Что было главной целью былин
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Тест по теме «Былина»
Тест по теме «БЫЛИНЫ»
1. К какому роду литературы относятся былины?
2. Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпос героико-патриотического содержания, повествующий о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описания легендарных и и реальных событий и мифологический представлений
3. Главной целью былин было:
а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом
б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа
4. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты».
3.Буйная в) дружинушка
4. Хоробрая г) головушка
5. Выбрать примеры употребления гиперболы
а) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь».
б) «Птицей-соколом летать ему под оболока».
в) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи».
6. «Богатырский словарь». Соотнесите названия богатырских доспехов и их значения.
7. Объясните значение слов:
Заколодела — Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
Величать — Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-320336
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Художественные особенности русских былин: русское культурное наследие
Большое значение для фольклора имеют былины. Школьной программой по литературе заложено изучение этого жанра в 7-х классах. Наша статья поможет школьникам изучить художественные особенности русских былин. Но прежде чем изучать этот вопрос, необходимо рассмотреть определение данного жанра, а также многие интересные факты, связанные с ним.
Термин «былина» и его происхождение
Былина – это эпическая песня, в ней воспеваются события и их герои, а также многие эпизоды из истории Древней Руси. Изначально былины оформились в период ранней Киевской Руси. В них выражалось мировоззрение восточных славян. Благодаря былинам исторические события XI-XVI веков навсегда запечатлены в устном народном творчестве. Таким образом, начинать писать сочинение на тему «Художественные особенности русских былин» необходимо с определения термина.
Читатели в этом жанре видят образы храбрых и сильных богатырей, а также их удивительные подвиги. Благодаря художественному слову в героическом эпосе соединились реальность и фантастическое вымысел. Былину и волшебную сказку объединяют мифические образы супостатов (врагов), параллельно читатель наблюдает метаморфозы (перевоплощение) персонажей, а также взаимодействие главных героев с животными. Однако элементы фантастики в эпических песнях оказались подчинены историческому видению, а также отображению действительности. Все эти элементы составляют художественные особенности русских былин.
Художественное своеобразие русской былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» — сочинение
Былины, или древние сказания, или старины, как их называли до XIX века, представляют собой одно из направлений фольклора. Они часто исполнялись нараспев под аккомпанемент гуслей и рассказывали о великих богатырях, народных героях или значительных событиях из истории Древней Руси. Эти произведения устно передавались от поколения в поколение.
Целые семьи славились своим мастерством исполнения былин. Так, к примеру, несколько поколений семьи Рябининых занимались сказанием былин. Представительница семьи Крюковых в течение тридцати дней напевала собирателю фольклора произведения устного народного творчества и ни разу не повторилась. Героев былин существовало не так уж много, причем всех их можно условно разделить на две группы: более древние богатыри — Волхв Всеславьевич, Вольга, Святогор и Микула Селянинович и уже более современные образы — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев- града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат
На добром коне никто ту не проезживат
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие.
В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким- либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей.
При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности. Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, / С холма на холму стал перемахивать, / Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя.
Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берет во белы он во ручушки, / Он тетивочку шелковеньку натягивал, / А он стрелочку каленую накладывал».
Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа.
При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному — / То все травушки-муравы уплетаются, / А лазоревы цветочки прочь осыпаются, / Темны лесушки к земле все приклоняются, / А что есть людей — то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.
Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В конце многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.
Когда былины оказались на бумаге
Многие ошибочно считают, что былина относится к русской литературе, отчасти это так. Однако изучением былин занимается фольклор (устное народное творчество). Это означает, что они передавались из поколения в поколение, из уст в уста. На бумаге их зафиксировали не раньше XIX века в Карелии, на берегах Белого моря, а также в городах Архангельской губернии. В Сибири и на Урале былины записывали с XVIII века. В это время героический эпос активно переписывали в центральных губерниях нашей Родины (Воронежской, Московской, Калужской, Новгородской, Петербургской, Владимирской и так далее). Многообразны художественные особенности русских былин. Сочинение школьника должно их отразить как можно полнее. Поэтому переходим к особенностям сюжета и содержания эпоса.
Когда появились
Главной художественной особенностью русской былины является время ее возникновения. Они считаются одной из первых форм народного фольклора. Именно благодаря этому достоянию эпоса, события, которые происходили на Руси в XI-XVI веках, дошли до наших дней.
Говоря о художественных особенностях русских былин, важно помнить, что они смогли очень многое рассказать о жизни славян современным историкам. Они рассказывали о судьбах отечественных героев, о смелых и отважных богатырях. Эти воины могли справиться с любой нечистой силой, какой бы могущественной она ни была. Кроме того, были первыми образцами силы и нравственности. Ведь они рассказывали людям о том, как стоит себя вести.
Содержание и сюжеты
В своих исследованиях филологи пишут, что былины по содержанию достаточно разнообразны. На сегодня фольклористике известно около сотни сюжетов, а зафиксировано больше 3000 вариантов и версий текстов. Как правило, эпические песни имеют новеллистический или героический характер. Идейный замысел героической былины заключён в прославлении, единении, а также независимости русской земли. Новеллистические былины прославляют верность супругов, настоящую дружбу, осуждение дурных качеств человека. Кроме того, есть и такие произведения, в которых народ осуждал несправедливость социальную, которая заключалась в произволе властей. Цель всех былин заключается в возвеличивании социальных, национальных, а также нравственно-этических идеалов русского народа.
Поэтика, а также художественные особенности русских былин (7 класс, русская литература)
Художественный мир былины сильно отличается от других жанров и обычной жизни. Язык и поэтика подчиняются задаче грандиозного и значительного изображения. Певец, который сказывает эпос, душевно сливается с небесами и морем, а также с бескрайними просторами русской земли. Поэтизация молодецкой удали, степенной воли, облика русского богатыря, а также его верного коня переносит слушателей и читателей в воображаемый мир эпохи Древней Руси, который величаво возносится над заурядной и обыденной действительностью.
Композиция
Продолжаем рассматривать художественные особенности русских былин. Композиционная основа данного жанра в основном строится на антитезе, где главный герой противопоставляется противнику. Так, например, Алёша Попович сражается с Тугариным, Добрыня Никитич выступает против Змея Горыныча. Существует еще один прием в композиции – это утроение. Данная особенность существует и в волшебных сказках, но в отличие от них герой былины действует самостоятельно. Если школьникам необходимо указать художественные особенности русских былин в сочинении (7 класс такое задание предполагает), то обязательно напишите об этом.
Сюжеты былин строятся по классической схеме:
Место в литературе сегодня
Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.
Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.
Основное средство, создающее образы
А мы продолжаем изучать художественные особенности русских былин. Сочинение школьника на данную тему должно содержать в себе разнообразие приемов, которые использовались при создании былин. Собиратель былин А. Ф. Гильфердинг воспринимал гиперболу (преувеличение) как реальное изображение в максимальном проявлении черт и качеств. Например, богатыри во время пира у князя Владимира выпивали чарку вина, которая по объему приравнивалась к большому ведру! Данный прием сказители применяли для того, чтобы идеализировать образ богатыря.
Собирание и публикация русских былин.
Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения
и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.
Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым
. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в
Сборнике Кирши Данилова
их было всего 24).
Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.
Средства художественной выразительности
Художественные особенности русских былин заключаются еще и в тропах. Все дело в том, что сказители принимали их как достоверные и исторические события. Этот фактор и повлиял на поэтику эпоса. Удивительно, но в былинах отсутствуют метафоры! Зато они изобилуют эпитетами и сравнениями. Часто богатыря сравнивали с ясным соколом. Почти всегда в эпосе поле чистое, стрела бывает каленой, богатырь – сильный, а вражеская сила – поганая.
Как видите, изучить художественные особенности русских былин в 7 классе не так сложно. Важно своевременно и осознанно читать тексты.
Изучать историю можно не только при помощи учебника, но и благодаря литературе. Читайте, расширяйте кругозор!