Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992

Указ Президента РФ о введении системы приватизационных чеков, начало приватизации госимущества

Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть картинку Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Картинка про Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992

Приватизация госсобственности в России прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.

Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.

В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в государственной собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.

В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах.

В 1991 принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С нач. 1992 начался процесс передачи в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Доля гос. имущества в ЖКХ сократилась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.

Первые инвестиционные компании (НИПЕК и РИНАКО) появились на рос. рынке в 1991. Однако до начала проведения массовой приватизации рынок ещё не был готов к появлению подобных институтов, поэтому их деятельность начала 90-х гг. не была активной.

Появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) было инициировано принятием программы приватизации и появлением в массовом обороте ваучеров (приватизационных чеков). Аккумулирование принадлежащих населению чеков, их инвестирование в крупные пакеты акций приватизированных предприятий составили основу деятельности ЧИФ и инвестиционных компаний, вкладывавших денежные ресурсы российских и иностранных инвесторов в конкретные проекты. Некоторые ЧИФ сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций и принимали в тот период активное участие в управлении приватизированными предприятиями. Конец 1995 – начало 1996 вошел в историю рос. фондового рынка как начало нового периода – после ваучерной приватизации – массового передела собственности посредством залоговых аукционов.

По материалам Большой Российской энциклопедии.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ

В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год п о с т а н о в л я ю:

1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).

2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.

При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.

3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации. Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их

объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.

4. Утвердить Положение о приватизационных чеках (прилагается).

5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.

Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.

Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года. (Действие приватизационных чеков выпуска 1992 года продлено на период до 1 июля 1994 года – Указ Президента Российской Федерации от 06.10.93 г. N 1591)

6. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;

не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:

до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;

до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.

8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах:

предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.

9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.

10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Указ президента РФ №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 г.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».

По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов — около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики..

В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой — «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; в то, что они будут возвращены «народу», — 7%.

Источник

Государственная программа приватизации на 1992 год

Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть картинку Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Картинка про Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992

Двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год.

Программа была разработана в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года (в редакции от 5 июня 1992 года).

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году. Предприятия были поделены на группы: предприятия, приватизация которых была запрещена; разрешалась только по решению правительства РФ или правительств республик в составе РФ; разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств; разрешалась в соответствии с местными программами приватизации; разрешалась с согласия трудовых коллективов в случаях, предусмотренных законом «О приватизации. «; предприятия, которые подлежали обязательной приватизации.

Программа приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и «малую» приватизацию.

Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделялись на три группы:

‑ мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

‑ предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

‑ остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

— продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе;

— продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

— продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

— продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.

На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускалось создание акционерных обществ закрытого типа.

Не допускалось создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно‑правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Не допускалось создание предприятий в любой организационно‑правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

В случае принятия решения о приватизации, способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом.

Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки, согласно Программе, могли осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.

Центральным банком РФ кредитные ресурсы на эти цели не выделялись. Местными программами приватизации могло предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов, в частности, указы президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Как проходила приватизация 1992 года в России

Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть картинку Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Картинка про Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992

Приватизация — это передача частную собственность государственного имущества. Таким имуществом могут быть земельные участки, промышленные предприятия, банки и другие финансовые учреждения, средства транспорта, связи, массовой информации, здания. Приватизация может осуществляться за плату или безвозмездно. В странах Европы приватизация была осуществлена в основном в 70-х годах 20 века. А в России же процесс сокращения государственной собственности начался в 1992 году.

Причины приватизации

После распада Советского Союза, роспуска КПСС и вступления на путь сближения с Западом перед Россией возникла задача создания экономической структуры. Она должна основываться на частной собственности, свободе торговли и рыночной экономики. Не менее важными задачами были введение конвертируемой валюты и установление внутренних цен на товары на уровне мировых. Это могло привести к недовольству населения, так как цены в СССР были искусственно занижены.

Приватизация: первые шаги

В числе прочих действий, направленных на решение основных экономических задач, была проведена и приватизация государственной и муниципальной собственности. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1991 году. Тогда были приняты специализированные законы и антимонопольные законодательные акты. Именно они открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, хотя и носили больше декларативный характер.

2 января 1992 года правительство во главе с Е. Гайдаром объявило о том, что на территории РФ вводятся свободные рыночные цены на товары. Вскоре был издан Указ Президента РФ «О свободе торговли». Это моментально привело к увеличению цен, только в 1992 году цены на потребительные товары увеличились в 26 раз!

Приватизационные чеки

Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Смотреть картинку Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Картинка про Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992. Фото Что было характерно для приватизации государственной собственности в россии в 1992

14 августа 1992 года был издан Указ Президента «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Приватизационными чеками назывались «ваучеры» по 10 тысяч рублей. С 1 октября 1992 года каждый житель России мог получить такие ваучеры. Их можно было свободно продать, вложить в акции предприятий или обменять на акции инвестиционного фонда. Людей уверяли, что к 1994 году стоимость ваучеров достигнет цены автомашины. А на самом деле в 1994 году цена ваучера не достигла и стоимости велосипеда.
Всего предполагалось передать в частные руки около 300 тысяч государственных предприятий и учреждений. Они по состоянию на 1 января 1992 года оценивались в 1,5 триллиона рублей.

Разработчики реформы предлагали три способа акционирования предприятий:

Вариант с преимущественным контролем государства. Рабочие предприятий могли получить определенное количество бесплатных (не дающих права голоса) акций. Также можно было купить (за деньги или ваучеры) до 10 % обыкновенных акций со скидкой. Администрация предприятия могла приобрести не более 5 % обыкновенных акций. Такой вариант выбирали крупные предприятия, которые, однако, не могли приобрести главный пакет акций.

Вариант с преимущественным контролем работников предприятия. Контрольный пакет акций (51%) принадлежал трудовому коллективу, но каждый член мог приобрести не более 5% от общей суммы акций. Большинство предприятий выбрали именно этот вариант.

Вариант с внутренним или внешним инвестором. Такой вариант акционирования предполагал, что инвестор должен заключить с фондом имущества договор на 1 год. По условиям договора, инвестор должен был вложить в предприятие не менее 200 минимальных размеров оплаты труда, а через год получал право приобрести 20% акций предприятия. Но такой вариант применялся очень редко.

Результаты приватизации

К концу 1992 года около 28% торговых предприятий перешли в частные руки. В результате на 1 июля 1993 года было приватизировано 68 тысяч предприятий, из которых 47 тысяч являлись предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственные предприятия приватизировались намного медленнее. Чтобы восполнить дефицит товаров, российский рынок стал пополняться иностранной продукцией. Как результат появились обменные пункты иностранных валют, фондовые биржи, коммерческие банки.

Также в частную собственность передали землю. Но активное развитие фермерства в России было невозможно из-за низкого уровня сельскохозяйственного производства и отсутствии денег. В результате 1 июля 1993 года 34% колхозов и совхозов предпочли не изменять свой статус, остальные же стали товариществами.

Приватизация в России завершилась в основном к 1995 году. Около 55% активов бывших государственных предприятий были куплены их сотрудниками, около 11% обменены через ваучеры, 34% остались за РФ. Несмотря на все благие намерения передать имущество народу, реальными собственниками стали представители члены партий и начальники, в основном директора, получившие основную долю акций «своих» предприятий. В результате мелкие акционеры не могли влиять на принятие решений. К тому же годовая прибыль, которую они получали, зачастую не превышала недельного заработка.

Приватизация еще раз доказала, что доступ к имуществу остался в руках власти и олигархов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *