Что было в 1045 году на руси

Русская История 9. Ярослав Мудрый

ПОПОВ Флегонт Петрович

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (Продолжение).

Упрочившись в Киеве и Новгороде, Ярослав подчинил своему влиянию и Полоцк, где княжил Бречислав. Единственным соперником Ярослава оставался Тмутараканский князь Мстислав Владимирович Удалой.

Летопись как-то особенно колоритно рисует его фигуру, выделяя его среди других князей. Она ничего не говорит о княжении Мстислава в Тмутаракани до 1022 года. «Повесть временных лет» упоминает о походе Мстислава в 1022 году на косогов и знаменитом единоборстве его с косожским князем Редедёй, закончившемся победой Мстислава. Победитель берет «именье», жену и детей Редеди, покоряет косогов и накладывает на них дань.

В 1023 году Мстислав с хазарами и косогами двинулся к Киеву. Он вступил в борьбу с Ярославом за «отечев стол», за Киев. Вскоре его дружина стояла под стенами Киева, но «не прияша его кияне», и Мстислав уходит в Чернигов, где и кладёт начало Чернигово-Севескому княжеству.

В Суздале в это время (1024 год) вспыхнуло первое, известное нам из летописей, восстание смердов, протекавшее под руководством волхвов. Летопись сообщает, что поводом к восстанию смердов послужил голод, охвативший суздальскую землю.

«И бе мятежь велик». Ярослав мятеж подавил, а потом двинулся на Мстислава. Последний в свою очередь двинулся ему навстречу. Грянула битва у Листвена. Ярослав был разбит.

Но в 1026 году братья съехались у Городца и поделили русскую землю. Границей их владений стал Днепр. Когда в 1036 году Мстислав умер, не оставив наследника, Ярослав стал «самовластець Русьской земли».

Теперь нужно было приниматься за укрепление древнерусской государственности. Ярослав продолжает начатое Владимиром дело создания государственности Киевской державы. Он укрепляет свою власть в Новгороде, дав новгородцам грамоты. В Новгород был посажен Владимир Ярославич (ранее там сидел некоторое время малолетний Илья), ставший наместником отца в 1036 году. Изяслав получил Турово-Пинскую землю, а когда умер его старший брат, Владимир, он получил и «волость» брата. Святослав, четвёртый сын Ярослава, правил на Волыни. Только пятый, Всеволод, оставался с отцом.

С именем Ярослава связано развитие русского законодательства. «Русскую Правду» Ярослава Фридрих Энгельс назвал «древнейшим русским сводом законов». Ярославу принадлежит «Устав мостнику», деятельность которого отразилась в «Уставе о мостех», и так называемом «Церковном уставе».

Развитие торговли и денежных отношений привело к чеканке собственных русских золотой и серебряной монеты. Золотую монету начал чеканить Владимир, серебряную – Ярослав.

Укрепилось христианство. Русские люди XI – XII веков считали Ярослава настоящим ревнителем христианства, при котором оно укрепилось на русской земле.

С 1037 года на Руси учреждается митрополия и первым русским митрополитом был грек Феопонт*. Появляются монастыри (Георгия и Ирины – в честь христианских патронов Ярослава и Индигерд) и монашество.

Тяжелую борьбу пришлось вести со степняками – печенегами. В грозной битве под Киевом на Светомле* в 1036 году Ярослав с трудом справился с врагом. Для борьбы с кочевниками пришлось искать помощи у Византии. Но её влияние было столь обременительным для Руси, что Ярослав вынужден был разорвать с нею и в 1043 году даже совершить поход на Константинополь. Так положен был конец византийским стремлениям установить «игемонию» над Русью.

В 1051 году Ярослав «собрав епископы», поставил в Киеве митрополитом русского человека, священника княжеского села Берестова Иллариона. При этом русский князь не посчитался с константинопольским патриархом. Ещё до этого Ярослав посадил в Новгороде русского епископа Луку Жидяту.

Времена Ярослава характеризуются распространением «книжности». Сам Ярослав «книгам прилежа, и почитая е частью в нощи и дне». Ярослав «собра писце многы, и прекладаша от Грек на словенское письмо, и списаша книги многы». Дочь его, Анна, была грамотна, знала несколько языков и, будучи уже французской королевой, писала той кириллицей, которой выучилась в доме отца на берегах Днепра. Сын, Всеволод, знал пять языков. Внук, Владимир Мономах, был составителем «Устава» и своего знаменитого «Поучения детям».

Ярослав выстроил в Киеве много новых зданий и церквей (Церковь Благовещения у Золотых Ворот, монастырь святых Георгия и Ирины). «И заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Злата Врата». Ещё недавно место, где было «поле вне града», а теперь они уже высятся в центре обнесённого укреплениями «града Ярослава».

Киев превращался в огромный город большой державы. Здесь можно было встретить «ляхов» и «угров», чехов и немцев, греков и хазар, евреев армян, англо-саксов и шведов, норвежцев и «быстроногих данов» (датчан). Иностранцы называли его «большим городом», в котором «находится более нежели 400 церквей и 8 рынков».

В 1022 году Ярослав ходил к Берестью, в 1030 году отбил у «ляхов» город Белз, а в 1031 году вместе с Мстиславом вторгся в Польшу, «повоевал» её, вернул Руси захваченные Болеславом Червенские города. Ярослав продолжает укреплять западные рубежи Руси. В 1038 году он ходил походом в Ятвяжскую землю, а в 1040 году – на Литву.

Затем Ярослав заключает союз с польским королём Казимиром, выдаёт за него свою сестру Добронегу – Марию, а на сестре Казимира женится Изяслав Ярославич. Ярослав помогал своему союзнику и трижды ходил на врагов Казимира – мазовшан (одно из польских племён) – в 1041, 1043 и 1047 годах.

Во времена Ярослава Польша зависела от Руси и западные границы Руси хорошо охранялись. Одновременно идут укрепления русских рубежей на северо-западе и освоение прибалтийских и северных земель. В 1030 году Ярослав «идее… на Чюдь (эстов) и победи я, постави град Юрьев» (ныне Тарту), ставший надолго оплотом русского владычества в Прибалтике. В 1032 году из «Новагорода на Железные Врата» – на Северную Двину. Поход этот был неудачен. Через 10 лет, в 1042 году Владимир Ярославич ходил на «Ямь», то есть емь (финские племена) и «победи я».

Так продолжал Ярослав начатое Владимиром укрепление русских границ на юго-западе, западе и северо-западе и расширял влияние Руси на север Восточной Европы. Много сил было положено на укрепление рубежей южной Руси, которой постоянно угрожали печенеги. Последняя решающая битва с печенегами произошла в 1036 году. Бой начался на «поле вне града», где позднее была воздвигнута София, на поле, позднее ставшем центром нового Ярославова Киева. «И бысть сеча зла, и одва одоле к вечеру Ярослава». Большое количество печенегов утонуло в Сетолье* и «в иных реках», а остальные спаслись бегством. Так кончилась борьба Руси с печенегами.

В год смерти Ярослава появился передовой отряд половцев у Киева, возвестив о новой грозной опасности, нависшей над русской землёй.

Во взаимоотношениях Руси и Византии последняя считала себя «игемоном» Руси, а Русь упорно отстаивала свою независимость во внешних сношениях и в организации церкви.

К 40-м годам XI века отношения между Русью и Византией были напряжёнными: Русь боролась с попытками императора и патриарха подчинить её своему влиянию.

В 1043 году Владимир Ярославич с воеводами Вышатой Остромиричем* и Иваном Творимиричем выступили в поход на Византию. Война для Руси была неудачной. У Варны русских разбили греческие войска. В плен попало около 800 русских воинов, которые были приведены в Византию и ослеплены. Лишь через три года вернулся на Русь Остромирич.

Дружеские отношения между Русью и Византией возобновились нескоро. Только в 1052 или 1053 году Русь снова увидела на митрополичьей кафедре грека и в дом русских князей была принята византийская царевна. Она стала невесткой Ярослава, женой его сына Всеволода.

Всё более и более тесные связи устанавливались и со странами Западной Европы. Трижды Ярослав вступал в союз с Германией. Дважды, в 1040 и 1043 годах, русские послы ездили к Генриху III. Один сын Ярослава, Святослав, был женат на сестре трирского епископа Бурхарда. Другой, Изяслав, был женат в первый раз на некоей Гертруде. Какой-то русский князь был женат на дочери саксонского маркграфа Ортона*. Другой русский князь был женат на дочери графа Штадского*, Леопольда. Её сын, Вратислав, остался на Руси.

Брачные связи киевской княжеской семьи с германскими государями не были случайностью, а свидетельствовали об укреплении дипломатических сношений и торговых связей, установившихся ещё в отдалённые времена.

Установились сношения и с далёкой Францией. Дочь Ярослава, Анна, в 1049 или 1050 году была выдана замуж за французского короля Генриха I Капета. Из Франции в Киев за ней явилось многочисленное посольство во главе с епископом Шампанским Роже, в сопровождении двенадцати монахов и шестидесяти рыцарей. Анна была умной, грамотной и энергичной женщиной, умевшей управлять государством. На многих французских документах той поры наряду с подписями её мужа и сына, короля Филиппа, встречаются её подписи («Анна Регина», т.е. королева Анна).

В далёкой Франции Анна писала кириллицей, которой научилась в доме отца своего, в Киеве, «книгам прилежа». Отметим, что муж её, французский король Генрих I Капет, был неграмотный.

Завязались сношения с Англией. Сыновья убитого Канутом Великим английского короля Эдмунда Железный Бок Эдвин и Эдуард бежали в Швецию, а оттуда на Русь, где жили некоторое время при дворе Ярослава. Это было после 1016 года.

Внук Ярослава, Владимир Мономах, был женат на дочери английского короля Гарольда, Гите.

Венгерские источники сообщают, что свояк венгерского короля Стефана Владислав Лысый был женат на русской. Сыновья его Андрей и Левента*, после 1038 года, дважды были на Руси. Женой венгерского короля Андрея была третья дочь Ярослава Анастасия.

Киевская Русь времён Ярослава продолжала быть связанной со Скандинавией. Норманны продолжали служить на Руси. У Ярослава служат герои Эймундовой саги – Якун, Шимон, Рагнвальд, Эйлиф и другие. Сам Ярослав вторым браком был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерд, матерью которой была выходка из западнославянского племени ободритов (бодричей).

В 1029 году в Киев к Ярославу прибыл Олаф Святой – король норвежский. Возвращаясь на родину в 1030 году, Олаф Святой оставил на попечение Ярослава и Ингигерд своего маленького сына Магнуса. Князь и княгиня окружили его заботой. Когда в 1032 году новрежские вожди я вились в Киев просить Магнуса стать их королём, Ярослав и Ингигерд отпустили его, но взяли с норвежцев клятву быть верными Магнусу. С их помощью Магнус стал норвежским королём.

Этим заканчивается обзор внешних сношений и международных связей Киевской Руси времён Ярослава Мудрого. Русь стремительно шла вперёд. Она смело и решительно выступала на арену мировой дипломатии и международных сношений и повелительно заняла своё место в семье христианских государств Европы.

Огромной силой и верой в Русь дышат слова первого митрополита из русских, Иллариона, величайшего писателя, публициста и патриота своего времени, обращённые к старым русским князьям.

Несколько слов о самом Ярославе.

Изучение скелета Ярослава Мудрого, находящегося в Софийском соборе в Киеве, дают нам некоторое представление о внешнем облике Ярослава. Он был выше среднего роста и прихрамывал с детства, но хромота не мешала его ратным подвигам. Впоследствии Ярослав получил тяжёлую травму, на всю жизнь сделавшую его «хромцом».

Скандинавские саги, русские летописи и изучение некоторых особенностей его скелета дают нам возможность сделать вывод о том, что Ярославу были присущи живость, вспыльчивость, самолюбие. Это был человек умный, суровый, импульсивный, раздражительный и в то же самое время отходчивый, добрый, сговорчивый.

В нашей летописи Ярослав – «книжный» и «христолюбивый» князь. Он – законодатель, строитель, книжник, покровитель духовенства, монашества. При нём «нача вера христьянска плодитися и расширяти», укреплялась княжеская власть, крепла и расширялась княжеская администрация, воздвигались города, храмы, дворцы, прокладывались дороги, устанавливались зарубежные связи, создавался первый свод русских законов – Русская Правда.

Семья Ярослава была довольно многочисленной. Два сына его, Илья и Владимир, и жена Ингигерд, умерли ещё при его жизни. В живых остались сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав.

Но, памятуя события начала своего княжения, Ярослав завещал киевский стол не ему, а старшему сыну, Изяславу, который и должен быть «старейшим», «в мене место». Ему же принадлежали Туровско-Пинская земля и Новгород. Святослав, сидевший перед тем на Волыни, получил Чернигов, земли радимичей и вятичей, то есть всю Северскую землю, Ростов, Суздаль, Белоозеро, верховья Волги и Тмутаракань. Всеволод получил Переяславль, Игорь-Волынь, а Вячеслав – Смоленск.

Грозные признаки распада Киевского государства становились всё яснее и отчётливее. Это видел и Ярослав. Недаром перед смертью он обращается к сыновьям, призывая их к единству, согласию, миру, к послушанию старшему.

Источник

1045 год

Годы
1041 · 1042 · 1043 · 1044 — 1045 — 1046 · 1047 · 1048 · 1049
Десятилетия
1020-е · 1030-е — 1040-е — 1050-е · 1060-е
Века
X век — XI век — XII век
2-е тысячелетие
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век
990-е990991992993994995996997998999
1000-е1000100110021003100410051006100710081009
1010-е1010101110121013101410151016101710181019
1020-е1020102110221023102410251026102710281029
1030-е1030103110321033103410351036103710381039
1040-е1040104110421043104410451046104710481049
1050-е1050105110521053105410551056105710581059
1060-е1060106110621063106410651066106710681069
1070-е1070107110721073107410751076107710781079
1080-е1080108110821083108410851086108710881089
1090-е1090109110921093109410951096109710981099
1100-е1100110111021103110411051106110711081109
Хронологическая таблица

Содержание

События

Родились

Скончались

См. также

Что было в 1045 году на руси. Смотреть фото Что было в 1045 году на руси. Смотреть картинку Что было в 1045 году на руси. Картинка про Что было в 1045 году на руси. Фото Что было в 1045 году на руси Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.

Что было в 1045 году на руси. Смотреть фото Что было в 1045 году на руси. Смотреть картинку Что было в 1045 году на руси. Картинка про Что было в 1045 году на руси. Фото Что было в 1045 году на руси

Полезное

Смотреть что такое «1045 год» в других словарях:

1200 год — Годы 1196 · 1197 · 1198 · 1199 1200 1201 · 1202 · 1203 · 1204 Десятилетия 1180 е · 1190 е 1200 е 1210 е · … Википедия

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД — время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета. Время начала и окончания бюджетного года может не совпадать с календарным. В РФ Б.г. составляет 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31… … Юридическая энциклопедия

1043 год — Годы 1039 · 1040 · 1041 · 1042 1043 1044 · 1045 · 1046 · 1047 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · 1060 е … Википедия

1042 год — Годы 1038 · 1039 · 1040 · 1041 1042 1043 · 1044 · 1045 · 1046 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

1041 год — Годы 1037 · 1038 · 1039 · 1040 1041 1042 · 1043 · 1044 · 1045 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

1049 год — Годы 1045 · 1046 · 1047 · 1048 1049 1050 · 1051 · 1052 · 1053 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

1048 год — Годы 1044 · 1045 · 1046 · 1047 1048 1049 · 1050 · 1051 · 1052 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · 1060 е … Википедия

1047 год — Годы 1043 · 1044 · 1045 · 1046 1047 1048 · 1049 · 1050 · 1051 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

1046 год — Годы 1042 · 1043 · 1044 · 1045 1046 1047 · 1048 · 1049 · 1050 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

Источник

История России XI век

Территория Древней Руси в X веке была серьезно расширена, киевские князья захватили обширные земли, на которых проживали не только славянские племена, но и некоторые финские, прибалтийские, и прочие. Территория Киевской Руси в XI веке раскинулась от ладожского озера до устья Роси, на востоке она доходила до Днепра и Клязьмы. Кроме того, Тмутаракань также считалась одним из русских княжеств, а Галиция то постоянно переходила из рук в руки от Киевской Руси к Польше. В начале XI века территория, на которой некогда проживали неорганизованные племена, превратилась в могущественное государство, способное составить конкуренцию самым развитым государствам своего времени. В 1036 году Ярослав одолел в бою печенегов, а в 1043 году вступил в последнюю войну между Киевской Русью и Византией.

Порядок наследования, принятый у киевских князей, предусматривал разделение государства между всеми сыновьями правителя. Уже после смерти Владимира Великого, который и сам пришел на княжение, победив своих братьев, снова началась братоубийственная война, победителем из которой вышел князь Ярослав, прозванный Мудрым. Русь в XI веке кратко описывается историками как государство, достигшее наибольшего расцвета в своей истории. На Руси было освоено каменное строительство, стало распространяться образование, были приняты новые законы, государство активно развивалось.

Однако после смерти Ярослава снова началась борьба между княжескими сыновьями. В течение двадцати лет пять сыновей великого князя совместными усилиями защищали Русь и осуществляли совместные походы, а после смерти своего отца они начали борьбу между собой, которая существенно ослабила Киевскую Русь. В это время те проблемы, которые угрожали государству распадом в конце X века и в начале XI века, усугубились, и стали более серьезными. Будущий великий князь Владимир Мономах предпринял попытку остудить пыл княжичей, и созвал Любиченский съезд. На этом собрании князья согласились с тем, что их дети могут править только на тех землях, на которых правили их отцы. Это соглашение стало началом конца, принятое в самом конце XI века, оно привело к окончательному развалу государства через несколько десятков лет, когда князь Владимир Мономах, и его сын, последние великие киевские правители, умерли. Без мощного авторитета правителя, Киевская Русь не могла больше оставаться единым государством.

Источник

1045 лет назад Русь победила Хазарию

1045 лет назад в истории Руси произошло событие, сопоставимое по своему значению с победой на Куликовом поле

Что было в 1045 году на руси. Смотреть фото Что было в 1045 году на руси. Смотреть картинку Что было в 1045 году на руси. Картинка про Что было в 1045 году на руси. Фото Что было в 1045 году на руси1045 лет назад в истории Руси произошло событие, сопоставимое по своему значению с победой на Куликовом поле.

Жарким июльским днем 965 г., после кровавой сечи на волжских берегах, пал Итиль – столица Хазарского каганата, одного из могущественнейших государств раннего средневековья. Дружинники русского князя Святослава и многочисленные ополченцы подвластных ему славянских и финно-угорских племен торжествовали победу.

Эти события, относимые «Повестью временных лет» к 965 г., изложены весьма скупо: «Идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сътупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и Белу Вежю взя».

Более подробны восточные авторы, которых потрясла гибель могущественной державы. Наиболее раннее сообщение об этом имеется в труде Ибн Хаукаля: «…не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области; те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью».

Так молодое древнерусское государство утверждалось на международной арене, впервые в своей истории обратив во прах враждебное ему государство, которое не только было его геополитическим конкурентом, но и пыталось подмять славянские племена под свою власть.

Поверженный Хазарский каганат был в некотором отношении уникальным государством. Впрочем, складываться оно начало достаточно традиционно – в ходе завершения Великого переселения народов и краха гигантского гуннского племенного союза. Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м гг. VI в., когда они как подчиненные участвуют в походах Тюркского каганата. Затем хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, а с крушением в первой половине VII в. Западно-тюркского каганата они обретают независимость, и создают свой каганат. Их предводитель Джебу-каган объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, т. е. каганом. Он действительно был отважным полководцем, и в одном из своих первых походов взял штурмом Тбилиси.

Со временем под власть хазар подпало все Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Ко второй половине VII в. относится и покорение хазарами лесостепной полосы будущей Киевской Руси. Согласно «Повести временных лет», дань хазарам платили как минимум такие восточнославянские племена, как поляне («зовомые Русь», как указывает «Повесть»), северяне, радимичи и вятичи. Вероятно, также и древляне, тиверцы и уличи.

Дань хазары собирали и деньгами, и товарами. Вятичи, например, платили хазарам дань по щелагу (серебряному дирхему) с сохи. Буртасы (племя в Поволжье, часть которого, по разным версиям, со временем влилась частично в мордовский народ, частично, под именем мишарей, – в состав волжско-татарского народа. – Прим. КМ.RU) платили дань мехами. В то же время, помимо больших даней, покоренные народы и племена обязаны были по требованию хазарского правителя выставлять вспомогательное войско: те же буртасы должны были выставлять до 10 000 всадников. Правители покоренных народов обязаны были также отдавать в жены кагану своих дочерей.

В ходе своих военных походов Хазария утвердила свою власть над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Значительную часть доходов составляли торговые пошлины на заставах в узловых местах сухопутных, речных и морских путей. К их числу относились Тмутаракань в Керченском проливе, Белая Вежа (Саркел) на Переволоке с Дона на Волгу, Итиль на Нижней Волге и др. Пошлины составляли десятую часть товара. В отдельных случаях, как во время прохода кораблей Руси через Итиль на Каспий и обратно в 913–914 гг., бралась и гораздо большая часть товаров или добычи. Через Хазарию шли воск, мед, меха, рабы из подвластных племен.

По существовавшему у тюрок обряду при возведении нового кагана на престол ему набрасывали на шею шелковую петлю и давили до тех пор, пока он не начинал задыхаться. Тогда его спрашивали: сколько лет он желает царствовать. Когда полузадушенный каган называл то или иное число, его возводили на престол. Если, процарствовав названное им самим время, каган не умирал, его убивали. Каган не мог царствовать более 40 лет. По истечении этого срока его убивали, т. к., по убеждению хазар, его ум слабел, и рассудок расстраивался, его божественная сила ослабевала, и он не мог приносить пользу своему народу. Хазары воздавали почтение не только кагану, но и его могиле. Хоронили кагана под водой, сооружая над его могилой надгробие.

В начале VIII в. Хазария пользовалась большим влиянием среди соседних стран. Византийский император Юстиниан II, скрываясь у хазар от преследования, в 695 г. женился на сестре кагана, получившей в крещении имя Феодоры. А сын императора Льва Константин в 732 или 733 гг. женился на дочери кагана, принявшей в крещении имя Ирины. Сын последнего был известен на византийском престоле как Лев Хазар. Во второй половине VIII в. каган выдает своих дочерей за мусульманского правителя Армении (752 или 753 гг.) и правителя Абхазии. Однако уже в это время в Хазарии происходят важные перемены как в государственном устройстве, так и в общественном и религиозном положении.

Историк М.И. Артамонов приводит рассказ хазарского царя Иосифа, жившего в середине Х в., изложенный в его письме к испанскому иудею Хасдаю ибн Шафруту, о том, как примерно в 730–731 гг. один из знатных людей Хазарии Булан чудесным образом обратился в иудейскую веру. По известию царя Иосифа, тогда же Булану удалось обратить в новую веру кагана и других хазарских князей.

Убедительности агитации Булана способствовало следующее немаловажное обстоятельство. В 732/733 г. арабский полководец Маслама под Дербентом нанес сокрушительное поражение хазарскому войску. Бывший при нем каган был ранен, но в начавшейся во время вхождения арабов суматохе успел спастись бегством. В 737 году новый полководец арабов Мерван, собрав 150-тысячное войско, вторгся далеко в пределы Хазарии. Каган бежал, его войска были разбиты, а владения его подданных разорены. Как ни странно, не ограбленным арабами и сохранившим даже военную силу оказался только Булан. Два страшных поражения, понесенные хазарами от арабов, опустошение страны и неизбежно начавшиеся бедствия народа должны были подорвать веру простых хазар в божественную силу кагана — их владыки и хранителя благополучия. Из этого убеждения должно было явиться требование убийства кагана, как это было в обычае тюрок.

В награду за сохранение жизни каган, возможно, согласился принять иудейскую веру и предоставить особые преимущества силам, стоявшим за Буланом. Принятие каганом иудейской веры, видимо, совершилось в глубокой тайне и оставалось неизвестным для большей части хазар. Только ближайшее окружение кагана из числа родственников и знати, также принявшее иудаизм, знало о новой тайной вере кагана. Скрытный характер веры кагана, с одной стороны, позволял держать в трепетном повиновении хазар-язычников, для которых личность кагана была священной, а с другой стороны – держать в подчинении самого кагана, в угоду Булану и поддерживающим его сторонникам, под постоянной угрозой раскрытия народу его истинного лица и неизбежного вслед за этим устранения.

Конечно, сам иудаизм, как вера избранных, презирающих всякий иноверный народ, «гоев», в какой-то мере был близок мировоззрению кагана, считающего себя божественным. Тайным характером новой веры кагана и объясняется, почему о принятии хазарами иудаизма сообщается в источниках довольно поздно.

В начале IX в. потомок Булана Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. Как следует из письма царя Иосифа, Обадия провел в государстве ряд преобразований – «обновлений», как их называл Иосиф. По его словам, Обадия «. был человек праведный и справедливый, он поправил (обновил) царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги) и дома ученых (школы) и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему 24 книги (священного писания), Мишну, Талмуд и весь порядок молитв, (принятых у) хазар».

С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени царем (меликом, беком по-арабски, или «мэлэху» по-еврейски) из потомков Булана. Царь мог не только по своему выбору назначать кагана, но в любое время и устранять его.

Иудаизм, принятый правительством Хазарии, освящал сложившееся двоевластие сходством с подобным двоевластием в Иудее. Однако иудаизм не стал государственной религией. Он оставался верой узкого круга правящих лиц – кагана и царя с их ближайшими родственниками, иудеев (евреев) и части ростовщическо-торгового слоя хазарского населения из числа других хазар, тесно связанного с ними. Основная часть населения Хазарии оставалась языческой, христианской или мусульманской. В различии вер – одной, исповедуемой верхами, и других, которых держалась большая часть народа, – и коренилось основное противоречие хазарского общества

Утверждение нового порядка, двоевластия в Хазарии, вероятно, произошло не без борьбы. М.И. Артамонов полагает, что в начале IX в. в Хазарии вспыхнуло восстание против правительства. Как долго оно продолжалось, неясно, но косвенные свидетельства указывают, что борьба была ожесточенной. Взбунтовавшиеся против иудейских порядков хазары (прозванные каварами) в итоге предпочли бежать к венграм и уйти с ними на запад.

Тем не менее, принадлежность к иудаизму, помимо неприятностей, сулила правящей хазарской верхушке и немалые выгоды. Они сумели завязать торгово-финансовые отношения со всеми крупными иудейскими общинами как в христианских, так и мусульманских странах. И если военную экспансию хазары в основном к концу VIII в. прекратили, то в международной торговле они стали играть одну из главенствующих ролей.

Перенесение хазарской столицы в Итиль в IX в. и укрепление других городов в важных узлах торговых путей означали качественно новую ступень в развитии Хазарии. Из государства чисто военного, занимавшегося сбором даней с покоренных народов и племен и грабежами соседей, Хазария превратилась в государство торгово-паразитическое. Отныне важнейшей статьей дохода в государстве становится посредническая международная торговля, сбор пошлин с проезжающих госгой (купцов). Упорядочивается сбор даней. Для бесперебойного их поступления в столицу власти на местах учреждают особых наместников – тудунов. При этом наметилось стремление собирать дани не натуральными продуктами, но в виде денег.

Что было в 1045 году на руси. Смотреть фото Что было в 1045 году на руси. Смотреть картинку Что было в 1045 году на руси. Картинка про Что было в 1045 году на руси. Фото Что было в 1045 году на руси

Большая часть поступлений в казну теперь шла царю, его ближайшему окружению и иудеям-торговцам. Это привело к тому, что двоевластие, еще существовавшее у хазар в IX в., в Х в. сменилось властью царя (бека). Каган был лишен всякой власти и влияния и превратился, как уже указывалось, в подобие некоего «жертвенного животного». Торговля, имевшая столь важное значение для Хазарии, оказалась в руках преимущественно иудеев. Иудеи-торговцы жили во всех городах Хазарии, составляли верхний слой хазарского общества и были главной опорой властей.

Из письма царя Иосифа наглядно видно, как правящие круги расценивали остальной народ – гоев. Все, кроме знати, считались «рабами» царя. Простым хазарам предоставлялось лишь «почетное» право охранять иудеев-торговцев, живших в городах на окраинах государства. Охрану царя и его окружения уже несла особая стража из 10 тыс. мусульман. Как обращались с простыми хазарами, видно из ответа царицы голодающему народу, обратившемуся к ней за помощью: она посоветовала им надеяться на милость божию.

Тем не менее, с начала ХХ в. ряд российских историков начнут с восторгом писать о «Pax Khazarica» – эпохе, когда хазарам удалось создать свою державу: «С 660-х гг., после разгрома болгар, и до 20-х гг. IX века, когда в Северное Причерноморье пришли венгры, ни одно кочевое племя не пересекало Волгу. На территории Предкавказья, Поволжья, Крыма, Приазовья и Подонья, объединенной под одной властью, установился период относительной стабильности. Сложились благоприятные условия для развития оседлости, восстановления существовавших и возникновения новых городов, колонизации Подонья славянами и аланами».

Кроме того, Хазарский каганат, «обладавший относительно высокоразвитой политической структурой и идеологией, оказывал определенное цивилизационное воздействие на зависимые от него народы, такие, как северокавказские народы, венгры, волжские болгары и восточнославянские племена».

Тем не менее, и вышеописанным племенам господство этой паразитической империи порядком приелось, и одно за другим они стали скидывать с себя хазарское ярмо. В IX–X вв. земли и народы одни за другими выходят из подчинения каганата, и собственно Хазария, как явствует из письма царя Иосифа, ограничивается землями между Нижней Волгой, местом наибольшего сближения Волги и Дона, Левобережьем Дона и Северным Кавказом.

Поляне отказались от хазарской дани еще в 864 г., северяне и радимичи были освобождены от нее Олегом в 884 г.

С 5 лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус (гепард. – Прим. КМ.RU), и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам – последнему из славянских племен, плативших дань хазарам. По данным «Повести временных лет», в 964 г. князь Святослав, «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рода даем».

Но войско Святослава шло с севера, вдоль Волги, прямо к хазарской столице Итиль. После ожесточенной битвы хазарское войско во главе с самим каганом было разбито, а город взят и разрушен. Затем русскими был взят и разрушен Семендер – прежняя столица каганата в предгорьях Кавказа, и русские вышли к Тамани, где было создано Тмутараканское княжество, взят Корчев (нынешняя Керчь). Потом пришел черед и Саркела, который надолго стал русской пограничной крепостью Белая Вежа.

Остатки хазарского государства еще существовали несколько десятков лет. Известно, что в 970-е гг. хазары приняли ислам и перешли в подчинение Хорезма. А в 980-е гг. русский князь Владимир Святославович наложил на них скромную дань – много с них было взять невозможно. Тем не менее в 986 г. в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру. Тот над ними посмеялся: мол, не имеете ни отечества, ни государства своего, потому как наказаны своим Богом, а нам предлагаете принять такую же веру.

Позднее, в XI в., хазары упоминаются как кочующее в Предкавказье племя, вассальное русскому Тмутараканскому княжеству. Известны отдельные свидетельства о миграции хазар-иудеев в страны Центральной Европы, где они влились в состав евреев-ашкенази.

«Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком море», – заключает историю хазар крупнейший ее знаток М.И. Артамонов. Он же делает любопытное уточнение: русские летописи и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани XI–XII вв. Но если после разгрома Хазарии и восточные, и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские летописи и былины этого не делают.

При этом в русских былинах сохранились два различных образа – Козарина и Жидовина. Первый то дружит с русскими богатырями и воюет вместе с ними, то ссорится с ними и воюет против них. Но даже будучи противником, он остается по-своему честным: наряду с русскими богатырями воюет против врагов Руси. Второй же персонаж – однозначно негативный: в былинах сохранилась память о борьбе с «царем иудейским» и «силой жидовскою». Т. е. русский народ видел разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата, делают вывод исследователи.

В то же время идея противостояния Руси и Хазарии стала вновь актуальной для отечественного общественного сознания. Хотя такой страны, как Хазария, сейчас нет на карте мира, но как мощная мировая сила она будет посильнее любого государства. Тема тайного мирового владычества была заявлена и раскрыта с неожиданной точки зрения Татьяной Грачевой в ее исследовании «Невидимая Хазария». Татьяна Васильевна Грачева, известный политолог, заведующая кафедрой Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, не один год проработавшая ведущим научным сотрудником Центра военно-стратегических исследований Генштаба ВС РФ, окончила высшие курсы Военной академии Генштаба по специальности «Национальная безопасность».

В своих исследованиях она сделала едва ли не сенсационное для массового российского читателя открытие: нынешние американские, европейские, русские, кавказские и иные евреи – это этнические, кровные потомки тюркских кочевников-хазар, обращенных в VIII в. в иудаизм и образовавших единую разноплеменную популяцию во главе с остатками иудеев колена Данова, изгнанных из Палестины и составивших олигархическую власть государства Хазарии. Того самого, заметим, колена, из которого, по церковному преданию, от блудницы родится антихрист – сын беззакония. Но самое главное: «практически все современные т. н. евреи – это лишь духовные иудеи, не только не имеющие общих этнических корней с Богоизбранным народом Израиля, с его 12 коленами, но никак не связанные и с самой землей Палестины!»

Справка KM.RU
Каган (хакан, хаган) – высший титул суверена в средневековой восточной иерархии. В монгольское время слился с родственной формой «каан» («великий хан»).

Впервые засвидетельствован в китайских источниках применительно к центральноазиатскому племени сяньби (III в.). Был заимствован аварами и тюрками (с 551 г.), создавшими в середине VI в. самую крупную на тот исторический момент кочевую империю – Тюркский каганат. Помимо него, известны также Аварский и Хазарский каганаты. Кроме того, «каганом гор» в некоторых арабских хрониках назывался правитель страны Сарир в Горном Дагестане (IX в.). В переписке Василия I Македонянина с Людовиком II (871 г.) упоминается о «кагане, властителе народа россов».

Титул кагана в IX в. был официальным титулом у ряда властителей Руси: митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. В «Слове о полку Игореве» титул употреблен по отношению к тмутороканскому князю Олегу Святославичу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *