Что было характерно для города коммуны

ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ

Города, одержавшие победу, создавали своё городское самоуправление – коммуну. Эта коммуна сама становилась феодальным сеньором. Она имела своих крепостных, получала иммунитет, подобно всякому феодалу, и приобретала известную часть политической самостоятельности: право объявления войны, заключения мира, чеканки монеты, содержания своей армии, юрисдикцию и выборные органы.

Во Франции городам не удалось добиться положения независимых республик. Многие города приобрели право выбирать старшин и городской совет, но суд отправлял уполномоченный сеньора, на земле которого был расположен город, как, напр., Париж и Орлеан, где сеньором был сам король. Жителям некоторых городов удалось добиться свободы от феодальной зависимости за определённые, точно фиксированные взносы. Такие города во Франции назывались вольными (villes franches) или буржуазными (villes de bourgeois). Слово «буржуа» означало «житель укреплённого бурга», получивший личную свободу. В Германии наиболее полной независимости удалось добиться городам, находившимся на окраинах, где власть германских императоров не могла противодействовать стремлениям городов к освобождению от феодальной зависимости. Отдельные города объединялись в союзы. Особенных успехов достигли в этом отношении города, расположенные по берегам Балтийского и Немецкого морей, в первую очередь Гамбург, Любек и Бремен.

В Англии городам не удалось добиться больших привилегий, так как королевская власть после нормандского завоевания была сильна. Английские города добивались установления откупной системы налогов и получали от королей разрешение уплачивать определённый ежегодный взнос (firma burgi).

В городах, получивших в той или другой степени самостоятельность, все жители были свободны от крепостной зависимости. Крепостные, прожившие в городе год и один день, становились свободными. Поэтому в средние века относительно городов сложилась поговорка: «городской воздух делает свободным» (Stadtluft macht frei). Свою самостоятельность города утратили с установлением абсолютной монархии.

Полезное

Смотреть что такое «ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ» в других словарях:

ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ — см. в ст. Коммуна … Большой Энциклопедический словарь

городские коммуны — см. Коммуна. * * * ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ, см. в ст. Коммуна (см. КОММУНА) … Энциклопедический словарь

Городские коммуны — 1) Союз заговорщиков, созданный для борьбы против сеньориальной зависимости города. 2) Система самоуправления средневековых городов, включавшая гор. совет, выборных должностных лиц, суд, ополчение, фин. систему. Лит.: Пиррен А. Средневековые… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ — см. в статьях Город, Коммунальное движение … Советская историческая энциклопедия

КОММУНЫ — Самоуправляющиеся городские общины во Франции, в средние века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНЫ от лат. communis, общий. Немецкие общины в бывшем Ломбардо Венецианском королевстве, семь из… … Словарь иностранных слов русского языка

Коммуны Швеции — Границы муниципалитетов Швеции Коммуны Швеции (Общины, муниципалитеты) (швед. Kommun) органы местного самоупра … Википедия

Коммуны — (communes) в средние века, во Франции, самоуправляющиеся городские общины. Еще во времена римлян городская жизнь в Галлии была сильно развита. Страна была усеяна римскими муниципиями, богатыми и оживленными, пользовавшимися значительной долей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Улица Коммуны (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. улица Коммуны. Координаты: 59°57′13″ с. ш. 30°29′50″ в. д. / 59.953611° с. ш … Википедия

Советы городские в средние века — Появление городского совета в средневековом городе знаменует собой начало полной автономии, возникновение города в современном юридическом смысле и прекращение власти над ним сеньора. Дату возникновения городского С. трудно установить с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Улица Коммуны (Петербург) — Улица Коммуны Санкт Петербург Общая информация Район города Красногвардейский Прежние названия Колтушское шоссе Протяжённость около 4,5 км Коммуны, дом 62 (март 2008) … Википедия

Источник

КОММУНА

КОММУНА (от лат. communis – об­щий):

1) Средневековая городская сис­те­ма са­мо­управ­ле­ния. Сло­жи­лась в хо­де ком­му­наль­но­го дви­же­ния X-XIII веков во мно­гих го­ро­дах (Ита­лии, Ни­дер­лан­дов, Гер­ма­нии, Фран­ции и др.), до­бив­ших­ся той или иной сте­пе­ни не­за­ви­си­мо­сти от сень­о­ра и лич­ной сво­бо­ды сво­их гра­ж­дан. Часть го­ро­дов-ком­мун, по­лу­чив пра­во на фор­ми­ро­ва­ние вы­бор­ных ор­га­нов, со­хра­ня­ла вас­саль­ную за­ви­си­мость от сво­его сень­о­ра и про­дол­жа­ла вы­пла­чи­вать ему еже­год­ную рен­ту, вы­став­лять в слу­чае вой­ны не­боль­шой во­енный от­ряд. Дея­тель­ность вы­бор­ных ор­га­нов коммуны так­же не­ред­ко кон­тро­ли­ро­ва­лась пред­ста­ви­те­ля­ми сень­о­ра. Многие го­ро­да Северной и Средней Ита­лии (Ми­лан, Фло­рен­ция, Лук­ка, Пе­руд­жа и т.д.) до­би­лись пол­ной са­мо­стоя­тель­но­сти и пре­вра­ти­лись в го­ро­да-го­су­дар­ст­ва. Не­ко­то­рые коммуны вы­сту­па­ли в ро­ли кол­лек­тив­но­го сень­ора по от­но­ше­нию к кре­сть­я­нам, жив­шим на при­мы­кав­ших к го­ро­дам тер­ри­то­ри­ях. Пра­ва го­ро­дов-ком­мун, как пра­ви­ло, фик­си­ро­ва­лись в осо­бых хар­ти­ях и но­си­ли ха­рак­тер им­му­ни­тет­ных при­ви­ле­гий (см. Им­му­ни­тет). Обо­ст­ре­ние со­ци­аль­ных и меж­кла­но­вых про­ти­во­ре­чий в XIII-XIV веках (например, вос­ста­ние чом­пи во Фло­рен­ции 1378 года) спо­соб­ст­во­ва­ло из­ме­не­нию по­ли­тического уст­рой­ст­ва го­ро­дов-ком­мун и ста­нов­ле­нию синь­о­рии.

3) Фор­ма со­вме­ст­ной жиз­ни лю­дей, ос­но­ван­ная на обоб­ще­ст­в­ле­нии их иму­ще­ст­ва и тру­да.

Источник

Города коммуны. Коммуна средневековая

Коммуна средневековая

Коммуна средневековая, городская община, возникший в борьбе городов с сеньорами союз горожан, а также организация городского управления. Генетически связана с муниципиями Рима Древнего (городами, свободное население которых получало права римских граждан).

Что было характерно для города коммуны. Смотреть фото Что было характерно для города коммуны. Смотреть картинку Что было характерно для города коммуны. Картинка про Что было характерно для города коммуны. Фото Что было характерно для города коммуны

Коммуна средневековая. Кёльн.

В Средние века город располагался на земле сеньора (короля, феодала, епископа), ему горожане выплачивали подати. В Италии и Нидерландах с 10 в. развернулось и в 11—13 вв. по Западной Европе распространилось коммунальное движение (за самоуправление и независимость городов). Часто его возглавляли тайные союзы горожан (коммуны). Многие монархи жаловали городам права самоуправления, чтобы ослабить феодалов и епископов и объединить страну. На юге Франции большинство городов выкупило свои права. В ряде мест дело доходило до вооружённой борьбы (Милан, 980 г.; Камбре, 957, 1024, 1064, 1076,1107, 1127гг.; Бове, 1099г.; Лан, 1112и 1191 гг.; Вормс, 1071 г.; Кёльн, 1074 г. и др.).

Что было характерно для города коммуны. Смотреть фото Что было характерно для города коммуны. Смотреть картинку Что было характерно для города коммуны. Картинка про Что было характерно для города коммуны. Фото Что было характерно для города коммуны

Коммуна средневековая. Лион. Ратуша.

В итоге горожане обрели личную свободу, а в ряде случаев и коммунальные вольности: свои органы власти, суды, полицию, ополчение, право устанавливать местные налоги и издавать законы, распоряжаться городской казной. Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье стали самоуправляющимися городами-коммунами. В Италии городами-государствами (республиками) стали Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Не все города получили права коммун. В одних из них горожане, отстояв личную свободу, подчинялись назначенным сеньором чиновникам (Париж, Орлеан, Лион), в других городская коммуна становилась коллективным вассалом: предоставляла сеньору военную и денежную помощь, сохраняя самоуправление. Некоторые германские города в 12—13 вв. добились статуса имперских: формально подчиняясь императору, фактически являлись независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Иногда коммуны были сеньорами окрестного сельского населения и близлежащих городов (Венеция, Флоренция, Милан).

Коммунальное движение стимулировало экономическое развитие городов, складывание сословия горожан и сословной монархии. В коммуне власть принадлежала её верхушке (патрициату). Все горожане стали лично свободными (прожив в городе год и один день, свободу получал и зависимый крестьянин, отсюда пошла пословица: «Городской воздух делает свободным»), но не все они имели равные права.

Средневековый город

Феномен средневекового города.

В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами.

Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда «»’ внутри его.

Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются новые города.

К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.

Возникновение городов как центров торговли и ремесла.

Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества.

Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые.

Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

Позже в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др.

Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари.

Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов.

Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство.

Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях.

Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно.

Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

С XI в.города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5—10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

Города и сеньоры.

Вес города возникали на земле феодалов.

Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом.

Они создавали своисою­зы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли своиотряды в городское ополчение.

По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них.

Городские общины — коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры засолидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли.

Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня.

«Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка.

Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские чиновники.

Цеховые организации.

Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера.

Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку.

Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать.

Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

Постепенно ученик становился помощником мастера — подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла.

Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат).

Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход.

В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

Значение средневековых городов.

Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян.

Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры.

В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

§ 19. Католическая церковь в Средние века.

Крестовые походы Раскол церкви.

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над со­бой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами.

В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым.

Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной).

Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя.

В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘» монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. припапе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотиясана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Нико­лай использовал якобы найденный им сборник старинных доку­ментов. Изних следовало, что император Константин Великий пе­редал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи.

Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.

Окончательный раскол православной и католической церквей про­изошел в 1054 г.

Средневековые города: развитие и экономические последствия

Проблема средневекового города — одна из самых трудных в исторической науке.

Не случайно до сих пор не существует чет­кого научного определения самого понятия “город”. Есть даже мнение, что выработать единое исчерпывающее определение этого понятия невозможно, поскольку имеется конгломерат отдельных признаков города, которые исторически изменялись, и на каждом этапе городского развития доминирующим являлся один из при­знаков.

В советской историографии средневековый город — это центр ремесла и торговли, а возникновение его связывается с раз­витием общественного разделения труда.

Раннее средневековье имеет резко выраженный деревенский характер, лишь кое-где, главным образом в Италии, существуют полуразрушенные, малолюдные, экономически слаборазвитые по­добия городских центров (в сравнении с Византией и Востоком).

В X—XI вв. (сначала на юге и западе, позднее — на севере и во­стоке) начинается урбанизация западноевропейского средневеко­вого мира. Рост городов — закономерное следствие отделения ре­месла от земледелия.

Отрыв ремесленника от земледельческого труда начался и захватывал все более возраставшую часть насе­ления, благодаря тому, что деревня производила достаточный прибавочный продукт, чтобы ремесленника прокормить, с другой стороны, ремесленное производство должно было быть достаточ­но профессиональным, чтобы обеспечить ремесленнику необходи­мые средства для жизни и труда. Отделение ремесла от земледе­лия и создание на этой базе рынка, торговли основоположники марксизма называли первым общественным и вторым, “великим”, разделением труда.

К. Маркс подчеркивал громадное значение от­деления города от деревни: “Основой всякого развитого и товаро­обменом опосредованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая исто­рия общества резюмируется в движении этой противоположно­сти…”

Средневековые города возникали только на достаточном уров­не развития производительных сил феодальной Европы.

Исходя из этого, марксистская наука отрицает непосредственную преем­ственность между античными и средневековыми городами. По­следние возникали как принципиально новые образования даже тогда, когда новые города территориально совпадали со старыми римскими поселениями.

Предгородскими “ядра­ми” служили, например, замок-крепость князя, дворец-резиден­ция епископа, монастырь, таможня и т.

д. Внешние причины воз­никновения конкретных городов были разнообразными. Внутрен­ней же причиной возникновения и роста городов служило разви­тие торгово-ремесленной деятельности в результате успехов фео­дализации, которые привели к важным экономическим сдвигам.

Развитие производительных сил земледелия, демографический подъем, дифференциация крестьянства, усложнение социальных противоречий в деревне, “земельный голод”, расширение ремеслен­ного производства и другие моменты, связанные с утверждением феодализма, вызвали наплыв в рыночные места и города как кре­постных, так и свободных.

Основу этого потока новоселов состав­ляли беглые крестьяне. Город сулил не только свободу, но и зем­лю. Если сеньор хотел увеличить число жителей своего города, он привлекал их и обещанием предоставить небольшой земельный уча­сток. Не удивительно, что, например, Майнц в Х в. был, по сви­детельству арабского путешественника, “частью заселен”, “частью засеян”, “богат пшеницей, ячменем, рожью и овощами”.

Горожане “…имели огороды и небольшие поля, пасли свой скот в общинном лесу, который, кроме того, доставлял им строительный материал и топливо; женщины пряли лен, шерсть и т. д.”. Это описание справедливо по отношению к любым городским центрам на пер­вом этапе их существования.

Не сразу переселенцы расставались с прежним занятием — земледелием; тем не менее, уходя из деревни в город, они “поры­вали с феодализмом”.

Поэтому, если есть черты, сближающие ре­месленника с крестьянином (мелкая собственность на средства производства, необходимость самому работать, сочетание ремес­ленного труда с земледельческим и т.

д.), то немало и таких черт, которые их отличают (средства производства, принципы присвое­ния, способы и возможности реализации готовой продукции, фор­мы и структура организаций, социальный статус). Главное же— то, что в отличие от феодально-зависимого крестьянина, ремеслен­ник был собственником орудий производства и сырья (основной же объект приложения крестьянского труда — земля — являлась соб­ственностью феодала).

Этим определялся и новый принцип при­своения.

Продукты труда средневекового городского ремесленника “принадлежали ему по самому существу дела”. И “если даже сеньор сохранял какие-то остатки своей власти или протектората над городом, если он “надстраивался” над городским ремеслом и торговлей (к которым в сущности уже не имел никакого эконо­мического отношения) и таким путем присваивал себе какую-то долю городского накопления, то и в этом случае, хотя простое товарное производство несло определенный ущерб, его внутренняя

экономическая природа не менялась”, оно оставалось своеобраз­ным хозяйственным укладом, основанным на особом способе про­изводства и присвоения (ремесленнику незачем было присваивать свою продукцию), на тождестве труда и собственности.

В отличие от деревни, экономику города определяли профес­сиональная специализация, денежные отношения, наемный труд;

город также был обособлен от деревни в юридическом и социаль­но-административном плане.

Прежде всего город — средоточие специализированного произ­водства.

Ремесленник, даже если отдавал часть времени сельско­хозяйственным занятиям и промыслам (кстати, далеко не все го­рожане держали земельные участки), был прежде всего профес­сионалом: кузнецом, ткачом, кожевником, бочаром и т. д. Город противостоял деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производил иную продукцию, но тем, что он произво­дил ее иначе—руками специализированных мастеров.

Городская экономика в несравнимо большей степени, чем де­ревенская, ориентировалась на товарно-денежные отношения.

Го­род с самого своего возникновения был тесно связан с рынком. Горожанин покупал на рынке то, что крестьянин в основном про­изводил в собственном хозяйстве.

В городе ремесленник и торговец, как правило, нанимали под­мастерьев и платили им заработную плату (в деревне — это исклю­чительное явление).

В результате так называемого коммунального движения XI— XII вв.

многие города в Западной Европе сумели освободиться от власти светских и церковных сеньоров и как бы стать вне фео­дального права, получив привилегию руководствоваться город­ским правом на территории города и прилегающей к нему узкой полосе. В XII в. и последующие столетия многие городские цент­ры получали аналогичные привилегии от феодальных владык на договорных основах, без борьбы, используя в частности экономи­ческую заинтересованность последних.

Городское право изымало коммуну из-под сеньориальной юрисдикции и даже противопо­ставляло ее феодальной системе (отсюда принцип: “Городской воздух делает свободным”). Несмотря на различие в степени ин­тенсивности и то, что большая часть городов в нем не участвова­ла, коммунальное движение имело важнейшие последствия для всех европейских городов.

Основной характерной чертой города стало теперь отсутствие феодальной зависимости. В городе утвер­дился относительно единый правовой статус свободных бюргеров, были созданы благоприятные условия для развития ремесла и торговли.

Города устанавливали свои формы административной органи­зации: органы коммунального самоуправления — городские сове­ты; территориальные братства, группировавшиеся обычно вокруг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *