Что было до пейджера
История пейджера
Сейчас уже стало забываться, что такое пейджер. А всего лет 15 назад он был символом успешности. Те, кому не хватало денег на сотовый телефон, стоивший в те времена более 1000 долларов плюс немалые расходы на оплату звонков, обзаводились пейджерами. Впрочем, редкие владельцы мобильников ими тоже не пренебрегали.
Что такое пейджер
Пейджер – маленькое устройство односторонней связи, отображавший короткие сообщения (не длиннее СМС-ки) на дисплее. Особенность этого вида связи заключается в том, что сигналы могли передавать только специализированные пейджинговые сети. Сообщения отправлялись на аппаратик из центра пейджинговой связи, где операторы набирали их на обычной клавиатуре и отправляли адресату.
Чтобы отправить сообщение на пейджер, надо было позвонить по определённому телефону оператору, назвать номер абонента или его псевдоним и продиктовать сообщение. Можно было так же указать и время, когда это сообщение нужно было отправить. Оператор отправлял набранное сообщение в эфир, предваряя его специальным кодовым сигналом, уникальным для каждого пейджера, который ловил предназначенное ему сообщение, как радиоприёмник.
Если владелец пейджера в данный момент оказывался «вне зоны доступа» (например, в метро) или просто отключил аппарат, то сообщение он мог пропустить. Чтобы этого не случилось, можно было заказать многократную отправку сообщения. При отсутствии сотовых телефонов такая связь была очень удобна. На пейджер можно было отправить поручение, попросить позвонить, о чём-то предупредить, дать сигнал и т.д.
Пейджеры породили волну анекдотов:
«Втяни живот, задыхаюсь! Твой пейджер» (в России пейджер часто носили на поясе)
«Дядя Гоги, дядя Вахтанг просил вас ему перезвонить!» — Спасибо Пейджер-джан.
Вчера перечитывал пейджер. Много думал.
Изобретение пейджера
Первые устройства пейджинговой связи появились в США в конце 20-х годов. Изобрёл их радиоинженер Чарльз Нииргард. Легенда гласит, что когда он лежал в госпитале, ему ужасно надоедали селекторная вызовы, по которым искали врачей. Именно эти громогласные вызовы побудили его придумать такую «тихую» связь. В 30-е годы пейджерами активно пользовалась полиция.
Но распространение этих устройств шло медленно. Более современный вариант пейджера был создан в Англии в 1956 году компанией Motorola. В те годы число абонентов сети не могло быть больше 57, а радиус действия не превышал 200 м. Тем не менее, он был очень полезен внутри больниц, крупных офисов и т.п. Тогда же появилось и название – пейджер – от слова «page» (слуга, паж).
Первые аппараты могли только выдавать пищащий сигнал, благодаря чему появилось и другое название – бипер. Заслышав сигнал, врач знал, что ему надо бежать в операционную, военный спешил в штаб, пожарные готовились к выезду на пожар.
Затем пейджеры усложнились: они получили возможность передавать звуковые сообщения. Заслышав сигнал бипера, абонент подносил его к уху и слушал сообщение, передаваемое диспетчером. Благодаря системе контуров внутри пейджера, он мог принимать только тот сигнал, который предназначен именно для него. Другие сигналы ему недоступны.
Довольно быстро биперы снабдили маленькими экранчиками, на которых отображалась сначала только цифровая, а затем и буквенная информация. Эта информация не просто отображалась, но и запоминалась. Таким образом, абонент мог в любое удобное время перечитать послание. Некоторые ведомства в Англии и США пользуются пейджерами до сих пор: они очень удобны и экономичны, когда не нужна двухстороння связь.
Модернизация пейджинговой связи
Расцвет пейджинговой связи в США и Европе пришёлся на 80-е годы, когда появилась возможность передавать текстовую информацию. Передаваемое сообщение, которое передавал пользователь, оператор забивал в компьютер, где оно хранилось. Передача по мотороловскому протоколу FLEX осуществлялась либо сразу после заказа, либо в назначенное пользователем время. Возможны были повторы через определённый интервал, чтобы абонент гарантированно принял сигнал и не забыл о нём.
Пейджеры Motorola Advisor и снабжены 80-символьным 4-строчным дисплеем с подсветкой, индикатор батарейки, встроенные часы, будильник. Ёмкость памяти в Advisor — 52 сообщения на 6400 символа и в Maxima 231 сообщение на 18480 символа. В 90-е годы Motorola создала двухсторонний пейджер на протоколе ReFLEX, так называемый твейджер («two-way paging»). Но в это же время начали быстро распространяться сотовые телефоны, и звезда пейджинга закатилась.
Пейджеры в СССР и России
Часы-пейджер.
Появившись в СССР в конце 70-х годов, пейджеры не стали достоянием широких масс. Ими пользовались в основном медики на «Скорой помощи». Всплеск пейджинговой активности пришёлся на Олимпиаду 80, когда ей пользовались многие службы. Но в основном пейджеры распространились уже в России с 1993 года.
Тогда, в 90-е, пейджеры наравне с редкими сотовыми телефонами, были признаком достатка хозяина. Появились даже дешёвые китайские часы в форме этого средства связи. Многие любители пускать пыль в глаза покупали эти часы для демонстрации своей мнимой «крутости».
Операторы пейджинговых сетей не принимали сообщения с матом к большому огорчению ненормативной лексики. Уже тогда изобрели эвфемизмы типа «6 ля». И операторы послушно набирали «ляляляляляля».
Чуть позже некоторые операторы организовали передачу сообщений через электронную почту или сайт, на котором пользователь сам набирал сообщение. Правда, на почту сразу посыпался разнообразный спам.
Закат пейджеров
Сегодня пейджеры используются лишь кое-где, в локальных ведомственных сетях, поскольку пейджерная связь и сами устройства значительно дешевле мобильников. Кроме того, сообщения, переданные на пейджер, остаются в компьютерах, а это уже документ, разговор же по сотовому «к делу не пришьёшь». Но это всё это только остатки былой славы.
Мир до мобильной связи: пейджеры
Помните фильм «Брюс Всемогущий»? Где бог отправлял главному герою сообщения на маленькое электронное устройство? Сегодня мы решили вспомнить пейджер – символ достатка в России девяностых и старшего брата современных мобильных телефонов.
Что такое пейджер
Тридцатилетним может и смешно от этого вопроса, а вот нынешние школьники уже и не знают, что была такая штука. Пейджер – миниатюрный радиоприемник, который позволяет принимать короткие сообщения на определенной частоте. Все сообщения отправляются через оператора: вы звоните в операторскую, диктуете сообщение и номер абонента. А оператор отправляет сообщение адресату. Позже появились двусторонние пейджеры, которые позволяют общаться без посредников.
Первый пейджер представила компания Motorola в 1956 году. Он принимал сигналы в радиусе 200 метров и выдавал короткий звуковой сигнал, за что получил свое второе название – бипер, от английского Beep. Тогда пейджеры использовались для оснащения больниц, а с развитием технологии и увеличением радиуса действия они нашли применение в полицейских участках и службах спасения.
Кадр из клипа Eminem «Stan» (2000)
Но мировую популярность миниатюрные устройства снискали только в середине 80-х, когда в 1986 году Motorola выпустила Bravo — самую популярную модель пейджера с тремя кнопками и трехстрочным дисплеем.
В 1996 году в мире пейджерами пользовались почти 100 миллионов человек.
Как устроен пейджер
В его основе стоит радиоприемник, настроенный на определенную частоту приема пейджинговой компании и формат принимаемых сообщений. Кроме того, был декодер, микро-ЭВМ — “мозги” пейджера, несколько кнопок и позже — дисплей.
Структурная схема пейджера
В каждый пейджер встроены кэп-коды — физические адреса, личные и групповые. Личный адрес уникален для каждого устройства, а групповые одинаковы у всех пейджеров с общей языковой кодировкой. Все кэп-коды хранятся в базе данных оператора. Когда клиент звонит оператору и называет номер абонента, оператор находит его личный кэп-код и отправляет сообщение.
В разных странах пейджинговая связь работает с разными форматами. Самая распространенный — протокол POCSAG, разработанный в Великобритании в 1978 году. Он успешно применяется до сих пор, скорость передачи сообщений 512, 1200 или 2400 бит/сек.
Более скоростной протокол Flex создала Motorola в 1993 году. В нем использовалась синхронная передача данных, сообщения передавались со скоростью 1600, 3200 и 6400 бит/сек. Flex способен поддерживать более 5 млрд адресов — это в два раза больше, чем у POCSAG.
Специально для Европы был разработан протокол ERMES, полностью совместимый со стандартом связи GSM и адаптированный к другим европейским разработкам сотовых сетей. Формат был создан в рамках создания общеевропейской системы персонального радиовызова и работал в диапазоне частот 169,4 – 169,8 МГц.
Всего было три основных типа устройств: тональные — пейджеры первого поколения, они же биперы, цифровые — передавали информацию только в цифровом виде и текстовые — с помощью которых можно было отправлять сообщения.
Последним словом в развитии пейджинга стали твейджеры: оснащенные qwerty-клавиатурой, с двусторонней связью, они позволяли общаться без посредников. Первый твейджер Tango выпустила Motorola совместно с национальным американским оператором SkyTel в 1996 году. Но уже тогда было понятно, что век маленьких пищащих устройств заканчивается — мир активно завоевывала мобильная связь.
Кадр из фильма «Нулевой эффект» (1998)
Пейджеры в России: Пепси, пейджер, МТV
Пейджинговая связь появилась в СССР к концу 60-х – ей пользовались сотрудники «скорой» и некоторых госструктур. В 1979 году, во время подготовки к Олимпиаде-80, английская компания Multitone развернула в Москве сеть «Радиопоиск», которая работала на частоте около 43 МГц. Она решала задачу быстрой передачи команд исполнителям торжеств и координировала их действия.
Широкая общественность пейджерами не пользовалась до самого распада Советского Союза.
Если денег не было, а выделиться хотелось, то желающие покупали электронные часы, похожие на пейджер, и гордо вешали их на пояс.
По всей стране насчитывались десятки пейджинговых компаний: федеральных операторов не было, а количество региональных сильно отличалось в зависимости от региона.
Качество связи зависело от количества передатчиков у оператора, их мощности и расположения. Например, на Останкинской башне работали передатчики мощностью 350 Ватт и радиусом покрытия 70-80 км. В конце 90-х использовались передатчики Motorola или их отечественные аналоги ЖМ-300. Иногда на них ставили усилители.
Каждый оператор работал на своей частоте. Компания закупала пейджеры, запрограммированные на эту частоту и настраивала на нее передатчики. Либо можно было заказать свободные пейджеры, и потом настроить их на свою частоту. Но этот вариант более долгий, т.к. в основном устройства привозили из Юго-Восточной Азии.
Почти весь рынок разделили между собой 11 крупных компаний: “Мобил-Телеком”, “Вессо-Линк”, “Информ-Экском” и другие. На долю мелких операторов осталось 3% от всего объема клиентов.
По данным Госкомсвязи (ныне Минкомсвязи РФ) за период с 1994 по 1996 год количество абонентов увеличилось в 20 раз, и к началу 1998 года в России пейджинговой связью пользовались около 300 тыс. человек. Более 70% рынка было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге: в столице пейджерами пользовался 1,1% населения, в Питере — 0,6%. К 2000 году планировалось увеличить число клиентов в три раза. Но этим планам было не суждено сбыться.
В начале нулевых мобильные телефоны начали активно вытеснять пейджеры с российского рынка связи. Еще в 2000 году Децл вещал юному поколению: «Пепси, пейджер, MTV, подключайся!», а в 2005 мобильники были уже у 80% населения. В 2007 году вышел первый iPhone.
О пейджерах забыли.
Пейджеры сегодня
В массовом сознании маленькие черные коробочки давно вытеснили современные смартфоны, но пейджеры до сих пор живы. Ими пользуются сотрудники больниц для экстренной связи, МЧС, МВД, крупных центров обслуживания автомобилей, некоторых АЭС.
В Штатах пейджерами пользуются в больницах, службах спасения, полиции – можно сказать, что они вернулись домой после своего шествия по миру. Получив сообщение, доктор стремится в операционную, спасатели — на вызов, сотрудники полиции — на место происшествия.
Сегодня в Москве работают две пейджинговые компании – Телекомт и Информ-Экском. Мы пообщались с человеком, который занимается этим видом связи с 1993 года, и вот что он нам рассказал.
Плотность покрытия пейджинговой вышки больше: она работает там, где не ловит сотовая связь, а шлюзы не так нагружены, поэтому передать экстренное сообщение на пейджер получится быстрее. Устройство не нужно заряжать, только менять батарейку типа ААА примерно раз в месяц.
Частные системы пейджинговой связи полностью подконтрольны заказчику: они созданы под его требования, не зависят ни от сотовых операторов, ни от перегрузок энергетических сетей и могут долго работать при отсутствии централизованного энергообеспечения.
Сегодня пейджинговая связь дешевая – ежемесячная абонентская плата начинается от 170 рублей в месяц, при этом деньги со счета украсть невозможно. Цена на сам пейджер колеблется от 700 до 2000 рублей. Все эти преимущества, по мнению оставшихся пейджинговых операторов, не дадут окончательно вытеснить пейджеры с рынка.
Все знают про пейджер, но что такое ТВЕЙДЖЕР? Вот как появился прадедушка всех мессенджеров
Любой интересующийся технологиями пользователь имеет учетки минимум в пяти актуальных мессенджерах. Пользователи среднего возраста запросто вспомнят популярные мессенджеры 2000-х годов: QQ, ICQ, MSN и AIM. Читатели постарше еще застали кнопочные телефоны, СМС и ММС.
Мало кто знает, что развитие технологии обмена текстовыми сообщениями большой толчок дали пейджеры, а точнее, их малоизвестный подвид – твейджеры. Сейчас вспомним все по порядку.
Была такая штука – пейджер
Еще в 20-х годах прошлого века в США начали применять оповещение по радиосвязи через диспетчера. Вызывающий абонент дозванивался в теле-радио узел, называл код принимающего абонента, а потом диктовал текст сообщения. Сообщение отправлялось в радиоэфир на частоте принимающего абонента, которое он мог услышать по рации.
Доступная лишь военным и полиции технология долгое время не развивалась, а следующий виток ее эволюции начался лишь в 1956 году.
Врачи и руководящий состав больницы оснастили небольшими приемниками зашифрованного сигнала. При необходимости вызвать любого адресата диспетчер отправлял сигнал с ключом нужного абонента. Конкретный приемник понимал, что вызывают именно его и издавал громкий пикающий сигнал. Так сотрудники узнавали, что их кто-то разыскивает. Подобные приемники сразу же прозвали «биперами» (от английского “beep” – пищать).
В 60-х годах этот способ связи начали применять во многих организациях США и стран Европы. Появились первые операторы, которые могли передать сигнал на приемник в радиусе целого района или даже города. До этого вещающие станции могли работать исключительно в одном здании или комплексе.
Сами приемники научились принимать не только сигнал вызова, но и текст, передавая адресату сообщение.
В СССР подобный вид связи появился в 80-х годах, а некоторые государственные органы и спецслужбы взяли его на вооружение еще с конца 70-х. Пик популярности пейджеров пришелся на 90-е, когда гаджет на поясе был признаком состоятельности и обеспеченности своего владельца.
Активные пользователи наизусть знали номер телефона колл-центра и коды важных абонентов для отправки сообщения.
Для того, чтобы написать кому-то на пейджер, нужно было со стационарного телефона дозвониться оператору, назвать код абонента и продиктовать текст сообщения. Нецензурная лексика и ругательные выражения не передавались.
Далее сигнал транслировался в радиоэфире в зашифрованном виде, а получить его мог только пейджер конечного адресата. Если во время трансляции он был не в сети, сообщение не доставлялось и терялось.
Как развивались пейджеры
Интересную идею быть всегда на связи заприметил бизнес-сегмент. Руководители и владельцы компаний, ключевые сотрудники организаций, трейдеры, биржевые брокеры, доктора, спасатели, пожарные и полицейские хотели всегда быть на связи, получая важные сообщения вдали от телефона.
С ростом сфер применения начали развиваться и сами пейджеры. Простые пиликающие и привлекающие внимание коробочки начали оснащать монохромными экранами для вывода важной информации.
Изначально применялись исключительно цифровые дисплеи, как в электронных часах того времени. Такие пейджеры могли выводить только цифровую информацию. Пользователь мог послать адресату код происшествия или номер телефона, по которому следовало перезвонить.
Позже дисплеи стали цифро-символьными, и получатели смогли читать текст отправленного сообщения. Можно было выслать информацию без необходимости дополнительно созваниваться с абонентом пейджинговой связи.
Полноценные монохромные экраны в пейджеры позволили реализовать расширенные возможности вроде секундомера, таймера, календаря и даже несложных игр. Некоторые модели пейджеров позволяли сыграть в покер, блэк-джек или игровые автоматы.
В модельном ряду почти всех производителей были так называемые тоновые или голосовые пейджеры. Отправители могли записать короткое аудиосообщение, которое кодировалось и передавалось в радиодиапазоне. Голосовой пейджер принимал сигнал и преобразовывал его обратно в голос.
Такой стандарт не получил широкого распространения из-за сложности оборудования базовой станции и трудностей с прослушиванием таких сообщений на стороне адресата.
Пейджеры имели ряд неоспоримых преимуществ:
▶ простота организации сети и относительно небольшая стоимость оборудования для оператора
▶ низкая нагрузка на радиоэфир, канала связи, который обслуживает до 50 телефонных абонентов, хватало для работы 50-80 тысяч пейджинговых устройств
▶ безопасность для абонентов, из-за отсутствия передатчика в пейджере его нельзя было отследить
▶ хорошая автономность, многие модели работали от батарейки формата ААА около месяца
Благодаря этим особенностям технология быстро обрела популярность.
Были у пейджеров и серьёзные недостатки:
▷ канал связи был исключительно односторонним, абоненты могли только получать сообщения
▷ пропущенные пейджером адресата сообщения терялись и не приходили
▷ зона покрытия операторов редко превышала площадь города, в отдаленных районах крупных городов сети часто не было
Со всем этим можно было смириться, учитывая возможность мгновенного получения сообщений.
Что такое твейджеры
Чтобы устранить главный недостаток пейджеров, разработчики электроники начали выпускать так называемые твейджеры (от английского “Two Way Pager”). Эти устройства могли не только принимать, но и отправлять текстовые сообщения другим абонентам. Пара адресатов с твейджерами могли общаться напрямую, как в современных мессенджерах.
Аппараты для связи серьезно отличались от привычных пейджеров и оснащались QWERTY-клавиатурой для ввода текста.
Так выглядела реклама твейджеров того времени:
Это устройство хоть и перекрывало существенный минус пейджера, но при этом лишались большинства его плюсов. Аппараты с передатчиками было легко отследить, а сам исходящий сигнал можно было перехватить или заблокировать.
Работа в принимающем и передающем режимах негативно сказалась на автономности, которая упала почти в два раза.
Для обеспечения функционирования большого количества твейджеров оператору нужно было производить недешёвую модернизацию оборудования. Кроме ретрансляторов нужны были мощные приемники сигнала и декодеры. Ширина канала для поддержания абонентов уменьшилась вдвое.
Сами твейджеры на старте продаж стоили существенно дороже привычных на тот момент пейджеров.
Почему твейджеры провалились
Даже описанные выше недостатки твейджеров не стали главной причиной провала этого класса гаджетов. Появись твейджеры на 5-10 лет раньше, их бы ждал большой успех.
Мобильные телефоны быстро обошли популярные на тот момент пейджеры и практически вытеснили их с рынка потребительской электроники.
Если пейджеры еще долгое время занимали профильные ниши, с которых и начинали свое развитие, то твейджеры не получили широкого применения и были забыты даже самыми ярыми любителями гаджетов.
Какое-то время операторы предлагали совмещать использование мобильных телефонов и пейджеров. Затем пейджеры пропали из круга их интересов, а зарабатывать решили на СМС и MMS.
Дальнейшую историю развития текстовых сообщений вы знаете. Сначала текст практически заменили голосовые вызовы и видеозвонки, а затем сообщения прочно обосновались в нише мессенджеров и сейчас являются главным каналом связи во многих сферах деятельности.
Хоть я сам и не любитель писать сообщения (предпочитаю быстро обговорить ситуацию голосом), признаю, что во многих сценариях использования текстовый способ обмена информацией более удобный и приемлемый.
Мобильные телефоны хоть и вытеснили пейджеры, но окончательно идею односторонней связи не похоронили. Подобные устройства использовались еще долгие годы, а в некоторых нишах применяются даже сейчас. Вы могли видеть пейджеры в иностранных фильмах или сериалах про докторов, спасателей или ученых.
Применение пейджеров без активного передатчика сигнала оправдано в больницах или лабораториях вблизи сложного и высокоточного оборудования. Так радиопередающие телефоны и смартфоны не смогут повлиять на его работу или вызвать серьезные помехи.
Вот так гаджет, который стал прародителем современных мессенджеров, практически забыт даже в кругах интересующихся технологиями пользователей.
А вы помните пейджеры и твейджеры? Какой “бипер” был у вас в 90-х?
Пейджеры — это свобода, которой сейчас нет. Ностальгируем по маленьким пищащим коробочкам
Эпоха пейджеров давно прошла, от нее остались лишь воспоминания. По крайней мере, в Беларуси. Во многих странах с развитым телекоммуникационным рынком эти средства связи до сих пор используются. Почему? Они более устойчивы к сбоям и значительным нагрузкам, по этой причине пейджеры применяются службами спасения, медиками, сервисными службами и так далее.
Нам же остается лишь вспоминать эти пищащие коробочки, внешний вид которых у молодого поколения вызовет, скорее всего, вопрос «что это?». Или, как в случае с кассетным плеером, «зачем оно нужно, когда есть мобильник?». Да, мобильные телефоны, а затем смартфоны вытеснили «теплые ламповые» пейджеры из нашей жизни, но от ностальгии никуда не деться.
«Неки», «Моторолы», крутые 4-строчные пейджеры, не прижившиеся 7-строчные, мемы (в прошлом их называли «перлами»), родившиеся во время диктовки сообщений операторам, а затем транслировавшиеся по радио… Целый пласт культуры, ставший историей.
«Ты забыл пейджер дома», — любящая мама или бдительная супруга могли отправить и не такое.
Onliner.by решил вспомнить, как это было: сложнее всего оказалось найти человека, который стоял у истоков «белорусских пейджеров» и заручиться согласием вспомнить былое. Некоторые бывшие сотрудники пейджинговых компаний занимают высокие посты в компаниях, предоставляющих услуги сотовой связи, и с трудом могут найти время пообщаться, кто-то не хочет ворошить прошлое.
Однако нам все же удалось связаться с Игорем Кривоносом, отработавшим гендиректором одной из наиболее продвинутых во всех смыслах пейджинговых компаний того времени — «РадиоПейдж». Много воды утекло с тех пор: все же эра пейджинга в Беларуси завершилась больше 10 лет назад, но есть что вспомнить.
«Официально» пейджеры появились в Беларуси в середине 90-х годов прошлого века — позже, чем в остальном мире, но свою аудиторию они успели обрести. «Как все передовое, пейджеры до нас добрались с опозданием», — вспоминает наш собеседник.
В определенный момент в стране работало семь компаний, что для локального рынка связи много. До прихода на рынок velcom в 1999 году все шло как нельзя лучше, да и с началом работы этого оператора ситуация не сильно изменилась: мобильники были дорогими, как связь. Ну а «БелСел» был «первым» и одновременно «оператором для избранных».
Пейджеры стали символом делового человека, технического прогресса — устройства были более массовым продуктом, чем телефоны, давали новое чувство мобильности, обеспечивали постоянно связь с миром. Сейчас это звучит смешно и даже нелепо, но в те далекие времена все выглядело иначе.
«Да, в 2000-м уже наблюдался некоторый спад, но он не был особенно заметным: цена на пейджинг оставалась привлекательнее, чем на сотовую связь. А вот начиная с 2003 года, то есть после прихода МТС в 2002-м с его 30 рублями за минуту — и это без НДС, случился резкий провал».
«Может, это звучит странно, но тогда была большая категория людей, которая принципиально хотела иметь именно пейджер, — рассказывает Игорь. — В односторонней связи была своя прелесть. Представьте: специалист, который должен только получать информацию, не более того. Сейчас люди просто болтают по телефону. Да и в пейджере есть элемент свободы: сообщение можно было „не заметить“ („не дошло“, „дошло не полностью“ — нужное подчеркнуть), чего не сделаешь с мобильным звонком».
Несмотря на спад, система оставалась прибыльной и окупаемой. По словам эксперта, в Канаде, США, Австралии и Китае наблюдался бум пейджинга, когда в Беларуси он терял актуальность. Объяснение тому простое: с помощью данной технологии можно покрыть большие площади. Вышка, установленная в Минске на Партизанском проспекте, например, добивала до Барановичей — радиус порядка 120 км.
Покрытие было качественным (с определенными оговорками, конечно), но приходилось использовать и дополнительные устройства для усиления сигнала. И если были специальные антенны, высокообразованные Кулибины придумали свой вариант, или, как теперь принято говорить, лайфхак: обмотать пейджер проволокой, а конец вытянуть вверх — индуктивная связь делает свое дело. У студентов были свои «лайфхаки»: они использовали пейджеры для сдачи экзаменов — начинались времена высокотехнологичных шпаргалок.
Сегодня стоит больших трудов отписаться от кучи информационных сервисов, рассылок, но и во времена пейджеров также работали различные поставщики контента, который можно было получать как бесплатно, так и за деньги. Прогноз погоды, рассылка анекдотов…
Пейджинговые абоненты с удовольствием подписывались на них и радовались писку, раздававшемуся, когда поступало сообщение. Главное, чтобы это произошло на виду у всех, и тогда можно было сделать умный вид делового человека (конечно, действительно деловые люди относились к устройству иначе). «У нас даже был договор с „колдуньей“ — мы ее так называли. Она составляла нам гороскопы», — усмехается Игорь. Для корпоративных клиентов операторы предлагали свои «плюшки». Например, большой начальник мог объявить общий сбор, устроив одним звонком «спам»-рассылку для всех подчиненных.
Сколько же было абонентов у пейджинговых компаний? Сейчас такую статистику найти сложно, но тот же «РадиоПейдж» выдавал номера, начинающиеся со 120 тыс. Сюда добавить абонентские базы остальных операторов — и выйдет немалая аудитория. Сложно представить, что они вытворяли…
«Самое веселое время начиналось под вечер. Муж должен вернуться домой, а его все нет. Жены начинали разыскивать своих мужиков — и что они только ни диктовали… Самые интересные сообщения мы сохраняли [смеется — прим. Onliner.by]».
Трудно предположить, но в кол-центре компании в пик ее активности работало до 120 операторов, которые слышали немало забавного. При этом они пытались обходить острые углы всеми доступными способами: встречались подогретые спиртным (или эмоциями) личности, которые ну совершенно не стеснялись в выражениях, а вот адресат всех тонкостей такой речи мог и не оценить.
«„А давайте заменим слово «скот» на «ты нехорошее или грязное животное»“, — приходилось выходить из сложных ситуаций примерно так, — пояснил Игорь. — Проще говоря, нужно было искать компромисс между требованиями законодательства и интересами клиента. Конечно, иногда было сложно доказать звонящему, что написать „сволочь“ — это не очень вежливо. „Да какой он «нехороший человек» — он настоящая сволочь!“».
Кстати, работали на телефоне только девушки: для парней эта работа не особенно подходила по ряду причин, да и клиентам было комфортнее разговаривать с девушками.
Почему пейджеры вымерли в Беларуси?
Интересно, но сами операторы понимали, что неконтролируемая конкуренция может погубить весь бизнес: чрезмерный демпинг, например, плохо скажется на направлении в целом. Тем, кто игнорировал негласные правила, мягко указывали на ошибку. «Надо было избегать крайностей — монополии и бездумной конкуренции, когда участников рынка слишком много».
«Примерно в 2004 году, не могу сказать точнее, было принято положение, согласно которому вводились жесткие правила по оплате используемого частотного ресурса», — рассказывает наш собеседник. Тогда вовсю работали два сотовых оператора, что, вероятно, подтолкнуло регулятор к определенным шагам. Однако в расчет не принималось то, что пейджинговые операторы имели несоизмеримо меньшую прибыль и не эксплуатировали широкий частотный диапазон.
«Формула расчета была такова, что практически все деньги уходили на оплату частотного ресурса и компании начали закрываться. Первой закрылась MDF, ушли мелкие операторы, которые даже не успели пробиться, мы были одними из последних». Также не удалось протолкнуть идею двухстороннего пейджинга — ее зарубили на корню, да и сотовые операторы, вероятно, активно продвигали свои интересы.
Были попытки переориентировать бизнес, но особого успеха никто не добился. Некоторые услуги — например, GPS-трекинг грузов и автомобилей — не прижились (хотя были положительные результаты по «отлову» угнанных авто). Вероятно, рынок на тот момент не созрел к таким технологичным решениям, да и цена за оборудование казалась высокой. Кто-то ушел в провайдеры интернета, кто-то занялся поставкой развлекательного контента для сотовых абонентов. Но что было, то было.
Сегодня в Беларуси есть компании, в которых действует внутренний пейджинг, вероятно, кто-то предоставляет услуги ограниченному кругу клиентов: лицензию на данный вид деятельности получить можно, технически обеспечить также не проблема.
Остается вопрос: как скоро вымрут мобильники и что придет им на смену?