Что было после классицизма
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
используется ли сегодня стиль классицизм или во что он преобразовался?
Раз уж вопрос в подкатегории Архитектура, Скульптура, то попытаюсь осветить больше эту сторону.
КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств.
«Классицизм» (от латинского «classicus», т. е. «образцовый» ) предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.
Классицизм в архитектуре
Черты классицизма мы находим во всех видах искусства. Но, пожалуй, самым ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпохи стали светские сооружения.
Третий этап классицизма во французской архитектуре охватывал последнюю треть XVII в. и знаменовал собой появление строгого стиля классицизма, который во Франции отмечался своеобразным сочетанием классической строгости внешнего оформления с прихотливостью и декоративной перегруженностью интерьера. Основные черты этого стиля, называемого высоким, или строгим, проявились в преобладании горизонтальных членении над вертикальными; в исчезновении высоких раздельных крыш и появлении единой кровли, маскируемой балюстрадой; в упрощении композиции здания и полном соответствии его внешних размеров величине и расположению внутренних помещений.
Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены.
Неоклассицизм: и снова равнение на античные идеалы!
Что такое неоклассицизм? Представьте себе, однозначно на этот вопрос ответить не получится. Дело в том, что существует два искусствоведческих подхода к определению термина «неоклассицизм». В мировом искусствоведении под этим словом понимают стиль, определивший эстетические вкусы в конце XVIII — начале XIX века, то есть эпоху Антона Рафаэля Менгса (Anton Raphael Mengs), Ансельма Фейербаха (Anselm von Feuerbach) и Жак-Луи Давида (Jacques-Louis David). А в отечественной науке термин применяется к художественному течению конца XIX — начала ХХ века, причём к художникам-неоклассицистам относят довольно широкий круг живописцев — от последователей прерафаэлитов до Петрова-Водкина.
Почему так произошло с неоклассицизмом? Возможно, это связано с поздним приходом классицистических веяний в Россию. Классицизм начал развиваться в Российской империи во второй половине XVIII столетия, когда во Франции уже царствовало изящное рококо, сменившееся неоклассицистическим трендом. В результате, так называемый русский классицизм соответствует по времени европейскому неоклассицизму, и, с точки зрения мирового искусствоведения, является его частью. Но в России установилась традиция называть этот период просто классицизмом, что было отчасти перенесено и на европейское искусство.
А неоклассицистами в России стали именовать художников последней трети XIX и начала XX веков, которые работали с опорой на античные традиции — например, неоидеалистов. Кстати, похожий подход наблюдается и в Германии, где национальные живописцы-классицисты тоже появились сравнительно поздно.
Вот так и возникла терминологическая путаница. Попытки её устранить, разумеется, были, но пока разночтения сохраняются. Что делать? Возможно, по отношению к концу XIX и XX столетиям лучше использовать другой термин — неоклассика. Ну и просто учитывать сосуществование двух подходов и уточнять, что именно имеется в виду.
Вторая волна классицизма в Европе
Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.
Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.
Большой вклад в развитие обновлёно-классицистической эстетики внёс немецкий археолог Иоганн Винкельман (Johann Joachim Winckelmann) со своими многотомными «Древностями Геркуланума» и работой, посвящённой древнеримскому искусству. Она призывала мастеров к «подражанию древним» в поисках высоких художественных идеалов.
В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.
Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.
Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.
Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.
Характерные черты неоклассицизма в живописи:
Неоклассицизм дает мощный толчок к развитию исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.
Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров. Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений. Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.
Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.
Знаменитые мастера неоклассицизма
У истоков второй волны стоял Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs), призывавший отказаться от эстетики рококо и вернуться к строгим идеалам. Интересно, что в его творчестве заметно влияние барокко: в подаче светотеневых контрастов, парадности портретов.
С другой стороны, для Менгса характера точная передача индивидуальности человека, реалистичность.
Демонстрируют переход от рококо к неоклассицистической эстетике картины Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), учителя Жак-Луи Давида.
А в творчестве его ученика новый стиль достиг своего крещендо. При этом, что интересно, творчество Давида не было однородным. В нём удивительным образом сочетаются барочные, классицистические и романтические черты.
Наиболее классицистично-сдержаны и при этом театрально-выразительны работы Давида 1780-1800 годов.
Также в этом стиле творили:
Но постепенно зритель устал от несколько жёсткого неоклассицистического творчества: наступала эра романтизма. Новые тенденции проявились и в живописи известных представителей эпохи — например, Жак-Луи Давида. Тем не менее, римско-греческим идеалам суждено было ещё не раз возвращаться на полотна, хотя уже с куда меньшим размахом.
Неоклассика
Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.
Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?
Мастера, обращавшиеся в это время к образцам искусства Ренессанса, Греции и Рима, делали это в рамках художественного протеста (в отличие от академического и салонного искусства, использовавшего классицистические каноны формально). Приверженцы неоклассики, в отличие от академистов, искали в античности истинное вдохновение, способ преодолеть то «хаос реальности», то какие-либо новые веяния, которые им казались неэстетичными и деструктивными (например, ведя полемику с авангардистами).
Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?
Популярны ли на современных аукционах такие работы? Разумеется, причём по двум причинам. Во-первых, картины XVIII-XIX веков обладают высокой инвестиционной ценностью, даже если принадлежат художникам второго-третьего эшелонов (ставки на сайте VeryImportantLot начинаются от нескольких тысяч евро). Известные полотна оцениваются в миллионы. Во-вторых, эти работы привлекают эстетов великолепной техникой, чёткостью форм и линий, величественностью тем и красотой образов. Такую картину хочется купить на аукционе для личной коллекции и украшения классического интерьера.