Что было до патефона
История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал грампластинки и как они устроены
Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.
Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.
Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.
Какими были пластинки в XX веке
Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.
Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.
Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.
В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.
Старые грампластинки за тысячи долларов
Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История старых патефонов
Индустрия музыки началась в 1877 году, когда Томас Эдисон и Шарль Кро, независимо друг от друга, изобрели фонограф. В этом аппарате звук записывался на цилиндры, покрытые фольгой.
Возможность записи и воспроизведения звука произвели фурор. Но валики с фольгой были непрактичны, и Эмиль Берлинер придумал записывать звук на диски, изготовленные из эбонита, а затем из шеллака. Аппарат для воспроизведения таких дисков назвали граммофоном. И с 1887 года по планете твердыми и уверенными шагами пошла индустрия звукозаписи.
Граммофон — предтеча патефона
Граммофон представлял из себя коробку с большой трубой. В коробке находился пружинный механизм, вращавший поддон с пластинкой. Звук извлекался специальным откидным механизмом, центром которого была игла, скользившая по пластинке. Для завода была приспособлена специальная ручка сбоку ящика. В начале 20-го века граммофоны были усовершенствованы, и пластинки довольно близко к реальности воспроизводили музыку и голоса.
Распространение
В фильме «Тени исчезают в полдень» есть сцена, где в глухой дореволюционной сибирской деревне зажиточные крестьяне слушают граммофон. И это не преувеличение и не ошибка авторов фильма. Певица Надежда Вяльцева, благодаря граммофонным записям, была известна всей России не меньше, чем сейчас Киркоров. И это без телевидения!
Такова была широта распространения граммофонов – от царских салонов до трактиров. Всем был хорош граммофон – кроме одного: громоздкости и неудобства в транспортировке.
Патефон — переносной вариант граммофона
В 1907 году фирма братьев Пате представила более миниатюрный и лучше приспособленный к переноске вариант граммофона. Назвали аппарат патефоном. Принцип завода и проигрывания пластинок был тот же. А вот громоздкую трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься. Таким образом, старый патефон по автономности и возможности воспроизведения музыки в разных условиях легко бьет суперсовременные девайсы. Ему не нужны были ни электричество, ни элементы питания.
Звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона, но это искупала компактность и переносимость. Кроме того, громкий звук патефона был весьма важен во время Первой мировой войны, когда фронт практически не двигался, а в окопах сидели миллионы людей. В исторических книгах и справочниках подсчитано количество солдат, орудий и пулеметов на километр фронта. Даже километры колючей проволоки посчитаны. А вот патефоны не считали, хотя их было на фронте несколько десятков, а то и сотен тысяч.
Кстати, и во Вторую мировую альтернативы патефону еще не было. Простые, компактные, дешевые устройства давали возможность прослушивания музыки нескольким поколениям людей.
Патефон в СССР
В СССР патефон был основным «музыкальным центром» начиная с 20-х годов. Выпускался он артелями (в годы НЭПа), а затем множеством заводов в разных городах Советского Союза. Кроме обычных, пружинных патефонов, был освоен выпуск патефонов, работающих от электрической сети. Несколько заводов выпускали грампластинки, аксессуары, иглы.
Об иглах для патефонов можно сложить сагу. Дело в том, что металлические иглы быстро тупились, и их нужно было менять практически после каждой пластинки. Вставлялись и вынимались из иглодержателя легко. Выпускалось игл много, и продавались они от десятка до нескольких сотен в коробке. Были, правда, более крепкие сапфировые иглы. Но, как и многое другое в СССР, они попадали в разряд дефицита, да и стоили дороже.
С начала 50-х годов в массовой продаже появились радиолы, где в один корпус был встроен радиоприемник и проигрыватель грампластинок, и эра патефона закончилась довольно быстро.
museum48.ru
От полифона до магнитофона
На экспозиции представлена история звуковоспроизводящих устройств из фондов музея – от механического ящика «Полифон» конца XIX- начала ХХ веков, граммофона, патефона, до радиоприемника «Рекорд» и катушечного магнитофона «Яуза». Неизменным «попутчиком» патефонов всегда были пластинки с записями любимых песен. Наверняка сердца липчан старшего поколения дрогнут при виде потертых бумажных конвертов с заветными именами и названиями: Петр Лещенко, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, «Брызги шампанского», «Рио-Рита», «На сопках Маньчжурии».
Итак, рассматриваем и слушаем звуковоспроизводящие устройства разных эпох.
В данном полифоне шестьдесят тонов и десять штук плафонных колокольчиков, приводимых в звучание молоточками в виде небольших шариков. Самые большие полифоны называются: «оркестрион» и «симфонион».
Для обеспеченных людей изготавливались дорогие инструменты. Среди них «волшебные» музыкальные тумбочки, на первый взгляд напоминающие обычный предмет мебели. «Волшебная тумбочка», своеобразный музыкальный центр начала 20-го века, представляет собой небольшой буфет, со встроенной «цитрой» – струнным резонатором, реагирующим на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.
В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика таких аппаратов. Вскоре в дворянской среде полифон стал обязательным предметом интерьера.
Необычайное распространение в начале 20 века получил и
Граммофон (от греческого «грамма» – запись, «фоне» – звук) – прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки. Является видоизменением фонографа, независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном. Американский изобретатель Эмиль Берлинер, познакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски и в 1887 году запатентовал свое изобретение, назвав его граммофон.
У первых граммофонов были свои недостатки: у них отсутствовал регулятор громкости, и для извлечения звука приходилось постоянно крутить ручку граммофона. Первые граммофоны покупатели остроумно прозывали кофемолками потому что ручку граммофона нужно было крутить с одинаковой скоростью 70 оборотов в минуту, иначе аппарат молчал. Позже изобретатели снабдили граммофоны пружиной, так что, накрутив её один раз, можно было две минуты спокойно слушать музыку. На смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные беструбные граммофоны с регулировкой громкости. Это изобретение имело огромный коммерческий успех – за десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества.
На смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные патефоны. В 20-40 гг. XX века был широко распространён патефон, переносная версия граммофона, получивший свое название от фирмы-производителя – «Пате». В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. С изобретением компактных патефонов меломаны стали брать музыку с собой в дорогу, в кафе и даже на пляжи.
В музее есть небольшие патефоны, которые выпускались в годы Великой Отечественной войны и сопровождали солдат на фронте.
Ещё один свидетель магнитной звукозаписи прошлых лет – катушечный, ламповый магнитофон – «Яуза-206». 1975 года выпуска. Может быть, у ваших родителей сохранились вот такие компактные аудио кассеты для транзисторных магнитофонов…(показать, дать в руки и сравнить с катушечной).
А вот ваши бабушки и дедушки слушали популярные песни именно на таких, катушечных магнитофонах. Все модели магнитофонов «Яуза» были очень популярны. В своё время даже был выпущен сборник песен с трогательным названием «Магнитофон системы Яуза». Именно на этом магнитофоне в 70 –е годы прошлого столетия в нашей стране слушали песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аллы Пугачёвой, эстрадные мелодии ансамбля «АББА».
Подготовил: Овчинников А. В.