Что было характерно для положения женщин отношения к семье в послереволюционные годы
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
18 (31) декабря 1917 года был принят декрет о равноправии женщин.
Откровенной дискриминации подвергались женщины в правовом отношении. Согласно своду законов Российской империи «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность» [2, С. 18]
Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так и не был решен. Царское правительство упорно сопротивлялось распространению на женщин даже тех куцых гражданских прав, которые провозглашались земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года.
Экономическая зависимость женщин, отсутствие у них политических и гражданских нрав; деспотизм мужчины в семье; худшие условия труда на предприятиях; неграмотность основной массы женского населения; политическая отсталость, несознательность и темнота, обусловленные вековым бесправием и социальным гнетом, дали основание В. И. Ленину рассматривать положение женщин в России в качестве одного из главнейших пережитков, остатков крепостничества [3, С. 6].
Следует помнить, что процесс освобождения женщин начинался в трудных условиях гражданской войны, экономической разрухи, сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.
Эта преобразовательная работа осложнялась также косностью мужчин и несознательностью женщин.
Вместе с тем в России имелись факторы, благоприятствовавшие социальному освобождению женщин.
Уже в сентябре 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства о выборах в Учредительное собрание, где мы впервые встречаем формулировку о том, что «выборы в Учредительное Собрание проводятся на основе всеобщего голосования, без различия пола»[4, С.207].
Во второй главе указываются лица обоего пола, которым исполнилось 20 лет. Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.
В октябре 1917 года рабоче-крестьянское правительство установило 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы. Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы «взрослому рабочему без различия пола» [4, С. 236]
В декабре 1917 года ВЦИК и СНК приняли декреты о браке и разводе, в корне уничтожавшие «особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку» [5, Т. 2.С. 136].
Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права.
Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка. Признание общности имущества, нажитого в браке, обеспечило материальные интересы женщины и закрепило ее равноправие в семье.
В декабре 1917 года Декретом ВЦИК о страховании на случай болезни установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы.
Этот акт свидетельствовал о признании материнства важной социальной функцией женщины. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции.
В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами [5. Т.2.С.77].
В июле того же года первая советская конституция закрепила эти права.
Первая конституция советского периода в 1918 г закрепила юридическое равенство мужчины и женщины.
Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины.
В разделе 4 Конституции 1918 г. [6, С.257]., озаглавленным «Активное и пассивное избирательное право», нет указания на пол. Есть лишь обобщающая формула «лица обоего пола».
Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Политическое право избирать и быть избранным органично было соединено с другим конституционным правом, которое объявлялось обязанностью. Это была обязанность трудиться.
Статья 18 Конституции 1918 г. признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг: «Не трудящимся, да не ест»[6, С.245].
Соединение политических прав с обязанностью трудиться на перспективу идеологически означало, что граждане обоего пола были обязаны трудиться, и лишь на этом основании они могли быть субъектами политических отношении.
В политической области под равенством стало подразумеваться скорейшее «коммунистическое воспитание женщин» и привлечение их в партийные ряды, чтобы в последствии их можно было бы выдвинуть на государственные посты.
Надежным теоретическим основанием для проведения дальнейшей работы стали решения съездов Коммунистической партии. В принятой на VIII съезде РКП (б) (март 1919 года)[5, Т.2.С. 67-165] программе партии было закреплено равноправие всех граждан независимо от пола, религии и национальности.
В этом основополагающем документе партии наряду с общими коренными интересами всех трудящихся нашли свое отражение и специфические интересы женщин, сформулированные в виде задач в области политики, народного просвещения, охраны труда и улучшения его условий, социального обеспечения, здравоохранения.
Для политического просвещения женщин уже в разгар гражданской войны в октябре 1919 в организациях были созданы Комиссии по агитации среди работниц», которые впоследствии реорганизуются в «отделы по работе среди женщин», получившие сокращенное название – женотделы.
Особое значение для обеспечения реального равноправия женщины имело установление государственной защиты и материнства и младенчества. Вскоре после октябрьской революции был издан декрет об охране материнства и детства [5, С. 67-165].
В 1919 г. Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР «в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны» [5,С. 67-165].
Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством.
Идеи, которые определяли в дальнейшем построение государства и взаимоотношения государства и человека, положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют. Здесь фиксируются и взаимоотношения центральных органов и местных, их полномочия, но ни в одной статье мы не встречаем пунктов, касающихся прав и обязанностей граждан Советского Союза. Но это совсем не означало, что работа, направленная на расширение прав и обязанностей женщины была утрачена, а наоборот продолжена, но на уровне отдельных законодательных актов.
ЦК указал считать неправомочными и кассировать выборы, прошедшие без широкого участия избирательниц.
С 1926 года в Верховном Совете СССР, а затем ив других советах народных депутатов были созданы из состава депутатов постоянные комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
1930-е годы стали временем бурного развития политического сознания женщин, массового вовлечения их в общественную деятельность.
В женщине пробудилось веками попиравшиеся гордость, независимость, самостоятельность, появился здоровый жизненный оптимизм. А главное – женщина обрела себя как личность.
Подводя предварительные итоги, можно сказать, что советская власть, стремясь максимально расширить социальную базу в первые годы своего существования, существенно расширила права женщин и гарантировала им условия для экономической независимости.
В целом, можно говорить об еще одном шаге на пути к созданию индустриального общества, что требовало разрушения общинной формы организации общества, основанного на безграничной экономической власти мужчины.
Читать полностью https://moluch.ru/archive/16/527/
#права #экономическаязависимость #женщины
Рубрики: | Борьба с мракобесием Актуальное |
Метки: женщины против мракобесия
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало
Советская Россия стала одной из первых стран, где было узаконено гендерное равенство. После революции женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам, могли легально делать аборты и легко разводиться. Несмотря на то что сто лет назад наша страна была одной из самых прогрессивной в гендерном вопросе, сейчас мы на 81‑м месте в рейтинге экономического равенства полов. Вместе с феминистской и исследовательницей Анастасией Красильниковой разбираемся, как мы потеряли эти достижения и почему гендерное равноправие в советской России несколько преувеличено.
Вклад марксистского феминизма
Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.
Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.
1917–1930‑е годы: революция в гендерном вопросе
Законы о равноправии, принятые в 1917–1918 годах
Уже в первые месяцы правления Советы приняли декреты, которые улучшали положение женщин.
— Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Узаконил равноправие мужчин и женщин.
— Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Запрещал женский труд в ночное время.
— Декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Открывал доступ женщинам к высшему образованию.
— Декрет «О заработной плате». Устанавливал равную оплату труда мужчин и женщин.
— Декрет «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния». Упразднял религиозную регистрацию браков и уравнивал права женщин в семье. Первым гражданским браком стал союз Александры Коллонтай и революционера Павла Дыбенко.
— Избирательное право. Первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, закрепила право женщин избирать и быть избранными в Советы.
«Новая женщина»
Революционерка и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай считала, что для гендерного равноправия недостаточно изменить законы. Она стремилась уничтожить гендерные стереотипы и частную сферу, то есть традиционную семью, которая порабощала женщину, делала её заложницей домашнего хозяйства. В статье 1913 года она описала концепцию «новой женщины» — идеологический эталон женственности того времени. Он включал в себя:
1. Внутреннюю дисциплину и борьбу с эмоциями. Женщина должна провести над собой воспитательную работу, чтобы отстаивать свои права, которых раньше не было.
2. Уважение своей и чужой свободы. Да, Александра Коллонтай уже тогда предлагала соблюдать личные границы.
3. Требовательность к мужчине. От «нового мужчины» не требовалось быть добытчиком, потому что женщина теперь может обеспечить себя. Однако он должен бережно и уважительно относиться к женщине.
4. Самостоятельность. Женщина больше не связана с семьёй, поэтому у неё должны быть собственные увлечения и интересы.
5. Отношение к любви как к одной из сфер жизни. До этого в мире женщины не было ничего, кроме любви. Она играла для неё первостепенную роль. «Новая женщина» должна относиться к любви как к одной из сфер своей жизни, а не как к целому миру.
Повышение грамотности и политического участия женщин
Для того чтобы женщина поддерживала коммунизм и включилась в производство, ей было необходимо профильное образование. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Затем женщины получили доступ к любому учебному заведению. Профсоюзы, советы, молодёжные и кооперативные организации поднимали культурный и политический уровень женщины.
В середине 1919 года при ЦК РКП(б) были созданы женотделы, чьей задачей стало просвещать женщин в вопросах политики. На собраниях женотделов обсуждались вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Представительницы защищали их права, контролировали выполнение законов в отношении работающих женщин. Также женотделы участвовали в законотворчестве и следили, чтобы женские интересы были учтены.
Новая советская семья
Декрет о гражданском браке лёг в основу Семейного кодекса 1918 года. Муж и жена признавались равными партнёрами в семейных отношениях. В законе не было прописано, что супруги должны хранить друг другу верность. С тех пор жена не была обязана брать фамилию мужа. Имущество считалось общим. Расторгнуть брак стало очень просто. Это мог сделать один из супругов по почте. При разводе труд женщины в домашнем хозяйстве приравнивался к труду мужчины вне дома, поэтому у него не было привилегий в разделе нажитого имущества при разводе.
Мужчины обязаны были платить алименты женщине, если она забеременела от него вне брака. Тогда биологическое отцовство установить было трудно, однако суд мог наложить это обязательство на всех предполагаемых отцов. В 1920 году было легализовано право женщины на аборт. Советская Россия узаконила репродуктивные женские права раньше, чем другие страны Европы.
Одной из задач правительства стало облегчение быта: построение столовых, садов, яслей. Предполагалось, что так государство берёт на себя часть обязанностей по ведению быта и предоставляет женщине возможность работать вне дома.
Большинство реформ, которые были воплощены в жизнь при советском правительстве, были направлены не на благополучие женщин, а на выгоду нового государства.
Мощная индустриализация требовала новых рабочих рук. Эта тенденция была в то время во всём мире, не только в России. Новой рабочей силой стали женщины. Чтобы их вовлечь, нужно было создать условия и новую общественную структуру. Как раз поэтому были проекты про новый быт, лёгкие разводы, государственную поддержку материнства. Без этих реформ вовлечение женщин в производство не принесло бы пользы, потому что была бы высокая женская и детская смертность. Об этом пишет Александра Коллонтай в своём труде «Общество и материнство» 1913 года.
1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику
Ликвидация женотделов
Уже в начале 1920‑х годов в правительстве возникали сомнения о женотделах. Например, в резолюции XII партийного съезда 1923 года отмечается, что женские организации создают почву для отделения женщин в борьбу за свои права, а не за права рабочих. Правительство боялось, что женщины таким образом примкнут к «буржуазному» феминизму, а не к марксистскому. Первым «звоночком» к ликвидации женотделов стало окончание Международного женского секретариата Коминтерна в 1926 году. Его возглавляла Клара Цеткин. В январе 1930-го женотделы стали подчиняться отделу Агитации и массовых кампаний. В 1934 году Сталин объявляет женский вопрос решённым, и женские политические организации упразднялись окончательно.
Укрепление «традиционной» семьи
Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны
Во время войны женщины заняли на производстве места мужчин. Среди рабочих и служащих число женщин возросло на 15 миллионов человек и составило 56% от числа работающих. Женщины стали заняты в профессиях, которые считались мужскими. Среди рабочих железнодорожного транспорта их количество выросло с 25% до войны до 42% после. В цветной металлургии — соответственно с 27 до 50%. На предприятиях по производству боеприпасов они составляли более 50% работающих. Женщины также занимали освободившиеся административные должности. На 1 октября 1944 года женщины составляли 55% в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик, 60,9% — в аппаратах областных и краевых исполкомов, 76,5% — в городских и районных Советах депутатов трудящихся.
Everett Collection / Shutterstock
Wikimedia Commons
При этом правительство пыталось повышать рождаемость. С 1944 года увеличились льготы и выплаты для многодетных семей. Женщина могла отдать своего ребёнка в воспитательный дом, и заботу о нём брало на себя государство. Был введён налог на бездетность на граждан, не имеющих детей, и налог на супругов, имеющих одного или двух детей.
После окончания войны женщины оказались вытесненными мужчинами с рабочих мест, которые они ненадолго заняли. В обществе укреплялось представление о традиционной семье, так как было важно повышать рождаемость. Женщина металась между ролью матери и работницы. Мужчины же приобретали особую ценность, так как их численность сильно уменьшилась.
Несмотря на то что женщина стала работать, голосовать, получать образование, она всё ещё должна была рожать детей — новых граждан для нового государства. Правительство было озабочено демографией, потому что в XX веке было много социальных катаклизмов: войны, голод, разрушительные последствия коллективизации.
В начале 20‑х годов у правительства был сильный запал на эксперименты и радикальную перестройку. Но стало понятно, что многие из проектов привлекательны на бумаге, а на практике трудновыполнимы. Плюс это дорого, а денег не было. Из-за этого все реформы быстро сворачиваются, и государство возвращается к акценту на традиционных ценностях. При этом женщины оказываются в ловушке. Они уже не могут положиться только на мужчин в материальном плане, потому что те не могут обеспечить всю семью. Женщины были вынуждены трудиться сначала на оплачиваемой работе, а потом на неоплачиваемой дома.
1955–1990‑е: противоречивая гендерная политика
Восстановление репродуктивных прав женщины
Усилия по повышению рождаемости не принесли результатов. Также это наносило большой вред женщинам, которые прибегали к нелегальному прерыванию беременности. Из-за этого в 1955 году аборт снова легализовали. Несмотря на это, был затруднён доступ к контрацепции. Были проблемы и с секспросветом. Из-за этого сложилась «абортная контрацептивная культура», то есть аборт стал единственным методом контрацепции. При этом операции происходили практически без обезболивания.
Культивирование материнства
В 1970–80‑х увеличиваются выплаты беременным и матерям. В начале 1990‑х годов послеродовой отпуск увеличен до 70 дней. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком длится до полутора лет. Введён отпуск по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет без оплаты, но с сохранением рабочего стажа и без утраты рабочего места.
Проводится агитация в пользу «правильной женственности», которая ассоциируется с материнством. Несмотря на льготы на рабочем месте, социальные структуры, которые должны помогать в быту, не соответствуют потребностям семьи, в которой работают и отец, и мать. Так, детей стали повсеместно воспитывать бабушки и дедушки.
Кризис мужественности и женственности
Семья снова преподносится как основная ячейка общества, где чётко распределены гендерные роли: мужчина-добытчик, а женщина — тоже добытчица, но ещё и мать. В таком контексте мужчины испытывает кризис маскулинности, потому что он перестаёт быть единственным кормильцем семьи. Женщина же испытывает на себе двойную нагрузку и чувство вины за то, что не может полностью отдаться ни одной из двух ролей.
Закручивание гаек произошло при Сталине, после его смерти оно закончилось, но сильно лучше не стало. Вернули право на аборты, упростили развод, но никуда не делся бытовой сексизм.
В 70‑е мы видим его торжество, что хорошо показано в советском кино, на котором мы выросли. Например, в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман» есть успешные героини с хорошей карьерой, но они неполноценны без «женского счастья» и женской привлекательности. В эти годы начинается давление третьей смены — время, которое тратит женщина на соответствие стандартам красоты. Про это писала исследовательница Элла Россман в сборнике «Феминистский самиздат 40 лет спустя» — это переиздание альманаха «Женщины и Россия», написанного диссидентскими феминистками в конце 70‑х.
Они заметили, что в СССР существует мифическое гендерное равенство, потому что на практике именно женщина и работает, и ведёт домашнее хозяйство. При этом мужчины перестали быть кормильцами. Наступает кризис маскулинности. Это тоже видно в советских фильмах. В упомянутых «Москва слезам не верит» и «Служебном романе» любовные интересы героинь — «неудачники», которые самоутверждаются за счёт отношений с женщинами. Диссидентские феминистки, например Татьяна Горичева, Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова, писали, что женщины стали тащить все обязанности на себе, но всё равно считаются «вторым полом».
С перестройкой и 90-ми происходит несколько интересных моментов. Хлынуло западное влияние. Создаётся много центров гендерных исследований, выпускаются сборники, проводятся конференции. Гендер — предмет изучения социологии, культурологии и других гуманитарных наук. Однако это продолжалось недолго и в довольно узком кругу. Для большинства женщин тогда (и на самом деле сейчас тоже, если мы говорим о наших мамах) гендерное равенство ассоциировалось с утомительной работой и тем, чтобы тащить всё на себе.
Почему не было достигнуто гендерное равенство
«Новая женщина» Александры Коллонтай не смогла найти своей реализации в советской России, потому что политика в её защиту велась только в первые десять лет после революции. Затем перед государством остро встал вопрос повышения рождаемости. Из-за этого укреплялись традиционные семейные ценности, в контексте которых женщина — прежде всего мать, значит, она привязана к дому. Также государство не осуществило задачу по взятию на себя части домашних обязанностей.
В СССР права были спущены женщинам сверху и в довольно искажённой форме, в то время как в западных странах женское движение боролось за эти права. В советской гендерной политике женщины были объектами. Гендерное равенство не было достигнуто, потому что советская власть и не планировала его достигать — у неё были другие цели.
Обложка: Everett Collection / Shutterstock/Wikimedia Commons
Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.
Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.
Статья просмотрена: 4226 раз
Библиографическое описание:
Гамелько, Е. В. Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг. / Е. В. Гамелько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/16/527/ (дата обращения: 24.12.2021).
Положение женщины в обществе, возможности развития ее личности, роль, которую она играет в общественно-политической жизни, в значительной мере определяются теми правами, которые предоставлены ей законодательством страны.
Социалистическая революция положила начало глубоким и всеохватывающим переменам в положении женщин нашей страны. Многоплановая работа по их освобождению проходила в сложнейших условиях, приходилось преодолевать вековые традиции, перестраивать саму психологию женщин.
В царской России женщины из низших слоев были совершенно бесправны. Большинство населения жило в деревне, где и земля, и имущество находились в руках мужчин. Труд крестьянки, каким бы интенсивным он ни был, не обеспечивал ей экономической самостоятельности, она всецело зависела сначала от отца, затем от мужа.
Откровенной дискриминации подвергались женщины в правовом отношении. Согласно своду законов Российской империи «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность» [2, С. 18]
Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так и не был решен. Царское правительство упорно сопротивлялось распространению на женщин даже тех куцых гражданских прав, которые провозглашались земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года. Экономическая зависимость женщин, отсутствие у них политических и гражданских нрав; деспотизм мужчины в семье; худшие условия труда на предприятиях; неграмотность основной массы женского населения; политическая отсталость, несознательность и темнота, обусловленные вековым бесправием и социальным гнетом, дали основание В. И. Ленину рассматривать положение женщин в России в качестве одного из главнейших пережитков, остатков крепостничества [3, С. 6].
Следует помнить, что процесс освобождения женщин начинался в трудных условиях гражданской войны, экономической разрухи, сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Эта преобразовательная работа осложнялась также косностью мужчин и несознательностью женщин. Вместе с тем в России имелись факторы, благоприятствовавшие социальному освобождению женщин.
Уже в сентябре 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства о выборах в Учредительное собрание, где мы впервые встречаем формулировку о том, что «выборы в Учредительное Собрание проводятся на основе всеобщего голосования, без различия пола»[4, С.207]. Во второй главе указываются лица обоего пола, которым исполнилось 20 лет. Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.
В октябре 1917 года рабоче-крестьянское правительство установило 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы. Одновременно было запрещено привлекать женщин к ночным и подземным работам, установлен минимум заработной платы «взрослому рабочему без различия пола» [4, С. 236]
В декабре 1917 года ВЦИК и СНК приняли декреты о браке и разводе, в корне уничтожавшие «особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку» [5, Т. 2.С. 136]. Таким образом, в соответствии с декретами советского правительства регулировались брачно-семейные отношения межу мужчиной и женщиной, мужу и жене были предоставлены равные права. Мать и отец так же получали равные права и обязанности в отношении ребенка. Признание общности имущества, нажитого в браке, обеспечило материальные интересы женщины и закрепило ее равноправие в семье.
В декабре 1917 года Декретом ВЦИК о страховании на случай болезни установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до и восьми недель после родов в размере полного заработка работницы. Этот акт свидетельствовал о признании материнства важной социальной функцией женщины.
Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами [5. Т.2.С.77]. В июле того же года первая советская конституция закрепила эти права.
Первая конституция советского периода в 1918 г закрепила юридическое равенство мужчины и женщины.
Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины.
В разделе 4 Конституции 1918 г. [6, С.257]., озаглавленным «Активное и пассивное избирательное право», нет указания на пол. Есть лишь обобщающая формула «лица обоего пола». Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Политическое право избирать и быть избранным органично было соединено с другим конституционным правом, которое объявлялось обязанностью. Это была обязанность трудиться. Статья 18 Конституции 1918 г. признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг: «Не трудящимся, да не ест»[6, С.245]. Соединение политических прав с обязанностью трудиться на перспективу идеологически означало, что граждане обоего пола были обязаны трудиться, и лишь на этом основании они могли быть субъектами политических отношении.
В политической области под равенством стало подразумеваться скорейшее «коммунистическое воспитание женщин» и привлечение их в партийные ряды, чтобы в последствии их можно было бы выдвинуть на государственные посты. Надежным теоретическим основанием для проведения дальнейшей работы стали решения съездов Коммунистической партии. В принятой на VIII съезде РКП (б) (март 1919 года)[5, Т.2.С. 67-165] программе партии было закреплено равноправие всех граждан независимо от пола, религии и национальности. В этом основополагающем документе партии наряду с общими коренными интересами всех трудящихся нашли свое отражение и специфические интересы женщин, сформулированные в виде задач в области политики, народного просвещения, охраны труда и улучшения его условий, социального обеспечения, здравоохранения.
Для политического просвещения женщин уже в разгар гражданской войны в октябре 1919 в организациях были созданы Комиссии по агитации среди работниц», которые впоследствии реорганизуются в «отделы по работе среди женщин», получившие сокращенное название – женотделы.
Особое значение для обеспечения реального равноправия женщины имело установление государственной защиты и материнства и младенчества.
Вскоре после октябрьской революции был издан декрет об охране материнства и детства [5, С. 67-165].
В 1919 г. Советское правительство издает декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР «в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны» [5,С. 67-165]. Все эти мероприятия были направлены на привлечение женщины к управлению государством.
Здесь фиксируются и взаимоотношения центральных органов и местных, их полномочия, но ни в одной статье мы не встречаем пунктов, касающихся прав и обязанностей граждан Советского Союза. Но это совсем не означало, что работа, направленная на расширение прав и обязанностей женщины была утрачена, а наоборот продолжена, но на уровне отдельных законодательных актов.
Упор был сделан на создание системы бытового обслуживания, чтобы освободить женщин «от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства».
С 1926 года в Верховном Совете СССР, а затем ив других советах народных депутатов были созданы из состава депутатов постоянные комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
1930-е годы стали временем бурного развития политического сознания женщин, массового вовлечения их в общественную деятельность. В женщине пробудилось веками попиравшиеся гордость, независимость, самостоятельность, появился здоровый жизненный оптимизм. А главное – женщина обрела себя как личность.
Подводя предварительные итоги, можно сказать, что советская власть, стремясь максимально расширить социальную базу в первые годы своего существования, существенно расширила права женщин и гарантировала им условия для экономической независимости.
В целом, можно говорить об еще одном шаге на пути к созданию индустриального общества, что требовало разрушения общинной формы организации общества, основанного на экономической власти мужчины.
2.Свод законов Российской империи в 15 т.-Т.10.-СПб, 1857.
4.Декреты Советской власти.Т1.-М.1957.
5.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.3-15.-М.1983.
6.Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции.: М.- 1987.