Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами

Урок-экскурс «Художественная культура Европы эпохи Просвещения»

Планируемые результаты изучения материала:

Развитие умений учащихся:

Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения.
Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков, необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю

Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы

Формы организации учебной деятельности: объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.

Вид урока: комбинированный

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)

2. Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися

Вопросы для беседы (слайд 4)

3. Подготовка к восприятию нового.

Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?

А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.

4. Основное содержание урока

По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5)
План урока – (слайд 6)

Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения )(слайды 7-12)

Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)

Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.

Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23)
(Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками)

И.С.Бах – «Страсти по Матфею»
В.А.Моцарт – симфония № 40
Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими

5. Закрепление

Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся).
Подведем итог.(слайд 24)

6. Домашнее задание п.20 доделать таблицу.

Остальные задания на выбор (слайд 25-26)

7. Подведение итогов урока.

Источник

Идеи французских просветителей

Французские просветители внесли значительный вклад в формирование и продвижение идей прав и свобод личности и гражданского состояния. Кроме этого оказывали сопротивление произволу церкви и государства. Нельзя не отметить тот факт, что некоторые из представителей французского Просвещения остро высказывались против католического универсализма, как они это называли – средневековое мракобесие. И при всём при этом вовсе не критиковали религию.

Общеизвестно высказывание Вольтера, который говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Тем самым подтверждая, что вера принималась просветителями. А религиозный фанатизм, который предполагает единомыслие, искореняет всякое проявление свободы совести и слова. Логично предположить, что Вольтер активно противоборствовал католической церкви.

Основные идеи французских просветителей

Ш. Л. Монтескьё и Ж. Ж. Руссо, являясь выдающимися представителями французского просвещения, высказывались в пользу пересмотра формы государственного правления и обращению государственной системы в сторону либерализации и демократизации власти.

Ш. Л. Монтескьё писал в труде «О духе законов»: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью».

Французский просветитель Монтескьё

Важное место в общественной жизни занимает принцип разделения властей на три ветви, разработанный именно Монтескьё. В его представлении власть должна быть поделена на:

А всяческие варианты соединения двух видов власти ведут к нарушению прав человека и границ его свободы. Впоследствии господство деспотизма и произвола. Монтескьё обращал важное внимание на то, что все ветви власти должны быть независимы друг от друга, но при этом гармонично дополнять и уравновешивать друг друга. В его преставлении три ветви власти – это важнейшие составляющие одной большой системы.

Опираясь на собственные исследования, Монтескьё сделал вывод, что судебная власть должна иметь такую же силу, как и две иные, при этом все они самостоятельны. В его трудах говорится о том, что судебная власть – это гарантия следования конституционным и другим законам в двух других ветвях. При этом судебная, наделяется, в его понимании, силой, разрешающей споры и прения, возникающие в других ветвях.

Такая теория была высказана Монтескьё в книге «О духе законов», но он почему-то считал, что это не самый важный посыл его труда, в отличие от его современников, которые говорили, что идея разделения властей – важный шаг на пути к реформированию системы государственного правления. Сам же автор придерживался мнения, что ядро и атмосфера законов любого народа берёт начало в традициях, нравах и характере.

Французский просветитель Руссо

Интересными идеями в сфере развития договорной теории государства оперировал и другой французский просветитель Ж. Ж. Руссо. Своё видение политической философии он заключал в следующем: всякое государственно-политическое образование являет собой осуществление планов материально обеспеченных граждан, и ни в коем случае не естественный процесс, основанный на исторических событиях.

Руссо утверждал, что неравенство берёт своё начало от момента произвола более удачливых членов общества, которые смогли завладеть общественными благами и превратили их в собственность. Искоренение разделения общества на богатых и бедных возможно только в случае обращению к истокам естественного состояния.

Учёный выдвигал идеи о том, что государство должно строиться на общественном договоре. Только в таком случае возможно справедливое существование человека в обществе и отвечающее природу людей. Выражая свои идеи насчёт идеального строения общества, он полагался не на реальность, а на предполагаемую им действительность в будущем. Особенностью таких идей было то, что, согласно его пониманию, человек изначально добрый и хороший.

Руссо писал: «Человек от природы есть существо доброе и хорошее, учреждения делают его злым и дурным».

Опираясь на подобные идеи, Руссо утверждал, что общественный договор – это начало равенства, свободы и не отрицаемого суверенитета народа.

Руссо регулярно делал попытки в сторону разрешения проблемы справедливости государственного устройства посредством обеспечения всех граждан правом участия в высшей власти. Однако для этого следовало отказаться от личных свобод, для того, чтобы привести в действие всеобщую волю. Согласно такому положению, все граждане равноправные субъекты всеобщей воли.

Следствием такого устройства государство может быть всеобщее господство. Где все субъекты общества одинаково подчинены власти и при этом сами же и являются этой властью. Это и есть конечная цель – достижение всеобщего равенства с сохранением собственной свободы.

Б. Констан отметил, что идеи Руссо не совсем корректны, поскольку наделяя всех политической свободой, игнорировалась личная. Невозможно поделить власть всеобщей воли, она абсолютна и непоколебима и не принадлежит никому. При этом наличие партий, фракций и т.п. недопустимо.

Интересен тот факт, что Руссо отрицал идею разделения властей, утверждая, что власть, которая выступает в интересах всего общества, может быть только единой. Её разделение недопустимо. В силу того, что суверенитет народа неотчуждаем и абсолютен, Руссо не считал важным говорить об ограничении народной власти.

Источник

Что во взглядах ученых просветителей сближает их с гуманистами эпохи Возрождения А что является характерной чертой нового времен

Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть картинку Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Картинка про Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами

Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть картинку Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Картинка про Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами

Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Смотреть картинку Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Картинка про Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами. Фото Что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами

Все началось с Рюрика 876 год-по летописям его пригласили властвовать в Новгород и он стал началом рода Рюриковичей.

Устранил конфликты которые были.

Олег Вещий 879-882

То ли сын то ли из дружины Рюрика.

Захватил Киев убив Аскольда и Дира.И сделал в нем столицу.

Воевал с Византией(константинополь-ЦарьГрад)На ладьях с колёсами

подписал выгодный торговый договор.

Игорь(сын Рюрика)-неудачный поход на константинополь и такой же торговый договор.

Был убит за попытку сбора второй Дани у древлян.

только всё ухудшил.

Княгиня Ольга (Жена Игоря)

Расправилась с древлянами хитро и жестоко.

Устроила внешнюю политику и приняла Христианство

Святослава сын их. Сделал попытки расширить язычество ставя идолы везде но потом понял что нужно делать КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Позвал паломников из Византии и в 988 году было крещение руси которое шло несколько месяцев.

Заключение: это всё можно найти самому в интернете необязательно писать сюда. Найди сайт по истории России там где всё написано кратко и понятно и учись.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАндрей Слонов

Похожие презентации

Презентация по предмету «История» на тему: «Автор: Рыбакова Нина Алексеевна учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Автор: Рыбакова Нина Алексеевна учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа» п. Ильино Западнодвинского района Тверской области

2 План урока Характерные черты эпохи Просвещения «Вольтер был больше, чем человек. Он был веком» Шарль Луи Монтескье о разделении властей «Женевский гражданин» и его основные идеи Энциклопедисты Экономическое учение Адама Смита Жак Тюрго и его идеи Влияние идей просветителей на развитие общества

3 Характерные черты эпохи Просвещения XVIII век – век Просвещения. Просветители подвергли критике церковное учение и религию, абсолютизм и феодальные порядки. Их отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека. «Естественный свет разума» они провозгласили главным средством совершенствования общества.

4 Проблема Существует ли преемственность во взглядах на человека и общество гуманистов веков и просветителей 18 века? Если существует, укажите ее. Что нового во взглядах просветителей по сравнению со взглядами гуманистов?

5 Просветители XVIIIвека Жак Тюрго (1727 –1781) Монтескье (1689 – 1755 ) Дени Дидро (1713 – 1784) Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Адам Смит (1723 – 1790) Вольтер(1694 – 1778)

7 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Вольтер (1694 – 1778) Франция Выступал за мирное переустройство общества. Сторонник просвещенной монархии, в которой государь – философ проводит реформы. Критиковал церковь, но признавал необходимость религии для народа;

8 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Монтескье (1689 – 1755) Франция Противник деспотизма и абсолютной монархии, сторонник свободы. Свобода есть право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей: исполнительной, законодательной и судебной. Исполнительная власть принадлежит королю, законодательная – парламенту, судебная должна быть независима и от короля и от парламента.

9 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Швейцария Считал, что появление частной собственности принесло неравенство, угнетение бедных богатыми. Но уничтожить собственность нельзя, нужно лишь ограничить её размеры, уравнять крайности богатства и бедности. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.

11 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Адам Смит (1723 – 1790) Англия Считал, что главным источником народного благосостояния является труд. Важную роль в развитии общества играет конкуренция. «Для пользы государства нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении».

12 Основные идеи просветителей Просветители СтранаОсновные идеи Жак Тюрго (1727 – 1781) Франция Считал, что необходимы экономические реформы, которые разрушат старое традиционное общество. Выступал за полную свободу конкуренции, за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов.

13 Взгляды гуманистов и просветителей Гуманисты XV – XVI вв. Просветители XVIII в. Для гуманистов и просветителей характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Они верили в безграничные возможности человеческого разума. В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на воспитание и образование. Просветители беспощадно критиковали церковь, старинные традиции и абсолютизм. Они принадлежали к различным слоям общества, жили в разных условиях, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но их объединяли общие идеалы : свобода, счастье людей, ненасилие, мир.

14 Закрепление Что не относится к взглядам просветителей? А) Просветители обрушились на церковное учение и саму религию. Б) Выступали против феодальных порядков. В) Выступали за сохранение абсолютизма. Г) Верили в неисчерпаемые силы и возможности человека

15 Кто автор этой идеи? Появление частной собственности принесло неравенство, угнетение бедных богатыми. 1)Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Жан-Жак Руссо

16 Кто из просветителей был сторонником просвещенной монархии, в которой государь – философ проводит реформы? 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Вольтер

17 Кто автор этой идеи? В государстве необходимо разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной. 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Монтескье

18 Этот философ считал, что главным источником народного благосостояния является труд. 1) Вольтер 2) Монтескье 3) Жан-Жак Руссо 4) Дени Дидро 5) Жак Тюрго 6) Адам Смит Адам Смит

20 Домашнее задание § 19, вопросы 1-5 стр.179

Источник

§ 20. Великие просветители Европы

Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.

Перестроить мир по законам разума!

Первой в эпоху Просвещения вступила Англия — в конце XVII в., в середине XVIII в. новые идеи охватили Францию, где они достигли наибольшего развития. Представителями культуры Просвещения являются Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро во Франции, Т. Пейн, Б. Франклин и Т. Джефферсон в США, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев в России и ещё многие и многие деятели культуры и науки в других странах. Что же объединяло этих людей?

Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества.

Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению — в широком просвещении масс.

Кто были эти люди? Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие — к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве.

Прогрессивно настроенным писателям, художникам, философам был присущ дух сомнения в справедливости существующих порядков. Деятели Просвещения критиковали всё, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники.

Мыслителей XVIII в. отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека.

Право на жизнь, свободу и собственность.

Выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632—1704) являлся последователем Бэкона, считая, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум.

Главная заслуга Джона Локка заключалась в создании учения о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Учёный был уверен, что от природы все люди равны.

Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от за конодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии.

Он придавал большое значение образованию и воспитанию, развивающим человеческий разум, что дало бы возможность всем людям заниматься активной хозяйственной и политической деятельностью.

Против абсолютизма — за разделение властей. Имя французского просветителя, правоведа и философа Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескьё (1689—1755) получило широкую известность. Выходец из знатной и богатой дворянской семьи, Монтескьё получил прекрасное образование. В течение 10 лет он был президентом парламента в Бордо, а затем три года посвятил путешествиям. Монтескьё посетил многие европейские страны, но особенный интерес проявил к Великобритании, её политическому устройству. Вернувшись на родину, мыслитель посвятил себя наукам и литературным занятиям.

Его политические взгляды изложены в книге «О духе законов», в которой Монтескьё выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах, горячим поборником свободы. Однако свобода не означает для человека возможность делать всё, что он пожелает. Мыслитель писал: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать другие граждане». Особое внимание уделял Монтескьё вопросам защиты личности от произвола власти. Он указывал, что свобода личности возможна только в таком обществе, где нет злоупотребления властью.

Развивая учение Локка о разделении властей, Монтескьё указал, что три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены состоятельные слои населения; исполнительная — монарху, назначающему правительство, а судебная власть — независимым судьям. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.

Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей конституций США, Франции в XVIII в.

«Я ненавижу всякую тиранию».

О Вольтере (1694 — 1778), великом французском мыслителе, говорили, что он «был больше, чем человек. Он был веком». Чем вызвана такая высокая оценка его деятельности? Вольтер — один из 137 псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, романиста, драматурга, поэта и публициста. Его произведения — яростный вызов деспотизму и сословным порядкам. Мыслитель в течение жизни переселялся из одной страны Европы в другую и много сделал для того, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело сторонников.

Наиболее справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Как же, с его точки зрения, можно построить справедливое общество?

Вольтер не был сторонником широких массовых движений, считая опасным для общества возмущение голодной и неграмотной черни. Роль создателя разумного общества он от-Вольтер водил монарху, стоящему на позициях Просвещения. Мыслитель полагал, что просвещённый монарх, используя реформы, может построить «царство разума», что «добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». «Самое большое счастье для людей, — заявлял он, — когда государь — философ». Вольтер выступал сторонником просвещённой монархии и поэтому старался приобрести союзников в лице прусского короля Фридриха И, российской императрицы Екатерины II, шведского, датского и польского королей, считавшихся в то время просвещёнными монархами. Он вёл с ними переписку, а с 1750 по 1753 г. жил при дворе Фридриха II.

Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали. Мыслитель отрицал всякую пользу церковных обрядов и молений. Церковь он считал главным врагом Просвещения и своё отношение к ней выразил призывом: «Разрушьте старое здание обмана!», «Раздавите гадину!». При этом он верил в Бога, но представлял его как «философа на троне неба», «бесконечно искусного работника», законодателя правил природы и морали.

Вольтер признавал и необходимость религии для народа. «Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Мыслитель был врагом атеизма и называл его «самым большим заблуждением разума». Вольтер положил начало новому явлению — «вольтерьянству», т. е. свободомыслию и вольнодумству.

Сила Вольтера как философа была в критике отжившего свой век старого порядка, в его сатирических произведениях, высмеивающих знать, заправляющую государственными делами в своих корыстных интересах.

Идеи мыслителя широко распространялись не только во Франции, но и в других странах, на них воспитывались будущие участники Французской революции.

В годы Французской революции прах Вольтера был перенесён в усыпальницу великих людей Франции — Пантеон.

«Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным», — гласит надпись над его надгробием.

«. Не допускайте ни богачей, ни нищих».

Целый этап просветительского движения во Франции связан с именем Жан Жака Руссо (1712—1778), оказавшего огромное влияние на формирование взглядов передовой французской молодёжи. Он родился в Швейцарии, в Женеве, в семье часовщика и рано лишился матери. В 13 лет отец отдал его в ученики к мастеру, и 3 года подросток вынужден был терпеть голод и побои. Затем началась длительная полоса скитаний. Чтобы выжить, приходилось браться за самую разную работу. Тяжёлую жизнь простого народа, существовавшее в обществе имущественное неравенство Руссо знал не понаслышке.

Какие же взгляды Руссо сделали популярным его учение? Мыслитель доказывал, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта, а все бедствия человечеству принесло появление частной собственности, приведшей к росту неравенства, к угнетению бедных богатыми, слабых сильными.

Руссо не призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить её размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить.

«Если вы, — писал он, — хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Уравнение крайностей богатства и бедности — только это может спасти общество от потрясений.

Руссо являлся сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, ибо источник верховной власти — весь народ. Идеал мыслителя — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя всё необходимое, где каждый гражданин участвует в принятии законов. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы. Если же она этого не делает, то теряет право на существование.

Руссо критиковал существующую систему воспитания за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Требование республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789—1799 гг.

Новые экономические теории.

В эпоху Просвещения появились и новые экономические теории. Большую популярность среди современников завоевало учение шотландского учёного Адама Смита (1723—1790).

А. Смит верил в то, что стремление людей улучшать своё материальное положение способно привести общество к благосостоянию. «. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, — отмечал он, — нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путём или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны».

Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны, считал Адам Смит. Он выступал за свободу торговли землёй, подчёркивая, что земля должна переходить в руки собственников, способных использовать её экономично, утверждал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд.

Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения, но прежде всего она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным её содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».

Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло.

Проверьте себя

Подумайте

Дополнительные материалы

Манифест эпохи Просвещения

В 1751 г. во Франции произошло большое событие — вышли первые тома знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Инициатива издания принадлежала философам Дени Дидро (1713—1784) и Жану Д’Аламберу (1717—1783), поставившим цель собрать и систематизировать разнообразные знания «ради просвещения и благосостояния будущих поколений». Когда в 1772 г. издание книг завершилось, оказалось, что «Энциклопедия. » состоит из 35 богато иллюстрированных томов, а в работе над ней участвовали более 200 авторов, среди которых Вольтер, Руссо и другие выдающиеся писатели. Считается, что в целом в Европе было продано около 25 ООО экземпляров «Энциклопедии. ».

В чём же значение «Энциклопедии. »? Почему по настоянию иезуитов два тома её были осуждены королевским указом и дальнейшее издание книг было надолго запрещено? Генеральный королевский прокурор предъявил обвинение: «Эта книга, которая должна была быть книгой всех знаний, стала собранием всех заблуждений; труд, который нам не переставали хвалить, как памятник, делающий честь гению науки, стал её бесчестьем. Не должно ли правосудие, наконец, взять в свои руки меч и поразить всех безбожных писателей, которых осуждает религия и стыдится отечество? »

О чём писали авторы «Энциклопедии. »? Это издание подвело итоги научной революции XVII—XVIII вв. Вместе с тем составители включили в «Энциклопедию. » статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

В «Энциклопедии. » Дидро и Д’Аламбер объявили непримиримую борьбу католической церкви. В статье об иезуитах было написано: «. в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом, добродетель с пороком, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством, дух постоялого двора с духом заговора и интриги. У этих людей трудно отыскать только смирение». Не лучше характеризовался и королевский двор, а в статье «Крестьянин» указывалось на бедственное положение французских крестьян, лишённых земли и задавленных налогами.

В середине 60-х гг., когда работа над «Энциклопедией. » почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Её купила Екатерина II, поставив при этом условие, что Дидро останется хранителем библиотеки и личным библиотекарем государыни. Мыслитель стал личным советником императрицы в вопросах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. Дидро прибыл в Петербург, где был принят с почестями. В трактатах, написанных им для Екатерины II, он пытался разъяснить зло абсолютистской власти и крепостничества. Однако эти идеи не были восприняты императрицей. В 1774 г. Дидро умер, и его библиотека была перевезена в Петербург.

Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»

Крестьянин. Если они унижены, угнетены, постоянно обременены тяжёлыми повинностями, то они будут бояться заниматься профессией. бесплодной. Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он счи тает нужным, является условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении столь же бесплодны, как жестоки и смешны. Слепыми и глупыми распоряжениями вы готовите голод.

Произвольное налогообложение совершенно явно препятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю. Следовательно, оно подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх, оно душит всякие зародыши процветания.

Барщина. Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года. принимал петиции от своих подданных. Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвящён Богу. Посуди сам, твоё Императорское Величество, можем ли мы платить налоги. »

Зарождение общественного мнения

Эпоха Просвещения вводит понятие «общественная польза», служащее оценкой всех обсуждаемых реформ. В обществе возрастает недовольство властью. Если в XVII в. идеи, выдвигаемые философами, обсуждались в узком кругу посвящённых (в Европе их насчитывалось несколько сотен человек), то в XVIII в. информация распространяется достаточно быстро через газеты, путешествия и личную переписку. Во Франции королевская власть усиливает цензуру, но отвергнутые ею произведения печатаются за границей, чаще всего в Англии и Голландии.

Произведения Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо и других просветителей не только читаются, но и активно обсуждаются в клубах, кафе и салонах. В парижском кафе «Прокоп» зародился проект издания «Энциклопедии. ». На еженедельные собрания клубов в Лондоне и Париже приходят писатели, юристы, военные, они обсуждают проблемы дипломатии, экономики, права.

После смерти Людовика XIV большую роль играют светские салоны, тон в которых задают дамы из аристократических кругов. Салоны посещаются не только аристократами, но и учёными, философами, артистами, художниками, всемирно известными людьми. В салонах беседуют об искусстве, науке, политике, обсуждают передовые идеи.

Благодаря новым формам общения между людьми формируется и выражается общественное мнение. Общественное мнение, осуждающее абсолютную монархию, сыграло значительную роль в развитии революции во Франции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *