Что было до патефона

История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Кто придумал грампластинки и как они устроены

Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.

Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Какими были пластинки в XX веке

Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.

Старые грампластинки за тысячи долларов

Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

История старых патефонов

Индустрия музыки началась в 1877 году, когда Томас Эдисон и Шарль Кро, независимо друг от друга, изобрели фонограф. В этом аппарате звук записывался на цилиндры, покрытые фольгой.

Возможность записи и воспроизведения звука произвели фурор. Но валики с фольгой были непрактичны, и Эмиль Берлинер придумал записывать звук на диски, изготовленные из эбонита, а затем из шеллака. Аппарат для воспроизведения таких дисков назвали граммофоном. И с 1887 года по планете твердыми и уверенными шагами пошла индустрия звукозаписи.

Граммофон — предтеча патефона

Граммофон представлял из себя коробку с большой трубой. В коробке находился пружинный механизм, вращавший поддон с пластинкой. Звук извлекался специальным откидным механизмом, центром которого была игла, скользившая по пластинке. Для завода была приспособлена специальная ручка сбоку ящика. В начале 20-го века граммофоны были усовершенствованы, и пластинки довольно близко к реальности воспроизводили музыку и голоса.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

Распространение

В фильме «Тени исчезают в полдень» есть сцена, где в глухой дореволюционной сибирской деревне зажиточные крестьяне слушают граммофон. И это не преувеличение и не ошибка авторов фильма. Певица Надежда Вяльцева, благодаря граммофонным записям, была известна всей России не меньше, чем сейчас Киркоров. И это без телевидения!

Такова была широта распространения граммофонов – от царских салонов до трактиров. Всем был хорош граммофон – кроме одного: громоздкости и неудобства в транспортировке.

Патефон — переносной вариант граммофона

В 1907 году фирма братьев Пате представила более миниатюрный и лучше приспособленный к переноске вариант граммофона. Назвали аппарат патефоном. Принцип завода и проигрывания пластинок был тот же. А вот громоздкую трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься. Таким образом, старый патефон по автономности и возможности воспроизведения музыки в разных условиях легко бьет суперсовременные девайсы. Ему не нужны были ни электричество, ни элементы питания.

Звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона, но это искупала компактность и переносимость. Кроме того, громкий звук патефона был весьма важен во время Первой мировой войны, когда фронт практически не двигался, а в окопах сидели миллионы людей. В исторических книгах и справочниках подсчитано количество солдат, орудий и пулеметов на километр фронта. Даже километры колючей проволоки посчитаны. А вот патефоны не считали, хотя их было на фронте несколько десятков, а то и сотен тысяч.

Кстати, и во Вторую мировую альтернативы патефону еще не было. Простые, компактные, дешевые устройства давали возможность прослушивания музыки нескольким поколениям людей.

Патефон в СССР

В СССР патефон был основным «музыкальным центром» начиная с 20-х годов. Выпускался он артелями (в годы НЭПа), а затем множеством заводов в разных городах Советского Союза. Кроме обычных, пружинных патефонов, был освоен выпуск патефонов, работающих от электрической сети. Несколько заводов выпускали грампластинки, аксессуары, иглы.

Об иглах для патефонов можно сложить сагу. Дело в том, что металлические иглы быстро тупились, и их нужно было менять практически после каждой пластинки. Вставлялись и вынимались из иглодержателя легко. Выпускалось игл много, и продавались они от десятка до нескольких сотен в коробке. Были, правда, более крепкие сапфировые иглы. Но, как и многое другое в СССР, они попадали в разряд дефицита, да и стоили дороже.

С начала 50-х годов в массовой продаже появились радиолы, где в один корпус был встроен радиоприемник и проигрыватель грампластинок, и эра патефона закончилась довольно быстро.

Источник

museum48.ru

От полифона до магнитофона

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефона

На экспозиции представлена история звуковоспроизводящих устройств из фондов музея – от механического ящика «Полифон» конца XIX- начала ХХ веков, граммофона, патефона, до радиоприемника «Рекорд» и катушечного магнитофона «Яуза». Неизменным «попутчиком» патефонов всегда были пластинки с записями любимых песен. Наверняка сердца липчан старшего поколения дрогнут при виде потертых бумажных конвертов с заветными именами и названиями: Петр Лещенко, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, «Брызги шампанского», «Рио-Рита», «На сопках Маньчжурии».

Итак, рассматриваем и слушаем звуковоспроизводящие устройства разных эпох.

В данном полифоне шестьдесят тонов и десять штук плафонных колокольчиков, приводимых в звучание молоточками в виде небольших шариков. Самые большие полифоны называются: «оркестрион» и «симфонион».

Для обеспеченных людей изготавливались дорогие инструменты. Среди них «волшебные» музыкальные тумбочки, на первый взгляд напоминающие обычный предмет мебели. «Волшебная тумбочка», своеобразный музыкальный центр начала 20-го века, представляет собой небольшой буфет, со встроенной «цитрой» – струнным резонатором, реагирующим на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.

В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика таких аппаратов. Вскоре в дворянской среде полифон стал обязательным предметом интерьера.

Необычайное распространение в начале 20 века получил и

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефонаГраммофон (от греческого «грамма» – запись, «фоне» – звук) – прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки. Является видоизменением фонографа, независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном. Американский изобретатель Эмиль Берлинер, познакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски и в 1887 году запатентовал свое изобретение, назвав его граммофон.

У первых граммофонов были свои недостатки: у них отсутствовал регулятор громкости, и для извлечения звука приходилось постоянно крутить ручку граммофона. Первые граммофоны покупатели остроумно прозывали кофемолками потому что ручку граммофона нужно было крутить с одинаковой скоростью 70 оборотов в минуту, иначе аппарат молчал. Позже изобретатели снабдили граммофоны пружиной, так что, накрутив её один раз, можно было две минуты спокойно слушать музыку. На смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные беструбные граммофоны с регулировкой громкости. Это изобретение имело огромный коммерческий успех – за десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества.

Что было до патефона. Смотреть фото Что было до патефона. Смотреть картинку Что было до патефона. Картинка про Что было до патефона. Фото Что было до патефонаНа смену граммофону с громоздкой трубой пришли более компактные патефоны. В 20-40 гг. XX века был широко распространён патефон, переносная версия граммофона, получивший свое название от фирмы-производителя – «Пате». В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. С изобретением компактных патефонов меломаны стали брать музыку с собой в дорогу, в кафе и даже на пляжи.

В музее есть небольшие патефоны, которые выпускались в годы Великой Отечественной войны и сопровождали солдат на фронте.

Ещё один свидетель магнитной звукозаписи прошлых лет – катушечный, ламповый магнитофон«Яуза-206». 1975 года выпуска. Может быть, у ваших родителей сохранились вот такие компактные аудио кассеты для транзисторных магнитофонов…(показать, дать в руки и сравнить с катушечной).

А вот ваши бабушки и дедушки слушали популярные песни именно на таких, катушечных магнитофонах. Все модели магнитофонов «Яуза» были очень популярны. В своё время даже был выпущен сборник песен с трогательным названием «Магнитофон системы Яуза». Именно на этом магнитофоне в 70 –е годы прошлого столетия в нашей стране слушали песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аллы Пугачёвой, эстрадные мелодии ансамбля «АББА».

Подготовил: Овчинников А. В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *