Что было в 301 году
История принятия Арменией христианства
Армения приняла христианство как государственную религию первой в мире. Большинство исследователей считает, что это произошло в 301 году (альтернативное мнение – 314 г.). Государство того времени, называвшееся Великой Арменией, с переменным успехом стремилось сохранить независимость от двух могущественных соседей – языческого Рима и исповедующей зороастризм Персии. Принятие новой религии во многом способствовало этому.
Барельефная композиция на территории Кафедрального собора Армянской апостольской церкви (ААЦ) в городе Эчмиадзин изображает двух людей, сыгравших решающую роль в принятии христианства Арменией. Слева – царь Трдат (Тиридат) III, справа – Григорий Просветитель (Григор Лусаворич). Эта история похожа на полувековой детектив. Впрочем, судите сами.
Смутные времена Армении
Трдат был воспитан при римском дворе, естественно, в языческом духе. В 287 г. уже взрослый Трдат вернулся из Рима в Армению, чтобы занять трон.
К этому времени в Армении уже существовала довольно многочисленная христианская община. Начало ей положили апостолы Варфоломей (Бардугнемос) и Фаддей (Татевос), принадлежавшие к 12 первым избранникам Христа. Как известно, после Вознесения Учителя апостолы разъехались по разным странам для распространения новой религии. Именно от основателей – Варфоломея и Фаддея – происходит апостольское название армянской церкви.
Косвенное свидетельство активности христиан в Армении – прибытие именно сюда 37 римлянок-христианок (рипсимеянок), бежавших от преследований императора Диоклетиана. Они обосновались недалеко от будущей христианской столицы Армении – Вагаршапата (впоследствии – Эчмиадзина).
Царь Трдат – преследователь христиан
Монастырь и темница существуют по сей день, являясь популярным туристическим объектом. С этого места открывается лучший в Армении вид на библейскую гору Арарат. В темницу можно спуститься по железной лестнице. Находясь в ныне освещенном помещении, все же испытываешь некоторое беспокойство, вспомнив о шести метрах над головой. Каково же было находиться здесь Григорию 13 лет, да еще в кромешной тьме!
Тем временем Трдат III развернул жестокие преследования всех христиан, находившихся на территории Армении. В их число попали и римские девы-христианки, самые известные из которых – их наставница Гаяне и красавица Рипсиме. Последняя приглянулась Трдату, который приказал Гаяне убедить Рипсиме выйти за него замуж и отречься от христианства. Обе категорически отказались. Тогда разъяренный Трдат повелел забить всех дев камнями.
На месте гибели Рипсиме и Гаяне воздвигнуты церкви, названные их именами. В церкви Св. Рипсиме находится ее могила, а рядом под стеклом – один из камней, которыми она была забита. Ему более 1700 лет. Церкви Св. Рипсиме (на фотографии) и Св. Гаяне вместе с Эчмидзинским кафедральным собором – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рипсиме и Гаяне – распространенные женские имена в современной Армении, имеющие римские корни.
Болезнь и обращение Трдата
Вскоре после казни римлянок царь Трдат III тяжело заболел. Никто из придворных лекарей не мог помочь угасавшему царю. А сестре Трдата во сне стали приходить видения об исцелении Трдата Григорием, о котором все давно забыли, считая его умершим от голода. Царь внял мольбам сестры и послал за Григорием, которого обнаружили живым.
Освободившись, тот первым делом похоронил мощи римских дев, после чего 66 дней молился за царя. Болезнь отступила, после чего Трдат крестился и объявил христианство государственной религией своей страны. Всю последующую жизнь он вместе с Григорием уничтожал языческие капища и возводил вместо них христианские церкви. Среди них – один из старейших христианских храмов, построенный в 303 г., – Кафедральный собор в духовной столице Армении – городе Эчмиадзине.
Согласно преданию, главный храм ААЦ построен на месте, указанном самим Иисусом, явившемся во сне Григорию Просветителю. С тех пор город Вагаршапат получил второе название – Эчмиадзин, что можно перевести как сошедший (с небес) Единородный (т. е. Бог).
Биография Трдата III напоминает биографию другого неистового проповедника христианства – апостола Павла. Как известно, фарисей Савл до поразившей его слепоты был одним из самых ярых преследователей христиан. Жизнь Трдата также делится на языческую и христианскую. ААЦ простила Трдату III его дохристианские грехи и канонизировала.
Григорий Просветитель
Интересна и метаморфоза в семье Григория Просветителя. Его отец был целиком ориентирован на Персию, а Григорий, выходец из парфян, уберег Армению от ассимиляции с ней. А такая угроза была весьма реальной.
Григорий Просветитель стал первым Католикосом (Патриархом) Армении. Он был причислен к лику святых не только в ААЦ, но и в других христианских церквях, включая Русскую православную. Один из приделов храма Василия Блаженного освящен в честь Григория Армянского. Мощи Просветителя хранятся в Ереванском кафедральном соборе, носящем его имя.
Об особенностях Армянской апостольской церкви
AAЦ относится к древневосточным православным (дохалкидонским) церквам.
Как известно, современные православные церкви, включая Русскую, исповедуют во Христе одну ипостась, две природы и две воли – божественную и человеческую. Монофизиты, к которым поверхностные исследователи относят ААЦ, признают только одну – божественную природу Христа.
Сами проповедники ААЦ не считают себя монофизитами. Они говорят, что признают и человеческую природу Христа, но считают ее растворенной в божественной. Поэтому во Христе может существовать только одна – божественная воля. Непризнание во Христе и человеческой воли – главное отличие учения ААЦ от современного православия.
На нашем сайте есть подробная статья об отличиях вероучения ААЦ от православия.
Принятие христианства другими странами
Итак, армяне приняли христианство в 301 или 314 г. Вторым христианским государством в 326 г. стала соседняя страна – Грузия. По некоторым сведениям, одной из дев-рипсимеянок удалось спастись, бежав туда. Вскоре она станет известной как просветительница Грузии святая Нино.
Рим объявил христианство своей государственной религией в 380 г. В том же году новую религию приняла Византийская империя, в которую входила Греция. Русь, как известно, приняла христианскую веру в 988 г.
В каком году армяне приняли христианство
Христианство оказалось самой популярной и значимой религией современного мира, и возникает вопрос, в какой стране оно впервые вышло на государственный план. Так сложилось, что как раз Армения оказалась именно тем государством, прежде всех других принявшим данную религию как государственную. О том, в каком году Армения приняла христианство, вы узнаете в данной статье, где как можно более простым языком представлена история совершения этого великого события, основанная на преданиях и исторически значимых фактах.
История
Дата появления христианской религии в Армении выпадает на первый век нашей эры, то есть сразу после того, как она возникла вообще. Церковное предание говорит, что христианство в данной стране уже проповедовали такие святые апостолы, как Фаддей и Варфоломей. Они и основали церкви в Армении, обратили многих в христианство. Свой вклад здесь внесли также апостолы Иуда и Фома, но сведений об этом мало. Их ученики продолжали дело распространения христианства, проповедуя и создавая общины, церкви, возникали новые мученики. О дальнейшем же развитии общин христиан в этой стране известно мало.
Важно: одними из фактических источников сведений о христианах тех времён являются труды Тертуллиана, а также послание епископа по имени Дионисий из Александрии, что написано в 254 году.
В тех или иных частях Армении христианство продвигалось с успехом, но всё же путь до принятия религии на государственном уровне был сложен из-за тогдашних гонений на христиан, начиная от Нерона, заканчивая Диоклетианом. Возможно, из-за того, что христианские тенденции были задавлены в первые два века гонениями, мученическими смертями, история имеет смутные сведения об этом. В этой же статье подробно данная тема не затрагивается, так как здесь поднимается вопрос именно о принятии христианства в качестве государственной религии, а это более поздние даты – конец третьего – начало четвёртого века.
Яндекс картинки
Важно: при поднятии вопроса о том, кто крестил Армению, в основном на ум приходят такие два главных действующих лица, как правитель страны по имени Трдат Третий и первосвященник Григорий Просветитель.
Для большего понимания вопроса следует углубиться дальше, в дни правления вышеназванного царя.
Прежде Трдата Арменией правил его отец по имени Хосров Второй. Он враждовал с персами, а именно с влиятельным тогда родом Сасанидов, свергших парфян Аршакидов, что были родственным царям Армении. Между Хосровом Вторым и римским правительством был заключен союз. Благодаря этому царю удалось нанести Сасанидам несколько сильных поражений. Персы не сумели решить вопрос военным методом и провели хитрую спецоперацию. Заключалась она в том, что в Армению был послан вместе со своей семьёй парфянский князь по имени Анак Партев, являвшийся политическим беженцем.
Важно: данный род, оказывается, был близок к армянской династии, поэтому Анака хорошо приняли и допустили к царю Хосрову.
К слову, Анака удалось поймать и наказать. Досталось и всей его семье. Лишь один его сын сумел спастись, благодаря своей няне, и сбежать в Антиохию. Имя, данное ему по рождению, — не известно, но в результате христианского крещения ему в Антиохии было присвоено имя Григорий, который затем.
Важно: именно этот Григорий оказался тем самым первосвященником Армении и святым, названным Просветителем.
О том, как всё это случилось, более подробно будет сказано далее.
Крещение страны
Христианство приняли в Армении уже в 301 году, хотя поздние исследователи утверждают, что это произошло в 314-315 гг. Весьма значимый и даже главный вклад в это внесли Григорий Просветитель, которого стали считать первым Католикосом Армянской Церкви (с 330 г. до 326 г.), и царь по имени Трдат Третий Великий, правивший с 287 г. до 330 г., считавшийся перед своим обращением в религию жестоким гонителем христиан.
Яндекс картинки
Важно: данное место известно под названием Хор Вирап, что так и переводится с армянского, как «глубокая темница». Там в дальнейшем построили часовню и монастырь и сделали из этого место паломничества.
После этого царём издано несколько указов, где написано, что тех христиан, кто укрывается, необходимо предать смертной казни, а всех остальных, что находятся в Армении, – заключать под арест, изымая их имущество. Сколько Григорий сидел в темнице, точно не известно, но предание говорит о 13 годах. Отсюда видно, что государство в то время видела в христианстве огромную опасность.
Важно: данный город тогда считался столицей Армении.
Вышеупомянутый царь Трдат пленился прелестной внешностью девы Рипсиме, возжелал сделать её своей женой, но столкнулся с её сопротивлением и в итоге издал приказ всех дев Рипсимеянок умертвить мученически.
Приказ был исполнен: все девы погибли, но одна из них – Нунэ сумела покинуть страну и поселиться в Грузии, где продолжалось её христианское проповедничество. Данная дева вследствие этого прославилась в качестве равноапостольной святой Рипсиме Нино, в честь которой воздвигли церковь, ставшую шедевром Средневековья.
Эта ужасная казнь дев поспособствовало тому, что царь был сильно потрясён, вследствие чего у него возникло тяжёлое заболевание нервов, тогда называвшееся «свиной болезнью». Не зря царя скульпторы представляли с головой свиньи. Его сестре по имени Хосровадухт не раз снилось, что Григорий его может исцелить, но в то время тот как раз был в темнице. После стольких лет было решено освободить Григория оттуда для помощи царю и принять его с торжеством в столице. Он тут же предал земле мощи казнённых дев. После того как Григорий проповедовал 66 дней, он всё же исцелил самого царя.
Так вышло, что осуществлявшиеся прежде гонения христиан разными политическими деятелями, в том числе со стороны Трдата, поспособствовали тому, что священная иерархия в стране фактически уничтожилась. Но вот настало время восстановления. Чтобы посвятиться в сан епископа, Григорий с торжеством посетил Кесарию. Там его рукоположили каппадокийские епископы, возглавляемые Леонтием Кесарийским. В свою очередь, епископ Севастии по имени Пётр, возвёл Григория на епископский престол. Церемонию провели далеко от столицы, в городе Аштитат.
Важно: как раз там с давних времён была главная епископская кафедра Армении, что основали никто иные как сами апостолы, приближённые Иисуса Христа.
На государственном уровне
Итак, после исцеления царём, царским двором и князьями было принято крещение от того же Григория. Христианство в этот момент стало официальной религией Армении, несмотря на слабое развитие страны в культурном плане. Царь в дальнейшем сделал всё для возрождения и дальнейшего улучшения ситуации с христианством в стране после его подавления гонениями и мученическими смертями за прошлые века. Это были настолько сильные меры, что языческие веры уже не сумели возвратиться в эти края. Здесь можно отметить отличие от ситуации, когда царём Абгаром в Осроене христианство было принято в качестве лишь государевой религии, ведь в Армении оно стало именно государственной, благодаря чему страну стали считать первым на планете государством, принявшим христианскую религию.
Яндекс картинки
Для упрочнения же положения данной религии и совершенного отхождения от язычества царь совместно с Григорием, названным Просветителем, работая душа в душу, стали уничтожать святилища язычников, а на месте их решали создавать христианские церкви. Первым делом на пути реализаций этих грандиозных планов было возведение Эчмиадзинского собора. В предании сказано, что Григорию пришло видение: он увидел, как отверзлось небо, а с него упал луч света, которому предшествовали ангелы. Там ему показался сам Христос, сошедший с небес и молотом ударивший по сандараметкскому подземному капищу, что указывало на требование его разрушить и построить там христианскую церковь. В итоге капище действительно разрушили и засыпали, а там же воздвигли храм, который посвятили Пресвятой Богородице. Так основали духовный центр Армянской апостольской церкви, и в наше время известный как святой Эчмиадзин, название которого значит «сошёл Единородный».
Армянскому государству, обратившемуся в христианскую религию, неизбежно пришлось защищаться от весьма мощной на то время Римской империи.
Тогда Армения считалась феодальным государством. Во главе её был царь, в то же время являвшийся владельцем центральной области под названием Айрарат. В качестве васссалов царя выступали нахарары, в чьих владениях были некоторые области и у которых имелись свои дружина и трон во дворце. Святым Григорием была организована иерархия Армянской церкви, соответствующая нормам государственной административной системы страны. Каждое нахарарство теперь стало иметь по одному рукоположенному епископу, и все эти епископы были в подчинении по отношению к самому Григорию, выступавшему в данном случае епископоначальником страны. Преемники же его имели статусы первоиерархов церкви, а затем их стали называть католикосами. Так структура иерархии в Армянской апостольской церкви, можно сказать, была организована сама собой с учётом имеющихся в данной стране условий и без зависимостей от таких процессов, какие протекали в церквях, учреждённых Римской империей, а именно утверждение на Никейском Соборе митрополитской системы, а на Константинопольском – патриаршеской.
Тогда вслед за Арменией крещение приняли ещё и алваны с грузинами, в странах которых христианство в результате тоже утвердилось как государственная религия. Их церковные организации начали свою деятельность, исходя от Армянской церкви, то есть между ними сохранилось единство в плане обрядов и доктрины. У новых церквей были свои католикосы, признававшие канонический авторитет первоиерарха Армении. Армянская церковь оказала сильное воздействие и на прочие кавказские регионы. Таким образом, Григорис, являвшийся старшим сыном католикоса Вртанеса, был отправлен проповедовать Евангелие к мазкутам, где в дальнейшем мученически умер согласно распоряжению царя Санесана Аршакуни в 337 году.
В 354-м году католикос по имени Нерсес решился организовать собор в Аштишате.
Важно: данное событие исторически ознаменовано как Первый Армянский Национально-Церковный Собор.
Там пришли к решению пойти по пути создания в ряде регионов Армении домов для сирот, приютов для нищих, лепрозориев и прочих учреждений, имеющих благотворительные цели. Ещё отсюда же начали основание монастырей и открытие при них школ. Собором ещё запрещено хоронить умерших согласно языческим обычаям, ведь у христиан принято вера в жизнь после смерти. Тогда уже запрещали браки близких родственников, рекомендовали быть подальше от грехов пьянства, убийства, разврата и с милосердием обращаться со слугами, ограничивать налоги и т.д.
В данной статье рассказано как можно подробно и просто, когда именно в Армении произошло принятие христианства, каковы были предпосылки этого великого события и через что страна прошла за это время, начиная от исторически важных моментов этой тогда ещё языческой страны до признания данной религии уже на государственном уровне.
Битва при Ипсе
Битва при Ипсе | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Четвёртая война диадохов | |||||||||
| |||||||||
Противники | |||||||||
Македоняне Антигона Одноглазого | Македоняне Селевка, Лисимаха и Кассандра с вспомогательными отрядами персов и фракийцев | ||||||||
Командующие | |||||||||
Антигон†, Деметрий, Пирр | Препелай, Лисимах, Селевк, Плистарх | ||||||||
Силы сторон | |||||||||
45 тыс. тяжёлой пехоты, 25 тыс. лёгкой пехоты, 10 тыс. кавалерии, 75 слонов | 40 тыс. тяжёлой пехоты, 20 тыс. лёгкой пехоты, 12 тыс. персидской кавалерии, 3 тыс. тяжёлой кавалерии, 480 слонов, 100 колесниц |
Битва при Ипсе — решающая битва борьбы диадохов, произошедшая летом 301 года до н. э. возле города Ипса во Фригии (Малая Азия) между войсками Антигона Одноглазого и Деметрия Полиоркета с одной стороны и войсками коалиции Кассандра (Македония), Птолемея (Египет), Селевка (Вавилония и сатрапии Ирана) и Лисимаха (Фракия) с другой. Одна из крупнейших битв периода эллинизма и вообще всемирной истории до начала Нового времени.
Содержание
События, предшествовавшие битве
После смерти Александра Македонского сатрап Великой Фригии Антигон Одноглазый попытался восстановить его державу под своей властью. Он сосредоточил основную часть владений Александра — власть над Малой Азией, Сирией и частично Грецией и принял титул царя. Остальные диадохи, также принявшие царские титулы, пытались противостоять политике Антигона.
В 302 году до н. э. была создана (точнее возобновлена) коалиция диадохов против Антигона. Инициатором выступил царь Македонии Кассандр, ведший в Греции тяжёлую борьбу с сыном Антигона Деметрием. При этом, сначала Кассандр пытался договориться с Антигоном, но, когда последний отверг его предложения, направил посольство с предложением о союзе против Антигона царю Фракии Лисимаху. Союз был заключен, после чего оба царя предложили присоединиться к нему царю Египта Птолемею и Селевку, владевшему тогда Вавилонией и т. н. Верхними сатрапиями (Иран и Средняя Азия). Договоренность была достигнута, и Кассандр с Лисимахом открыли боевые действия: первый напал на Деметрия и войска Эллинской лиги, второй же совершил успешное вторжение в Малую Азию и угрожал даже Фригии, хотя от решительного сражения уклонился, ожидая подхода союзников. Тем временем Кассандр встретился с Деметрием под Фивами Фтиотийскими, однако до сражения дело также не дошло, так как Антигон, узнав о приближении Селевка, отозвал сына в Азию. В это же время Птолемей выступил из Египта и захватил Южную Сирию; однако, услыхав во время осады Сидона о мнимом поражении, якобы нанесенном Антигоном Лисимаху и Селевку, и о движении Антигона на Сирию, поспешил отступить в Египет. По мнению современных ученых, Птолемей счел для себя выгодным поверить (или сделать вид, что поверил) явно невероятному слуху, так как, имея за собой практически неприступный Египет, не хотел рисковать своей армией в решающем сражении.
Накануне битвы
Ход сражения
Последствия битвы
Держава Антигона была разделена между победителями. Её большая часть попала в руки Селевка и Лисимаха, причём первый получил Сирию и Северную Месопотамию, второй — значительную часть Малой Азии. Птолемей сохранил земли, завоеванные в ходе похода 302 года, то есть Палестину, область Дамаска и южную Финикию. В результате окончательно оформились три основные державы эллинистического мира: Египетское царство Птолемеев, Македонское царство и так называемое Сирийское царство Селевкидов, к которому вскоре отошли и основные владения разгромленного Селевком царства Лисимаха (кроме Пергама).
Таким образом, битва завершила распад великой империи Александра Македонского и предопределила конфигурацию Средиземноморья на протяжении всего III века до н. э.
Примечания
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Битва при Ипсе» в других словарях:
ИПС — битва при Ипсе (город во Фригии на западе Малой Азии), где в 301 до н.э. решалась судьба наследия Александра Македонского. Войска властвовавшего в Малой Азии Антигона Одноглазого противостояли при Ипсе объединенным силам Кассандра (правил в… … Энциклопедия Кольера
Распад монархии Александра Македонского — Положение в Македонском государстве после смерти Александра. Раздел сатрапий Период истории Македонской державы со времени смерти Александра в 323 г. до н. э. до битвы при Курупедии в 281 г. до н. э. имеет особое значение. Его основным… … Всемирная история. Энциклопедия
ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия
Боевые слоны — Слон, несущий военачальника, пытается прорваться сквозь строй врага. Гравюра опубликована в The Illustrated London News во время Первой англо сикхской войны … Википедия
Селевкиды — История Ирана … Википедия
Селевкидская империя — История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 … Википедия
Селевкид — История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 … Википедия
Селевкидского — История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 … Википедия
Греция — 1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… … Древний мир. Энциклопедический словарь