Что было после классицизма

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

используется ли сегодня стиль классицизм или во что он преобразовался?

Раз уж вопрос в подкатегории Архитектура, Скульптура, то попытаюсь осветить больше эту сторону.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств.
«Классицизм» (от латинского «classicus», т. е. «образцовый» ) предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Классицизм в архитектуре

Черты классицизма мы находим во всех видах искусства. Но, пожалуй, самым ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпохи стали светские сооружения.

Третий этап классицизма во французской архитектуре охватывал последнюю треть XVII в. и знаменовал собой появление строгого стиля классицизма, который во Франции отмечался своеобразным сочетанием классической строгости внешнего оформления с прихотливостью и декоративной перегруженностью интерьера. Основные черты этого стиля, называемого высоким, или строгим, проявились в преобладании горизонтальных членении над вертикальными; в исчезновении высоких раздельных крыш и появлении единой кровли, маскируемой балюстрадой; в упрощении композиции здания и полном соответствии его внешних размеров величине и расположению внутренних помещений.

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены.

Источник

Неоклассицизм: и снова равнение на античные идеалы!

Что такое неоклассицизм? Представьте себе, однозначно на этот вопрос ответить не получится. Дело в том, что существует два искусствоведческих подхода к определению термина «неоклассицизм». В мировом искусствоведении под этим словом понимают стиль, определивший эстетические вкусы в конце XVIII — начале XIX века, то есть эпоху Антона Рафаэля Менгса (Anton Raphael Mengs), Ансельма Фейербаха (Anselm von Feuerbach) и Жак-Луи Давида (Jacques-Louis David). А в отечественной науке термин применяется к художественному течению конца XIX — начала ХХ века, причём к художникам-неоклассицистам относят довольно широкий круг живописцев — от последователей прерафаэлитов до Петрова-Водкина.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Почему так произошло с неоклассицизмом? Возможно, это связано с поздним приходом классицистических веяний в Россию. Классицизм начал развиваться в Российской империи во второй половине XVIII столетия, когда во Франции уже царствовало изящное рококо, сменившееся неоклассицистическим трендом. В результате, так называемый русский классицизм соответствует по времени европейскому неоклассицизму, и, с точки зрения мирового искусствоведения, является его частью. Но в России установилась традиция называть этот период просто классицизмом, что было отчасти перенесено и на европейское искусство.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

А неоклассицистами в России стали именовать художников последней трети XIX и начала XX веков, которые работали с опорой на античные традиции — например, неоидеалистов. Кстати, похожий подход наблюдается и в Германии, где национальные живописцы-классицисты тоже появились сравнительно поздно.

Вот так и возникла терминологическая путаница. Попытки её устранить, разумеется, были, но пока разночтения сохраняются. Что делать? Возможно, по отношению к концу XIX и XX столетиям лучше использовать другой термин — неоклассика. Ну и просто учитывать сосуществование двух подходов и уточнять, что именно имеется в виду.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Вторая волна классицизма в Европе

Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Большой вклад в развитие обновлёно-классицистической эстетики внёс немецкий археолог Иоганн Винкельман (Johann Joachim Winckelmann) со своими многотомными «Древностями Геркуланума» и работой, посвящённой древнеримскому искусству. Она призывала мастеров к «подражанию древним» в поисках высоких художественных идеалов.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Характерные черты неоклассицизма в живописи:

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Неоклассицизм дает мощный толчок к развитию исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров. Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений. Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Знаменитые мастера неоклассицизма

У истоков второй волны стоял Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs), призывавший отказаться от эстетики рококо и вернуться к строгим идеалам. Интересно, что в его творчестве заметно влияние барокко: в подаче светотеневых контрастов, парадности портретов.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

С другой стороны, для Менгса характера точная передача индивидуальности человека, реалистичность.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Демонстрируют переход от рококо к неоклассицистической эстетике картины Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), учителя Жак-Луи Давида.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

А в творчестве его ученика новый стиль достиг своего крещендо. При этом, что интересно, творчество Давида не было однородным. В нём удивительным образом сочетаются барочные, классицистические и романтические черты.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Наиболее классицистично-сдержаны и при этом театрально-выразительны работы Давида 1780-1800 годов.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Также в этом стиле творили:

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Но постепенно зритель устал от несколько жёсткого неоклассицистического творчества: наступала эра романтизма. Новые тенденции проявились и в живописи известных представителей эпохи — например, Жак-Луи Давида. Тем не менее, римско-греческим идеалам суждено было ещё не раз возвращаться на полотна, хотя уже с куда меньшим размахом.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Неоклассика

Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Мастера, обращавшиеся в это время к образцам искусства Ренессанса, Греции и Рима, делали это в рамках художественного протеста (в отличие от академического и салонного искусства, использовавшего классицистические каноны формально). Приверженцы неоклассики, в отличие от академистов, искали в античности истинное вдохновение, способ преодолеть то «хаос реальности», то какие-либо новые веяния, которые им казались неэстетичными и деструктивными (например, ведя полемику с авангардистами).

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?

Что было после классицизма. Смотреть фото Что было после классицизма. Смотреть картинку Что было после классицизма. Картинка про Что было после классицизма. Фото Что было после классицизма

Популярны ли на современных аукционах такие работы? Разумеется, причём по двум причинам. Во-первых, картины XVIII-XIX веков обладают высокой инвестиционной ценностью, даже если принадлежат художникам второго-третьего эшелонов (ставки на сайте VeryImportantLot начинаются от нескольких тысяч евро). Известные полотна оцениваются в миллионы. Во-вторых, эти работы привлекают эстетов великолепной техникой, чёткостью форм и линий, величественностью тем и красотой образов. Такую картину хочется купить на аукционе для личной коллекции и украшения классического интерьера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *