Что было до оон и лиги наций
Различия ООН и Лиги Наций: теоретическое объяснение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Лига Наций – это первая международная организация, поставившая в качестве центральной функции пацифистскую деятельность, направленную на разоружение стран, мирное урегулирование конфликтов, предотвращение мировых войн.
История создания и основные особенности Лиги Наций
Лига Наций была учреждена при подписании Версальского мирного договора в 1919 году, а ее устав – Статут был утвержден на Парижской мирной конференции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Парижская Мирная Конференция 1919-1920. подробнее 10 января 1920 года. Лига Наций создавалась по итогам Первой Мировой Войны, Великой войны, которая необратимо изменила политический облик всего мира. Задача недопущения войн подобного размаха в будущем требовала создания нового международного органа, который позволил бы предупреждать и урегулировать конфликты между странами.
Вместе с тем, идея Лиги Наций По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Возникновение и начальная деятельность Лиги Наций подробнее не была сформировала непосредственно после войны, она прошла длительный путь созревания в рамках пацифистских организаций, который можно проследить с начала XIX века. В рамках общественных отношений был накоплен значительный опыт проведения международных конференций по вопросам мира, деятельности национальных и международных пацифистских организаций, в том числе рассматривавших вопросы правового характера. Большое влияние имели Гаагские конференции мира 1899 года, а также 1906 и 1907 годов, в ходе которых были приняты международные соглашения:
Готовые работы на аналогичную тему
Статут Лиги Наций включал в себя преамбулу в которой раскрывались ее основные цели и принципы, а также 26 статей, первые из которых были посвящены регламенту организации (порядку принятия решений, входу и выходу из организации), а начиная с восьмой статьи раскрывались ее основные задачи, первой из которых была задача по ограничению национальных вооружений до необходимого минимума. Кроме того, Лига предполагала свое участие в качестве третейского судьи при разрешении споров между государствами, обязывала государства – члены Лиги реагировать на вооруженную агрессию по отношению к одному из членов путем политической, экономической изоляции.
Важной задачей Лиги было также управление мандатами на территории, нуждающиеся в опеке более развитых государств, в силу неразвитости местных политических и административных структур, т.е. бывших колоний Германской и Османской империй.
Деятельность Лиги Наций за период ее существования с 1919 по 1946 год достаточно неоднозначна. С одной стороны, Лига смогла достаточно успешно урегулировать часть международных территориальных конфликтов – Польско-Литовского, Шведско-Финского, Итало-Греческого. С другой стороны, при отказе одной из сторон конфликта принимать рекомендации Лиги ее деятельность оказывалась провальной, как например, в советско-польском конфликте.
Более того несмотря на декларирование целей по снижению вооружений, Лига Наций санкционировала создание первых вооруженных сил Германской республики, в целях укрепления национального суверенитета, а также неоднократно отклоняла инициативы по полному разоружению от советской стороны.
Кризис организации пришелся на середину 30-х годов прошлого века, когда две станы-учредительницы Лиги – Япония и Италия, в нарушение ее устава сами организовывали военные конфликты, а после и вовсе покинули ее состав. Не смогла Лига каким-либо способом отреагировать и на агрессивные действия националистической Германии по вводу войск в Рейнскую область, аншлюс Австрии, захват Чехословакии.
Вместе с тем следует отметить плодотворную деятельность Лиги вне политической сферы по установлению равноправия мужчин и женщин, защите прав детей и молодежи, культурному обмену и т.д.
История создания и деятельность ООН
Организация Объединенных Наций представляет собой международного наследника Лиги Наций, ее основных идей и миссии по предотвращению военных конфликтов в международном сообществе. Идея ООН возникла и разрабатывалась в схожих условиях уже во время Второй Мировой Войны. 30 октября 1943 года в Москве на конференции союзных держав была провозглашена необходимость создания международной организации для поддержания мира и порядка. Важнейшими этапами ее учреждения стали ряд международных конференций:
Окончательно устав была ратифицирован 24 октября 1945 года, после получения последней грамоты от СССР. Он содержит 111 статей, объединенных в 19 глав. Основной деятельностью ООН также является миротворческая, направленная на предупреждение военных конфликтов и их разрешение мирным путем, а также осуществление мер по разоружению. Вместе с тем ООН не ограничивается политической деятельностью и рассматривает социальные, экономические вопросы, международное право и права человека, проблемы окружающей среды, культурного наследия и т.д.
Различия устройства и принципов деятельности ООН и Лиги Наций
Несмотря на общность декларируемых целей, а также непосредственную преемственность ООН от Лиги Наций между данными организациями существуют существенные отличия. Прежде всего это отличия в их составе и устройстве.
Лига Наций включала в себя Совет, Секретариат и Собрание, при этом полномочия Собрания и Совета полностью копировали друг друга, приводя к созданию дублирующийся органов. Структура ООН более дифференцирована, она включает в себя Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по Опеке, Международный суд и Секретариат, каждый из которых имеет свои четко прописанные обязанности и зону влияния. В Лиге решения принимались единогласно, в ООН – большинством голосов, за исключением Совета Безопасности, в который обязательно входят страны-учредители ООН, обладающие правом вето.
Лига Наций изначально объединяла в своем составе незначительное число стран, колониальных империй, в то время как сами колонии не имели возможности быть представленными в ее составе. Более того система мандатов Лиги, которая в теории должна была быть направлена на подготовку бывших колоний к самостоятельности, по сути просто передавала их на откуп европейским странам-победительницам, деятельность которых никак не контролировалась, что ярко видно на жёсткой колониальной политике Бельгии в центральной Африке. В ООН изначально прописан принцип равноправия и суверенности всех ее участников, состав ООН постоянно расширялся и в настоящее время включает в себя 193 страны, что создает «диктатуру стран Третьего мира» при принятии решений в Генеральной Ассамблее.
В отличии от Лиги, ООН напрямую запрещает военную агрессию и распространяет соблюдение данного принципа даже на страны, не являющиеся ее участниками. Кроме того, ООН имеет весомый инструмент в виде миротворческого контингента, который может использовать для прекращения военных действий. ООН имеет право на вмешательство во внутренние вопросы страны, что делает ее деятельность более эффективной.
Почему не работала Лига Наций – первая международная организация?
18 апреля 1946 года в Женеве начался процесс по роспуску Лиги Наций
Многим любителям истории может показаться, что в целом вопрос об этой мало чем запомнившейся нашим соотечественникам организации – маловажен. Но это не совсем так. Сегодня мы попробуем рассказать о роли нашей страны в работе Лиги наций, о том, почему СССР из неё вышел, как Лига не смогла предотвратить Вторую мировую войну и, наконец, почему её сменила новая международная организация – ООН, которая работает и теперь.
Создание системы международной безопасности
Лига Наций не была первым международным объединением стран. Многочисленные союзы – от феодальных до уже современных военных – сопровождали человечество всю его историю. Однако цели и задачи, сформулированные при создании Лиги, были действительно чем-то новым, поскольку предусматривали недопущение мировых и локальных конфликтов, создание системы коллективной безопасности, решение споров путем дипломатических переговоров и даже повышение уровня жизни людей всего мира. Многие философы и мыслители прошлого могли только мечтать о такой организации. И тут она появилась.
Как всегда и бывает, появлению Лиги предшествовал крупнейший в истории на тот момент военный конфликт – Первая мировая война. Свыше 20 миллионов жертв войны открыли глаза мировым лидерам на то, что необходимо искать иные пути, пытаться договариваться миром.
СССР и Лига Наций
Источник: https://militaryarms.ru
Несмотря на то, что одной из не афишируемых, но подразумеваемых целей Лиги Наций было противостояние распространению левой идеологии по всему миру, а значит, и противодействие СССР, со временем эта позиция изменилась. Дело в том, что во многих странах Европы к началу 30-х годов уже подняли голову и окрепли фашистские, нацистские и другие крайне правые партии, группировки и идеи. Политикам было совершенно ясно, что рано или поздно, начнутся военные конфликты на этой почве. Более того, в Азии японский милитаризм, крайне вольно трактовавший статьи Лиги Наций о разоружении, уже в открытую вёл захватнические войны. Инцидент в Маньчжурии и Японо-китайская война стали яркими тому примерами.
Чакская война между Боливией и Парагваем в Южной Америке, вторжение итальянских фашистов в Эфиопию (где, кстати, применялся настрого запрещенный Лигой Наций газ) и, наконец, Гражданская война в Испании, где в открытую сошлись сторонники правых и левых идей всего мира – все эти конфликты стали не просто предтечей Второй мировой войны, которую Лига Наций не смогла, да и, скажем прямо, не очень-то и хотела остановить. Эти конфликты показали полную несостоятельность Лиги Наций в работе по её прямым обязанностям. Даже несмотря на вступление СССР в Лигу 18 сентября 1934 года и разрыв международной изоляции нашей страны, новая мировая война стала лишь вопросом времени.
После прихода к власти в Германии в 1933 году А. Гитлера всем стало ясно, что демилитаризация и мирные переговоры просто невозможны. Формировались новые военные союзы, а западные страны из страха вели политику «умиротворения агрессора», кульминацией которой стал «Мюнхенский сговор» с Гитлером. На этом фоне советское руководство не могло не сделать необходимых выводов и не готовить страну к неизбежному конфликту. Выход СССР из Лиги Наций в декабре 1939 года сделал организацию окончательно нежизнеспособной. К слову, из 58 стран-участниц в составе Лиги уже не было ни одной, развязавшей Вторую мировую войну. Более того большая часть стран Латинской Америки к этому времени тоже покинула Лигу, они не видели в ней перспектив. А вслед за этим началась Вторая мировая война, развязанная нацистами.
После Лиги Наций
Источник: https://pinterest.com
Несмотря на все тяготы и лишения, СССР и его союзники смогли одержать победу в крупнейшей в истории человечества войне. Сформировалась и новая система мирового порядка – Ялтинско-Потсдамская. СССР стал играть в мире ведущую роль, он стал не только одним из победителей, но и огромным центром силы, притягивающим множество разных стран. Лига Наций, которая за всю свою историю не смогла выполнить ни одной из своих задач, тихонько самораспустилась и 19 апреля 1946 года её последний секретарь Карл Й. Хамбро заявил о прекращении деятельности Лиги.
Источник: https://pinterest.com
Источник: https://tvzvezda.ru
Тем не менее, такая система могла сохраняться, пока развязанная США и Великобританией «холодная война» шла с равным противником. Блок НАТО уравновешивался Варшавским договором. Но к 1991 году с распадом СССР и упразднением военных союзов социалистических стран мир стал однополярным. Многие политологи и историки указывают даже на то, что сформировался новый миропорядок – пост-биполярный. Причем не традиционным способом, то есть как результат послевоенных договоренностей, но сам собой – по геополитическим причинам.
В этом случае мы не можем не отметить следующее: ООН как часть старого мирового порядка, как и вся система международной безопасности, дипломатии, всех видов межгосударственных отношений, исчерпали себя. Естественно, новые гегемоны в мире всячески будут оттягивать заключение новых международных коллективных договоров. Будут противиться «перезагрузке» ООН, чтобы превратить организацию в действительно рабочий инструмент международных отношений. Скорее всего, США и подконтрольный им блок НАТО приложат все усилия, чтобы не допустить обновления или создания новой международной системы отношений. Но одно мы можем видеть точно – повторение истории с Лигой Наций, как с организацией, которая не смогла сделать ничего для предотвращения войны, приведет лишь к новой войне, горю и несчастью для всего мира.
Лига Наций: история создания и результаты работы
18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.
Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.
Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.
СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.
Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.
Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).
Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.
Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений «до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением». Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.
В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.
Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, «способные действительным образом оградить мир наций» (ст. 11).
Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой «право поступать, как они считают подходящим. «
В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.
Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги «для поддержания уважения к обязательствам Лиги».
Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.
Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.
В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.
Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.
8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)
18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Предшественник ООН — Лига Наций
Лига Наций
Немой документальный фильм о работе Лиги Наций и ее основателей с кадрами о Первой мировой войне и конфликтах между Францией и Германией, Италией и Эфиопией.
Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».
Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.
8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию Объединенных Наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.
18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.
Предшествующие международные организации и органы
Для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.
Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.
От Лиги Наций к ООН эволюция международных связей
Данная работа посвящена одной из самых серьезных проблем XXI века, с которой сталкивается все мировое сообщество: стремительному снижению контроля ООН над ситуацией в мире. Организация, созданная в 1945 году с целью обеспечения мирового порядка и развития международного сотрудничества способна со все меньшим успехом ограничивать деятельность террористических группировок, а также справляться с большим количеством вооруженных конфликтов. В настоящей работе мы попытаемся выяснить причины такого положения, а также найти решение к выявленным проблемам.
Актуальность работы заключается в неисчерпаемой злободневности изучаемой темы: не прошло ни дня с момента создания первой международной организации, когда бы мировое сообщество не находилось в тревожном состоянии – под угрозой развязывания войны, а также не сталкивалось с проблемами социального и экономического характера. Поэтому перед нами стоит необходимость изучить данную тему и дать ответ на вопрос: как избежать падения авторитета ООН в мире, а соответственно, и обеспечиваемого организаций международного баланса?
Объект исследования – деятельность Лиги Наций и Организации Объединённых Наций.
Предмет исследования – эффективность функционирования международной системы поддержания мира и безопасности в лице ООН и её предшественницы Лиги Наций.
Целью работы является прогнозирование дальнейшей судьбы Организации Объединенных Наций, основанное на изучении исторического развития организации и ее предшественницы – Лиги Наций, – а также разработка наиболее оптимальной программы для ООН на ближайшее десятилетие.
Задачи работы:
1. Исследовать историю Лиги Наций, мнения политиков, дипломатов и ученых разных времен относительно продуктивности ее деятельности;
2. Изучить те же аспекты Организации Объединенных Наций;
3. Вывести возможные пути развития ООН;
4. Разработать программу действий для ООН на ближайшие десять лет.
Гипотеза исследования – предполагается, что в истории и современности Организации Объединённых Наций существуют факторы, снижающие эффективность её деятельности, что требует реформирования организации в обозримом будущем. В то же время альтернативы ООН в деле поддержания мира и безопасности на сегодняшний день не существует.
Нормативную базу работы составляют международно-правовые акты, Устав Лиги Наций, Устав ООН, иные нормативные документы, связанные с деятельностью ООН.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Помимо того, использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, статистический, а также анализ источников и литературы по тематике работы, изучение новостных ресурсов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
ГЛАВА 1. ЛИГА НАЦИЙ
§ 1. Создание Лиги Наций
§ 2. Деятельность Лиги Наций
§ 3. Вывод о деятельности Лиги Наций
§ 2. Деятельность ООН
ГЛАВА III. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН
Детально изучив характер возникновения, развития и деятельности Организации Объединенных Наций, мы пришли к выводу, что Организацию ждет дальнейшее развитие, которое, однако, невозможно без некоторых реформ. Мы бы хотели предложить свой краткий план действий для ООН на ближайшие десять лет.
1. Необходимы некоторые поправки к Уставу ООН: во-первых, в нем Германия и Италия все ещё фигурируют как враги, как было после Второй мировой войны, когда составлялся Устав. Мы считаем, что это необходимо исправить; также в Уставе, в перечислении членов Совета Безопасности, все еще значится Советский Союз, распавшийся в 1991г., правопреемником которого на сегодняшний день является Россия;
2. На наш взгляд, ООН, как никакая другая организация, должна способствовать развитию многополярного мира, дабы не допустить скопления различных потенциалов в известных странах, стремящихся к мировому господству. Это могут осуществить все органы ООН при совместной работе: например, ЭКОСОС продолжит работу по повышению социального и экономического уровня стран Африки и Азии, нуждающихся в поддержке извне, вовлекая в данный процесс наиболее обеспеченные страны; СБ продолжит проводить операции по мирному урегулированию конфликтов в странах Ближнего и Среднего востока при поддержке Генеральной Ассамблеи; Секретариат ООН должен постоянно отслеживать проводимые операции и докладывать о результатах проделанной работы на заседаниях Генассамблеи. Таким образом, на наш взгляд, посредством участия всех структур ООН, при их постоянном взаимодействии, а также вовлечение в них всех миролюбивых государств, можно будет постепенно добиться некоего баланса, создания новых «полюсов», например, в той же Африке. Российский ученый Е.П. Бажанов считает, что ООН должна стать «краеугольным камнем многополярности» [20;35], что подтверждает нашу точку зрения в данном вопросе.
3. Мы считаем, что ООН, посредством отдельного заседания Генеральной Ассамблеи, должна выработать пошаговый алгоритм для осуществления права на самоопределение народов, желающих выйти из состава какого-либо государства и определять в дальнейшем свой политический статус;
4. ООН, по нашему мнению, стоит создать постоянные наблюдательные миссии в конфликтных регионах, причем состав этих миссий должен быть определен Советом Безопасности как особо важный вопрос, а не посредством большинства голосов Генеральной Ассамблеи;
5. Совет Безопасности должен иметь постоянные воинские контингенты, состоящие из сухопутных, воздушных и морских родов войск; это обеспечит наиболее быстрое реагирование в критических ситуациях и оперативную переброску войск в регионы конфликта;
6. Кроме того, мы считаем, что необходимо активизировать номинально существующие обязанности Военно-Штабного Комитета ООН, что позволило бы СБ получать наиболее точное и независимое мнение в отношении ситуаций в конфликтных регионах, а также в отношении готовности подготовляемых ООН войск для проведения миротворческих операций в конфликтных регионах.
Наше мнение по данному вопросу совпадает с предложением РФ, выдвинутом на Саммите Тысячелетия [19].
7. Мы считаем, что постоянными членами Совета Безопасности могут стать еще 1-2 страны, внесшие наибольший вклад в деятельность ООН; это предполагает еще одну поправку к Уставу;
8. ООН следует обратить особое внимание на расширяющееся строительство баз НАТО в странах Европы; необходимо осознать, что во время отсутствия какой-либо угрозы, США наращивают военную мощь, это может повлечь за собой новые вмешательства военных сил Америки во внутренние дела государств; нельзя позволить начаться новой войне – войне ядерных держав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы исследовали историю возникновения, деятельности и краха предшественницы ООН в сфере международных отношений – Лиги Наций, проанализировали проблемы развития данной организации и сравнили их с трудностями, с которыми сталкивается ООН на протяжении всего своего существования.
В начале исследования мы ставили перед собой задачу выявить, какой исход ждет ООН (или не ждет), основываясь на печальном опыте Лиги Наций. В итоге мы полагаем, что ООН ждет дальнейшее развитие и прогресс из-за ее миролюбивой направленности.
Нами были выявлены серьезные недостатки в структурах ООН, однако идеальной Организация быть и не может. Если бы она могла создать условия, при которых в мире не было бы войн, голода, бедности и необразованности, то мы бы говорили о некоей утопии. Устав ООН не утопия, он идеал, к которому стремится все человечество; и в то же время он реальность, потому что сегодня все мы живем (стараемся жить) по принципам, заложенным в этом документе.
Мы предложили свою программу деятельности ООН на ближайшее десятилетие, однако мы понимаем ее несовершенство и неточность. Целью было указать на недочеты, а не исправить ошибки.
Мы полагаем, что данная тема требует постоянного внимания и исследования, потому что ООН – это единственный на сегодняшний день гарант мира на Земле.
1. А.А. Громыко, Отстоять мир на земле: Выступление на XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1 окт. 1982 г. – М.: Политиздат, 1982
2. United Nations Conference on International Organization Documents. Vol. III
3. L. Goodrich, E. Humbro, Charter of the United Nations. – Boston, 1949
4. L. Goodrich, The United Nations. – 1959
5. В.Н. Федоров, ООН и проблемы войны и мира. – М.: Международные Отношения, 1988
6. Правда. – 1985
7. Д.В. Кузнецов, Внешняя политика США. Хрестоматия. – Благовещенск, Благовещенский государственный университет, 2014
8. «New York Times Book Rewiev», 11.II 1968
9. В.М. Бережков, Страницы дипломатической истории. – М.: Международные отношения, 1987
10. «Архив полковника Хауза»
11. Документы внешней политики СССР, т. IV. – М., 1960
12. История внешней политики СССР 1917-1985, т. I. – М.: Наука, 1986
13. Документы внешней политики СССР, т. VIII. – М., 1960
14. Локарнская конференция, 1925 г. – М., 1959
15. История дипломатии, т. V. – М.: Политиздат, 1974
16. Г.Д. Пальмерстон, Речь в Палате общин 1 марта 1848 года
17. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. Текст опубликован в сборнике: «ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии». – Нью Йорк, 1970
18. Роль Организации Объединенных Наций в современной системе международных отношений и новые механизмы самоопределившихся государств. – Тирасполь, 2012
19. Письмо постоянного представителя Российской Федерации при ООН С.В. Лаврова от 6.07.2001г. на имя председателя Совета Безопасности, S/2001/671, Нью-Йорк, штаб-квартира ООН
20. Е.П. Бажанов, Россия, Китай и новый миропорядок XXI в. – М.: Международные отношения, 2004
21. А.А. Громыко, Во имя торжества ленинской внешней политики. Избранные сочинения и статьи. – М.: Политиздат, 1978
Приложение
1. ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ ВИЛЬСОНА
I. Заключение в обстановке полной открытости мирных договоров, чего не допускаются частные международные договоренности любого характера, а дипломатия должна всегда быть искренней и открытой для общественности.
II. Абсолютная свобода мореходства в открытом море за пределами территориальных вод как в мирное, так и в военное время, за исключением тех случаев, когда открытое море может быть закрыто целиком или частично международным актом с целью соблюдения международных соглашений.
III. Устранение, в той мере, в какой это представляется возможным, всех экономических барьеров и учреждение равенства торговых условий для всех государств, поддерживающих мир и объединившихся в целях его поддержания.
IV. Провозглашение и принятие на себя соответствующих обязательств гарантировать, что национальные вооружения будут сокращены до низшего предела, отвечающего требованиям национальной безопасности.
V. Свободное, объективное и абсолютно непредубежденное урегулирование всех колониальных претензий, основанное на строгом соблюдении принципа, согласно которому при обсуждении всех вопросов суверенитета интересы конкретных народов должны учитываться наравне со справедливыми требованиями тех правительств, чьи права надлежит определить.
VI. Освобождение всей российской территории и такое урегулирование всех вопросов, касающихся России, которое могло бы гарантировать самое плодотворное и самое свободное сотрудничество всех государств мира с целью предоставления России беспрепятственной, ничем не затрудненной возможности самостоятельного определения направления ее политического развития и национальной политики; обеспечить России искренний радушный прием в общество свободных государств при свободном выборе ею политической системы, а также, помимо радушного приема, обеспечить всевозможную помощь, которая ей понадобится и которую она сама пожелает. Отношение к России со стороны родственных ей государств в предстоящие месяцы явится серьезным испытанием их доброй воли, понимания ими ее нужд, а не собственных интересов, их бескорыстного сочувствия к ней.
VII. Вывод из Бельгии всех иностранных войск. Весь мир согласится, что эта страна должна быть восстановлена в прежнем состоянии без каких-либо попыток ограничить ее суверенитет, которым она пользуется наравне с другими свободными государствами. Никакая иная акция не сыграет столь же важной роли, как эта, в деле восстановления доверия между государствами к законам, которые они сами установили для регулирования отношений друг с другом. Без такой восстанавливающей справедливость акции все основы международного права будут навечно подорваны.
VIII. Вся французская территория должна быть освобождена, ее районы, подвергшиеся вторжению, — возвращены. Во имя обеспечения мира во всеобщих интересах должны быть исправлены все несправедливости, допущенные Пруссией в отношении Франции в 1871 г. в том, что касается Эльзас-Лотарингии, и нарушавшие мир во всем мире на протяжении почти пятидесяти лет.
IX. Границы Италии должны быть установлены в соответствии с четко определенными государственными территориальными разграничениями.
X. Народам Австро-Венгрии — страны, место которой среди государств мы хотим видеть гарантированным, должна быть предоставлена ничем не ограниченная возможность самостоятельного развития.
XI. Из Румынии, Сербии и Черногории должны быть выведены иностранные войска. Этим странам необходимо возвратить все оккупированные территории; Сербии должен быть предоставлен свободный и безопасный выход к морю. Взаимоотношения этих Балканских государств должны будут определяться дружественными консультациями в соответствии с исторически сложившимися определениями подданства и национальной принадлежности; этим Балканским государствам должны быть обеспечены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целостности.
XII. Турецким регионам современной Оттоманской империи должен быть гарантирован надежный суверенитет. Всем народностям, находящимся ныне под турецкой властью, следует гарантировать безопасность жизни и предоставить возможность свободного, самостоятельного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для беспрепятственного прохода судов и развития торговли всех государств под международные гарантии.
XIII. Должно быть образовано независимое Польское государство, которое будет включать территории с бесспорно польским населением. Этому государству предоставляется беспрепятственный и безопасный выход к морю и гарантируется политическая и экономическая независимость. Его территориальная целостность должна быть гарантирована международным соглашением.
XIV. Путем заключения особых соглашении следует образовать союз государств с целью обеспечения равных взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности как крупным, так и малым странам.
2. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНРОДНОГО ПРАВА, КАСАЮЩИХСЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года
Преамбула
Генеральная Ассамблея,
вновь подтверждая, что, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами входят в число основных целей Организации Объединенных Наций,
напоминая, что народы Организации Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить сообща друг с другом в условиях мира, как добрые соседи,
имея в виду все значение поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,
имея в виду также первостепенное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правовых норм в отношениях между государствами,
считая, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение в соответствии с Уставом обязательств, взятых государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, для достижения других целей Организации Объединенных Наций,
отмечая, что крупные политические, экономические и социальные перемены и научный прогресс, которые произошли в мире со времени принятия Устава, повышают значение этих принципов и необходимость их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она ни осуществлялась,
ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета над ними, ни путем их использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду, что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,
будучи убеждена в том, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили сообща друг с другом в условиях мира, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет собой нарушение духа и буквы Устава, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,
напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,
считая существенно важным, чтобы все государства в своих международных отношениях воздерживались от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,
считая в равной степени существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,
вновь подтверждая в соответствии с Уставом основополагающее значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,
будучи убеждена в том, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является крупным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,
будучи убеждена в том, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,
будучи убеждена поэтому в том, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава,
рассматривая положения Устава как единое целое и учитывая роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и касающихся содержания настоящих принципов, считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:
a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,
b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость,
c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства,
d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом,
e) принципа равноправия и самоопределения народов,
f) принципа суверенного равенства государств,
g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;
будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, с тем чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,
рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,
1. торжественно провозглашает следующие принципы:
Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций
Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.
Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.
В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.
Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.
Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер.
Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.
Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.
Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем пункте, связаны с угрозой силой или ее применением.
Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как затрагивающее:
a) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом, или
b) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.
Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами.
Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему безопасности Организации Объединенных Наций, основывающуюся на Уставе.
Ничто в вышеизложенных пунктах не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава, затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным.
Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость
Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.
Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.
Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.
Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.
Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства
Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.
Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.
Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.
Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом
Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.
С этой целью:
a) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;
b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
d) государства — члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.
Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Принцип равноправия и самоопределения народов
В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.
Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:
a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;
b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.
Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.
Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.
Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.
Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.
Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.
Принцип суверенного равенства государств
Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
В частности, понятие «суверенное равенство» включает следующие элементы:
a) государства юридически равны;
b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом
Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Общие положения
2. заявляет, что
при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов.
Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации.
3. заявляет далее, что
принципы Устава, воплощенные в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права, и поэтому призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе строгого соблюдения этих принципов.