Что было известно о живой природе в древнем

4.1 Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Вопрос 1. Что было известно о живой приро­де в Древнем мире?

В эпоху Античности некоторые древнегре­ческие философы выделяли материальное на­чало, которое рассматривали как первоисточ­ник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником счи­тал воду. Живший на полвека позже Анакса­гор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что жи­вые организмы произошли из воздуха. Демок­рит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в разви­тие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)

Вопрос 2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало миро­воззрение, основанное на догматах христиан­ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существо­вания и неизменны во времени. Такое метафи­зическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 3. Что такое систематика?

Систематика — это наука о классифи­кации живых организмов. В древности су­ществовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной система­тики были заложены в XVIII в. шведским ес­тествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).

Вопрос 4. По какому принципу построена клас­сификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея являет­ся принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Ви­ды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозна­чения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово назва­ния обозначало род, второе — видовую принад­лежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш май­ский, Ursus arctos — медведь бурый.

Вопрос 5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить бота­ники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас­сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объеди­нять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Источник

Что было известно о живой природе в древнем

Подробное решение параграф 1 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2016

Стр. 6. Вспомните.

1. Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов. Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций 1 считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила. Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Стр. 10. Вопросы для повторения и задания.

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных. Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христиан-ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

3. Что такое систематика?

Систематика – это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778).

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды – в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе – видовую принадлежность. Например, Homo sapiens – человек разумный, Convallaria majalis – ландыш майский, Ursus arctos – медведь бурый.

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас-сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Стр. 11 Подумайте и выполните.

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

Креационисты считали, что все живое результат божественного творения, виды неизменны, и каждому виду отведено постоянное место на «лестнице существ». Сторонники креационизма Карл Линней, Жорж Кювье.

Трансформисты считали, что живая природа развивается во времени, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент – Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно воздействовать на внешние воздействия, а приобретенные таким путем изменения наследуются.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

В медицине и биологии латынь необходима, поскольку вся терминология наук построена на греко – латинских словообразовательных элементов.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю. Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Аристотель внимательно изучал внешний вид и поведение живых существ. Он насчитал около пятисот различных «видов» животных и указал на их отличия. Сам по себе этот список, может быть, и не заслуживал особого внимания, но Аристотель на этом не остановился. Он, например, выявил, что различных животных можно сгруппировать, но проводить градацию следует очень осторожно. Так, наземных животных легко разделить на четвероногих (зверей), летающих пернатых (птиц), а оставшихся объединить в одну группу под общим названием черви. Морских обитателей можно объединить в одну группу под названием рыбы. Например, внимательно наблюдая за дельфинами, Аристотель установил, что, хотя последние по внешнему виду, месту обитания и представляют рыбоподобных животных, по другим важным признакам они далеки от рыб. Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы, дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Коме того, дельфины – животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, – в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Классифицируя животных, Аристотель располагал объекты по мере их прогрессивного усложнения. От его острого взгляда не укрылось, что природа на пути к вершине мироздания – человеку – проходит различные стадии эволюции. Сообразно этому своему видению мира Аристотель разделил его на четыре царства: внизу – неодушевленный мир земли, воды и воздуха; чуть выше – растительный мир, еще выше – мир животных и, наконец, на самой вершине – мир человека. Неодушевленный мир существует, мир растений не только существует, но и размножается; мир животных существует, размножается и двигается, а человек не только существует, размножается и двигается, но и мыслит.

Источник

Развитие биологии в додарвиновский период.Система К. Линнея

Вопрос 1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?
В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625—547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500—428 до н.э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в развитие представлений о жизни внес Аристотель (384—322 до н.э.), создавший теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживого, первую систематику животных, а также «лестницу существ».

Вопрос 2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?
В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 3. Что такое систематика?
Систематика — это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707— 1778).

Вопрос 4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?
Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе — видовую принадлежность. Например, Ноmo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш майский, Ursus arctos — медведь бурый.

Вопрос 5. Поясните мысль, высказанную К.Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».
В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой классификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Источник

Представления о природе в древности

Идея о единстве и развитии окружающего мира, включая живую природу, была одной из центральных для многих фило­софских школ древности. Речь идёт о древних земледельческих государствах Месопотамии, Египта, Индии и Китая. При этом часто исходили из матери­альности мира и многообразия его предметов и явлений. Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как резуль­тат постепенного развития мира. При этом исключения не со­ставлял и человек. Широкое хождение имела и идея превращения одних су­ществ в другие.

Именно в этот период формируется представление о душе как о самостоятельной сущности, включая множественность душ, появ­ляющихся в разных органах и определяющих их функции. Душа рассматривается как бессмертная («анимизм»). Особенностью жи­вых существ считалось наличие души; когда она покидает тело, по­следнее превращается в «мертвую» субстанцию.

Одновременно практическая деятельность человека способствовала накоплению положительных знаний о домашних животных и культурных растениях. В частности, были достигнуты успехи по их улучшению. К этому периоду восходят, как показал Ч.Дарвин, истоки применения искусственного отбора в бессознательной форме.

Однако рабовладельческие цивилизации, отличавшиеся низким и потребительским уровнем производства, не могли в принципе привести к большим достижениям в познании природы. Потреб­ность в знаниях о живой природе ограничивалась узкой сферой воз­делывания растений (пшеница, ячмень, рожь, плодовые, лен, коноп­ля, рис, хлопок), домашних животных (крупный рогатый скот, верблюд, собака, лошадь, овцы, козы и т.д.) и медицины. В Месо­потамии были выведены верховые породы лошадей и ослов, поро­ды крупного рогатого скота и овец. Известен был прием получения мула скрещиванием осла с кобылой. Применялось искусственное опыление финиковой пальмы и было получено много её сорто­в. Известно было о существовании пола у растений.

Близкие представления о живой природе были характерны для древнего Египта, что содержит папирус Эберса (XVI в. до н.э.). Здесь особенное развитие получила терминология по анатомии органов. В том же папирусе перечислено большое количество лекарственных растений. В Египте одомашнен одно­горбый верблюд, кошка, гуси, голуби и др. Из Индии сюда попа­ли куры, где были достигнуты и успехи инкубации их яиц в осо­бых печах.

Первоначальные представления о живой природе имели ярко выраженный религиозно-мифический характер. Лишь впоследст­вии они стали приобретать самостоятельное значение в натурфи­лософских концепциях. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. появля­ются списки растений и животных (Месопотамия), в них различа­лись плото- и травоядные, водные (рыбы), членистые и четвероно­гие животные, птицы и змеи. Растения же подразделялись на дере­вья, овощи, пряности и лекарственные. Сердце рассматривалось как орган мышления, печень — главный орган жизни, содержа­щий кровь.

Древнеиндийская философия рассматривала природу как ком­плекс 5 элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. При сочета­нии с ними вещества организма (слизь, желчь и воздух) образуют все остальные существа и их части. Развитие зародыша человека они связывали с участием мужского воспроизводительного вещест­ва, в котором содержатся представители разных органов и структур организма. Определение пола у эмбриона человека объясняли изменением соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал при зачатии. При равном их соотношении рождаются якобы разнополые — двойняшки. Было распространено и мнение о влия­нии пищи и психического состояния матери в период беременности на особенности ребенка, несмотря на признание наличия у живых существ неизменных признаков, наследуемых от родителей.

Памятники индийского эпоса, относящиеся к VI вв. до н.э., содержат также описание поведения и образа жизни многих живот­ных и растений. В Древней Индии к наблюдениям относились как к наиболее надежному источнику получения достоверных знаний о природе.

Материалисти­ческие традиции Древней Индии и ее достижения в познании жи­вой природы, успехи в технике ампутации органов, кесарева сече­ния, удалении почечных и желчных камней, а также описания последовательных этапов развития эмбриона человека и лекарствен­ных свойств многих растений оставались неизвестными для Запада до походов А.Македонского.

В древних цивилизациях Индии, Египта и Китая задолго до соз­дания рабовладельческих государств на Западе человек перешел от собирательства к животноводству и растениеводству, к использова­нию методического отбора. В этих странах были заложены основы многих наук, обсуждались вопросы происхождения жизни и чело­века с позиции трансформизма.

Древнекитайские мыслители (IX—VII вв. до н.э.), опиравшиеся на практику развитого земледелия, скотоводства и медицины, окру­жающий мир пытались объяснить исходя из наличия в нем полез­ных материальных частиц, взаимодействие которых дает начало воде, деревьям, огню, земле и металлам. Последние считали осно­вой всего. В Китае слабо развивалась анатомия из-за строгого за­прета на вскрытие живых и мертвых организмов. В целом, природу они рассматривали не только как материальную, но и развившуюся благодаря естественной необходимости без участия внешнего начала (Ван Чун).

Из сказанного видно, что в глубокой древности большая часть представлений о природе носила мистический и умозрительный ха­рактер, хотя и были попытки получения положительных сведений путем наблюдений. Положение в последующем заметно меняется в Древней Греции и Риме, где находят отражение идеи единства вселенной и вечности движения, закономерного характера развития ок­ружающего мира.

Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 2740 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Форум школы №99 г. Челябинска

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Биология 11 Б класс

Сообщений 1 страница 20 из 20

Поделиться12012-10-03 21:18:29

Уважаемые мои одиннадцатиклассники!
Жду вас здесь на зачете по теме «Развитие эволюционных идей. Додарвинизм. Дарвинизм»

Поделиться22012-10-06 20:46:14

Вопросы для зачета по теме «Развитие эволюционного учения»

1. Что было известно о живой природе в древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?

3. Как объяснил Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите теорию катастроф Кювье.

4. Каков вклад К. Линнея в биологию?

5. Какие вопросы не получили ответа в эволюционной теории Ламарка?

6. Почему эволюционной единицей не может быть отдельный организм, как считал Ламарк?

7. Что такое практическая система классификации живых организмов?

8. В чем сущность принципа корреляций Ж.Кювье? Приведите примеры.

9. Какие достижения в области палеонтологии внесли существенный вклад в развитие эволюционных идей, и почему?

10. В чем заключается отличия трансформизма от эволюционного учения?

11. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?

12. Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.

13. Как разрешил Ч. Дарвин вопрос о предках домашних животных?

14. Чем объяснить многообразие пород домашних животных и сотов культурных растений на Земле?

15. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.

16. Какая форма борьбы за существование является самой напряженной? Приведите примеры, объясните почему так?

17. ВСЕМ выполнить лабораторную работу № 1, смотри ниже.

Поделиться32012-10-06 21:57:13

ВЫПОЛНИТЕ ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ № 1

Тема «Искусственный отбор и его результаты»

Используйте для работы рисунки № 1, 2, 3 и ответьте на вопросы пройдя по ссылке

Нажми на рисунок, чтобы увеличить изображение!

Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть фото Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть картинку Что было известно о живой природе в древнем. Картинка про Что было известно о живой природе в древнем. Фото Что было известно о живой природе в древнем
Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть фото Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть картинку Что было известно о живой природе в древнем. Картинка про Что было известно о живой природе в древнем. Фото Что было известно о живой природе в древнем
Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть фото Что было известно о живой природе в древнем. Смотреть картинку Что было известно о живой природе в древнем. Картинка про Что было известно о живой природе в древнем. Фото Что было известно о живой природе в древнем

Поделиться42012-10-11 20:18:27

1.Что было известно о живой природе в древнем мире?

В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в развитие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)

2.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?

Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафи­зическое направление в биологии получило название «креационизм».Креационисты прошлых веков, подобно К. Линнею, описывая различные виды животных и растений, предполагали, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом видов, вымерших уже на исторической памяти человечества, например, дронтов). Однако накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений.

4 Каков вклад К.Линнея в биологию?

1. Развитие представлений о ВИДЕ – вид реально существующая группа организмов, по представлениям данного учёного
2. Описал около 8000 видов растений и 4000 видов животных, разработал первые критерии вида
3. Ввёл в научное употребление БИНАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ видов (двойное наименование видов)
4. Создал систему органического мира, используя иерархический принцип (более мелкие группы объединил в более крупные) и принцип родства. Для определения родства растений изучал их половые органы (пестики и тычинки). Для определения родства животных сравнивал строение зубов
5. Предложил для классификации организмов ТАКСОНЫ – систематические группы, которыми пользуемся по сей день

5. Какие вопросы не получили ответа в эволюционной теории Ламарка?

Механизмом эволюции Ламарк считал изначально заложенное в каждом живом организме стремление к совершенству, к прогрессивному развитию. Как и почему возникло это стремление, Ламарк не объяснял и даже не считал этот вопрос заслуживающим внимания. Такой же изначальной и не требующей объяснений он считал способность живых существ к адаптивным приспособительным ответам на изменения внешней среды. Ламарк, как и подавляющее большинство его современников, считал, что изменения, возникающие под влиянием среды, могут передаваться по наследству. Он полагал, что усиленное упражнение органов ведет к их увеличению, а неупражнение — к дегенерации. Так Ламарк объяснял длинный нос муравьеда тем, что его предки из поколения в поколение упражняли нос, принюхиваясь в поисках муравьев. Редукцию глаз у кротов он считал следствием их неупражнения в ряду поколений. Ни Ламарк, ни его последователи не задавались вопросом, а почему, собственно, интенсивное упражнение, использование органа непременно должно вести к его улучшению, усовершенствованию, а не, например, к изнашиванию, как изнашиваются детали машин? Ж.-Б. Ламарк был первым, кто предложил развернутую концепцию трансформизма — изменяемости видов. Однако, он не нашел ответа на главный вопрос – в чем причина поразительной приспособленности и приспособляемости живых организмов. Предложенный им механизм эволюции встретил резкое неприятие большинства биологов его времени и, в известной мере, надолго скомпрометировал саму идею эволюции.

10. В чем заключается отличия трансформизма от эволюционного учения?

Поделиться52012-10-11 20:39:28

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *