Что было нового в торговле европы
Новые формы торговли и кредита в странах Западной Европы 16-17 веков.
Период 16-17 веков принято называть эпохой первоначального накопления капитала. Наиболее развивающимся сектором экономики в странах Западной Европы в этот период являлась торговля.
Одной из тенденций в развитии торговли этого периода было усиление специализации торговли. Происходило постепенное разделение торговых и кредитных операций, которые в средние века часто выполняло одно и то же лицо. Правда, отделение это шло медленно, и ещё в конце 18 века торговые фирмы одновременно занимались и кредитом. В самой торговле происходило разделение на внешнюю и внутреннюю, оптовую и розничную. Выделяются в самостоятельные виды деятельности экспедиторские, комиссионные и транспортные функции торговли.
Менялась и организация ярмарочной торговли. Появлялись ярмарки, специализированные по определённым группам товаров, а также оптовые ярмарки. Наряду с ярмарками развиваются прямые связи с производителями, увеличивается роль скупщиков, появляется оптовая торговля со складов, нередко в виде аукционов. С прибывшего корабля товары перегружались на склад, о времени прибытия корабля было известно заранее, поэтому аукцион назначался на следующий день.
Организационные изменения коснулись и торговых компаний. В середине века торговые компании объединяли купцов, торгующих с определённой страной. Желающие вести торговлю с данной страной были обязаны войти в эту компанию. Но торговые операции члены компании вели самостоятельно. В то же время отдельные группы купцов могли объединяться в товарищества и товарищества на вере. В полном товариществе купец участвовал как лично, так и своими капиталами, а в товариществе на вере некоторые из его членов могли участвовать в торговле только своим капиталом, доверяя его активным членам товарищества.
В эпоху первоначального накопления капитала появляются акционерные компании. Первоначально акциями назывался весь пай акционера, они были именными, и вопрос о передачи акции другому лицу решался на общем собрании акционеров. Но в 18 веке наряду с именными появляются анонимные акции на предъявителя, одинаковые по номинальной стоимости, которые становились объектом свободной купли-продажи.
Наряду с товарной биржей в Брюгге существовала вексельная биржа. Коммерческий кредит, т.е. оплата векселями, приобретал в этот период всё большее значение, и в результате возник рынок векселей, когда вексель продавался за меньшую сумму другому лицу, которое и получало долг по истечении срока векселя. Когда биржа из Брюгге переместилась в Антверпен, здесь стали проводиться операции с государственными ценными бумагами. Короли для получения займов обращались уже не к конкретному лицу, а выпускали облигации займа, который размещался на антверпенской фондовой бирже.
Одновременно с Антверпенном появились товарная и фондовая биржи в Лионе. В 17 веке Амстердам превратился в главный биржевой центр. На амстердамской фондовой бирже главным объектом биржевых операций стали акции частных торговых компаний.
Другие статьи по экономической теории
Развитие торговли в раннее новое время
В XVI — первой половине XVII в. постепенно складывается новый, капиталистический уклад. Этот сложный процесс охватывает все больше стран. В развитии общества появились новые черты:
Этот общественный строй, утверждавшийся в Западной Европе в XVI — XVII вв., историки позднее назвали капиталистическим.
Богатый человек, имевший предприятие, приносящее прибыль, — это капиталист, владеющий деньгами и орудиями труда, нанимающий на работу свободных людей, не имеющих другого средства к жизни, кроме денег, получаемых за работу по найму. Так устанавливался новый порядок, Европа вступала в новое время.
Великие географические открытия
Росту производства товаров в Европе и развитию торговли способствовали Великие географические открытия. В XV в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, перец, имбирь, гвоздика и другие пряности почти перестали поступать на европейские рынки. Особенно болезненно ощущался недостаток перца. Ведь в XV в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве приданого для невесты. По какой же причине оказалась так затруднена торговля со странами Азии, в том числе с Индией, откуда поступала большая часть пряностей?
В XV в. освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя. Дух предпринимательства, стремление к обогащению, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникает мысль проложить западный путь в Индию.
Сама по себе идея была не нова, ее можно найти в книгах античных мыслителей. Когда поиск новых путей в Индию стал для европейцев необходим, возник план попасть в эту страну, двигаясь на запад через Атлантический океан (мореплаватели назвали его «Море мрака»). Человеком, который стал яростно добиваться осуществления этого проекта, стал выходец из Генуи Христофор Колумб. Долгие годы уговаривал он короля Португалии Жуана, а затем великих королей Испании Изабеллу и Фердинанда снарядить экспедицию для открытия новых морских путей.
И вот свершилось! 17 апреля 1492 г. испанская королевская чета подписала с Колумбом договор и выделила деньги на экспедицию. Много трудностей пришлось преодолеть Христофору Колумбу: нелегко было найти моряков, готовых плыть в неизвестное, трудно было поддерживать у них веру в успех во время долгого плавания. Через 70 дней после начала экспедиции, 12 октября 1492 г., с каравеллы «Пинта» раздался звук выстрела — это был сигнал. Матрос Родриго де Триан увидел огонь — это был костер, горевший на берегу неизвестной земли. Земля оказалась небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). На острове водрузили флаг испанских королей. Затем были открыты острова Гаити и Куба. Мореплаватель был уверен, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами.
Затем состоялись еще три экспедиции, в результате которых были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию.
В 1499 г. из Индии вернулась экспедиция Васко да Гамы, отплывшая из Португалии в 1497 г. Эта экспедиция достигла Индии, обогнув южную оконечность Африки. Португальские купцы устремились на восток.
Осенью 1519 г. из Испании отправилась экспедиция, возглавлял которую португальский моряк Фернандо Магеллан. Он поставил задачу найти проход на запад, обогнув с юга новый континент, который все еще называли Индией. Через год экспедиция достигла пролива (впоследствии его назвали Магеллановым проливом) и вышла в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Поскольку за все время плавания эскадры Магеллана моряки не видели бурь, они назвали океан Тихим. В 1522 г. остатки эскадры вернулись в Испанию. Теперь на практике было доказано: земля круглая и, обогнув земной шар, можно вернуться в порт отплытия.
Новый материк, открытый Колумбом, позднее назвали Америкой, потому что итальянский моряк на испанской службе Америго Веспуччи, совершив путешествие в новые земли, доказал, что это новый материк, а не часть Азии. Эти земли стали называть Новым Светом.
Развитие торговли
Великие географические открытия распахнули двери в новое время. Стали расширяться связи между самыми отдаленными материками, развиваться мировая торговля. В XVI — XVII вв. продолжается рост городов — центров торговли и предпринимательской деятельности.
Если бы мы могли увидеть рынок XVI в., перед нашими глазами открылась бы такая картина: площадь, на ней несколько строений, остальное место занимают торговые ряды. В толпе носильщики, возчики, метельщики, зарабатывающие на жизнь подсобной работой на рынке, и, наконец, покупатели. Их одежда помогает узнать, к каким слоям населения они принадлежат. Мы видим крестьян, зажиточных горожанок, служанок. А вот и сборщики рыночных пошлин. Здесь каждый, богатый или бедный, мог найти товар по своим средствам. Повсюду выложены товары: куски масла, сыра, рыба, дичь, мясо, груды овощей и фруктов. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лен, домотканые холсты.
Как правило, городские базары бывали раз или два в неделю, так как крестьянам нужно было время, чтобы подготовить продукцию для продажи и найти свободное время для поездки и город. Постепенно, по мере роста городов, рынки стали работать ежедневно.
О том, какое большое место занимал рынок в жизни горожан, говорят сложившиеся тогда пословицы: «Все продастся на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести», «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». К XVII в. относится строительство крытых рынков. Самые большие были построены городскими властями в Лондоне и Париже.
С торговлей на рынках соперничали лавки. В больших городах имелись улицы, по обеим сторонам которых тянулись лавки. В них продавалось все: мясо, дичь, скобяные изделия, предметы роскоши. Чем эти лавки отличались от средневековых? Не ремесленники продавали на них свои изделия, а профессиональные торговцы. Современники писали, что «лавки завоевывают мир», «пожирают» города. Забавным было происшествие с французским послом в Лондоне в 1763 г.— его просто «выставили» из снимаемого им дома, так как на этом месте хотели построить лавку, и он жаловался в письме на трудность найти подходящее жилье за умеренную плату, потому что многие дома сносились с той же целью.
Активно практиковалась и торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах крупных европейских городов. Они суетились на площади Святого Марка в Венеции, у Нового моста в Париже, в Кельне, Лондоне, Риме. Их заунывные крики были слышны издалека: предлагали хлебцы, зелень, апельсины, газеты, старую одежду, уголь и многое другое.
Солидная публика относилась к таким торговцам подозрительно, считая их бродягами. Но в один прекрасный день такой разносчик, пересчитав прикопленные денежки, покупал или арендовал лавку.
Вы уже знаете о ярмарках средневековья. Но в XVII в. их значение начинает падать. С ростом городов редкие ярмарки уже не могут полностью удовлетворить потребности городского населения, нужна была ежедневная торговля.
Развитие торговли привело к увеличению числа купеческих компаний, или торговых товариществ. Опасна была жизнь купцов, каждодневно рисковали они имуществом и даже жизнью. Эти опасности и подталкивали купцов к объединению.
Вначале такая компания была семейным товариществом, в которое входили близкие родственники, делившие между собой все — труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить труд и деньги. Члены компании отвечали за результаты ее деятельности своим имуществом. Так создавались акционерные общества.
Приметой нового времени было и возникновение монополий», нарушавших обычаи свободного рынка. В XVII в. имелись уже и международные монополии. Дело это считалось очень непростым, требовало ума, силы, ловкости. Больше всего монополий имели голландцы.
Английские компании
В центре мировой торговли, кроме Голландии, находилась и Англия, это было одним из последствий Великих географических открытий. У причалов самого крупного в Англии Лондонского порта теснились большие океанские парусники. Заморская торговля заставляла английских купцов объединяться в торговые компании. Число таких компаний росло с поразительной быстротой.
В 1600 г. была создана Ост-Индская компания. Только ей разрешалось ввозить в страну перец. В 1607 г. она выплатила своим членам 500% прибыли на вложенный капитал. Хлопок могли ввозить в страну только члены Левантийской компании, имевшей исключительное право на торговлю со странами Средиземноморья. С Россией торговала известная Московская компания. Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля,— все стремились стать пайщиками какой-либо компании. Короли охотно соглашались на их создание, так как получали в казну огромные деньги за выданные патенты и бесплатно становились пайщиками. Кроме того, многие компании брали на себя обязанности представлять английские интересы в дальних странах.
К началу XVII в. английские торговые компании распространяют свое влияние на огромное пространство от Ирана до Северной Америки, от Швеции до Индии и Цейлона, все более внедряются в Индию и Америку. К 1640 г. обороты английской торговли вдвое превосходили ее обороты в начале XVII в.
Биржи
К XVII в. почти каждый торговый город имел свою биржу. По определению современников, биржа — это «место встречи банкиров, торговцев, негоциантов’, биржевых маклеров1 и агентов банков, комиссионеров и прочих лиц». Первоначально биржи не имели специальных зданий, располагаясь на улицах и площадях, но уже в XV в. для этой цели городские власти стали строить специальные здания.
Все биржи были похожи одна на другую огромным скоплением народа. В Амстердаме к полудню на бирже собиралось до 4500 человек. Одной из крупнейших была Лондонская биржа. Каждый негоциант считал своим долгом ежедневно до полудня побывать на бирже, где можно было заключить выгодную сделку, а из вывешенных объявлений узнать о прибытии и отплытии торговых судов. Не придет солидный купец на биржу — поползут слухи о плохом состоянии его дел.
Конечно, были часты случаи, когда на биржевых спекуляциях одни обогащались, а другие разорялись. Современник писал: «Сельдь продавали загодя к определенной дате, еще до того, как она была поймана, зерно и прочие товары — до того, как зерно созрело или товары были получены».
Биржи стали играть ведущую роль в оптовой и международной торговле, влияли на установление курса денег, способствовали обращению ценных бумаг.
Банки
В XVI — XVII вв. наблюдаются изменения и в банковской системе. Создаются не только частные, но и государственные банки. В XVII в. действуют Амстердамский и Английский государственные банки. Особенно высокая банковская активность к XVIII в. наблюдается в Амстердаме, Лондоне, Париже, Женеве.
Век Фуггеров
В 1523 г. Яков Фуггер писал императору Священной Римской империи Карлу V: «Известно и вполне очевидно, что ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи». В самом деле, на подкуп выбравших его князей Карл V истратил 850 тыс. гульденов, две трети из которых одолжил у Фуггеров. И войны Габсбургов велись на деньги этой семьи. Кто же они — Фуггеры? Это самая богатая в Европе XVI в. купеческая семья из города Аугсбурга (Германия).
Известно, что их предки в XIV в. были мастерами аугсбургского ткацкого цеха, а кроме того, вели еще торговлю полотном. В XV в. семья уже славилась своим богатством, некоторые мужчины женились на дворянках и сами начали получать дворянское звание. Фуггеры в XVI в. известны как банкиры, дававшие в долг деньги не только князьям, но и императорам. Основателями финансового могущества семьи стали Раймунд и Антон Фуггеры, современники императора Карла V. Он возвел их в графское достоинство. Фуггеры владели огромными землями, занимались горным делом, торговлей. Многие князья хотели породниться с фамилией Фуггеров. Судите сами, как быстро росло их богатство. В 1511 г. их состояние оценивалось в 250 тыс. гульденов, в 1527 г.— в 2 млн., а в 1546 г.— более чем в 4,5 млн. гульденов.
Итак, Фуггеры — поставщики денег князьям и даже Габсбургам, и они же имели денежные дела с папой римским, часто собирая для него церковную десятину и принимая участие в торговле индульгенциями. Но Фуггеры были известны и широкой благотворительностью и покровительством ученым и художникам. Собрания произведений искусства и библиотеки, тщательно ими подобранные, тоже способствовали славе этой семьи. О Фуггерах можно сказать, что в XVI в. эти ревностные католики, банкиры по призванию, держали в своих руках судьбы войны и мира.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история
Еще раз о трендах в европейском ритейле
1. «В магазине уже поздно» – по такому принципу дальновидные сети выстраивают взаимодействие с клиентом. Покупатель коммуницирует с ритейлером задолго до прихода в магазин. Сети активно присутствуют в интернете, социальных сетях, генерируют активность, играют в игры, проводят акции, привлекают к написанию отзывов, оповещают о новинках и выгодных предложениях и т.п.
2. Использование электронных девайсов и технологий. Сети создают всевозможные приложения, которые дают определенные преимущества потребителю. Например, программы, создающие «дополнительную реальность»: одежду, аксессуары и макияж можно легко «примерить» на себя на экране планшета или смартфона. Также мебель, декор и детали интерьера можно «увидеть» непосредственно в своей квартире и т.д.
Набирают популярность приложения, которые позволяют дистанционно и оперативно снять мерки и сшить (подогнать) одежду индивидуально и точно по размеру.
Интерактивные панели в магазинах, содержащие дополнительную информацию о товаре, его свойствах и областях применения уже становятся нормой.
3. Интеграция on-line и off-line технологий. В ритейле сейчас это называют «click & brick». Все розничные сети и магазины имеют свой интернет-магазин. Интеграция между ними все плотнее: взаимные акции, перекрестная информация, удобные сервисы, консолидированная активность с сети и т.п.
Любопытный пример – использование наружной витрины магазина в качестве витрины интернет-магазина. Так, выставленная в витрине экспозиция подразумевает, что можно считать QR-код с каждого выставленного там товара и моментально заказать этот товар через интернет-магазин. То есть уже можно не заходить в сам магазин. Доставка работает оперативно.
4. Гипермаркеты выходят в центр города, но в мелких форматах. Выбирают (например) топ-500 наименований, делают небольшой магазин. Идея в том, что бренд сети известен и популярен, но расположение гипермаркетов (традиционно за кольцевой дорогой) неудобно для ежедневного посещения (и для малых покупок). Зачем терять такой кусок пирога? Таким образом, большие магазины идут навстречу покупателю.
5. Гибкий подход к дизайну магазинов (кафе) при тиражировании сети. Если раньше сети, открывая магазины в разных городах и странах, жестко придерживались единой концепции дизайна экстерьера и интерьера. То со временем было замечено, что более выгодно не игнорировать местную специфику. Сейчас прогрессивные сети, открывая новые точки, сохраняют узнаваемый облик бренда лишь в некоторых обязательных деталях, и в каждом случае разрабатывают новый проект с «привязкой к местности».
6. Мобильная розница нового поколения. «Если гора (то есть покупатель) не идет к Магомету (то есть в магазин), то Магомет пойдет к горе» – решила одна сеть магазинов одежды и сделала современные технологичные магазины на базе больших красивых фургонов. Эти мобильные «магазины-фургоны» появляются в нужное время в нужном месте. Сеть кофеен «Starbucks» оформила в своем стиле пригородные поезда и один из вагонов переделала под свое кафе. А авиакомпания Korean Air расположила полноценные магазины Duty-free прямо в салонах двухэтажных лайнеров.
7. Смешение (или размывание) форматов. Аптеки добавляют в свой ассортимент продукты питания первой необходимости, магазины отделочных материалов – велосипеды, и т.д., – все, что только может пригодиться посетителю в данное время в данной обстановке. Самый успешный новый формат в Италии – смесь продуктового магазина и ресторана. В этих заведениях очень доверительная и позитивная атмосфера, можно у шеф-повара взять рецепт понравившегося блюда и мастер-класс, можно тут же приготовить полуфабрикаты. То есть можно покушать, отдохнуть, пообщаться, весело и с пользой провести время и при этом уйти домой с нужными покупками.
8. В продуктовых магазинах делают мобильные рецептурные экспозиции. Например, блюдо дня – «спагетти болоньезе». На стенде красиво и аппетитно оформленное готовое блюдо, на мониторе – красочно поданы рецепт и технология приготовления (и, конечно же, необходимые продукты). Тут же на полке выставлен весь необходимый набор продуктов. Блюдо дня регулярно обновляется. Так стимулируют к комплексной покупке.
9. Экстра сервис в премиальных магазинах. В сфере интернет-торговли: доставка приобретенного товара выполняется за 1 час или в четко оговоренное время. В продуктовых магазинах, куда люди приходят со списком (кстати, есть мобильные приложения, которые позволяют легко агрегировать списки и пожелания всех челнов семьи в один общий список), посетителю предлагают посидеть в уютном кафе и попить кофе. Всю работу за него оперативно сделает сотрудник магазина – он быстро соберет корзину согласно списку, упакует покупки в пакеты, погрузит пакеты в машину. Покупателю останется лишь оплатить покупку.
10. Коммуникация на 5-ти уровнях по высоте. Используется низ торгового оборудования, середина, верхняя часть. На всех уровнях сообщают какую-то полезную, позитивную, мотивирующую информацию. Множество разнообразных постеров создают настроение – улыбающиеся лица людей с приобретенным товаром в руках и т.п. Очень популярно использование видео-панелей и больших экранов. Для коммуникации с посетителем активно используют зоны общего пользования – туалеты, примерочные, коридоры, лифты. Много пробников можно найти в самых неожиданных местах: например, в туалетах пробники от представленных в магазине брендов.
11. Использование всех этапов службы доставки интернет-магазинов, как каналов коммуникаций: автомобили, скутеры, курьеры, упаковка, накладные (чеки) – все становится носителем сообщений. Пример: доставка пиццы на скутерах. Курьер имеет при себе баллончик с аппетитным запахом пиццы. В местах скопления людей, при остановке на светофоре, он брызгает баллончиком, распространяя аромат, разжигающий аппетит. Все это сопровождается забавными словами с его стороны. А из динамиков слышится соблазнительное: «М-м-м… пицца!».
12. Wow-эффект – шокировать, произвести впечатление везде, где возможно. Например, невероятный и необычный дизайн магазина, интерьера, торгового оборудования. Еще пример: в сети магазинов модной молодежной одежды все продавцы модельной внешности (юноши и девушки) работают полуобнаженными. Эти магазины очень популярны.
13. Дискаунтеры сейчас уже не те, что раньше. Уже не встретишь дискаунтер, похожий на склад – с примитивным оборудованием и палетной выкладкой. Современный дискаунтер уютный и комфортный, у него приличный дизайн, все выставлено удобно и красиво. При этом выполнено вполне бюджетно. Ведь дискаунтеры, как и раньше, обеспечивают самые низкие цены. Они экономят на всем, вплоть до упаковки (продажа на развес). Добиваться низких затрат также помогает высокая степень автоматизации.
Владимир Сметанников, консультант Консалтинг-Центра «ШАГ», специально для Retail.ru
1. «В магазине уже поздно» – по такому принципу дальновидные сети выстраивают взаимодействие с клиентом. Покупатель коммуницирует с ритейлером задолго до прихода в магазин. Сети активно присутствуют в интернете, социальных сетях, генерируют активность, играют в игры, проводят акции, привлекают к написанию отзывов, оповещают о новинках и выгодных предложениях и т.п.
2. Использование электронных девайсов и технологий. Сети создают всевозможные приложения, которые дают определенные преимущества потребителю. Например, программы, создающие «дополнительную реальность»: одежду, аксессуары и макияж можно легко «примерить» на себя на экране планшета или смартфона. Также мебель, декор и детали интерьера можно «увидеть» непосредственно в своей квартире и т.д.
Набирают популярность приложения, которые позволяют дистанционно и оперативно снять мерки и сшить (подогнать) одежду индивидуально и точно по размеру.
Интерактивные панели в магазинах, содержащие дополнительную информацию о товаре, его свойствах и областях применения уже становятся нормой.
3. Интеграция on-line и off-line технологий. В ритейле сейчас это называют «click & brick». Все розничные сети и магазины имеют свой интернет-магазин. Интеграция между ними все плотнее: взаимные акции, перекрестная информация, удобные сервисы, консолидированная активность с сети и т.п.
Любопытный пример – использование наружной витрины магазина в качестве витрины интернет-магазина. Так, выставленная в витрине экспозиция подразумевает, что можно считать QR-код с каждого выставленного там товара и моментально заказать этот товар через интернет-магазин. То есть уже можно не заходить в сам магазин. Доставка работает оперативно.
4. Гипермаркеты выходят в центр города, но в мелких форматах. Выбирают (например) топ-500 наименований, делают небольшой магазин. Идея в том, что бренд сети известен и популярен, но расположение гипермаркетов (традиционно за кольцевой дорогой) неудобно для ежедневного посещения (и для малых покупок). Зачем терять такой кусок пирога? Таким образом, большие магазины идут навстречу покупателю.
5. Гибкий подход к дизайну магазинов (кафе) при тиражировании сети. Если раньше сети, открывая магазины в разных городах и странах, жестко придерживались единой концепции дизайна экстерьера и интерьера. То со временем было замечено, что более выгодно не игнорировать местную специфику. Сейчас прогрессивные сети, открывая новые точки, сохраняют узнаваемый облик бренда лишь в некоторых обязательных деталях, и в каждом случае разрабатывают новый проект с «привязкой к местности».
6. Мобильная розница нового поколения. «Если гора (то есть покупатель) не идет к Магомету (то есть в магазин), то Магомет пойдет к горе» – решила одна сеть магазинов одежды и сделала современные технологичные магазины на базе больших красивых фургонов. Эти мобильные «магазины-фургоны» появляются в нужное время в нужном месте. Сеть кофеен «Starbucks» оформила в своем стиле пригородные поезда и один из вагонов переделала под свое кафе. А авиакомпания Korean Air расположила полноценные магазины Duty-free прямо в салонах двухэтажных лайнеров.
7. Смешение (или размывание) форматов. Аптеки добавляют в свой ассортимент продукты питания первой необходимости, магазины отделочных материалов – велосипеды, и т.д., – все, что только может пригодиться посетителю в данное время в данной обстановке. Самый успешный новый формат в Италии – смесь продуктового магазина и ресторана. В этих заведениях очень доверительная и позитивная атмосфера, можно у шеф-повара взять рецепт понравившегося блюда и мастер-класс, можно тут же приготовить полуфабрикаты. То есть можно покушать, отдохнуть, пообщаться, весело и с пользой провести время и при этом уйти домой с нужными покупками.
8. В продуктовых магазинах делают мобильные рецептурные экспозиции. Например, блюдо дня – «спагетти болоньезе». На стенде красиво и аппетитно оформленное готовое блюдо, на мониторе – красочно поданы рецепт и технология приготовления (и, конечно же, необходимые продукты). Тут же на полке выставлен весь необходимый набор продуктов. Блюдо дня регулярно обновляется. Так стимулируют к комплексной покупке.
9. Экстра сервис в премиальных магазинах. В сфере интернет-торговли: доставка приобретенного товара выполняется за 1 час или в четко оговоренное время. В продуктовых магазинах, куда люди приходят со списком (кстати, есть мобильные приложения, которые позволяют легко агрегировать списки и пожелания всех челнов семьи в один общий список), посетителю предлагают посидеть в уютном кафе и попить кофе. Всю работу за него оперативно сделает сотрудник магазина – он быстро соберет корзину согласно списку, упакует покупки в пакеты, погрузит пакеты в машину. Покупателю останется лишь оплатить покупку.
10. Коммуникация на 5-ти уровнях по высоте. Используется низ торгового оборудования, середина, верхняя часть. На всех уровнях сообщают какую-то полезную, позитивную, мотивирующую информацию. Множество разнообразных постеров создают настроение – улыбающиеся лица людей с приобретенным товаром в руках и т.п. Очень популярно использование видео-панелей и больших экранов. Для коммуникации с посетителем активно используют зоны общего пользования – туалеты, примерочные, коридоры, лифты. Много пробников можно найти в самых неожиданных местах: например, в туалетах пробники от представленных в магазине брендов.
11. Использование всех этапов службы доставки интернет-магазинов, как каналов коммуникаций: автомобили, скутеры, курьеры, упаковка, накладные (чеки) – все становится носителем сообщений. Пример: доставка пиццы на скутерах. Курьер имеет при себе баллончик с аппетитным запахом пиццы. В местах скопления людей, при остановке на светофоре, он брызгает баллончиком, распространяя аромат, разжигающий аппетит. Все это сопровождается забавными словами с его стороны. А из динамиков слышится соблазнительное: «М-м-м… пицца!».
12. Wow-эффект – шокировать, произвести впечатление везде, где возможно. Например, невероятный и необычный дизайн магазина, интерьера, торгового оборудования. Еще пример: в сети магазинов модной молодежной одежды все продавцы модельной внешности (юноши и девушки) работают полуобнаженными. Эти магазины очень популярны.
13. Дискаунтеры сейчас уже не те, что раньше. Уже не встретишь дискаунтер, похожий на склад – с примитивным оборудованием и палетной выкладкой. Современный дискаунтер уютный и комфортный, у него приличный дизайн, все выставлено удобно и красиво. При этом выполнено вполне бюджетно. Ведь дискаунтеры, как и раньше, обеспечивают самые низкие цены. Они экономят на всем, вплоть до упаковки (продажа на развес). Добиваться низких затрат также помогает высокая степень автоматизации.