Что было раньше яндекс или гугл
Яндекс или Google? Какому поисковику отдать предпочтение?
С течением времени нас начинает окружать всё больше информации, от развлекательных «мемасиков», до вполне серьезных научно-популярных статей. Как не заблудиться в этом море контента и получать наиболее релевантные ответы на свои запросы? Конечно использовать поисковые системы.
Сегодня мы рассмотрим со всех сторон и разберем «по винтикам» два самых популярных поисковика и ответим на риторический вопрос – что лучше, Яндекс или Гугл? Стоит оговориться, что исследование будет строиться не только на статистических данных, но и сугубо личном, субъективном мнении, и конечный результат может отличаться от ваших предпочтений.
Но прежде, чем начать, давайте немного окунемся в историю, чтобы понять, как развивались интернет гиганты и на самом ли деле Яндекс – «отечественный» поисковик.
Краткая история поисковых систем Яндекс и Google
Начиная работать с поисковыми технологиями, Аркадий Волож и Илья Сегалович (отцы-основатели компании) отводили своему детищу вполне «скромную» роль – поиск информации на жестких дисках пользователей. И лишь спустя 4 года, была готова web-версия поисковой машины, способная индексировать отдельные документы в сети.
В 1997 году, Yandex.ru начал борьбу за Русскоязычный сегмент интернета с лидерами того времени – Рамблером и Altavista, а в 2001 году обогнал конкурентов и стал популярнейшим средством поиска на территории СНГ.
Название «Yandex» произошло от английского словосочетания «Yet another indexer», что в буквальном переводе означает – Ещё один индексатор.
На данный момент, компании исполнилось 20 лет, и она по-прежнему занимает лидирующие позиции в «ru-нете». Юридический адрес же, находится в Нидерландах – вот тебе и «отечественный» поисковик.
В компании заявляют, что для построения результатов выдачи, бот использует более 1300 алгоритмов, но основное внимание уделяется содержимому страницы и текста, в частности.
Начало же крупнейшей поисковой машине в мире было положено при написании диссертации, тогдашним студентом Стэнфорда — Ларри Пейджем. Её основной темой было – построение результатов индекса на основе количества и качества внешних ссылок на документ (алгоритм PageRank). Позднее, к написанию присоединился друг Пейджа — Сергей Брин, ребёнок Советских эмигрантов.
Первая версия Гугла стала доступна в 1996 году, по адресу google.stanford.edu и только в конце 1997 года, поисковик обрел нынешний адрес – google.com.
Название Google произошло от «Googol», обозначающего число со ста нулями. При регистрации доменного имени произошла ошибка в написании адреса, которая приглянулась основателям и было решено оставить его.
Как и 20 лет назад, алгоритм PageRank является одним из основных при построении результатов выдачи. Поэтому, манипулировать ими, намного проще, чем в Яндексе, несмотря на постоянно обновляемые фильтры, наказывающие сайты за подобные действия.
Визуальная составляющая и «Usability»
Удобство пользования – неотъемлемая часть определения лучшего поисковика. Наличие рекламы, дополнительные сервисы и рекомендации будут отвлекать пользователей от конечной цели – получения необходимой информации.
Обратившись к главным страницам поисковиков, мы видим:
Дудл – это анимированный баннер, расположенный над поисковой строкой и составленный на основе логотипа компании, ведущий на результаты поиска о различных праздниках и юбилеях в вашем регионе. Подробнее о «Дудлах» и посмотреть их архив, вы можете узнать на официальной странице проекта — https://www.google.com/doodles/.
Цель любой компании – прибыль. Основная часть прибыли Гугла, благодаря его широкому распространению по всему миру, формируется из рекламных блоков в результатах поиска. Яндекс, не обладая таким обширным трафиком, взял курс на покорение всевозможных ниш в интернете и вытеснение основных конкурентов в них, маскируя подобную деятельность – заботой о пользователях. Стоит отметить – некоторые сервисы весьма достойны и «имеют право быть».
Хоть поисковая строка и находится в центре внимания пользователя, но все целая нагруженность страницы и навязывание собственных сервисов, заставляют меня отдать заслуженный, итоговый балл за Usability в копилочку Google.
Результаты поиска Гугла и Яндекс, что лучше?
Основной составляющей при оценке поисковых систем, является то, насколько результаты выдачи были релевантны запросу пользователя. Быть более объективными в оценке, помогут поисковые фразы нескольких типов:
Подпортить чистоту эксперимента может «персональная выдача», основываемая на более ранних запросах и истории посещения сайтов. Надеюсь ни для кого не секрет, что Яндекс и Google собирают, обрабатывают и хранят у себя информацию о каждом посещении. Так же, в результатах не будет участвовать выдача для мобильных устройств.
Информационные запросы
В качестве информационного, для нашего теста, мы выбрали «как проверить ping» — довольно распространенный вопрос и вполне однозначный. Условия для поиска Яндекс – регион Москва, настольная версия браузера, для Google – регион Россия (более точно уточнить местоположение – не представляется возможным), настольная версия браузера.
Результаты выдачи Яндекса, строятся следующим образом:
Итог: результаты выдачи, вполне отвечают запросу пользователя, но отсутствуют видео и сервисы для проверки.
Результаты в Google, выглядят иначе.
Итог: первая десятка результатов на 100% отвечает ключевому слову, введенному пользователем и не принуждает его совершать дополнительные клики в поисках информации.
Коммерческие и Региональные запросы
В качестве коммерческого запроса мы выбрали «пицца с доставкой на дом», без указания конкретного местоположения, но подразумевая Сочи. В настройках поиска мы выставим автоматическое определение местоположения на основе ip адреса.
Результаты для Яндекс:
Результаты для Google:
В поисковике Google, под строкой поиска находится кнопка «Мне повезет», перенаправляющая сразу на один из результатов выдачи. Попробуйте, может и вам повезет найти нужный ответ с первой попытки?
Итог: Yandex.ru уверенно справился с поставленной задачей, огорчив количеством рекламы. Гугл же не справился с задачей, оставив нас голодными :). Ситуация может усугубиться, если ваше местоположение определяется не корректно, такое часто встречается у пользователей Ростелеком.
Неоднозначные запросы
Технологии достигли серьезного уровня, но до полноценного искусственного интеллекта, способного с полу слова правильно понимать потребность человека, ещё далеко. Поэтому, мы попробуем ввести поисковые системы в заблуждение «неоднозначным запросом» — Наполеон, имея в виду не полководца, а рецепт торта.
Именно эта поисковая фраза фигурирует в описании технологии «Спектр», применяемой для ранжирования похожих запросов в Яндексе. Но справится ли он лучше Гугла?
Результаты в Яндекс:
Итог: в конкретном эксперименте, технология «Спектр» отправляется в Яндекс на доработку, т.к. сильно уступает сопернику в результатах.
Выбор пользователей. Кто популярней Яндекс или Google
Многие аналитики и блоггеры утверждают — на основе статистики Google обогнал отечественного коллегу по посещаемости ещё весной 2017 года. Но так ли все однозначно? Или есть подводные камни, о которых они умалчивают?
Действительно, глядя в один из немногих доступных источников – статистику Liveinternet, вы увидите этому подтверждение.
Это статистика по переходам из поисковых систем на сайты с установленным счетчиком посещаемости. Эта информация напрямую указывает на количество пользователей, использующих поисковики для поиска информации, а не доступа к почте или картам.
Но почему все забывают один не мало важный факт – Google имеет этот перевес, благодаря операционной системе Android и собственному встроенному поиску. Рынок мобильных устройств постоянно растет, растет и статистика, но лишь из-за неосведомленности пользователей.
Косвенным подтверждением лидирующих позиций Яндекса, служит их собственная статистика – Радар.
Как мы видим из достоверных источников, пользователи отдают предпочтение Яндексу и его поисковым алгоритмам, нежели зарубежному коллеге. Вследствие чего складывается эта ситуация – из-за более агрессивного маркетинга или действительно более качественной выдачи, остается только гадать.
Итоги и сравнительная таблица
Нельзя с уверенностью сказать, что лучше Яндекс или Гугл, ведь мир состоит из множества оттенков, а не только черных и белых цветов. Так и с поисковыми системами, одна лучше ищет региональные запросы, другая информационные. Целью данной статьи не стояло точное определение «лидера» — его нет как такового, я хотел лишь показать тонкие моменты при поиске, на которые вы возможно не обращали внимания.
А под конец, я свел все результаты в таблицу, чтобы помочь вам определится, что лучше, а я давно уже определился и сделал Яндекс стартовой страницей, а поиск от Google находится в адресной строке.
Яндекс | ||
---|---|---|
Визуальная составляющая | 5/10 | 9/10 |
Поиск по Информационным | 5/10 | 10/10 |
Поиск по Коммерческим | 9/10 | 3/10 |
Поиск по Неоднозначным | 7/10 | 9/10 |
Популярность среди пользователей | 10/10 | 8/10 |
Итог | 7,2 | 7,8 |
* Все оценки субъективны и выставлены для наглядности.
Хотите поделиться своими наблюдениями (предпочтениями) или возможно провели собственный эксперимент – пишите в комментариях, будет интересно почитать.
Битва Яндекс против Google: сравним две акции, выберем лучшую
Два лидера IT-индустрии России и США. Оба техногиганта хорошо поднялись на волне пандемии. Обе акции в топе по объему вложений среди российских инвесторов. Главный вопрос: какая из них все-таки лучше?
Возраст, размер, ликвидность
Яндекс и Google — почти ровесники. Российский поисковик был запущен в сентябре 1997 г. Google зарегистрировал свой домен в том же месяце, но запустился официально только через год.
Яндекс убедительно обходит Google только по одному показателю: его вес в Индексе МосБиржи почти вдвое выше, чем у американца в S&P 500. Это делает российскую фишку более независимой от колебаний бенчмарка.
2 очка в пользу Яндекса, 3 — Google.
Динамика бизнеса
Скорость развития двух компаний сравниваем по четырем ключевым показателям: выручка, прибыль, активы и свободный денежный поток. Смотрим изменения на трех основных таймфреймах: за год, за 3 года и за 5 лет.
По динамике выручки и скорости роста активов лидирует Яндекс, причем с кратным отрывом на всех трех временных отрезках: коротком, среднем и длинном.
Google смотрится более убедительно в плане эффективности бизнеса: прибыль и свободный денежный поток растут быстрее, чем у Яндекса, и остаются положительными на всех трех интервалах. Это минус в копилку российской компании: перспектива появления дивидендов ниже, чем у Google.
2 очка в пользу Яндекса, 2 — Google.
Риски компаний
Основные негативные факторы схожи у обоих IT-гигантов и связаны с возможным государственным вмешательством. У Яндекса это риск поглощения или вынужденной смены собственника, у Google — опасность демонополизации или жесткого регулирования.
Кроме того, есть чисто рыночные риски, которые можно измерить с помощью стандартного отклонения цены (волатильности) акции, беты и RSI (перегретости). Первые два отдают явный приоритет Google, последний на стороне Яндекса.
2 очка в пользу Яндекса, 3 — Google.
Доходность акций в рублях
Российский инвестор зарабатывает в рублях, платит налоги в рублях и тратит преимущественно тоже в рублях. Поэтому вполне уместно будет сравнить не просто динамику двух акций, а их рост в российской валюте.
И здесь, как говорится, без комментариев. Яндекс отстает от Google на всех инвестиционных горизонтах без исключения: коротком, среднем и длинном. Последние 3 месяца отставание перестало расти, но долгосрочно американец все равно выглядит гораздо привлекательнее.
0 очков в пользу Яндекса, 3 — Google.
Прогнозы
И, наконец, рассмотрим перспективы двух компаний, опираясь на консенсус аналитиков. Сравним ожидаемую динамику прибыли на акцию на ближайший квартал (отчеты по нему, кстати, будут уже через пару недель), на год и на 5 лет. Завершим сравнение средним таргетом по цене акции.
Рынок ожидает более сильного роста показателей Яндекса в ближайшем квартале, но на среднем и длинном горизонте опять же отдает предпочтение Google. Целевые прогнозы по акциям — в пользу Яндекса, хотя и с небольшим отрывом.
2 очка в пользу Яндекса, 2 — Google.
Итоги сравнения
Google крупнее и эффективней, его бумаги имеют больший срок жизни на рынке, они менее волатильны и более доходны. Сильные стороны Яндекса: уверенные позиции на своем региональном рынке, высокие темпы расширения бизнеса, меньший перегрев котировок, чем у американского конкурента.
Суммарно побеждает Google. Американская компания набирает 13 очков из 20 возможных. Яндексу достается 8 с учетом нескольких ничьих. В пяти больших категориях сравнения Google вышел победителем три раза, Яндекс — ни одного.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Итоги торгов. Восстановление прервалось
Экстремально высокая волатильность. Цены на газ в Европе рухнули
Акции, которые обеспечат будущее вашим детям: образование и финансы
Американские акции, по которым вырастут дивиденды в 2022
Российские акции. Лидеры в каждом секторе в 2022
Рынок облигаций 2022. Какие облигации обгонят депозит
Лучшие из худших бумаг 2021. Перспективы 2022
Обвал в акциях JD.com. Что случилось
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Корпорация очень зла: Как «Яндекс» воевал с Google и нашёл себя
Морозным февральским днём совет директоров «Яндекса» обсуждал принципиальный шаг — прибегать к помощи государства в борьбе со злейшими врагами или нет. «Мы долго рефлексировали, взвешивали все обстоятельства, обсуждали всё вместе — надо или нет. И поняли, что выбора по большому счёту нет», — вспоминает Юрий Вечер, руководитель направления дистрибуции. «Яндекс» подал жалобу в антимонопольную службу на главного конкурента — Google. Никогда раньше компания, созданная интеллигентными программистами, не просила защиты у властей.
Выбора и правда не было: Google — мировой монополист на мобильном рынке, его система Android установлена на 85% устройств; в России — на 73%, по данным Comcon. Вместе с платформой от Google в телефоны попадают магазин Google, карты Google, музыка Google и другие сервисы. В большинстве смартфонов на Android поиск Google установлен по умолчанию. Если раньше телефоны Samsung, лидера продаж смартфонов, продавались всего с тремя приложениями Google, теперь предустанавливаются до 20.
Место сервисов «Яндекса» — на втором-третьем экране, стать поиском по умолчанию в смартфонах на Android практически невозможно. С этой ситуацией компания кое-как смирилась, но в прошлом году Google заключил с производителями новые соглашения, которые перевели два поисковика в режим сопротивления. В конце концов «Яндекс» обратился за помощью в ФАС.
«Секрет» разобрался, что скрывается за великим противостоянием и чем на самом деле Google всегда был для «Яндекса».
Вызов
«Мы ощущаем давление Google на себе как на поисковике, а что будет дальше?» — рассуждает Григорий Бакунов, директор по распространению технологий в «Яндексе». У Google множество сервисов, недавно он инвестировал в Uber. Означает ли это, что Uber будет единственным возможным приложением для предустановки в Android? «Судя по тому, как компания относится к поиску, можно предположить и такое», — заключает Бакунов.
Осенью 2014 года года Google якобы обязал российских производителей Fly, Prestigio и Explay подписать «секретное соглашение»: если они хотят устанавливать магазин приложений Play Store, то должны отказаться от сотрудничества с конкурентами, то есть с «Яндексом». Производители на этот счёт комментариев не дают. Аналитик Эльдар Муртазин считает, что объяснить отказ от сотрудничества давлением со стороны Google было просто удобно, на самом деле договоры с Google оказались выгоднее, они приносят производителям на порядок больше денег, чем работа с «Яндексом». «Компания не сталкивалась с тем, чтобы кто-то запрещал устанавливать сервисы «Яндекса» на мобильные устройства Lenovo», — рассказали «Секрету фирмы» в Lenovo.
В Google утверждают, что у «Яндекса» нет доказательств. Обвинения, поданные в ФАС, в компании ещё не видели. «За пользователями всегда остаётся право выбора. Они могут загрузить другие приложения, поменять настройки — у них есть полный контроль над тем, что находится на устройствах и как они этим пользуются», — поясняет «Секрету» директор по маркетингу Google в России Дмитрий Кузнецов.
Цель «Яндекса» — отделить операционную систему Android от поиска Google и других сервисов. В ФАС рассматривают обращение, состоящее из 200 страниц. Если комиссия увидит признаки нарушения закона о защите конкуренции, может обязать Google внести изменения в соглашения с производителями по России. Доля поиска на Android сейчас держится на уровне 44%, всего у «Яндекса» — 61%. Cможет ли «Яндекс» удержать свою долю с помощью антимонопольной службы?
Разминка
В сентябре 2003, когда до IPO Google оставался ещё год, а в компании «Яндекс» работало в сто раз меньше людей, чем сейчас, Ларри Пейдж и Сергей Брин вместе приехали в Москву. Они хотели познакомиться с российскими гениями, которые умудрились создать поиск раньше американцев. Аркадий Волож лично поехал встречать основателей у храма Христа Спасителя и привёз их в офис компании, тогда ещё на Вавилова, 40.
«Это была скорее встреча коллег-магов из разных НИИЧАВО — они делали поиск, мы делали поиск, что было редкостью в мировом масштабе», — рассказала Елена Колмановская «Секрету». Общались на английском, и только когда Пейдж выходил, иногда переходили на русский язык. «У нас почти случилась любовь», — вспоминал в интервью журналу Forbes потом эту встречу Илья Сегалович.
От неё осталась фотография, где на фоне логотипа Yandex Брин и Пейдж по-американски улыбаются, а Волож с Сегаловичем сохраняют очень серьёзный вид.
Команда Яндекса в первые годы существования
Google уже тогда присматривался к российскому рынку, а после встречи возникло идеальное решение — купить «Яндекс». «Они говорили простые и очень близкие нам вещи, — вспоминает Колмановская в «Яндекс.Книге». — Счастье пользователя превыше всего, а деньги — дело наживное, что реклама не должна мешать».
Раунд первый
После неудачных переговоров Google решил действовать сам. К моменту прихода в Россию его доля поиска в стране уже составляла 5%. Первый руководитель Google в России Владимир Долгов, кандидат физико-математических наук, говорил о борьбе с «Яндексом»: «Конкуренция — это основа бизнеса компании, ведь у нас аукционный механизм ценообразования на рекламу, есть соперничество рекламодателей, в результате которого появляется цена за клик».
У «Яндекса» было большое преимущество — он знал локальный рынок, поэтому выпускал свои сервисы быстрее и прорабатывал их лучше. Например, карты у «Яндекса» появились на год раньше, чем у конкурента. Поначалу Google никак не мог разобраться с морфологией — русский язык оказался слишком сложным.
Решать проблему стали глобально — с прицелом на другие рынки. Словоформы существуют во многих языках — например, в финском языке больше десятка падежей. «Обычно мы стараемся применять алгоритмы, которые работают сразу для большого количества языков. Морфологией занималась небольшая команда, в которую входили и русскоязычные инженеры», — вспоминает Ринат Сафин, глава московской команды поиска Google в России.
Несмотря на заминку в начале, Google развивался очень быстро. Через год он обогнал «Рамблер» и стал вторым по величине поиском в России. Ещё через год доля Яндекса с 60% упала до 54%. Волож вспоминает: тогда стало «реально страшно».
Успех первых лет Кузнецов объясняет качеством продукта — вроде как денег на рекламу и дистрибуцию в 2007-м не тратили. Он недоговаривает — несколько лет поисковик стоял по умолчанию в браузере Mozilla, который активно рос на российском рынке. В 2010 году Mozilla заработал на партнёрстве с Google 84% своей выручки. Так корпорация отработала приём, который теперь использует в работе с Android.
Конкуренция подстегнула «Яндекс». В 2009 году Волож и команда внедрили новый метод машинного обучения MatrixNet, который позволил сделать поиск существенно более точным. Компания отвоевала 4%. Расклад по итогу года — 58% против 23% в пользу России.
Раунд второй
Google чувствовал себя всё увереннее. Из стран, куда он заходил, не покорился только Китай, где давление властей оказалось слишком сильным. Поиск оставался основным продуктом, но компания обрастала всё новыми сервисами, раскидывая щупальца по всему интернету. Появился венчурный фонд, социальная сеть, маркет, инструменты для разработчиков и многое другое. Большинство сервисов Google локализовал для России. В распоряжении корпорации были лучшие умы Кремниевой долины, исследователи из американских институтов, аналитики и собственная лаборатория, в которой Брин и его команда занимались поисками технологий будущего.
«Яндекс» тоже старался заходить в разные рынки. Компания продолжала совершенствовать карты, развивала систему «Яндекс.Деньги», занялась дата-майнингом. В 2007 году открылась школа анализа данных. Но основным полем для конкуренции оставался поиск, именно он приносил обеим компаниям большую часть дохода.
В России поисковики гнались друг за другом как бегуны на марафоне — то один, то второй вырывался вперёд. В борьбу вступили маркетинговые бюджеты, и это стало едва не ли главным переломным моментом. На рекламу браузера Chrome Google потратил несколько миллионов долларов, ролики показывали на СТС, Ren-TV, MTV, «Муз-ТВ», «Россия-2», ТНТ, НТВ и «Россия-24».
Яндекс возмущался: Chrome сделал Google поиском по умолчанию и не предлагал пользователям альтернативы. Тем, кто всё же установил другой поиск, показывали предупреждение: «Расширение изменило поисковую систему, используемую по умолчанию. Вы можете восстановить прежние настройки».
Страница поиска «Яндекса» 1998 года
Google объясняет свои действия борьбой с несанкционированной сменой настроек. Например, с теми, что приходили через дистрибуцию партнёров «Яндекса». В то время компания внедряла пакет «Яндекс.Бар» на софт партнёров, преимущественно антивирусы. Если пользователь хотел скачать антивирус Касперского или Eset Nod, по умолчанию рекомендовалась версия с «Яндексом», которая меняла настройки в Chrome.
Доля поиска «Яндекса» в браузере Chrome, в том числе, благодаря этой хитрости, преобладала над долей поиска Google, соотношение изменилось только в прошлом июле. Сейчас в Chrome 40% пользователей ищут в Яндексе, на Яндекс.Браузере всего 4% пользуются поиском от Google.
«Яндекс» почувствовал себя догоняющим на собственной территории. Доля локального поисковика просела с 64% до 61%. После прихода Chrome в Россию компания срочно начала разработку «Яндекс.Браузера» на основе системы Chromium, он появился почти на 4 года позже выхода Chrome. Сегодня доля Chrome в России — 32,5%, доля «Яндекс.Браузера» — 6%. Битва браузеров оказалась проигранной.
Раунд третий
В 2005 году в Google уже знали, что будет next big thing. Компания объявила о создании Open Handset Alliance — сообщества мобильных разработчиков. Тогда же Google представил новую операционную систему, которую, в отличие от iOS, мог использовать любой производитель. Первые телефоны не обрели успеха. Пользователи воспринимали телефоны на Android как дешёвую замену iPhone. Но со временем и покупатели смартфонов, и, особенно, производители, оценили преимущества платформы.
Каждый производитель мог установить Android за отчисления ($0,7 за устройство), система появилась на новых моделях Samsung, HTC и других популярных брендов. По данным Gartner, в 2014 году Android преодолел отметку в миллиард установок, а в 2015-м должен вырасти вдвое.
Компании поняли, что попали в западню: остановить Android было невозможно. Попытки, впрочем, были. В 2012 году Samsung представил платформу Tizen на базе Linux. Ожидалось, что первыми на рынок выйдут смартфоны Samsung, затем Huawei, но этого не произошло. «У Tizen нет шанса стать популярной», — констатировал глава Huawei Ричард Ю. Противники Google уверены, что производители испугались гнева монополиста.
«Яндекс» тоже осваивал новые технологии и выпускал приложения. Адаптировал «Яндекс.Карты», прикрутил к ним «Яндекс.Пробки» и превратил каждый смартфон в полноценный навигатор. Позже запустил «Яндекс.Такси». Но как отвоевать долю мобильного рынка, чтобы не потерять Россию?
Страница поиска Google 1998 года
«Яндекс» делал попытку подвинуть Google. В 2011 году компания купила разработчика приложений и игр для мобильных SPB Software и приступила к созданию собственной платформы, но затевать масштабную разработку в начале десятых было уже поздно. «Яндекс.Кит» появился через три года, когда Android занял уже около 80% мирового рынка. Прошивку поставили в смартфоны Explay, но через несколько месяцев производитель отказался от работы с «Яндексом». По словам человека, близкого к Explay, «сотрудничество им было не выгодно».
Создать альтернативный Google Play магазин приложений очень сложно. Разработчики не хотят адаптировать свой продукт под несколько разных платформ. Это обстоятельство губит Windows Phone, третью по популярности систему, которая теряет долю рынка. «7 из топ-10 приложений в Google Play сейчас не российские. Это ставит крест на идее о том, что какой-то локальный игрок может создать мировую экосистему», — говорит Бакунов из «Яндекса».
Нокаут
В одной из стэнфордских лекций известный предприниматель и инвестор Питер Тиль объясняет, почему «конкуренция — удел проигравших». Гораздо лучше не бороться за место на уже существующих рынках, а создавать новые. Конфликты отнимают время, поэтому нужно думать, как их избегать, и создавать монополии. В Федеральную торговую комиссию поступали жалобы на все великие компании: Apple, Amazon, сделку о покупке WhatsApp рассматривала антимонопольная служба.
Претензии к Google есть не только у «Яндекса». С монопольным положением поисковика борется ассоциация Fair Search, в которую входят Microsoft, Nokia и другие. Еврокомиссия расследует дела, связанные с поисковиком и Android одновременно.
«Яндекс» попробовал выйти за пределы локального рынка, но за три года завоевал только 4,3% рынка в Турции (Google за пять лет в России отбил у локального игрока 21%). «Запуск таких популярных сервисов, как голосовая почта, только укрепляет доминирование глобального поисковика над местными игроками, и эту ситуацию вряд ли удастся переломить из-за слишком разного масштаба компаний, «Яндекс» будет сильным местным игроком, но справиться с Google он не сможет», — считает Смирнов из БКС.
«Яндекс» верит, что его браузер в 2015 году станет вторым в России после Chrome и поможет сохранить долю рынка. «Мы регулярно прыгаем через себя. Это тяжело и больно, но так человек устроен», — говорит Юрий Вечер.
«Они не умрут, если не завоюют Россию, а мы умрём, если её потеряем», — задумчиво отвечал Аркадий Волож на вопрос о том, почему Google не может покорить Россию. Исход битвы примерно ясен: ничья по поиску на десктопе, проигрыш по поиску в мобайле.
Но у российской компании не пропали лидерские амбиции. «Яндекс» продолжает исследовать большие данные, учится лучше понимать пользователей, запускает новые сервисы (к «Яндекс.Маркету», «Яндекс.Такси» и другим недавно добавился «Яндекс.Мастер»), инвестирует в геологоразведку.
«Don’t be evil», гласит девиз Google, хотя внутри компании идёт дискуссия насчёт того, не стала ли сама «корпорация добра» злом. Так или иначе, вся история «Яндекса» — о том, что со злом, конечно, надо бороться и, хоть эта борьба обречена, сильный противник заставляет искать ниши, где у тебя есть преимущества, и концентрироваться на том, что умеешь лучше всех.