Что было символом родины для рахманинова

Белая сирень для Сергея Рахманинова

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Выдающиеся российские и зарубежные музыканты примут участие в VIII международном фестивале имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». Он пройдет в столице Татарстана со 2 июня по 7 июля. В этом году традиционный фестиваль фортепьянной музыки приурочен к Чемпионату мира по футболу, который состоится в России и, в частности, ряд матчей пройдет в Казани.

Эта романтическая история известна всем настоящим поклонникам великого русского композитора. Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый день рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

На премьере поэмы «Колокола», состоявшейся в феврале 1914 года, Рахманинов преподнесли дирижерский пульт, щедро украшенный белой сиренью и дирижерскую палочку из слоновой кости, на которой была вырезана все та же сирень. И даже когда спустя четыре года музыкант навсегда покидал Россию, в его купе чудесным образом оказалась ароматная ветка сирени.

В этом году на фестивале фортепианной музыки в Казани прозвучат произведения великих композиторов – Рахманинова, Гершвина, Лютославского, Шостаковича, Мендельсона, Римского-Корсакова, Прокофьева, Щедрина и Стравинского в интерпретациях постоянного гостя и вдохновителя фестиваля пианиста-виртуоза, общественного деятеля, народного артиста России Дениса Мацуева, финского пианиста Олли Мустонена, элегантной и харизматичной пианистки Полины Осетинской, российского пианиста, обладателя I премии XV конкурса Чайковского Дмитрия Маслеева, лауреатов международных конкурсов Филиппа Копачевского и Екатерины Мечетиной.

В фестивале примут участие и юные пианисты – лауреаты многочисленных международных конкурсов – Варвара Кутузова, Джордж Харлионо и Илья Папоян. По приглашению Маэстро Сладковского на фестивале выступят такие известные дирижеры, как Юрий Башмет, Сесар Альварес, Тимур Зангиев и, впервые в Казани, c Государственным симфоническим оркестром РТ выступит эстонская девушка-дирижер – Кристийна Поска.

В разные годы в фестивале фортепьянной музыки «Белая сирень» участвовали более 40 выдающихся российских и зарубежных музыкантов из десяти стран мира, среди них: Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Николай Луганский, Борис Березовский, Вадим Холоденко, Дмитрий Маслеев, Рамзи Ясса, Фредерик Кемпф, Максим Могилевский, Барри Дуглас, Валентина Лисица, Кристиан Ярви, Рустем Хайрутдинов, Даниэле Рустиони, Юрек Дыбау, Александр Торадзе и другие. «Белая сирень» занимает достойное место среди самых престижных музыкальных конкурсов и фестивалей, проводимых как в России, так и за рубежом.

Источник

Что было символом родины для рахманинова

Сергей Рахманинов романс «Сирень»

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…

Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

Историю создания романса «Сирень» Рахманинова, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

И действительно, Сергей почти четыре года не мог сочинять. Как всегда и в печали, и в радости рядом с ним был его верный и преданный друг – кузина Наталья Сатина. Они знали друг друга с раннего детства и вместе провели отрочество. Рахманинов порой посмеивался и дразнил Наташу, а девочка плакала от обиды, что стройный красавец, в которого она была влюблена, не воспринимает её всерьёз. Прошло время, и когда детская дружба молодых людей доросла до взаимного чувства, Сергей понял, что рядом именно та девушка, жизнь без которой не имеет смысла. Наташа очень любила своего кузена, поэтому с радостью приняла его предложение. Тем не менее, девушка прекрасно понимала, что весьма не просто быть женой гениального композитора, который к тому же пользовался большим успехом у женщин. До Наташи постоянно доходили слухи о его бесчисленных романах.

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Интересные факты

Содержание романса «Сирень»

«Сирень». Этот изумительный по своей выразительности и возвышенности романс, является подлинным шедевром камерно-вокального жанра. Его наполненная светлой одухотворённостью жизнеутверждающая мелодия с первых тактов заставляет окунуться в поэтичную атмосферу и прочувствовать особую притягательность красоты весенней природы. Вся музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися вокальными фразами и выразительными фигурациями фортепианного аккомпанемента, отображающего лёгкое колебание листвы, создают ощущение умиротворённости и сладостного покоя.

Что было символом родины для рахманинова. Смотреть фото Что было символом родины для рахманинова. Смотреть картинку Что было символом родины для рахманинова. Картинка про Что было символом родины для рахманинова. Фото Что было символом родины для рахманинова

Сирень – этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Рахманинов романс «Сирень»

Источник

Что было символом родины для рахманинова

Автор: Григорьева Светлана Владимировна

учитель музыки МОБУ СОШ №20 г. Таганрога Ростовской области

«Образ Родины в произведениях С.В. Рахманинова»

Урок музыки в 7 классе

Тема полугодия «Музыкальный образ»

Тема урока «Образ Родины в произведениях С.В. Рахманинова»

(Прелюдия до- диез минор, Концерт для ф/но с оркестром №2 (I ч.), «Элегия» )

Цель урока- познакомить учащихся с произведениями С.В.Рахманинова, раскрыть образное содержание произведений, познакомить учащихся с песней «Моя Россия» (муз.Г.Струве, сл. Н.Соловьёва )

-продолжать формировать у учащихся умение раскрыть содержание музыкального образа через смысловое значение музыки

-формировать в сознании и душе учащихся глубокие человеческие чувства: любовь к Родине, верность, способность сопереживать, умение преодолевать различные жизненные препятствия

— осознанное слушание произведений С.В.Рахманинова с точки зрения раскрытия образного содержания

-прививать интерес к классической музыке

Оборудование и материалы:

магнитофон,фортепиано, фото С.В.Рахманинова.

Вход в класс — звучит запись №1 — «Вокализ» С.Рахманинова.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

У. Родина, Россия… Ребята, что означают для вас эти слова?

У. Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России- сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не только определить своё место в жизни, но и осознать свою значимость для той страны, в которой он живёт.

У. Созвучны ли музыка и стихи автора:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

У. Вы узнали музыку, которая только что звучала?

У. Назовите, пожалуйста, автора этой музыки.

Д. Это С.В.Рахманинов

( повесить портрет композитора )

У. Ребята, давайте сегодня на уроке задумаемся о судьбе композитора, который всей душой любил Россию и пронёс эту любовь через всю жизнь.

Послушайте стихотворение, которое композитор посвятил своей прелюдии:

«Вся жизнь- прелюдия…К чему? Нам этой тайны

Не разгадать. Но знаю: не случайно

Проходим, содрогаясь, мы сквозь муки

И жаждем торжества приблизить час,

Когда гармонии вселенской звуки

Волной могучею обрушатся на нас…»

У. Давайте послушаем Прелюдию, в которой переплетаются перезвон российских колоколов и образ человека.

Как они взаимодействуют друг с другом?

Звучит запись №3 — Прелюдия до-диез минор

У. Как же взаимодействуют друг с другом перезвон колоколов и образ человека?

Д. Отвечают (Противостояние человека и судьбы, т.е. колокола, рока, который преследует человека).

У. Прелюдия вскоре покорила весь мир и звучала повсюду. Сам композитор, будучи великолепным пианистом, почти в каждом концерте играл её на «бис». С.Рахманинов написал эту «маленькую трагедию» в 19 лет, как – бы предвидя трагедию будущего века.

Наступил 1901 год — первое десятилетие 20 века, века двух мировых войн, двух революций. В эти годы русское общество было проникнуто, с одной стороны,- предчувствием приближающейся грозной стихии, стихии революции, непонятной по смыслу и сущности для большинства русских интеллигентов того времени, а с другой стороны- страстной жаждой духовного обновления, радостным предчувствием перемен. Неизбежность неслыханных перемен ощущали все.

Вот как об этом пишет Александр Блок:

«…И я люблю сей мир ужасный:

За ним сквозит мне мир иной-

И человечески простой»

А вот как об этом рассказывает музыка С.Рахманинова – наиграть на ф-но тему 2-го концерта для ф-но с оркестром.

Ребята, вы знаете как называется это произведение?

У. Сейчас мы его послушаем. О чём вам рассказывает тема I части концерта? Какие чувства она у вас вызывает?

Звучит запись №4 — отрывок из I части Второго фортепианного концерта в исполнении С.Рахманинова (2,5мин.)

У. Так какие же чувства вызвала у вас тема I части концерта?

У. Только ли личные переживания ощущаются в музыке концерта?

Какие настроения общества смог воплотить композитор в музыке этой части?

У. Итак, Второй концерт- это поэма, в которой композитор глубоко и поэтично раскрыл мир человеческих чувств.

Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден был покинуть Родину, находясь в полном расцвете творческих сил. Сергей Рахманинов не принял революцию 1917 года. Получив приглашение на концерты в Швеции, Рахманинов в конце декабря 1917 года выехал за границу. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину, что расстаётся с ней навсегда…

Как вы думаете, почему так происходило? Почему он так много работал?

У. После турне по Европе композитор переезжает в Америку. В 20-е годы в Америку эмигрировал Игорь Сикорский- русский авиаконструктор, первый в мире построивший авиамоторный самолёт. В Америке он приступает к работе над новой машиной-вертолётом, но у него нет денег. С. Рахманинов выписывает Сикорскому чек на 5.000$- огромные деньги по тем временам. Рахманинов помогает всем русским людям, живущим в эмиграции в Америке. Итак, уже в начале 20-х годов Рахманинов достигает в США прочного материального и артистического благополучия, но не обретает утраченного при отъезде из России душевного покоя. Об этом говорит наш современник – поэт Михаил Пляцковский:

( Звучит запись №5 – «Элегия» — фоном )

«Во фраке и манишке накрахмаленной

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг,

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В родимую Россию улететь!»

У. Весть о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз сильно взволновала композитора. Продвижение фашистских полчищ вглубь страны, война, уносившая каждый день тысячи жизней — всё это мучило и угнетало Сергея Васильевича. Он переживал как свою боль страдания Родины. Вскоре Рахманинов принял решение открыто выступить в поддержку России и объявил в печати о концерте, весь сбор с которого будет передан в фонд Красной Армии . «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»

Это был не единственный концерт, сбор с которого композитор передал советскому народу, героически сражавшемуся за свободу и независимость своей Родины.

Несмотря на прогрессирующую болезнь, превозмогая сильные боли, 69-летний музыкант мужественно продолжал выступать. Однажды, во время концерта у него случился такой серьёзный приступ, что он не смог подняться со стула без посторонней помощи. Пришлось опустить занавес и увести его со сцены. И всё же за шесть недель до смерти измученный болезнью Рахманинов выступал в Чикаго. «Я играю для России!»

Звучит запись №6 — Концерта для ф-но с оркестром №3 – 1 часть

У. Ребята, как вы думаете, созвучна ли судьба композитора С.В.Рахманинова с судьбою его Родины, с судьбой страны?

Д. Чувство любви к своей Родине, сопричастности к её судьбе помогло Рахманинову выстоять во времена тяжёлых испытаний.

У. В своей музыке С.В.Рахманинов не только воплотил образ Родины своего времени и не только поведал нам о своей любви к ней, но и завещал вам любить и беречь родную природу, многовековые традиции нашей страны.

Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок?

У. Композиторы нашего века обращаются к вам с призывом сохранить всё то, что было создано в прошлых столетиях, жить в мире, дружбе и любить свою Родину!

Звучит запись №7 — вступление к песне «Моя Россия»

У. Вы узнали эту музыку?

У. Тогда давайте споём эту песню

Звучит запись №7 — фонограмма песни «Моя Россия»

У. А для вас что такое Родина?

Д. Высказывают своё мнение

У. Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Наш урок подходит к концу. Под какую музыку вы хотели бы выйти из класса?

Звучит музыка, которую выбрали дети.

Источник

Разработка урока музыки с презентацией для 6 класса на тему «Образ Родины в произведениях Рахманинова»

Выбранный для просмотра документ Рахманинов- конспект урока1.docx

Урок музыки в 6 классе

Тема урока: «Образ Родины в произведениях С.В. Рахманинова»

Задачи :
Образовательные: расширить и углубить знания о творчестве С.В.Рахманинов а, определить интонационно-образное содержание Второго концерта для ф-но с оркестром, закрепить значение термина «концерт»;

Развивающие: развить чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, умение анализировать произведение; творческое музыкальное мышление учащихся, вокально-хоровые навыки.

Воспитательные: формировать в сознании и душе учащихся глубокие человеческие чувства: любовь к Родине, верность, способность сопереживать, умение преодолевать различные жизненные препятствия ; прививать интерес к классической музыке.

Тип урока : комбинированный.
Музыкальный материал: С.Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром (1 ч.);
Эрик Кармен. « All by myself » А.Кудряшов,
З.Баева. Песня «Тепло Родины»

метод проблемного изложения,

проектор для м/м слайдов,

Ход урока
I . Организационный момент.
Музыкальное приветствие.

II . Актуализация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского композитора.

III . Мотивация учебной деятельности.

IV . Основная часть. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
( на фоне звучания «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова)

СЛАЙД 6 С.В.Рахманинов родился 20 марта 1973 года в небогатой дворянской семье, Вырос в Санкт-Петербурге. Музыкальную одаренность проявил в раннем возрасте: в 4 года начал играть на рояле; в 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а со временем и в Московскую.
СЛАЙД 7 Одним из наставников молодого музыканта был П. И. Чайковский, который высоко ценил талант своего ученика и на защите диплома, выпускном экзамене, выставил Рахманинову невиданную оценку: что-то вроде 5++++. Рахманинов окончил Московскую консерваторию, как пианист и композитор, с большой золотой медалью.
СЛАЙД 8 В целом мире не было такого человека, как Рахманинов, сумевшего столь блестяще и феноменально проявить свой талант во всех трёх сторонах музыкального творчества – Рахманинов был крупнейшим КОМПОЗИТОРОМ, величайшим ПИАНИСТОМ века, а как о ДИРИЖЕРЕ о нем ходили легенды.
СЛАЙД 9 Творческое наследие композитора богато и разнообразно. Вот далеко не полный перечень его пр-й: 3 оперы, 3 симфонии, 4 фортепианных концерта, более 70 романсов, многочисленные вокальные и фортепианные произведения.
Но это, скорее, энциклопедия.
А вот интересно узнать, каким же человеком был Сергей Васильевич? Его характер, внешность?

Учитель: А что для вас – Родина? (ответы детей).

Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека. СЛАЙД 17 Это чувство выражено в песне «Тепло Родины», которую мы разучили на прошлом уроке.
О чем в ней рассказывается?
— Какие особенности мелодии, ритма?
(распевание, прием «Ритмическое эхо» )

Исполнение песни «Тепло Родины». СЛАЙД 18 – 19

— Какие песни на подобную тему вы можете вспомнить? (Технология «Микрофон» )

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним из гениальных произведений С.В. Рахманинова, в котором так же раскрывается тема Родины. Но чтоб узнать название этого пр-я необходимо разгадать кроссворд.

СЛАЙД 30
Концерт (состязание) – это большое виртуозное музыкальное произведение для симфонического оркестра с солирующим инструментом. Это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром. Чаще всего инструмент, который исполняет соло, является фортепиано, скрипка или виолончель. Иногда концерт может быть написан для 2-3 солистов. Обычно он состоит из трех частей.

Сведения о Втором концерте для фортепиано с оркестром С. Рахманинова

Учитель: Во время прослушивания проследите за «диалогом» солиста и оркестра, за тем, как развивается музыка, какие чувства выражены в ней. А после прослушивания поделитесь своими впечатлениями…

Слушание. Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром

С. Рахманинова (Видео)

Анализ прослушанного произведения.
Поделитесь своими впечатлениями о музыке концерта.
-Что вы представляли во время слушания музыки?

— Какие чувства выражены в произведении?
— Как вы думаете, что хотел сказать своей музыкой выдающийся русский композитор современникам и потомкам? (ответы детей).

Итак, Второй концерт- это поэма, в которой композитор выразил свою любовь к родному краю, глубоко и поэтично раскрыл мир человеческих чувств.

СЛАЙД 33
«Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю музыку – это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». В своей музыке Рахманинов всегда очень искренне и взволнованно говорит о том, что на душе. А на душе, как в жизни любого человека, бывало и радостно, и мрачно, мечтательно, тревожно.
Как же сложилась судьба этого великого композитора?

(Входит корреспондент. Рахманинов пожимает ему руку. Корреспондент вскрикивает и морщится от боли.)

СЛАЙД 41 (фоном звучит «Элегия» Рахманинова)

Во фраке и манишке накрахмаленной
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук
СЛАЙД 42 Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь! (М.Пляцковский)

СЛАЙД 43 1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит измученный болезнью С.В.Рахманинов. Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
СЛАЙД 44 Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора С.В.Рахманинова» По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!

СЛАЙД 48 Я думаю, что музыка С. В. Рахманинова не оставила вас равнодушных. Человек, имеющий золотое сердце всегда интересен. И пусть же в ваших сердцах всегда звучат ноты радости, света и добра!

Оценивание музыкально-творческой деятельности уч-ся на уроке.

Источник

Презентация к уроку

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цель урока: Осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок мы начнем с необычного вопроса: следите ли вы за модой?

Учащиеся: Ответы различные (чаще мальчики отвечают отрицательно, девочки положительно).

Учитель: Наверное, вы обращаете внимание, как одеты ваши сверстники, что они носят, какими мобильными телефонами пользуются, какую музыку слушают. Наверное, у каждого из вас есть любимое произведение, которое мы слушаем или исполняем на уроке музыки. А смогли бы вы предложить своим друзьям послушать ваше любимое классическое произведение?

Учащиеся: Чаще отвечают отрицательно.

Учащиеся: Она не модная, но она все равно нравится.

Учитель: Тогда почему вы предпочитаете слушать эту музыку в одиночестве? Что необходимо иметь человеку, чтобы отстаивать свои приоритеты, демонстрировать их окружающим?

Учащиеся: Знания, смелость, потому что стремление выглядеть “как все” заставляет человека держать свое мнение при себе.

Учитель: Как бы вы отнеслись к человеку, который сумел отстоять свое мнение и доказать, что определенная музыка занимает одно из главных мест в его жизни?

Учащиеся: С большим уважением.

Учитель: За что вы его уважаете?

Учащиеся: Он сильный человек, индивидуальность, Личность.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?

Учащиеся: Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.

Учитель: Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”. Как вы понимаете его слова?

Учащиеся: Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним.

Учитель: Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.

Учитель: С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Учащиеся: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок.

Учитель: Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному”. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Примечание: для детального анализа можно использовать гиперссылку с нотным изображением первой фразы романса, а также распечатанным текстом романса (раздаточный материал, приложение 3).

Учащиеся: Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.

Учитель: И вы правы, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

Учащиеся: Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…

Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора, ведь каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”, слушание романса “Сирень” (приложение 1)

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке.

И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад. она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

Учитель: Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?

Учащиеся: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.

Учитель: Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

Учащиеся: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель: Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?

Учащиеся: Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.

Учитель: Послушайте два варианта романса Рахманинова “Сирень” и ответьте на вопросы:

СЛАЙД 11 (оба произведения Рахманинова звучат без перерыва на одном слайде в сопровождении репродукций картин)

Слушание романса С. В. Рахманинова “Сирень” в исполнении женского голоса

и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова

Учащиеся: Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста.

Учитель: Вы совершенно правы, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку свои образы, чувства, ощущения, эмоции. В чем вы видите различие музыкальных образов, какой образ создает каждый из исполнителей?

Учащиеся: В первом произведении (вокальное исполнение) можно увидеть яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. Второе произведение (фортепианное исполнение) рисует, скорее, образ человека, его чувства, размышления, волнение, переживания. Это происходит потому, что сам автор исполняет романс.

Учитель: Выяснив, в чем отличие музыкальных образов, определим, с какими зрительными образами они будут сочетаться.

Примечание: Для детального анализа можно воспользоваться гиперссылками на репродукции картин.

Учащиеся: Вокальное исполнение – больше прозрачности, насыщенности благоухающего воздуха, образ покоя, безмятежности, созерцания. Фортепианное исполнение – взволнованность, импровизационность, ощущение счастья. В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.

Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *