Что было раньше лодка или телега
Как появилась лодка и весло?
Плот — плод наблюдений
Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву. Если связать несколько брёвен, можно на этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.
Когда появился плот?
Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно.
И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.
Водный транспорт
Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению на мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.
Вместо утиной лапы
Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» — плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.
Превращение бревна в лодку
Плыть было удобнее тонким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, — надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, но из стволов огромных деревьев делали лодки на десятки человек.
Как появилась лодка и весло
Возраст
Плот 40 тыс. лет до н. э.
Лодка-долблёнка 20 тыс. лет до к э.
Весло 12 тыс. лет до. н. э.
Каркасные лодки 10 тыс. лет до н. э.
ПЛОТ – ПЛОД НАБЛЮДЕНИЙ
Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению па мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста – длинной палки, которой упирались в дно.
Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно. И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.
ВМЕСТО УТИНОЙ ЛАПЫ
Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» – плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.
ПРЕВРАЩЕНИЕ БРЕВНА В ЛОДКУ
Плыть было удобнее топким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, – надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, по из стволов огромных деревьев делали лодки па десятки человек.
Австралийские аборигены, американские индейцы и коренные народы Сибири делали лодки из коры. С большого дерева цельным пластом снимали толстую кору, сохранявшую округлую форму ствола. Кору обрезали по форме лодки, придавали ей форму распорками, сшивали борта растительными волокнами, а щели конопатили. Получалась лёгкая лодочка.
Там, где не было лесов и больших деревьев, например в тундре, люди делали лодки из кож. Из веток мастерили прочный каркас и обтягивали его сшитыми шкурами, оставляя в центре отверстие для гребца. Получились быстроходные каркасные лодки – каяки и байдарки. В Древнем Египте, где древесина тоже была редкостью, лодки делали из папируса или из камыша.Плотные пучки стеблей этих растений связывали меж собой, получалось подобие длинной корзины с углублением для гребца.
Вёсельные лодки всегда были главным прибрежным водным транспортом. На вёслах ходили и большие парусные корабли при отсутствии ветра. До XVI в. были распространены большие гребные суда – галеры, движимые десятками и даже сотнями гребцов.
История появления и развития водного транспорта
Оказалось, что очень удобно использовать в качестве дорог реки. Кроме того, необходимо было развивать рыболовное ремесло, для чего нужно было как-то научиться передвигаться по морям хотя бы в прибрежной зоне.
Согласно некоторым исследованием археологов, первым плавсредством, которое было изобретено в древности, был плот. Люди обнаружили, что дерево отлично держится на поверхности воды и решили использовать это обстоятельство в свою пользу. Несколько бревен деревьев связывались между собой, и так получался простой, но эффективный плот. В качестве гребного инструмента использовалась доска или шест, которым попросту отталкивались от дна.
Интересно, что известное прогулочное средство под названием катамаран, которое можно увидеть в парках и на морских пляжах, своим названием обязано плоту. На тамильском языке слово “ каттумарам” буквально означает «связанные бревна».
От лодочки до яхты
Самые древние находки археологов, которые дошли до наших дней — это были лодки, построенные около семи тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте и датируется она как раз этим периодом.
Следующим этапом стало использование паруса. Точно неизвестно, когда именно появилось это весьма эффективное оснащение на лодках, однако большинство историков сходятся во мнении, что первыми в этой области выступили египтяне. Самое древнее изображение корабля под парусами мы находим в изображениях египетской царицы Хатшепсут. Она жила около трех с половиной тысяч лет назад, так что можно примерно оценить, когда появились первые парусники.
На протяжении нескольких тысяч лет парусное кораблестроение развивалось и происходило это вплоть до начала девятнадцатого века, когда начало развиваться пароходство.
Последним самым известным парусником, построенным в начале двадцатого века, является четырехмачтовый барк «Крузенштерн».
Военный водный транспорт
Пожалуй, как и всякое изобретение, водный транспорт сразу же стали использовать в военных целях. Свидетельства тому мы находим в исторических документах.
По сути, с момента появления парусных судов, строились гражданские и военные суда. В качестве вооружения использовался таран – укрепленный нос корабля, которым сходу пробивались борта вражеских судов. Кроме того, на военных кораблях присутствовали лучники, а также такие суда оснащались различными метательными машинами.
Со временем стали появляться различные классы военных кораблей:
Сегодня на военные корабли останавливают практически любое современное вооружение, вплоть до ядерных ракет различной дальности. А самые современные корабли, созданные по технологии “Стелс”, считаются практически неуязвимыми.
Появление пассажирского водного транспорта
С момента появления парусных кораблей, они преимущественно использовались в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов. Но все-таки путешественники могли договориться с капитаном и их брали с собой на борт.
Ситуация изменилась в девятнадцатом столетии, когда начали производить пароходы. А с начала двадцатого столетия стали производить межконтинентальные лайнеры. Одним из самых известных трансатлантических пароходов на сегодня является «Титаник», который потерпел крушение четырнадцатого апреля 1912 года.
Самым большим пассажирским кораблем считается круизный лайнер «Оазис Морей», который был спущен на воду в 2009 году. По своим размерам он несколько превосходит легендарный «Титаник». Это настоящий плавучий город, экипаж которого состоит из более чем двух тысяч человек. Представьте – на этом корабле растут пятьдесят шесть больших деревьев!
Водный транспорт в наши дни
Сегодня водный транспорт продолжает развиваться. Но все же в некоторых местах продолжают активно использоваться самые примитивные средства, такие как плоты. Такие средства применяются в основном для транспортировки леса, а также в туризме.
Парусные суда хоть и существуют сегодня, но все-таки остаются скорее историческими памятниками судостроения. Они теперь не используются в коммерческих целях для перевозок грузов или военного снаряжения.
А вот небольшие парусные яхты активно используются в частном порядке. Лидером в производстве яхт на сегодня является Италия. Здесь за год производится более пятисот лодок, а это очень много по сравнению с другими странами.
Большое значение корабли имеют в военной сфере. Самыми мощными гигантами являются на сегодня авианосцы. Лидером по количеству авианосцев являются Соединенные Штаты Америки – здесь на вооружении состоит одиннадцать таких гигантских военных судов. Самым мощным авианосцем на сегодня является американский авианосец типа «Джеральд Р. Форд». Сердцем этого плавучего острова являются два ядерных реактора нового поколения.
Мореплавание всегда было связано с романтикой – написано множество художественных произведений, в которых на первом плане выступают корабли. Да и сегодня у всех, кто видит огромные четырехмачтовые парусники или величественные круизные лайнеры по-настоящему захватывает дух!
Традиционный русский транспорт
Такие хорошо известные и сегодня водные средства передвижения, как плот, паром, лодка, использовались еще предками русских — славянами. Об этом свидетельствуют летописи, повествующие о походах отважных новгородцев в XI—XII вв. на судах-кочах к «Студеному морю» — Северному Ледовитому океану, о плаваниях архангельских поморов в XVI—XVII вв. на Таймыр и Шпицберген, это подтверждают и находки археологов — старинные дубовые челны, обнаруженные при раскопках на берегах рек.
Во все времена водная система больших восточно-европейских и сибирских рек — Волги, Дона, Оки, Енисея, Лены, Иртыша имела важное значение для жизни людей, расселившихся на огромных пространствах России. Водные магистрали соединяли страну в единое целое, давали жизнь множеству городов, сел, деревень. В некоторых местах Европейской России и Сибири водный путь с ранней весны до поздней осени был единственным способом сообщения между селениями. В XIX в. водные средства передвижения, прежде всего лодки, характеризуются наибольшим разнообразием видов, различаясь по назначению, грузоподъемности, форме, способам изготовления и управления.
Лодки строили из тесовых или пиленых досок или выдалбливали из ствола дерева, они могли быть плоскодонными или с закругленным дном, узкими и длинными (до 20-30 м) или, наоборот, короткими и широкими. Движение осуществляли при помощи весел, парусов, шестов, которыми отталкивались от дна водоемов. Крупные суда (баржи, барки) передвигались с помощью лошадей или бурлаков, шедших по берегу реки и тянувших судно за прикрепленные к нему канаты, ас 1817 г. — с помощью пара.
Каждый тип лодок имел свое название: комяга, струг, шитик, каюк, гусянка, барка, облас, плавник, бот, расшива, лайба, байдак, баркас и т. д. По способу изготовления лодки называли долбленками, дощаниками, по месту изготовления — унженками, илимками, белозерками, тихвинками, мокшанками, коломенками, по материалу, из которого были сделаны, — Осиповнами, дубами, по назначению — неводниками, рыбницами, мореходками, завознями и др. Само строительство водного транспорта становится индустрией: в тех регионах России, где было много леса, рек и озер, суда изготавливали на продажу мастера-лодейники на специальных плотбищах.
Традиционные наземные средства передвижения русских — это полозовый, колесный транспорт и волокуши. Полозовые средства передвижения — прежде всего сани — основной вид транспорта в России зимой. В зависимости от целевого назначения сани отличались размером, внешним видом и отделкой. Для транспортировки тяжелых, громоздких грузов использовали дровни, для перевозки небольшой клади и людей — розвальни, для праздничного катания и поездок на дальние расстояния — более удобные повозки: беговушки, кошевы, скочки и др.
К полозовому транспорту относятся и лыжи, которые имели большое значение в жизни и хозяйственной деятельности русских людей. Лыжи использовали на охоте. Они часто были единственным средством передвижения зимой в таежных местах Сибири и на Русском Севере. В весенне-летнее и осеннее время использовали колесный транспорт. Крестьянская телега, сравнительно широкая, с четырьмя деревянными колесами без металлической оковки, была хорошо известна по всей России. На ней удобно было перевозить снопы, сено, мешки с мукой и зерном, навоз на пашню, дрова, на ней ездили в лес, на поле, в соседнее село на ярмарку, в гости.
В разных местностях телеги назывались по-разному: сноповозка, хлебовозка, навозница, одёр, ратка, дроги, долгуша, рыдван и др. Похожие по конструкции, они имели небольшие отличия в строении кузова, который мог быть сплошным дощатым, сплетенным из лозы, разреженным, глубоким или мелким. Наряду с телегами в городах и деревнях для выезда в праздничный день на катание или в гости использовали четырехколесные повозки — тарантас, ходок, кошевку, тележку, дрожки, пролетку, линейку, бричку. Они имели деревянный, металлический или плетеный кузов и были рассчитаны на двух-четырех человек. Наружные стороны кузова украшали резьбой или росписью, а сиденья зачастую обивали кожей.
В русском быту получили распространение и двухколесные повозки: медведка, коротайка, одноколка, однотужка, двуколка, качка, трясогуска, таратайка, рессорка, бедарка, кабриолет, которые применялись главным образом для поездок и в меньшей степени для перевозки грузов. Такие наземные средства передвижения, как сани и телеги, известны в России с давних пор. Сани различных конструкций использовали еще в Древней Руси — как в зимнее, так и в летнее время. Столь же рано появились в русском обиходе и телеги, хотя широкое распространение они получили лишь в XVIII в., когда стали активно строить дороги, соединяющие не только крупные города, но и села.
Выездные повозки, колесные и полозовые, делали специальные мастера — санники и тележники — на заказ или на продажу на ярмарках. Они стоили довольно дорого и приобретались в основном зажиточными людьми. Более простой транспорт, такой как дровни, телеги, изготавливали сами крестьяне у себя в хозяйствах, а колеса, которые было довольно сложно сделать в домашних условиях, покупали у колесников. Наиболее простым и доступным средством транспортировки тяжелых и громоздких грузов были волокуши2. Их применяли чаще всего для вывоза бревен из леса, «сваживания» сена и соломы. В разных местностях они назывались по-разному: волошенька, смык, таска, кобыла, волокуша, метелка, волок, полоз, различаясь отдельными деталями конструкции.
Как правило, это было бревно с развилкой на конце или две длинные толстые жерди, соединенные досками, припрягавшиеся к лошади постромками или тонкими концами жердей. Однако в ряде районов России хорошо были известны полозовые волокуши и даже волокуши колесные. Широкое распространение в русских деревнях этого вида транспорта объясняется не столько отсталостью крестьянского хозяйства, сколько природными условиями, отсутствием хороших дорог, а главное — простотой устройства волокуш и их дешевизной.
Основным упряжным животным у русских была лошадь, которую впрягали в повозку, используя оглобли, хомут и дугу, а самой распространенной запряжкой как в зимнюю, так и в летнюю пору была запряжка одноконная. В праздничный день в повозку могли запрягать и двух лошадей, при этом одна из них коренник — шла под дугой, а другая, называвшаяся пристяжной, — рядом на постромках. Запряжка трех лошадей — тройка, состоявшая из коренника и двух пристяжных, применялась в основном в ямской гоньбе и во время праздничных гуляний. В ряде статей раздела рассказывается об основных типах запряжки, а также о традиционных элементах упряжи, без описания которых разговор о транспортных средствах русского народа был бы неполным.
От телеги до конкордов: как путешествовали в разные эпохи
Чтобы пересечь Атлантический океан, Колумбу в 1492 году потребовалось 70 дней, летчику Линдбергу в 1927 г. – 33 часа, а в наше время сверхзвуковой самолет сделает это за 3 часа. В Средние века в путь отправлялись с мешком золота, а в наши дни тебе достаточно взять с собой в путешествие карту «Бумеранг» Visa Gold от Приорбанка, при поддержке которого мы собрали настоящую антологию путешествий – от шумеров до нашего времени. Почему в эпоху Возрождения боялись соло путешественников, какие сервисы были в пятизвездочных гостиницах периода Нового времени и как выглядели пакетные туры в XIX веке – рассказываем!
древний мир
средневековье
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
новое время
Когда ты очень древний человек, увидеть мир не так уж просто. Дороги, если они вообще есть, неудобные и небезопасные, как и воды, а племена на твоем пути живут каждое по собственным законам. Первые путешествия – это торговые или политические визиты, военные походы или экспедиции колонизаторов.
Если ты шумер или аккадец
Твоя логистика зависит от рельефа. Если живешь на равнине – пользуйся ногами, если у реки – изволь мастерить лодку. Основная характеристика маршрутов – беспощадное и бесконечное бездорожье.
В историческое время, на тысячелетие позже, в Новоассирийском царстве появляются мощеные дороги из камня и кирпича, залитые даже кое-где асфальтом(!), и деревянные или каменные мосты, что ощутимо упрощает транспортное сообщение.
Люди по-прежнему путешествуют пешком (но уже с бóльшим удобством) или на лодках. Для перевозки каких-то вещей навьючивают осла. Если багажа много, запрягай осла в двух- или четырехколесную повозку.
Если ты купец, везущий товары, используй гужевой транспорт. Переправляй поклажу через каналы и реки на пароме. Правда, и скот, и ты, и вся твоя свита, будете вынуждены хорошенько промокнуть, следуя за этим паромом вплавь.
Если ты особенно крут, то обязан заиметь куфу для плавания – сплетенную из лозы и обтянутую кожей корзину, дно которой заливали асфальтом. Конкурент куф – келек – деревянный плот, который маневрирует на надутых кожаных бурдюках.
Первый путешественник в шумеро-аккадской культуре – Гильгамеш, герой эпической поэмы «О все видавшем». Где-то в середине третьего тысячелетия до н.э. этот правитель города Урук отправляется за кедровым лесом в Ливан, встречает на своем пути массу удивительных и таких же полулегендарных опасностей и преодолевает расстояние до города Киш – 165 километров – за 2 недели. Как он добирался? В основном – на своих двоих: по дороге через горы и местам поровнее, а часть пути, до Уркаруха, – вплавь по морю, на лодке.
Типичное путешествие: 165 километров за 2 недели
Средства передвижения: пешком / на лодке
Твоя основная навигация проходит, конечно, по течению Нила. По реке ты можешь переместиться на 2000 километров, вплоть до Средиземноморья. Как вычислить на пристани египетскую лодку? Она должна быть из папируса, со снастями, каютами и другими корабельными прибамбасами.
Не обходится без сухопутных маршрутов: уже в IV тысячелетии до н.э. египтяне добираются до территорий современных Йемена и Сомали и частенько бывают в Пунте, откуда по доброй и не слишком воле местных вывозят благовония, черное дерево, слоновую кость, рабов, шкуры экзотических животных и даже краску для глаз. Этот маршрут, караванный путь, ведет из центральной части Египта к Красному морю. Практически такой же намоленный, как сейчас Минск – Вильнюс – Минск.
Египтяне обожают документировать все, что происходит вокруг. Потому сейчас мы владеем практически полностью сохранившейся историей путешествия, которое датируется 2000-1960 годами до н. э. Вот, например, Синухет, повесть о котором потом запишет неизвестный древнеегипетский «блогер», отправился в Кедем и в пути опробовал на себе практически все транспортные возможности: плыл на папирусной лодке, шел пешком в гордом и опасном одиночестве и затем вместе с кочевниками-бедуинами.
Путешествия по торговым вопросам не были для египтян редкостью. Сохранился отчет от 1086 года до н.э., который во всех красках рассказывает о путешествии Ун-Амона из египетских Фив в Библ для покупки кедровой древесины, которая была нужна для строительства священной барки бога Амона. Авантюрная поездка вполне могла бы происходить и сегодня: в порту его обворовали, а часть Нила представляла собой «платную дорогу» с механикой чуть проще, чем система Beltoll: чтобы следовать по нижнему течению реки, нужно было получить разрешение от автономного нижнеегипетского правителя. Все приключения (часть которых составили долгие уговоры чиновников) продлились, как говорят документы, больше года, но кедр Ун-Амон таки привез.
Типичное путешествие: 980 километров за 1 год
Средства передвижения: пешком / на лодке
Если ты древний грек
Поначалу путешествия эллинов тоже мало напоминают туристические вылазки, но втянулись эти ребята быстро: и отдыхать ездили, и учиться, и красоты смотреть.
Когда ты древний грек, жаждущий географических открытий, твоя стихия номер один – море. Берега Древней Эллады изрезаны так, что сама природа указывает, где быть гавани и какой прокладывать путь. Греки любят море и отлично его знают, поэтому уже к началу I тысячелетия до н.э. по береговой линии появляется развитая сеть портов, а видов судов больше, чем машин на парковке у «Акрополиса» – от примитивной лодки до исполинских военных судов: пентеконторы, бирема, триера. Корабль Птолемея IV, например, был 122 метра в длину, 15 – в ширину, с веслами в 17 метров и командой матросов в 4000 человек. Уже рвешься в дорогу? Отправляйся только в благополучное для плаваний время: с весны и ровно по 11 ноября! Навигационный сезон – всегда по старой мореходной традиции.
На суше греческие путешественники чувствуют себя не так комфортно – нет ни дорог, ни проселков для повозок. Нужно везти телегу? В грунте продолблены колеи для колесного транспорта. Мощеные дороги появляются в Элладе на удивление поздно, хотя в остальном греки – большие молодцы. Получалось, что проще ехать в другую страну, чем колесить по своей. Ничего не напоминает?
Самое популярное средство наземного передвижения – ноги. Причем, если в дорогу нужно брать и вещи, зови раба или нескольких – пускай несут! Если багаж совсем не умещается в руках, пускай идут рядом с навьюченным мулом или ослом. А если уж совсем много добра – можно брать повозку.
На дальние расстояния и сами греки ездят в небольших двух- и четырехколесных повозках, в которых в обычных случаях катаются представители разных социально уязвимых групп – женщины, дети, старики. И достаточно популярны ослики, которые и сейчас не сдают позиций. Особенно – на островах.
Первым из греков, кто рискнул куда-то уплыть, был Пифей из Массилии (современного Марселя) во времена Александра Македонского. Плыл он за янтарем и оловом, но кое что получше – Британские острова и Ютландию. Правда, рискнул Пифей за счет городских властей или, как вариант, местных купцов. Отдельные байки даже дают повод думать, что эту экспедицию финансировал сам Александр Великий. В остальном морские путешествия – удовольствие не из дешевых.
Типичное путешествие: Гадес (Испания) – обогнул Британию – северные берега Шотландии – остров Туле – устье Эльбы и Ютландия, 8 месяцев
Средства передвижения: корабль
Как начались римские путешествия – неизвестно. Древнейшую зафиксированную поездку описывает Тит Ливий – это визит сыновей царя Тарквиния Гордого в Дельфы в 511-510 г. до н.э., а это почти 1000 километров! Одно известно точно: море римляне любят далеко не так, как греки, но в путешествиях на суше они дают жару так, что теми же дорогами и мостами итальянцы пользуются до сих пор.
Граждане Рима любят себя побаловать. Местные рersonae gratae ездят учиться (философы – на Родос, медики – на Кос), знакомятся с достопримечательностями или отдыхают у минеральных источников. Во времена империи, к началу нашей эры, туристические поездки в тренде – если у тебя есть хоть немного денег, надо ехать!
Цветет индустрия производства транспортных средств: двух- и четырехколесные повозки могут быть как простыми, так и супер роскошными. Без объемного багажа, к примеру, путешествуют в легких двуколках, которые назывались «цизиум» или «бирота». Но существуют и вместительные повозки – римляне могут упаковать и перевезти с собой даже мозаичный пол.
В эпоху Августа появляются частные транспортные агентства. А значит, если твоя повозка сломается, можно заказать техобслуживание (!) на дороге, а также взять в прокат пару вьючных животных. Такие «пункты проката» строятся в Риме и более мелких городах прямо у ворот. По какой причине, кроме очевидных, римлянин обращается в агентство? Во-первых, безопасность: свита должна гарантировать более безопасный путь. Вторая, более популярная причина – понты: почему бы ни снять экипаж и возницу, чтоб впечатлить братву на форуме?
Кроме транспортных агентств есть и туристические. Такие турбюро снабжают римлян справочниками и путеводителями, где были указаны маршруты, достопримечательности, гостиницы и цены. Такой путеводитель, например, был в IV в. до н.э. для паломников, направлявшихся из Бордо в Иерусалим.
Постоялые дворы, частные и государственные, строятся в городах и вдоль дорог, новый – каждые пятнадцать миль. На первом этаже – обязательно трактир. Хотя владельцы таких заведений считаются плутами и особенного доверия не вызывают, путешественник может запросто остановиться в гостинице своей категории. Кто побогаче – в мансионах с сервисом и дополнительными услугами, а странствующий плебей может позволить себе ночлег в стабулярии.
Морские путешествия римляне появляются у римлян позже. Со строительством первых портов и развитием навигации случается настоящий бум: от Азовского моря (которое в Риме называлось Меотийским болотом) до египетской Александрии можно добраться за 2 недели! Правила плавания те же, что у эллинов: сезон – с весны по осень.
Римская логистика заслуживает снятой шляпы: транспортное сообщение налажено во всех провинциях благодаря сети государственных и сельских дорог (последние финансируются местными властями). А сами дороги, похожие в разрезе на четырехслойный пирог из разных материалов, сделаны на совесть. Старейший римский тракт с протяженностью больше 570 км – Виа Аппиа (сейчас – Виа Аппиа Антика) – строился в 312 г. до н.э., а функционирует и до сих пор. Хорошая дорога – быстрая дорога!
Типичное путешествие: 800 км, 24 часа
Средства передвижения: курьерская лошадь
В Средние века существенного прогресса в путешествиях нет. По суше тащись пешком, верхом (если позволяет положение) или на повозке. Последнюю, если живешь в эпоху раннего Средневековья, советуем тебе запрягать быками. Но если чуть позже – можно брать лошадь, потому что твои современники уже научились впрягать её так, чтоб хомут давил не на шею, а на плечи, изобрели железные подковы, дышло и спицами модифицировал колесо, чтоб езда стала быстрее. Но не забудь взять парочку запасных, чтоб заменять их в пути. Для знатных дам есть лакшери-повозки: закрытые, украшенные бархатом и шелком. А на Средиземноморье все так же запрягают мулов и ослов, а, если везёшь товар, к примеру, на рынок, придется по старинке телепаться вслед за повозкой.
Как повезем твой багаж? Скорее всего, упакуем вещи в мешки и перебросим их через спину мула или осла: лошадь – удовольствие подороже.
Дороги Средневековья меняются незначительно, путешествие возможно только в хорошую погоду. Переждать дождь путникам помогают специальные приюты (особенно – в горной местности): их смотрители в непогоду звонят в колокол и выходят на дорогу, чтобы встретить заплутавших, дать им ночлег или провести через опасные места. Будь в те времена Booking, они бы точно получали не меньше 9.0!
В городе по-прежнему можно остановиться в гостиницах, а с популяризацией христианства – в любом монастыре и, в общем-то, в любом доме. Если ты путешествуешь мирно, можешь рассчитывать на тарелку горячего супа и постель где угодно. Profit!
Если в твоих жилах течет голубая кровь, почему бы не остановиться в замке своего вассала или любого из горожан? Для хозяина это, конечно, будет разорительно, но весьма почетно.
В это время в море давали жару те самые варяги – норманны, которые изобрели компас и с косым парусом и астролябией открыли в 860 году Исландию, в 900г. – Гренландию, а в 1000г. – доплыли до Северной Америки!
Зачем отправляться в путешествие в Средневековье? Паломники гоняют по святым местам, часто – в Иерусалим, который располагался в центре карт того времени. Кстати, на Руси путешествия начинаются именно с этого. Ваганты с плясками, знаниями и вином путешествуют по средневековым университетам. Продуктивно катаются арабы, начав свою экспансию и освоив к этому времени не только Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию и Северную Африку, но и Средиземноморье. И, конечно, в Средневековье открываются новые пути на восток: помнишь, как в XIII веке Марко Поло отправился в Пекин?
Водные маршруты дешевле и часто быстрее, чем сухопутные. Реки в Средневековье были более полноводными, а лодки и корабли – более легкими.
Типичное путешествие: 100-150 км, 24 часа
Средства передвижения: речное судно
Церковь ослабляет хватку, туризм развивается как самостоятельный способ физического воспитания. Гуманисты западноевропейского Возрождения (Мор, Монтень, Рабле) запечатляют эти идеи в своих теориях, где отводят особое место пешим походам. В школах Италии преподают упражнения по передвижению и ориентированию на местности, и даже организовывают горные походы в Альпы. Маршруты удлиняются: Васко да Гама находит путь в Индию, а Магеллан совершает кругосветное путешествие. Русь не уступает: тверской купец Афанасий Никитин добирается до Индии еще за 30 лет до Васко!
Дороги по-прежнему оставляют желать лучшего, количество транспорта и его видов растет без остановки. Паломников сменяют купцы, путешественники перестают быть редкостью, в Италии появляется школа писателей-краеведов.
Путешествовали верхом, в эпоху Возрождения появляются кареты, изобретенные по слухам в Котце или Кошице (современная Словакия). Средняя скорость передвижения кареты достигает 8 км/ч. Колесный транспорт становился более популярным, улицы выпрямлялись и делятся на пешеходные и транспортные участки: а как иначе отделить богатых от бедных?
Путешествия по Европе при лучших обстоятельствах затягиваются на несколько недель. В помощь путникам – постоялые дворы или крупные гостиницы, как, к примеру, «Бык» в Падуе, в конюшнях которой было до 200 лошадей. В заведениях высшего ранга тебе подают ужин (возить еду с собой – не обязательно), со свечей проводят к постели, дают теплую воду и, если повезет, собственную постель, которую не придется делить с незнакомцем. Но это могла быть и небольшая, не слишком чистая и скверно пахнущая таверна. В Австрии однажды схватили содержателя гостиницы, убившего за годы 185 постояльцев и скопившего на этом немалое богатство! Но в основном все было вполне дружелюбно;
Типичное путешествие: 130-135 км, 24 часа
Средства передвижения: верхом на лошади
Первые экипажи строятся именно для этого – напоказ. Они объективно неудобные: подвешенный на ремнях кузов страшно качается и прыгает на каждом ухабе (а таблетки от укачивания еще не изобретены!). Поначалу такой тарантас, запряженный шестеркой (или больше!) лошадей, проезжает только 20 миль в день, но что не сделаешь ради имиджа!
Римские дороги сохраняют свою значимость. Но это не останавливает местных крестьян воровать уже отесанные камни для своих амбаров или хлевов.
Если в эпоху Возрождения ты собираешься в путешествие, обязательно бери компанию. А лучше – вооружись до зубов: грабежи – это обычно дело. Любишь путешествовать соло? Рискуешь оказаться в тюрьме: к одинокому путешественнику относятся с таким подозрением, что тебя могут без лишних расспросов кинуть за решетку.
В эпоху Просвещения продолжается бурное развитие туризма (и, кстати, появляется сам термин «туризм»): колесный транспорт набирает скорость, его виды – численность, в Западной Европе создаются ассоциации любителей путешествовать, а великие умы, как, например, просветитель Ж.Руссо, пишут в сочинениях о том, насколько важна роль походов в деле воспитания молодежи.
Если путешествие требует объемных грузоперевозок – лучше отправляйся галерой! Выйдет быстро и в 4 раза дешевле, чем нанимать для этого телеги и вьючных животных.
Типичное путешествие: 200 км, 24 часа
Средства передвижения: морем, на укрепленной галере
Происходит настоящий level up. Все начинается с появлений новых видов транспорта: каравеллы, боты, шлюпа, кареты, фургоны и самые разные повозки – для богачей и бедняков, для зимы и лета, праздников и будней и свои даже для отдельных регионов. Дорог становится больше, и государственные власти все-таки начинают обращать внимание на их состояние. Еще в середине XVII в. Париж налаживает пассажирское сообщение с 43 городами Франции.
На новый уровень выходит рынок туристических услуг: на XVIII в. припадает бум открытий бюро и агентств, а гостиницы переходят на круглосуточный режим. Так, француз М. Буланже открыл таверну, работающую и ночью, где главным блюдом был суп, названный «restorantes» (укрепляющий, восстанавливающий): угадай, откуда пошло название «ресторан». Несколько позже, с 1880 г. Харвей начал создавать сеть придорожных гостиниц премиум-класса: с высоким уровнем сервиса, хорошими условиями и даже обедом из семи блюд.
В Новое время появляется пример первого пакетного тура: групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Всего за один шиллинг пассажир получает комплекс услуг из двадцатимильной поездки по железной дороге, чая с булочкой и духового оркестра.
Все XVIII столетие посвящено экспериментам с паром: в 1763 году И. Ползунов создает универсальный паровой двигатель для промышленности и транспорта, в 1769 году Н.-Ж. Кюньо представляет fardier à vapeur (паровую телегу), экспериментальный паровой артиллерийский тягач, в 1783-м братья Монгольфье запускают первый воздушный шар, а годом позже Уильям Мердок строит действующую модель паровой повозки. Но свои плоды технический прогресс приносит в следующем столетии, когда к паровым двигателям присоединятся водородный (1807), бензиновый (1862) и дизельный (1903).
Я плыву на первом пароходе!
Американец Р. Фултон еще в 1803 г. испытывает паровое судно на Сене, но изобретение игнорируют. Зато уже в 1807 он создает и пускает в плавание первый пароход. Столетием позже появляются дизельные двигатели, теплоходы и даже дизель-электроходы. Уже в 1819 году мы впервые пересекаем Атлантический океан на пароходе «Саванна»!
Типичное путешествие: 6900 км, 29 суток и 11 часов
Средства передвижения: пароход «Саванна»
Я еду на первом поезде!
Изобретателем железнодорожного транспорта считается механик-самоучка Дж. Стефенсон, который в 1814 г. строит первую работающую модель паровоза. Уже в 1825 г. в Англии открывается первая железнодорожная линия: Стоктон – Дарлингтон. А к 1829 г. для железной дороги Ливерпуль – Манчестер появляется паровоз Стефенсона, развивающий скорость до 50 км/ч и гордо названный «Ракетой».
Типичное путешествие: Ливерпуль – Манчестер (56 км), 1 час
Средства передвижения: паровоз «Ракета»
И уже в 1830-1840-е гг. строительство железных дорог охватывает старушку-Европу и США: Дж. М. Пульман изобретает спальный вагон, вагон-ресторан, систему освещения и другие плюшки для удобства пассажиров.
Следующий шаг – подземные железные дороги! Первое метро появляется в Лондоне в 1863 г., а затем – в Нью-Йорке (1868), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Вене (1898) и Париже (1900). А с 1881 г. под Берлином пускают первые трамваи на электрической тяге.
Индивидуальный транспорт в Новое время прокачивается: в 1804 году Оливер Эванс создает паровую машину-амфибию, а в 1816-м барон Карл фон Дрез изобретает велосипед (и уже с 1868 года их производят французские фабрики).
С запуском воздушного шара авиаоткрытия только начались: в 1853 г. Дж. Кэйли создает планер – первый летательный аппарат тяжелее воздуха. А с 1900 года по небу уже летают Цеппелины. Но, надеемся, ты не собирался лететь на «Гинденбурге»? Каким бы ни был невероятным изобретением дирижабль, с ним связаны и страшнейшие авиакатастрофы прошлого.
С 17 декабря 1903 года, когда американские братья Райт совершают первый управляемый полет на самолете, начинается их эра. Уже в 1909 начинается серийное производство, а в 1911 Гленн Кёртисс строит гидросамолет Triad A-1.
XX век – это увеличение скоростей, массовое пользование автомобилями, еще более быстрый метрополитен, распространение самолетов, появление гидролетов и вертолетов, поезда и морские суда на воздушной подушке, электровозы, субмарины и ракеты. Для путешествия тебе остается ответить на два вопроса: «каким образом?» и «как дорого?»
В первой половине столетия совершенствуется наземный и водный транспорт: в 1928 г. Уолтер Вильсон изобретает преселектор КПП – даже с современной точки зрения это наиболее совершенная коробка передач по экономичности и скорости переключения, а к 1949 году в Японии появляется первый микроавтомобиль класса Kei car.
Во второй половине века все софиты направлены на авиацию, самый скоростной (и по сей день!) способ путешествий: в 1969 году впервые летит огромный Боинг 747, первый коммерческий самолет с двумя проходами между пассажирскими креслами. А в 1976 году простому смертному становится доступна сверхзвуковая скорость: Конкорд совершил первый в мире пассажирский коммерческий сверхзвуковой полет. Дальше – только лучше, в 2004 человеку покоряется гиперзвуковая скорость: летательный аппарат Boeing X-43 установил рекорд в 11230 км/час!
Чем тебе может помочь в путешествии карта «Бумеранг» Visa Gold?
Карта «Бумеранг» Visa Gold гарантирует money-back – 1% на счет с любых покупок. Пополнять карту можно бесплатно через ЕРИП, вместе с «Бумерангом» ты получаешь страховку для выезда за границу. Подать заявку на карту можно прямо здесь.
ООО «ЭС ЭМ ДЖИ»
УНП 190247301