вторгались в русские земли.
Взятие Казани
Московское государство стремилось решить проблему с угрозой от Казани. Сначала царь Иван IV Васильевич пробовал утвердить там у власти правителя, который проводил бы мирную политику. Однако, когда это не удалось, он предпринял походы на город и в 1552 году Казань была взята штурмом с применением взрыва стен порохом. После этого произошло присоединение казанского ханства к Московскому царству.
Мифы о Казанском ханстве: татары или булгары и вопрос наследника Золотой Орды
Казанское ханство: реальность и домыслы. Часть 1
История Казанского ханства, завоеванного войсками Ивана IV, полна домыслов и легенд. Одни из них имеют реальную основу, другие — элемент городского и народного фольклора. Историк и наш колумнист Булат Рахимзянов в новой колонке, написанной для «Реального времени», разбирался в некоторых распространенных мифах.
Как в истории любого другого государства, в истории Казанского ханства имеются свои мифы. Чего стоит одна только легенда о том, что царица Сююмбике бросилась вниз с высокой башни, не желая быть женой Ивана Грозного, и разбилась насмерть, так и не покорившись завоевателям. Мифы не несут вреда, говоря лишь о том, что сама история популярна среди населения. Однако интересно рассмотреть их с точки зрения соответствия реалиям, отраженным в исторических источниках.
1. Казанские татары — это не татары, а булгары
Весьма популярный миф, ставший по каким-то причинам актуальным в 1990-е годы. На самом деле говорить о том, что народы остаются «неизменными» на протяжении достаточно продолжительного времени, невозможно. «Все течет, все изменяется», — говорили мудрые люди. Да, на территории современного Татарстана в X—XIII веках проживало население, которое в исторической литературе принято именовать «булгарами». Их основу составили тюркоязычные племена. После образования Золотой Орды поволжские булгары стали одним из основных, но не единственным компонентом в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Что это значит?
Исследователь Дамир Исхаков в своей книге «От средневековых татар к татарам нового времени» пришел к выводу, что формировавшаяся в границах Казанского ханства этническая общность до середины XVI века состояла из двух слоев — «черных людей» (податного, налогооблагаемого населения, тех, кто издавна оседло жил на данных территориях) из «ясачных чувашей» и социальных верхов (то есть тех, кто пришел с кочевыми монгольскими завоевателями, тех, кому в итоге налоги платили) из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Первый («чувашский») слой восходит еще к домонгольскому периоду и был действительно весьма близок этнически к булгарам.
Дамир Исхаков пишет, что общность Казанского состояла из двух слоев — «черных людей» из «ясачных чувашей» и социальных верхов из «татар», то есть кыпчакско-ногайских групп. Фото Михаила Козловского
Казанское ханство в значительной мере возникло на основе Булгарского вилайета Золотой Орды. Однако монгольское завоевание данного региона внесло существенные коррективы в его этническую историю. Именно благодаря более высокому статусу «татар» (так как они являлись представителями стороны-завоевателя) по отношению к «ясачным чувашам» в целом за населением Казанского ханства (и после его ликвидации за коренным населением данной территории) закрепилось название «татары», как интегрирующее наименование населения Казанского ханства. Так что казанские татары — это не булгары, а потомки как их, так и пришлых монголов и кыпчаков.
2. Казанское ханство — основной наследник Золотой Орды
В формировании этого мифа немалая заслуга наших татарстанских ученых, в пылу восстановления исторической справедливости конца 1980—1990-х годов в вопросах истории Золотой Орды нередко ставивших Казанское ханство первым в списке наследников этой средневековой империи. Конечно, немалую роль тут сыграло и то, что из всех наследников Золотой Орды только у казанских татар сохранились хоть какие-то остатки прежней государственности (автономная социалистическая республика во времена Советского Союза). Но источники неумолимы — главным наследником Золотой Орды после политической ликвидации Большой Орды было Крымское ханство. Почему же?
Вторая половина XV века была временем, когда государства, ранее на разных условиях входившие в Улус Джучи, боролись друг с другом за доминирование в Степи. Иногда для достижения превосходства им были необходимы временные объединения. Это время коалиции Московского великого княжества (позже Московского государства) с Крымским, а затем и с Казанским ханствами против Большой Орды, поддерживаемой Великим княжеством Литовским. В течение двух последних десятилетий XV века в эту борьбу была включена и Ногайская Орда.
Главным наследником Золотой Орды после политической ликвидации Большой Орды было Крымское ханство. Фото gkaf.nsu.ru
Весной 1502 года сильно ослабевшая Большая Орда — основной на тот момент наследник Улуса Джучи — была полностью разгромлена крымскими войсками во главе с ханом Менгли-Гиреем. В крымском послании в Москву от имени Менгли-Гирея было сказано: «Слава Богу, Ших-Ахметя (хан Большой Орды, предъявлявший последние амбиции на возрождение Улуса Джучи как единого центра Джучидской империи, — прим. Б. Р.), недруга нашего, розогонив, орду его и все его улусы Бог в наши руки дал». После присоединения улусов Большой Орды Крымское ханство резко усилилось, а хан Менгли-Гирей начал именоваться «Великие Орды великим царем».
Борьба с Большой Ордой — «Престольным владением», в которой с татарской стороны участвовали как Крымское, так и Казанское и Касимовское ханства, а также кочевые Ногаи, была делом принципа, вопросом идеологии: необходимо было лишить традиционную сарайскую линию потомков Джучи, помнившую о едином имперском прошлом с непосредсвенным участием их предков, стержневой опоры, базы в виде большеордынской кочевой ставки и шедших за ней татарских улусов (кочевого объединения людей). Отделившиеся от имперского центра части бывшей Золотой Орды намеревались закрепить этот уже фактически сложившийся новый политический порядок dejure. Этим и было вызвано активное участие в ликвидации Большой Орды коалиции почти всех татарских государств. Кстати говоря, Московское княжество также активно участвовало в этом процессе — как бывший данник, активно стремившийся отдалиться от своего «неприглядного» прошлого путем ликвидации основного наследника империи.
Как только Большая Орда была политически уничтожена в 1502 году, ее место тут же заняло Крымское ханство как государство, правитель которого «взял» ставку большеордынского хана и принял его татарские улусы под свое подданство. Весь шлейф, тянувшийся на внешнеполитической сцене за Большой Ордой, тут же принял на себя Бахчисарай. Если уж мы упомянули Москву, то можно отметить, что в этом шлейфе были и отношения с ней: отношение Крыма к ней резко ухудшилось. Московское княжество как союзник больше не нужно было крымскому правителю, а вновь приобретенные амбиции «Великой Орды великого царя» не позволяли ему уже даже формально равнять себя с московским великим князем.
На внешнеполитической сцене представители этих двух государств — Большой Орды и, после ее разгрома, Крымского ханства — выступают как проводники относительно единой линии в отношениях с Москвой. Схожим было и ее отношение к ним: государства, имевшие в разное время статус основного наследника Улуса Джучи, выступали для Москвы как бы современной реинкарнацией его самого, с сохранением реликтов отношения к этому политическому «праотцу».
Большую часть истории ханского периода Казань была «разменной монетой» в больших геополитических играх Крыма, Москвы и Ногайской Орды. Фото Максима Платонова
Ликвидация Большой Орды в 1502—1504 годах (иногда этот процесс растягивают до 1515 года), переход ее регалий и функций в позднезолотоордынском пространстве к Крымскому ханству, усиление Московского княжества привели к серьезному изменению конфигурации политических союзов в Степи. Если в XV — начале XVI веков фактор борьбы с Большой Ордой был решающим для других наследников Улуса Джучи (включая и Москву), то, начиная со времени ее гибели, на первое место вышло соперничество Крымского ханства с Ногайской Ордой, а позже — с Московским государством за обладание всем золотоордынским наследством. Другие татарские государства, за исключением территориально отдаленного и относительно малонаселенного Сибирского ханства, оказались вовлеченными то с одной, то с другой стороны в это противоборство, длившееся с 1520 года до русского завоевания Поволжья.
Мнение о Казанском ханстве как о полностью независимом государстве также является по большей части историографическим мифом. Казанское ханство большую часть своего существования пребывало то под влиянием Москвы, то Крыма, иногда Ногайской Орды, местная знать, особенно после пресечения династии Улуг-Мухаммада, ведущие позиции в управлении ханством постепенно теряла. К сожалению, приходится констатировать, что большую часть своей истории ханского периода Казань была «разменной монетой» в больших геополитических играх гегемонов позднезолотоордынского Дешта — Крыма, Москвы и — опосредованно, но зато практически постоянно — Ногайской Орды. Мнение о Казани как об одном из наиболее сильных и агрессивных наследников Великого Улуса источниками, даже русскими, в достаточной мере не подтверждается.
Единственная причина, по которой казанскому направлению восточной политики Московского государства во второй половине XV — первой половине XVI веков уделялось наибольшее внимание, — это наличие географической границы между двумя государствами, что приводило, разумеется, к большему количеству «контактов» (в основном военных), чем с каким-либо другим наследником Золотой Орды. Ни с Крымом, ни с Ногаями, ни с Большой Ордой, после ее «разгрома» — с Астраханью — такой общей границы у Московского княжества не было. Именно поэтому, на мой взгляд, Казань и пала первой из этого списка.
Как отмечает питерский историк Александр Филюшкин, «русские войска в 1552 году шли на Казань, будучи уверенными, что мстят за века татарского ига. … Для идеологии обретения мощи и величия Российского царства через покорение и унижение «былых господ» было неважно», какие это татары. «Казанское ханство ответило за грехи Золотой Орды — не реальной Орды (выделено мной, — прим. Б. Р.), а «Золотой Орды» русской книжности XVI века».
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.