Что было модно раньше
Как менялась мода с начала прошлого века и до наших дней
Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии, на которых запечатлена история жизни людей, и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как, интересно, тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.
Начнем с 10-x годов XX в.
Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» – все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.
В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев. Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.
Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.
Плавно переходим к моде 20-х годов
В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.
Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.
Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.
Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» — это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.
Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.
Мода 30-х
В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.
Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.
Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.
Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.
Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь — вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом — белого цвета.
Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.
Мода 40-х
Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.
В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.
В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»
В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.
Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.
Мода 50-х
В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.
Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.
Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.
Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.
Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки — это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!
Мода 60-х
Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.
Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, очки «макро», которые закрывали пол лица.
В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде – они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.
Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива – рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы – символизируют свободу.
Мода 70-х
В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.
Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.
Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.
Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.
Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.
Мода 80-х
В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.
Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика – все эти явления отразились на стилистике десятилетия.
Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.
Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» – слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.
Мода 90-х
Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде — в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.
В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.
Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.
Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы не только посещают спортивные клубы, появившиеся благодаря, но и активно посещают косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.
Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.
Эволюция моды: как менялись наряды и прически с середины прошлого столетия
Моду можно назвать своеобразной единицей измерения времени. Она отражает все, что происходит в мире. Война, политические перевороты, технологический прогресс – на все это у моды есть свой ответ. Она не стоит на месте: иногда модные тенденции берут на вооружение и следуют им, а иногда они выглядят до смеха абсурдными.
Помните ли вы, какая мода была в 70-х, 80-х и 90-х годах? Вам кажется, что у современной молодежи не хватает шарма и элегантности и что раньше все было лучше – смотрите 6 апреля в 21.15 новое ток-шоу «Отцы и дети» на телеканале «Мир».
Представители разных эпох соберутся, чтобы обсудить актуальные проблемы, высказать объективное мнение и показать неподдельные эмоции. Вместе с ведущими Сергеем и Никитой Белоголовцевыми вы увидите реальные истории звездных родителей и детей, и узнаете о том, из-за чего происходят конфликты мнений и поколений. Не пропустите премьеру 6 апреля!
А пока расскажем о том, как менялась мода, начиная с середины XX столетия.
1950-ые
Мир: Стиль 50-х и на сегодняшний день выглядит очень элегантно и женственно. Война закончилась, и это дало старт новой творческой мысли. Снова можно было выглядеть ярко и красиво, выбирать себе наряды и прически. Главным символом 50-х годов стал Кристиан Диор, предложивший стиль New Look, характерными чертами которого была тонкая подчеркнутая талия, пышные юбки, высокий бюст. Конечно, не забывали и об аксессуарах: сумочки, шляпки, перчатки – все это вновь вошло в обиход модниц. Большим успехом пользовались узкие остроносые туфли на среднем и высоком каблуке. Тогда же, в 1952 году, Сальваторе Феррагамо представил первые туфли на шпильке.
Что касается причесок, то здесь самыми модными оставались блондинки. Волнистые или гладкие, короткие волосы до плеч – писк моды 50-х. Обязательным атрибутом прически было большое количество лака, с его помощью фиксировались волосы, делались начесы. Главными иконами стиля тогда были Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Софи Лорен и Бриджит Бардо. Согласитесь, они и сейчас являются эталоном женственности.
СССР: В это время в СССР стали повсеместно открываться Дома моделей – коллаборация моды и легкой промышленности. Их главной задачей было создание новой концепции, принципиально отличающейся от западной. Пока во всем мире женщины старались максимально отойти от образа «солдата в юбке» и стать большее женственными, в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды. И все-таки New Look пришёл и в СССР, хоть и с опозданием на несколько лет. Первым его советским воплощением стала Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи».
Тогда очень модными считались платья и блузки с машинным кружевом «ришелье». Для вечерних нарядов использовали натуральный и вискозный шелк. С середины 50-х в обиходе появляется капрон. Для платьев того времени характерен сложный крой, большое количество декоративных деталей, складок. Пропагандировались и брючные дамские костюмы. Многие женщины мечтали о натуральной шубе, но купить ее было непросто, поэтому большинство женщин ходили в приталенных или трапециевидных пальто. Становятся популярны всевозможные укладки на бигуди. Многие дамы, чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, делали шестимесячную завивку – химию. Косметикой пользовались мало, в основном единственным средством для макияжа была губная помада.
Вовсю развивается молодежная субкультура «стиляги», представителей которых регулярно высмеивали в прессе и подвергали преследованиям. Первые представители субкультуры носили мешковатые пестрые пиджаки, шляпы с широкими полями, яркие носки, гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, свитера с оленями. Позже стиль стал более элегантным: брюки-дудочки, джинсы, зонты-трости, узкие галстуки-селедки. Мужчины носили набриолиненные «коки» на лбу, а девушки завивали и укладывали волосы вокруг головы. К тому же, девушки-стиляги использовали больше косметики, чем остальные советские женщины: в ход шла яркая помада и густо подведенные глаза.
1960-ые
Мир: Наступило ярчайшее десятилетие в истории мировой моды. Царили смелые настроения, а модные тенденции были направлены в основном на молодежь. Впервые в 1965 году Андре Куррежем были предложены мини-юбки. Помимо этого, все тот же Андре Курреж представил в Париже женский брючный ансамбль. После этого все табу на брючные костюмы были сняты и они оказались на пике популярности. Модельер Пьер Карден представил линию минималистской одежды – про элегантность можно было забыть, а Ив Сен-Лоран стал одним из первых модельеров, пропагандирующих новую «этническую» моду.
Главными направлениями тогда стали поп-арт, The Beatles, искусственные материалы и графические принты. Девушки носили обувь на танкетке, лоферы, ботфорты. Из аксессуаров в моде были крупные бусы из пластика, большие очки с круглыми линзами, широкие пояса. В ходу был яркий макияж глаз: стрелки-ласточки, сильно накрашенные ресницы, блеск для губ.
Самой модной прической стала «барбарелла» – все благодаря выходу фильма «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо. Ничуть не уступала ей короткая стрижка под мальчика или удлиненное каре, уложенное на манер Жаклин Кеннеди. Главными иконами стиля стали Твигги, Бриджит Бардо, Жаклин Кеннеди, Катрин Денев.
СССР: В 61-м году советские женщины впервые знакомятся со шпильками. Мода на настоящий мех стала казаться скучной и замшелой. Главными тенденциями стали искусственные материалы: нейлоновые рубашки не мялись и легко стирались, да и вообще искусственный материал казался вечным.
Во второй половине 60-х любовь женщин завоевали мини-юбки. Каждое утро в школах и учебных заведениях представителям комсомола приходилось измерить длину юбок. Если юбка была слишком короткой – отправляли переодеваться домой. К концу 60-х годов в моду входит строгий брючный костюм, но какое-то время женщин в брюках или шортах даже не пускали в общественные места.
Что удивительно, так это то, что в Советском Союзе родилось такое понятие, как «летнее пальто». Все благодаря темно-синим итальянским плащам-болонья. И неважно, что у итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды – советские люди были уверены в том, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ-болонью.
Прекратились преследования и гонения стиляг. Мужчины стали носить яркие приталенные пиджаки, дудочки, зонты-трости, а самыми модными идеалами для них стали Элвис Пресли и The Beatles. В обиход вошли кардиганы, вельвет, замша и яркие носки. Мужчины носили светло-серые и бежевые плащи с одной пуговицей или поясом. Главным головным убором были фуражки.
1970-ые
Мир: Главной фишкой 70-х годов стала разноплановость и эклектичность. Появляется понятие базового гардероба и «антимоды» – носить можно было все, что угодно. В начале 70-х все еще чувствовалось присутствие 60-х годов – простые геометрические линии, платья с А-образными силуэтами. В то же время уже начинали распространяться различные субкультуры, в том числе и хиппи, которые выбирали естественные материалы – шерсть и хлопок. Костюмы были с мягкой расцветкой, мелкими рисунками, которые были характерны для этнического стиля. На смену мини приходит миди и макси, но многие все равно продолжали носить мини или классическую длину. Тенденции моды задавал Кензо Такада вместе со своими моделями свободного кроя. Фольклорные элементы и джинсы стали символом мятежной американской юности.
Параллельно развивался стиль «унисекс», основными атрибутами которого были брюки, рубашки, джинсы, джемперы. Особой яркостью отличался глэм-рок – благодаря Гэри Глиттеру, Марку Боану, Дэвиду Боуи в моде были кожаные пальто, сапоги на высокой платформе или на высоком каблуке, яркий макияж.
В 70-х крайности в одежде были позволительны лишь вечером, но тем экстравагантнее они становились – это стиль диско. Модными были пестрые рубашки из полиэстера, боди из лайкры, топы, короткие шорты из серебристого люрекса, разрисованное боди-артом тело. Блестящим был и макияж – блестки на лице, волосах, теле.
ФОТО: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
СССР: В Советском Союзе самыми желанными вещами для модниц были сапоги-чулки, брюки-клеш, водолазка лапша. Отдавалось предпочтение расклешенным юбкам и платьям в клетку или цветастых расцветок. К концу 70-х моду стали входить меховые шапки, все благодаря героине Барбары Брыльски из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром».
В 70-е был тотальный дефицит, и модную одежду достать было тяжело. Поэтому модницам приходилось идти на всяческие выдумки и ухищрения: одежду шили сами или в ателье, а идеи подсматривали в журналах и фильмах.
1980-ые
Мир: Главной характеристикой этого десятилетия стала чрезмерность и броские модели. Агрессивная сексуальность, идеальная спортивная фигура, романтическая красавица – все это самые типичные образы 80-х.
Деловой стиль возник благодаря премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер и сериалу «Династия», который шел на телеэкранах с 1981 по 1989 год. В 1988-м году вышел фильм «Деловая девушка», где актрисы носили одежду в офисном стиле. В ход пошли кожаные пальто, водолазки, туфли-лодочки. Платья и пиджаки приталивались широкими ремнями с массивной пряжкой.
Романтический женский стиль связывают со стилем принцессы Дианы. Модницы носили одежду пастельных тонов из гипюра, шелка, тюля и кружева. Юбки-карандаш и пышные юбки, платья-футляры, блузки, пояса, завязанные на талии – все это атрибуты романтического стиля 80-х.
Стиль панк-рок все так же оставался на плаву, но к нему добавились такие молодежные субкультуры, как хип-хоп (толстовки с капюшоном, широкие футболки, кроссовки) и готика (изображения крестов, черепов, пентаграмм, корсеты и сапоги на платформе).
Джейн Фонда и ее уроки аэробики создали веяние спортивной моды. Широкая футболка, подпоясанная резиновым поясом, лосины яркого цвета, гетры и кроссовки – вот точная характеристика этого направления.
Дэвид Боуи и Майкл Джексон повлияли на мужской стиль. А во второй половине 80-ых иконой стиля стал Дон Джонсон, который сыграл в сериале «Полиция Майами: Отдел нравов». Герой Джонсона любил носить однотонные футболки под пиджаки, льняные брюки и мокасины на голую ногу.
Главными иконами стиля у девушек стали принцесса Диана, Мадонна, Грейс Джонс.
СССР: В СССР по-прежнему царствовал дефицит, а моду 80-ых невозможно назвать элегантной и женственной. Скорее это агрессия, чрезмерность красок и форм. В моду вошел стиль унисекс – девушки носили широкие мужские куртки, рубашки, ботинки и кроссовки. Если наряды и были женственными, то частенько они граничили с вульгарностью. В СССР начали появляться различные субкультуры, например, за кожанки и варенки стоит сказать спасибо панкам.
Джинсы, сапоги-казаки, клетчатые рубашки, кофты с люрексом, косметика – некоторым счастливчикам удавалось достать это из заграницы. Настоящие импортные товары в то время можно было купить у спекулянтов или в сети магазинов «Березка». Помимо этого, модницы вырезали из журналов выкройки и шили одежду сами.
Писком были и зимние кроссовки на тракторной подошве, и стеганые куртки из капрона, которые назывались «дутики». Девушки носили лосины с мини-юбками и удлиненными свитерами, а ближе к концу 80-х появилась такая культовая вещь, как джинсы-пирамиды – объемные сверху и зауженные книзу, подворачивались манжетом.
Стандартной стрижкой были короткие объемные волосы сверху и удлиненные книзу. А гофры, начесы, локоны и кудри создавались специальной плойкой для волос.
1990-ые
Мир: 90-ые годы – это время крупных перемен в мире. Тогда и родился слоган «оставайся самим собой», который стал слоганом компании Calvin Klein. Несмотря на то, что в моду вошла индивидуальность, акцент с одежды сместился на внешность. Важной деталью стала загорелая кожа и стройная фигура. Модельеры всячески старались подчеркнуть контуры человеческого тела с помощью прессованной кожи, грима, пластика. Супермодели стали иконами стиля и образцами для подражания.
Конечно, была и альтернативная мода – гранж, основоположником которой стала группа Nirvana. Его последователи надели на себя безразмерные свитера и мешковатые мужские брюки. Сюда добавлялись потертые рубашки, косухи, кеды или тяжелые ботинки. Но, как это часто бывает, гранж не остался без внимания знаменитых модельеров: наряды этого стиля представляли Вивьен Вествуд, Марк Джейкобс, Карл Лагерфельд. Гранж проник и в кино: Деми Мур в культовом фильме «Привидение» носила в кадре безразмерные джинсы, вытянутые футболки и стертые кеды, а Джулия Робертс в «Красотке» до своего преображения выбирала короткие рваные топы, тяжелые ботинки и асимметричные юбки.
Все это соседствовало с минимализмом (белые топы и футболки, узкие джинсы, полное отсутствие аксессуаров) и рейвом (кислотные цвета, винил, пластик, неон и обувь на огромной платформе).
Россия: Россия по-прежнему имела собственный взгляд на моду. СССР распался, и турецкая одежда стала проникать на российские рынки. Стало появляться бесчисленное множество подделок известных брендов. В России было модно то, что носили на Западе в 80-ые годы: блестящие леггинсы, дутые куртки, растянутые свитеры, джинсовые куртки. На смену советской строгости пришло все то, чего долгое время люди не могли себе позволить. В середине 90-ых на постсоветском пространстве стали появляться главные в мире глянцевые журналы на русском языке – Cosmopolitan, Vogue, Elle, благодаря которым девушки могли ознакомиться с тенденциями мировой моды.
Юбки становились все короче и короче: юбка-«ламбада», джинсовые, плиссированые юбки на подтяжках, юбки-резинки…А если не нравятся юбки, то можно было надеть микрошорты или джинсы-мальвины. Мужчины носили спортивный костюм, свитер с орнаментом или малиновый пиджак (тогда появились те, кто называли себя «новыми русскими»).
Волосы красили в невероятные цвета: в синий, зеленый, красный. Те, кто не осмеливался, делал простые начесы и химическую завивку с челкой. В моде также были цветные подводки для глаз с блестками и яркие цветные туши для ресниц. Губы подводили темными карандашами и использовали бледную помаду.
2000-ые
Мир: Быстрое развитие технологий оказало огромное влияние на моду начала 2000-ых. Это времена MTV и любимых поп и хип-хоп-исполнителей. Среди популярных женских нарядов были сетчатые топы, юбки со складками, блестящие туфли, а Бритни Спирс и Перис Хилтон были законодателями моды.
ФОТО: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
К середине 2000-х в моду вошли невысокие джинсы, рубашки с капюшоном, штаны капри, платья поверх джинсов. Все это сочеталось с такими аксессуарами, как толстые ремни, солнцезащитные очки-авиаторы, резиновые браслеты.
В конце 2000-х женские кроп-топы были заменены майками, а мини-юбки уступили место бейбидоллам. В моду опять входили рваные джинсы, кислотные цвета, легкие джеггинсы из денима. Мужская мода представляла собой черные кожаные куртки, фланелевые рубашки и свитера с V-образным вырезом. Все это сочеталось с авиаторами, байкерскими ботинками, кедами Converse, Vans или кроссовками.
Россия: Россия уже практически не отставала от мировой моды. На телевизорах появлялись американские каналы, о моде писалось в молодежных журналах. Шло распространение интернета, хотя и не повсеместно. В начале 2000-ых все еще есть спрос на чересчур короткие юбки, джинсы с низкой посадкой, короткие футболки. В тренд врывается хип-хоп культура и культура гламура. Воплощались самые безумные идеи: топ-сеточка, узкие, как ремень, юбки, плюшевые комбинезоны и, самое главное, большое количество автозагара. Шло распространение пластической хирургии, многие стали прибегать к этим услугам, иногда доводя свою внешность до абсолютного абсурда. Иконами стиля становится группа Тату, актрисы сериала «Зачарованные» и зарубежные поп-исполнители.
Трендами середины 2000-х стали всевозможные субкультуры: эмо, готы, панки, и множество других. Если раньше иконами стиля и образцами для подражания становились киногерои, то сейчас они сменились на музыкальных исполнителей. Джинсы-клеш уходят в прошлое, как и джинсы с низкой посадкой. В моду врываются кеды, слипоны, массивные ботинки, рубашки, узкие джинсы. Аксессуарами становятся пирсинг, татуировки, напульсники, цепи. Многие представители молодежи (не только девушки, но и парни) красят волосы во всевозможные цвета, делают начесы, экстравагантные стрижки.
К концу нулевых повальная мода на субкультуры начала стихать, прически обрели более спокойный вид. В тренд входит частое мелирование, омбре и балаяж.
2010-ые
Благодаря распространению интернета происходит глобализация. Теперь мода, которая царствует во всем мире, не отличается и от российской. Отследить новые тренды можно на сайтах или в блоге у любимого интернет-мыслителя, а купить одежду от всемирно известных модельеров могут позволить себе многие.
Джинсы скинни все еще оставались обязательным предметом гардероба. На смену мини-юбкам приходит длина миди и макси, а самыми популярными цветами были яркие неоновые оттенки. На полках магазинов массово появляются объемные свитера и хлопковые рубашки в клеточку.
Еще одним популярным трендом первой половины десятилетия были геометрические мотивы и атрибуты индейской культуры: серьги с перьями, яркие пончо.
Важная особенностью 2010-х является начало тесного сотрудничества признанных дизайнеров с хип-хоп-исполнителями.
Начиная с середины 2010-х в моде были естественные прически: длинные волнистые волосы. Вдохновившись героиней Китнисс Жвердин из фильма «Голодные игры» девушки стали носить косы. А ближе к середине 2010-х в моду стали входить короткие стрижки – каре или пикси. Блески для губ ушли на задний план, теперь девушки начинают массово использовать матовые помады.
К концу 2010-х неудобные высокие каблуки заменяются лоферами, кроссовками и кедами, которые надевают даже под официальный стиль одежды. Скинни-джинсы сменились джинсами-бойфрендами или «мамиными джинсами». Из 90-х на вооружение берутся идеи для аксессуаров: чокеры, напульсники, поясные сумки. Спортивные костюмы, джинсы и кроссовки тоже напоминают возвращение 90-х. Мода уже не является чем-то единым – вокруг царит свобода мысли.
2020-ые
2020-ые годы только-только наступили, но уже можно выделить некоторые тренды, которые задают новое десятилетие.
Во-первых, это отсутствие политической индифферентности – молодежь уже не стоит как раньше в стороне от политических и деловых новостей, это сказывается и на одежде. В моду вошли футболки и кофты с надписями и с политическими лозунгами.
В 2019-м массово заговорили об экологии, что тоже не могло не отразиться на модных тенденциях. В ход пошли авоськи, многоразовые мешки для продуктов, экобутылки и одежда из экологичных тканей.
Однако о том, чем запомнится нам это десятилетие, говорить слишком рано. Остается только следить и придумывать для себя новые образы.