Что было в 845 году существовали ли титаны
Гиганты прошлого – правда или вымысел?
Наша планета хранит немало свидетельств того, что некогда на ней обитали настоящие гиганты. На Земле имеется огромное количество сооружений, построить которые обычные люди не в силах. Существовали ли на Земле великаны на самом деле, кем они были, как попали к нам и куда исчезли потом? Может быть, на самом деле это… роботы и механизмы древних людей?
Боги с экскаватором
Мифы и легенды практически всех народов хранят память о великанах прошлого. А, как известно, часто мифы оказываются правдой – когда кто-нибудь берется это доказать. Тут можно привести в пример знаменитую историю Генриха Шлимана, нашедшего Трою при помощи мифов.
Но это далеко не единичный факт – например, в 2001 году в Греции был обнаружен дворец Ясона. Археологи решили провести раскопки у горы Пелион — вдруг она названа так не случайно, а в честь Пелия, когда-то отобравшего у Ясона его царство? И раскопки увенчались успехом!
Так, может быть, нам нужно чаще прислушиваться к мифам, в том числе и про великанов? Вдруг древние гиганты существовали на самом деле?
И что интересно, в легендах многих народов великаны появляются гораздо раньше людей – вот что об этом говорится в мифах Древней Греции:
Битва с титанами
Интересен миф о битве богов и титанов. По большому счеты, если судить по именам титанов, то это попросту природа: Океан, Воздух и т.д.
«Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. Власть титанов в мире миновала».
Т.е. когда власть титанов миновала, Земля уже стала пригодной для более цивилизованной жизни людей.
Машины-людоеды
Интересно, что согласно мифам почти всех стран и народов, на земле некогда жило племя великанов, которое потом сменило племя пахарей!
Кстати, если верить мифам, то у великанов была некая странная связь с землей – то они жили под землей, то уходили в землю, то вылезали из-под земли – а ведь осваивая нашу планету, загадочные существа вели и подземные работы!
Кстати, многие великаны в мифах являются людоедами – это нашло отражение в сказках разных народов. А теперь представьте, как с точки зрения дикаря выглядит экскаватор, в который зашел человек и исчез в нем – он ведь попросту съел его! И что интересно, иногда в сказках люди иногда остаются живыми в животе великанов, а потом выходят наружу!
Следы циклопов
Версия о том, что великаны – это машины древних, могла бы объяснить очень многие неразрешимые загадки человечества. На нашей планете имеется множество сооружений, которые вызывают удивление – как же их можно было построить без помощи техники? Более того, они даже вполне официально называются циклопическими – ибо, согласно мифам, их построили как раз циклопы!
Причем встречаются они на нашей планете повсеместно. Приведу несколько примеров: Баальбекский храм в Ливане, башни в Сардинии, храмы на Мальте, крепости в Перу, Индии, стены Микен и Тиринфа в Греции, и т.д. – огромное количество сооружений, загадка постройки которых не разгадана до сих пор! Как могли древние люди без помощи техники построить такие колоссальные сооружения из огромных блоков?
Но возникает вопрос, почему не осталось никаких следов от этих древних великанов?
Во-первых, количество этой техники, если судить по мифам, было довольно ограничено – вспомните, вначале существовало все три циклопа и три гекатонхйера. Затем великанов стало больше, но тоже не так уж и много – на огромной планете практически нереально отыскать следы нескольких древних механизмов.
Во-вторых, технику можно было разобрать, вывезти, в конце концов, запрятать в надежном месте.
Восстание машин
Кстати, есть еще один загадочный момент в мифах, разъяснение которого может пролить свет на исчезновение великанов. Если принять версию, что великаны – роботы и механизмы, то, согласно мифам, в свое время в древнем мире произошло некое восстание машин.
Прочтем миф о битве Геракла с великанами с новой точки зрения. Допустим, что боги – это развитые существа, Геракл – их создание (по легендам, он является сыном Зевса и земной женщины), а гиганты – роботы или разумные машины.
«Гиганты обладали страшной силой, они гордились своим могуществом и хотели отнять у светлых богов-олимпийцев власть над миром. Не страшась смерти от руки богов, гиганты ринулись в бой. Долго длился бой. Гиганты бросали в богов громадные скалы и горящие стволы вековых деревьев. Наконец, явился Геракл с Афиной-Палладой. Зазвенела тетива грозного лука сына Зевса, сверкнула стрела, напоенная ядом лернейской гидры, и вонзилась в грудь самого могучего из гигантов, Алкионея.
Получается, во-первых, боги знали тайну антигравитации, легко бросались скалами, а во-вторых, великаны погребены под целыми островами – т.е. найти их практически невозможно.
Итак, если верить мифам, великаны существовали на нашей планете. На Земле остались следы их пребывания – гигантские сооружения. Возможно, что мы можем найти их остатки, воспользовавшись все теми же мифами. Надо искать следы великанов в тех местах, на которые указывают легенды…
Что было в 845 году существовали ли титаны
Если верить самым древним мифам, легендам, сагам и сказаниям многих народов мира, то некогда в нашем мире существовала могущественная раса людей, которые силой своей были сопоставимы с богами. Эту расу называли титанами. Эти существа в той или иной степени присутствуют в мифологии и даже религиях и верованиях всех народов мира. Но правду или вымысел описывают эти древние тексты? Специалисты склонны полагать, что правду!
Одним из главных доводов исследователей данного вопроса является тот факт, что различные расы и племена, которых разделяют моря и океаны, в своих преданиях и мифах описывали некоторые моменты, практически полностью копируя подобную же историю своих соседей. Кроме того, некоторые глобальные события, которые, согласно все тем же мифам, едва не уничтожили нашу планету, также встречаются у совершенно разных народов. И пусть на все эти события они смотрят под своим углом и руководствуясь собственной культурой и философией, главное тут то, что речь идет об одной и той же катастрофе.
Что Скандинавия, что Тибет, что Индия, что все остальные страны рассказывают легенды о титанах. Согласно этим мифам, исполины владели такими знаниями, до которых не дошла еще даже наша современная наука. Взять хотя бы Атланта, который когда-то открыл людям все тайны астрономии. Именно за этой его запечатлели в образе могучего силача, который поддерживает Теотиуакан, чья планировка полностью копирует строение солнечной системы. В древнем городе находятся два храма, которые символизируют Плутон и Уран. Стоит ли говорить, что эти две планеты были открыты учеными лишь в двадцатом веке? Ветхий Завет рассказывает, как на земле появились титаны. Согласно этим текстам, они произошли вследствие связи «человеческих дочерей» и «божьих сынов».
Помимо Библии и различных мифов, титаны упоминаются и в Коране, а также в греческой истории, которая, впрочем, буквально пронизана мифологией. Из этого огромного числа различных преданий о титанах можно сложить общую картину. Так, получается, если верить всем этим легендам, титаны были наделены огромнейшей силой. Именно эта сила и воздвигла различные огромные памятники, в число которых входит тот же Теотиуакан, Стоунхэндж и даже египетский Сфинкс. Или, например, вспомнить Баальбекскую террасу, у основания которой лежат несколько каменных блоков, каждый из которых весит свыше семисот тонн. Доставить такие блоки туда не в состоянии даже самая современная строительная техника. Чтобы просто сдвинуть с места один такой блок, потребуется около пятидесяти тысяч людей.
Исследователи уверены: тот факт, что у совершенно разных народов мира есть схожие мифы и легенды, не может быть простым совпадением. Вполне вероятно, что в основе всех этих история лежат достоверные факты, которые передавались из поколения в поколение в виде преданий и пятиметровых людях. В различных древних исторических документах были зафиксированы своеобразные находки, которые также являются косвенным свидетельством того, что в глубокой древности существовала раса великанов.
Так, например, информация о титанах содержится в книгах Павсания. Именно этот древний географ написал историю о том, как со дна реки Сронт был поднят человеческий скелет, чья длина достигала пяти с половиной метров. Также информация о четырехметровом человеческом скелете находится в средневековой книге под названием «История и алчность». Этот скелет был обнаружен в Камберленде. Примечательным является тот факт, что этот скелет имел военное облачение, а неподалеку от него был найден гигантский меч и топор. Один американский судья, живший в девятнадцатом веке и увлекающийся раскопками, однажды обнаружил в лесах Миссури могильные курганы. Внутри этих могильников лежали гигантские человеческие кости. Так, например, размер нижней челюсти одного из этих скелетов вдвое превышал размеры челюсти взрослого человека. А в Ирландии в конце девятнадцатого века была обнаружена мумия, чей рост достигала четырех метров. Эта находка получила очень большую огласку, огромное количество людей приходило посмотреть на эту диковинку на выставках в Дублине, Манчестере и Ливерпуле.
Кроме того, неподалеку от города Кабула в одной афганской деревушке находятся пять каменных фигур. Первая фигура имеет нормальный человеческий рост, рост второй составляет шесть метром, третьей — восемнадцать, четвертая достигает тридцати восьми метров, а пятая — пятидесяти четырех. Местные жители ничего не знают о происхождении этих статуй, но думают, что это каменные стражники, которые защищают их деревню.
Если верить преданиям, то на нашей планете нет такого места, где бы не жили титаны. Большинство туристов, приезжающих в Великобританию, первым делом навещают Стоунхендж — знаменитое огромное сооружение из мегалитов, которое по сей день продолжает провоцировать массу споров. Вес камней, из которых состоит постройка, превышает сотни тонн. Эта структура находится в Южной Англии. В Великобритании также имеется еще ряд подобных объектов, но те уже не такие масштабные. Однако их численность не идет ни в какое сравнение с отечественными аналогами. В одной только Адыгее и Абхазии находится свыше четырех тысяч дольменных комплексов. Всего же их насчитывается свыше десяти тысяч.
Древние предания рассказывают, что огромные сооружения из мегалитов, которые на Кавказе называют дольменами, были созданы там с помощью титанов. Об этом сложено великое множество различных сказаний. Некоторые легенды рассказывают, что много веков назад в этих местах велась жестокая кровопролитная война — титаны бились с богами. Именно в разгар этой битвы исполинам пришлось сооружать защитные каменные строения, которые должны были вселять в сердца врагов ужас.
К данной версии ученые относятся крайне скептически, однако есть некоторые свидетельства того, что люди, участвовавшие в постройке этих сооружений, действительно было аномально высокого роста. Эти постройки, как снаружи, так и изнутри, похожи на доты. Поэтому вполне возможно, что эти дольмены имели фортификационное значение. По другой версии, они использовались для совершения различных культовых обрядов.
Самым поразительным же в их структуре является то, с какой точностью все мегалиты были подогнаны друг к другу. Стык плит просто идеальный! Даже наши современные строители далеко не всегда могут показать такое же мастерство и качество работы.
Самым удивительным дольменом по праву считается так называемый «Лунный! Дольмен, который находится на горе Нексис, который сложен из нескольких блоков Г-образной формы явно искусственного происхождения. Ученые не могут объяснить, как именно все это сооружалось. Местные жители считают дольмены своего рода связующим звеном между Землей и Небом. Они нередко подходят к дольменам, прижимаются к ним, и подолгу стоят в таком положении, впитывая их энергию.
Итак, получается, что некие древние существа обладали технологией, с помощью которой им удавалось перемещать огромные монолиты, подгоняя их друг к другу с такой поразительной точностью, что их работа вызывает восхищение даже у современных специалистов. Иными словами, выходит, что человечество попросту позабыло о некоей великой цивилизации, которая существовала рядом с нами несколько тысяч лет назад. Возможно, мы бы и названия ее не знали, если бы не предания разных народов, которые сохранили отголоски тех событий.
К примеру, в одной из деревень Геленжикского района еще при Хрущеве археологами были найдены гигантские кости. В ходже работ был вскрыт средневековый некрополь, в котором было обнаружено то, чего находить не следовало бы. Сразу же после этого случая экспедиция была скоропостижно свернута. Этот раскоп был уничтожен, а ученые с тех пор больше никогда не возвращались в эту деревню. Эта история отчасти пересекается с другой, которая произошла на другом конце планеты, на архипелаге Нан Мадол. Науке известно это место с 1585-го года, но дать хоть какое-то объяснение так называемой «Венеции Тихого океана» они не могут до сих пор.
В этом месте было найдено сооружение, которое по своим масштабам не уступает египетским пирамидам. На коралловых основания каким-то образом вручную воздвигнуто более девяноста островов! Самый большой из них возвышается на восемь метров над уровнем моря. Камни, из которых были сложены стены и башни, весят более пятисот тонн. Никто не знает, кому и зачем понадобилось перемещать миллионы тонн камня, строить причалы, крепости, а также прорывать каналы. Про то, что такие острова вообще существуют, ученые стараются не вспоминать. Установить возраст камней практически невозможно.
Согласно преданиям туземцев Океании, архипелаг был возведен некими гигантами. Разумеется, ученые отнеслись к этому скептически, даже несмотря на то, что сами эти гиганты в итоге были обнаружены! Так, в шестидесятых годах прошлого века, группой американских археологов на острове были обнаружены очень крупные человеческие кости. Сразу после этого работы были свернуты. Согласно отчетам, кости просто были закопаны обратно, а всякие дальнейшие исследования прекращены. Примерно то же самое произошло и на Кавказе.
Уже сегодня ряд ученых с готовностью относятся к пересмотру «классической» истории человечества, поскольку за все время набралось так много противоречащих ей фактов, что отрицать и не замечать их становится все труднее.
Следы древней цивилизации Асуров (титанов) на Земле
Святогор говорил по-русски, защищал русскую землю и был предком русского народа. Поскольку у большинства народов взаимоотношения с великанами (титанами) не складывались, то русские оказались практически единственным народом, получившим древние знания наших предков от Святогора, Усыни, Добрыни и других титанов. Но, видимо, не со всеми титанами отношения складывались мирно (практически у всех народов, кроме русских, они не сложились вообще). Вспомним, например, известную пушкинскую поэму «Руслан и Людмила», написанную по мотивам русских народных сказок. Руслан бился с «головой» задремавшего асура (у асуров она была около 6 метров), тело которого, видимо, погрузилось в землю (в болото), пока он спал.
В наше время в разряжённой для асуров атмосфере существовать было сложно, поскольку, как считает ряд учёных-физиков, они могли раздавить себя собственным весом. Хотя это утверждение достаточно сомнительно, но исходя из гониометрии человеческого тела, при росте 50 метров вес составлял 30 тонн, размах в плечах составлял 12 метров, толщина тела 5 метров. Из былин о Святогоре мы узнаём, что он в основном лежал, потому что ему трудно было носить своё тело. В русских былинах нет описания, как это имеет место у других народов, что асуры якобы были людоедами. Это была явная ложь, так как при своём 50-метровом росте титаны имели вес мозга почти тонну и быть такими примитивными, как людоеды, просто не могли. Но это вполне могло относится к некоторым видам великанов, возникших значительно позднее, имевших рост всего лишь несколько метров.
Современный человек может достаточно свободно поднять половину своего веса и с некоторым напряжением свой вес. Наверняка это могли делать и асуры. Возможно, они помогали человеку в строительстве некоторых циклопических (мегалитических) культовых сооружений, тот же Стоунхендж в Англии или храм «Солнца и Дракона» в Бретани (Франция). Видимо, транспортировка и отёсывание плит весом в 20 тонн, из которых выложены некоторые чудом сохранившиеся циклопические сооружения, в древности было обычным явлением. Ряд циклопических сооружений, сохранившихся на Земле говорит нам, что они были под стать своим строителям. Например, Баальбекская терраса или развалины древних храмов и дворцов, находящихся в Египте на месте древних Фив и называемых «Карнак». Как пишет Е. П. Блаватская, «в одном из многочисленных залов дворца гипостиля «Карнака», имеющем сто сорок колонн, мог бы свободно поместиться Собор Парижской Богоматери, не достигая потолка и выглядя небольшим украшением в центре зала».
Родившийся ребёнок в три раза меньше нормального роста человека. Если после падения давления в атмосфере с восьми до одной атмосферы шла дегенерация роста, то мы должны были бы наблюдать такую последовательность: с 54 метров люди уменьшились до 18 метров, с 18 до 6, а с 6 до 2, т. е. всё время рост сокращался в три раза.
Асуры были практически бессмертными, поэтому они дожили до нашего времени. Многие из дошедших до нас славянских имён говорят об огромном росте наших предков: Горыня, Вернигора, Вертигора, Святогор, Валигор, Валидуб, Дубодёр, Вырвидуб, Запривода и т.д.
С погружением вглубь Земли растёт температура слоёв, поэтому наша планета является даровым источником тепловой и электрической энергии, которую асуры успешно использовали. Они, конечно, не жили под землёй в полной темноте. Светящиеся бактерии, если их много, способны давать такую яркость света, которую не даст ни один электрический источник. Загадка росписи коридоров египетских пирамид заключается в том, что нигде не обнаружено копоти, а это указывает, что даже египтяне, чей уровень цивилизации был значительно ниже асурской, могли получать свет или с помощью электричества, или ещё каким-то другим способом. В Ведах указывается, что подземные дворцы Нагов освещались кристаллами, добытыми из недр Гималаев.
Титаны и двенадцать великих олимпийцев
Титаны и двенадцать великих олимпийцев
Вселенной несчетное количество веков правили титаны – боги старшего поколения. Они обладали чудовищным ростом и неимоверной силой. Их было множество, но героями мифов выступают лишь некоторые из них. Самым главным из них был Крон, по-латыни Сатурн. Он управлял миром и остальными титанами, пока его не сверг с трона его сын Зевс, захвативший власть в свои руки. Согласно римским преданиям, после того как Зевс стал править миром, Сатурн бежал в Италию. Время его пребывания там называют «золотым веком» – временем идеального мира и счастья, длившимся до конца его правления.
Другими знаменитыми титанами были Океан, река, обтекающая Землю кругом; его жена Тефис (Тефия); Гиперион, породивший Солнце, Луну и Утреннюю зарю; Фемида (обычно переводится как Справедливость); Иапет – отец известных титанов: Атланта (державшего на плечах небосвод) и Прометея (ставшего спасителем человечества). Только они не подверглись изгнанию с приходом Зевса к власти, но им пришлось занять более низкое место в иерархии.
Среди богов, победивших титанов, выделяются двенадцать великих олимпийцев. Они называются так потому, что живут на Олимпе. Первоначально обиталищем богов считали вершину самой высокой горы Греции – Олимпа, расположенной на северо-востоке Греции, в Фессалии. Однако уже в самой ранней из греческих поэм, Илиаде, это представление начинает вытесняться идеей Олимпа как некоего таинственного места, находящегося много выше всех гор Земли. В Илиаде Зевс обращается к богам, «на высшей главе многохолмного сидя Олимпа», то есть в данном случае это – все-таки гора. Но через несколько строк поэмы Зевс обещает при желании подвесить и землю и море на цепи, закрепленной за вершину Олимпа. Стало быть, здесь Олимп – уже не гора, но и не небо! У Гомера Посейдон заявляет, что он правит морями, Аид – царством мертвых, Зевс – небесами, а Олимп находится в их общем владении.
Где бы, впрочем, он ни находился, войти на него можно через огромные облачные ворота, охраняемые Временами года. На Олимпе расположены чертоги богов, в которых они живут, спят, пируют, вкушая нектар и амброзию, и наслаждаются игрой Аполлона на лире. Это – обитель идеального блаженства. Ни один ветерок, утверждает Гомер, не нарушает спокойствия на Олимпе; здесь не бывает ни дождя, ни снега; во все стороны от Олимпа простирается безоблачное небо, и самый яркий солнечный свет рассеивается на ограждающих его стенах.
К числу олимпийцев относятся:
1) Зевс (Юпитер), повелитель мира и остальных богов; два его брата: 2) Посейдон (Нептун) и 3) Аид; 4) Гестия (Веста), их сестра; 5) Гера (Юнона), супруга Зевса; 6) Арес (Марс), их сын; дети Зевса: 7) Афина (Минерва), 8) Аполлон, 9) Афродита (Венера), 10) Гермес (Меркурий), 11) Артемида (Диана); сын Геры Гефест (Вулкан), которого иногда считают также и сыном Зевса.
Зевс и его братья тянули жребий с тем, чтобы определить, какая часть мира достанется каждому из них. Моря получил Посейдон, подземный мир – Аид, а Зевс стал верховным правителем. Он стал богом небес, богом дождя и тучегонителем, обладавшим ужасными перунами. Его мощь превосходила силу и могущество всех прочих богов, вместе взятых. В Илиаде Зевс заявляет:
…могучее всех я бессмертных!
Или дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь:
Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба,
Все до последнего бога и все до последней богини
Свесьте на ней; но совлечь не возможете с неба на землю
Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились!
Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, —
С самой землей и с самым морем ее повлеку я
И моею десницею окрест вершины Олимпа
Цепь обовью; и вселенная вся на высотах повиснет
Столько превыше богов и столько превыше я смертных!
Тем не менее Зевс не был ни всемогущим, ни всеведущим. Его можно было легко обхитрить. В Илиаде его обманывают и Гера, и Посейдон. В некоторых случаях сильнее его оказывается таинственная сила, судьба. У Гомера Гера с презрением вопрошает Зевса, может ли он спасти от смерти человека, приговоренного к ней Судьбой.
В мифах Зевс представлен то и дело влюбляющимся в одну женщину за другой и пускающимся во все тяжкие, чтобы скрыть свою неверность от супруги. Причина, по которой такие проказы приписываются самому авторитетному из богов, состоит в том, что образ Зевса гимнов и мифов слагается из образов многих богов. Когда Зевса начинают обожествлять в городе, в котором уже имеется свой божественный повелитель, два образа постепенно сливаются в один, а жена более раннего бога переходит к Зевсу.
Однако результат такой трансформации оказывается сомнительным, и впоследствии грекам не очень импонировали эти бесконечные любовные похождения.
Однако даже в самых ранних памятниках Зевс наделен таким качеством, как величие. В Илиаде Агамемнон произносит слова:
Славный великий Зевс, горнооблачный житель эфира!
Зевс требовал не только жертвоприношений, но и добродетельных поступков. Греческому войску под Троей внушают, что «отец Зевс никогда не помог ни лжецам, ни нарушителям клятв». Два представления о Зевсе («высокое» и «низкое») сосуществовали долгое время.
На груди Зевс носит эгиду, один вид которой приводит в ужас; его птица – орел, дерево – дуб. Его оракул расположен в До доне под сенью дубовой листвы. Воля бога изъявляется через шорох дубовых листьев и истолковывается жрицами.
Она – жена и сестра Зевса. Ее воспитали титаны Океан и Тефис. Она – покровительница брака и особо заботится о замужних женщинах. В ее словесных портретах, нарисованных поэтами, привлекательного не так уж много. Одна из ранних поэм характеризует ее следующим образом:
Гера, на троне златом восседающая.
О, бессмертных царица!
Всех превосходишь ты по красе и по статям из олимпийцев.
Ты – честь и для Зевса, повелителя громов.
Когда же ее деяния рассматриваются в мифе подробно, оказывается, что в основном она занята наказанием женщин, в которых влюбился ее супруг, даже если они уступили его домогательствам после того, как он принудил или обманул их. Гера не видела разницы в том, в какой мере они сопротивлялись или были принуждены уступить. В любом случае Гера считала их одинаково виновными. Ее неумолимая злоба преследовала не только женщину, но и ее детей. Троянская война могла бы завершиться почетным миром, при котором побежденных просто не было бы, если бы не ненависть Геры к троянцу, посчитавшему другую богиню прекрасней. Обида за свою непризнанную красоту таилась в ней вплоть до полного разрушения Трои.
В одном очень важном мифе, а именно мифе о золотом руне, она выступает как милостивая покровительница героев и вдохновительница их подвигов. Но больше ни в одном мифе она не выступает в таком качестве. Тем не менее она почиталась в каждом доме. Именно к ней замужние женщины обращались за помощью. Илифия, богиня-родовспомогательница, – ее дочь.
Ей посвящены корова и павлин. Ее любимый город – Аргос.
Посейдон – повелитель моря, брат Зевса и второй после него по мощи и значению. Греки, жившие по обоим берегам Эгейского моря, жили доходами от морской торговли, и благосклонность бога морей имела для них особую важность. Его жена – Амфитрита, внучка титана Океана. На дне морском у Посейдона – великолепный дворец, но на Олимпе его можно встретить чаще.
Посейдона почитают не только как хозяина морей – он подарил человеку первую лошадь.
Владыка Посейдон, тот, кто дает нам гордость,
И сильных коней молодых, и уменье
Плыть над бездной бездонной!
Он повелевает и бурями и штилями:
Он повелел, и вдруг буря взыгралась,
И по глади морской покатилися мощные волны.
Когда же он несется в своей золотой колеснице над водами, волны стихают и позади нее расстилается уже тихое спокойное море.
Его часто называют Потрясателем земли и всегда изображают с трезубцем, с помощью которого он может потрясти или разбить в куски все, что ему угодно.
Просматриваются некоторые культовые связи между ним и быками, а также конями.
Среди олимпийцев – третий брат, получивший в качестве своей доли при дележе мира подземный мир и владычество над душами усопших. Из-за того, что в земле таится немало драгоценных металлов, его также именуют Плутоном, то есть богом богатства. Этим именем его величают и греки, и римляне, но нередко его называют и Дис <1>, что по-латыни означает «богатый». Он владеет знаменитым шлемом, или шапкой, делающим надевшего его невидимым. Редко покидает свое мрачное царство, чтобы появиться на земле или на Олимпе. Впрочем, его к этому и не вынуждают – он не слишком желательный гость. Он безжалостен и неумолим, но справедлив; бог не злой, но внушающий ужас.
Аид женат на Персефоне (Прозерпине), которую он похитил на земле и сделал владычицей своего царства.
Он владыка мертвых, но не является воплощением самой смерти, которую греки называли Танатом, а римляне – Орком.
Она – дочь одного только Зевса <2>и рождена без матери. Она вышла из его головы вполне сформировавшейся и в полном вооружении. В самом раннем повествующем о ней источнике, Илиаде, она – свирепая и беспощадная богиня-воительница, но в других мифах она проявляет свою воинственность только для того, чтобы помочь отстоять государство и отечество от внешних врагов. Она, скорее, богиня-защитница городов, покровительница цивилизованной жизни, ремесел и сельского хозяйства; изобретательница уздечки, впервые укротившая лошадей и поставившая их на службу человеку.
Чаще всего ее характеризуют словом «сероглазая» или, как иногда переводят, «сверкающеглазая». Из трех богинь-девственниц она – самая авторитетная; ее зовут Дева (Парфенос). Поэтому ее храм называется Парфеноном. У поздних поэтов она – воплощение мудрости, здравомыслия, чистоты.
Ей посвящен город Афины; ее дерево – выращенная ею маслина; ее птица – сова.
Он – сын Зевса и Лето (Латоны), рожденный на маленьком острове Делос. Его называют «самым греческим из всех богов». <3>Он – великолепная фигура в греческой поэзии, блистательный музыкант, восхищающий Олимп игрой на своей золотой лире; он отлично владеет и своим серебряным луком, бог-стреловержец, далеко рассыпающий свои стрелы; он также и бог-целитель, первым научивший людей искусству врачевания. Помимо всех этих чарующих, да и полезных качеств, он – бог света, в естестве которого нет ни капли тьмы, и одновременно бог – воплощение правды. С его уст никогда не слетит ни одно лживое слово.
О, Феб, на троне истины сидящий!
Из своего дворца, что в сердце мира расположен,
Ты людям истину вещаешь.
По веленью Зевса там лжи не может быть,
На речь правдивую там никогда
Не ляжет тень неправды.
Великий Зевс скрепил своими клятвами
Правдивость Аполлона – когда он говорит,
На искренность его все могут полагаться.
Важную роль в мифологии играли Дельфы, где был расположен оракул Аполлона, приютившиеся под вздымающимся над ними Парнасом. Посвященный ему источник – Касталия, его река – Кефисс. Дельфы считались центром мира <4>; в них стекались паломники и из самой Греции, и из других стран. Ни одно другое святилище не могло соперничать с ними. Ответы на вопросы, задававшиеся тревожащимися «искателями истины», сообщались жрицей, которая перед началом предсказаний вводила себя в транс. Предполагалось, что он вызывается испарениями, выходящими из глубокой расселины в скале, над которой стоял ее треножник, где она восседала.
Аполлона называют Делийцем по названию острова Делос, на котором он родился, и Пифийцем, как бога, убившего змея Пифона, когда-то обитавшего в пещерах Парнаса. Это было ужасающее чудовище, и битва была очень жестокой, но в конце концов не знающие промаха стрелы Аполлона принесли ему победу. Еще одно прозвище Аполлона – Ликейский (Ликийский), которое трактуется как «волчий бог», бог света и бог Ликии. <5>В Илиаде он называется Сминфеем, то есть мышиным богом, но защищает ли он мышей или уничтожает их, неизвестно. Зачастую он выполняет и функции бога Солнца. Его имя Феб означает «сияющий» или «лучезарный». Строго говоря, богом Солнца у греков был Гелиос, сын титана Гипериона.
В Дельфах Аполлон представлял собой силу, совершающую исключительно благодеяния, звено, обеспечивающее непосредственную связь между богами и людьми; силу, ведущую людей к познанию воли божества, указывающую им путь установления мира с богами; очистительную силу, способную снять скверну даже с тех, кто запятнал себя кровью родственников. Вместе с тем известно несколько мифов, в которых Аполлон предстает жестоким и безжалостным. В Аполлоне, как и во всех других богах, борются две идеи: одна – примитивная, грубая и вторая – возвышенная и поэтическая. От примитивной идеи в нем почти ничего не осталось.
Его дерево – лавр. Ему посвящено множество животных, главными из которых являются дельфин и ворон.
По месту рождения, горе Кинф на острове Делос, ее также называют Кинфией.
Артемида – сестра-близнец Аполлона, дочь Зевса и Лето. На Олимпе она – одна из трех богинь-девственниц.
Афродита златая, что любовь пробуждает в творении каждом,
На Олимпе себе подчинить не может только три сердца:
Сердце чистое Весты, сероглазой Афины, богини войны и ремесел,
И Артемиды, богини-охотницы, зверя гонящей по диким ущельям.
Она – покровительница диких зверей, главная охотница среди богов – занятие, довольно странное для женщины. Как и всякий хороший охотник, она заботится о сохранении молодняка; она – везде «защитница юности нежной». Тем не менее действуя в духе тех потрясающих противоречий, столь характерных для мифологии, она не дает греческому флоту отплыть в Трою, пока греки не принесут ей в жертву девственницу. В ряде других мифов она также предстает злобной и кровожадной. С другой стороны, когда женщины умирали быстрой безболезненной смертью, считалось, что они убиты ее серебряными стрелами.
Подобно тому как Феб воплощает Солнце, Артемида воплощает Луну, часто именуемую Селеной (Луна по-латыни). Исходно ни одно из этих имен ей не принадлежало. Фебой звалась титанида, одна из богинь старшего поколения. А Селеной действительно была богиня Луны, но никак не сестра Аполлона. Она была сестрой Гелиоса, бога Солнца, которого иногда путали с Аполлоном.
У поздних поэтов Артемида отождествляется с Гекатой. Она предстает в трех ипостасях: Селена – на небе, Артемида – на земле и Геката – в подземном мире, а также на земле, когда та окутана мраком ночи. Геката – богиня темных ночей, когда на небе не светит луна. Она ассоциируется с делами, совершаемыми во тьме ночей; она также – и богиня перекрестков, которые считались очень подходящим местом для всякого рода ритуальных действий в области черной магии. Это внушающее ужас божество.
Всегда готова уничтожить нечестивца.
Вот с лаем Гекаты псы несутся по дорогам,
Она ж сама на перекрестке трех дорог
Довольно странное превращение для миловидной охотницы, гоняющей по лесам дичь, для Луны, свет которой делает всех столь красивыми, наконец, для чистой девственницы, которой
Тот, кто душою чист и непорочен,
Может невозбранно нести в подарок и цветы, и фрукты, и листву.
Но нечестивому заказано все это.
В ее образе очень четко высвечена зыбкость границы между добром и злом, свойственная каждому из богов.
Артемиде посвящен кипарис; под ее защитой находятся все дикие животные, но в особенности лань.
Она – богиня любви и красоты, в равной степени обманывающая и богов, и людей; она любит смеяться и весело или презрительно потешается над теми, кто попался в ее сети; она – неотразимая богиня, способная похитить даже рассудительность у мудреца.
В Илиаде она – дочь Зевса и Дионы, а в более поздних поэмах она рождается из морской пены, и ее имя объясняется как «пенорожденная» (Афрос – пена по-гречески). Она была рождена близ острова Киферы, а оттуда перенесена на Кипр. Оба этих острова считались посвященными ей. Ее называли Кифереей или Кипридой так же часто, как и настоящим именем.
В одном из гомеровских гимнов, где она называется «прекрасной, золотой богиней», повествуется о том, как
Дыханье западного ветра ее перенесло
Над беспокойным морем, над вздыбленною пеной
На Кипр, волнами окруженный, на остров, что любимым станет ей,
Где Оры в украшеньях золотых
Приветствовали радостно ее.
И вот она уже одета как богиня,
Ее ведут торжественно к бессмертным.
Дивились все они, увидев
В уборе из фиалок Киферею.
Римляне писали о ней аналогичным образом. С нею приходит красота. Перед ней несутся ветры, разгоняющие штормовые тучи; вырастают прекраснейшие цветы; смеются морские волны; ее саму окружает лучистый ореол. Без нее не бывает ни радости, ни очарования. Так ее предпочитают изображать поэты.
Но у нее есть другая сторона. Она не самым лучшим образом выглядит в той песне Илиады, в которой речь идет о битве героев. Здесь она – слабое создание, на которое смертный может напасть безбоязненно. В более поздних поэмах она представлена склонной к измене и злобной, готовой применить к людям смертельно опасные для них, разрушительные силы.
В большинстве мифов она – супруга Гефеста (Вулкана), хромого и безобразного бога-кузнеца.
Ее дерево – мирт, ее птица – голубь, а иногда – воробей и лебедь.
Его отец – Зевс, а мать – Майя, дочь титана Атланта. Благодаря известной статуе его облик более знаком современнику, чем облик других богов. Он изящен и быстр в движениях. На его ногах – крылатые сандалии; крылышки есть и на его шапочке, и на его волшебном жезле, кадуцее. Он – вестник Зевса и, чтобы выполнить его поручения, может мчаться по воздуху со скоростью мысли.
Он – самый хитроумный из всех богов; кроме того, он – сверхудачливый вор, вступивший на этот путь, когда ему еще не исполнилось и дня от роду.
Младенец, что родился на рассвете,
Успел еще до окончания дня
Украсть стада у Аполлона.
Зевс заставил его вернуть стада хозяину, и Гермес получил у Аполлона прощение, подарив ему лиру, только что сделанную им из панциря черепахи. Возможно, между этим очень древним мифом и тем фактом, что он был богом торговли и соответственно покровителем торговцев, существовала какая-то связь.
В странном противоречии с этой его ролью он выполнял также функции проводника душ, божественного герольда, сопровождавшего души в их последнее прибежище.
В мифах он появляется чаще, чем любой другой бог.
Он – бог войны, сын Зевса и Геры, которого, по уверению Гомера, оба они просто ненавидели. Действительно, он ненавидим ими во всех песнях Илиады, хотя это – поэма о войне. Иногда герои с восторгом приветствуют появление Ареса на поле битвы, но намного чаще радуются тому, что им удалось ускользнуть от ярости беспощадного бога. Гомер называет его убийцей, воплощенным проклятием рода человеческого и, как ни странно, трусом, который криком кричит от боли и убегает с поля боя, будучи ранен. Арес появляется в сопровождении свиты, члены которой должны вдохновлять воинов на подвиги. Среди свиты – его сестра Эрида (богиня раздора) и ее сын Спор. Рядом с ним по полю боя шествует Энио (Беллона – богиня войны у римлян), а вместе с ней – Ужас, Трепет и Паника. Там, где они проходят, раздаются стоны, а земля покрывается потоками крови.
Римляне относились к Марсу лучше, чем греки к Аресу. Он никогда не был для них хнычущим богом из Илиады; в блестящем панцире, грозный, неуязвимый, в битвах он был просто великолепен. Воины из великой римской героической поэмы, Энеиды, совсем не гордились возможности ускользнуть от руки Марса; они гордились, если видели, что обречены пасть на «Марсовом поле славы». Они стремились к достойной смерти и находили «сладостной гибель на поле брани».
Арес оставил немного следов в мифологии. В одном из мифов он – любовник Афродиты, пойманный <7>на потеху богам ее супругом Гефестом, но в большинстве случаев он – просто символ войны. У него нет выраженных личностных качеств, как у Гермеса, Геры или Аполлона.
Ему не воздают божеские почести ни в одном из городов. Греки туманно заявляли, что он – пришелец из Фракии, страны грубых и свирепых людей, расположенной к северо-востоку от Греции.
Его птица – гриф. По одной из версий, собака, узнав, что выбрана в качестве его животного, почувствовала обиду.
Гефест (Вулкан или Мулькибер)
Бог огня и кузнечного искусства, которого иногда называют сыном Зевса и Геры, иногда – одной только Геры, которая родила его в отместку Зевсу за то, что он в одиночку породил Афину. Среди бессмертных с их совершенной красотой он единственный был безобразным. Кроме того, он был хромым. В одном из эпизодов Илиады он рассказывает, что его бессовестная мать, увидев, что он родился уродом, выбросила его с неба. В другом месте он говорит, что это сделал Зевс, когда он, Гефест, пытался защитить мать. Вторая версия получила большую известность благодаря стихам Мильтона: Мулькибер был
Переброшен озлобленным Зевсом
Через зубцы высокой хрустальной стены.
С восхода падал он до полудня,
А потом еще целый день, а с новым закатом
На землю грохнулся он падучей звездой
На остров Лемнос, что в море Эгейском лежит.
Однако эти события, как предполагается, произошли в очень далеком прошлом. Во времена Гомера опасности быть изгнанным для Гефеста уже не существует; он в большой чести, он у бессмертных работник: оружейник и кузнец, заботящийся как о жилищах бессмертных, так и об их вооружении. В его мастерской трудятся выкованные им «златые девы», которые в состоянии сами перемещаться и оказывают ему помощь в его трудах.
У более поздних поэтов его кузница нередко помещается под тем или иным вулканом, что время от времени вызывает их извержения.
В Илиаде его жена – одна из трех Граций; Гесиод называет ее Аглая. В Одиссее он женат на Афродите.
Гефест – добродушный, миролюбивый бог, уважаемый и на небесах, и на земле. Вместе с Афиной он заботится о жизни горожан. Оба покровительствуют ремеслам и тем занятиям, которые наряду с сельским хозяйством представляют собой основу цивилизации; он особо провительствует кузнецам, а она – ткачихам. Когда дети городских жителей получают гражданство города, богом соответствующей церемонии является Гефест.
Она – сестра Зевса и подобно Афине и Артемиде – богиня-девственница. Она не обладает сколько-нибудь ярко выраженной личностью и роли в мифах не играет. Она – богиня домашнего очага, символа дома, вокруг которого было необходимо обносить новорожденного младенца, прежде чем он становился признанным членом семьи. Каждая трапеза начиналась и завершалась возлиянием в честь Гестии.
Гестия милая, везде – ив чертогах богов, и в жилищах у смертных —
Высшая почесть: вино и в начале и трапезы перед концом
Тебе воздается – так, как это и должно,
И никогда без тебя ни люди, ни боги пира устроить не могут.
В некоторых городах существовал городской, общественный очаг, посвященный Гестии. Огонь в нем должен был поддерживаться непрерывно. При основании новой колонии туда перевозили угли из очага города-метрополии, с помощью которых и разжигался огонь в очаге нового города.
В Риме такой огонь поддерживали шесть жриц-девственниц. Их называли весталками.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Я – царь великих вод Тутанхамон…»
«Я – царь великих вод Тутанхамон…» Я – царь великих вод Тутанхамон В двойной короне пламени и влаги. Прервали вы, неопытные маги, Связь вещества и цепь земных времен. Не зная сил, таящихся во мне, Явленья Ра вы назвали ураном, К Осириса вы прикоснулись ранам, Но тайну
Немного о великих
Немного о великих Но в конце туннеля всегда, как известно, есть свет (или же нет): после всех мытарств у нас встреча с великим Джоном Ле Карре. Крис, правда, не уверен, что такая литературная величина захочет видеть Чеширского Кота, это все равно что привести на свидание к
Глава 13 Двенадцать колен
Глава 13 Двенадцать колен Как все человечество произошло от Адама и Хавы, так и все евреи (кроме новообращенных в иудаизм) произошли от патриархов.Авраам и Сара имели одного сына, Ицхака, который, в свою очередь, передал традиции монотеизма одному из своих детей — Яакову.
XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ
XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью, так называемая, рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,
Г. Г. Поспелов «Двенадцать» Блока в иллюстрациях Ларионова
Г. Г. Поспелов «Двенадцать» Блока в иллюстрациях Ларионова Михаил Ларионов работал над иллюстрациями к Блоку в 1920 году во Франции. В течение 1920 года они были трижды опубликованы[74]. «Первое парижское издание трудно назвать удачным, – пишет исследовавшая рисунки И. В.