Что было в 965 году на руси
Сражение под Белой Вежей в 965 г.
Поход воинственного Святослава Киевского на хазар фактически завершил двухвековую историю противостояния славян и Хазарского каганата.
«В лето 6473 иде Святослав на Козары. Слышавши же Козары, изидоша противу со князем своим каганом и ступишася бити. И бывши бране, и одоле Святослав козаров, и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи, и Касоги«, — рассказывает об этом походе главный первоисточник древней русской истории — «Повесть временных лет». В походе 965 года Святослав взял (по некоторым сведениям, штурмом) хорошо укрепленный каменными стенами и башнями город хазар — город Белую Вежу и нанес им тяжелое военное поражение.
Крепость Саркел — в переводе Белая Крепость или Белый дом, у русских было принято название Белая Вежа, — выстроил для хазар византийский инженер и архитектор Петрона Каматир. Мощные четырехметровой толщины стены, 6 высоких башен по наружным стенам и 4, образующие внутренний город: детинец по-русски, «донжон» — по-французски и «кип» — по-английски, были выдающимся оборонительным сооружением своего времени. Белая Вежа, Тмутаракань и Итиль олицетворяли для русских Хазарию. Многие историки считают, что именно в битве у стен Белой Вежи в 965 году Святослав разбил армию кагана. Союзниками Святослава в то время стали тюрки-огузы (торки) и, наверное, печенеги.
Необходимо заметить, что число письменных источников современников, освещающих события того далекого времени, крайне ограниченно, и ни характера боевых действий, ни их последовательности, ни даже точной датировки мы не знаем.
После похода 965 года Святослав вернулся в Киев с богатыми трофеями и привел с собой ясов и касогов.
В 968 или 969 году земли Хазарии подверглись новому опустошительному набегу русов, прошедших от старой столицы Самандара до Итиля в устье Волги. Этот поход положил конец хазарской государственности. О разгроме хазарских земель рассказал свидетель событий, арабский географ Абу-л-Касим Ибн Хаукаль. Русские летописи о событиях в Хазарии в 968 или 969 году не говорят ничего, что позволяет связать этот разгром с именем какого-либо русского князя.
Что было в 965 году на руси
2. Князь Олег «Вещий».
Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)
В 885 г. Олег пошел на северян, плативших дань хазарам и, покорив, обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русской власти пред хазарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действий Олега, радимичи в 885 г. согласились давать ему дань, которую они платили прежде хазарам.
О смерти его существует поэтическое сказание, известное в стихотворной обработке Пушкина. Личность и деятельность Олега вообще многократно служили предметами литературной обработки.
3. Князь Святослав Игоревич «Храбрый».
Отцом княжича Святослава был киевский князь Игорь, постоянно воевавший с Диким полем, где кочевали воинственные печенеги, и ходивший в походы против Византийской империи на ее столицу Константинополь, называвшийся на Руси Царьградом.
Матерью Святослава была княгиня Ольга, родом из Пскова.
В трехлетнем возрасте Святослав потерял отца — князь Игорь нарушил правила сбора дани (полюдье) с подвластного Киеву славянского племени древлян и был ими убит. Случилось это в 945 году.
Овдовевшая княгиня Ольга решила отомстить древлянам за убийство мужа и в следующем году направила княжескую дружину в их земли. По древнерусской традиции, войско, уходившее в поход, должен был возглавлять сам князь. Так Святослав в свои 4 года под опекой опытного отцовского воеводы варяга Свенельда участвовал в первом ратном деле. Княгиня Ольга жестоко наказала древлян: их войско было разбито, а город Искоростень сожжен.
После этого имя князя Святослава не упоминалось в древнерусских летописях почти десять лет. Это и понятно — Киевской Русью безраздельно правила его мать, княгиня Ольга. А юный князь в это время познавал бранную науку под зорким присмотром своего воспитателя Асмуда и воеводы Свенельда.
Русские летописцы рисуют князя Святослава Игоревича, сына княгини Ольги, как молодого, удачливого и отважного воителя:
«Князь Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс, рысь — звери, отличающиеся быстротой нападения и бесстрашием), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подстелив потник, с седлом в головах, такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы!».
В Х веке Киевская Русь еще только складывалась как государство. В нее вливались племена восточных славян: поляне и северяне, древляне и радимичи, кривичи и дреговичи, уличи и тиверцы, словены и вятичи. Их лучшие воины переходили на службу в дружину киевского князя, забывая свой род и племенные обычаи.
Военный гений князя Святослава дал не только силу и могущество Русской земле, но и вывел ее на широкую дорогу мировой истории. Соседи признали Русь могучим государством.
4. Первый поход на Хазарию. Освобождение Вятичей.
В 964 году князь Святослав Игоревич совершил свой первый поход — на земли славянского племени вятичей, плативших дань Хазарскому каганату.
Вятичи заселяли лесистое междуречье Оки и Волги. Пробыв у них всю зиму, Святослав добился своего — они перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.
5. Поход 965 года. Победа и полный разгром Хазарии.
Волжская Атлантида. Хазары воевали с Византией и арабами. Как столица великого государства утонула в русской степи?
В начале сентября российские археологи нашли руины города, который может быть легендарной столицей Хазарского каганата — великого государства, успешно воевавшего с Византией и сдерживавшего натиск Арабского халифата. О каганате известно очень мало — летописей хазары не вели, а само существование их столицы где-то на просторах современной России долго считалось мифом. Но теперь все может измениться. Кем были хазары, как они повлияли на мировую историю и как их погубил климат, а главный хазарский город буквально утонул посреди русской степи, — «Лента.ру» спросила у руководителя экспедиции археологов, старшего научного сотрудника Астраханского музея-заповедника Дамира Соловьева.
Соловьев: Это конгломерат народов — булгар, венгров и еще ряда племен, которые объединились в каганат. Он занимал большую территорию от Днепра, регионы Донецка, территории Кавказа, Крыма, Белгорода, Воронежа, верховий Волги.
Что касается перевода слова «хазары» — это вопрос сложный, как и происхождение самих хазар. В разных источниках они фигурировали по-разному, точного ответа нет.
По характеру государство было одним из выдающихся, сопоставимым с Византией и Арабским халифатом. Причем Хазарский каганат умудрялся еще с ними воевать — это было очень серьезное государственное образование.
Большая заслуга Хазарского каганата в том, что он в течение 150 лет давал отпор Арабскому халифату, сдерживал продвижение джихада и распространение ислама на европейской и евразийской территориях. Все это время шли арабо-хазарские войны, в конце которых каганат потерпел поражение и был вынужден принять ислам. Но, судя по всему, это был такой временный политический ход, потому что в дальнейшем в каганате фигурирует политическая верхушка из иудеев — это написано в источниках, но археологическим путем никаких следов иудаизма в каганате не выявлено.
Что насчет взаимоотношений с Русью?
Вспомним поход Святослава на каганат 965 года — Русь стояла в зависимости от каганата, платила ей дань. Но Святослав в каком-то смысле «добивает» каганат, государство приходит в упадок, и историки связывают его окончательную гибель с походом Святослава.
На самом деле к упадку привели более сложные процессы — там шли гражданские войны, но самым главным фактором, на мой взгляд, является климатическая ситуация. 950 год — время, когда наступил так называемый климатический оптимум, время викингов. В этот период из-за климата менялись значительные территории, и образ жизни также начал изменяться.
В части, например, волжского варианта, где мы выявили предполагаемую столицу, ситуация немного другая — где-то в конце VIII века под натиском Арабского халифата хазарский каганат вынужден перенести свою столицу с Кавказа, где-то из района Дербента, в другое место.
Дань славян хазарам
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Выбрали они для этого одну из самых труднодоступных территорий — это узкая волжская дельта, в центре которой расположили город. Огромное количество болот и камышовых крепей создают такой заслон, что попасть на эту территорию можно по одному водному пути — так называемой реке Итиль. Там отстраивается столица этого каганата, метрополия. Согласно источникам различных авторов, город имеет ряд названий — это и Семендер, и Хазаран, и Хорошин, и в конечном итоге один из источников называет город Итиль. Несмотря на то что город большой, богатый и существовал приличное время, а к тому же описан в источниках, археологическим путем он до определенного времени не обнаруживался.
[Ученый и писатель] Лев Гумилев в конце 50-х годов начинает свои поиски города Итиль в волжской дельте. Они продолжаются пять лет, но не достигают результата. Однако Гумилев находит там ряд хазарских погребений, обнаруживает несколько донных отложений — дельта постоянно затапливается из-за динамики Каспия.
По результатам он пишет книгу «Открытие Хазарии», в которой оставляет небольшую подсказку — что в районе села Семибугры и в районе села Бараний Бугор обнаружил керамику хазарского времени. Для нас это стало некоторой зацепкой, мы стали работать в этом направлении, проверили окрестности указанных населенных пунктов и обнаружили огромное количество фрагментов керамики хазарского времени, культурные слои, в том числе уничтоженные морскими затоплениями, что подтвердило предположения Гумилева.
И Гумилев делает вывод, что Хазарский каганат в этой части утонул. Называется это хазарской Атлантидой или степными Нидерландами
И теперь мы имеем крупный археологический комплекс в дельте Волги, который в этом году дополнили территориями. Он располагается на двух сторонах реки Балта, с одной стороны — поселение Семибугры, вторая часть — на территории современного поселка Бараний бугор. Эти две части в будущем можно будет рассматривать как отдельные комплексы. Там представлены практически одинаковые материалы хазарского времени, поэтому мы будем вводить в научный оборот понятие Семибугринский археологический комплекс, который подразумевает под собой эти памятники.
Лев Гумилев на раскопках
Фото: предоставлено Астраханским отделением РГО
Площадь каждого объекта около полутора квадратных километров. Со стороны Семибугров мы провели работы, сейчас изучаем могильник, вокруг располагается поселение. Там в огромном количестве представлена керамика, шлаки керамического производства, монеты конца VIII века, еще в этом году нашли хазарский перстень. В части Бараньего бугра только начали работы, обнаружили насыщенные крупные слои, которые можно сравнить с городскими.
Мы попали на жилую постройку того времени, обнаружили большое количество материала: перстни, фрагменты кирпича с остатками известкового раствора, а это уже византийская технология. Хазары сами не строили такое, приглашали для этого византийцев. Еще обнаружили керамическую черепицу, огромное количество амфор — это дает нам связь с Черноморьем, откуда амфоры и происходят.
Находки яркие, представительные — судя по всему, мы имеем дело с крупной агломерацией. За всю историю поисков, подобных материалов, представленных так ярко и на таких территориях, не обнаруживалось
По письменным источникам мы знаем, что город в дельте Волги был только один, но мы пока не готовы утверждать, что нашли Итиль.
Поставит ли это точку в вопросе об их образе жизни? Потому что на эту тему ведутся дискуссии — были они кочевниками или оседлыми.
Дискуссии ведутся, но есть очень важная теория, главная. Дело в том, что культура Хазарского каганата — салтово-маяцкая, а это оседлая культура. Тот памятник, с которым мы имеем дело, указывает на крупное оседлое поселение. И мы ставим точку в том, как выглядела культура Хазарского каганата, потому что до этого салтово-маяцких материалов на Волге не обнаруживалось и предполагалось, что вид был другой, культура другая была, а то, что мы сейчас обнаружили — одно из важнейших достижений последних трех лет. Помимо всего прочего, мы обнаружили волжский вариант Хазарского каганата, а Итиль — всего лишь одна из его составляющих частей. Выделение волжского варианта куда более значительно.
Почему вокруг хазар так много мифов, дискуссий, белых пятен?
Вообще, в науке всегда много дискуссий, особенно в археологии. У нас нет письменных подсказок — только интерпретация материальной культуры, разный материал на разных территориях.
В отношении Хазарского каганата дискуссии порождал один момент: дело в том, что все, что исследовалось — это периферия государств, приграничные территории, где есть культурные влияния, в то время как метрополия каганата находилась в нижней Волге, и вот как раз сейчас мы имеем дело именно с центральной частью.
Какой веры на самом деле придерживались хазары? Вы уже упомянули иудаизм, но об этом спорят.
Согласно источникам, у них было огромное количество вероисповеданий: ислам, христианство, язычество, иудаизм. Все уживались едино и мирно. Причем в Итиле, согласно источникам, для каждого народа был свой судья, судивший по законам веры этого народа. Подобное всегда было в крупных государствах средневековья, например, у Орды.
Конечно, поголовно они иудеями не были — скорее всего, большинство было мусульмане, так как ислам очень динамично распространялся как новая религия. Иудаизм там присутствовал, но его исповедовала правящая верхушка, которая захватила власть к концу гибели каганата. Царь Иосиф (считается последним или предпоследним правителем Хазарского каганата — прим.«Ленты.ру»), например, который оставил еврейско-хазарскую переписку, упоминал, что происходит из рода Ашина от Авраама, — вполне себе представитель иудаизма.
Почему не сложилось единой веры? Из-за обширной территории?
Да, потому что в каганат входили разные народы. Аланы, которые жили на Кавказе, имели языческое вероисповедание, булгары на горностепном пространстве на Средней Волге быстро исламизировались, хотя были язычниками. Те, кто жил ближе к административным центрам, быстро приобретали авраамические религии, а те, кто жил в сельской местности, сохраняли поклонение языческим богам.
Существовал такой интересный момент — испытание вер. Согласно источникам, каган Булан (его имя переводится как олень) собрал представителей разных религий — христианина, мусульманина и иудея, — чтобы сделать в кагане единую веру. И он задал вопрос мусульманину: «Твоя религия более древняя, чем иудаизм?» «Нет, — говорит, — иудаизм более древняя». То же самое у христианина спросил — он то же самое ответил. Ну и он якобы сказал: «Значит, иудаизм более правильная религия, мы принимаем ее».
Восточные походы князя Святослава Игоревича
Существует несколько версий как относительно хронологического порядка походов князя Святослава на Восток, так и о причинах отдльных мероприятий.
Результатом походов князя на Восток стало освобождение племени вятичей от власти хазар, разгром хазарских союзников в лице Волжской Булгарии, племён буртасов, ясов и касогов, и, наконец, разгром самого Хазарского Каганата.
Походы к вятичам
Следующий поход князь предпринял в 966 году, после того как разбил войска хазар во главе с их каганом и взял пограничную хазарскую крепость Саркел. На этот раз летопись сообщает, что Святослав победил вятичей и наложил на них дань. Таким образом последнее из восточнославянских племён ранее плативших дань хазарам было подчинено власти Киева.
Походы князя Святослава Игоревича к племени вятичей
Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов
После разгрома Булгара русы начали справляться вниз по волге и разорили земли племён буртасов. Предыдущее столкновение с даными племенами произошло в 912 году, когда возвращающиеся с добычей из каспийского похода варяги-русы были практически полностью истреблены буртасами.
На этот раз войско русов было более чем готово к сопротивлению, племена были разбиты и вынуждены спасаться бегством, многие попали в плен.
Хазарские походы
В предшествующее столетие русы постепенно переподчинили себе почти все восточнославянские объединения, ранее являвшиеся хазарскими данниками. Кроме этого, после похода каспийского похода русов в 912\913 годах, хазарский каган нарушил ранее данное обещание пропустить возвращающихся варягов и разрешил своей гвардии атаковать потрепанное в походе русское войско.
По разным версиям, князь Святослав совершил один машстабный (в 965 году) или несколько походов (965, 966-967 или 965, 968-969 годы) против хазар. Вне зависимости от хронологической интерпретации, результатом конфликта стал разгром Хазарского каганата, после которого это некогда сильное государство не смогло восстановиться и было поглощено соседними державами.
Варианты причин и хронологии восточных походов
Единственный масштабный поход 965 года
Однако, данная версия не соответствует данным арабских историков. Если же присовокупить к штурму Саркела поход на Волжскую булгарию и буртасов — получается слишком большой и продолжительный поход, прохождение такого большого расстояния за один год, с постоянным участием в сражениях, выглядит маловероятным.
Серия походов 965-967 годов
В данной версии, после окончательного разгрома хазар, князь переключил внимание на юго-запрадное направление и в дальнейшем совершал походы в дунайскую область Болгарии и воевал с Византией.
Отдельные походы 965 и 968-969 годов
В данной версии, второй поход на Хазарский каганат и его разгром был вызван нападением печенегов на Киев в 968 году, что не является однозначно доказанным.
Итоги и результаты
Восточный поход Святослава
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВЕ НА ХАЗАР
В год 6472 (964). [. ] И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем».
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
УДАЛЬ И УВАЖЕНИЕ
Сильнее всего развился дух удальства и предприимчивости при Святославе, когда удача следовала за удачей. Удалые толпы ходили с ним на степи, победили хазар, которым их предки некогда платили дань. Это должно было сильно возвысить народное чувство, еще более прикреплять народы к Киеву и внушать к нему уважение; ибо из Киева исходили такие славные подвиги.
Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.
ВОЙНЫ СВЯТОСЛАВА И КРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА
Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.
История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.
Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.
Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство