Что было на месте кутузовского проспекта
Что было на месте кутузовского проспекта
За год здесь произошло 16 таких ДТП. Погибло 25 человек. Уже одни эти цифры приводят в замешательство, а когда начинаешь вникать в каждый конкретный случай, становится действительно как-то не по себе. Страшные аварии, уносящие за раз по нескольку жизней, возникают, по сути дела, из ничего.
2 сентября 2003, вообще похоже на мистику. Время — 4 часа ночи. Многополосный Кутузовский практически пуст. По страшному, необъяснимому стечению обстоятельств здесь и сейчас “встречаются” три автомобиля. В сторону центра едут “семерка” и уборочная машина. В область — “Мерседес”. Водитель иномарки почему-то выскакивает на встречную полосу. Тут же врезается в непонятно откуда появившиеся “Жигули”. “Мерс” переворачивается на правый бок, и так его тащит по встречке, пока он не наезжает на уборочную машину.
16 февраля 2004 около 6.30 утра: Машина проехала Триумфальную арку, выскочила на открытое место. Вдруг автомобиль съехал с дороги и понесся прямиком на бетонный парапет. Сначала “Жигуль” ударился о заграждение, а потом, отлетев, протаранил столб. Чудом выжил лишь один из пассажиров. Сейчас “везунчик” утверждает, что водитель неожиданно. заснул.
Нельзя не упомянуть, что три вышеописанные трагедии объединяет еще одно немаловажное обстоятельство: во всех случаях виновники ДТП были трезвы. И таких таинственных аварий на проклятом 9-м километре много.
30 декабря 2003 в “гиблом месте” столкнулись сразу семь автомобилей. Движение в тот час было довольно интенсивным. Неожиданно одна из машин, джип “Лексус”, выскочила на встречную полосу. И в следующую секунду в обоих противоположных потоках друг за дружкой стали биться автомобили. И, кстати, еще до приезда оперативных служб “Мерс” сгорел дотла.
КЛАДБИЩЕ: Милиционеры — люди по роду деятельности недоверчивые и отнюдь не суеверные — уже настолько свыклись с печальной данностью, что давно перестали списывать все на совпадение или какие-либо “земные” обстоятельства. Сильного гололеда на Кутузовском, по их наблюдениям, не бывает — “президентский путь”, понятное дело, чистят хорошо. В округе ходят упорные слухи, что на месте, где ныне пролегает этот участок Кутузовского проспекта, в давние времена был погост. Как выяснилось, более или менее известных кладбищ здесь раньше не существовало. На фото (направление съемки — восток) видно, что тут было в 1900-1902 годах.
В книге краеведа Алексея Саладина (в начале прошлого века он описал большое количество уничтоженных нынче погостов) ничего об этом не сказано. Однако мы не можем доподлинно утверждать, что здесь никого никогда не хоронили. Дело в том, что в древней Москве вообще кладбищ как таковых не было. Покойников погребали рядом с монастырями, храмами, маленькими церквушками. Это потом из-за моривших столицу эпидемий Петр Первый повелел: “Мертвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри городов не погребать”. И кладбища стали появляться под Москвой. А несколько веков назад там, где сейчас проходит этот отрезок Кутузовского проспекта (в прошлом Смоленской дороги, которая, кстати, сначала пролегала даже несколько в стороне), как раз был пригород.
Также стоит отметить, что вокруг гиблого нынче места находилось несколько сел. А где села — там и церквушки. Значит, могли быть и маленькие кладбища. Постройки были деревянными, пожары тогда бушевали часто. Теоретически следов каких-то церквей могло вообще не остаться. Опять же нет никакой гарантии, что во время мора, бушевавшего в округе во второй половине 18 века, местные жители не хоронили своих близких где придется — в том числе в районе “гиблого” места.
Раньше по одну сторону Кутузовского проспекта были фруктовые сады. В другой стороне находились бойни. Надо сказать, и бойни — место отнюдь не радостное. Постоянное присутствие смерти, море крови. Может быть, именно это каким-то образом создало таинственно-страшный ореол, до сих пор царящий в зоне близ Поклонной горы?
ПСИХОЛОГИЯ: Возможно здесь играет роль психологический фактор. Миновав Триумфальную арку, водитель выезжает на более открытое, спокойное место. Он расслабляется, считая, что теперь волноваться не о чем. Начинает набирать скорость. Как будто он уже выехал за город и мчится по трассе. На самом же деле расслабляться рано. Впереди — сложный поворот: одни машины уходят на Минскую улицу, другие, наоборот, въезжают с нее на Кутузовский.
Что общего у Кутузовского проспекта и кладбища
Старожилы Кутузовского проспекта в районе от Мастерской Петра Фоменко до Башни-2000 и моста Багратион вспоминают, как в Советское время мальчишки находили человеческие черепа, надевали их на палки и бегали с этими «хоругвями» по дворам. Жуткие находки — остатки двух кладбищ, которые до 1938 года существовали на этой территории.
«…Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собою не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней. Черная птица-шофер на лету отвинтил правое переднее колесо, а затем посадил машину на каком-то совершенно безлюдном кладбище в районе Дорогомилова. Высадив ни о чем не спрашивающую Маргариту возле одного из надгробий вместе с ее щеткой, грач запустил машину, направив ее прямо в овраг за кладбищем. В него она с грохотом обрушилась и в нем погибла. Грач почтительно козырнул, сел на колесо верхом и улетел. Тотчас из-за одного из памятников показался черный плащ. Клык сверкнул при луне, и Маргарита узнала Азазелло «
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
«Кладбище в районе Дорогомилова» просуществовало с конца восемнадцатого века до середины двадцатого. Точнее говоря, кладбищ было целых два — еврейское и православное, и появились они почти одновременно.
Православное кладбище было организовано после эпидемии чумы 1771 года и последовавшего запрета хоронить в пределах Камер-Коллежского вала. До 1812 года оно оставалось ничем не примечательным погостом, но во время Отечественной войны здесь было похоронено много солдат и офицеров. На средства известного промышленника и мецената Прохорова в 1849 году был сооружен
Позднее кладбище становится «университетским» — здесь были похоронены многие учёные: экономист Николай Бекетов и востоковед Алексей Болдырев, математик Николай Зернов и кардиолог Григорий Сокольский, а также другие известные и уважаемые люди, например, композитор Илья Сац и министр народного просвещения Николай Боголепов.
Иудейское кладбище было организовано примерно тогда же, когда и православное, по инициативе проживавших в городе белорусских евреев. Генерал-губернатор Москвы Еропкин выделил около восьмисот квадратных сажень земли за Дорогомиловским мостом, «вдали от православного кладбища». Первого еврея похоронили у Дорогомиловской заставы в 1788 году. В середине 19 века кладбище, где также хоронили и и караимов, было расширено за счет покупки прилегающей земли, была построена синагога. На территории некрополя были захоронены художник Исаак Левитан, доктор Самуиил Вермель, революционер Николай Абельман, братья Поляковы — банкиры и железнодорожные магнаты.
Оба кладбища были закрыты ещё до войны, в 1939 году. Часть захоронений перенесли на другие кладбища — Новодевичье и Востряковское.
«В 1938 году в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие, в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место»
Юрий Рябинин. «Плохая им досталась доля…»
В годы войны на кладбище тренировались новобранцы, а церковь Преподобной Елисаветы на случай прорыва обороны была превращена в опорный пункт, в стенах сделали амбразуры для пулемётов и противотанковых ружей. И в церковь, и в синагогу попали бомбы. Окончательно они были снесены уже позднее.
Какое-то время живые и мёртвые мирно соседствовали. Тогда Москва ещё действительно была большой деревней.
«Кладбище использовалось окрестными жителями как парк для отдыха, а кое-кто пас здесь даже коров. Высокие столетние деревья укрывали от знойного летнего солнца, сохраняя прохладу от Москвы-реки. В годы войны я собирал здесь крапиву и лебеду, и моя мать варила щи.. Помню, я также, как с 1-й Извозной улицы гоняли пастись в район Русского кладбища небольшое стадо коров. Цена на молоко от этих коров, продававшееся на Дорогомиловском рынке, была дороже, чем у крестьянок, приехавших со станций Киевской железной дороги.
Игорь Сергеев, краевед
Территория некрополя активно застраивалась, приехали новые жильцы. По кладбищу гуляли мамы с колясками, а дети постарше находили себе более интересные развлечения.
«..Было также много больших гранитных памятников. Они были выполнены из блоков, скрепленных железными штырями. А чтобы штыри не ржавели и не повреждали тем гранит, в напоры была набита желтая сера. Она горела синим огнем. Мальчишки ее добывали и в сумерки зажигали, укладывая на кресты. Кресты как бы плакали синими каплями.»
Игорь Сергеев, краевед
Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов, к тому времени закончилось строительство жилых домов поблизости. В одном из них жили Брежнев и Андропов.
«Каждую весну мы с мамой и отчимом ходили на это старое еврейское кладбище. И вот помню я, как мы идем по этому рушащемуся кладбищу и видим: зияет яма с углами гробов и черепом с черной косой в желтой весенней воде…»
Строительство железнодорожной ветки обнажило могилы и людские пороки.
«… При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе. Женя Финоченко позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли. Евгений Александрович Финоченко ныне подполковник милиции в отставке.»
Игорь Сергеев, краевед
На рубеже 21 века на бывшей территории еврейского кладбища построили театр, а на территории русского — небоскрёб. Строительная техника вновь раскидывала кости профессоров и промышленников, извозчиков и живописцев. Прошла эпоха, страна уже другая, но люди ничуть не изменились.
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Дорогомилово. Что общего у Кутузовского проспекта и кладбища.
Что общего у Кутузовского проспекта и кладбища Дмитрий Ильенков 08:59
Старожилы Кутузовского проспекта в районе от Мастерской Петра Фоменко до Башни-2000 и моста Багратион вспоминают, как в Советское время мальчишки находили человеческие черепа, надевали их на палки и бегали с этими «хоругвями» по дворам. Жуткие находки — остатки двух кладбищ, которые до 1938 года существовали на этой территории.
«…Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собою не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней. Черная птица-шофер на лету отвинтил правое переднее колесо, а затем посадил машину на каком-то совершенно безлюдном кладбище в районе Дорогомилова. Высадив ни о чем не спрашивающую Маргариту возле одного из надгробий вместе с ее щеткой, грач запустил машину, направив ее прямо в овраг за кладбищем. В него она с грохотом обрушилась и в нем погибла. Грач почтительно козырнул, сел на колесо верхом и улетел. Тотчас из-за одного из памятников показался черный плащ. Клык сверкнул при луне, и Маргарита узнала Азазелло «
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
«Кладбище в районе Дорогомилова» просуществовало с конца восемнадцатого века до середины двадцатого. Точнее говоря, кладбищ было целых два — еврейское и православное, и появились они почти одновременно.
Православное кладбище было организовано после эпидемии чумы 1771 года и последовавшего запрета хоронить в пределах Камер-Коллежского вала. До 1812 года оно оставалось ничем не примечательным погостом, но во время Отечественной войны здесь было похоронено много солдат и офицеров. На средства известного промышленника и мецената Прохорова в 1849 году был сооружен
Позднее кладбище становится «университетским» — здесь были похоронены многие учёные: экономист Николай Бекетов и востоковед Алексей Болдырев, математик Николай Зернов и кардиолог Григорий Сокольский, а также другие известные и уважаемые люди, например, композитор Илья Сац и министр народного просвещения Николай Боголепов.
.
Иудейское кладбище было организовано примерно тогда же, когда и православное, по инициативе проживавших в городе белорусских евреев. Генерал-губернатор Москвы Еропкин выделил около восьмисот квадратных сажень земли за Дорогомиловским мостом, «вдали от православного кладбища». Первого еврея похоронили у Дорогомиловской заставы в 1788 году. В середине 19 века кладбище, где также хоронили и и караимов, было расширено за счет покупки прилегающей земли, была построена синагога. На территории некрополя были захоронены художник Исаак Левитан, доктор Самуиил Вермель, революционер Николай Абельман, братья Поляковы — банкиры и железнодорожные магнаты.
.
Оба кладбища были закрыты ещё до войны, в 1939 году. Часть захоронений перенесли на другие кладбища — Новодевичье и Востряковское.
«В 1938 году в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие, в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место»
Юрий Рябинин. «Плохая им досталась доля…»
В годы войны на кладбище тренировались новобранцы, а церковь Преподобной Елисаветы на случай прорыва обороны была превращена в опорный пункт, в стенах сделали амбразуры для пулемётов и противотанковых ружей. И в церковь, и в синагогу попали бомбы. Окончательно они были снесены уже позднее.
.
Какое-то время живые и мёртвые мирно соседствовали. Тогда Москва ещё действительно была большой деревней.
«Кладбище использовалось окрестными жителями как парк для отдыха, а кое-кто пас здесь даже коров. Высокие столетние деревья укрывали от знойного летнего солнца, сохраняя прохладу от Москвы-реки. В годы войны я собирал здесь крапиву и лебеду, и моя мать варила щи.. Помню, я также, как с 1-й Извозной улицы гоняли пастись в район Русского кладбища небольшое стадо коров. Цена на молоко от этих коров, продававшееся на Дорогомиловском рынке, была дороже, чем у крестьянок, приехавших со станций Киевской железной дороги.
Игорь Сергеев, краевед
Территория некрополя активно застраивалась, приехали новые жильцы. По кладбищу гуляли мамы с колясками, а дети постарше находили себе более интересные развлечения.
»..Было также много больших гранитных памятников. Они были выполнены из блоков, скрепленных железными штырями. А чтобы штыри не ржавели и не повреждали тем гранит, в напоры была набита желтая сера. Она горела синим огнем. Мальчишки ее добывали и в сумерки зажигали, укладывая на кресты. Кресты как бы плакали синими каплями.»
Игорь Сергеев, краевед
Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов, к тому времени закончилось строительство жилых домов поблизости. В одном из них жили Брежнев и Андропов.
«Каждую весну мы с мамой и отчимом ходили на это старое еврейское кладбище. И вот помню я, как мы идем по этому рушащемуся кладбищу и видим: зияет яма с углами гробов и черепом с черной косой в желтой весенней воде…»
Строительство железнодорожной ветки обнажило могилы и людские пороки.
«… При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе. Женя Финоченко позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли. Евгений Александрович Финоченко ныне подполковник милиции в отставке.»
Игорь Сергеев, краевед
На рубеже 21 века на бывшей территории еврейского кладбища построили театр, а на территории русского — небоскрёб. Строительная техника вновь раскидывала кости профессоров и промышленников, извозчиков и живописцев. Прошла эпоха, страна уже другая, но люди ничуть не изменились.
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля
Почему самую близкую к центру часть Кутузовского проспекта делали позже других? За что критиковали создателей гостиницы «Украина»? Правда ли, что изначально из окон сталинской высотки открывался вид на ветхие бараки? И как появился первый подземный автомобильный тоннель в Москве? Об этом и не только расскажу сегодня.
Вечерняя иллюминация на Кутузовском проспекте в сторону Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), 1974.
К «своим» не придирались
Начальный отрезок Кутузовского проспекта сформировался, как это ни странно, одним из последних. Хотя он ближе всего располагался к центру. Одной из причин было то, что в те времена ещё не было Новоарбатского моста через Москву-реку. Да и самого Нового Арбата не существовало. Таким образом, Кутузовский заканчивался тупиком. Градостроители ждали, пока ситуацию можно будет разрешить. Поэтому работы стартовали только в 1946 году. Тогда начали строить здание под номером 18. Оно расположилось в том месте, где от Кутузовского проспекта отходит Большая Дорогомиловская улица.
Для того, чтобы построить дом по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, пришлось снести здание фабрики-кухни. К сожалению, его внешний облик в стиле конструктивизма совсем не вписывался в новую концепцию Кутузовского проспекта.
Дом №18 по Кутузовскому проспекту, 1950.
Первоначальный проект дома №18 предполагал на вершине маленькую башню. На стадии одобрения её исключили, но всё равно внешний вид здания получился торжественным. Некоторые исследователи считают, что украшательство было необоснованно ярким. А претензий Чечулину никто не предъявлял якобы из-за его высокого положения в архитектурной иерархии. Но лично мне дом нравится.
Немного про гостиницу «Украина»
Строительство здания начали последним из всех Сталинских высоток, в 1953 году. Некоторые считают, что это связано с тем, что изначально гостиницу хотели расположить в районе стадиона «Динамо». Авторами проекта стали Аркадий Мордвинов, Павел Красильников и Вячеслав Олтаржевский.
Строительство гостиницы «Украина», 1953-1954.
Поскольку достраивали высотку уже в годы борьбы с архитектурными излишествами, первоначальный план немного изменили. Например, в целях экономии пришлось увеличить количество номеров, сократив их площадь. Также не установили шикарные статуи перед главным входом и не реализовали некоторые декоративные задумки.
Гостиница «Украина», 1958.
Несмотря на это, в целом здание получилось очень нарядным и ярким как внутри, так и снаружи. Поэтому критики архитекторам избежать не удалось. Особенно чиновники упрекали строителей за башенки с вазами, которые установили по всему периметру здания. Ведь каждая такая «штучка» обошлась бюджету в 1 млн. рублей (в ценах до реформы 1961). Флигели гостиницы сделали жилыми. Там разместили 254 квартиры.
Типовые дома вместо бараков
Гостиница «Украина», конечно же, была украшением местности. Однако вокруг неё на тот момент находились одни бараки. Они сильно бы портили впечатление от Сталинской высотки. Поэтому ещё на стадии её строительства, начали разрабатывать проект благоустройства Ново-Дорогомиловской улицы. Так называли участок Кутузовского проспекта, который выходил непосредственно к Москве-реке.
Строительство дома №5/3 по Кутузовскому проспекту, 1958. Такой вид на бараки открывался с гостиницы «Украина».
Бараки, вид с гостиницы «Украина», 1958.
Согласно первоначальному замыслу архитекторов, все здания по обеим сторонам новой улицы должны были возвести симметричными и в едином стиле. Правда до конца это осуществить не удалось. Однако некоторые дома построили примерно одинаковыми. Сравните здания под номерами 10 и 13. Они похожи.
Кутузовский проспект в сторону Москвы-реки, 1960-1961.
Кутузовский проспект, 10.
Кутузовский проспект, 13.
Последним украшением для будущего проспекта должно было стать одно большое здание на 430 квартир. Его проектирование доверили группе архитекторов во главе с Вячеславом Олтаржевским. Поскольку он участвовал в создании гостиницы «Украина», то ему удалось гармонично согласовать оба здания. Однако чиновникам что-то не понравилось.
Законченный ансамбль Кутузовского проспекта, вид с Калилинского моста (ныне Новоарбатского моста), 1965.
Формулировка «Отсутствие масштабного единства различных деталей» ясности не вносит. Похоже, проверяющие инстанции сами не знали, чего им хотелось. В итоге процесс остановился. Лишь в 1959-1960 годах здесь появился дом под номером 5/3. Его сделали по типовому проекту. Но добавили некоторые декоративные детали.
Первый московский автомобильный тоннель
Практически готовый тоннель, но уже действующий для проезда автомобилей, 1959.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Моя Москва. Престижная жизнь на кладбище.
Старое фото: Елисаветинская церковь в Дорогомилово.
Ничего просто так не бывает.
05. 10. 19
Церковь преподобной Елисаветы и кладбище было от Дорогомиловской Заставы до метро Кутузовская.
В двадцатые годы стелу, установленную в 19-м веке, разобрали. Она была выполнена в православном стиле, что не соответствовало новой политике. В 1940 году на Дорогомиловском кладбище появился новый монумент, полностью отвечающий духу времени. Однако и он долго не просуществовал. В 1950-м кладбище закрыли окончательно. Останки солдат никуда не переносили, они так и покоятся в земле, под домами, построенными на месте Дорогомиловского кладбища.
22.09.2013г. 15:00-15:10
Москва. Дорогомилово.
Вздыхали, плакали иконы,
Когда срывали с них драконы
Златые ризы и несли
Их за границу увезти.
Потир, что в Алтаре стоял,
Снесли туда, где газ вонял
От страшной огненной печи.
Так поступали палачи.
Адрес Дорогомиловского кладбища сегодня (минимальный размер): от моста к Деловому центру (Москва-Сити) через Москва-реку и до линии МЦК и станции метро Кутузовская.
Церковь располагалась приблизительно там, где сегодня стоит дом № 26 по Кутузовскому проспекту. Во дворе.
Но церковь Елисаветы Преподобной на Дорогомиловском кладбище, как ни странно, сохранили. Более того, в конце тридцатых годов власти позволили горожанам собрать деньги на строительство новой, каменной. К концу сороковых годов Елизаветинская церковь, именно такое название в те времена обычно использовали москвичи, оказалась в полном запустении. Когда кладбище закрыли, сровняли с землей и храм. На его месте построили дома в стиле сталинского ампира.
Но этого не произошло. В начале 20-го века здесь хоронили деятелей искусства, политиков и прочих известных личностей. На кладбище, которое таит много загадок, нашел последнее пристанище министр народного образования, убитый студентом-радикалом в 1901 году. Этот столичный некрополь мог стать не менее ценным историческим памятником, чем тот, что располагается у стен Новодевичьего монастыря. Но в сталинские времена было, видимо, не до сохранности реликвий. Москвичам катастрофически не хватало жилья, квартирный вопрос их портил. Нужны были новые жилые дома, и их возвели. Вряд ли жителей столицы, наконец обретших жилплощадь, занимала тогда такая мелочь, как остатки захоронений у фундамента.