§ 3. Поход на Псков архиепископа Альберта, 1253 г.
Немецкие рыцари. Прорисовка из рукописи конца XII в.
Важное значение сыграла «Неврюева рать» и для русско-немецкого противостояния в Прибалтике. Андрей был явно обижен на брата и первым делом направился в Новгород — вотчину Александра — проситься туда князем. Но его не приняли (уже второй раз — первый в 1241 г.). Он перебрался в Псков, где ждал свою княжну — дочь Даниила Галицкого, с которой обвенчался только три года назад. В Пскове, судя по всему, он провел много времени, но и там не был принят как князь. Затем с супругой проследовал в Ревель и далее в добровольную эмиграцию в Швецию. Надо полагать, он в своих беседах с местными правителями описывал чудовищные и катастрофические последствия Неврюева пленения. В глазах собеседников должны были предстать картины Батыева погрома. Наверняка Андрей имел встречи и беседы с представителями местного архиепископа Альберта Зуербеера, выступавшего после 1247 г. в качестве папского легата для Руси, неоднократно пытавшегося склонить русских правителей к покорности Риму и давно вынашивавшего планы по развитию немецкой экспансии на Восток. От Андрея Альберт получил важнейшую и, видимо, определившую все последующие действия архиепископа информацию: 1) Суздальская земля подверглась тотальному разорению, сопоставимому с нашествием 1238 г.; 2) в Пскове не хотят принимать в качестве правителя князя из Суздаля, даже если он ранее был великим князем Владимирским.
Новгородская летопись излагает события 6761 мартовского (март 1253 — февраль 1254) года в следующем порядке:
Сам того не подозревая, Альберт Зуербеер, так долго готовившийся к «натиску на Восток», стал инициатором перелома в борьбе за Прибалтику — смены инициативной стороны. Ранее мы наблюдали некоторую пассивность русских, которые после 1224 г. совершили только два коротких вторжения в Эстонию (1234 и 1242 гг.). Каждый раз это были ответные вторжения — карательные акции против агрессии с Запада. Возмутителями спокойствия неизменно выступали немцы. Теперь же последовала серия грабительских налетов новгородцев, псковичей и даже карел — единственный зафиксированный источниками случай карельского вторжения в Эстонию. Ответные вторжения теперь, как и во времена Мстислава Удалого, стали совершенно не пропорциональными — за разорение псковского посада русские ответили тотальной войной в Уганди и Виронии, огнем и мечом прошлись по всей Восточной Эстонии. Война в Прибалтике после десятилетнего перерыва разгорелась с новой силой, но теперь это больше напоминало давление на Запад, чем прежнюю ориентацию на Восток.
Первым таким правителем был Андрей Ярославич, герой удивительной и уникальной ситуации, когда великий князь бежит из столицы и пытается укрыться в захолустном Пскове, а потом и в Ревеле, и в Упсале. Чуть ли не его примеру последовал уже в январе 1254 г. Ярослав Ярославич, союзник Андрея в битве у Переяславля. Суздальская летопись сообщила:
Информация о перемещениях Ярослава заканчивалась для северо-восточного автора в Ладоге. Однако новгородская летопись ничего не знает о поездке князя в Ладогу, но сообщает, что он вокняжился в Пскове:
В этом контексте примечательными будут наблюдения о сроках возвращения князя Андрея из Швеции и о результатах этой поездки. Первый результат мы уже наблюдали: очевидно, что информация о Неврюевой рати, полученная в гипертрофированной форме от Андрея архиепископом Альбертом, заставила немцев с союзной Литвой начать наступление в 1253 г. Провал этого наступления вынудил латинян к осторожности. Следующую вылазку, отмеченную летописью под 1256 г., произвели уже шведы вместе отрядами крупных феодалов из Виронии фон Кивелей — они попытались закрепиться на восточном берегу Нарвы:
Причем Андрей назван в составе делегаций русских князей, побывавших в Орде в 1257 и 1258 гг. 39 Первая поездка, очевидно, связана со сменой хана — в 1255 г. умер Батый, которому наследовал малолетний Улагчи. Александр Ярославич собирался сразу же прибыть на Волгу, но этому помешали события на Нарве. Делегация князей уже в 1256 г. отправилась в Орду, но достигла только Тородда Радилова, откуда Александр повернул в Новгород, а дальше поехал только ростовский князь Борис Васильевич (сын Василия Константиновича), который доставил новому хану дары от великого князя:
В.Н. Татищев пытался реконструировать события таким образом, что дары Александра к Улагчи были связаны с просьбой помиловать брата Андрея, ставшего нижегородским князем:
Следует признать, что наказать Андрея в 1252 г. приказал Батый (или Сартак), а простить его и разрешить вернуться на Русь, скорее всего, мог уже их преемник Улагчи, то есть в целом дата около 1256 г. как время возвращения Андрея из Швеции выглядит приемлемой. В 1257 г. Андрей поехал к Улагчи, где получил полное прощение и, вероятно, по согласованию с Александром, был пожалован владением в Суздале. В следующем 1258 г. смирился с монголами и Ярослав Ярославич, обосновавшийся после Пскова и Новгорода в Твери.
Таким образом, при подготовке шведского вторжения на Нарву Андрей Ярославич находился за границей. Вполне возможно, что интервенты прикрывались им или его присутствием как санкцией на их закрепление на русских землях. Такая провокационная политика латинян должна была заставить Андрея порвать с ними и просить брата о возвращении.
В целом период 1253—1255 гг. выглядит изобилующим опасными для Северо-Запада Руси событиями. Волнения в 1255 г. в Новгороде должны были серьезно насторожить великого князя Александра. Прежде редко суздальские правители водили войска к Новгороду — но в этот раз, видимо, был особый случай.
Примечания
2. ЛЛ, 476. См. подробнее: Григорьев, 1990. С. 57—59; Егоров, 1996. С. 57—58; Егоров, 1997. С. 55; Григорьев, 2004. С. 10—15. Православная епархия в Сарае была ярким результатом политики на замирение, интеграцию и культурную ассимиляцию кочевой Орды (Григорьев, 1990. С. 58; Егоров, 1996. С. 57—58; Егоров, 1997. С. 55). По мнению А.П. Григорьева, хан Берке (1258—1266) — мусульманин — позволил развить православную миссию и создать у себя отдельную епархию, пытаясь через Византию наладить коммуникации с мамлюкским султаном Египта Бейбарсом, его союзником в войне с Хулагу (Григорьев, 1990. С. 59—62; Егоров, 1996. С. 57—58; Егоров, 1997. С. 55). На то, что Сарайский епископ выступал посредником в отношениях между монголами и Константинополем, указывал еще А.Н. Насонов (Насонов, 2002. С. 249—251). В те же годы папа Римский одно за другим отправлял посольства к монголам, пытаясь добиться постоянной связи с ними и склонить к совместной борьбе с мусульманами — безуспешно, в отличие от предприятий митрополита Киевского Кирилла и Владимирского великого князя Александра. О ситуации на Ближнем Востоке в те годы см.: Егоров, 1985. С. 195—196.
3. Первым таким боем была битва на Калке (1223 г.). Мы не учитываем битву на Сити (4 марта 1238 г.), которая представляла собой внезапную атаку тумена Бурундая на русский лагерь — полки даже не успели построиться, фактически это была резня, а не сражение. См. подробнее: Хрусталев, 2008. С. 122—127.
11. Кучкин, 1996. С. 21; Петров, 2003. С. 211—213.
12. Gudavičius, 1989. P. 111—113; Назарова, 2002-б. С. 600.
15. Dircks, 1986. P. 29; Selart, 2001. P. 167.
16. См.: Гудавичюс, 2005. С. 51—56.
17. Назарова, 2002. С. 32—33.
18. Назарова, 2002. С. 32—33; Назарова, 2002-б. С. 600; Матузова, Назарова, 2002. С. 331.
19. Назарова, 2002-б. С. 600.
20. LUB, VI. S. 434—435, № 3030, Regesten S. 193, n. 217, be; Nazarova, 2001. P. 188—189; Назарова, 2002. С. 31—32; Матузова, Назарова, 2002. С. 277.
21. Е.Л. Назарова считает, что мир был заключен с Дерптским епископом, которого также представлял архиепископ Альберт (Назарова, 2002-б. С. 601).
22. См.: Selart, 2001. P. 167.
24. Назарова, 2002-б. С. 601.
26. Валеров, 2004. С. 179—180.
27. Подробнее о переломе, произошедшем в статусе псковской городской общины после 1253 г., см.: Валеров, 2004. С. 180—183.
30. Феннел, 1989. С. 152; Клюг, 1994. С. 61; Валеров, 2004. С. 181. В.С. Борзаковский считал, что из Ладоги Ярослав собирался отправиться через Финляндию в Швецию к брату (Борзаковский, 1994. С. 77).
32. См. подробнее: Тихомиров, 1975. С. 225—227; Янин, 2003. С. 206—210; Петров, 2003. С. 213—218. В.С. Борзаковский считал, что из Ладоги в Псков Ярослав перешел по просьбе новгородцев, готовивших отпор Александру Ярославичу (Борзаковский, 1994. С. 77).
33. Новгородская летопись представляет дело как возращение на стол Александра (НПЛ, 81, 308), но в Суздальской говорится, что на новгородский стол был вновь посажен Василий (ЛЛ, 474).
34. НПЛ, 81, 308—309. В квадратных скобках — примечание Д.Х. В Симеоновской летописи после «Дидман» указано: «и чюдь съ всею властию и множествомъ рати» (С1Л, 333). Аналогично и в Никаноровской летописи (ПСРЛ. Т. 27. М.—Л., 1962. С. 48). См. также: Матузова, Назарова, 2002. С. 332, прим. 4.
35. О причастности Биргера к организации похода в 1256 г. писал еще первый его биограф С. Энгстрём (Engström, 1924. S. 422). Это «предположение» считал «весьма вероятным» и И.П. Шаскольский (Шаскольский, 1978. С. 212, прим. 47).
38. ЛЛ, 524; Воскр., 164; Н4Л, 234.
40. ЛЛ, 474. В квадратных скобках — гипотетическое прибавление Д.Х.
42. В.Л. Егоров считает, что Александр «демонстративно не поехал представляться хану-ребенку». Вызывающее поведения в отношениях с монголами было для Александра совершенно не характерно. Примечательно, что ниже исследователь соглашается с версией Татищева, что дары в 1256 г. были связаны с прощением Андрея (Егоров, 1996. С. 53).
45. В этом направлении пытался рассуждать еще Дж. Феннел (Феннел, 1989. С. 156).
10. 3. Мирный договор между Сирией – Русью и Египтом в 1253 году н.э.
10. 3. Мирный договор между Сирией – Русью и Египтом в 1253 году н.э. Как мы уже говорили выше, в 1253 году новой эры был заключен мирный договор между Сирией и Египтом [92], с.745.Поскольку мы уже обнаружили, что Сирия «древне»-египетских хроник – это, скорее всего, Русь, а
1253 CPR; Foedera; CCR.
1253 Appian 8.20.134.
10. Три известных в скалигеровской истории мирных договора как отражения одного и того же Русско-Османского договора 1253 года или 1453 года
10. Три известных в скалигеровской истории мирных договора как отражения одного и того же Русско-Османского договора 1253 года или 1453 года В настоящем разделе мы обсудим идею, что договор между фараоном Рамзесом и Готами якобы в XIII веке до н. э., Русско-Греческий договор
10.3. Мирный договор между Сирией и Египтом в 1253 году н. э
10.3. Мирный договор между Сирией и Египтом в 1253 году н. э Как мы уже говорили, в 1253 году н. э. был заключен МИРНЫЙ ДОГОВОР между СИРИЕЙ и ЕГИПТОМ [99], с. 745. Поскольку мы уже обнаружили, что СИРИЯ «древне»-египетских хроник — это, скорее всего, РУСЬ-ОРДА, а «древне»-египетская
1253 Там же. Л. 62 — 64, 66. Донесение от «Захара», 16 мая 1941.
1253 Инженерный труд. 1931. № 28-29. С. 695.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1195–1253)
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1195–1253) После смерти Ярослава Всеволодовича по праву старшинства великокняжеский стол занял Святослав Всеволодович. Он родился во Владимире 27 марта 1195 года. В 1200 году «еще млада суща» стал новгородским князем. Он княжил
Рейдовые тралыцики-шнуроукладчики пр. 1253, пр. 1253А и пр. 12531 — 11 ед
Рейдовые тралыцики-шнуроукладчики пр. 1253, пр. 1253А и пр. 12531 — 11 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:— стандартное 112,0 или 121*— полное 116,0 или 124,5*Главные размерения, м:— наибольшая (по КВЛ) 26,8 (25,0)— ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 5,4 (5,4)— осадка
Став великим князем Владимирским, Александр остался жить в Северо-Восточной Руси, а на новгородское княжение посадил своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия. В том же году юному Василию Александровичу впервые пришлось встать — конечно, только формально — во главе новгородского войска.
Из Новгородской Первой летописи старшего извода
В лето 6761 (1253). Воевала литва волость Новгородскую и захватила полон; и нагнали их новгородцы с князем Василием у Торопца, и так отмстили им за кровь христианскую, и победили их, и полон отняли, и пришли в Новгород здравы.
В том же году пришли немцы под Псков и пожгли посад, но самих их псковичи много били. И пошли новгородцы полком к ним из Новгорода, и те побежали прочь. И пришли новгородцы в Новгород, и, повернувшись, пошли за Нарову, и опустошили волость их; и корела также много зла сотворила волости их. В том же году пошли с псковичами воевать немцев, и они поставили против них полк, и победили их псковичи 1 силою честного креста, ибо сами на себя начали окаянные клятвопреступники 2 ; и прислали во Псков и в Новгород, прося мира на всей воле новгородской и на псковской, и так заключили мир.
Того же лета, на зиму, выбежал князь Ярослав Ярославич из Низовской земли, и посадили его [на княжение] во Пскове.
Последнее событие, датированное зимой 6761 года, произошло, по-видимому, уже в следующем, 1254 году. Лаврентьевская летопись иначе рассказывает о судьбе князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского и ещё одного участника несчастной для русских битвы у Переяславля во время «Неврюевой рати»:
На зиму, по Крещении (после 6 января 1254 года. — А.К.), Ярослав, князь Тверской, сын великого князя Ярослава, со своими боярами поехал в Ладогу, оставив свою отчину. Ладожане почтили его достойною честью.
Наверное, именно из Ладоги, «на зиму», Ярослав и перебрался в Псков, где был принят псковичами на княжение. Александр не мог не воспринять это как открытый вызов своей власти.
Ещё одно событие этого года не нашло отражения в русских источниках, хотя имело весьма тяжёлые и долговременные последствия для Руси.
Из «Юань-ши»
(16. С. 190. Перевод Р.П. Храпачевского)
Упомянутый в китайском источнике Берке — под именем Беркай — известен и русской летописи. Именно он шесть лет спустя, в 1259 году, будет «брать число» (то есть проводить перепись всего податного, облагаемого налогом населения) в Новгороде. Пока же, вероятно, был составлен лишь предварительный реестр, то есть начата подготовка к будущему «исчислению» всей подвластной монголам Русской земли. Знаменательно, что это событие отделено всего несколькими месяцами от начала великого княжения Александра Ярославича.
Примечания
1. В младшем изводе Новгородской Первой летописи: «новгородцы с псковичами» (24. С. 307).
2. В оригинале: «сами бо на себе почали оканьнии преступници правды».