Что было главной предпосылкой образования единого российского государства
Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.
Группы предпосылок образования русского централизованного государства.
1. Экономические предпосылки: к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.
2. Социальные предпосылки: к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.
Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.
Объединение Руси происходило вокруг Москвы.
Объединение русских земель происходило под руководством князя московского. Он первым стал царем всея Руси. В 1478 г. после объединения Новгорода и Москвы Русь окончательно освободилась от ига. В 1485 г. к Московскому государству присоединилась Тверь, Рязань и т. д.
Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.
Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.
Причины, особенности и этапы образования единого Российского государства
Причины и особенности образования единого государства
Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII века и завершился в начале XVI века.
К процессу образования российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духовные предпосылки:
— главной экономической причиной является дальнейшее развитие феодальных отношений.
Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.
— внутриполитической причиной является возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчинить себе удельных князей и бояр-вотчинников.
— внешнеполитической причиной являлась необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.
Особенности образования Российского централизованного государства:
1. Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства.
2. Ведущая роль в формировании государства внешнеполитического фактора.
3. Восточный стиль политической деятельности.
Этапы политического объединения на Руси:
Возвышение Москвы
Первым «старшим князем», получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский. Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой. Хан Батый также всячески способствовал укреплению единоличной власти Александра Невского в качестве единого великого князя Руси и ставленника Золотой Орды.
После смерти Александра Невского в 1263г. процесс централизации русских земель шел путем:
— превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его постепенного закрепления за потомками Александра Невского
— возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского
— постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств
— превращения удельного Московского княжества в Московское государство, доминирующее над всеми княжествами северо-восточной Руси.
Первые упоминания о Москве относятся к 1147г. Основателем Москвы считается киевский князь Юрий Долгорукий, который основал город на земле боярина Кучки.
В 1276г. сын Александра Невского московский удельный князь Даниил Алексанрович получил от монголо-татар ярлык на великое княжение и Москва стала одним из политических центров.
Возвышение Московского княжества
Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени.
Причины возвышения Москвы:
1). Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель.
2). Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли.
3). Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.
4). Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.
— являлся лучшим сборщиком дани для Золотой Орды;
— во главе золотоордынского войска жестоко подавил антиордынское восстание в Твери- главном сопернике Москвы за первенство на Руси;
— заслужил полное доверие монголо-татарских ханов, которые всячески содействовали ему в подчинении других удельных князей;
— вошел в историю как один из первых «собирателей русских земель» (за деньги покупал соседние земли и увеличил территорию Московского княжества в 5 раз.);
— часть земель (Кострому) получил от монголо-татар за верную службу;
— убедил митрополита Русской Православной Церкви Петра в 1325г. переехать из Твери в Москву, в результате чего Москва стала центром русского православия и духовным центром русских земель.
В правление Дмитрия Донского (1359-1389) соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы
Этому процессу способствовало следующее:
— отбиты притязания на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отражены походы литовского князя Ольгерда;
Резкое изменение отношений между Русью и Золотой Ордой имело внешний толчок:
— в 137о-е гг. на Золотую Орду с юга стали нападать орды кочевников (в том числе Тамерлана из Средней Азии), врезультате чего Золотая Орда ослабла в несколько раз;
Возникшей политической ситуацией воспользовался внук Ивана Калиты московский князь Дмитрий Иванович Донской, который стал первым князем, попытавшимся свергнуть монголо-татрское иго. В 1376г. он впервые в истории отказался платить дань Орде, а в 1377г. заставил вновь созданное Казанское ханство платить дань Московскому княжеству. Для усмирения Руси в 1378г. из Золотой Орды было послано войско во главе с военачальником Бегичем. Во время битвы на реке Воже русская армия разбила войско Бегича.
К 1380г. ситуация в Орде стабилизировал военачальник Мамай, который установил в Орде свою диктатуру. Желая обуздать восставшую Русь, Мамай собрал интер национальное войско и вместе с ним вторгся в русские земли. В ответ Дмитрием Ивановичем было создано общерусское войско, в которое входили как войско Московского княжества, так и войска других княжеств. Впервые за несколько столетий русские войска выступили единым фронтом. 7-8 сентября 1380г. на Куликовом поле в верховьях Дона состоялась битва между армиями Мамая и Дмитрия.
В результате Куликовской битвы армия Мамая была разгромлена, а Русь спустя 140 лет после нашествия Батыя на 2 года свергла монголо-татарское иго.
В 1382г. монголо-татарское иго было восстановлено. Хан Тохтамыш, свергнувший Мамая и восстановивший единство Золотой Орды, совершил нашествие на Русь, сжег Москву и заставил Московское княжество после 5-ти летнего перерыва вновь платить дань.
Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Иван III первым принял титул «Государя всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен, сохранившейся до наших дней, красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто золотоордынское иго. При нем в 1497г. был создан первый Судебник, стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия.
Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства.
Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир). Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.
Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии.
— русские византийские символы власти как скипетр и шапка Мономаха.
Василий III (1505-1533гг.) присоединил к Москве:
— великое княжество Рязанское 1517г.;
Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.
Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства
Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.
Группы предпосылок образования русского централизованного государства.
1. Экономические предпосылки: к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.
2. Социальные предпосылки: к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.
3. Политические предпосылки, которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешнеполитические:
1) внутренние: в XIV–XVI вв. значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти;
2) внешне-политические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго, которое тормозило развитие Русского государства. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга, Литвы и Шведов – с запада.
Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.
Объединение Руси происходило вокруг Москвы.
1) удачное географическое и экономическое положение;
2) Москва была независима во внешней политике, она не тяготела ни к Литве, ни к Орде, поэтому стала центром национально-освободительной борьбы;
3) поддержка Москвы со стороны крупнейших русских городов (Костромы, Нижнего Новгорода и др.);
4) Москва – центр православия на Руси;
5) отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома.
Особенности объединения:
1) объединение русских земель происходило не в условиях позднего феодализма, как в Европе, а в условиях его расцвета;
2) базой для объединения на Руси послужил союз московских князей, а в Европе – городская буржуазия;
3) Русь объединялась первоначально по политическим причинам, а потом по экономическим, тогда как европейские государства – в первую очередь по экономическим.
Объединение русских земель происходило под руководством князя московского. Он первым стал царем всея Руси. В 1478 г. после объединения Новгорода и Москвы Русь окончательно освободилась от ига. В 1485 г. к Московскому государству присоединилась Тверь, Рязань и т. д.
Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.
Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.
рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи;
появление новых и укрепление старых городов _ центров торговли и ремесла;
расширение экономических связей и товарно-денежных отношений.
Изменения социально-экономического порядка неминуемо приводили к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Обострение классовой борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти.
Укрепление экономических связей, как и обострение Классовой борьбы, требовало организации управления, суда, сбора податей; и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически важным моментом в процессе централизации могла быть необходимость защиты от внешних врагов.
Процесс создания Русского нейтрализованного государства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности.
Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси наметились еще в XIII в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сельскохозяйственное производство, отстраивались города, возникали новые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория . которого постоянно (начиная с Х111 в.) расширялась.
1. Предпосылки и особенности образования единого государства
1. Предпосылки и особенности образования единого государства
Во второй половине XIII в. нашествие монголо-татар оборвало объединительные процессы. История этого времени в русских землях характеризовалась взрывом новых междукняжеских распрей, кровавой борьбой князей, прибегавших в борьбе друг с другом к помощи ордынцев, которые совершали на русские земли новые опустошительные набеги. В этих условиях резко ослабла великокняжеская власть. Старые княжества, вынесшие Батыев разгром, дробились. На их периферии появлялись новые княжества (Костромское, Тверское, Московское и др.). Понадобилось несколько десятилетий, чтобы представители различных социальных слоев русского общества, в условиях ордынского ига, стали осознавать необходимость прекращения распрей и создания единого государства.
Но для появления и развития тенденций к объединению были необходимы политические и социально-экономические предпосылки.
Процесс складывания единого российского государства начался в XIV в. и проходил практически одновременно со складыванием централизованных государств в Западной Европе. Процесс этот был закономерен. И в России, и в Европе он заканчивается практически одновременно: в Европе – в конце XV в., в России – в начале XVI в. Но, будучи закономерным, процесс образования единых государств проходит в разных странах с учетом конкретно-исторических особенностей их развития. Следствием этого являются особенности, характерные для образовавшихся государств. Они определяют и тип государства, и характер его развития. В значительной мере это зависит от социально-экономических предпосылок. Но только их недостаточно для начала объединительного процесса.
Для образования единых централизованных государств нужны прежде всего соответствующие политические предпосылки. К ним следует отнести наличие сильной центральной власти (королевской в Европе, великокняжеской в России) и существование внешней опасности. В случае отсутствия той или иной политической предпосылки, даже при сложившихся социально-экономических условиях, объединительный процессе может не начаться либо задержаться до тех пор, пока политические условия для объединения не будут наличествовать в полной мере.
Примером этого являются Германия и Италия, где единые централизованные государства сложились лишь во второй половине XIX в. В Германии отсутствовали обе предпосылки. Она, раздробленная на мелкие государства, не ощущала в течение длительного времени опасности внешних вторжений и не имела достаточно сильной королевской власти. Объединение Италии задержалось потому, что там не было сильной королевской власти, чему препятствовала власть Папы Римского.
Главной социально-экономической предпосылкой образования единых государств в Западной Европе было развитие городов и торговли. Росли города, где развивалось ремесленное производство, накапливались первые капиталы, возникала потребность в торговых сношениях. Развивалась производственная специализация городов. Это стимулировало рост торговых связей, что вело к постепенному исчезновению замкнутости каждой земли, каждого района.
На пути развития городов и торговли стояла феодальная раздробленность с ее междоусобными распрями крупных феодалов, разорявшими хозяйство городов и крестьян, внутренними таможенными пошлинами, непрерывной борьбой между королевской властью и ее вассалами. Европейские города, имея политическую и экономическую свободу, желали обеспечить свое развитие, защититься от крупных феодалов, стремившихся подчинить их себе, нуждались в поддержке королевской власти. Она также была заинтересована в городах, опираясь на которые могла бы подчинить крупных феодалов, навести порядок.
В сильной централизованной королевской власти были заинтересованы также дворяне, крестьяне, страдавшие от произвола и распрей крупных феодалов. Королевская власть, опираясь на поддержку городов, дворянства, крестьян, начинает объединительный процесс, в ходе чего создается единое централизованное государство. В его рамках формируется буржуазия, потому что королевская власть вынуждена была покровительствовать развитию промышленности и торговли. В них она видела основу национальной мощи, процветания дворянства, блеска монархии.
Кроме этого, для Западной Европы было характерно господство частного землевладения (сеньории), определенная степень независимости феодалов от королевской власти (система вассалитета), сравнительно мягкие формы крестьянской зависимости. Все это вкупе с относительной политической и экономической свободой городов способствовало переходу к буржуазному обществу. Таким образом, особенностью образования централизованных государств в Западной Европе было то, что объединительный процесс там шел в условиях, открывавших все возможности для возникновения и будущего развития буржуазного общества.
В Северо-Восточной Руси к началу XIV в. тенденции дробления сменились тенденциями объединения. В конце XIII – начале XIV вв. здесь начался хозяйственный подъем. Сюда от ордынских набегов, литовских и польских феодалов под защиту лесов, рек, речушек, озер, болот шли крестьяне и горожане из южных и юго-западных земель. Миграция населения позволила осваивать запустевшие пашни, готовить под пашню новые земли, создавать новые поселения – починки, слободы, деревни и села.
Все большее развитие получало двуполье. Прогресс в сельском хозяйстве осуществлялся за счет перехода к трехполью. Перелог использовался только при освоении новых земель. Основным пахотным орудием оставалась соха с железным сошником. В практику входило удобрение навозом. Пашенное земледелие соединялось с домашним скотоводством, огородничеством, добычей соли, болотных руд, бортничеством.
На северо-востоке Руси активно развивались города, в них росло ремесленное производство. Особенно значительные успехи были сделаны в кузнечном и литейном деле. Возобновляется строительство каменных храмов, которое после нашествия Батыя прекратилось почти на полстолетия. Ремесленники в городах работали в основном на заказ. Господствующим хозяйственным укладом продолжало оставаться натуральное хозяйство. Город по-прежнему был центром сельскохозяйственной округи. Рыночные связи городов были слабыми и служили дополнением к натуральному хозяйству. Население городов составляло ничтожно малую часть всех жителей.
Конец XIII и XIV век были временем роста княжеского, боярского и монастырского вотчинного землевладения. Этот рост происходил в основном за счет пожалования князем земель, а также за счет новых заимок, покупок, обояривания земель черных крестьян, плативших налоги и выполнявших повинности в пользу князя напрямую, а не через своих феодалов. Развитие вотчинного землевладения разрывало тесные рамки отдельных государственных образований Северо-Восточной Руси. Обеспечение собственности вотчинников на землю, изъятие в виде земельной ренты части малого совокупного продукта, производимого крестьянами в условиях сложных природно-климатических условий северо-востока Руси, требовали создания единой и сильной центральной власти.
Феодалы делились на бояр и слуг вольных. Они обладали широкими иммунитетными правами, в том числе суда над своими крестьянами. Но к концу XIV в. усиливающаяся монархия (великокняжеская власть) централизованного типа стала урезывать права вотчинников, изымая из их ведения право суда об убийствах, разбоях и воровстве.
Постепенно усиливающаяся великокняжеская власть начала перестройку структуры феодального землевладения. Она вводила служебные обусловленности владения вотчинами. Феодалы – владельцы вотчин должны были нести обязательную службу великому князю. Переход к служилой вотчине означал ликвидацию правовых норм, регулировавших светское землевладение в период феодальной раздробленности, выражавшихся в формуле: «Тоби знати своя очина, а мени знати своя очина». Таким образом, развитие вотчинного землевладения, требовавшее в силу природно-климатических условий северо-востока усиления единой центральной власти, с целью укрепления собственности феодалов на землю, а также изъятия части производимого крестьянами малого совокупного продукта и выполнения ими повинностей, в русских землях было важной социально-экономической предпосылкой образования единого государства.
Крупные феодальные вотчины в условиях господства натурального хозяйства распадались на самостоятельные хозяйственные комплексы. Поэтому вотчинник не мог выступать организатором производства во всей вотчине и вынужден был отдавать ту или иную часть своего владения другому лицу на определенных условиях. Такой условный держатель налаживал хозяйство на полученных землях и часть полученных доходов отдавал вотчиннику. Так формировалось поместное, или условное, землевладение. Условный держатель земли нес военную службу в пользу своего господина. Такие условные держатели назывались слуги под дворским (дворский – управляющий княжеским или боярским хозяйством). У вотчинников и князей образовывались отряды из таких слуг, которые составляли их двор и впоследствии стали именоваться дворянами. Их землевладение стало основой поместной системы.
Другой социально-экономической предпосылкой был рост социальной борьбы крестьян и горожан против увеличения феодалами и государством оброков, налогов и повинностей. Усиление сопротивления, которое выражалось в самых разнообразных формах: от восстаний до переходов крестьян от одного феодала к другому, а горожан из одного посада в другой, требовало усиления центральной власти. Эта власть должна была защитить государственные интересы, собственность феодалов на землю, обеспечить возможность получения ими земельной ренты, удержать в вотчинах, поместьях, на черных землях и в городских посадах рабочие руки.
На северо-востоке Руси были неблагоприятные для земледелия природно-климатические условия, с кратким для земледельческих работ временем. С середины апреля до середины сентября (примерно 120–130 дней в году) крестьянская семья должна была сконцентрировать весь свой труд для получения даже минимальных результатов. Кроме того, здесь преобладали малоплодородные почвы. Все это, даже при высоких темпах работ, крайнем напряжении трудовых усилий, не позволяло крестьянской семье выполнять в короткие сроки в полном объеме весь цикл сельскохозяйственных работ. Такое слабое крестьянское хозяйство вынуждено было держаться за общину, которая оказывала всестороннюю помощь отдельным крестьянским хозяйствам в критических для их жизни и деятельности случаях. В сохранении общины были заинтересованы также феодалы и государство, которые, имея дело с ней, а не с каждым слабым крестьянским хозяйством в отдельности, могли получать оптимальную часть производимого в общинах малого совокупного продукта в виде оброков, налогов и повинностей. В то же время крестьянская община была не только организатором сельскохозяйственного производства и обеспечения порядка на своей территории, но и оплотом сопротивления крестьян росту эксплуатации со стороны феодалов и государства.
Крестьяне, жившие испокон веков в общинах, считали землю, на которой они работали, своей, а не землей феодала, за пользование которой они были обязаны платить ренту. Поэтому для феодалов важно было добиться укрепления своей собственности на землю, дабы крестьянин видел в феодале земельного собственника. Сделать это было возможно путем мощного внеэкономического принуждения. Только крепостное право, укрепив узы личной зависимости крестьян, обеспечит феодалов рабочими руками, а государство налогоплательщиками, даст им возможность увеличивать часть получаемого ими малого совокупного продукта, производимого непосредственными производителями.
Крепостное право способствовало подчинению крестьянских общин, расшатыванию их как элементов крестьянской свободы, созданию феодалами своего земледельческого хозяйства, возможности изымать у крестьян ренту не только продуктами, но и через полевую барщину. Наступление на общину шло рука об руку с укреплением феодальной собственности на землю, упрочением и консолидацией феодалов, которая проходила на основе укрепления центральной власти. Изъятие через крепостное право части совокупного продукта было необходимо и государству, так как давало ему средства для решения важных государственных вопросов и обеспечения развития общества.
Пока существовала феодальная раздробленность, закрепление крестьян было невозможно. Для этого была нужна сильная единая власть, мощный государственный аппарат. Следовательно, закрепощение непосредственных производителей было еще одной важной социально-экономической предпосылкой объединительного процесса в русских землях.
Таким образом, особенностью Российского государства было то, что оно образовывалось как государство феодальное, на феодальной основе, подразумевавшей рост феодального вотчинного и создание поместного землевладения, укрепление собственности феодалов на землю, закрепощение крестьян и борьбу с усилением их сопротивления эксплуатации и закрепощению. Для России не следует переоценивать такой стимулирующий фактор объединения, как рост городов и развитие торгово-экономических связей. В России он не имел такого первостепенного значения, как в Западной Европе.
В землях Северо-Восточной Руси росли и развивались города. Но, в отличие от Западной Европы, они не стали центрами товарного обращения, оставаясь в условиях господствовавшего натурального хозяйства центрами земледельческой округи, удовлетворяясь связями внутри нее и мало нуждаясь в связях друг с другом, или центрами феодальной государственности. Русский город был подчинен центральной власти. В отличие от западноевропейских, русские города были удалены от морского побережья и международных торговых путей. Они весьма часто подвергались набегам ордынцев. Средства, которые накапливались в русских городах, изымались великокняжеской властью в виде государственных налогов и для уплаты «ордынского выхода».
Торговля в XIV–XV вв. в основном была сосредоточена в руках крупных светских феодалов и монастырей. Она была связана прежде всего с промысловым и сельским хозяйством. Деньги, накапливавшиеся в торговле, поступали в виде пошлин и даней в княжескую казну. Светские феодалы и монастыри тратили деньги от торговли на покупку земель, обращали их в сокровища, вкладывали в ростовщичество, а не в производство или развитие торговли. Конечно, имевшие место в русских землях торговые связи содействовали в определенной мере общению между собой отдельных земель и княжеств. Однако они не имели того удельного веса в экономике, какой имела торговля в Западной Европе.
Преобладание в русских землях государственно-феодальных форм (служилые вотчины и поместья, великий князь – верховный собственник всех земель в государстве), закрепощение крестьян и горожан, города, подчиненные государству, – все это затрудняло в России переход к буржуазному обществу, консервируя господствующие феодальные отношения.
В русских землях шла форсированная политическая централизация, не подкрепленная экономической централизацией. В объединении русских земель стимулирующую роль играли политические факторы: необходимость свержения ига Золотой Орды, защита русских земель от притязаний Литвы и Польши на западе. Объединение земель диктовалось острой необходимостью воссоздания Русского государства. Носителем форсированной политической централизации выступала великокняжеская власть.
Итак, ускоренная политическая централизация, проходившая на феодальной основе, не подкрепленная социально-экономической базой, малый объем производимого совокупного продукта, требовавший его жесткого изъятия, привели к тому, что в России, в отличие от Западной Европы, сложился и развивался иной тип государства – самодержавно-крепостническое государство с деспотической властью монарха, с зависимостью крестьян и посадских людей (крепостное право), с господствующим классом феодалов (служба государству), всесилием и всевластием государства в политическом, экономическом, культурном и общественном развитии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 24. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
§ 24. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. Его отличали осторожность, скрытность, тонкий расчет. Целью своей жизни новый князь ставил подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского
Экономические предпосылки образования системы территориальных княжеств
Экономические предпосылки образования системы территориальных княжеств Подъем производительных сил и связанные е ним перемены в социальной структуре общества оказали большое влияние на политическое развитие страны. Однако социально-экономические сдвиги в Германии в
1. Предпосылки образования государства на Крите
1. Предпосылки образования государства на Крите Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост
§1. ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
§1. ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Проблема образования единого централизованного Русского государства напрямую связана с теоретическим и историческим пониманием сущности монархической
Причины и особенности образования Московского государства
Причины и особенности образования Московского государства Ликвидация независимости ряда крупнейших русских княжеств ознаменовала образование единой государственной территории Московского царства и начало складывания его политической системы, которое завершилось
11. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
11. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ Важной предпосылкой объединения русских земель было восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.Номинально главой
6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ
6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ Вокруг происхождения слова «Русь» в исторической науке до сих пор ведутся споры. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками
1. Предпосылки образования СССР
1. Предпосылки образования СССР 1.1. Идеологические. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и
2. Этапы образования единого государства
2. Этапы образования единого государства 2.1. Военно-политический союз. Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских