Что было главной деталью портрета
Изучение повести Н.В.Гоголя «Портрет» в 8-м классе
Разделы: Литература
Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.
Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын
Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик
Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.
Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.
Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.
Портрет работы Горюнова 1835 г
Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.
Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.
Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.
Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.
Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.
Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.
Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.
С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.
Тест по содержанию.
1. Действие повести происходит:
2. Имя главного героя:
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
4. Покупателей было:
5. Чартков впервые увидал портрет:
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
б) аристократ, любитель живописи;
16. Изображенный на портрете старик был:
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
21. Композиция всего произведения:
В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.
Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.
Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.
-Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)
Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)
Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).
В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.
Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.
Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.
Внешние препятствия для развития творчества
Внутренний голос и побуждения Чарткова
“нестерпимо холодная гостиная”
“мастерская с мерзнущими окнами”
“не на что купить кисти и краски”
“нечем платить за квартиру”
Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).
Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.
Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).
Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”
Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)
Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).
Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.
Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.
Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).
Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).
С какой целью он использует прием фантастики?
Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.
Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.
Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу. (3 урок)
Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.
Оборудование: текст, рабочая тетрадь.
Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”
Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).
Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.
Художнику отводится автором особая роль (учебник стр. 333 со слов “Кто заключил в себе талант…”).
Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).
I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).
Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.
II тип. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант.
Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.
III тип. Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.
Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.
Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:
1 группа. Почему нарушается хронология повествования?
2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?
3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков;
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом;
б) акварели;
в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много;
б) немного;
в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке;
б) в монастыре;
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский;
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет;
б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти;
б) пьянства;
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен;
в) украден.
21. Композиция всего произведения:
а) линейная;
б) обратная;
в) рамочная.
Гоголь «Портрет» тест, ответы на вопросы какие?
Гоголь «Портрет» тест?
Гоголь «Портрет» с ответами?
Гоголь «Портрет» тест по произведению?
Гоголь «Портрет» тест 10 класс?
Гоголь «Портрет» тест онлайн?
Гоголь «Портрет» тест по содержанию?
Гоголь «Портрет» тест по произведению с ответами?
Гоголь «Портрет» тест егэ?
Гоголь «Портрет» тест на знание текста?
Гоголь «Портрет» тест на содержание?
1) Действие повести «Портрет» происходит:
2) Имя главного героя повести «Портрет»?
а) Андрей Петрович Чартков
б) Алексей Иванович Чиртков
в) Никита Иванович Чертков
3) «Портрет» в лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом
4) «Портрет» Гоголь Покупателей было?
5) «Портрет» Чартков впервые увидел портрет:
в) в картинной лавке
6) Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский
б) пейзажный фон – пламенный полдень
7) Где бедный художник Чартков купил портрет?
а) купил портрет на аукционе
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом
в) сторговался в лавочке за двугривенный
8) Сколько раз Чарткову казалось что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне?
9) На что были потрачены внезапно появившиеся деньги у героя повести «Портрет» Чарткова? На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства
в) на новую квартиру, одежду, развлечения
10) Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи
б) аристократической дамы
в) портрете дочери аристократической дамы
11) Кто прославил Чарткова в повести «Портрет»?
а) таинственный портрет
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку
12) Чартков стал знаменитым благодаря:
а) благодаря высокому таланту
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам
в) благодаря таинственной силе портрета
13) Из за чего Чартков закончил жизнь бесславно? Чартков окончил жизнь бесславно:
в) скандальной истории
14) После смерти Чарткова в его квартире обнаружили?
б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15) Историю таинственного портрета рассказал:
б) аристократ, любитель живописи
в) молодой художник
16) Изображенный на портрете старик был:
17) Что приносило людям общение с человеком изображенным на портрете? Общение с человеком изображенным на портрете приносило людям:
а) удачу и богатство
в) широкую известность
18) Портрет был заказан художнику кем:
а) церковью, для которой он писал святых
б) родными ростовщика
в) самим ростовщиком
19) Поняв что его кисть послужила дьявольским орудием художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха
в) продолжал писать картины
20) Портрет в конце концов был:
а) был продан на аукционе
21) Композиция всего произведения «Портрет»? Композиция «Портрет» Гоголь:
Тест на знание текста «Портрет»
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
Тест по повести Н.В.Гоголя “Портрет”
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя “Портрет”
1. Действие повести происходит: а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя: а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали: а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было: а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет: а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было: а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков: а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом; в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне: а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги: а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя: а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил: а) таинственный портрет; б) дама – заказчица; в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым: а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за: а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили: а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства; в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал: а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был: а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям: а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику: а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник: а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха; в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов: а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Ответы:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | а | а | а | в | в | в | в | а | в | б | в | б | а | в | в | а | б | в | б | в |
ПортретТекст
Увы! на лицах и матушки и дочери написано было, что они до того исплясались на балах, что обе сделались чуть не восковыми.
– Довольно, на первый раз довольно, – сказала дама.
– Еще немножко, – говорил позабывшийся художник.
– Нет, пора! Lise, три часа! – сказала она, вынимая маленькие часы, висевшие на золотой цепи у ее кушака, и вскрикнула: – Ах, как поздно!
– Минуточку только, – говорил Чартков простодушным и просящим голосом ребенка.
Но дама, кажется, совсем не была расположена угождать на этот раз его художественным потребностям и обещала вместо того просидеть в другой раз долее.
«Это, однако ж, досадно, – подумал про себя Чартков, – рука только что расходилась». И вспомнил он, что его никто не перебивал и не останавливал, когда он работал в своей мастерской на Васильевском острове; Никита, бывало, сидел не ворохнувшись на одном месте – пиши с него сколько угодно; он даже засыпал в заказанном ему положении. И, недовольный, положил он свою кисть и палитру на стул и остановился смутно пред холстом. Комплимент, сказанный светской дамой, пробудил его из усыпления. Он бросился быстро к дверям провожать их; на лестнице получил приглашение бывать, придти на следующей неделе обедать, и с веселым видом возвратился к себе в комнату. Аристократическая дама совершенно очаровала его. До сих пор он глядел на подобные существа как на что-то недоступное, которые рождены только для того, чтобы пронестись в великолепной коляске с ливрейными лакеями и щегольским кучером и бросить равнодушный взгляд на бредущего пешком, в небогатом плащишке человека. И вдруг теперь одно из этих существ вошло к нему в комнату; он пишет портрет, приглашен на обед в аристократический дом. Довольство овладело им необыкновенное; он был упоен совершенно и наградил себя за это славным обедом, вечерним спектаклем и опять проехался в карете по городу без всякой нужды.
Во все эти дни обычная работа ему не шла вовсе на ум. Он только приготовлялся и ждал минуты, когда раздастся звонок. Наконец аристократическая дама приехала вместе с своею бледненькою дочерью. Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать. Солнечный день и ясное освещение много помогли ему. Он увидел в легоньком своем оригинале много такого, что, быв уловлено и передано на полотно, могло придать высокое достоинство портрету; увидел, что можно сделать кое-что особенное, если выполнить всё в такой окончательности, в какой теперь представлялась ему натура. Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие. Работа заняла его всего, весь погрузился он в кисть, позабыв опять об аристократическом происхождении оригинала. С занимавшимся дыханием видел, как выходили у него легкие черты и это почти прозрачное тело семнадцатилетней девушки. Он ловил всякий оттенок, легкую желтизну, едва заметную голубизну под глазами и уже готовился даже схватить небольшой прыщик, выскочивший на лбу, как вдруг услышал над собою голос матери: «Ах, зачем это? это не нужно, – говорила дама. – У вас тоже… вот, в некоторых местах… как будто бы несколько желто и вот здесь совершенно как темные пятнышки». Художник стал изъяснять, что эти-то пятнышки и желтизна именно разыгрываются хорошо, что они составляют приятные и легкие тоны лица. Но ему отвечали, что они не составят никаких тонов и совсем не разыгрываются; и что это ему только так кажется. «Но позвольте здесь в одном только месте тронуть немножко желтенькой краской», – сказал простодушно художник. Но этого-то ему и не позволили. Объявлено было, что Lise только сегодня немножко не расположена, а что желтизны в ней никакой не бывает и лицо поражает особенно свежестью краски. С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство. Он бесчувственно стал сообщать ему тот общий колорит, который дается наизусть и обращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-идеальные, видимые на ученических программах. Но дама была довольна тем, что обидный колорит был изгнан вовсе. Она изъявила только удивленье, что работа идет так долго, и прибавила, что слышала, будто он в два сеанса оканчивает совершенно портрет. Художник ничего не нашелся на это отвечать. Дамы поднялись и собирались выдти. Он положил кисть, проводил их до дверей и после того долго оставался смутным на одном и том же месте перед своим портретом. Он глядел на него глупо, а в голове его между тем носились те легкие женственные черты, те оттенки и воздушные тоны, им подмеченные, которые уничтожила безжалостно его кисть. Будучи весь полон ими, он отставил портрет в сторону и отыскал у себя где-то заброшенную головку Психеи, которую когда-то давно и эскизно набросал на полотно. Это было личико, ловко написанное, но совершенно идеальное, холодное, состоявшее из одних общих черт, не принявшее живого тела. От нечего делать он теперь принялся проходить его, припоминая на нем всё, что случилось ему подметить в лице аристократической посетительницы. Уловленные им черты, оттенки и тоны здесь ложились в том очищенном виде, в каком являются они тогда, когда художник, наглядевшись на природу, уже отдаляется от нее и производит ей равное создание. Психея стала оживать, и едва сквозившая мысль начала мало-помалу облекаться в видимое тело. Тип лица молоденькой светской девицы невольно сообщился Психее, и чрез то получила она своеобразное выражение, дающее право на название истинно оригинального произведения. Казалось, он воспользовался по частям и вместе всем, что представил ему оригинал, и привязался совершенно к своей работе. В продолжение нескольких дней он был занят только ею. И за этой самой работой застал его приезд знакомых дам. Он не успел снять со станка картину. Обе дамы издали радостный крик изумленья и всплеснули руками.
– Lise, Lise! Ax, как похоже! Superbe, superbe![3] Как хорошо вы вздумали, что одели ее в греческий костюм. Ах, какой сюрприз!
Художник не знал, как вывести дам из приятного заблуждения. Совестясь и потупя голову, он произнес тихо:
– В виде Психеи? C’est charmant![4] – сказала мать улыбнувшись, причем улыбнулась также и дочь. – Не правда ли, Lise, тебе больше всего идет быть изображенной в виде Психеи? Quelle idee delicieuse![5] Но какая работа! Это Корредж. Признаюсь, я читала и слышала о вас, но я не знала, что у вас такой талант. Нет, вы непременно должны написать также и с меня портрет.
Даме, как видно, хотелось также предстать в виде какой-нибудь Психеи.
«Что мне с ними делать? – подумал художник. – Если они сами того хотят, так пусть Психея пойдет за то, что им хочется», – и произнес вслух:
– Потрудитесь еще немножко присесть, я кое-что немножко трону.
– Ах, я боюсь, чтобы вы как-нибудь не… она так теперь похожа.
Но художник понял, что опасенья были насчет желтизны, и успокоил их, сказав, что он только придаст более блеску и выраженья глазам. А по справедливости, ему было слишком совестно и хотелось хотя сколько-нибудь более придать сходства с оригиналом, дабы не укорил его кто-нибудь в решительном бесстыдстве. И точно, черты бледной девушки стали, наконец, выходить яснее из облика Психеи.
– Довольно! – сказала мать, начинавшая бояться, чтобы сходство не приблизилось, наконец, уже чересчур близко.
Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград. Портрет произвел по городу шум. Дама показала его приятельницам; все изумлялись искусству, с каким художник умел сохранить сходство и вместе с тем придать красоту оригиналу. Последнее замечено было, разумеется, не без легкой краски зависти в лице. И художник вдруг был осажден работами. Казалось, весь город хотел у него писаться. У дверей поминутно раздавался звонок. С одной стороны, это могло быть хорошо, представляя ему бесконечную практику разнообразием, множеством лиц. Но, на беду, это всё был народ, с которым было трудно ладить, народ торопливый, занятой или же принадлежащий свету, – стало быть, еще более занятой, нежели всякий другой, и потому нетерпеливый до крайности. Со всех сторон только требовали, чтоб было хорошо и скоро. Художник увидел, что оканчивать решительно было невозможно, что всё нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти. Схватывать одно только целое, одно общее выраженье и не углубляться кистью в утонченные подробности; одним словом, следить природу в ее окончательности было решительно невозможно. Притом нужно прибавить, что у всех почти писавшихся много было других притязаний на разное. Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Словом, чтобы на лицо можно было засмотреться, если даже не совершенно влюбиться. И вследствие этого, садясь писаться, они принимали иногда такие выражения, которые приводили в изумленье художника: та старалась изобразить в лице своем меланхолию, другая мечтательность, третья во что бы ни стало хотела уменьшить рот и сжимала его до такой степени, что он обращался, наконец, в одну точку, не больше булавочной головки. И, несмотря на всё это, требовали от него сходства и непринужденной естественности. Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». Сначала художника бросали в пот такие требованья: всё это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько. Даже из двух, трех слов смекал вперед, кто чем хотел изобразить себя. Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на всё и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство. Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти. А писавшиеся, само собою разумеется, были в восторге и провозглашали его гением.
Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться и утверждать гласно, что художник должен принадлежать к обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя, не соблюдают высшего тона и лишены всякой образованности. Дома у себя, в мастерской он завел опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завел щегольских учеников, переодевался несколько раз в день в разные утренние костюмы, завивался, занялся улучшением разных манер, с которыми принимать посетителей, занялся украшением всеми возможными средствами своей наружности, чтобы произвести ею приятное впечатление на дам; одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки; что существует только в воображении рассматривателей мысль, будто бы видно в них присутствие какой-то святости; что сам Рафаэль даже писал не всё хорошо и за многими произведениями его удержалась только по преданию слава; что Микель-Анжел хвастун, потому что хотел только похвастать знанием анатомии, что грациозности в нем нет никакой и что настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь, в нынешнем веке. Тут, натурально, невольным образом доходило дело и до себя.
– Нет, я не понимаю, – говорил он, – напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро. Вот у меня, – говорил он, обращаясь обыкновенно к посетителям, – этот портрет я написал в два дня, эту головку в один день, это в несколько часов, это в час с небольшим. Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество.
Так рассказывал он своим посетителям, и посетители дивились силе и бойкости его кисти, издавали даже восклицания, услышав, как быстро они производились, и потом пересказывали друг другу: «Это талант, истинный талант! Посмотрите, как он говорит, как блестят его глаза! Il a quelque chose d’extraordinaire dans toute sa figure!»[6]
Художнику было лестно слышать о себе такие слухи. Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался как ребенок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. Он разносил такой печатный лист везде и, будто бы ненарочно, показывал его знакомым и приятелям, и это его тешило до самой простодушной наивности. Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их, стараясь набросать только кое-как одну голову, а остальное давал доканчивать ученикам. Прежде он всё-таки искал дать какое-нибудь новое положение, поразить силою, эффектом. Теперь и это становилось ему скучно. Ум уставал придумывать и обдумывать. Это было ему невмочь, да и некогда: рассеянная жизнь и общество, где он старался сыграть роль светского человека, – всё это уносило его далеко от труда и мыслей. Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы. Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабывала и великолепные драпировки, и сильные движения, и страсти. О группах, о художественной драме, о высокой ее завязке нечего было и говорить. Пред ним были только мундир, да корсет, да фрак, пред которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение. Даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они всё еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант, которого признаки оказались уже ярко в нем при самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке, тогда как он только что достигнул еще полного развития всех сил своих.
Но этих толков не слышал упоенный художник. Уже он начинал достигать поры степенности ума и лет; стал толстеть и видимо раздаваться в ширину. Уже в газетах и журналах читал он прилагательные: «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович». Уже стали ему предлагать по службе почетные места, приглашать на экзамены, в комитеты. Уже он начинал, как всегда случается в почетные лета, брать сильно сторону Рафаэля и старинных художников, – не потому, что убедился вполне в их высоком достоинстве, но потому, чтобы колоть ими в глаза молодых художников. Уже он начинал, по обычаю всех, вступающих в такие лета, укорять без изъятья молодежь в безнравственности и дурном направлении духа. Уже начинал он верить, что всё на свете делается просто, вдохновенья свыше нет и всё необходимо должно быть подвергнуто под один строгий порядок аккуратности и однообразья. Одним словом, жизнь его уже коснулась тех лет, когда всё, дышащее порывом, сжимается в человеке, когда могущественный смычок слабее доходит до души и не обвивается пронзительными звуками около сердца, когда прикосновенье красоты уже не превращает девственных сил в огонь и пламя, но все отгоревшие чувства становятся доступнее к звуку золота, вслушиваются внимательней в его заманчивую музыку и мало-помалу нечувствительно позволяют ей совершенно усыпить себя. Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем и уже готов был обратиться в одно из тех странных существ, которых много попадается в нашем бесчувственном свете, на которых с ужасом глядит исполненный жизни и сердца человек, которому кажутся они движущимися каменными гробами с мертвецом внутри наместо сердца. Но одно событие сильно потрясло и разбудило весь его жизненный состав.
В один день увидел он на столе своем записку, в которой Академия художеств просила его, как достойного ее члена, приехать дать суждение свое о новом, присланном из Италии, произведении усовершенствовавшегося там русского художника. Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, – в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника. Там, как отшельник, погрузился он в труд и в неразвлекаемые ничем занятия. Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий, о унижении, которое он причинял званию художника своим скудным, нещегольским нарядом. Ему не было нужды, сердилась ли, или нет на него его братья. Всем пренебрегал он, всё отдал искусству. Неутомимо посещал галереи, по целым часам застаивался перед произведениями великих мастеров, ловя и преследуя чудную кисть. Ничего он не оканчивал без того, чтобы не поверить себя несколько раз с сими великими учителями и чтобы не прочесть в их созданьях безмолвного и красноречивого себе совета. Он не входил в шумные беседы и споры; он не стоял ни за пуристов, ни против пуристов. Он равно всему отдавал должную ему часть, извлекая изо всего только то, что было в нем прекрасно, и, наконец, оставил себе в учители одного божественного Рафаэля. Подобно как великий поэт-художник, перечитавший много всяких творений, исполненных многих прелестей и величавых красот, оставлял, наконец, себе настольною книгой одну только «Илиаду» Гомера, открыв, что в ней всё есть, чего хочешь, и что нет ничего, что бы не отразилось уже здесь в таком глубоком и великом совершенстве. И зато вынес он из своей школы величавую идею созданья, могучую красоту мысли, высокую прелесть небесной кисти.
Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду. Он поспешил принять значительную физиогномию знатока и приблизился к картине; но, Боже, что он увидел!
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Всё тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника-создателя и которая выходит углами у копииста. Видно было, как всё извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы. Почти невозможно было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно были объяты все, вперившие глаза на картину, – ни шелеста, ни звука; а картина между тем ежеминутно казалась выше и выше; светлей и чудесней отделялась от всего и вся превратилась, наконец, в один миг, плод налетевшей с небес на художника мысли, миг, к которому вся жизнь человеческая есть одно только приготовление. Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окруживших картину. Казалось, все вкусы, все дерзкие, неправильные уклонения вкуса слились в какой-то безмолвный гимн божественному произведению. Неподвижно, с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною, и, наконец, когда мало-помалу посетители и знатоки зашумели и начали рассуждать о достоинстве произведения и когда, наконец, обратились к нему с просьбою объявить свои мысли, он пришел в себя; хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников, вроде следующего: «Да, конечно, правда, нельзя отнять таланта от художника; есть кое-что; видно, что хотел он выразить что-то; однако же, что касается до главного…» И вслед за этим прибавить, разумеется, такие похвалы, от которых бы не поздоровилось никакому художнику. Хотел это сделать, но речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он, как безумный, выбежал из залы.
- Что было главной гордостью казбича
- Что было главной жизненной заботой в обломовке и почему