Что было на месте ххс
Что первоначально было на том месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя
Описание
Урочище Чертолье (Белый город), около Кремля, известное с XIV века, было названо по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой (о котором в наше с вами время напоминает лишь Чертольский переулок, проходящий между Пречистенкой и Гагаринским переулком, бывшей улицей Рылеева). Ручей вытекал из Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца (в частности — Гоголевского бульвара) и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл, прорыл глубокий овраг. Это было самое настоящее, с крутыми склонами, препятствие. И в Москве, и в других местах такие овражистые форсы рельефа раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы; другими словами, Черторой—Черторый может восприниматься как производное от словосочетания черт рыл. Составители справочника «Имена московских улиц», объясняя так — «черт рыл» — наименование местности Чертолье, делают, правда, и одну оговорку «Не исключено, однако, что название связано с какой-то чертой (границей), проходившей по этому оврагу. В первой четверти XVII в. здесь находилась податная Чертольская слобода сотни посадских людей». Профессор-географ Э. М. Мурзаев в разгадке тайны Черторыя попытался увидеть более отчетливую связь названия местности с религиозными воззрениями, точнее — с мифологическими представлениями наших предков. Этот исследователь считает, что первое место по топонимической активности среди мифических персонажей действительно принадлежит «наиболее популярному герою потустороннего мира — черту», поскольку географические названия от слова черт насчитываются десятками, если не сотнями. Впрочем, и профессор Э. М. Мурзаев вынужден оговориться ссылаясь на работы академика Н. И. Толстого, он напоминает, что слово черт традиционно присутствует в русской народной географической номенклатуре (вместе со словами, скажем, бутырки, кулижки, яма, враговраг, котлы и др.), где оно означает просто «болото» и выступает как нарицательное слово.
Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, на месте которого возвели позже храм Христа Спасителя, был основан в ХIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине ХIV века, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне 2-й Зачатьевский пер., 2).
Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Большой пожар в 1547. В 1571 перенесен в урочище Чертолье (Белый город), около Кремля. После пожара 1626 восстановлен в 1634. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой. В 1837, по решению императора Николая I, в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя монастырь был разобран и переведен в Красное село, около Красного пруда, к храму Воздвижения Креста Господня.
Хронология
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
История одного места. Храм Христа Спасителя
Материал об истории строительства, сноса и воссоздания храма Христа Спасителя был опубликован во 2-м выпуске ПР «Архитектура и политика» (1996), когда стройка культового сооружения на месте бассейна «Москва» шла полным ходом. По просьбе редакции автор статьи Глеб Соболев спустя 23 года написал о значении ХХС в новейшей истории архитектуры, политики и православия: «Реплика храма Христа Спасителя, построенная при мэре Москвы Юрии Лужкове и патриархе Алексии II, по прошествии двух десятилетий кажется мне символом той „гибридности“, которая пронизывает нашу современную жизнь. Храм из бетона, отъехавший на центр фундаментной плиты сталинского Дворца Cоветов, строившийся на начальном этапе без главного архитектора проекта, с конференц-залом в стилобате, куполом с оксидом титана вместо золота и барельефами Церетели из бронзы вместо мрамора. Новый храм не стал шедевром архитектурной реконструкции исторического здания. Наоборот, как пример „нечуткой“ реконструкции он задал тенденцию на китч при восстановлении старых храмов по всей России. Если раньше многие храмы строились, когда общины достигали определенного достатка и жизнь была налажена, то новый ХХС стал образцом для подражания в череде храмов-новоделов среди хижин и руин по всей России. Как символ современной церковной власти новый „главный“ храм страны, конечно, состоялся — не случайно акция Pussy Riot была устроена именно в нем, а наказание её участников было символично суровым. Для города как социума территория вокруг храма оказалась исключенной из жизни большинства москвичей и гостей города, в отличие от старого открытого бассейна „Москва“. Сакральным это пространство тоже не стало, учитывая все технические подъезды и гаражные ворота. „Гибридность“ просвечивает во всем. Для некоторых верующих из православных в нескольких поколениях семей, которых я знаю, храм стал местом, где, благодаря его огромному внутреннему объему, почти всегда можно найти место для уединённой молитвы. В апокрифическом Евангелии от Фомы есть слова Христа: „разруби полено — я там. переверни камень — и найдешь меня“. Для верующего достаточно немногого. А кому-то и целого мира мало».
образование: Московский архитектурный институт (1995), Архитектурная школа Архитектурной Ассоциации (1991-1993)
Восстановление храма Христа Спасителя — проект, символическая функция которого в судьбе России несомненна для всех: и для покровительствующих ему государственных структур, и для Русской Православной Церкви, и для многочисленных жертвователей, и, наконец, для оппозиционеров и скептиков из числа независимых интеллектуалов. Другое дело, что осмысливается и представляется эта символическая функция каждой стороной по-своему. Причем порой различие в оценках события заходит так далеко, что ситуация начинает напоминать известное стихотворение Д. Хармса об охотниках, смотревших на Луну и видевших разные другие вещи. Так что же происходит на наших глазах в самом центре Москвы? Ясно, пожалуй, только одно — происходит нечто такое, на что невозможно не обратить внимания. Авторы российской экспозиции на венецианской Биеннале 1995 года — В. Мизиано, Д. Гутов, В. Фишкин и Е. Асс — предложили расширить рамки проблемы и проследить серию трансформаций участка на Пречистенской набережной на протяжении прошедшего столетия. Созданием документального фильма «История одного места», смонтированного из кинохроники разных лет, завершились для авторов поиски макрометафоры российской культуры в ее теперешней фазе, инспирированные темой прошлогодней Биеннале — темой «национального представительства». Фильм стал центральным сюжетом российского павильона в Венеции и подсказал идею этой публикации.
Алексеевский монастырь был основан в начале XIV в. у села Семчинское, а позже, после пожара, был переведен под защиту укреплений Белого города. В XVI в. земли Чертолья были отданы опричнине, а в начале XVII в. монастырь снова вернулся на свое место. Главные постройки Алексеевского монастыря — собор и колокольня — принадлежали к числу характерных памятников архитектуры XVII в. Расположенные в центре монастырской площади, они создавали выразительную группу шатровых сооружений. Шатры, судя по сохранившимся изображениям, сделанным накануне разборки, были «светлыми», а не «глухими» (как в единственной сохранившейся в Москве подобного рода постройке — церкви Рождества в Путинках) — такие сооружения получили распространение в XVII в. и были известны только на Руси. В 1838 году, перед началом строительства храма Христа Спасителя, монастырь был переведен в Красное Село. Все стоявшие на площади постройки, в том числе и находившаяся рядом церковь Всех Святых, были снесены.
В конце 10-х годов XIX в. генерал Первой армии П. А. Кикин выступил с идеей создания храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. 25 декабря 1823 года император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». Вскоре со всей России от «лиц всех званий и всякого состояния» начали поступать пожертвования «на строительство и благоустройство сего храма».
Первоначально для строительства храма предлагалось несколько мест: Кремлевский холм, Швивая горка и территория Симоновского монастыря. Однако А. Л. Витберг, чей проект победил в конкурсе, выбрал для строительства Воробьевы горы. Этот проект не был реализован. Сначала положение Витберга пошатнулось в связи с упразднением в 1824 году Министерства духовных дел и народного просвещения, возглавляемого князем А. Н. Голициным. Затем было начато дело о хищениях и финансовых злоупотреблениях в Комиссии по построению храма. В итоге десятилетнего разбирательства архитектор Витберг был несправедливо обвинен, сослан в Вятку и его обязали уплатить долг почти в один миллион рублей. Строительство на Воробьевых горах было окончательно прекращено в 1827 году из-за того, что в ходе земляных работ гора начала оседать.
Вместо витбергского был принят проект архитектора К. А. Тона, составленный в 1832 году, и 10 сентября 1839 года на Пречистенской набережной на месте Алексеевского монастыря был заложен храм Христа Спасителя. На этом выбранном Николаем I месте он оказывался фланкирующим Кремль, создавая противовес стоящему с другой стороны собору Василия Блаженного. В 1842 году было начато строительство, в 1846 году был сведен большой купол, а уже в 1848 году все купола были одеты медью. На позолоту храма ушло более 420 килограммов золота. Диаметр купола составил 30 м, высота — 27,7 м, а его поверхность — почти 3000 кв. м. Леса были сняты, согласно «Московским ведомостям», в 1858 году.
Летом 1882 года храм был практически готов, однако его освящение состоялось 26 мая 1883 года. Освящение придела святого Николая состоялось 12 июня, придела святого Александра Невского — 8 июля. Передача храма Управлению по заведованию Московским кафедральным во имя Спасителя Христа собором состоялась 30 марта 1884 года.
1 июня 1884 года была расформирована Комиссия по построению храма.
5 августа 1917 года торжественным богослужением в храме Христа Спасителя был открыт Собор Русской Православной Церкви, на котором Патриархом был избран митрополит Тихон.
С 1 января 1918 года штатное содержание причта было упразднено декретом Совета Народных Комиссаров. В 20-х годах была начата кампания по дискредитации его художественных достоинств. При этом обычно приводились мнения только отрицательные, в большинстве своем непрофессиональные — от Шевченко с Герценом до Демьяна Бедного. В 1922 году по доносу был арестован причт храма Христа Спасителя, а в 1937 году, через шесть лет после сноса храма, настоятель протопресвитер Александр Хотовицкий получил «десять лет без права переписки».
9 апреля 1922 года в храме Христа Спасителя было изъято более 34 пудов серебра, 510 бриллиантов, жемчужная корона, 8 больших алмазов и другие драгоценности. Об их судьбе до сих пор ничего не известно.
18 июля 1931 года в газетах был объявлен всесоюзный открытый конкурс на составление проекта Дворца Советов в Москве. «Дворец Советов в целях его наибольшей доступности трудящимся массам будет расположен в центре г. Москвы — на набережной Москвы-реки, на площади между Соймоновским проездом, Волхонкой и Ленивкой, со сносом храма Христа Спасителя и соседних строений до улицы Ленивка» (газета «Правда»).
Строительство Дворца Советов, который должен был стать самым большим зданием в мире, планировалось завершить в течение двух лет, однако, оно затянулось. Только в феврале 1933 года, после нескольких конкурсов, был принят проект Иофана. Строительство реально началось в 1937 году, к 1939 году была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стены, обращенной к Волхонке. Здание так и не было закончено. В 1942 году, после оккупации Донбасса фашистами, стальные конструкции недостроенного здания были разобраны и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.
В 1957 году было решено строить Дворец Советов на Ленинских горах. В 1957–1959 годах был проведен новый конкурс, но уже в 1960 году проектирование было остановлено. В том же году на месте бывшего Храма Христа Спасителя был построен плавательный бассейн «Москва». Исполком Московского Совета принял решение фундаментную плиту Дворца Советов использовать как днище бассейна, а повышенные кольцевые фундаменты, высота которых составляла 1 м, — как его стенки. Таким образом, габариты бассейна были определены параметрами готовых кольцевых фундаментов — с их учетом диаметр чаши бассейна был принят в 130 м. Бассейн по своим размерам в те времена был крупнейшим не только в СССР, но и во всем мире: общая площадь зеркала воды составляла 13 тыс. кв. м.
Бассейн был разделен на несколько секторов — для спортивного плавания, для прыжков, для купания, а также пять детских плескательных бассейнов — и функционировал круглый год. По периметру бассейна располагались пляж шириной 10 м и семь одноэтажных павильонов. По праздничным дням из центральной части бассейна должен был бить большой фонтан, подсвечиваемый разноцветными огнями. Вокруг бассейна был разбит парк, а прилегающие к нему улицы были расширены.
Проект всей застройки разрабатывался рядом проектных организаций — мастерской 16 института «Моспроект», Институтом Генплана и Мосинжпроектом.
Вид на храм Христа Спасителя со стороны стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала. 1996-1997 гг. / pastvu.com
6 сентября 1994 Президентом России Борисом Ельциным было подписано обращение к членам Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма, в котором говорилось: «Россия нуждается сегодня в храме Христа Спасителя. Это русская национальная святыня, и она должна быть возрождена. С ней всем нам будет легче находить пути к общественному согласию, к созиданию добра, жизни, в которой будет меньше греха».
Сегодня ведутся работы по воссозданию храма Христа Спасителя. Они финансируются из внебюджетных источников, каждую неделю от жертвователей — частных лиц и организаций — на счет поступает 1,5 миллиарда рублей, приблизительно столько же могут осваивать строители. Проект воссоздания храма разработан архитекторами из института «Моспроект-2» (где для этой цели была создана отдельная мастерская), а строительство храма ведет российская фирма «Моспромстрой». На этот раз несущие конструкции храма выполнены из монолитного железобетона. Сохранились многие предметы внутреннего убранства, сбором которых занимается специальная комиссия, — они должны занять свое место в воссозданном храме. Его строительство планируется завершить в 1997 году, после этого в течение трех лет храм будет расписан.
«Сему месту быть пусту!»
Место, о котором идет речь, знают все, но каждый по-своему. Люди постарше помнят здесь бассейн «Москва», молодежь знает его как новый храм Христа Спасителя. И многие помнят, что еще раньше здесь стоял другой храм, именуемый так же, но лишь отчасти похожий на нынешний. О некогда существовавшем женском монастыре или так и не построенном Дворце Советов известно еще меньше. МОСЛЕНТА решила объединить реалии и легенды этого мистического уголка столицы.
Сивка, Ленивка и Черторый
Территория на левом берегу Москвы ниже Крымского брода, перед устьем реки Неглинки издревле считалась «гиблой». Места низкие и болотистые, со множеством речушек, ручьев и оврагов, для жилья практически не пригодные.
Прямо посредине, примерно по линии современных бульваров, тек ручей (или речушка) под названием Черторый. Вытекал он из Козьего болота, на месте которого позже были разбиты Патриаршие пруды. Название его, по старинному московскому поверью, связано именно с местными буераками, которые будто «черт рыл». Ученые-лингвисты этот вариант не комментируют.
В знаменитый ручей впадали речки Ленивка и Сивка. Они, как и сам Черторый, сейчас заключены в трубы, но названия их сохранились в местной топонимике — есть улица Ленивка и переулок Сивцев Вражек, то есть овраг возле Сивки.
Название Черторье постепенно превратилось в более благозвучное Чертолье, но обходить ее все же предпочитали не только местные жители, но даже враги.
Например, крымские татары, имевшие обыкновение на протяжении XVI века регулярно «посещать» Москву с далеко не дружелюбными намерениями. Они шли от Крымского брода, что в районе нынешнего одноименного моста, и никогда не двигались прямо на Кремль, а обходили Чертолье слева, через Арбат. Там их и встречали наши предки, в летописях отмечено несколько сражений с точным указанием места.
Аполлинарий Васнецов «Семиверхая башня Белого города» (на месте современного храма Христа Спасителя).
Валентин Черединцев / РИА Новости
Ситуация стала меняться в конце XVI столетия. В это время по линии современного Бульварного кольца началось строительство стены Белого города, для чего, видимо, были проведены соответствующие земляные работы.
Овраги частично засыпали, берега ручьев и речушек как-то укрепили и облагородили. В районе современного Каменного моста, но ближе к Волхонке, тогда появился Лебяжий пруд, где разводили птицу и рыбу для царского стола. Лебяжий переулок тому в память. А чуть дальше по Волхонке, совсем близко к новой крепостной стене, появился монастырь. Женский.
Пречистенка и зачатие святой Анны
Стоит отметить, что и название местности в ту пору изменилось. Государь Федор Иоанович часто ездил на богомолье в Новодевичий монастырь, но при пересечении местности с дьявольским названием Чертолье ему становилось не по себе. Вот и переименовали улицу в Пречистенку.
Название это связано с иконой Пречистой Божией Матери Смоленской, которая хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Впрочем, ворота Белого города так и остались Чертольскими. Возле них и появился монастырь. Назывался он Алексеевским, и история его требует небольшого рассказа.
Основание монастыря связано с именем одного из самых ярких людей XIV века — митрополита Алексия, в миру боярского сына Алексея Федоровича Бяконта.
При малолетнем осиротевшем князе Дмитрии, которого в будущем прозовут Донским, он фактически был правителем Московского княжества и всей Руси, причем правителем весьма мудрым и расчетливым. Монастырь, который он основал за Черторыем, был освящен в честь церкви зачатия святой Анны, а первыми обитательницами его стали родные сестры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.
Почти через двести лет, в 1547 году монастырь полностью сгорел. На старом месте его решили не восстанавливать (возможно, из-за татарской угрозы), а перенести под защиту крепостной стены. Так он и оказался на новом месте. Кстати, обитель на старом, «намоленом» месте впоследствии возобновили, и она существует по сей день как Зачатьевский монастырь в районе Остоженки.
Но нас интересует тот, другой монастырь. При его строительстве решили помянуть и самого основателя, посему он и стал именоваться Алексеевским, хотя остался женским и храм зачатия Анны в нем тоже имелся.
По старинной московской традиции монастырь регулярно горел, а в великую смуту его совсем разрушили, правда, потом восстановили.
Особое же внимание ему стали уделять после рождения у царя Михаила (первого из Романовых) долгожданного сына, нареченного Алексеем. Царю было уже за тридцать (что считалось весьма солидным возрастом), посему это событие воспринималось почти как чудо. В честь божьего благодеяния и по велению государя мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин построили в монастыре великолепный двухшатровый храм, признанный шедевром архитектуры XVII века.
Алексеевский женский монастырь
Считается, что это была одна из первых двухшатровых церквей в столице. Кстати, вскоре, при патриархе Никоне, строительство храмов такого типа было запрещено, так и остался собор Алексеевского монастыря уникальным.
Впоследствии монастырь дополнялся новыми зданиями, перестраивался. Прожил на этом месте он более двух сотен лет, пока царю Николаю I не пришла в голову идея устроить здесь храм Христа Спасителя. Монастырю же приказано было перебираться в район Красного села, нынешней Красносельской улицы.
Говорят, именно тогда возмущенная игуменья и изрекла проклятье: «Сему месту быть пусту!».
Сплошная мистика
Идея храма-кенотафа, то есть символического погребального сооружения без реальных захоронений внутри в честь великой победы, возникла еще во время Отечественной войны 1812 года. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно.
25 декабря 1812 года в день, когда последние солдаты наполеоновской армии покинули приделы Российской империи, Александр I дал обет построить такой храм в Москве, лежавшей тогда в руинах. Даже издал соответствующий манифест. Часть средств выделила казна, остальные собирали по подписке.
Был объявлен конкурс и, несмотря на то, что в нем участвовали такие великие зодчие, как Воронихин, Кваренги, Жилярди и Стасов, победил проект молодого Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, к тому же шведа (хотя родился он в России), масона и лютеранина. Храм предполагалось построить на Воробьевых кручах, как тогда говорили, чтобы его было видно из любой точки города.
Замысел был величественен: на вершине Воробьевых круч, примерно возле нынешней смотровой площадки МГУ, должен был появиться огромный 240 метровый храм (это втрое больше нынешнего!), от которого крыльями расходились галереи из 600 колонн.
Кстати, это очень понравилось императору. Вот, что он писал о проекте:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Проект Александра Витберга храма Христа Спасителя. 1817 год.
Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром.
12 октября 1817 года в пятилетие ухода французов из Москвы состоялась закладка храма. Собственной персоной присутствовал император, собралось половина города — до 400 тысяч человек. Вечером того же дня на монаршем приеме Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест.
Но замысел не был осуществлен, несмотря на огромные ассигнования.
Строительство шло медленно, а потом оказалось, что склон «плывет» и не может удержать огромное сооружение.
Пришлось вести сложнейшие земляные и инженерные работы, на которые ушли колоссальные деньги, а результат оказался отрицательным — строить все равно было нельзя.
Александр умер (хотя есть легенда, что ушел), а новый император Николай направил комиссию, которая выявила огромную недостачу — почти миллион рублей. После многолетнего следствия Витберга обвинили в недогляде за вороватыми подчиненными (о личной корысти речи не шло) и сослалив Вятку. Строительство было остановлено, а потом и вовсе заброшено.
На проклятом месте
Но к самой идее создания храма-кенотафа власти при первой возможности вернулись. От строительства на Воробьевых горах пришлось отказаться, и тогда Николай I самодержавным перстом указал на Алексеевский монастырь в Чертолье.
Мнение горожан и монахинь спрашивать не стали. По городу ходили слухи, что 17 октября 1837 года, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница приказала приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора дубу. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла и насильников и это место, о чем шла речь выше.
Новая закладка состоялась в день четвертьвекового юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, а посему посчитал возможным лично назначить архитектора и утвердить проект по своему усмотрению.
Выбран был вариант Константина Тона. Православие, самодержавие и народность буквально сочились из тоновского проекта.
Императору понравилась монументальность замысла и явная преемственность традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.
Строительство шло долго и трудно, как по причине грандиозности замысла, так и из-за периодического недостатка средств в казне. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей европейской России в северо-западной части Московской губернии был даже специально сооружен Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну.
Храм Христа Спасителя в Москве. 1920 год.
Собор расписывали лучшие мастера страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. Потрясающие скульптуры и мраморные горельефы создавали А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов, П.К.Клодт и А. В. Логановский.
Всеми работами лично руководил Тон (он был великолепным организатором), правда, до освящения собора архитектор так и не дожил. С момента закладки до открытия прошло почти сорок шесть лет. Может быть, заклятие игуменьи мешало?
Кстати, храм москвичам не понравился. Он совершенно не встраивался в градостроительную традицию города и своими безумными масштабами подавлял все окрестные постройки.
Его называли «самоваром», а его автора «довольно бездарным архитектором», как выразился художник Василий Верещагин.
«Своим» храм Христа Спасителя в первопрестольной так и не признали, и гордиться им даже не думали. Скорее, считали образцом безвкусицы и угодничества монаршим вкусам.
Дворец обреченный
Проект Дворца был еще грандиознее, чем стоявший здесь храм. Впрочем, началось все снова с многоэтапного конкурса проектов. В нем участвовали не только все лучшие отечественные зодчие: Жолтовский, Щусев, Гинзбург, Голосов, братья Веснины, Алабян, Власов, — но и зарубежные «звезды» Армандо Бразини, Гектор Гамильтон и даже великий Ле Корбюзье! Всего проектов было подано 270, из них 24 иностранных.
В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Впрочем, это был не окончательный вариант, просто он был взят за основу, а Иофану с группой коллег поручили объединить самые яркие идеи разных авторов. На это ушло несколько лет, но в итоге страна получила искомый вариант, который и был утвержден.
Более ста этажей в высоту, три пирамиды Хеопса в объеме и стометровая статуя Ленина сверху. Самое грандиозное сооружение в мире, которое должно было символизировать наступление новой эры!
Начали с котлована и фундамента, на что ушло семь лет. Для создания каркаса даже была разработаны новые образцы бетона и сверхпрочная марка стали, которые назвали ДС (Дворец Советов). Гигантское сооружение уже стало подниматься над поверхностью земли, но началась война. Стройку заморозили. Сваи спилили и пустили на противотанковые «ежи», остался только котлован.