Что было раньше язычество или христианство
Что древнее,христианство или язычество?
Например, почти все народы обожествляли своих предков, патриархов, родоначальников народов и рас. Библейский патриарх Иафет, сын Ноя и прародитель всех народов белой расы стал легендарным праотцем греков по имени Иапетос («сын неба и земли»), у римлян — «папой Иу» — Иупатером (бог Юпитер), у ариев в Индии — божество Пра-Джапати. Когда мы поедем отдыхать в Крым, на знаменитый детский курорт в Евпаторию следует вспомнить о том, что название этого города понтийские цари некогда также посвятили нашему общему прародителю Иафету — Еу-Патору («добрый отец»)
Согласен с Вами в том, что монотеизм предшествовал политеизму.
Не зря серьезные исследователи религий отмечают во всех частях мира такой феномен, как «дробление божества», когда от поклонения одному Богу переходили к поклонению многим богам.
Между прочим, о «дроблении» писали не только исследователи авраамических религий. Встречал эти мысли в трудах, посвященных тюрко-монгольским верованиям, например.
А как человек, верующий в то, что Христос существовал предвечно, так и вовсе соглашусь признать христианство первичным. Не зря говорится, что душа человеческая по природе христианка.
Чего написал, не понятно.
******* Искусственный Интеллект (245326) Ну куда мне до тебя?Ты своими знаниями значения термина «некрофилия» сегодня всех на проекте поразил))))Не эпический ты наш)))
“Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” —
в этой максиме святителя Иринея Лионского
заключено все христианство,
Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признаёт, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры».
Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.
Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество в нашу жизнь, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новгорода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой, тем не менее пример высокоразвитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопками на его территории, мы получили из самой древности вполне достоверную информацию о жизни славян, это один из самых больших исторических источников древней Руси.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой. А в XVI в. вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Это XVI в.
При этом русская деревня еще долго-долго после этого была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.
1. ХРОНОГРАФ, век XVII
2. Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. М.: Политиздат, 1988.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв., 1997.
4. Рыбаков Б.А. Культура средневекового Новгорода.
Суть язычества
Слово «язычество» произошло от слова «язык», что также означает «народ». Появилось оно более тысячи лет тому назад, и его появление никак не связано с христианизацией Киевской Руси. В наше время приходится бороться с негативным оттенком слова «язычество», так как негативным оно стало трактоваться именно с подачи христианства.
Язычество означает веру народа, в противовес веры князей, которые принимали чужеродную религию а после силой пытались привить её и своему народу. Языческая вера россиян называется Родноверием, в основе которого заложены такие слова, как «род» и «вера».
Европейские язычники называются паганистами. Паганизм произошло от латинского слова «паганус» — землепашец. Именно от этого слова и произошло такое популярное в русском языке слово, как «поганый», которое за тысячи лет своего существования приобрело бранный смысл.
Влияние христианства на язычество
Христианство изменило не только русский народ и его веру, но и значение многих исконно русских слов. К примеру, слово «кощунствовать». В давние времена, когда существовал культ язычества, кощунником называли человека, который исполнял священные гимны и рассказывал людям древние придания, т.е. кощунствовал.
Каста язычество – это вера простого народа, который естественным образом приближен к земле. Подобное «волшебное» знание способно умереть лишь вместе с его народом, которое продолжает соблюдать свою веру.
Стоит также сказать о том, что язычество – это традиционная народная культура, система, которая соединяет в себе все традиционные знания предков, и с ходом времени развивается естественным путем, пронизывая все сферы общества.
Современное язычество
Язычество в мире продолжает сохранять свои позиции и собирать единомышленников. Современные язычники не реанимируют то, что давно уже «умерло», а наоборот, выводят на передний план все, что смог сохранить народ, что продолжает являться его неотъемлемой частью культуры и сознания.
Отличие язычества от религии
Культ язычества часто называют религией, однако некоторые ученые оспаривают это утверждение. Религия – это управленческая идея, которая формирует отдельный социальный институт (церковь, храм), и использует веру и другие человеческие ценности в своих целях. Если трактовать религию именно так, то получается, что язычество – это все кроме религии. Языческая вера – это вера человека, знание о мире и философия бытия. Русское язычество считается образом жизни древних славян, в котором отображаются их мысли и действия.
Философия язычества
Философия язычества заключается в познании окружающего и скрытого от наших глаз мира. Язычество учит людей, что весь мир населен богами и сверхъестественными существами, с которыми люди постоянно контактируют осознанно или неосознанно. Основными методами языческого познания мира являются наблюдение и размышление. В язычестве существует три основных понятия: Явь, Правь и Навь (Явленное, Неявленное и Правильное). Их сочетание также называют Триглавом.
Явь – это тезис, стремление изучить все тайное и сделать его более доступным. Явь является миром деятельности, созидания всего нового, а также тяга к будущему. Явь также считают стихией Белого бога, представителями которых у древних славян являлись Свентовит, Радегаст и Даждьбог.
Навь является антитезой, тенденцией обращения явного мира в неявный. Его цель – скрыть до определенного момента то, что не должно быть раскрыто. Навь также считается желанием Вселенной сохранить свои тайны, и в то же время стремится познать человека и раскрыть людям себя. Встреча с Навью – это проверка на силу человека и обоснованность претензий на нечто сверхъестественное. Навь в отличие от Яви, является стихией Черного бога, покровителя черной магии, представителем которого в славянском язычестве был бог Велес.
Правь является синтезисом – то, что стоит между Явью и Навью. Задача этой третьей силы – сделать мир правильным. Правь в славянском язычестве трактовался как идеал, к которому нужно каждому стремиться, однако не всем удается его достигнуть. Следование Прави приводит человека к божественному уровню, дарит ему ощущение спокойствия, душевной силы и уверенности. Однако если следовать только Прави, и забыть напрочь о Нави и Яви, то это приведет к смещению мыслей и чувств, в результате чего человек становится простым фанатиком, непонимающим сути своей веры. Представителями Прави в язычестве древних славян являются такие боги, как Сварог, Стрибог и Перун.
Переход от язычества к христианству на Руси
Еще со школьной скамьи мы знаем, что князь Владимир Святославович крестил Русь в десятом веке. Однако процесс христианизации Руси, ухода от языческой религии начала еще княгиня Ольга. Таковы официальные данные. Но, разумеется, что принятие новой религии – это масштабное, глобальное событие, касающееся всего населения Киевской Руси. И происходил переход очень трудно, тяжело, долго. Ведь в корне взять и поменять мировоззрение населения невозможно на короткий промежуток времени, а тем более с легкостью.
Причины перехода Руси от язычества к христианству
Переход от язычества к христианству на Руси сопровождался рядом проблем. Начнем с того, что Владимиру пришлось выбирать, к какой религии «примкнуть» его молодому государству. Этот факт в истории назван «выбором веры». Выбор у него был богатый: ислам из Волжской Булгарии, хазарский иудаизм, христианство из Рима, христианство из Византии. Согласно летописи «Повесть временных лет», князь отправил своих подчиненных посмотреть, как проходят службы и богослужения в каждой из религий. И больше всего приглянулся им Константинополь.
Но сам князь подошел к этому выбору очень серьезно и ответственно. Он подробно изучил все возможные религии. Кроме того, представители от каждой из них сами приходили к князю и пытались «сманить» его. Но от иудаизма Владимир отказался, считая, что от нее можно потерять отечество. Ислам, сначала очень понравившийся главе Киевской Руси, был отвергнут из-за запрета на вино. Фраза, которую князь сказал на это, является просто легендарной: «Руси веселие есть пити». Западное христианство также было «вычеркнуто» из списка возможных религий.
Вообще в своем выборе Владимир не спешил. И это неудивительно, ведь он определял судьбу большого числа людей на сотни лет. Религию нельзя будет поменять просто так, когда захочется. Поэтому князя здесь можно понять.
Проблемы принятия православного христианства
Крещение Руси происходило, если можно так выразиться, насильственно. Люди не желали принимать новую веру, которая значительно отличалась от языческой. И их можно было понять. Ведь власть в лице князя пыталась таким образом влезть в самое сокровенное и интимное, что может быть у человека, — в его веру. Дело дошло до беспорядков. Язычники, которые не хотели креститься, бежали в леса, убивали священников. А сколько было восстаний язычников! Однако политика государства хоть и была насильственной, но не зверской. Была выбрана выжидательная тактика, чтобы переход впоследствии произошел плавно.
Новая религия не была устойчивой. Она еще не прижилась. Доказательством этому может служить следующий факт. Во второй половине одиннадцатого века на Русь пришел неурожай и голод. А христианство не могло исправить этой ситуации, потому что не владело силами природы. А вот языческие обряды и ритуалы, которые по большей своей части были связаны с природными явлениями, могли. Поэтому и началось обратное движение, возвращение к истокам. Но церковь пресекала подобные действия, разворачивая ситуацию в свою сторону и делая так, как выгодно ей.
Христианство и язычество в Киевской Руси после ее крещения стали существовать как бы одновременно, параллельно. Новая религия не исключала прежнюю автоматически. Поэтому многими историками используется термин «двоеверие». Именно так называли сложившуюся ситуацию, когда христианство уже было принято, а язычество еще не было искоренено и забыто. Происходило даже некое слияние, консолидация этих религий.
К началу тринадцатого века сложилась такая ситуация, что люди, будучи крещеными, продолжали соблюдать языческие традиции и обряды. Продолжали верить в домовых, духов. Продолжали поклоняться языческим божествам, иногда тайно. Даже в «Повести временных лет» есть указание, что «русские люди лишь на словах называются христианами, а на деле живут, точно поганые».
Язычество и христианство на Руси: мнения историков
Язычество и христианство на Руси: их взаимовлияние
Говоря о проблеме одновременного существования на Руси язычества и христианства, кто-то сказал фразу «оязычивание христианства». И она имеет глубокий смысл. Язычество было настолько сложно сломить, что православному христианству пришлось перенять некоторые его черты.
Одним из ярких примеров являются домовые церкви. Они были переняты из языческой культуры. Также сохранялся обычай грабить и громить церкви в побежденных городах во время войны. Это явное противоречие христианско религии. Это из язычества.
Что касается христианских икон, то это модифицированные языческие идолы. А в образах православных святых можно часто увидеть черты языческих богов.
Кроме того, священнослужители часто устраивали пиры прямо в монастырях, которые осуждаются церковью. Разве это не элемент языческой культуры?
Как мы знаем, у древних славян было много различных праздников, находящихся в тесной связи с урожаем, плодородием, хорошей погодой. И, чтобы это как-то искоренить, церковь просто заменяла их на свои, христианские праздники. При этом иногда менялись даты. Вместо праздников, посвященных языческим богам (Купалы, например), теперь были дни святых. Если для языческой культуры были характерны веселые и шумные гуляния с поеданием мяса, то церковь осуждала это. Прямое доказательство тому – посты.
Борьба христианства с язычеством на Руси
Церковь упорно пыталась всеми силами искоренить язычество. Но делалось это лишь поверхностно, наружно. Ведь невозможно залезть человеку в голову, в душу и искоренить язычество на таком глубоком уровне.
Какие же принимались меры? Во-первых, проведение православных обрядов, служб, богослужений на всей территории Киевской Руси. Во-вторых, распространение книг, в которых обличалась языческая религия. В-третьих, уничтожались идолы языческих богов, языческие храмы. На месте последних строили церкви. Кроме того, переименовывались праздники, вводились посты.
Нельзя сказать, что борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси была очень эффективной. Да, происходили значительные внешние изменения. Однако люди продолжали славить языческих богов, поклоняться силам природы.
Заключение
Христианство, пришедшее на Русь, хоть и стало государственной религией, но не смогло уничтожить язычество полностью. Последнее попросту было подчинено, поставлено в другие условия. Владимир принял христианство для своего народа из Византии (так называемое восточное христианство). Но в итоге оно потеряло свои первоначальные, «задуманные» черты. Оно на Руси ассимилировалось с язычеством. И это привело к формированию уникального феномена – двоеверия. И до сих пор все стороны нашей жизни пропитаны остатками язычества. А ведь прошло уже больше тысячи лет! Вот какой стойкой, оказывается, может быть религия.
В итоге можно сказать, что язычество и христианство в Древней Руси, существовавшие в неком союзе, вместе составили закономерный религиозный этап двоеверия. Нельзя дать ему категоричную оценку: хорошо или плохо. Мы просто принимаем этот факт, который подчеркивает самобытность и уникальность русской культуры.
Христианство или язычество
«Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.
Язычество в правом движении начало активно распространяться в конце девяностых и начале нулевых (2000-х) годов. Как и тогда, язычников меньше, чем христиан, в правом движении в том числе. Назвать точный процент язычников в правом движении я не смогу. Есть лишь несколько найденных мной опросов на тему религии. Все они были взяты из одного сообщества Вконтакте. В одном из опросов к язычеству себя причисляют лишь около 23%, в нём приняли участие 1580 человек. В другом к язычеству себя причисляют ещё меньше — 10,70%, в нём приняли участие 1570 человек. А в опросе для христиан около 48% выбрали вариант «я не христианин», в нём приняли участие 2250 человек, но не факт, что проголосовавшие были именно язычниками. Если измерять количество лишь по этим опросам, то процент язычников в правом движении составляет 10%-30%.
Христианство или язычество
Сам я являюсь язычником (родновером), к христианству отношусь нейтрально. Но продолжу рассказ о распространении язычества. В то время велась активная пропаганда отказа от христианства и одновременное восхваление язычества с помощью зинов (любительских журналов). Так я прочитал многие из них, то, естественно, я читал и те самые статьи в зинах. В тот момент я как раз уже некоторое время был язычником. Честно говоря, изначально я и сам поддался на те публикации, но позже, пересмотрев свою позицию по этому вопросу, я изменил своё мнение. Некоторые из тех высказываний против христианства я также затрону ниже.
Я считаю, что христианство и язычество вполне могут сосуществовать вместе, без каких-либо конфликтов. Ведь и тем и другим не нужно обязательно любить другую веру, чтобы хорошо взаимодействовать между собой. Можно ведь обойтись и без взаимных споров, они ничего не дадут. Пока вы будете спорить кого «его бог рабом не называл», а кто «поклоняется бесам», Россия станет мусульманской страной. Вот уж против чего действительно стоит выступить. Сейчас многие русские перестают быть русскими, принимая чуждую русским религию — ислам. К исламу я отношусь нейтрально, к мусульманам аналогично, но к этим манкуртам отрицательно, совсем не понимаю их позицию.
Даже сейчас я часто вижу в той же социальной сети Вконтакте взаимные выпады в сторону друг друга со стороны представителей этих двух религий. Сам я в подобных спорах не участвую, лишь с грустью обходя их стороной. Один из моих лучших друзей верует в христианство, но мы с ним ни разу не спорили на эту тему, максимум обсуждали какие-либо вопросы.
Пройдёмся по «аргументам» против христианства. Один из них состоит в том, что аргументом того, что в христианство не следует верить потому, что большинство россиян, которые считают себя христианами, при этом вряд-ли их можно назвать таковыми, так как они ничего не делают как христиане и даже наоборот — ведут себя неподобающе христианам. Замечание справедливое, но это не аргумент. Эти люди считают себя христианами, но по факту они не являются таковыми. Среди язычников, так-то, тоже есть те, кого вряд-ли можно считать искренне верующим человеком. Это не проблема самих религий, это проблема последователей.
Самым частым обвинением является обвинение в том, что христианство это якобы «еврейская» вера, которая нам навязана. Начнём с того, что Иисус не является евреем, об этом есть чужая статья, которую я ранее публиковал на сайте — О национальном происхождении Исуса Христа. Также странно называть еврейской религию, которая на протяжении невероятно большого количества времени показывала себя серьёзным врагом иудаизма. Более того, настоящие христиане также выступают против коммунизма, гомосексуализма и других идей, враждебных нам. Кстати говоря, на тему спора христиан и родноверов есть песня группы «РОНА» — «Родновер и христианин».
Кроме того, не нужно устраивать бесполезные и нелепые споры «какая религия лучше» и иные в таком роде. Выбор веры это не покупка телефона. Обе религии хороши, человек просто выбирает ту, которая ему ближе. Не забывайте и о том, что помимо этого различия (быть может, единственного), у вас гораздо больше общего.
Христианство или язычество: Третий Рейх
Хотелось бы ещё затронуть вопрос религии в Третьем Рейхе, так как его тоже часто обсуждают. Есть различные мифы на тему Третьего Рейха, один из которых состоит в том, что якобы Рейх был языческим государством и велась активная борьба с христианством. Это не так. Более того, всё было как раз наоборот. В то время язычество распространилось среди левых и среди тех язычников, которые ненавидели христианство. Именно с такими борьба и велась, так как от них было много вреда. Подробнее об этом вы можете узнать в статье «Борьба национал-социалистов против левых язычников«.
Также есть мнение, что якобы Адольф Гитлер негативно высказывался о христианстве в книге «Моя борьба». Насколько я помню, там было сказано лишь о том, что нельзя привязывать религию к определённой партии, это низко. В этих словах не было нападок в сторону самого христианства. Ещё есть миф о том, что он считал христианство «религией слабых» и всё в таком духе, но эта информация была взята из «Застольных бесед Гитлера», которые являются фальсификацией.
Кстати о левых псевдо-родноверах. Как раз сегодня решил ради интереса начать использовать Reddit — англоязычную социальную сеть. Решил подписаться на какое-нибудь обсуждение язычества. Был поражён. Эту тему заняли левые псевдо-родноверы, которые поставили на изображение группы флаг ЛГБТ. Пытался вступить в спор, но отпора мне не давали, один из администраторов канала лишь заблокировал меня. Это крайне нелепо. Как можно мешать дегенеративную идею продвижения болезни под названием гомосексуализм и веру, основанную на традициях?
Подобное, кстати, встречается и у христиан, и не только. Особенно сейчас, когда, например, то же католичество используется для продвижения нового мирового порядка. Я считаю это абсурдом. Они поддерживают идеи, чуждые этим верам, при этом искренне заявляя, что они верующие. Но как бы часто они не заявляли о том, что они «верующие», это не изменит того факта, что они лишь жалкие лжецы, далёкие от истинных верующих.
Атеизм
Атеизм сейчас тоже сильно распространился, особенно благодаря многим «деятелям» церкви, которых вряд-ли можно назвать верующими. Религию используют в политических целях, что отталкивает массы людей от неё. К тому же, сейчас появилось множество атеистических ресурсов, которые всячески оскорбляют религию, пытаясь выделиться. Я нейтрально отношусь к атеистам, считаю, что навязывание религии и вовсе не имеет смысла. Но подобные люди среди атеистов лишь дискредитируют атеизм.
Какое-то время, кстати, и сам был атеистом, до становления родновером. Но высмеиванием религии не занимался. Понимаю, вам, вероятно, тошно уже от этих псевдо-верующих, использующих религию в своих целях, но это не значит, что сама вера из-за них становится хуже, ведь есть осуждающие подобное и среди самих верующих.
Такое распространено не только в РФ. Скажем, в Германии есть партия ХДС — Христиано-Демократический Союз. Вот только продвигает он совсем не христианские ценности, а совсем другие. По моему мнению, партии скорее подходит название «Мусульмано-Демократический Союз», либо «Анти-христианский демократический союз». Использование религии ради собственной выгоды недопустимо.