Что было любимым занятием петра в детстве

Что было любимым занятием петра в детстве

(Продолжение)

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Молодой Пётр

Три увлечения поглощали энергию Петра. С ранних лет он проявлял привязанность к ремёслам. В Преображенское ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Пётр в совершенстве владел дюжиной ремёсел, причём особой виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и преемников.

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Портрет Петра в одежде голландского матроса

Но ни с чем не может сравниться страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению. Страсть к иноземным диковинкам привела Петра к необходимости получить новое образование, незнакомое прежним царевичам.

Под руководством голландца Тиммермана Пётр учился арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, овладел астролябией, изучил строение крепостей, научился вычислению траектории полёта пушечного ядра.

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детствеПётр обучается кораблестроению в Голландии

По настоянию Петра другой голландец Христиан Брант починил старый бот, приделал мачту, и лавировал по реке Яузе. Вместе с Брантом Пётр заложил верфь при устье реки Трубеж, и положил начало своему кораблестроению.

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

И. Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. 1879 г

В конце концов, Софье пришлось отречься от власти и удалиться в Новодевичий монастырь, где она находилась вплоть до своей смерти в 1704 году. Формально царский титул сохранился за царём Иваном, умершим в конце января 1696 года, но никакого участия в государственных делах тот не принимал.

Первым самостоятельным шагом Петра, с которого и следует вести отсчёт времени его фактического участия в управлении государством, считают поход на юг в 1695 года для добычи Азова, поход на турецкую крепость в устье Дона.

Первая неудача не повергла Петра в уныние, а напротив только усилила в нём желание, во что бы то ни стало овладеть Азовом и проложить путь к Чёрному морю.

(Продолжение следует)

Список использованной литературы

Павленко, Н. И. Пётр Великий / Н. И. Павленко. – Москва : Мысль, 1990.- 591 с.

Эти и многие другие книги, рассказывающие о личности Петра Великого, имеются в фонде ЦГБ.

Источник

Детские годы Петра I — от потешных до настоящих полков

Детские годы Петра I – это очень важный аспект биографии российского императора. Еще в раннем детстве у Петра сформировался характер, в том числе нелюбовь к Москве. Важным моментом детских и юношеских лет Петра I были потешные игры на суше и на воде. Именно эти игры помогли Петру стать великим полководцем и выигрывать сражения и войны. Большое влияние на Петра I оказали его наставники-иностранцы, а также его первая любовь. Наконец, еще одной основной вехой в жизни Петра I стали Азовские походы 1695–1696 гг. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Речь пойдет о военных играх юного и молодого Петра, которые сыграли столь значительную роль в дальнейшей истории нашей страны. Стоит приглядеться к играм ребенка и можно увидеть, как уже в это время открывается его характер, открывается мир, которым он живет, его воображаемый мир.

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Детство Петра в подмосковных селах

Стоит задаться вопросом, а почему Петр, который был сыном царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился при московском дворе, почему он сформировался со столь сильным неприятием старомосковских обычаев. Как так случилось? Конечно, ветер истории дул в сторону решительного отказа от прежней старомосковской жизни, нужно было преобразовывать, едва ли, не все: армию, систему управления, образования, да все нуждалась в изменениях.

Но у Петра был еще и свой личный мотив ненавидеть этот кремлевский, старомосковский уклад жизни. Дело в том, что уже с первых лет его жизни он оказался вовлечен в арену острой дворцовой борьбы. Он был сыном Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, а сначала правили Милославские — Федор Алексеевич, который царствовал с 1676 по 1682 год, а затем и царевна Софья, которая правила страной до 1689 года. Они рождены от Милославской, поэтому Милославские реально, естественно, вытеснили Нарышкиных за пределы дворца. Наталья Кирилловна с сыном чувствовала себя в безопасности в подмосковных селах. Вот здесь, в подмосковных селах Воробьево, Преображенское и других, Петр и формировался за пределами кремлевской дворцовой традиции.

Образование Петра I

Он родился 30 мая 1672 года в день Исаакия Далматского. В городе Петербург Исаакиевский собор, как раз, отмечает эту памятную дату для основателя Петербурга. Сначала его образование и воспитание шло обычным порядком. То ли 5, то ли 7 лет к нему представили учителя Никиту Зотова, который должен был учить мальчика письму. Но у Петра был неуемный, непоседливый характер.

Он с трудом сидел на уроках и стремился скорее убежать играть со своими сверстниками. Можно сказать, что Петр был плохим учеником, но, как оказалось, затем он стал хорошим студентом, то есть он плохо учился, когда его заставляли и потом со страстностью учился, когда у него появился живой интерес к знаниям. И локомотивом этого интереса стали военные игры юного Петра.

Военные потешки

Но самые первые военные потешки были еще в кремлевском дворце. Вообще говоря, у всех московских царевичей такого рода военные игры случались, это обычное дело, потому что всех наследников престола воспитывали в том духе, что им предстоит стать главой православного воинства. Но ни у кого из других московских царевичей военные игры затем не достигли такого напряжения и размаха.

В палатах Натальи Кирилловны Нарышкиной в Кремле, на уровне 2 этажа, в центре можно увидеть открытую площадку. Вот здесь, судя по всему, и стояли деревянные пушечки, с которыми играли десятилетний Петр и его сверстники. Здесь Петруша орудовал сабелькой, бил в барабан, а уже затем, в 11-летнем возрасте, он чаще занимался этими военными, как тогда стали потом говорить, массовыми потехами в загородных подмосковных усадьбах, Воробьева и Преображенское.

Считается, что началом первому формированию преображенцев послужила запись в 1683 году в солдаты некоего конюха Сергея Бухвостова. Скорее всего, это поздняя такая традиция, легенда. Все было не совсем так, запись произошла некоторое время спустя, но Бухвостова Сергея принято считать первым солдатом — преображенцем. Сохранился и его портрет, взрослого уже времени, он дослужился до майора, очень уважаем Петром I. В нынешнее время, даже, в Москве открыт памятник первому солдату русской регулярной армии.

Постепенно, количество ребяток, которые играли с Петром в эти военные потешки, росло. Это уже были несколько десятков человек. Для них из Москвы доставляли всякое вооружение и палить они уже стали из настоящих пушек. Другое дело, что пока не ядрами, а капустой. По желанию Петра на берегу реки Яуза построили потешную крепостицу, прешбург она называлась. Здесь Петр и занимался своими военными играми.

Свержение Милославских

Наконец, потешные превращаются в телохранителей, друзей — телохранителей Петра, в которых он очень нуждался в условиях жестокой придворной борьбы с Милославскими. И когда в 1689 году в августе месяце случился так называемый заговор Федора Шакловитого и Петр в ужасе бежал в Троице-Сергиев монастырь под защиту православной обители, то тогда первыми к нему пришли потешные, защищая его жизнь.

Как вы помните, заговор Шакловитого закончился провалом. Власть Милославских закончилась. Софью отправили в монастырь и теперь Петр, а вместе с ним и его брат Иван Алексеевич оказались совершеннолетними государями на русском престоле. Но и в это время Петр, уже будучи совершеннолетним, мало занимался государственными делами. Ему уже стукнуло 17 лет, а он по-прежнему ходил в импровизированные атаки в Подмосковье.

Это вызывало раздражение московских бояр. Даже матушка Наталья Кирилловна беспокоилась, что пора браться за ум, и она сыскала Петруше невесту — Евдокию Лопухину. Но у юного Петра с Евдокией не заладились отношения. Это и понятно. Петр через военные игры увлекался иноземными обычаями, общался много с иностранцами, его прельщали те новшества, которые шли в Россию из-за рубежа, ему скучно было, видимо, со своей молодой женой и он затем находит свое первое настоящее сердечное увлечение в немецкой слободе.

Появление первых двух полков

А пока в 1694 году под Москвой, к югу от столицы, устраивается по указу Петра новая крепостица под селом Кожуховым и сюда уже стянуты большие войска. Крепость защищает большой стрелецкий гарнизон, семь с половиной тысяч человек. Им командует один из ближайших людей к Петру Иван Бутурлин. Ему присвоили потешный титул царя Ивана Семёновского. А атакует эту крепостицу другой царь, царь Прешбуржский Федор Ромодановский, под началом которого служит и юный Петр в чине бомбардира Преображенского полка.

Петр, естественно, победил он взял в плен, даже, целый стрелецкий полк, который с радостью сдался русскому самодержцу. Все эти военные потехи подготовили создание в Подмосковье двух первых полков русской гвардии Преображенского и Семеновского, которые названы по имени двух подмосковных сел — Преображенское и Семеновское.

Начало увлечения корабельным делом

Одновременно с марсовыми потехами Петр увлекся и нептуновыми, то есть играми на воде. Существует предание о том, что в детстве Петра уронили в воду, мама выронила его из рук, и у младенца сформировалось стойкое неприятие, ужас перед водой, но потом его окружение сумело, видимо, перебороть эти детские страхи и, как это часто бывает, боязнь воды переросла у мальчика в страсть ко всему, что связано с водой. А толчком к новым нептуновым потехам послужила известная история о том, как в Измайловском сарае, это еще одно подмосковное село, Петр случайно обнаружил ботик, то есть небольшую шлюпку и, находившийся рядом иноземец Франс Тиммерман объяснил Петру, что, если правильно оснастить парусами этот небольшой кораблик, то под ним можно плавать против ветра.

Это поразило Петра, потому что на Руси парус использовали только для движения по ветру. Между тем, как вы вероятно знаете, косое парусное вооружение позволяет яхте или большому морскому кораблю двигаться галсами, против ветра. Петр велел сыскать мастера в немецкой слободе, который мог бы оснастить ботик парусами, и такой мастер сыскался, это Криштофер Бранд, который и спустил этот ботик на воду, сначала на реке Яузе.

Но здесь Петру было тесно, потому что ботик все время тыкался носом в берег, и он спросил, а где есть простор побольше. Ему сказали, что по ярославской дороге, за Троице-Сергиевым монастырем есть озеро, и тогда молодой государь попросился: «Матушка, Наталья Кирилловна, отпусти помолиться в Троице-Сергиев монастырь». И вот прямиком мимо Троицы Петр отправился на Плещеево озеро и здесь он велел создать себе целую потешную флотилию.

Появление потешной флотилии

Там тоже был ботик, с которого начиналась эта флотилия, но там уже построили несколько кораблей, и на воде были нешуточные баталии. Несколько месяцев пропадал Петр на Плещеевом озере. Сохранились оба эти ботика. Тот ботик, который найден в Измайловском сарае, его по окончании северной войны, после разгрома Швеции, Петр велел найти и доставить в Петербург для морского парада. На веслах сидели 6 адмиралов, а у руля этого ботика сам Петр.

Дедушка русского флота — так назвал Петр этот корабль. Действительно, с него все началось. Этот ботик хранили в Петербурге, как святыню. В Петропавловской крепости для него было устроено специальное здание. А сейчас сам ботик находится в Военно-морском музее Петербурга. В наше время изготовили точную копию ботика, и ее тоже можно видеть рядом с Петропавловским собором. Сохранился и ботик Переславской флотилии на озере Плещееве, потому что рядом город Переславль-Залесский. Он находится в Военно-морском музее Переславля-Залесского.

Учителя Петра

Петром руководили несколько иноземцев, которые раскрывали перед ним западный мир. Во время военных маневров Петру стало известно, что есть такой прибор, называется астролябия, она позволяет измерить расстояние до объекта, не приближаясь к нему. Петру доставили астролябию из-за рубежа. Для того, чтобы ей пользоваться нужно знать математику. Вообще, фортификация, артиллерия, кораблестроение, навигация того времени были уже немыслимы без математики, геометрии, и Петр с увлечением сел учиться. Он до конца своей жизни писал с грамматическими ошибками, но он самостоятельно прекрасно освоил математику.

Он знал довольно неплохо несколько европейских языков, освоил несколько десятков специальностей и ремесел. Всего этого он добился сам. Рядом с Петром были люди, которые учили его. Это, в особенности, в первую очередь, были два человека: Патрик Гордон и Франц Лефорт. Патрик Гордон, шотландец, офицер на русской службе, который уже выслужил здесь в России генеральский чин, человек удивительной честности, верности. Вообще, о Патрике Гордоне очень хорошо говорит тот факт, что он не поменял веру, он не принял православие, что часто делали для того, чтобы продвигаться быстро по службе. Патрик Гордон раскрыл перед Петром военную сторону европейской цивилизации. Он много научил чему Петра.

Что касается Франца Лефорта, то это швейцарец французского происхождения, тоже уже много лет служивший в России и, хотя он тоже был офицером, Франц Лефорт в большей степени познакомил Петра с бытовой стороной европейских обычаев того времени. Франца Лефорта называли дебошам французский. Он вечно в кружевах, вечно немного пьян, душа любой компании. Вот он и ввел Петра в немецкую слободу.

Первая любовь Петра I

На окраине Москвы, еще со времен Михаила Федоровича, существовала особая слобода, где жили иноземцы, иноверцы. Здесь был своего рода уголок Европы в Москве 17 столетия. Здесь же в немецкой слободе Петр сыскал и свое сердечное увлечение. Анна Монс, так звали девушку, она была дочерью виноторговца и, конечно, по сравнению с Евдокией Лопухиной, Анна Монс в глазах юного Петра имела много преимуществ. Другие наряды, которые пленяли Петра, увлеченного всем западным. Другая манера держаться, не свойственная московским барышням, кокетство. Петр всерьез влюбился.

И этот роман продолжался долгое время, правда, Анне Монс было пора уже устраивать свою судьбу и она, похоже, ответила на ухаживания саксонского посланника и, когда Петру стало известно об этом, он порвал все отношения, но память об этом чувстве Петр сохранял очень долго.

Первый неудачный военный поход Петра

Пора Петру было переходить от игр к серьезным делам. Россия продолжала вести войну с Турцией, и Петр решил участвовать в военных действиях. Но в отличие от Василь Василича Голицына, который дважды безуспешно ходил степенью к перекопу, Петр здраво рассудил, что трудностей движения по безводной степи можно избежать, если двигаться вниз по реке Дон. Там, в низовьях находится турецкая крепость Азов, которая закрывала русским казакам, ну и в этом смысле России, путь к Азовскому, а значит и к Черному морям.

В 1695 году русские войска вместе с самим Петром подступили к Азову. Петр доверил верховное начальство войсками Алексей Семеновичу Шеину, Патрику Гордону, Францу Лефорту, а сам воевал бомбардиром в составе Преображенского полка, но реально, конечно, он участвовал в руководстве войсками. У русских не было флота и поэтому турки беспрепятственно подвозили подкрепление, боеприпасы морем и первая осада была неудачной. Петр с позором вернулся в Москву.

Триумф Петра над турками

Вот так часто бывает, что неудачи слабый характер ломают, а сильный только закаляют. Петр развил бешеную деятельность. За несколько месяцев в верховьях Дона, недалеко от Воронежа, был построен целый флот, галеры, даже, два морских корабля. И вот, в следующем 1696 году русская армия вновь подошла к Азову. На этот раз осада велась более умело, потому что пригласили иностранных артиллеристов, которые сумели довольно ловко подавить огонь турецких пушек и Азов пал.

В 1696 году Петр с триумфом вернулся в Москву. И в следующем 1697 году на заседании боярской думы было принято историческое решение — морским судам быть. Началось строительство Азовского флота. С этой даты и ведут отсчет истории русского военно-морского флота. Кстати говоря, флаг русского военно-морского флота, Андреевский флаг, был, судя по всему, подсказан Петру Патриком Гордоном. Нетрудно заметить, что Андреевский флаг, косой Андреевский крест синего цвета на белом фоне, это лишь перевернутый шотландский флаг, где крест был белым, фон, наоборот, голубым.

Таким образом, детские и юношеские потехи Петра привели к созданию русской регулярной армии и флота, что отвечало коренной потребности России в борьбе за выход к морям.

Источник

Как проходил обычный день императора Петра I, и Какие профессии он успел освоить за свою жизнь

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Ранний подъем, личный контроль городского строительства и рюмка водки в 11 утра

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Петр I был очень энергичным человеком, презирал лень и не любил зря терять время. Он ставил перед собой цели и достигал их. Современники утверждают, что у царя были сильные мозолистые руки, которых он не стеснялся. Петр старался изучить тонкости разных ремесел, постоянно расширял свои знания. Можно смело сказать, что этот правитель разбирался в тех сферах, которые желал преобразовать и улучшить.

Царь всегда внимательно относился к государственным делам, а также имел массу необычных увлечений. Чтобы все успеть, он поднимался с постели в четыре утра, а в пять к нему в кабинет уже приходил с докладом секретарь Макаров. Нет дурных новостей — можно с аппетитом позавтракать.

К шести утра Петр появлялся в Сенате, причем по пути успевал побывать на строящихся Адмиралтейских верфях и на других стройплощадках. Выполняемые работы император контролировал лично.

По городу Петр I передвигался на двуколке, а в хорошую погоду мог прогуляться пешком. До 11 часов дня царь находился в Сенате. Ему нужно было успеть рассмотреть важные государственные дела, встретиться с иноземными послами, с российскими торговцами, военачальниками и учеными. Когда дела были завершены, Петр приказывал подать рюмку водки с кренделем на закуску. Наступало время обеда, и царь ехал домой.

Личная токарная мастерская, и что Петр I никогда не ел, чтобы не снизить свою работоспособность

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Перед тем как сесть за стол, император посещал личную токарную мастерскую. Там было не менее 50 станков, на которых он обожал вытачивать красивые вещицы из слоновой кости или дерева. Петр I вообще любил осваивать новые специальности и делал это постоянно. Он был знатоком географии, хорошо разбирался в математике и навигации, освоил военное дело, изучал историю, знал тонкости кораблестроения. Петр прекрасно говорил на нескольких языках (голландский, немецкий, польский).

Правителя даже прозвали царем-плотником, чем он очень гордился. Но у Петра было еще одно интересное увлечение — он очень любил удалять людям зубы. С собой у императора всегда была серебряная коробочка со стоматологическими инструментами, чтобы при необходимости немедленно вырвать зуб. Сегодня в Кунсткамере хранятся зубы, которые Петр I лично удалил своим подданным.

Обед царь проводил с семьей. Перед тем, как приступить к трапезе, он выпивал рюмочку анисовой водки. Подавались простые блюда. Император лакомился студнем, щами и кашей, поросенком в сметане, солеными огурчиками, ветчиной и сыром. В качестве напитков использовались пиво и квас, иногда красное вино. Петр не ел рыбу и сладости, так как от такой пищи у него сильно болел желудок. По этой же причине царь не соблюдал религиозные посты, предварительно получив на это церковное благословение.

Прием посетителей после дневного сна, и личное участие в работе строек

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

После сытного обеда царь ложился, чтобы поспать около двух часов. Так поступали все члены его семьи, впрочем, не только они — вся страна отдыхала после обеда. Это была своеобразная сиеста. В послеобеденное время были закрыты все торговые заведения. Крестьяне и простолюдины делали перерыв в работе. Император спал до трех часов дня, после чего снова начинал заниматься государственными делами. Он перемещался в рабочий кабинет, где изучал отчеты чиновников, занимался составлением указов и инструкций, составлял указы. Много времени посвящал сочинению регламента Адмиралтейства, а также внесению правок в «Историю Северной войны».

Ровно в четыре часа дня царь требовал подать документы и донести до него информацию о делах, которые были назначены на следующий день, чтобы составить подробный план на утро. После этого, если время еще было, Петр ехал на стройку, где принимал непосредственное участие во многих работах. Он трудился наравне с простыми людьми, и не считал это зазорным.

Загульные пиры, и как послу фон Принцу пришлось на мачту лезть

Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть фото Что было любимым занятием петра в детстве. Смотреть картинку Что было любимым занятием петра в детстве. Картинка про Что было любимым занятием петра в детстве. Фото Что было любимым занятием петра в детстве

Петр Первый умел работать, но с таким же масштабом он любил и отдохнуть. Нередко гуляния и пиры продолжались несколько дней. Если же никаких праздников не намечалось, то в семь вечера царь ужинал, причем перекус был легким, после чего-либо шел в свою любимую токарную мастерскую, либо читал книги и газеты. В десять вечера император ложился спать.

Петр очень трепетно относился к установленному распорядку дня. Тому, кто был непунктуальным и «сбивал» планы царя, могло не поздоровиться. Например, в исторических документах было найдено описание такого случая: в Петербург приехал Бранденбургский посол фон Принц, и император назначил ему аудиенцию на 4 часа утра. Наивный фон Принц решил, что это царский каприз, что так рано государь не проснется, и пришел в пять утра. Естественно, царя уже не было — он трудился на Адмиралтейских верфях.

Посланник поехал туда, и с удивлением увидел, что Петр сидит на грот-мачте корабля. О прибытии посла правителю доложили, но он и не подумал спускаться, заявив, что кто опоздал, тот и на мачту полезет. Пришлось незадачливому фон Принцу воспользоваться веревочной лестницей, чтобы передать царю верительную грамоту для удостоверения представительного характера и аккредитования.

Император был совершенно непростым человеком. Потому и у его фавориток жизнь складывалась необычно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Детские годы Петра

Детские годы Петра

Петр – так назвали мальчика, который родился в царской семье в Москве 30 мая (12 июня) 1672 г. Почему было выбрано это имя, остается загадкой. Мальчик родился в день святого Исаакия Долматского, но имя ему дали в день крещения, 29 июня, в честь св. Петра. Рождение сына принесло огромную радость государю: три дня подряд служили благодарственные молебны и стреляли из пушек. В честь этого радостного события царь наградил многих своих подданных, амнистировал заключенных. Дело в том, что все мальчики, рожденные в первом браке царя, умирали или, как царевичи Федор и Иван, имели хилое здоровье. Петр же с первых месяцев после рождения выглядел крепышом, и царь, возможно, уже тогда увидел в нем своего наследника. Петр стал 14-м ребенком и пятым сыном в многодетной семье царя Алексея Михайловича и первым – от его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царице в то время исполнился 21 год, царь был вдвое старше.

30 января 1676 г. царский престол, согласно завещанию царя Алексея Михайловича, занял его третий сын – 14-летний царевич Федор (1676–1682 гг.)

Был он человеком болезненным, плохо развитым физически, но имел для своего времени блестящее образование. Федор говорил по-польски и по-латыни, был знаком с современной литературой, преимущественно церковной, южнорусской и польской, любил математику и прикладные знания, собирал в свои мастерские разного рода техников и следил за их работами.

Современники изображают Федора решительным сторонником украинского и польского культурного влияния на развитие России. Он, по свидетельству украинского летописца, очень любил Украину, приказал ввести киевские церковные напевы в московских церквах и монастырях, отменил московскую одежду и позволил своим подданным одеваться, как украинцы. Федор покровительствовал ученым из Киева и сочувствовал направлению, утвердившемуся в киевской богословской школе. В 1680 г. он женился на дочери смоленского шляхтича польского происхождения, допустил в Москве закладку польских и латинских школ.

Не успел Федор вступить на царский престол, как между Милославскими и Нарышкиными разгорелась борьба за влияние на царя. Боярин А. С. Матвеев, сторонник Нарышкиных, занимавший высшие должности при Алексее Михайловиче, был оклеветан Милославскими, снят со всех постов и отправлен в далекую северную ссылку. Нарышкины и их сторонники были удалены из Москвы. Милославским казалось, что победа достигнута. Но молодой государь уже пребывал под сильным влиянием своих любимцев и друзей, находившихся в его свите. Милославским пришлось с этим смириться, но они не сдались. Дело в том, что царь Федор, в отличие от своих сестер, неплохо относился к Наталье Кирилловне и к своему крестнику Петру и не позволял родственникам их обижать.

Когда Петр достиг пятилетнего возраста, по старорусскому обычаю мать и старший брат решили, что настало время обучать малыша грамоте. Один из современников Петра говорит: «Старший брат и крестный отец Петра царь Федор не раз говаривал куме-мачехе, царице Наталье: «Пора, государыня, учить крестника”». Мать не возражала, но просила царя найти учителя кроткого, смиренного, Божественное писание знающего. Одним словом, учителя, «не испорченного» западноевропейским влиянием. Таким учителем оказался Никита Моисеев сын Зотов (Никита Зотов), подьячий из приказа Большого прихода (ведомства неокладных сборов). Перед тем, как представить учителя матери Петра, его проэкзаменовал Симеон Полоцкий, ученый муж из Полоцка. Чтение и письмо Зотова были признаны достаточными для обучения царевича. Наталья Кирилловна, держа сына за руку, сказала Зотову: «Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына» и велела на следующее утро начать учение. На начало занятий пришли царь Федор и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой ученика и, благословив, посадили за азбуку. Учитель приступил к занятиям. Интересно, что Зотов тут же получил от патриарха гонорар в сто рублей (если сравнивать с сегодняшними деньгами, то это несколько десятков тысяч гривен!); кроме того, государь пожаловал ему двор, произвел в дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который, по уходе государя и патриарха, учитель тут же и переоделся.

За время обучения Петр изучил азбуку, научился читать. Он не только прочитал, но и, по древнерусскому педагогическому правилу, выучил наизусть часослов (православная богослужебная книга, включающая молитвы ежедневных служб), псалтирь (сборник 150 так называемых «Давидовых псалмов»), Евангелие и «Деяния апостолов». Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим не густым баритоном не хуже любого дьячка; он даже мог прочесть наизусть Евангелие и «Деяния апостолов». Говорят, что Петр, будучи в Кенигсберге (нынешний Калининград) в годы Северной войны, в библиотеке, рассматривая книги, обратил внимание на одну из рукописей. Работники библиотеки сказали, что они не знают, что это за книга, поскольку не могут ее прочитать. Царь начал читать эту рукопись. Оказалось, что это – список с древнерусской летописи, историки называют его Радзивилловской, или Кенигсбергской, летописью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *