Что было на месте нового арбата
Новый Арбат — симбиоз старины и инноваций
Исторические перипетии
На бумаге Новый Арбат появился в 1935 году в масштабном плане реконструкции Москвы. Этот проспект должен был слиться с Кутузовским и связать Кремль и Рублёвское шоссе — район правительственных дач.
Однако строительство новой магистрали отложилось почти на 30 лет: сначала помешала война, потом нашлись другие приоритетные объекты, например знаменитые сталинские высотки.
Рабочее название «Новый Арбат» стало народным. Проектировщики предлагали и другие варианты, например Новоарбатский проспект или проспект Конституции. Однако с момента появления улицы в 1963 году она получила название Калининского проспекта, «по наследству» от улицы Калинина (ныне Воздвиженка), которую включили в новую магистраль. И лишь в 1994-м улице вернули народное имя.
Сейчас Новый Арбат простирается от площади Арбатские Ворота до площади Свободной России, иначе говоря — от Бульварного кольца до набережной реки Москвы. Мост к Кутузовскому проспекту также называется Новоарбатским (до 1963 года — Калининский).
«Вставная челюсть» Москвы
Хлёсткое прозвище Новому Арбату дал писатель Юрий Нагибин — и оно тоже пошло в народ. Основа поэтического образа — высотные здания, расположенные почти симметрично с обеих сторон улицы. Считается, что они возникли по инициативе Никиты Хрущёва. На него произвели большое впечатление небоскрёбы во время официального визита в США в 1959 году.
На нечётной (южной) стороне Нового Арбата стоят четыре 26-этажных дома (№ 11, 15, 19, 21). Их фасады похожи на раскрытые фолианты. Они имеют общий двухъярусный цоколь длиной 850 метров. Со стороны он кажется огромной витриной, и неудивительно: в нём размещаются в основном магазины (спросите старожилов, кто не помнит «Весну» и «Юпитер»?) и рестораны. В просторечии эти дома называли «мишкины книжки» или «сберкнижки Посохина» — по имени главного архитектора проекта Михаила Посохина.
«Книжки» возвели по образцу элитного жилого здания Edificio Focsa, построенного американцами в Гаване в 1956 году, ещё до кубинской революции. В советское время в них поселились восемь министерств (от пищевой промышленности до тяжёлого машиностроения), а в 1990-х опустевшие административные помещения стали сдавать в аренду коммерческим организациям.
Противовес «книжкам» на северной (чётной) стороне улицы — четыре 25-этажных жилых здания (№ 6, 10, 16, 22), которые перемежаются двухэтажными торговыми центрами. И если магазина «Хлеб» уже давно нет, вместо «Мелодии» теперь кафе, а вместо «Малахитовой шкатулки» — ювелирный, то центральный «Дом книги» существует и поныне. Остался на своём месте и «Октябрь» — первый советский кинотеатр, в котором показывали стереофильмы.
Перечисленные дома построили в 1963–1970 годах. Их ровесник — 32-этажное здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, дом 36). В сооружении оригинального комплекса из трёх корпусов с общим стилобатом наравне с СССР приняли участие страны соцлагеря — Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия. Сегодня здесь располагается Правительство Москвы.
Хотя высотки казались громоздкими и чужеродными в патриархальной Москве, именно они стали одной из визитных карточек столицы.
Всегда новый, по-прежнему старый
Строители Нового Арбата буквально прорубали магистраль посреди старинного московского района, который некогда заселяли опричники Ивана Грозного, потом дворовые люди — повара, плотники, печники и псари, а ещё позже — мелкие дворяне и интеллигенты. Здесь жил славянофил Хомяков, а в доме Соболевского не раз гостил Пушкин…
Ради широкого проспекта снесли множество обветшавших домов. Исчезли Дурновский, Кречетниковский, Кривоникольский и Собачий переулки, а также знаменитая Собачья площадка — треугольная площадь с заброшенным фонтаном. Не иначе как чудом уцелела церковь Иоанна Столпника, в которой когда-то венчался граф Шереметев со своей возлюбленной Прасковьей Жемчуговой. Остался на месте и ресторан «Прага», успешно пережив реконструкцию и в 1954, и в 1997 годах.
Примечательно, что ни один грандиозный план, касающийся обустройства Нового Арбата, так и не был реализован до конца. Некоторые идеи воплощались с опозданием: например, задуманный Посоховым «переходник» между проспектом и Садовым кольцом построили только в 2008 году — это бизнес-центр (Новинский бульвар, дом 8).
Другие постройки возникали «по велению времени». Так, в 2006-м было снесено историческое здание Института курортологии, а через семь лет на его месте появился гостинично-офисный комплекс «Новый Арбат, 32». В конце улицы с перерывом в 10 лет возникли два элитных жилых комплекса: в 1998 году — «Арбат Тауэр» (№ 29), в 2009-м — «Новый Арбат, 27».
И всё-таки между новомодными высотками тут и там выглядывают старинные здания с богатой историей. Они живая память столицы, каменная связь времён. Наверное, молчаливая усмешка «гения места» то и дело возвращает градостроителей к размышлениям о судьбе Нового Арбата.
Интересно, что в конце 2006 года рассматривали проект создания… Новоарбатского бульвара: магистраль предлагалось убрать в подземный туннель, а наземную часть — озеленить и отдать пешеходам. План получил предварительное одобрение, но экономические факторы помешали его воплотить в жизнь и сохранили одну из главных улиц Москвы в привычном виде.
По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. предусматривалась прокладка новой городской магистрали, соединяющей Кремль с Рублёвским ш. — районом правительственных дач. Эта магистраль на начальном участке должна была пройти параллельно ул. Арбат, и поэтому получила рабочее название Новый Арбат. До войны эту идею осуществить не успели и вернулись к ней лишь в начале 1960-х гг. Новый проспект по инерции был назван в 1962 г. Новоарбатским. Он поглотил бывшие Собачий пер., Собачью площадку, часть Композиторской ул., Кречетниковский пер. В 1963 г. в его состав была включена ул. Калинина и левобережная часть Кутузовского просп. (бывший Бол. Новинский пер.), и магистраль получила название просп. Калинина — в память о советском деятеле Михаиле Ивановиче Калинине (1875—1946). В 1990 г. из проспекта была выделена его начальная часть — ул. Воздвиженка. Остальная его часть в 1994 г. была официально названа Новый Арбат.
Собачья площадка 1961 год.
Владимир Потресов («Наше Наследие» № 67-68 2003): «В сентябре 1962 года дом наш буквально содрогнулся от грохота. О том, что переулки между Арбатом и Поварской обречены, говорили давно, частично даже выселены были жильцы, но все как-то не верилось. Отец быстро зарядил пленкой фотоаппарат и выскочил на улицу. Я последовал за ним. Через проходной двор до Собачьей площадки рукой было подать. Все пространство заволокло пылью. Скрипя и вздрагивая, желтый кран оторвал от земли чугунный шар, медленно отвел в сторону и, пустив клуб сизого дыма, с размаху ударил в стену деревянного особняка, как раз напротив Дома композиторов.
Начало прокладки проспекта Калинина. Слева – родильный дом имени Грауэрмана (современный адрес: Новый Арбат, дом № 7; здание надстроено, роддом – закрыт).
Вообще, писатель, художник, путешественник, отец в основном снимал русскую природу, архитектуру, памятники истории, и жанр репортажа не был ему близок. Все же он и в быту не расставался с фотоаппаратом.
Строительство проспекта Калинина. 1964 г.
Строительство проспекта Калинина. 1964 г.
Вот после меткого удара шар-бабой рухнула стена, просела крыша, и, словно тяжкий выдох, из-под останков дома вывалился белесый вал векового праха. Жители окрестных домов, собравшиеся у заграждения, невольно отпрянули. Наступила тишина, лишь кран, опустив заляпанный шар, урчал на холостых оборотах. Отец, забравшись на крыльцо Дома композиторов, снимал панораму. А я разглядывал лица людей. Кто-то не скрывал радости, предвкушая квартирку в черемушкинской пятиэтажке, но кто-то осознал вдруг, что никогда уже не будет того Старого Арбата, сердцем которого была Собачья площадка.
Хоть прошли десятки лет, я словно сейчас вижу этот образец гармоничного городского пространства между Арбатом, «дипломатической» Поварской и загруженным Садовым кольцом, потому что пересекал площадку на пути в школу, а по вечерам гулял с редкой белой овчаркой Тайной. Автор повести «В окопах Сталинграда», киевлянин Виктор Некрасов, находясь в эмиграции, с горечью восклицал: «Весь проспект Калинина (так назывался Новый Арбат) не стоит заупокойной по Собачьей площадке!»
Строителные работы на Собачьей площадке. Дом с мезонином принадлежал Хомяковым. 1963 год.
Деревянные домики легко рассыпались под ударами чугунного шара, дольше держался Дом композиторов — двух-этажный кирпичный особняк с чудесными залами и каминами. В соседнем с ним доме некогда жила мать Ленина, и хоть идеологические устои были крепки, пожертвовали и этим символом ради светлой мечты о новом.
Снос Собачьей площадки. 1964 год.
Строительство проспекта Калинина. 1963-1964 гг.
В считанные месяцы с лица Москвы исчезли Кречетниковский, Кривоникольский и Дурновский переулки, порушены оказались Николопесковские, Серебряный, Годеиновский, Трубниковский и Борисоглеб-ский. Но главное — власти как бы включили зеленый свет дальнейшим сносам в заповедном районе, которые не останавливаются до сих пор.»
Проспект Калинина. Остатки Собачьей площадки. Северная часть площадки уже закатана в асфальт. Уникальная была площадь.
Строительство проспекта Калинина. 1966-1968 гг.
Кадр из фильма «Укрощение огня», Мосфильм. 1970 год.
Кадр из фильма «Укрощение огня», Мосфильм. 1970 год. Справа видна ещё не снесённая застройка Смоленских переулков.
Новое в блогах
Что было раньше на месте Нового Арбата
Непередаваемая атмосфера
По словам историков, здесь никогда не возводили высоких церквей или величественных дворцов. Всё было очень просто: деревянные домики, булыжная мостовая и небольшой фонтан. Вокруг раздавались звуки фортепьяно. Людей было не так много. Вывески на зданиях не бросались в глаза. За скромностью скрывались дома очень известных людей. Например, сестёр Гнесиных, Владимира Вернадского и Сергея Вавилова.
Интересно, что практически в таком же виде как в 19 веке Собачья площадка сохранилась до 1940-х годов. Многие называли это место эталоном арбатского мира. Особенно отличали площадь небольшой размер и странная треугольная форма. Хотя название тоже было необычное.
Почему Собачья?
Впервые площадь появляется на планах Москвы в период между 1739 и 1769 годами. На карте местность отразили в 1818. Есть две версии происхождения названия. По одной, здесь в 16 веке был опричный двор, а также находились царские псарни, где содержали собак. По другой, наименование площади дал небольшой охотничий рынок. Он располагался здесь в середине 19 века. Там в том числе продавали и собак.
А площадкой её назвали, потому что она была небольшого размера. Необычная треугольная форма связана с тем, что образовалась площадь из нескольких старых переулков.
Собачья площадка, 1914.
Кстати, помимо собак, здесь было много лошадей. Их приводили сюда на водопой к. фонтану. Дело в том, что это был никакой не фонтан. Просто водоразборная колонка. Вообще, для этих целей было достаточно обыкновенного колодца. Но в первой половине 19 века всё привыкли делать красиво и гармонично с точки зрения архитектуры. Поэтому на площади стоял не колодец, а фонтан с львиными масками, античной вазой и изящной оградой. Украсил его знаменитый скульптор Иван Витали (который до этого сделал фонтан на Театральной площади и не только).
Штаб-квартира славянофилов
«Говорильня» в доме Хомякова.
Уничтожение площадки
Собачью площадку уничтожили в 1960-х. Тогда здесь стали прокладывать Калининский проспект. Хотя формально местность уже не существовала с 1952 года. Когда все дома приписали к Композиторской улице.
Кстати, площадку можно было сохранить. Если бы проектировщики согласились построить подземный тоннель длинной 800 метров, то все арбатские переулки остались бы нетронутыми. Но, к сожалению, задача тогда стояла другая. Соорудить огромную магистраль, которая бы показывала величие советского государства. Причём больший урон нанесла не сама дорога, а дома-книжки и другие высотные строения Нового Арбата. Снос большинства старой застройки производили именно для этого.
Строительство Проспекта Калинина, 1960-е.
Можно долго спорить, что выглядит лучше: Новый Арбат или Собачья площадка. Точно можно сказать лишь то, что место обладало особенной атмосферой. Позволяя оказаться в уединённом месте посреди шумного города.
About | Москва глазами прогульщиков | |
---|---|---|